что делать если во время намаза забыл слова
Как быть, если ошибся во время намаза?
Намаз – это один из важнейших видов поклонения верующего. Совершение пятикратной молитвы и других намазов облегчает верующему отчёт в Судный день. Поэтому очень важно правильно, без ошибок совершить каждый намаз.
Человек, совершающий намаз, может допускать различные ошибки. Бывают ошибки, совершение которых сразу нарушает весь намаз. Некоторые ошибки нарушают намаз или ракаат, если их не исправить. Также есть ошибки, которые только уменьшают вознаграждение за намаз, но сам намаз не портят.
Большое значение при совершении намаза имеют сомнения, которые часто возникают у молящегося. Если человек, совершая намаз, впадёт в сомнения относительно количества совершённых им ракаатов, то он принимает решение, исходя из собственной уверенности. То есть он исходит из того количества ракаатов, в совершении которых он уверен, и засчитывает себе меньшее числе ракаатов (то есть считает, что совершил меньшее число ракаатов).
Например, если у человека, который совершает обеденный намаз, возникли сомнения относительно того, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, то он должен считать, что было совершено минимальное количество ракаатов, в котором он уверен, то есть три ракаата.
Следовательно, он продолжает свой намаз как человек, совершивший только три ракаата, и из предосторожности совершает ещё один ракаат. А в конце намаза, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви (два раза совершить земной поклон, как его делают в намазе), чтобы смыть недостаток – добавление лишнего ракаата в намаз.
От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا شَكَّ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاتِهِ، فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ، ثُمَّ يَسْجُدُ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ، فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ
«Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил: три или четыре, пусть отбросит сомнения и опирается на то число ракаатов, в котором он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два земных поклона (саджда-сахви) доведут его намаз до чётного числа ракаатов. Если же он совершит намаз правильно, то они будут унижением для шайтана». (Муслим, 571)
То есть эти два земных поклона, если было совершено пять ракаатов, возвращают намаз к четырём ракаатам, при этом то, что было добавлено, исключается, ибо они смывают не только ошибки, но и восполняют пропущенные действия намаза.
А если не было добавления, то есть было совершено только четыре ракаата, то саджда-сахви будет искуплением за возникшие во время совершения намаза сомнения и унижением для шайтана, который внушил молящемуся эти сомнения.
Если не совершить саджда-сахви, намаз не портится, только лишь уменьшается вознаграждение. Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат к намазу, он нарушается.
Для совершения саджда-сахви молящийся обязательно должен сделать намерение сердцем, если он делает намаз индивидуально или в качестве имама. А тому, кто молится, следуя за имамом, необязательно делать намерение, точнее, он должен сделать намерение сердцем непосредственно при вступлении в саджда-сахви.
Совершение саджда-сахви является рекомендуемым действием (сунной), следовательно, если у молящегося возникнет сомнение относительно того, совершать ли саджда-сахви, лучше его не совершать.
Если же молящийся, вставая для совершения дополнительного ракаата, вспомнит, что он точно совершил четыре ракаата, то ему необходимо сразу же сесть и прочитать ташаххуд. После завершения ташаххуда ему также желательно совершить саджда-сахви перед салямом.
Если человек вообще не знает, сколько он совершил ракаатов, и не способен определить их количество, то решение принимается в пользу наименьшего числа. В этом случае он останавливается на том количестве ракаатов, в совершении которых он уверен, и с этого момента продолжает свой намаз.
Например, человек, совершая ночной намаз, запутался в количестве совершённых им ракаатов и после недолгих раздумий вспомнил, что точно совершил два ракаата, то он продолжает свой намаз как человек, совершивший только два ракаата, то есть он должен совершить ещё два ракаата и в конце, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви.
Если у человека возникают такие же сомнения после того, как он завершил свой намаз, то это не имеет значения. Следовательно, он не должен заново совершить этот намаз. Однако если эти сомнения связаны с намерением или вступительным такбиром (такбират аль-ихрам), то он должен заново совершить намаз.
