что делать если скучная жизнь у подростка
Что делать, если скучно? Чем заняться подростку? Что ему посоветовать?
Однажды подросток может подойти к вам и пожаловаться на то, что ему скучно. Чтобы сделать его времяпрепровождение интересным, порекомендуйте ему следующие занятия. Они позволят подростку развлечься.
Что можно порекомендовать подростку для развлечения?
Порекомендуйте заняться готовкой
Это занятие подойдет для подростков с любым опытом в приготовлении блюд. Как для тех, которые обращаются с плитой «на ты». Так и для тех тинейджеров, которые совсем не умеют готовить.
Если подросток уже умеет создавать блюдо, порекомендуйте ему сделать что-нибудь новое. Например, какой-нибудь экзотический десерт. Или салат. Если подросток захочет, то вы можете показать ему технологию приготовления определенного блюда. Если же нет, то он может подсмотреть ее в интернете.
Если подросток совсем не умеет готовить, то предложите ему поучиться делать это вместе. С вашей помощью. Так тинейджер совместит приятное с полезным. Ему больше не будет скучно. А еще, он сможет научиться готовить. И будет использовать этот навык в дальнейшей жизни.
Девушка-подросток может поэкспериментировать с косметикой
Если скучно стало девушке-подростку, то предложите ей попрактиковаться со своей косметикой. Попробовать новые виды макияжа. Возможно, даже какие-нибудь экстремальные. Те, которые значительно отличаются от привычных.
Также, девушка-подросток может отправиться за покупками в магазин. И приобрести там что-нибудь новое из косметики. Для дальнейшего нанесения.
Подросток может посмотреть фильм, который давно планировал
Наверняка у тинейджера есть запас фильмов, которые он очень давно хотел посмотреть. Но до которых не доходили руки. Пусть ознакомится с ними тогда, когда ему станет скучно.
Подростку нужно поучиться какому-либо делу
В рамках этого процесса он должен попытаться обрести навыки. Или улучшить те, которые уже имеются. Так, например, подросток сможет поучиться играть в футбол. Освоить гитару (которая давно стоит в углу комнаты). Научиться рисовать. И так далее.
Важно, чтобы подросток попытался освоить те навыки, до которых у него обычно не доходят руки. И чтобы сделал он это максимально эффективно. А также отвлек себя от скуки.
Предложите подростку убраться в комнате
Подростку нужно убраться в тех местах, которые он посещает довольно редко
В частности, речь идет о чулане, гараже. А также чердаке. И им подобных местах, в которых тинейджер бывает очень редко.
Делать уборку там необходимо хотя бы раз в месяц. Или, в крайнем случае, каждые девяносто дней. В противном случае, помещение может сильно загрязниться. В нем может появиться плесень. И, в целом, находиться в неубранном помещении подростку будет неприятно. Поэтому убираться там нужно регулярно.
Подросток может поделать домашнее задание
Подросток может провести время со своими родителями
Чем ближе тинейджер к одиннадцатому классу, тем, зачастую, реже он начинает выбираться за пределы дома вместе со своими родителями. Ходить с ними на прогулки в город. Когда тинейджеру скучно, эту ситуацию нужно исправлять.
Предложите подростку пойти с вами на прогулку в город. Пусть он посетит развлечения, которые вы ему предлагаете. Совместная прогулка тинейджеру понравится. У него поднимется настроение. Он избавится от скуки. И все останутся довольны.
Подросток может созвониться и поболтать с друзьями
Если тинейджеру скучно и его друзья не выходят на улицу, то он должен созвониться с ними. И поболтать. Обо всем на свете. Важно, чтобы и тинейджеру, и другу разговор был интересен.
В этом случае он окажется продуктивным. Заинтересует обоих собеседников. И поднимет тинейджеру настроение, избавит его от скуки.
Предложите подростку заняться спортом
Отправиться выполнять упражнения на турники.
И так далее. Любые спортивные упражнения позволят тинейджеру избавиться от скуки. Также, они поднимут ему настроение. И укрепят его физическое здоровье.
Если подросток мало выходит на улицу и целыми днями после школы ему нечем заняться, предложите записаться в спортивную секцию. Туда он будет ходить регулярно. Поэтому, как минимум, пара часов в день у него будет занята. И ему не будет скучно.
