что делать если родители не пускают учиться в другой город
Право несовершеннолетнего на переезд без согласования с родителями
Я буду поступать в этом городе в ВУЗ. Могу ли я переехать в другой город без согласования с родителями в 17 лет (за четыре месяца до 18 лет)?
Статья 21 Конституции РФ устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В ст. 27 Конституции РФ закреплено право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Возможность получать образование в различных формах является важной гарантией конституционного права каждого на образование (ч. 1 и 5 ст. 43 Конституции РФ).
Согласно ст. 21 Гражданского кодекса РФ под дееспособностью понимается «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их». В полном объеме дееспособность наступает по достижении совершеннолетия, т.е. с 18 лет.
Дети от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Однако здесь есть исключения, определяемые п. 2 ст. 26 ГК РФ: такие дети могут самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, осуществлять права автора на результаты интеллектуальной деятельности, вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими. В то же время несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет, вступившие в брак или признанные эмансипированными, обладают полной дееспособностью (ст. 21, 27 ГК РФ).
Цель эмансипации заключается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса.
В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка, а по достижении 14-летнего возраста – в суд.
Таким образом, закон наделяет вас всеми правами. При несогласии с решением родителей вы наделены правом обратиться в органы опеки и попечительства, в случае неразрешения конфликта – в суд.
«Родители не хотят, чтобы я переезжал учиться в другой город. Что делать?»
Марина живёт в Перми и мечтает учиться на экономиста в Москве. Впереди 11-й класс — она собирается как следует подготовиться, хорошо сдать ЕГЭ и поступить на бюджет в московский вуз. Марина верит в себя, но переживает родителей: они не поддерживают её желание переехать. Отчим повторяет, что Москва — опасный город, 17-летней Марине там не место. Марина злится, что семья лишает её будущего.
Сергей, отчим Марины, тревожится, что она ещё недостаточно взрослая, чтобы жить отдельно. Как Марина будет в огромной Москве без родителей? Вдруг попадёт в плохую компанию? Что будет делать, если заболеет? На экономиста можно выучиться и в Перми — ещё успеет стать самостоятельной.
Вместе с психологом разбираемся, что делать, если взрослым тяжело отпустить вас учиться в другой город.
Почему родители против
Время, когда взрослеешь и отделяешься от родителей, называется сепарацией. И детям, и взрослым этот этап пережить непросто.
Вот почему родителям сложно привыкнуть, что дети уже выросли:
Родители воспринимают ребёнка как продолжение себя, а не как отдельную личность, которая может принимать решения. Им кажется, что он пока не готов к самостоятельной жизни. Родителям непривычно, что теперь с ребёнком нужно договариваться, как со взрослым человеком.
Забота и контроль помогают родителям чувствовать себя нужными. Родитель задаётся вопросом: «Как я буду без тебя?»
У родителей есть страхи и переживания, с которыми им не хочется столкнуться. Когда ребёнок уезжает из дома, система семьи перестраивается. Два человека, которые проводили много времени в ролях мамы и папы, теперь должны встретиться друг с другом как муж и жена. Если пара не знает, как взаимодействовать без детей, в отношениях наступает кризис.
Родители начинают убеждать ребёнка, что в другом городе ему придётся непросто:
Через такие слова родители проецируют свои страхи и переживания. Они запугивают ребёнка, чтобы не потерять контроль над ним.
За ужином Марина снова говорит о переезде в Москву, и они с родителями в очередной раз ссорятся. Отчим кричит, что Марине надо снять розовые очки: «С чего ты вообще взяла, что пройдёшь на бюджет? Чем ты лучше тысячи таких же выпускников? Ну допустим, ты чудом поступила. Жить в общежитии непонятно с кем мы тебе не позволим. Снимать квартиру — дорого и опасно. Вдруг хозяева мошенники или соседи — наркоманы?»
Марина думает, что Москва — не такая, какой её описывает отчим. Но после каждого скандала уверенности в ней становится меньше. Марина чувствует, что на неё давят страхи родителей. Она расстраивается, что каждый разговор о будущем похож на хоррор.
Сергей злится, что Марина не понимает очевидных вещей. Люди получают хорошую работу и без диплома столичного вуза — можно жить в родном городе и спокойно устроиться в московскую компанию на удалёнку. Ещё Сергей переживает за маму Марины. Он знает, что Ольга очень привязана к дочке и потеряет покой, если та уедет. Сергей тревожится, что отъезд Марины повлияет на его отношения с женой.
