что делать если за электроэнергию много насчитали
Огромный счет за коммуналку: как доказать ошибку
Плата за коммуналку может рассчитываться по показателям счетчиков, средним значениям, нормативам. Нормативы потребления коммунальных услуг с учетом среднемесячных данных определил Минстрой. По его сведениям, среднестатистический житель квартиры в России принимает душ 25 раз, а ванну набирает четыре раза в месяц.
Но иногда цифры потребленного ресурса оказываются далеки от «нормальных». Так, за месяц житель Люберец оказался должен за коммунальные услуги более 180 000 руб. Самой затратной статьей расходов оказалась вода. За холодную, горячую воду, а также водоотведение вышло 164 000 руб. Потребление воды за месяц составило 1 200 куб. м., столько обычно нужно общественным заведениям. Причиной, как оказалось, стал сбой в передаче данных, передавало издание «Подмосковье сегодня». Нестыковки пошли после того, как Люберецкий городской жилищный трест (АО «ЛГЖТ») заключил договор с «МосОблЕИРЦ» об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги.
Что делать, если виноват пользователь
Если пользователь внес деньги за коммуналку, но ошибся счетом, ошибку легко исправить, объясняет одна из управляющих компаний: нужно обратиться либо в банк, либо к владельцу платежного терминала с чеком, заполнить заявление об отмене ошибочного перевода и перенаправлении денег на верный номер лицевого счета (образец есть у банков). Бывают ситуации, когда собственник ошибается не в номере счета, а неправильно указывает данные по потребленным ресурсам.
В квитанции жительницы Подмосковья значилось, что за потребленные ресурсы она должна 68 000 руб., причем 49 000 руб. ей начислили за горячую воду. Оказалось, что, передавая показания, женщина не там поставила запятую. Вместо 2,770 кубометра она написала 277,0.
Бычков говорит, что такая проблема решается обращением в управляющую компанию. После этого УК направит своего сотрудника, который снимет показания счетчика и на основании этих данных сделает перерасчет.
Если же окажется, что со счетчиком проблемы, то Бычков советует обратить внимание, как УК вычислит потребленный ресурс в такой ситуации – по среднему значению или по нормативу. В течение трех месяцев расчет должны вести по среднему значению, обычно он выгоднее для собственника. «Счетчики показывают, что жители тратят гораздо меньше воды и света, чем заложено в нормативах. Так что при расчетах по нормативу плата обычно выше», – рассказал представитель «Российских коммунальных систем».
Если излишнюю плату начислили из-за пропуска срока поверки счетчика, то права окажется уже управляющая организация. Так, у Ирины Аверковой* наступил срок поверки счетчика на воду, но она об этом забыла. И еще два года платила по показаниям, но потом об этом узнал Водоканал. Он пересчитал потребленный ресурс. Вышло, что Аверкова должна почти 122 000 руб. Всю сумму истец взыскал через суд (дело № 33-5985/2019, вступило в силу).
Что делать, если ошиблась управляющая компания
«Весь наш дом вчера разом получил долговые квитанции», – написала жительница Москвы в Facebook летом 2020-го. По ее словам, это были извещения о долге за июль 2019 года. А жительница Звенигорода на своей страничке пожаловалась на счета за отопление: ей выставили к оплате 4, 07945 Гкал за отопление, хотя по счетчикам она потребила в два раза меньше – 1,9177 Гкал.
В таких ситуациях сначала нужно рассчитать настоящий размер платежа. Собственник может прийти с платежкой в управляющую организацию и потребовать уточнения по каждой строчке:
Скорее всего, после подсчета цифра получится более привычной, чем внушительная сумма, указанная в квитанции. Тогда можно обратиться с претензией о перерасчете в управляющую компанию или ТСЖ, обслуживающие дом, или же к агенту по приему показателей счетчиков.
Претензии из-за неточности в расчетах обычно удается урегулировать уже на этом этапе. Платежный агент или организация, выбранная вашим домом в качестве формы управления, если обнаружит ошибку, может сразу сделать перерасчет.
