что делать если в коллективе есть скрытый лидер в лагере
Антилидеры
Роли в детском коллективе.
Роли в детском коллективе. Лидеры: «Центр внимания», «Лидер поневоле», «Правая рука», «Обладатель собственного мнения», «Поборник справедливости», «Террорист», «Частичный лидер». Несбывшиеся лидеры: «Фаворит» или «Пример для отряда», «Шестерка». «Пижон», «Силач», «Принцесса». Большинство Камчатка Аутсайдеры: «Жиртрест», «Девчонка», «Прихлебатель», «Клоун».
Кто такие АНТИЛИДЕРЫ и как с этим бороться?
Антилидеры — это человек, либо в самом коллективе, либо управляющий им, который является авторитетом, но привносит в него лишь смуту и сомнения, разобщая коллектив.
Анти лидеры, в случае с детьми, появляются обычно, когда ребенку уже надоело что-либо (он в лагере не одну смену), либо он поссорился с вожатым (и мириться не намерен). Если у вас появился антилидер в коллективе, следует :
1. Взять под крыло его друзей.
Всегда есть его друзья, посыльные и просто ребята, которые следуют за своим вожаком всюду, и мало имеют право на собственное мнение, но выступают в роли советчиков. В таком случае, следует поговорить с этими детьми, и через них, можно будет вкладывать нужные вам идеи в голову антилидеру, тем самым делая его менее опасным для вашего авторитета и коллектива в целом.
2. Не обращать внимания на задирания или провокации антилидера.
Как Вам, так и другим детям. Аккуратно обсудите с коллективом, что все его насмешки и ухмылки лишь для того, чтобы показать свою крутость, и убедите их не замечать, но сами, внимательно следите за гранью «игнорирования». Важно уловить, когда антилидер потеряет интерес в своей позиции «против всех» и начнет действовать за коллектив. Иначе, можно потерять ребенка в принципе, из состава коллектива, и он так и останется просто «левым». Не навредите! Будьте начеку!
3. Поставить перед ним проблему, и предоставить ему шанс самостоятельно с ней справиться.
Антилидеры, как правило, бояться решать проблемы самостоятельно, и они будут искать помощи не только в своих «пешках», но и в окружающих детях, педагогах и просто друзей из других отрядов и коллективов. Тем самым, его оппозиция, теряет смысл, ведь чем больше он сталкивается с осознанием «коллектив нужен», тем больше он выходит из панциря «я против».
4. Хвалите его даже за промахи, быть спокойным.
Позволяйте ему самовыражаться, но опять таки, держите ухо востро. Если перехвалить, и хвалить абсолютно все его «задирки», то можно породить еще большую антипозицию.
Будьте аккуратны, и заранее продумываете работу с антилидером. Обговаривайте ее с напарниками, коллегами и коллективом, и тогда, вы победите!
Лидерство и руководство
Вожатому во взаимодействии с подопечными часто приходится быть и руководителем и лидером. Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения вожатого в детском отряде и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.
Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием подопечных, нацеливанием их на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Руководитель — это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший вожатый вносит порядок и последовательность в выполняемую деятельность. Свое взаимодействие с подопечными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет детей и вселяет энтузиазм в них, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения детей к делу.
Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подопечными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подопечные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что вожатые видят себя определенной частью детского лагеря, как организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности детей, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от запланированного ранее. Лидеры строят свои отношения с подопечными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной деятельности.
Используя свой опыт, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего бонуса.
Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.
Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим личным качествам.
Стили лидерства и руководства
Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подопечным.
Выделим три ставших классическими стиля управления:
Авторитарный стиль управления. Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к ребенку как к личности. Дети должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы детей при этом во внимание не принимаются.
За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты деятельности по непсихологическим критериям. Однако недостатков больше, чем достоинств:
Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях.
Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив подопечных («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими детьми («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности подопечных, учету их интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие результаты деятельности, инициативу, активность детей, удовлетворенность детей своей деятельностью и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый ребенок может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подопечных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.
Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.
Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).
Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс той или иной деятельности. Вследствие чего:
Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подопечным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).
Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей подопечных и своих личных качеств.
Качества и черты личности лидера
Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деятельности.
Назовем восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:
Неформальный лидер
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. Так и в лагере, по истечению некоторого времени после заезда в отряде постепенно формируются группы. Некоторые их участники начинают играть более активную роль.
Традиционно лидеры в таких группах — это ребята, которые не первый год в лагере или те, у которых здесь старшие братья и сестры. Часто это дети из многодетных, неблагополучных семей, неуспевающие – так называемые «дворовые» дети. Причина проста – нигде больше таким ребятам не уделялось внимание, на которое они рассчитывают. При этом надо сказать, что неформальными лидерами чаще всего становятся личности сильные, яркие и неформатные. А таким оставаться без внимания со стороны общества предельно трудно. Зато в их собственной, стихийно созданной группе им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они наконец-то приобретают доминирующее положение.