Что делать
Разобраться, почему отпустить ребёнка трудно, могут только сами родители. Но вы можете повлиять на их решение. Ну хотя бы попробовать.
Начните разговаривать заранее
Чтобы не ставить родителей перед фактом, начните обсуждать переезд за год или несколько месяцев. Если вы говорите о каждый день, тема становится привычной.
Возьмите на себя ответственность за ваше желание
Если родители не хотят, чтобы вы уезжали, воспримите это как проверку своего намерения. Спросите себя: зачем мне учиться в другом городе? Насколько сильно я этого хочу? Если у вас есть чёткие ответы, вам будет проще донести до родителей свою точку зрения.
Посмотрите на ситуацию с позиции взрослого:
Марина открывает блокнот и пишет: «Почему я хочу уехать в Москву?». Получается список из семи пунктов. Например, вуз, в который Марина собирается подавать документы, сотрудничает с университетом Германии. Если Марина будет хорошо учиться, то сможет бесплатно поехать в Берлин на год. Ещё студенты проходят практику в топовых российских компаниях.
Марину тревожат сомнения родных, но она чувствует, что не должна отказываться от переезда. Она решает, что постарается донести до родителей, почему поступление в Москву ей важно.
Приведите аргументы
Есть такой психологический трюк: ваше окружение будет помогать вашему желанию исполниться, если ему это выгодно. Чтобы родители не списали ваше стремление уехать на подростковый максимализм, сформулируйте, какую пользу принесёт этот переезд.
Например: «Этот университет входит в 10 лучших IT-вузов страны. Там сильные преподаватели и умные ребята со всей России. Я получу навыки, которые помогут устроиться в классную международную компанию. Вы будете спокойны за моё будущее».
Покажите родителям, что вам можно доверять
Вы ответственно относитесь к учёбе, не пропускаете тренировки и проявляете инициативу в домашних делах. Так вы показываете родителям, что самостоятельны и умеете справляться с трудностями.
Марина и Сергей говорят о переезде утром по пути в школу. Сергей чувствует, что на этот раз Марина основательно подготовилась — распечатала учебные планы московского и пермского вузов, выписала предметы, которые ей интересны, нашла интервью с выпускниками. Сергей по‑прежнему убеждён, что Москва — плохая идея, но воодушевление Марины его трогает.
Ещё Сергей замечает, что Марина слышит его опасения, ей не всё равно. Она рассказала, что нашла чат абитуриентов и познакомилась с девочкой из Казани, которая тоже будет искать жильё. Снимать квартиру вдвоём дешевле и безопаснее.
Помните, что родитель — взрослый человек
Иногда страх остаться в одиночестве настолько сильный, что родители прибегают к манипуляциям. Например, говорят: «Если ты уедешь, я заболею» или «Мы тебя растили, а ты нас бросаешь». Ребёнок тревожится и чувствует вину.
В такие моменты вспоминайте, что родители — взрослые люди, они в состоянии о себе позаботиться. Их можно поддерживать и навещать. Вы не должны чувствовать, что спасать маму или папу — ваша обязанность.
Сформулируйте правила
Договоритесь, что после переезда будете созваниваться каждый вечер, приезжать домой раз в три месяца или время от времени отправлять селфи, чтобы родители знали, что с вами всё в порядке.
Поговорите со взрослым, который вас поддержит
Возможно, из вашего окружения способен повлиять на решение родителей. Может, это друг семьи, который уважает ваше желание переехать, или учитель в школе. Если чувствуете, что разговоры ни к чему не приводят и обстановка дома накаляется, обратитесь к психологу. Вы можете пойти один или вместе с родителями. Специалист поможет справиться со сложными чувствами, которые возникают в конфликте. Вместе с ним вы найдёте конструктивные способы, как общаться с близкими.
Как устроена терапия для подростков и куда обратиться за бесплатной психологической помощью, мы рассказали в статье:
Сергей уговаривает Марину рассмотреть университеты в Перми: «Ты же знаешь, как твоя мама волнуется, когда ты поздно приходишь домой. Представляешь, что с ней будет, если ты уедешь в другой город?» Марина обещает, что будет звонить родителям после учёбы и писать сообщения в течение дня. Они всегда будут в курсе, где она и как у неё дела.