В отдельных случаях, продолжает Бычков, УК может направить специалиста, чтобы он проверил целостность пломбы и исправность счетчика и зафиксировал снятые показания в акте. И уже на его основании вносятся корректировки.
Если УК или ТСЖ не идут навстречу, надо обращаться с жалобой в Госжилинспекцию. К заявлению нужно приложить платежки, с которыми вы не согласны. По обращению жилищная инспекция обязана будет провести внеплановую проверку. Если обнаружит нарушение, то обяжет УК провести перерасчет. Бычков рекомендует параллельно направить такую же жалобу и в прокуратуру.
А если причина в счетчике?
Житель Москвы решил переустановить газовую плиту, вызвал мастера, тот сделал все без нареканий. А в конце месяца собственник получил астрономический счет за газ – 600 000 руб.
Подобных историй много: например, счетчик воды накрутил 60 куб. м и даже 180 куб. м вместо обычных 2–3 или прибор учета электричества выдал показания в десять раз больше, чем месяцем раньше. Компании, которые занимаются поверкой и установкой счетчиков воды, выделяют несколько типичных неисправностей, которые могут повлиять на показания счетчика:
Похожая ситуация и с газовыми счетчиками. Неверные данные прибор может показать в таких случаях:
Как только собственник понял, что с пробором учета что-то не то, он должен оповестить управляющую компанию (УК) или ресурсоснабжающую организацию (РСО), говорит Титов. Нужно попросить их проверить счетчик. Если специалист подтвердит, что он неисправен, то начисление ресурса проведут расчетным путем. Но иногда о том, что счетчик выдавал ошибочные показания, собственники узнают, получая квитанцию с круглой суммой. Бычков говорит, что в таком случае нужно будет провести независимую экспертизу счетчика.
Если эксперт подтвердит неисправность прибора учета, обслуживающая организация должна будет произвести перерасчет начисленной суммы, объясняет Бычков. Если РСО или УК этого не сделают, придется через суд добиваться перерасчета платы (исключения из лицевого счета оплаты) за коммунальные услуги.
С таким иском обратился Георгий Боричев* к ЖСК «Юбилейный-6». Он оспаривал начисление почти 115 000 руб. за воду и настаивал, что счетчики воды в его квартире неисправные. Это подтвердила организация по поверке средств измерений: по мнению эксперта, погрешность приборов в три раза больше нормы, а значит, они неисправные.
Первая инстанция встала на сторону собственника и не только обязала ЖСК провести перерасчет, но и взыскала в пользу потребителя компенсацию морального вреда, штраф и расходы на представителя. Но апелляция это решение отменила, решив, что Боричев должен заплатить по выставленному счету. Собственник квартиры обжалует решение в кассации (дело № 2-1159/19).
Лучше не оплачивать сумму, с которой вы не согласны, а вместо этого ждать, пока РСО подаст в суд. И уже в процессе можно добиваться отмены начисления.
Сергей Сергеев, руководитель практики в сфере ЖКХ, экологии и природопользования МКА Московская коллегия адвокатов «Арбат» Московская коллегия адвокатов «Арбат» Федеральный рейтинг. ×
Суд, по словам эксперта, будет оценивать действия сторон на добросовестность: насколько быстро они реагировали на ситуацию и нет ли злоупотребления правом. Второй путь для абонента – оплатить сумму в квитанции полностью, а затем взыскивать с ресурсоснабжающей организации деньги как неосновательное обогащение.
* Имена и фамилии изменены редакцией
Что делать если за электроэнергию много насчитали
Расходы на оплату общедомовых нужд за свет выросли, иногда выходит даже больше, чем за квартиру, почему так и что делать, чтобы меньше платить?
Большие ОДН могут начисляться в домах с непосредственной формой управления, где нет управляющей компании или ТСЖ, или форма управления не определена.
ОДН рассчитывается так. Из расхода по общедомовому прибору учёта вычитается сумма расхода по квартирным счётчикам (плюс норматив по тем квартирам, откуда показания не поступили), и получившаяся разница делится между всеми жильцами пропорционально размеру площади каждого жилого помещения (квартиры).