Предложите подростку самостоятельно побродить по городу
Его лучшими друзьями во время прогулки станут наушники и кроссовки. Пусть включает музыку и отправляется на поиск приключений. Садится на автобус и едет в любую часть своего города.
Там тинейджеру нужно посмотреть на различные здания, улочки и многое другое. Очень важно, чтобы подросток был полностью удовлетворен прогулкой. И ходил исключительно по тем местам, в которых раньше не был.
Предложите подростку сыграть в компьютер или консоль
Он весело проведет его за игрой. Насладится веселым днем. И ему не будет скучно.
Однако, будьте осторожны. Следите за тем, чтобы подросток не перебарщивал с компьютерными играми. В противном случае, он может обрести зависимость от ПК.
Предложите подростку вместе заняться благотворительностью
Необязательно отвозить различным фондам деньги. Можно помочь организациям одеждой. Например, вы с тинейджером можете собрать старые, ненужные его вещи. И отвезти в детский дом.
Также, вы можете привезти сюда любые предметы быта. Мыло, стиральные порошки и многое другое. Для подростка эти предметы быта могут быть мелочью. Но для детей, находящихся в учреждении, это будет очень важно.
Отправьтесь с подростком в приют для собак
Здесь вы сможете посмотреть на различных собачек. Тех, которые являются полностью здоровыми. И тех, которых подкинули. Они зачастую находятся в довольно плачевном состоянии в плане здоровья.
При желании, вы с подростком можете взять домой собаку из приюта. И тогда решится еще одна проблема. Когда подростку будет скучно, он сможет играть с домашним питомцем.
Предложите подростку порисовать
Даже если подросток никогда не умел рисовать, предложите ему поделать это. Причем, пусть срисовывает то, что захочет. Будь то автомобили, пейзажи и прочее. Важно только лишь чтобы тинейджер получал удовольствие от процесса.
Рисование позволит подростку отвлечься от скуки. Как минимум на несколько часов. Но и этого будет достаточно для того, чтобы он расслабился.
Предложите подростку почитать книгу
Покажите свою обширную библиотеку. Предложите тинейджеру выбрать одну из книг. И, по возможности, расскажите о содержании каждой из них. Чтобы тинейджеру было легче выбрать произведение.
Если тинейджер полюбит чтение, то это будет отлично. По той причине, что он сможет развить себя интеллектуально. Наполнится радостью, хорошим настроением. И сможет легко убивать время. Читая книгу каждый день.
Подросток может почистить компьютер от ненужного
Наверняка рабочий стол компьютера у подростка забит огромным количеством ненужных папок. А также файлов. Тинейджеру нужно очистить его от них. Для того, чтобы компьютер перестал глючить, зависать и снова пришел в работоспособное состояние.
Что делать если скучная жизнь у подростка
Иногда подросткам так и хочется крикнуть: «Да отстаньте вы от меня со своими профессиями, кружками, тренировками. Не хочу я ничего! Мне все одинаково неинтересно. Оставьте меня в покое». Если у ребенка пропал аппетит, он не хочет никого видеть и по утрам встает с кровати совсем без сил — это повод обратиться за помощью к специалисту. Если же это разовый протест, волноваться особо не о чем, но можно попробовать помочь.
Доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская и детский социолог Александра Чканикова подскажут, как это лучше сделать.
Задайте правильные вопросы
Первый вопрос: давно ли тебе ничего не хочется?
В какой момент ребенок понял, что его ничто не вдохновляет? Может, в памяти всплывет какое-то событие, слово или даже период в жизни. Если ему удастся вспомнить момент, когда он впервые встретился со своим «ничего не хочу», будет очень хорошо.
«Ничего не хочу» появляется вдруг, а не находится с нами всегда. Все маленькие дети от природы любопытны и азартны, могут часами бросать камешки в пруд, бегать, ломать, строить, снова ломать и наслаждаться этими занятиями. Просто рано или поздно мы сталкиваемся с ситуациями, когда нашу жажду деятельности слегка охлаждают: сломал что-то — родители отругали, набегался в детском саду — воспитательница велела сидеть тихо до конца прогулки… Пара таких ситуаций — и азарт угасает. А если за свою активность ребенок получает только негативную оценку, вполне вероятно, что скоро он вообще расхочет бегать и что-то предпринимать.
Второй вопрос: из чего сейчас состоит твоя жизнь? Что ты делаешь каждый день, на что находишь силы?
