что делать если сгорела бытовая техника при скачке напряжения
Сгорели электроприборы от скачков напряжения. Кто виноват? Какие действия помогут возместить убытки?
Практически каждый сталкивался с проблемой выхода из строя бытовой техники по причине отклонения показателей качества электрической энергии, либо перебоев в электроснабжении.
В соответствии с ГОСТ 32144-2013, изменения напряжения (220 В) в электрических сетях не должны превышать 10%, в противном случае с большой вероятностью возможно повреждение электроприборов.
Сетевые организации обязаны сохранить категорию надежности и обеспечить необходимую максимальную мощность для всех энергопринимающих устройств потребителей, исключив при этом аварийные отключения и технологические отказы.
Управляющие компании, обслуживающие многоквартирные жилые дома или гарантирующие поставщики и сетевые организации, поставляющие электроэнергию к частным домовладениям, редко удовлетворяют претензии о возмещении ущерба.
Рассмотрим перечень действий, которые помогут потребителям реализовать право на взыскание убытков, вызванных ненадлежащим оказанием услуг.
Что говорит закон?
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
При этом ст. 1064 ГК РФ регламентирует, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт причинения вреда и размер понесенных убытков, виновность причинителя вреда, а также наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и незаконными действиями (бездействием) лица, по вине которого эти убытки возникли.
В соответствии с указанными правовыми нормами лицо, чьи права нарушены, представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также доказательства, обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением причинителем вреда обязательства и названными убытками.
Такими доказательствами при повреждении электрооборудования являются:
1) документы, подтверждающие право собственности на бытовую технику;
2) заключение технической экспертизы о причинах выхода из строя бытового оборудования, подтверждающее причинно-следственную связь между отклонением показаний качества электрической энергии и возникшими неисправностями бытового оборудования;
3) документы, подтверждающие размер причиненного ущерба.
Важно понимать, что в случае спора, судом могут быть приняты любые доказательства, например, при отсутствии документов о покупке товара можно использовать показания свидетелей, которые будут рассматриваться в совокупности с иными доказательствами и установленными обстоятельствами.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Обычно сетевые организации поставляют электрическую энергию до индивидуальных жилых домов, поэтому несут ответственность за нарушения в электрических сетях и их последствия.
Также сетевые организации осуществляют поставку электрической энергии до жилых многоквартирных домов, а граница эксплуатационной ответственности между сетевой и управляющей компаниями как правило находится на болтовых соединениях кабельных наконечников в вводно-распределительных устройствах многоквартирных домов.
Обязанности по техническому обслуживанию внутридомовых электрических сетей возложены на исполнителя коммунальных услуг – управляющую организацию (ст.289, 290, 210 ГК РФ).
Для потребителя – владельца помещения в многоквартирном доме это означает, что ответственность за причинение вреда несет управляющая организация, которая в случае вины сетевой организации переложит на нее убытки, возмещенные в пользу потребителя.
При выявлении обстоятельств, вызвавших причинение ущерба, потребителю следует незамедлительно обратиться на горячую линию сетевой организации, осуществляющей транспорт электрической энергии, сообщив о проблеме и запросив информацию о работе сетей, а также убедиться, что его обращение зафиксировано в соответствующем журнале (уточнить присвоенный номер заявки и Ф.И.О. диспетчера).
Это необходимо делать как владельцам индивидуальных жилых домов, так и владельцам помещений в многоквартирных домах.
Потребителю в многоквартирном жилом доме, в дополнение к вышеуказанной заявке, необходимо обратиться в управляющую организацию для составления акта о повреждении имущества, который должен содержать описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых он был причинен. Акт должен быть составлен и подписан управляющей организацией не позднее 12 часов с момента обращения потребителя. Также акт подписывается потребителем или его представителем, а если они не могут подписать акт, например, по причине отсутствия, акт должен быть подписан двумя незаинтересованными лицами. Акт составляется в двух экземплярах, для потребителя и управляющей организации (п. п. 2, 152 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
В случае отказа управляющей организации в составлении акта или в случае невозможности уведомить ее о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы, потребитель на основании п. 110 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие управляющей организации. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома.
Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» установлен порядок предварительной отправки претензии, перед подачей иска в суд, поэтому копии собранных потребителем документов, прилагаются к претензии, направляемой причинителю вреда.
В случае отказа в удовлетворении требований, потребителю следует обратиться в суд.
Что делать, если перегорела техника.
Как возместить ущерб от перепадов/скачков напряжения?
Итак, в результате перепада напряжения/ короткого замыкания в сети вы остались без бытовой техники. Перед тем как нести заявление в суд, необходимо зафиксировать факт сбоя в электросети. Для этого надо вызвать электриков с помощью диспетчерской службы ДЕЗа. Так как все вызовы фиксируются в книге дежурств диспетчера.
Отчаиваться не следует. По каким именно причинам возник перепад напряжения, могут выяснить в компании «Мосэнергосбыт». Проверка производится бесплатно, но к сожалению, не очень быстро: специалисты обещают дать свое заключение в течение одного месяца. Узнать контактные телефоны районного отделения можно в справочном центре «Мосэнергосбыта».