Если же человек после завершения намаза узнаёт, что он точно пропустил хоть один рукн или ракаат, то это вредит его намазу. В таком случае он может продолжить намаз, если узнал об этом сразу после саляма и не сделал того, что нарушает намаз. А если прошло некоторое время или он сделал то, что нарушает намаз, то он должен заново совершить этот намаз.
Чтобы у человека во время совершения намаза не возникали сомнения, ему необходимо максимально сосредоточиться и проявлять смиренность, отгоняя посторонние мысли. Для этого молящемуся надо принудить своей нафс вникнуть в поклонение, в смысл того, что он читает во время намаза, и этим отвлекать нафс от всего остального.
Форум для мусульман
Как быть, если человек допустил ошибку, или забыл аят из Корана?
Вопрос #158204: Как быть, если человек допустил ошибку, или забыл аят из Корана?
Когда я читаю суры из Корана во время молитвы, то я совершаю ошибки или забываю, потому что я не сконцентрирован. Тогда я говорю Астагфируллах три раза и затем начинаю читать суру снова, или начинаю читать аят снова. Или мне следует читать новую суру?
Ответ
Вся хвала Аллаху.
Если человек забывает что-то в своем чтении или совершает ошибку во время намаза, и если это в суре Фатиха, то он должен исправить свое чтение, потому что нет молитвы для того, кто не прочтет ее (т.е. аль-Фатиху). Если же он забывает или совершает ошибку в том, что изменяет ее смысл, то молитва не действительна, если он не исправит ошибку.
Если ошибка не в суре аль-Фатиха, тогда его молитва действительна, потому что чтение после суры Фатиха является сунной и это не обязательно.
Ученые постоянного комитета по Фетвам постановили:
Если человек забывает суру после Фатихи, то он не должен делать чего-то дополнительного, вне зависимости от того, руководит он молитвой или молится позади имама или молится в одиночку, и обязательная это молитва или дополнительная. Это согласно наиболее правильному мнению ученых из двух существующих»
Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 7/146
Если человек совершает ошибку во время чтения суры или он забывает что-то из нее, то не предписано ему говорить истигфар (просить о прощении); ему следует исправить ошибку и вспомнить то, что он забыл, но если он не может этого, тогда он может перейти к следующему аяту, или он может оставить эту суру, перейти к чтению другой, или он может совершать поясной поклон (т.е. продолжить молитву). Если он сделает одно из этих, то нет ничего неправильного в этом.
Ученые Постоянного Комитета по Фетвам постановили:
«Если поклоняющийся путается во время чтения аята и не может вспомнить его, то нет причины, по которой он не прочел бы следующий аят, но предписано ему не читать в молитве ничего, кроме того, что он хорошо запомнил, чтобы не совершать больших ошибок»
Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 5/337
Шейх ибн Бааз был спрошен:
«Если имам читает в молитве то, что он может из Корана, затем он забывает конец аята, и никто из поклоняющихся за ним не знает его, и они не могут помочь ему, следует ли ему произнести такбир и совершить поясной поклон, или ему следует прочитать иную суру?»
Он ответил:
«У него есть выбор: если он желает, то может завершить чтение и произнести такбир, или если желает, он может прочитать аят или аяты из иной суры, если только это не сура аль-Фатиха. Если же дело касается суры Фатиха, то необходимо прочитать ее полностью, потому что ее прочтение является столпом или необходимой частью молитвы»
Маджму Фатава ибн Бааз, 12/129
Шейх ибн Усеймин был спрошен: «Если я молюсь сам и совершаю ошибки в чтении аята, и я не могу завершить его, и я путаю его с другим аятом, то, что мне следует сделать во время молитвы?»
Он ответил: «Ты можешь сделать одно из двух: либо перейти к следующему аяту, либо можешь совершить поясной поклон, потому что имеется свобода выбора»
Фатава Нур аля аль-Дарб, ибн Усеймин, 24/141
И Аллаху известно лучше.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Если в намазе допущена ненамеренная ошибка
Если в намазе допущена ненамеренная ошибка, то в конце намаза перед «Салямом» желательно (сунна) дважды совершить земной поклон – «садждату-ссахви», и только после этого произносят «Салям» и завершают намаз. Даже если вы закончили совершение намаза и только после «Саляма» вспомнили, что допустили ошибку (но не совершили действие, нарушающее намаз, и после «Саляма» не прошло время больше, чем необходимо для совершения двух ракаатов), то и тогда можете совершить «садждату-ссахви» и после этого еще раз произносите «Салям».
