что делать если во время намаза захотелось в туалет
Прерывание молитвы: обязательное, желательное и разрешённое
Каждый мусульманин должен стараться совершать намаз смиренно. Но бывают такие случаи, когда верующему разрешено, желательно или даже обязательно прервать свой акт поклонения.
1. Обязательное прерывание
Исламские богословы сошлись во мнении, что прерывание намаза без уважительной причины – грех. Однако исключением считается наличие опасности для жизни или имущества молящегося или других людей.
Речь идёт о ситуациях, в которых помощь необходимо оказать сию минуту, а промедление может нанести непоправимый ущерб. Примеры: спасение тонущего, тушение пожара, помощь во время различных природных катаклизмов (землетрясение, цунами). Верующий обязан также прервать намаз для предупреждения несчастного случая или оказания помощи недееспособным лицам (детям, старикам, инвалидам).
При этом здесь не имеет значения, какую именно молитву совершает человек: фард, ваджиб, суннат или нафиль. Спасение жизни или имущества ставится выше, чем обряд поклонения. После того, как необходимая помощь оказана, мусульманину следует восполнить оставленную молитву.
2. Желательное прерывание
Также бывают случаи, при которых желательно прервать молитву, но если мы этого не сделаем, то на нас не будет за это греха:
Если молящийся начинает чувствовать, что ему хочется в туалет, и это отвлекает его, то желательно прерваться, справить нужду, а затем совершить намаз заново. Некоторые алимы считают, что прерывание молитвы по этой причине – не только суннат (желательно), но и ваджиб (обязательно), т.к. верующий не проявляет смиренность в намазе, а думает только о походе в туалет.
— Если позвали родители
В сборниках Бухари и Муслима приводится следующий хадис:
«Среди сынов Израиля (евреев) жил человек, которого звали Джурейдж. Однажды во время молитвы его позвала мать, а он не стал прерывать молитву и не ответил ей. Тогда она произнесла: “О, Всевышний! Пусть не умрёт он до того момента, пока не увидит лица блудницы!” Спустя некоторое время в жилище Джурейджа зашла женщина, пожелавшая вступить с ним в интимную близость. Но тот не ответил ей взаимностью. Тогда эта женщина пришла к одному пастуху и забеременела от него. Родив ребёнка, она сказала, что отцом малыша является Джурейдж. Услышав это, люди разрушили его жилище и стали издеваться над ним, оскорбляя. В этой ситуации Джурейдж совершил омовение, а затем и намаз, а после спросил малыша: “Кто твой отец?” На что ребёнок ответил: “Пастух”. Услышав это, люди пообещали построить новое жилище из золота, но Джурейдж сказал, что ему достаточно и из глины».
Рассказав эту историю, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) добавил: «Будь Джурейдж факихом, то он оставил бы молитву и ответил своей матери».
В толковании этого хадиса мнения алимов разошлись. Одни уверены, что приведённый риваят был актуален исключительно для той общины. Другие же богословы считают, что в данном случае сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал, как необходимо поступить в подобной ситуации, а значит мусульманину тоже желательно прервать молитву, если его зовёт кто-либо из родителей. Третья группа учёных утверждает, что верующему желательно прерывать только дополнительную (нафиль) молитву, в то время как это правило не распространяется на обязательные (фард) и желательные (суннат) намазы.
3. Разрешённое прерывание
В некоторых ситуациях мусульманину дозволяется отвлечься во время молитвы. (В данном случае такое решение принимается по его личному усмотрению – если он считает необходимым, то вправе это сделать). Как правило, такое допускается при отсутствии угрозы жизни людей, но при наличии вероятности утраты либо порчи имущества:
Если правоверный во время намаза почувствует запах гари от пищи, то ему разрешено прервать молитву.
— Приближение животного, которое может укусить
— Бегство домашнего животного
Если человек в момент поклонения обнаружит, что его скотина убегает (скажем, верблюд или лошадь), то он может незамедлительно отправиться за ней.
— Риск утраты имущества стоимостью более дирхама
Ещё одной причиной прерывания намаза может служить угроза утраты материальной ценности, равной как минимум одному дирхаму (2,98 грамма серебра).
Как правильно прерывать молитву?