Марина знает, что в Москве живёт мамина двоюродная сестра Наташа. Марина может периодически навещать её — мама будет спокойна, что за Мариной присматривают родственники.
Если договориться не получается
Примите, что отношения изменились
Если достичь компромисса не удаётся, отношения в семье уже вряд ли будут такими, как прежде. Конфликт просто так не исчезнет — вначале общаться с родителями будет сложно. Обижаться и злиться — это нормально: чтобы прожить эти чувства, нужно время.
Не сдавайтесь
Родители не отпускают вас не потому, что не хотят, чтобы вы были счастливы. На их решение влияет много разных факторов, в том числе психологических.
Принять, что прямо сейчас всё пошло не по плану, непросто. Но вокруг много возможностей устроить жизнь так, как вам хочется. Да, вы не сможете изменить родителей. Но только вы определяете, каким будет ваше будущее.
Можно поступить на заочное и остаться дома, попробовать перепоступить в вуз мечты через год или устроиться на работу и снять квартиру с другом, чтобы жить отдельно.
Марина поступила в Москву на бюджет, как и мечтала, но семья всё же не позволила ей поехать. Марина решает, что останется и будет учиться в пермском филиале этого вуза, но съедет от родителей. Она займётся репетиторством и будет снимать квартиру вместе с подругой. Так она покажет родителям, что вполне способна жить самостоятельно. Марина надеется, что сможет без скандалов перевестись в Москву в следующем году.
Сергей уважает упорство дочери, но злится, что её желаний в семье появилось напряжение: за последние месяцы они с Ольгой несколько раз серьёзно ссорились переезда. Сергей впервые в жизни задумывается о том, чтобы пойти к психологу.
Психолог поможет справиться с переменами. Заполните анкету и подберите подходящего специалиста в нашем сервисе. Первые две консультации стоят как одна: 2 490 рублей. Если вам не подойдёт психолог, ничего страшного — мы предложим другого.
Благодарим психолога Магомеда Гаджиева за профессиональные рекомендации, которые описаны в этой статье.
15 лайфхаков, как уехать учиться в другой город, если родители против
Выпускной, блестящие результаты ЕГЭ, поступление в Москву, но мама и папа стоят в дверях и говорят: «Не пустим»? Наш блогер Дарья Крамер рассказывает, как поступить в вуз своей мечты и уехать жить в другой город, если родители не отпускают. (Спойлер: нужны настойчивость и упорство).
Я родилась в небольшом городе — два часа на автобусе до Ростова-на-Дону. В моём городе несколько средних университетов, и с самого детства я слышала: «Никакого Ростова, в нашем городе хороший вуз, поступишь в него». Родители были против поступления даже в Ростов-на-Дону, о Москве речи даже не шло.
В какой-то момент я сдалась. Мне нравилась психология, обществознание и история, но я сдавала физику — в местном «хорошем вузе» были только инженерные специальности. За год пришлось учить всё с нуля, и я получила 60 баллов по физике и 52 по математике. Русский сдала на 92, на обществознание пошла «просто так» и сдала на 75, из подготовки — только уроки в школе.
В последний момент взяла свою жизнь под контроль и подала документы в технический вуз в Ростов — всё было лучше перспективы провести четыре года в ненавистном «хорошем университете в родном городе». Поступление в Ростов-на-Дону вызвало у родителей истерику. Они нашли тысячу аргументов, почему учиться в Ростове невозможно, от «Я не позволю тебе жить в общежитии, а денег на квартиру у нас нет» до «Там взятки по сто тысяч».
В конце июля подала оригиналы в Ростов и поехала домой в ожидании скандала. Знала, что буду ездить все четыре года — по два часа туда и обратно. Тогда Москва так и осталась в мечтах.
Какие аргументы будут использованы против вас?
Мечты о Москве меня не покинули — твёрдо решила, что в магистратуру буду поступать только туда. Через четыре года, получив степень бакалавра, я опять услышала миллион причин, «почему нет»:
Забегая вперед, скажу, что ни один из страхов моих родственников не оправдался. Я уже знала Москву лучше, чем Ростов, там жили мои друзья. К счастью, я фрилансер — моя работа привязана к ноутбуку с интернетом, но не к городу, поэтому могла легко переехать.
Почему не поступить в вуз с первой попытки — не приговор (и нужно пробовать ещё)
Поступать было сложно: целью был только бюджет и только определённая магистерская программа в конкретном вузе. На подготовку ушло полтора месяца — я занималась каждый день по шесть-восемь часов. Поступить в другой город с высокой конкуренцией — сложно, но реально. В топовых вузах учатся не самые умные, а самые настойчивые. Ничего необычного в этих людях нет: они попытались, и у них получилось.