Долги неплательщиков на добросовестно рассчитывающихся за электроэнергию жильцов не распределяются. Долги остаются на лицевом счёте должника, и только он должен их погасить добровольно либо через суд.
На увеличение ОДН могут влиять не должники, а ситуации, когда жильцы не передают показания электросчётчиков, передают нерегулярно, неправильно, не в период с 23 по 25 число. Если показания не передаются, по таким квартирам начисление производится по среднему или нормативу, при этом фактическое потребление электроэнергии в квартире может быть больше или меньше.
1.В квартире никто не живёт, потребления электроэнергии нет, показания не передаются, ежемесячно начисляется норматив. Однажды собственник передал показания, либо показания снял контролёр, и выяснилось, что по факту электроэнергия не использовалась. Производится перерасчёт: начисления с этой квартиры снимаются и перераспределяются на ОДН. Т.е. у всех остальных жильцов разово возрастает ОДН.
2.Обратная ситуация. Потребление в квартире большое, показания жильцы не передают, за индивидуальное потребление начисляется норматив, что гораздо меньше фактического электропотребления внутри квартиры. При этом общедомовой прибор учёта «сосчитал» всю электроэнергию, которая использовалась в доме. Соответственно возрастёт ОДН для всех жильцов.
3. Жильцы многоквартирного дома передают показания в разные дни месяца с 10 по 25 число, а показания общедомового счётчика фиксируются 25 числа. Если кто-то передал данные 10 числа, то до 25 числа (тем более в зимний период, когда электропотребление в квартирах возрастает) он использует ещё очень много кВт.ч., которые в этом расчётном периоде «упадут» в ОДН. В следующем месяце они вернутся жильцу квартиры, но «скачки» ОДН в случаях, когда показания передаются неравномерно, неизбежны.
То же самое происходит, когда показания передаются примерно, округляются в большую или меньшую сторону, передаются с ошибками.
Поэтому для жителей многоквартирных домов важно одномоментно и ежемесячно в период с 23 до 25 числа фиксировать показания всех электросчётчиков в доме, и передавать их лучше не каждому жильцу отдельно, а списком на адрес электронной почты dom@sevesk.ru
На величину ОДН могут влиять и потери электроэнергии во внутридомовой сети, а также вмешательство жильцов в работу приборов учёта. В домах, где есть управляющие компании, УК следят за состоянием электропроводки, предпринимают меры. Если УК нет, выбрана непосредственная форма управления домом, либо не выбрана вообще, привести электрохозяйство дома в порядок могут только сами собственники. Так как и сама квартира и общедомовое имущество — это их собственность, и бремя содержания, в том числе общедомового имущества, законодательством возложено на собственников. Для этого нужно объединиться, определиться с финансированием и обратиться в специализированную организацию, которая проведёт аудит, выявит возможные несанкционированные подключения, факты вмешательства в работу приборов учета и проведёт необходимые работы по устранению причин высоких ОДН.
Но для начала лучше просто всем жильцам передавать показания электросчётчиков. Снятые одномоментно показания со всех приборов учёта электроэнергии в доме чаще всего помогают снизить расходы на оплату ОДН.
*Изменения внесены в п.44 постановления Правительства РФ №354 (постановление Правительства РФ от 29.06.2020 N 950).
Что будет, если не передавать показания счетчиков?
В квартире стоят счетчики на электричество и воду. Так получилось, что данные счетчиков не передавались: то ремонт долго делали, то непонятно, как передавать показания в личном кабинете. Счет за квартиру оплачиваем полностью, в графах «Вода» и «Электричество» всегда есть какие-то начисления.
Расходы по электричеству и воде в счетах взяты какие-то средние или нормативные? Если мы начнем передавать данные, управляющая компания должна пересчитать? Есть ли какие-то штрафы, если мы не будем передавать показания электричества и воды?
Михаил, если вы не передавали в управляющую компанию показания счетчиков, то воду и электричество вам сначала посчитают по среднемесячным показаниям, а потом по нормативу. Скорее всего, пока вы не передавали показания, вы переплачивали.