Относительно этого вопроса среди учёных есть два основных мнения. Одни считают, что перед тем, как прервать намаз, верующий должен совершить таслим (произнесение слов «Ассаляму алейкум уа рахматуллах» сначала в правую сторону, а затем в левую), даже если в этот момент он не находится в состоянии сидения. Доказательством тому может служить хадис:
«Из намаза дозволяет выйти таслим» (Абу Дауд).
Другие богословы уверены, что достаточно соответствующего намерения, в то время как для таслима есть определённое время, а именно – при нахождении в сидении.
Ответы на вопросы наших читателей
Перевод Корана.
Вопрос: Можно ли читать Коран в переводе?
Ответ: Однозначно сказать, что читать перевод нельзя, затруднительно. Но многие из тех, кто сошёл с истинного пути, сделал это именно из-за того, что начитался подобных переводов. В переводах Корана сплошь и рядом содержатся слова и предложения, прочитав и приняв которые, уверовав в это (буквально переведённое), человек может впасть в неверие. Поэтому если Вы дорожите своей верой, не читайте переводы Корана.
Недержание мочи.
Вопрос: Что вы можете посоветовать человеку, который не может полноценно избавиться от мочи, из-за этого намаз даже оставил… Астахфируллах, после посещения уборной приходится менять нижнее бельё, а это не всегда получается. Да воздаст вам Аллах за ваши труды!
Ответ: Оставлять молитву по этой причине нельзя, и вы попадаете в грех из-за этого, а пропущенные молитвы как можно скорее нужно возместить. Если мусульманин страдает недержанием мочи, он должен дождаться наступления времени намаза. И только после наступления времени намаза он должен сходить в туалет, справить нужду сидя, принять все меры для того, чтобы очиститься от мочи, а именно «откашливать», взять у основания большим и указательным пальцами половой орган и вытянуть его, чтобы прочистить мочевой канал, затем промыть его водой. Если бельё испачкано мочой, его надо сменить. Для того, что бы всё время не пришлось менять нижнее белье, подложите под белье ватно-марлевый тампон, какую-нибудь материю или целлофановую пленку. После принятия всех мер необходимо, не мешкая, совершить молитву. Если во время совершения намаза Вы почувствуете, что что-то вышло, то не обращайте внимания и продолжайте молитву, даже если что-то и вышло, это уже прощается и молитва считается действительной. Проблемы с недержанием мочи возникают из-за болезни мочеполовой системы и поэтому надо обратиться к врачам.
Шариат о спорте.
Вопрос: Является ли грехом заниматься боксом и различными боевыми искусствами??
Ответ алима: В Исламе занятие спортом не только не порицается, но и поощряется. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Сильный верующий любимее для Аллаха, чем слабый». Однако надо отметить, что заниматься спортом, в котором имеется риск для жизни или наносятся удары по лицу (бокс, например) или же противники калечат друг друга, нельзя! Если Вы будете заниматься спортом, но, выходя на спарринги, не будете бить по лицу (просто не будете бить или же лицо будет спрятано под шлем) или будете тренироваться и практиковать те или иные приёмы на специальной груше или ином снаряде (в зависимости от вида спорта), Вы не только не совершите запретное, но и получите вознаграждение от Всевышнего.
Материалы по теме:
Запретный взгляд?
Вопрос: Разрешается ли Шариатом, если жена смотрит на интимные органы мужа или муж на жену?
Ответ алима: Мужу и жене разрешается смотреть на любые части тела друг друга. Смотреть же на половые органы нежелательно.
Материнский капитал.
Вопрос: можно ли купить или продать материнский капитал?
Ответ алима: Покупать и продавать материнский капитал нельзя, потому что продавать можно только что-либо материальное. Но Вы можете продать или купить сам сертификат, имеется ввиду сама бумага. Например, если Вы продадите или купите сертификат не как сертификат, а как бумагу, в этом не будет ничего запретного и такая сделка будет действительной.
Ипотечный кредит.
Вопрос: Можно ли купить квартиру, используя ипотечный кредит?
На вопросы ответил: канонический редактор сайта islamdag.ru Мухаммад-Амин Магомедрасулов.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Допустимо ли совершать намаз при желании справить нужду?