Если утром ваш подросток встает с кровати, ест, не забывает мыться и чистить зубы — все не так плохо. Его «ничего» не такое уж абсолютное. Если он к тому же не против посмотреть телевизор, поиграть в приставку, посидеть в соцсети и погрызть конфет — все вообще отлично. Просто ему не хочется напрягаться. Это вполне нормальное состояние, особенно для человека, который сильно устал.
А вот если ребенку ничего не хочется в течение длительного времени — нужно срочно что-то делать. Возможно, нужен психолог или хороший терапевт, который поймет, каких витаминов и ферментов не хватает организму и почему появилась такая слабость.
Главное — понять, чего именно не хочется
Прилагать усилия
Подросток, может, и не против научиться танцевать хип-хоп или поступить на журфак, но вот бы оно как-то само собой получилось… Чаще всего человек не хочет напрягаться, если он сильно устал. А устаем мы от самых разных вещей:
А еще бывает так. У ребенка с самого начала все очень легко получалось. Например, он быстрее всех в классе научился читать, без особых усилий побеждал на олимпиадах, как-то с наскока, ярко и блестяще справлялся со всеми задачами. А потом вдруг обо что-то споткнулся. Например, с первого раза не получилось разобраться в новой теме по физике. Или никак не удается сочинение. И после каждой такой неудачи он не может заставить себя попробовать еще раз, постараться, подготовиться. Оказалось, что он не умеет прилагать усилия.
Делать то, что предлагают родители
Возможно, ваш подросток только и слышит: «Пойди займись делом, учись, стремись к совершенству, ну что ты все лежишь и время тратишь». И чем больше ему так говорят, тем крепче он прирастает к дивану. Мало кому нравится, когда за него решают, что делать и чем заниматься. Представьте: перед вами на столе миска черешни. Вы уже готовы ее попробовать, но тут вам говорят: ну угощайся же, чего ты ждешь? А ну ешь давай, кому говорю! И черешни уже совсем не хочется…
Источник
Если это ваш случай, очень важно перестать давить и осторожно подсказать, как можно поступить:
Делать то, что делал раньше
Зеленый пояс по айкидо у него уже есть, и он больше не может видеть этот спорткомплекс. И в школу больше не хочет. И кружок по авиамоделированию совершенно не интересует.
Скорее всего, ему просто надоело. Он уже вдоль и поперек изучил эту сторону жизни, и ему хочется попробовать что-то еще.
На самом деле это здорово: ужасно интересно, освоив одно занятие, переходить к другому. Дети растут, а вместе с ними растут их цели и потребности.
Теперь, когда вы разобрались, что происходит с подростком, какие вопросы ему нужно задать и как помочь понять, чего ему хочется, пора переходить к практике. Взрослым, кстати, тоже будет полезно.
Чек-лист: как придумать новую цель
ШАГ 1. Составить список всего, что интересно
Предложите ребенку записать все, приходит в голову и что вызывает положительные эмоции. Полеты, крутые ботинки, кофе, блоги, путешествия, Новый год, пение.
Пока без «примерки» на себя. Все это сейчас не важно. Мы просто составляем длинный-длинный список того, ради чего можно поднять свою пятую точку и начать что-то делать.
ШАГ 2. Выбрать из списка один пункт и составить «карту приятных занятий»
Например, кофе. Подростку нравится его вкус, запах. Может быть он задумывался сделать линию парфюмерии с кофейными ароматами? Кофейные чашки тоже очень интересные. Может, стоит заняться дизайном посуды? А может, вообще через пару лет выучиться на бариста? Они так красиво оформляют напитки в кофейнях.
Источник
У одного понятия — кофе — есть несколько ветвей: запах, чашки, дизайн, работа. Из каждой такой ветви могут выходить разные занятия и хобби, которые делают жизнь увлекательнее. Получается логическое дерево, которое и называется картой приятных занятий.
Пусть поначалу сами идеи кажутся не очень интересными — польза уже в том, что мы о них думаем и фантазируем. Наш мозг начинает работать и выстраивать нейронные связи: от темы — к удовольствиям, от удовольствий — к определенным занятиям. Это полезно.
ШАГ 3. Составить шорт-лист «кофейных» целей
1 — поехать на Коста-Рику и увидеть своими глазами кофейные плантации.
2 — расписать кофейные чашки.