Среднемесячные показания возьмут из ваших прошлых квитанций. В таком случае берут объем потребления воды и электроэнергии за полгода и находят среднее значение. Вот такой объем вам будут указывать в квитанции в течение трех месяцев. Тарифы будут обычные, как если бы вы передавали показания.
Нормативы устанавливают в регионах. Если и через три месяца вы не передадите показания, объем воды и электроэнергии начнут считать с повышающим коэффициентом 1,5. Это не штраф, но мало приятного. И так будет до тех пор, пока вы не передадите показания или не сверитесь с управляющей компанией.
Как пересчитать
Даже если вам какое-то время начисляли плату за коммунальные услуги по среднемесячным показаниям или нормативам, это не значит, что дальше будут считать от этих показаний. Вы все равно заплатите за тот объем ресурсов, который реально потребили.
Управляющая компания может сама снять показания с ваших счетчиков и уточнить начисления. Или это сделают, когда вы передадите реальные данные. Тогда посчитают разницу и в следующей квитанции скорректируют платежи в большую или меньшую сторону.
Обычно по счетчикам платить выгоднее.
Если вы уже закончили ремонт и разобрались с начислениями, передайте показания счетчиков и сверьтесь с управляющей компанией. Когда придет следующая квитанция, проверьте, правильно ли вам всё посчитали.
Стоит ли ставить счетчики
По закону об энергосбережении счетчики должны стоять везде, где вода, электричество и тепло используются из общего источника и где установка счетчиков технически возможна. Если у человека личная водозаборная колонка, счетчик ставить не нужно. Счетчики еще называют приборами учета (ПУ), а в квартире — индивидуальными приборами учета (ИПУ).
Энергосбыт, водоканал, теплосети и межрегионгаз могут прийти к вам домой, установить прибор учета и выставить счет на оплату своих услуг. Исключение — Крым и Севастополь. Там до 1 января 2021 года не обязательно иметь счетчики на газ, если дом построен до 27 ноября 2009 года.
Штрафы за отсутствие приборов учета не назначают, но за свет и воду будете платить по повышенному в 1,5 раза тарифу, о чем уже написано выше. Поэтому обычно стоит ставить счетчики, если прописано больше человек, чем живет. Возможно, не стоит их устанавливать, когда ситуация обратная.
Кроме материальных потерь существует еще моральная сторона. Например, лучше не тратить питьевую воду в бессчетных количествах, а понимать, сколько ее уходит на бытовые нужды, и контролировать ситуацию.
Как снять показания счетчиков
Показания ПУ — это цифры в его окошке. Просто перепишите их, не перепутав, что идет до запятой, а что после. Потом передайте эти цифры поставщикам коммунальных услуг — как это сделать, расскажем ниже.
Поставщиков коммунальных услуг называют еще исполнителями или ресурсоснабжающими организациями. Это могут быть энергосбыт, водоканал, теплосети или межрайгаз. Они снимают показания наших счетчиков и проверяют достоверность переданных показаний.
В многоквартирных домах электрические счетчики обычно расположены в подъезде, так что специалисты энергосбыта могут снять показания без участия жильцов.
ИПУ воды, газа, тепла находятся внутри квартиры, поэтому представители ресурсоснабжающих компаний с разрешения владельцев квартир заходят внутрь, чтобы снять показания счетчиков или проверить показания, переданные владельцами. Специалисты должны сверять показания не чаще одного раза в 3 месяца и не реже одного раза в год. Если владелец квартиры полгода не передает показания, поставщик услуг обязан прийти и снять показания в течение 15 дней.
Способы передать показания счетчиков
Передать показания приборов учета можно при оплате жилищно-коммунальных услуг любым способом или вне процесса оплаты. Показания пишут на квитанции при оплате на почте или в банке или указывают в мобильном приложении.
Вне процесса оплаты показания счетчиков передают лично, по телефону или через интернет. Обычно варианты указаны в верхней части квитанции: адрес и график работы поставщика услуг, контактный телефон, сайт. Можно лично прийти в энергосбыт, водоканал, теплосети или межрайгаз и сообщить показания ПУ или пустить специалиста посмотреть счетчик, но они приходят для этого не чаще одного раза в три месяца.