«Садждату-ссахви» совершают, если пропущен хотя бы одно из важнейших рекомендуемых действий намаза. Например, если в утреннем намазе забыли прочитать молитву «Кунут» или в 3-х или 4-х ракаатном намазе забыли прочитать в первый раз «Ташаhhуд» после второго ракаата и случайно встали (в данном случае, если вы не являетесь следующим за имамом (маъмумом), то нельзя возвращаться к чтению «Ташаhhуда», а необходимо продолжить третий ракаат, ибо нельзя прерывать рукн ради выполнения сунны).
Если вы завершили намаз и после этого вспомнили, что пропустили один рукн или ракаат, то вы встаете и совершаете дополнительный ракаат (если не прошло много времени) и перед «Салямом» совершаете «садждату-ссахви». А если прошло много времени, то вы заново совершаете весь намаз.
Если при совершении намаза у вас возникли сомнения в количестве совершенных ракаатов, то останавливаетесь на меньшем числе ракаатов (считаете, что совершили меньшее число ракаатов) и, исходя из этого решения, совершаете оставшееся число ракаатов (например, если сомневаетесь 3 или 4 ракаата вы совершили, то считаете, что совершили 3 ракаата, и совершаете еще один ракаат) и в конце намаза, перед «Салямом», совершаете «садждату-ссахви». Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат в намазе, то в этом случае намаз нарушается.
Для «садждату-ссахви» обязательно должны сделать намерение сердцем имам (то есть руководящий коллективной молитвой) и совершающий намаз индивидуально. А тому, кто следует за имамом, необязательно делать это, точнее, он намеревается сердцем непосредственно при вступлении в «садждату-ссахви».
Если в конце намаза намереваетесь совершить «садждату-ссахви», то для чтения «Ташаhhуда» желательно сидеть в позе «ифтираш» (а не «таваррук»).
Совершение «садждату-ссахви» является рекомендуемым (сунна), а не обязательным (фарз) действием, поэтому, если возникнет сомнение – совершать или не совершать «садждату-ссахви», – то его не совершают.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Раздел о нарушениях намаза
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит:
إنَّ هَذِهِ الصّلَاةَ لَا يَصْلُحُ فِيهَا شَيْءٌ مِنْ كَلَامِ النَّاسِ >
Перевод: «Поистине, в этом намазе не допускается что-либо от человеческой речи».
Если человек произнёс две буквы – засмеявшись, застонав или откашливаясь, намаз нарушается. В противном случае намаз не нарушается.
Но если человек знал, что во время намаза запрещена речь, но не знал, что запрещено откашливание, то это простительно, так как для рядовых мусульман это считается тонким вопросом. Если он не по своей воле высказал несколько слов, или же, забыв, что он совершает намаз, или же не знал, что речь во время намаза запретна, и был из тех, кому простительно такое незнание (о таком человеке было упомянуто в промежутке от второго столпа намаза по четвертый), то намаз не нарушается. Ну а если он произнесёт более шести слов, то нарушится.
Если молящемуся невозможно было удержаться от кашля, откашливания, чихания и тому подобного, то намаз не нарушается. Также не нарушается, если человек вынужден откашливаться, чтобы продолжить чтение «аль-Фатихи», но не простительно, если он откашливается ради чтения «аль-Фатиха» вслух или для чтения суры после нее, так как чтение самой «аль-Фатиха» является обязательным, но а чтение ее вслух или же чтение суры после нее является желательным.
Если человека, совершающего намаз, заставили что-то сказать, и он это сказал, то намаз нарушается, так как такое редко встречается.