В целом, наличие неформального лидера в отряде – явление вполне закономерное, ведь именно подростковый возраст (от 10 до 12 лет) характеризуется смещением ориентиров с авторитета взрослого (или выбранного взрослым) лидера на товарищей.
Однако бывает, что сформировавшиеся из «трудных» неформальные лидеры утверждают свой авторитет грубыми нарушениями дисциплины, начинают сознательно противодействовать вожатым: ведут себя дерзко и вызывающе, мешают проведению мероприятий, провоцируют непослушание и шалости всех ребят в отряде.
Зачем? Агрессия как политика поведения
«Агрессивное поведение помогает неформальным лидерам оставаться хозяевами положения, такими выходками подтверждая свою смелость, способность «брать огонь на себя», выделиться и одновременно вызвать восхищение у отряда. Лидер будто говорит всем: «Я нестандарт! Делайте как я, и вы тоже будете нестандартными!» Характерной ошибкой вожатых будет в этом случае резкое изменение статуса такого лидера-бунтаря (например, неожиданное назначение его помощником вожатого)».
Все еще более осложняется, когда неформальный лидер-дезорганизатор не хочет идти на сотрудничество с воспитателем, вовлекая в свои затеи весь отряд или группу. В этих случаях бывает полезно показать несостоятельность его поведения в коллективе, помочь ребятам критически взглянуть на его действия, найти способ лишить его ореола Робин Гуда.
Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая найти общий язык с неформальным лидером — это изначально невысокое мнение о нем. Привычно считать, что это недалекие личности с примитивными способностями, агрессивные и с неустойчивой психикой. Однако практика доказывает, что именно таки «лидеры» недолго держатся на плаву. Другие же, сдержанные, умные, яркие и целеустремленные надолго остаются в сердцах ребят. И, что уж говорить, порой могут организовать их быстрее и эффективнее любого вожатого. Основная ошибка вожатого — попытка «взять быка за рога». Сначала нужно заручиться поддержкой отряда. Не забывайте, что сложившийся коллектив может запросто объединиться против вас. Некоторые ребята сдружились уже давно и, признав неформала, они тем самым лишают вас возможности управлять группой.
Есть и еще несколько негласных методов, позволяющих нейтрализовать влияние неформального лидера или же задать ему нужное направление:
1) Обычно индивидуумы и группы лучше реагируют на затрагивающие их решения, если с ними заранее советуются. Беседы вместо попытки навязать произвол демонстрируют уважение к достоинству и тем самым ослабляют сопротивление. Коллективные обсуждения также дают возможность неформальному лидеру взять на себя часть заслуг в принятии решения — это неосязаемая ценность, которая расположит его к вам и сделает вас союзниками.
2) Психологические игры, тренинги на сплочение коллектива, взаимопонимание. Необходимо сформировать лояльность посредством неявных методик. Играя, общаясь, моделируя ситуации, лидер и группа в целом будут оказываться в острых ситуациях и на примере упражнений, в мини-формах, смогут найти решение, приятное вам.
3) Насыщение деятельности неформального лидера в рамках решения необходимых вам задач. Другими словами, стоит задать единый вектор движения, не «ломая» при этом взгляды самого лидера. Формулировка «он ничем не интересуется», к которой прибегают в этом случае вожатые, означает только, что взрослые не нашли, не догадались, не сумели подсказать. Если хотите, чтобы группировки «играли» по вашим правилам — измените их взгляды, заинтересуйте чем-то общим для них, а не нужным для вас.
4) Вывести деятельность неформального лидера за рамки отряда. Кроме того, важно обеспечить неформальному лидеру успех в новой деятельности, где он сможет раскрыться для окружающих. Это может быть организация новой полевой игры, где он вместе с выбранным вами лидером на пару станет «сражаться» с общими противниками. Превратить неформала в достояние всего лагеря возможно: подойдет должность ведущего радиопрограммы, лидера вожатской планерки, организатора дня самоуправления для всего лагеря и т.д. Выведя его за рамки отряда, вы тем самым позволите ему самореализоваться и перестать выражать себя с помощью агрессии.
«Как у них это получается?»
Рассказывая о неформальных лидерах, невольно задумываешься: «А как это у них получается?». В возрасте от 10 до 14 лет все яркие, тем более, непослушные, выделяющиеся на фоне стандартно правильных сверстников, ребята – явные претенденты на роль лидеров. Однако стоит сказать, что не каждый бунтарь сможет занять место предводителя. Для этого ему необходимо обладать некоторыми особенными качествами. Согласно С. Норткоту, таких существует шесть:
Первый элемент — воображение. Умение превратить «ничто» во что-то интересное — ведущее умение неформального лидера.