Способов передать показания через интернет много, варианты различаются в зависимости от региона. Существуют универсальные сайты, где можно передать показания любого счетчика — газового, электрического, водного.
В Омской области работает сайт «Все платежи», через который оплачивают коммуналку, штрафы, сотовую связь. Там же можно передать показания приборов учета.
Еще для передачи показаний существует Государственная информационная система ЖКХ, но пользоваться ей пока сложно. Чтобы попасть туда, сначала обязательно пройти регистрацию на «Госуслугах». Если зарегистрировались, передать показания все равно может не получиться, потому что там представлены не все поставщики. К тому же сайт иногда не грузится из-за настроек браузера.
Как передать показания счетчиков воды
Отдельная передача показаний приборов учета — это лишнее действие. Удобнее сообщить показания при оплате за предыдущий месяц.
В квитанции может быть QR-код — специальный штрихкод, который считывается мобильным банковским приложением. Нужно навести на код камеру, и все сведения о лицевом счете подгрузятся автоматически, в том числе появится строчка для текущих показаний.
Если передаете показания вне процесса оплаты, наберите в поисковике слово «водоканал» и название своего города. На первой странице найденного сайта должна быть надпись «передать показания приборов учета» или «показания ИПУ», а за ней — форма для передачи показаний.
Если не знаете, что ставить в графе «Предыдущие показания», возьмите их из последней квитанции. Они всегда там есть, независимо от того, как произведен расчет: по счетчику, по среднему или по нормативу. В новом доме для первой квитанции в качестве исходных используют показатели из акта опломбировки счетчика.
Как передать показания газового счетчика
Показания газового счетчика тоже удобно передать при оплате.
На случай, если в вашем банке нет функции передачи показаний, покажем подробнее, как это сделать через сайт поставщика вне процесса оплаты:
Как передать показания электросчетчика
На квитанциях по электроэнергии тоже размещают QR-код для мобильных приложений, где вы сможете оплатить квитанцию и передать показания.
Еще можете передать показания при оплате квитанции в интернет-банке Тинькофф. Для этого перейдите на вкладку «Платежи» — «ЖКХ». Попадете на список поставщиков коммунальных услуг в вашем регионе.
В квитанции найдите название поставщика. Например, в Омске это «Омская энергосбытовая компания».
Сроки приема показаний приборов учета
Передать показания приборов учета можно в любой момент.
Но, чтобы показания учли, их обязательно передать поставщику услуг до 25-го числа расчетного месяца включительно. Если передаете показания за ноябрь, это обязательно сделать до 25 ноября. Тогда в квитанции за ноябрь расчет вы получите по вашим показаниям.
Если 25-го числа у ресурсоснабжающей организации не будет информации о реальных показаниях ваших приборов учета, то в следующей квитанции начисления будут средние, исходящие из показаний за 6 предыдущих месяцев.
Имеет значение не дата, когда потребитель сообщил показания, а когда коммунальщики их получили. Если передавать сведения приборов учета напрямую в энергосбыт или водоканал, скорее всего, они попадут в расчетную программу в тот же день. Если оплату и передачу показаний делаете через банк или почту, срок извещения исполнителей зависит от условий договора между организациями. Например, один банк может передавать информацию поставщикам на следующий день, другой банк — через три рабочих дня, а почта — через пять рабочих дней.
Коммунальщики рекомендуют передавать данные с 15 по 23 число.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Безучетное потребление электроэнергии. Реальные случаи из судебной практики 2020 года
Споры в области электроснабжения – одни из самых распространенных. И очень часто рассматриваются дела о взыскании безучетного потребления электроэнергии. Эта проблема может коснуться любого – от частного лица до крупного промышленного предприятия. И даже изменение законодательства о «перемене собственности» приборов учета на гарантирующих поставщиком и сетевых организаций, внедрение смарт-счетчиков до сих пор не снимают эту проблему для потребителя.
Что такое безучетное потребление и в чью пользу чаще всего решаются споры? Рассмотрим некоторые актуальные примеры из судебной практики за 2020 год.
Приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления электроэнергии должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений. В том числе, соответствовать классу точности, быть надлежащим образом допущенными в эксплуатацию и иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
Из анализа судебной практики следует, что действующее законодательство обуславливает безучетное потребление электроэнергии совершением потребителем различных действий, которые условно разделяется на две группы.
К первой группе относятся действия потребителя, выразившиеся во вмешательство в работу прибора учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля. К этой же группе относятсянарушения потребителем обязанности по сохранности прибора учета и несвоевременное извещение об утрате или неисправности прибора учета.
Совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для квалификации их в качестве безучетного.
Ко второй группе относятся иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета действия потребителя, которые привели к искажению данных об объемах потребления электроэнергии. Соответственно, в таком случае факт безучетного потребления неочевиден и подлежит доказыванию в судебном порядке.
Но, на самом деле есть еще и третья группа. К этой группе относится истечение межповерочного интервала прибора учета и самостоятельная замена потребителем прибора учета и трансформаторов тока без соответствующего уведомления сбытовой организации.
Определение Верховного суда от 13 августа 2020 года
Очень часто суды занимают достаточно жесткую позицию, но данный случай интересен как раз тем, что он был решен в пользу потребителя. Верховный суд подробно изучил материалы дела, доказательную базу, и изменил решение предыдущих судов.
В 2013 году между гарантирующим поставщиком и потребителем был заключён договор электроснабжения. Через пару лет представители сетевой организации осмотрели приборы учёта и выявили случай безучетного потребления. Они увидели, что на трансформаторах тока не стояли пломбы. Сумма, которую потребовали от потребителя, было достаточно солидной – около 15 млн. рублей. Естественно, потребитель был не согласен и с самим фактом безучетного потребления, и отказывался платить деньги.
Поставщик обратился с иском о взыскании, и суд первой инстанции решил, что безучетное потребление доказано. Его поддержали и другие инстанции – апелляционная, кассация. За период безучетного потребления с потребителя взыскали 12 млн. рублей. Сумма на 3 млн меньше первоначально заявленной, но и с ней ответчик не согласился. Он подал кассационную жалобу в Верховный суд, и здесь ход дела изменился.
Потребитель заявил, что на трансформаторах пломб не было изначально, еще при заключении договора и при установке приборов. Гарантирующий поставщик и сетевая организация ответили, что обязанность потребителя – следить за наличием пломб. То есть он должен был заметить это и уведомить поставщиков. Однако Верховный суд признал такие заявления несостоятельными, потому что обязанности по пломбированию трансформатора тока и приборов учета закон оставляет за гарантирующим поставщиком и сетевой организацией. Тем более, в материалах дела не было доказательств того, что эти пломбы на трансформаторе тока действительно находились. В акте допуска прибора учета не было информации, что пломба установлена. А значит, нет доказательств, что трансформатор действительно был опломбирован. Было решено, что предыдущие инстанции неверно рассматривали спор, и дело вернулось на рассмотрение в суд первой инстанции.
Верховный суд также обратил внимание на то, что учёт был проведён неверно: приборы были установлены в 2014 году, допуск их был тогда же, и даже если он не был проведен, то нужно считать период безучетного потребления с того момента, когда должна была быть проверка.
Как видим, это дело закончилось благополучно для потребителя.
Определение Верховного Суда от 11 августа 2020 года
А вот следующее судебное дело окончилось для потребителей неудачно. Верховный суд не нашел оснований для пересмотра нижестоящих инстанций и отказал в передаче дела в судебную коллегию.
В 2012 году был заключен государственный контракт на поставку электроэнергии. Абонент обязался её оплачивать. В 2016 году сетевая организация провела проверку и выявила факт безучетного потребления. Трансформаторы были неисправны: в первичной цепи была нагрузка, а во вторичной ее не было, на луче Б отсутствовал ток, к тому же истек межпроверочный интервал.
Организация уведомила потребителя о том, что будет составлять акт о безучетном потреблении. Потребитель на пришел на оформление, потому акт составили в присутствии двух незаинтересованных лиц.