Если молящийся прочитает отрывок из Корана с намерением дать указания кому-то, как, например, прочтёт аят ( يَا يَحْيَ خُذِ الْكِتَابَ ) (смысл: «О, Яхья, возьми книгу»), с целью дать разрешение взять что-то тому, кто просит его, то намаз его нарушается. И также нарушится, если он его прочтёт без всякого намерения, т.е. ни для чтения и ни для указания, а просто прочел. Но, а если он сделает намерение для чтения аята и для пробуждения вместе, то намаз не нарушится, т.е. при просьбе разрешения кем-то в чем-то он читает тот аят с целю чтения его и давать указания вместе.
Намаз не нарушается чтением дуа или зикру, за исключением случая, когда их читают во втором лице, обращаясь не к Аллаху и не к Его Пророку (мир ему и благословение Аллаха). И следовательно, если молящийся ответит на «салам» словом ( وَعَلَيْكُمُ السَّلَامُ ) (Ваалайкум ссалам – (и вам салам)), то есть во втором лице, то намаз нарушится. Молящемуся в таком случае желательно отвечать указанием глаз либо головой, но не словом, а по завершении, если прошло мало времени, – словом. Но, а если всё-таки он отвечает словом в намазе, то пусть ответит в третьем лице, например, ( وَعَلَيْهِ السّلَامُ ) (Ваалайхи ссалам – (и ему салам)). И такое же рассмотрение вопроса – при ответе чихнувшему человеку.
Если кто-то заметил у имама ошибку или увидел, совершая намаз, слепого, стоящего у края колодца, или хочет дать разрешение войти тому, кто об этом просит, то такому человеку, если он мужчина, желательно сказать славословие ( سُبْحَانَ اللَّه ) (Субханаллах), но с намерением для зикру или совместно с пробуждением, или просто скажет без всякого намерения. Если же он это скажет с намерением только пробудить, то намаз нарушится. Но если это женщина, она ударит ладонью правой руки по тыльной стороне левой, или наоборот. Но а если она ударит в ладоши только для забавы, то намаз нарушится.
Намаз также нарушается тремя или более непрерывными движениями рук или ног, но не пальцами, не глазами или другими подобными частями тела, движение коих считается легким и незначительным. Но нужно учитывать и тот факт, что если человек чисто из забавы будет шевелить пальцем, или с намерением сделать много движений и приступить их совершать, намаз нарушается. Но следует заметить, что если он сделал эти движения не в одном, а в нескольких ракаатах, тогда намаз не нарушается. Например, если он в одном ракаате сделал два шага, во втором – два, в третьем – два и в четвертом тоже два, то намаз не нарушается. Намаз нарушается независимо от того, человек сделал много движений преднамеренно или случайно.
Из вышесказанного следует, что два удара и два шага – это считается малыми движениями, а больше их считается непростительным и намаз нарушается. Один шаг – это когда человек выставляет вперёд ногу и так держит или переносит к ней вторую. Но а если он переносит ноги непрерывно одну за другой, то это считается как два шага.
Поднять руку от груди и положить на голову считается как одно движение, и так же считается, если протянуть и сразу же вернуть, почесавшись. Но если он сначала протянул руку вперёд и только потом положил на голову, тогда это засчитывается как два движения.
Намаз также нарушается, если совершающий его подпрыгнул, то есть отделился от земли полностью, всем телом.
Намаз также нарушается, если совершающий его преднамеренно проглотил то, что оставалось между зубами из пищи, и также если проглотит нечистую, смешанную с другой, чистой, примесью слюну.
Мухаммад Халиков
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Что делать если во время намаза забыл слова
от Замиль · Апрель 22, 2020
Намаз – это один из важнейших видов поклонения верующего. Совершение пятикратной молитвы и других намазов облегчает верующему отчёт в Судный день. Поэтому очень важно правильно, без ошибок совершить каждый намаз.
Человек, совершающий намаз, может допускать различные ошибки. Бывают ошибки, совершение которых сразу нарушает весь намаз. Некоторые ошибки нарушают намаз или ракаат, если их не исправить. Также есть ошибки, которые только уменьшают вознаграждение за намаз, но сам намаз не портят.