Какие проблемы вас точно ждут
Не думайте, что всё будет просто и радужно:
Чек-лист для решения проблем
1. Трезво оцените свои шансы. Смотрите списки поступивших за предыдущий год, не ориентируйтесь на «проходной балл». Набрали ровно проходной — у вас правда мало шансов (но попытаться стоит).
2. Оценивайте не рейтинг вуза, а достижения конкретной кафедры. Изучите информацию о своих будущих преподавателях и бывших выпускниках.
3. Найдите запасной аэродром. Если важен переезд в конкретный город — найдите вуз попроще там. Даже если вы не собираетесь поступать в него, будет спокойнее (особенно вашим родителям).
4. Делайте всё самостоятельно. Документы подайте через сайт приёмной комиссии. Никакого приоритета у тех, кто подавал лично и в первый день, нет. Если родители настроены очень скептично, можно не говорить им о подаче документов, пока не увидите достаточно радужные перспективы в списках.
5. Просите место в общежитии на время вступительных испытаний. Не попросите — никто ничего не предложит, будьте наглее. Лайфхак работает, даже если поступаете в магистратуру.
6. Узнайте реальные факты о вузе в студенческих пабликах. Рассказы о взятках и поступление через постель декана — чушь.
7. Готовьтесь сами зарабатывать. Очную работу и очное обучение на первых курсах практически невозможно совместить, ищите фриланс.
8. Держите оригинал аттестата у себя. Никаких преимуществ аттестат не даёт, он понадобится только в момент зачисления.
9. Билеты лучше купить заранее и вернуть, чем не успеть купить. Следите за скидками.
10. Не дают общежитие — забронируйте хостел. Бронь отменяется в любой момент. Для подачи оригинала нужна пара часов — поезжайте без вещей и сразу возвращайтесь, сэкономите ещё больше.
11. Главное правило — не поддаваться панике и не впадать в депрессию. Вы переубедите родителей только в том случае, если увидите, что «точно проходите» — на этом этапе отключите эмоции и приводите только рациональные аргументы.
12. Рассчитайте необходимую на месяц сумму проживания и определите пути её заработка собственными силами без ущерба для учёбы. Вариант удалённой подработки начинайте искать сразу после сдачи ЕГЭ — к моменту решающего спора у вас будет железный аргумент. Проблему зависимости от родителей решает наличие собственных доходов.
13. Опишите конкретные преимущества вуза, учитывая ценности родителей и собственные интересы. Если таких преимуществ у вуза нет, задумайтесь: оно вам надо?
14. Не поддавайтесь на уговоры «тут отучишься — потом переедешь», «переведёшься если захочешь, сначала тут поучишься». Потом будет сложнее. Вы окажетесь в позиции догоняющего — без опыта и связей в городе.
15. Возьмите жизнь под контроль. Вы ничего не потеряете, если у вас не получится. Забудьте о «потеряешь год»! Если вы не попытаетесь, потеряете четыре года, в худшем случае ещё и огонь в глазах.
Я ощущаю, что четыре года в бакалавриате прошли впустую, — не повторяйте моих ошибок.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
«Мама не отпускает учиться в другой город»
Мне 16 лет, перехожу в 11 класс. Недавно говорила с мамой насчет вуза: очень хочу учиться на врача в Нижнем Новгороде, но он в 220 км от моего родного города. Мама категорически не хочет меня отпускать: говорит, «своя рубашка ближе к телу», высмеивает мое решение. Я не пью, не курю, допоздна не гуляю, учусь на четверки и пятерки. Перспектив в своем городе не вижу. Это не уход от опеки мамы — я просто хочу получить нормальное образование, завести семью. Как ее переубедить? Или уехать из дома, хлопнув дверью: «Родители, я уезжаю»?
Елена, родителям трудно отпускать детей. И дело тут не в том, на какие оценки вы учитесь и курите ли. Просто до этого момента вы были ребенком, а теперь вдруг принимаете взрослые решения. Представьте, как страшно вашей маме: речь о другом городе, где она не сможет вам помочь, если что-то случится, не будет знать, где вы и что с вами. Попробуйте понять ее беспокойство и не принимать близко к сердцу попытки высмеять вас. Иногда люди пытаются обесценить, высмеять то, что их пугает, с чем им трудно смириться. Думаю, это первая реакция, которая не будет длиться вечно.