Второй элемент — знание. Оно необходимо для того, чтобы придать лидеру уверенность. Пустомеля не выбьется в лидеры — он должен «отвечать» за свои слова.
Третий элемент — талант. Тот, кто умеет что-то, что не могут другие, держит ситуацию под контролем.
Четвертый элемент — решимость. Спокойная уверенность придает силы остальным членам команды.
Пятое качество — жесткость. Удивительно, но у подростков, один из самых эффективных способов добиться признания – безжалостность к желаниям других.
И наконец, шестой элемент — притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще он оказывается на виду.
Для того чтобы направить деятельность «вожака стаи» в нужное вам русло или банально «обезвредить» лидера-зачинщика, в лагере применяют несколько методик. Самые эффективные – социометрия, тестирование и психологические игры.
Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы образовалось кольцо. Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка», он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята.
В лидерстве много трудностей, а тем более, если лидер — неформальный, вставший в оппозицию взрослому. В любом случае неформальный лидер – личность сильная, заслуживающая уважения. И уже потому требующая внимания. Разбудите в нем таланты, покажите пути их применения, и перед вами окажется уже не трудный подросток-бунтарь, а одаренный человечек с горящими глазами и огромным желанием вести за собой.
Владимир Кузьмин
пятница, 17 декабря 2010 г.
Охота на крысу, ч.2. Как победить неформального лидера.
14 комментариев:
Какое ощущение, что у Вы были руководителем и у Вас была какая же, только умная «крыса».
Так что я знаю вопрос со всех сторон не по наслышке 🙂
В сухом остатке, советы, которые даны:
1. Вы являетесь членом группы.
2. Вы защищаете группу от внешних негативных влияний.
3. Вы заботитесь о членах группы.
4. Вы направляете усилия как группы в целом, так и каждого отдельного человека.
5. У Вас есть заслуженное право направлять эти усилия.
— советы нормального поведения начальника. Вне зависимости от того, есть в группе неформальный лидер или нет.
Аналогично с неформальными лидерами. Они могут быть безвредными, могут быть полезными. Но в большинстве случаев они являются вредителями. По крайней мере, из моего опыта.
Теперь по поводу советов. Я все же не пророк, а менеджер-практик. Вряд ли от меня можно ожидать чудодейственной таблетки, которая разом решит все проблемы. А вот правильную методику могу попробовать подсказать.
Мне было бы интересней рассмотреть отдельные случаи. Чтобы разобраться в мотивах неформального лидера и его менеджера в каждой ситуации. Тогда этот материал мне будет существенно более полезен.
В таком виде, ваш пост можно свести к ситуации:
Резюме: хотелось бы более явно выделить ситуации и их проработать отдельно.
Диана, смотрите какая штука. Кейсы про неформальное лидерство похожи и не похожи друг на друга. Все дело в деталях, которых не разберешь в общей статье. Если у Вас есть какой-то конкретный случай, я готов попробовать его разобрать подробно. Либо могу предложить что-то из этого: назначение нового менеджера, повышение члена группы, изменение состава группы, период потрясений в компании. То, что видел своими глазами.
Далее, прежде чем неформального лидера ловить и обезвреживать, надо понять, что он вообще есть и кто именно является таким лидером. У него на столе не стоит статуэтка крысы 🙂 Этому, кстати, была посвящена прошлая статья.
Далее, как правило, «в лицо» никто насмехаться не будет. Это я намеренно сгустил краски. То есть такие случаи возможны, но крайне редки. Честно говоря, сам таких не видел, только слышал. Все будет происходить тихо и за спиной менеджера. В приватных и не очень разговорах. Именно в этом основная опасность феномена неформального лидера.
Теперь что касается начальства. Его в эту историю привлекать нельзя категорически. Это будет профессиональным самоубийством для менеджера группы. После такого привлечения команды у него в этой компании не будет. Да и как привлечешь начальство? Ведь неформальный лидер формально ничего плохого не делает. Компьютеры не ломает, сети не грызет. Он только разговаривает с людьми, что в этом плохого? Кроме того, он, как правило, ценный сотрудник. Ведь за что-то его коллеги уважают, правильно?
Меня больше всего смущает, что прежде чем приступить к случаю «подчинить и лишить власти» нет пункта, разобраться, что происходит. При одинаковых, на первый взгляд, симптомах могут быть варианты от психолоческой профессионльной игры до банальной человеческой обиды.
Начинающий менеджер, попав на этот пост, может кинуться сразу с места в карьер. И наламать, в итоге дров, потеряв компетентного человека из команды или всю команду.