3 — выучиться на бариста.
А дальше превращаем все эти цели в планы. Как расписать чашки? Где этому научиться? Найти курсы росписи по керамике? Найти и рассмотреть самые крутые дизайны чашек?
ШАГ 4. Не останавливаться
На этом этапе подросток может немного «забуксовать»: «Я же никогда не расписывал чашки, получится какая-то фигня…». Эти мысли — следы той самой причины, из-за которой он ничего не хочет. Может быть, он мало в себя верит или просто раньше цели были не его, а нашими. Теперь пришла пора понять, чего хочет он сам, и начать что-то делать, чтобы достичь цели.
Упражнение «Подогрей хотелку!»
Любая цель в жизни, даже самая маленькая, начинается с «хочу». Хочу чаю, поэтому пойду на кухню и поставлю чайник. Хотеть можно по-разному. По десятибалльной шкале — на девять: «Ой-ой-ой, как чаю хочется, скорее чайник ставить!» На пять: «Да, немного посижу, потом пойду и чайку попью». А на два балла будет примерно так: «Ну дава-аай, только если ты сам заваришь». И вполне понятно, что с двухбалльной хотелкой чаю попьешь не скоро, если вообще попьешь. Поэтому сейчас мы попробуем слегка повысить градус желания.
Источник
Можно нарисовать такой «термометр», где ноль — это «совсем не хочу», а десять — «ужасно хочу». Выбрать любое свое любое желание: пойти на фехтование, записаться на танцы, найти вузы с факультетом дизайна. Отметить на термометре, на сколько баллов сейчас хочется этим заниматься. Потом постараться представить все приятное, что связано с этим желанием: мечты, планы, вдохновляющие идеи. После этого нужно отметить на термометре, на сколько баллов теперь мы оцениваем свое «хочу». Попробуйте поднять градус хотя бы на пару делений, и, если поймете, что готовы действовать, — вперед!
Упражнение «А это точно моя цель?»
Иногда мы, близкие подростка, уверены, что очень хорошо его знаем. Замечаем его математические способности, помним, как в три года он виртуозно сортировал камешки или решал логические задачки. Мы им гордимся и хотим, чтобы он реализовал все свои таланты. Но ему, возможно, хочется другого!
Предложите ребенку следующее упражнение: нужно начертить на листе круг. Все пространство внутри круга — это какое-то важное дело или решение, которое касается его жизни. Спросите, какая часть этого дела сейчас принадлежит ему, а какая — окружающим: родителям, друзьям, учителям?
Источник
Например, если он сам нашел в интернете бесплатные курсы программирования, будет готовиться, поступать и учиться — это уверенные сто процентов. А если сходить на курсы его уговорил учитель информатики, а потом еще и мы настояли? Тут придется задуматься, какой кусок «пирога» в этом случае принадлежит родителям, какой — учителю, а какой — ему самому. Может быть, каким-то важным делом увлечены в большей степени друзья и родители, и цель вовсе не его?
Упражнение «Почему я ленюсь?»
Часто бывает, что желаний у человека море, а вот взять что-то и сделать — до этого руки не доходят. Лень.
На самом деле лень — это не дурная черта характера, а способность психики сохранять ресурс. Другими словами, нам лень делать то, в чем мы не видим смысла или на что у нас не хватает сил. Поэтому, когда вы замечаете, что ребенок начинает лениться, предложите ему такое упражнение:
Быть подростком — та еще задачка. Это примерно как полететь в космос без подготовки. Как устроен корабль, на котором ты отправляешься в путешествие? Как им управлять? На какие кнопки нажимать? Что делать-то вообще?!
В книге «33 важных «почему» Виктория Шиманская и Александра Чканикова помогают с этим разобраться, а еще отвечают и на другие вопросы ребят 12–16 лет о чувствах и эмоциях.
«Мне скучно!»
Часто от подростков слышим: «Мне скучно!». Фраза вызывает спектр эмоций — от «с жиру бесится, у него ж все есть» до «я — плохой родитель, мой ребенок тоскует». Что на самом деле означает фраза «Мне скучно» и как поступать родителю?
— Как вы считаете, проблема надумана или на нее стоит обратить внимание?