Хотя родительское беспокойство можно понять, это не значит, что вы должны отказываться от выбранного образования и намеченного будущего. Вы очень уверенно говорите о своем выборе и хорошо обдумали его. Представьте этот выбор как некую точку опоры, внутренний стержень, дающий уверенность. Она понадобится вам в разговорах с мамой. Впереди целый учебный год, и возможности для обсуждений будут.
На мой взгляд, важно не давить на маму, требуя скорейшего принятия вашего решения. Вы и сами понимаете, что для нее это непросто. Когда первая реакция пройдет, вы сможете обсуждать с ней этот вопрос более конструктивно и спокойно. А пока вы могли бы показать маме, что ваше решение — обдуманное и вы готовы брать на себя ответственность не только на словах. Вы могли бы начать готовиться к экзаменам, узнавать информацию об институтах, куда хотите поступить, об общежитии.
Помните, конфликты с мамой на этом этапе — скорее правило, чем исключение. Постарайтесь лучше понять ее чувства по поводу вашего решения, делитесь тем, что чувствуете сами. Елена, я желаю вам стойкости на том жизненном пути, который вы выбрали, и надеюсь, что близкие примут его и будут поддерживать вас.
Пожалуйста, дайте совет. Хочу уехать учиться в другой город в 16 лет. Это незаконно? С мамой в плохих отношениях, она не отпускает.
Откуда деньги возьмешь на проживание и питание?
Для себя реши-ты хочешь учится или просто свалить из дома?
Сиди дома и слушай маму. Мама у тебя одна, и плохого она не посоветует. Не, я серьезно.
попробуй сходить раньше в армию
на первое время. а потом?
я сама в этом возрасте свалила из дома почти на год,после ссоры с мамой.
зарабатывала тем, что в нк работала: танцевала в зале и в целом была на должности «принеси-подай» в ужасе сбежала от туда после того, как меня едва не изнасиловали.
вообще, это не самая хорошая идея
С мамой в плохих отношениях, она не отпускает.
Странная формулировка. Может, у тебя к ней плохое отношение?
может просто подростковый максимализм?
7 класс: физика
По просьбам трудящихся продолжаем.
Основные изучаемые темы – введение в физику (в том числе, оформление и СИ), первоначальные сведения о строении вещества, взаимодействие тел, давление твердых тел и жидкостей, энергия (работа, мощность, КПД, ЗСЭ*), простые механизмы (рычаг и блоки).
Умения, необходимые для изучения – умение выполнять простейшие арифметические действия, умение решать линейные уравнения и системы линейных уравнений.
Прежде чем переходить к разбору каждой темы, поясню один момент. В 7 классе происходит ввод в физику, поэтому самое главная задача родителей и учителя – не отбить все желание заниматься этой прекрасной наукой. Забудьте по большей части про оценки – сейчас важно вызвать интерес. Помните, что в старших классах интерес вызывать уже поздно – либо идет полным ходом подготовка к экзаменам (там уже не до танцев и веселых опытов, там тонны задач и теоретических вопросов, которые нужно разобрать), либо идет подготовка к другим предметам и физика тем более по боку. Так что ловите момент! Поэтому постараюсь максимально насоветовать опытов, которые относительно легко можно проделать в домашних условиях.
Рекомендуемая литература – архив. В Кирик-7 рекомендую прорешать в обязательном порядке все задачи среднего и достаточного уровня. И в качестве дополнительного чтива не забывать открывать Занимательную физику.
Рекомендуемые материалы: максимально рекомендую общеизвестного физика Виктор Павел (Виктор записал классическую программу по физике, основанную на программе товарища Перышкина. Короче говоря, эта программа подойдет большей части школ со 100% совпадением. Объясняет он чрезвычайно хорошо и наглядно), сильно рекомендую канал с различными физическими опытами с очень приятной подачей и предлагаю посмотреть сайт с кучей решений задач с удобным разбиением по темам.
0) Оформление и международная система единиц (СИ)
Незаметным, однако очень важным элементом при изучении физики является умение правильно решать и оформлять задачи. Для этого полезно в первую очередь научиться:
А. Оформлять решение. Один раз учим и стараемся часто использовать для запоминания. Оформление может казаться несколько занудным, однако это значительно лучше ситуации, при которой решение представляет из себя набор хаотично разбросанных надписей.