Вопрос: Ассаламалейкум! Я в Исламе почти год, поэтому не особо знакома с законами Шариата, и, видимо, буду часто вас спрашивать о чем-либо. Пожалуйста, ответьте на несколько моих вопросов. Однажды я опоздала на намаз, и после завершения молитвы пообещала кое-что, но я не помню точно свое обещание дословно. Обещала ли я стараться совершать намаз с наступлением его времени, либо обещала вообще не опаздывать на намаз. Как мне быть? Как поступать в таком случае? Могу ли я взять это обещание обратно и дать ее заново? Мне немного стыдно это писать. Наверно это неправильно. Просто время Зухр начинается еще когда я в школе. И совершить его получается только придя домой, и частенько я встаю на Зухр не пообедав. А не так давно я узнала, что Пророк (саллаху алейхи вассалям) сказал, что нельзя вставать на намаз голодным и так далее. Но как бы моя клятва. Что мне сделать? И что делать если ты не помнишь что пообещала?
И есть у меня еще неприятный момент. У меня недержание на психологической основе. То есть когда я волнуюсь, я хочу в уборную. До того как я встаю на намаз, я иду в уборную, делаю омовение, встаю на намаз, и волнуюсь каждый раз, и опять хочется в уборную. Я вначале думала, что это от шайтана, либо со мной что-то не так, но потом я поискала в интернете и узнала, что это один из видов недержания. То есть сдерживаться во время намаза мне прощается? И как долго мне это будет прощаться? Просто я немного побаиваюсь принимать еще какие-нибудь лекарства, так как у меня токсический зоб.
И еще одно. Впереди Рамадан. Хочу держать пост. В прошлом году я приняла Ислам в месяц Рамадан и хотела еще и пост держать, но мне стало плохо, сердце бешено билось, потели руки меж пальцев, во время намаза мне тоже было плохо. Но я не могу сказать, что у меня не получалось держать пост, получалось, мне есть и не хотелось особо. Иногда хотелось, ну как у обычного человека. Просто меня сердце мучило. И когда уже можно было кушать, я не могла. Я была полностью истощена как будто. У меня сил не было. Но и голода особо не было. После этого мне родители запретили поститься. Но в этот раз я опять хочу попробовать. Как поступить? Можно ли? И как правильно поститься? Спасибо заранее. (Азербайджан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Да дарует Вам Аллах крепкое здоровье, сохранит вас в истикаме и сделает все для вас легким.
В вопросе вы упомянули про свое обещание. Если это было всего лишь обещание, а не клятва именем Аллаха, например, вы не сказали: «валлахи, я не буду опаздывать», то тогда каффары (искупления) не требуется. Однако вы всегда должны стараться сдерживать свои обещания, в том числе те, которые вы дали себе и Аллаху. Если вы не выполните свое обещание, то подайте небольшую милостыню и используйте это как возможность сдержать свое обещание или выполнить его лучшим образом в будущем. То что вы чувствуете себя виноватой и продолжаете сохранять свою решимость улучшить свой намаз является признаком имана.
Что касается упомянутого вами хадиса, в котором Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не рекомендовал совершать намаз кому-либо, когда он голоден, а еда уже готова или когда ему срочно нужно в туалет, то этот хадис записан в Сахих Муслим, а также в других сборниках хадисов.
Аиша (радиаллаху анха) передает, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
لا صلاة بحضرة الطعام، ولا هو يدافعه الأخبثان
«Нет молитвы, если подана еда, и нет молитвы, если человек борется с желанием справить нужду».
(Сахих Муслим, 560)
Ученые разъяснили, что человек может оказаться в одной из трех ситуаций.
а) Чувство голода или желание облегчиться не сильные. Это как обычно бывает, но не настолько сильно, чтобы отвлекать от намаза. В этом случае человек должен сначала помолиться, особенно если уже совершается коллективная молитва (джама’ат намаз) или время для намаза осталось немного.
б) Чувство голода или желание облегчиться неотвязны, но это не сильно снижает концентрацию в намазе. Позыв может возникнуть во время намаза, но совершающий его может быстро вернуть свою концентрацию. В этом случае, если в данный момент не совершается намаз с джамаатом или время для молитвы не настолько ограничено, что, если он справит нужду или утолит голод, то пропустит ее, то в таком случае для него будет лучшим удовлетворить свою потребность, а затем совершить намаз с полной концентрацией и отдачей.
в) Чувство голода или желание облегчиться настолько сильны, что человек вообще не может сосредоточиться на намазе. Скорее, сильное желание заставляет его спешить в молитве, что серьезно подрывает его концентрацию и преданность. В этом случае совершать намаз в таком состоянии недопустимо (макрух тахриман), и следует сначала удовлетворить свою потребность, а затем помолиться, поскольку намаз совершаемый нисколько не сосредоточившись подобен телу без души.