Действительно, человек, который является неформальным лидером обычно не просто так пользуется авторитетом. И имеет смысл, понять его и наладить, прежде всего, с ним отношения. Я бы лучше восприняла материал, если бы сначала было раскрыто решение, которое нацелено на партнерские отношения с неформальным лидером, а потом уже решение, если не удается такие отношения построить.
МУ «Городской оздоровительный центр для детей и молодежи «Орлёнок»
официальный сайт
Для будущих вожатых. Часть 2.3 (Игры на выявления лидера)
ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРА
Три перемены в одежде
Один человек выходит и становится перед остальными, чтобы те могли его внимательно осмотреть. Время на осмотр от одной до пяти минут. Потом он уходит из помещения и производит в своей одежде какие-либо три малозаметных перемены: расстегивает пуговицу, развязывает шнурки, слегка завертывает рукав у рубашки, из кармана высовывает уголок платка, переворачивает пояс у брюк. Произведя три перемены он возвращается к остальным. Каждый должен сказать, какие перемены произошли.
Скала
Волшебный Плащ
Всем хорошо известен волшебный плащ чародея, которым он накрывал какого-либо героя, делая его невидимым для окружающих. Однажды такой случай произошел при дворе Северного короля. Сыновья весело играли во дворцовом саду. Вдруг один из мальчиков исчез. Но принцев было много, и никто не заметил случившегося. Только за ужином было обнаружено исчезновение одного из принцев. Все сразу догадались, что тут не обошлось без чар… Руководитель дает команду разбежаться по полю и кружиться с закрытыми глазами. По команда они останавливаются, садятся на корточки, а голову кладут на колени. Руководитель накрывает одного из игроков плащом и дает разрешение другим встать и открыть глаза. Выиграл тот, кто первым догадался, кого похитил волшебник.
Ехали Цыгане
Пассажиры – основная масса.
По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.
Веревочка
Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)
Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
Шаг Вперед
Кто Быстрее
Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего должны построиться по:
Руководящую должность берут на себя лидеры.
Четыре Стороны Света
Команда выстраивается в шеренгу, не плотно друг к другу. Как вы знаете, есть 4 стороны света. Участники закрывают глаза, им также нельзя разговаривать и договариваться. По хлопку ребятам надо подпрыгнуть на месте так, чтобы развернуться и оказаться смотрящими в одну из сторон. Дается три попытки. [авторская разработка]
Положи Руку
Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.
Джойстик
Все встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На стол кладется небольшой предмет (монета, сережка и т.п.). Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет «джойстиком», передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на предмет на столе. Игру можно провести в форме соревнования. Если вы решили устроить из этой игры соревнование, не забудьте определить независимых судей, чтобы никто не жульничал.
«Бесконечное кольцо»
Группа встает в круг и берется за руки. В руке у первого и последнего концы веревок. Необходимо, не отпуская рук, сделать кольцо и пропустить через него всю команду и вернуться обратно.
«Делай раз, делай два»
«Скульптура»
Вожатый предлагает командам построить скульптурную экспозицию «Наш отряд” в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.
«Проводник»
Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Вожатый объясняет правила: Запрет на разговоры. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза. Последний – машинист поезда. Хлопок по левому (правому) плечу – поворот влево (вправо). Хлопок по обоим плечам – вперед. Хлопок по обоим плечам двойной – назад. Хлопок по обоим плечам дробью – стоп. Задача машиниста – провести паровозик несколько поворотов. После чего последний становиться – впереди всех и повторяют. По умению управлять судят о лидерах.
«Волшебный мячик»
У вожатого в руке мячик (сделанный из одного листа бумаги формата А4). Называя свое имя, он кидает мячик любому ребенку из круга, ребенок другому. Мячик должен пройти всех ребят. Затем вожатый дает следующие задание: «Теперь мячик должен пройти всех вас в том же порядке за 1 минуту». После того как у них это получилось, вы сокращаете время: 30 секунд, 3 секунды и 1. Знайте, что это возможно. Во-первых, ребята могут двигаться. Во-вторых, мячик должен пройти все руки. В-третьих, его нельзя взять одному ребенку и провести по ручкам остальных. Необходимо добиться того, чтобы ребята собственными, размышлениями и пробами дошли до следующего решения: Соединяя руки всех участников, построили колодец. Варианты могут быть и другие.
«Карета»
Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.
«Фотограф»
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они — большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
«Калейдоскоп»
Вот ещё один вариант выделения лидеров, состоящей из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую: «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!». Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся стремящихся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы, ни о чём не договариваться, быстро встало полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?! Обычно, функций организатора опять же берёт на себя лидер, но лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием переложить ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
«Веревочка»
Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.)
Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник».
Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения, либо он говорит, кому надо расходиться, кому стоять на месте, либо предлагает рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, опять же руководя действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
«Карабас»
Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».
В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «Совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.