Все суды признали, что акт был оформлен корректно, в нем указана вся информация о приборах учета, трансформаторах тока, потребителе и периоде самого безучетного потребления. Возникает логичный вопрос: почему сетевая организация приехала с инструментальной проверкой через 4 года после заключения договора, когда уже истек межповерочный интервал? Тем более, что было видно, что в трансформаторе отсутствует ток – нет нагрузки. Кроме того, в 2016 году выставлялись счета, которые абонент оплачивал. Суд принял то во внимание и отнял от заявленных исковых требований около 300 тысяч рублей, но сам факт безучетного потребления посчитал доказанным.
Абонент заявил о необходимости экспертизы, но суд установил, что она уже проводилась в рамках другого дела с участием тех же самых лиц. Судебные акты были признаны не подлежащими отмене, это же поддержал и Верховный суд.
Определение Верховного суда от 3 августа 2020 года
Это дело интересно в первую очередь количеством событий. В первой инстанции отказали поставщику в иске, апелляция частично удовлетворила требования. Изначально иск запрашивал около 1.3 млн рублей и еще неустойку. Апелляция признала, что сумма примерно 900 тысяч, а кассация взыскала с ответчика полную стоимость – те же 1.3 млн. Потребитель обратился с конституционной жалобой в Верховный суд, и началось новое разбирательство. Что же произошло и почему Верховный суд решил досконально изучить это дело и определить виновных?
В 2007 году СНТ и гарантирующий поставщик заключили договор энергоснабжения. В 2017 году представители компании приехали с очередной проверкой. По ее результатам выяснилось, что истек межповерочный интервал на трансформаторе тока. Оформили акт, который предписывал устранить замечания, отвели для того некоторый срок. Если СНТ за это время не устранит замечания, то оформят уже акт о безучетном потреблении электроэнергии.
Товарищество пыталось сделать это за счет снабжающей и сетевой организации, велись переговоры по телефону и переписка по электронной почте. Однако результата не было, в СНТ сами поменяли трансформаторы тока с истекшим межповерочным интервалом и сообщили об этом гарантирующему поставщику.
В течение следующих 7 месяцев поставщик принимал показания приборов учета, начислял им стоимость электроэнергии, но потом представители сетевой организации провели еще одну проверку. В ее результате оформили акт о неучтенном потреблении: зафиксировали, что товарищество самостоятельно провело демонтаж и допуск, из-за этого на приборе учета нет необходимой пломбы энергосбытовой компании. Дело передали в суд.
На первой инстанции решили, что факт безучетного потребления не доказан, так как действия СНТ правильными, им пришлось принять самим менять прибор учета трансформатора тока. Апелляция подтвердила, что это была именно необходимость, но письменного подтверждения – заявления с требованием приехать и устранить замечания, – направленного заказным письмом, не было. У СНТ была только переписка по электронной почте, а она не является доказательство для суда. Решение апелляции поддержала кассацией, которая тоже признала, что СНТ не должно было самостоятельно менять трансформатор тока, к тому же на нем нет пломбы, есть еще недочеты.
СНТ обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд, который увидел несоответствия в деле и затребовал материалы. Инстанцию заинтересовало, имеет ли право гарантирующий поставщик решать, что потребление было безучетным, если он принимал показания этих же приборов учета. Если были нарушения, то как он мог считать по этим приборам стоимость фактической потребленной электроэнергии? Также важный вопрос, почему электронные письма с заявками СНТ оставались без ответа, не было ли это спланировано.
Верховный суд РФ поддержал позицию СНТ.
Итак, мы разобрали три по-своему интересных судебных дела, два из которых решились в сторону потребителей. Радует тот факт, что проявляется тенденция к более внимательному отношению к доказательственной базе, к действиям традиционно сильных сторон по договору и профессиональных участников рынка – гарантирующих поставщиков и сетевых организаций. У каждого спора свои особенности и, в связи с этим, индивидуальные последствия.
Безучетное потребление электроэнергии – это очень актуальная проблема.
Необходимо относиться ответственно и внимательно к своим приборам учета, не допускать срывов пломб, вмешательства в его работу и это позволит избежать последствий безучетного потребления.
Дополнительно посмотреть обзоры судебной практики вы можете на нашем сайте.