Ваша ситуация с недержанием мочи относится к первому или второму типу. В таком состоянии нет запрета на совершение намаза, и это прощается в виду вашего положения. Мы молим Аллаха дать вам полное шифа от вашего недуга, включая токсический зоб. Амин.
В виду вашей болезни и подобного состояния вы освобождаетесь от поста. Вам не следует поститься в таком положении, поскольку это отрицательно сказывается на вашем здоровье. Аллах сказал в Коране о посте:
فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения».
(Коран, 2:185)
До тех пор, пока вы не сможете соблюдать пост без негативного воздействия на свое здоровье, вам следует отложить его до наступления тех дней, когда вам будет легко сделать каза поста. Например, зимой, когда дни короче. Ваше здоровье это аманат (вверенное на хранение) от Аллаха, и вы также должны позаботиться об этом.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Сухайл Тармахомед
Отдел фетв (Сиэтл, США)
Q730
Что делать если во время намаза захотелось в туалет
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Вопрос: Иногда у меня бывают позывы к большой нужде перед намазом и я встаю на молитву, но во время самой молитвы этих позывов нет. Будет ли принята моя молитва? А иногда получается наоборот (то есть, до молитвы нет позывов, но позывы к справлению нужды появляются во время совершения молитвы) будет ли принята моя молитва в таком случае?
Ответ: Не дозволено молящемуся входить в молитву когда он ощущает позывы к справлению большой или малой нужды. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Нет молитвы, если подали еду и нет молитвы при сдерживании малой и большой нужды». Хадис приводится у Муслима (Муслим 1/78, Абу Дауд 89). И мудрость этого — а Аллаху это ведомо лучше – в том, что это препятствует смирению в молитве. Однако, если он совершил молитву в таком состоянии, то его молитва действительна, но неполноценна, не полна, исходя из вышеприведенного хадиса.
Однако если ты вошел в молитву, не ощущая никаких позывов к справлению нужды, однако во время совершения молитвы они появились, то молитва действительна и нет никакой нежелательности в совершении молитвы в таком состоянии, если только эти позывы не воспрепятствуют завершению молитвы.
Вопрос: Каково положение того, кто сдерживает воздух в процессе совершения молитвы до тех пор пока не закончит ее?
Ответ: Достоверно утверждено из хадиса приводимого у имамов аль-Бухари и Муслима от ‘Абдуллаха ибн Зейда (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Пожаловались посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) что человеку в молитве кажется что у него что-то вышло во время совершения молитвы. На это посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Пусть не покидает молитвы, кроме как если услышит звук или же почувствует запах»». Исходя из этого, если не вышел воздух, то его молитва действительна. Однако он не должен входить в молитву испытывая позывы к этому исходя из хадиса передаваемого от ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах) что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Нет молитвы, если подали еду и нет молитвы при сдерживании малой и большой нужды» (аль-Бухари, Муслим). И под этим имеется в виду моча и кал, а по смыслу к этому также относится и воздух, если он сдерживает его.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Исламский форум
Знание прежде всего
Можно ли совершать молитву если есть позывы к мочеиспусканию
Можно ли совершать молитву если есть позывы к мочеиспусканию
Сообщение Al-Jamaa » 13 фев 2014, 22:20
Сообщение abu jafar » 15 фев 2014, 19:40
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Фатауа Постоянного комитета №16586
Вопрос: Каково положение того, кто сдерживает воздух в процессе совершения молитвы до тех пор пока не закончит ее?
Ответ: Достоверно утверждено из хадиса приводимого у имамов аль-Бухари и Муслима от ‘Абдуллаха ибн Зейда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Пожаловались посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, что человеку в молитве кажется что у него что-то вышло во время совершения молитвы. На это посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Пусть не покидает молитвы, кроме как если услышит звук или же почувствует запах»». Исходя из этого, если не вышел воздух, то его молитва действительна. Однако он не должен входить в молитву испытывая позывы к этому исходя из хадиса передаваемого от ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Нет молитвы, если подали еду и нет молитвы при сдерживании малой и большой нужды» (аль-Бухари, Муслим). И под этим имеется в виду моча и кал, а по смыслу к этому также относится и воздух, если он сдерживает его.
Re: Можно ли совершать молитву если есть позывы к мочеиспуск
Сообщение Abubbakr09 » 22 фев 2014, 06:00