— Проблема не надумана. Подросток пребывает в таком возрасте, когда для него многое меняется — он видит что-то новое, у него появляются новые ощущения по поводу окружающего мира и себя. Скука — это про что? Расшифровка с психологической точки зрения — когда не происходит чего-то важного, что нас захватывает, и мы теряем интерес к происходящему. Если подросток сообщает родителям, учителям («Скучно мне учить вашу математику, Марь Петровна!») о том, что ему скучно, это означает, что ему становится не так важно то, чем он вынужден заниматься. В этот период у подростка появляется огромное количество новых потребностей, но еще отсутствуют возможности для их реализации. Где-то было написано, что для подростка естественный поступок — стать юнгой и убежать с пиратами на корабле или записаться барабанщиком в гусарский полк. Общество же накладывает огромное количество ограничений, и в этот момент подростку становится неинтересно — он уже перерос привычную роль, но еще не может нести за себя достаточное количество ответственности, чтобы действовать по-новому. Скука в данном случае — сопротивление тем вещам, которых от него постоянно требуют окружающие взрослые.
— Как понять, что именно стоит за фразой «скучно!» твоего ребенка?
— Сначала надо сказать: я тебя понимаю, да, скучно, мне тоже бывало в жизни скучно, я справлялся с этим так-то и так-то. Но я понимаю, что ты — другой человек, и я могу придумать тебе тысячу вариантов развлечений, но это будут мои варианты. У тебя в голове есть какие-то твои идеи, о которых ты мне можешь рассказать. Давай обсудим. Возможно, ребенок хотел бы чем-то заниматься другим, к примеру, занимался танцами, а теперь хочет пойти на бокс, родителям страшно сказать: ну как же, с пяти лет занимался, а тут все бросить и заняться чем-то другим. Да, занимался, да было, а сейчас хочется другого. Тогда был выбор родителей, а сейчас он делает собственный. Чем больше зажимать подростка, не давать самостоятельности в подобных вопросах, тем больше сопротивления, тем больше лени, тем больше «мне скучно». Неинтересно, жизнь не мила, а контакт с родителями теряется, они выглядят какими-то не очень понятливыми людьми, не хотят быть в диалоге, и чего тогда с ними говорить? Отсюда начинается этот разрыв, непонимание между поколениями, которое запускают сами родители, когда занимают авторитарную позицию: «Скучно ему, видите ли! Работай! Отжимайся по утрам! Обливайся холодной водой и никакой скуки не будет!».
— Есть ли какие-то специальные приемы в помощь родителю по преодолению подростковой скуки?
— Подросток сидит дома и изрекает: «Мне скучно!». Не все родители сами знают, как обходиться со скукой, и отгораживаются: у тебя куча игрушек, чего ты маешься, сиди и занимайся, чего тебе не хватает? Но если родитель начинает диалог и объясняет ребенку: «Скука — это отсутствие интереса к чему-либо. Давай разберемся, как ты потерял интерес к этому? А чего ты на самом деле хочешь?». Завязывается диалог, начинается перебирание развлечений. С одной стороны, подростку это важно, потому что он видит интерес, видит внимание, видит, что с этим можно разобраться и донести до родителя, что он на самом деле хочет. С другой стороны родитель учит ребенка дифференцировать: хочешь морковку? Нет. Хочешь сказку послушать? Нет! А что хочешь? И тут выясняется, что на самом деле хочет ребенок. Подросток получает опыт, как можно решить свои вопросы со скукой и нащупать среди массы возможностей то, что он на самом деле хочет. Но на этом пути ребенок может и неосознанно начать манипулировать родителями: это не хочу, то не хочу, подавайте еще что-то.
— Подросток в своей комнате, у него полно вариантов проведения досуга — книги, настольные игры, наборы для опытов. Но ему все, кроме гаджета, скучно. В чем дело?
— Что делает подросток в социальных сетях и мессенджерах? Он в основном общается, занимается самопозиционированием — выстраивает миру образ своего я, пытаясь показать кто он. И сам для себя тогда понимает, кто же он есть. Но понять он это может только через контакты с другими. Ему нужно себя больше внедрять в окружающий мир.
Нескучно ему, по сути, только общение. Причем часто коммуникация с родителями его уже не устраивает. С родителями все уже более-менее понятно, интересно строить отношения со сверстниками. Часто это не те связи, которые ребенок строил раньше, — появляется интерес мальчиков к девочкам и наоборот. Какое для подростка самое существенное наказание? Не пустить куда-то с друзьями, а сейчас, когда появились новые технологии, — это отключить интернет, то есть не допустить общение с другими подростками.