Большое значение при совершении намаза имеют сомнения, которые часто возникают у молящегося. Если человек, совершая намаз, впадёт в сомнения относительно количества совершённых им ракаатов, то он принимает решение, исходя из собственной уверенности. То есть он исходит из того количества ракаатов, в совершении которых он уверен, и засчитывает себе меньшее числе ракаатов (то есть считает, что совершил меньшее число ракаатов).
Например, если у человека, который совершает обеденный намаз, возникли сомнения относительно того, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, то он должен считать, что было совершено минимальное количество ракаатов, в котором он уверен, то есть три ракаата.
Следовательно, он продолжает свой намаз как человек, совершивший только три ракаата, и из предосторожности совершает ещё один ракаат. А в конце намаза, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви (два раза совершить земной поклон, как его делают в намазе), чтобы смыть недостаток – добавление лишнего ракаата в намаз.
От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا شَكَّ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاتِهِ، فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ، ثُمَّ يَسْجُدُ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ، فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ
«Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил: три или четыре, пусть отбросит сомнения и опирается на то число ракаатов, в котором он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два земных поклона (саджда-сахви) доведут его намаз до чётного числа ракаатов. Если же он совершит намаз правильно, то они будут унижением для шайтана». (Муслим, 571)
То есть эти два земных поклона, если было совершено пять ракаатов, возвращают намаз к четырём ракаатам, при этом то, что было добавлено, исключается, ибо они смывают не только ошибки, но и восполняют пропущенные действия намаза.
А если не было добавления, то есть было совершено только четыре ракаата, то саджда-сахви будет искуплением за возникшие во время совершения намаза сомнения и унижением для шайтана, который внушил молящемуся эти сомнения.
Если не совершить саджда-сахви, намаз не портится, только лишь уменьшается вознаграждение. Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат к намазу, он нарушается.
Для совершения саджда-сахви молящийся обязательно должен сделать намерение сердцем, если он делает намаз индивидуально или в качестве имама. А тому, кто молится, следуя за имамом, необязательно делать намерение, точнее, он должен сделать намерение сердцем непосредственно при вступлении в саджда-сахви.
Совершение саджда-сахви является рекомендуемым действием (сунной), следовательно, если у молящегося возникнет сомнение относительно того, совершать ли саджда-сахви, лучше его не совершать.
Если же молящийся, вставая для совершения дополнительного ракаата, вспомнит, что он точно совершил четыре ракаата, то ему необходимо сразу же сесть и прочитать ташаххуд. После завершения ташаххуда ему также желательно совершить саджда-сахви перед салямом.
Если человек вообще не знает, сколько он совершил ракаатов, и не способен определить их количество, то решение принимается в пользу наименьшего числа. В этом случае он останавливается на том количестве ракаатов, в совершении которых он уверен, и с этого момента продолжает свой намаз.
Например, человек, совершая ночной намаз, запутался в количестве совершённых им ракаатов и после недолгих раздумий вспомнил, что точно совершил два ракаата, то он продолжает свой намаз как человек, совершивший только два ракаата, то есть он должен совершить ещё два ракаата и в конце, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви.
Если у человека возникают такие же сомнения после того, как он завершил свой намаз, то это не имеет значения. Следовательно, он не должен заново совершить этот намаз. Однако если эти сомнения связаны с намерением или вступительным такбиром (такбират аль-ихрам), то он должен заново совершить намаз.
Если же человек после завершения намаза узнаёт, что он точно пропустил хоть один рукн или ракаат, то это вредит его намазу. В таком случае он может продолжить намаз, если узнал об этом сразу после саляма и не сделал того, что нарушает намаз. А если прошло некоторое время или он сделал то, что нарушает намаз, то он должен заново совершить этот намаз.
Чтобы у человека во время совершения намаза не возникали сомнения, ему необходимо максимально сосредоточиться и проявлять смиренность, отгоняя посторонние мысли. Для этого молящемуся надо принудить своей нафс вникнуть в поклонение, в смысл того, что он читает во время намаза, и этим отвлекать нафс от всего остального.