Далее Вам необходимо будет подтвердить в суде факт скачка (перепада) напряжения в сети (все необходимые сведения будут предоставлены диспетчерской службой ДЕЗа по первому требованию суда) и доказать. Что именно перепад напряжения стал причинойполомки бытовой техники в квартире.
Для этого, надо воспользоваться услугами независимых экспертов.
«Если экспертиза техники будет проведена вами до судебного разбирательства, то, в случае решения суда в вашу пользу, покрыть расходы на экспертизу обяжут виновного, а если нет, то суд сам назначит проведение экспертизы»,- говорит господин Бородин. «К нам обращаются один два раза в месяц за проведением экспертизы сгоревшей бытовой техники уже в ходе судебных разбирательств,- говорит генеральный директор ЗАО «Центральный институт экспертизы, стандартизации и сертификации» Николай Федотов.- А наши эксперты выдают заключения о том, что прибор вышел из строя по причине воздействия высокого напряжения». Президент автономного некоммерческого общества «Центр Экспертиза» Михаил Аншаков рассказал, что на экспертизу, как правило, приносят сгоревшую аудио- и видеотехнику. Стоимость экспертизы начинается от 1 тыс. руб. «Обычно люди приходят группами, ведь от скачка напряжения страдает несколько квартир»,- говорит господин Аншаков. Однако следует помнить: если вы собираетесь отстаивать свои права в суде, экспертизу надо заказывать до ремонта техники. В противном случае доказать, что музыкальный центр сгорел от перепада напряжения, будет фактически невозможно.
От перепадов напряжения и сбоев в работе электросети может пострадать каждый. И если вы дорожите своей техникой, самое время обзавестись соответствующей защитой.
Что делать если сгорела бытовая техника при скачке напряжения
В Управление Роспотребнадзора по РА обратились потребители из с. Маймы за консультацией по поводу алгоритма действий в сложившейся ситуации. В результате скачка напряжения электросети у граждан сгорели электробытовые приборы. Объясняем алгоритм действий. Прежде всего, необходимо установить лицо, причинившее материальный ущерб! Виновным лицом может быть: — энергоснабжающая организация: если причиной выхода из строя бытовой техники послужило «плохое качество» подаваемой энергии; — организация, обслуживающая общее имущество жилого многоквартирного дома: если причиной ущерба являются поломки в электрических сетях, проходящих от границы ответственности с энергоснабжающей организацией до квартиры (жилого дома) пострадавшего; — третье лицо (соседи): если их действия привели к сбою в электрической сети дома. Факт скачка напряжения обязательно должен быть зафиксирован в акте о произошедшей перемене напряжения с указанием даты и точного времени. Поэтому важно сразу вызвать аварийную или дежурную бригаду. При этом сообщается Ф.И.О., точный адрес, а также вид предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сообщение о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. Затем необходимо обратиться в энергоснабжающую организацию и организацию, обслуживающую общую собственность жильцов многоквартирного дома (в случае, если потерпевший является собственником частного дома, достаточно будет обратиться в энергоснабжающую организацию), которые дадут свои заключения о том, кто виноват в случившемся. Подобные заявления граждан подлежат обязательной регистрации и рассмотрению. Как правило, указанные организации осуществляют обследование (осмотр) места происшествия с оформлением соответствующего акта. Обращение потребителя должно быть рассмотрено не позднее 3 дней с момента обращения. Как доказать ущерб? Ущерб, причиненный неполадками в сети, нужно доказать. Для этого необходимо заключение сервисного центра о том, что ваша бытовая техника вышла из строя по причине скачка напряжения. Расходы на экспертизу Вы сможете затем взыскать с виновного лица. Если техника подлежит ремонту, то попросите эксперта посчитать его стоимость. Если ремонту изделия не подлежат, то вам необходимо обратиться к услугам оценщиков. Они посчитают сумму ущерба исходя из стоимости «утраченной» техники с учетом износа. После этого на основании собранных документов можно требовать с виновного лица возмещения причиненного вреда. Какими нормами законодательства руководствоваться? Аргументировать требование о возмещении ущерба можно следующими нормами закона: На основании п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Согласно законодательству РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). Свое требование о добровольном возмещении причиненного ущерба оформите в письменном виде, обязательно зарегистрируйте и на втором экземпляре поставьте отметку о принятии заявления. Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги по электроснабжению (п. 1 ст. 14 Закона). Если виновником являются ваши соседи – отправьте заявленные Вами требования заказным письмом с уведомление о вручении. В случае неудовлетворения исполнителем услуги требования в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд на основании ст. 17 Закона. Размер возмещения ущерба будет зависеть от того, возможен ли ремонт или техника непригодна для дальнейшей эксплуатации. Сумма возмещения ущерба будет состоять из стоимости выполнения ремонтных работ по восстановлению бытовой техники или оценочной стоимости с учетом износа на основе экспертного заключения. Кроме того, вы вправе включить в сумму для возмещения стоимость услуг экспертов и компенсацию морального вреда. |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г. Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Сейчас 731 гостей онлайн |