— Но вот наблюдение из жизни: в школе на переменах они сидят, каждый уткнувшись в свой гаджет с интернетом, и что-то там делают, по сути, не общаясь. Как это объяснить?
— Да, действительно, они с одной стороны стремятся к коммуникации, а с другой — они убегают в виртуальное общение, потому что вживую контактировать не очень-то умеют. В интернете же можно быть кем угодно, можно даже выбрать не особо напрягающую роль наблюдателя в каком-то сообществе. На самом деле тот период, когда родитель должен был учить играть и общаться через все эти сюжетно-ролевые игры «Привет, белочка! — Привет, зайчик!», скорее всего оказался не продуктивен, и ребенок просто не научился общаться. Поэтому в подростковом возрасте, если раньше это не удалось, необходимо учить контактировать — приглашать домой детей из школы, организовывать совместные праздники и выходы, тем самым позволяя ребенку выстраивать новые связи. Исходя из своих интересов, подросток может найти группы единомышленников, именно так и происходит социализация, но без помощи родителей у подростков этого может не сложиться.
— А если ребенок говорит, что ему скучно с одноклассниками, товарищами по секции, кружку, у него нет приятелей, как быть тогда?
— Надо обязательно выяснять, почему скучно. Скорее всего, мы узнаем, что за «скучно» будет «я боюсь», «мне стыдно», «мне тревожно», «я не знаю, о чем говорить». То есть, скорее всего, «я бы хотел, но я не могу». Это тоже она из расшифровок скуки, когда я что-то хочу, но я удерживаю это в себе. Подростки проходят такой опыт как группирование — умение строить социальные связи. Люди, которые успешно прошли этот этап, получают этот необходимый навык — быть в полезном для себя контакте с окружающей средой, людьми. Те, кто не получил навык, не смогут быть социально успешными. Если это, конечно, не какие-то гениальные программисты и математики, но это скорее исключение из правил. В изоляции нельзя жить.
— Почему нас злит и пугает подростковое «мне скучно»?
— Временами даже вызывает панику: что же ему предложить. Но, на самом деле, если подростка оставить в покое, забрав интернет и гаджеты («Время на планшет, компьютер, телевизор вышло!»), то через какое-то время он находит, чем заняться — достает книги, альбомы, куклы, начинает слушать музыку.
Фраза «мне скучно» обостряет родительское чувство вины: моему ребенку скучно, возможно, я где-то не доработал, не сделал, не дал достаточно общения и внимания.
Фраза вызывает завить: у него есть время на скуку, работал бы на трех работах, как я, тогда бы не было времени на скуку! Это означает, что родитель где-то сам себя начинает зажимать. Для взрослых скука подростка часто ассоциируется с бездельем, а взрослому так хочется хоть немного побездельничать, и вопрос тогда надо задавать себе: я-то зачем тогда так много работаю?
Фраза вызывает злость — из-за нарушения границ, ведь мне, родителю, придется с этим что-то делать, а я себе распланировал день совсем иначе, а теперь придется рисовать, читать, гулять с ним, да в конце концов даже на диалоги, в которых мы, как правильные родители будем выяснять, чего ребенку нужно, необходимы душевные силы. Тут задача родителей — грамотно выстроить и отстоять свои границы. Ребенок — уже достаточно взрослый для того, чтобы понимать, что мама или папа имеют свои заботы, что подростку уже нужно уметь как-то самоорганизовываться, находить себе развлечения самостоятельно. Родителю важно не сдвигать свои границы («Ну это же мой любимый сынок / дочка, я сейчас позанимаюсь с ним, а свои дела выполню когда-нибудь после»), а договориться («Сейчас ты займешься своими делами, а вечером мы вместе посмотрим интересный фильм»).
— Подытожим: вы хотите сказать, что когда подросток заявляет, что ему скучно, это нормально?
— Да, это как естественный побочный эффект роста. Настоящей проблемой это становится, если ребенок начинает сильно застревать в этом скучающем состоянии, если он ничего не делает, не признается, что на самом деле скучает, вместо этого начинает часто болеть, страдать головной болью, спазмами гортани. Именно родитель помогает найти то, что хочется подросшему ребенку, и реализоваться полностью или частично — без ущерба для здоровья и безопасности.