Б. Запомнить основной принцип получения решения – сначала следует получить окончательную формулу, которую решающий будет использовать для вычисления ответа, только затем подставлять числа и получать ответ. Это так же относится к грамотному оформлению. Исключения – ситуации, в которых получение общей формулы излишне затруднительно (например, в системе уравнений).
В. Грамотно пользоваться системой единиц. Тут необходимо выучить, в каких единицах измеряется каждая величина, и проводить вычисления строго в этих единицах, то есть, нужно научиться переводить любую размерность в формат СИ (например, переводить литры в кубические метры).
Сразу отмечу, что эти знания и умения необходимы сразу, поэтому научить им лучше в начале 7 класса. Дальше ученик освоится и сам будет решать, как ему действовать удобнее (как вы понимаете, чтобы ходить влево-вправо, нужно сначала научиться ходить вперед).
1) Первоначальные сведения о строении вещества – тема теоретическая, поэтому долго на ней задерживаться не стоит.
А. Диффузия. Здесь также важно объяснить устройство тел в нашем мире.
2) Взаимодействие тел – тема напрямую связана с силами, а, значит, ее обязательно нужно щупать руками (в прямом смысле).
Учащимся предстоит изучить:
Б. Сила реакции опоры. Замечу, что в данном пункте также важно дать четкое определение понятию термину “Вес”, который многие понимают неправильно.
От себя замечу, что в данном пункте важно дать четкое понимание различия между силой трения покоя и силой трения скольжения. Вот неплохая статья.
Самое главное во всей этой теории – научиться видеть мир через призму известных сил. Чтобы сила Архимеда была не просто какой-то там силой про плавающие лодки, а чтобы ученик понял, где в реальности есть эти силы и почему устройства и механизмы на их основе устроены так, а не иначе. Картинка для наглядности сего.
3) Давление твердых тел и жидкостей.
Это моя любимая тема в 7 классе, потому что давление можно изучать на куче опытов и показать множество интересных штук. Обычно я показывал в обязательном порядке 2 опыта – гидравлический пресс и картезианский водолаз. Второй опыт просто демонстрировал (он вызывает большой восторг), а вот прежде чем разобрать тему гидравлического пресса я вызывал из класса мальчика (желательно покрупнее) и девочку (желательно похрупше). Макет пресса я делал из маленького шприца для инъекций, шприца Жане (здоровенный шприц) и резиновой трубки от капельницы. Мальчику давал большой шприц, девочке маленький и демонстрировал, что сила ничто против ума, ведь девочка с легкостью “передавливает” мальчика. Очень рекомендую именно эти опыты проделать с учеником.
Еще было бы замечательно продемонстрировать гидростатический парадокс (видео раз, видео двас), атмосферное давление (видео раз) и устройство различных приборов (приборы раз, два, три). Я думаю, родителям будет не менее интересно.
5) Правило моментов. Рычаг. Блоки.
Тема достаточно маленькая, но интересная и опять же максимально жизненная.
10-11 класс: подготовка к ЕГЭ по физике
В данном архиве вы можете найти все книги, указанные в плане. Имейте ввиду, он тяжелый (
332 Мб).
Надеюсь, будет полезно.
Подобные посты с советами по программе для остальных классов постараюсь сделать.
7 класс: математика
Добрый день! В этой подборке я решил собрать основные проблемы и трудности, с которыми ученик может столкнуться в 7 классе на уроках математики, и методы их решения. Сразу скажу, что мне интересно знать, нужна ли подобная подборка по физике и нужны ли подобные подборки для других классов.
Выбор подборки именно для 7 класса обусловлен тем, что чаще всего к репетитору начинают обращаться в 7 классе, потому что пробелы в математике достигают некоего видимого значения + начинается физика. Возможно, это подборка избавит от походов к репетитору.
К названиям предметов привязаны ссылки на архивы – в них задачники. В каждом пункте добавляю ссылки на ресурсы с описанием методов решения задачи (ищите зеленый цвет).
Заранее чрезвычайно рекомендую данный сайт. Отличная подборка тем по математике.
Основные получаемые умения – умение проводить сложные (в плане объема) вычисления с дробями, умение пользоваться признаками делимости, умение решать линейные уравнения разных уровней сложности, умение решать классические текстовые задачи методом введения переменных, умение решать системы линейных уравнений, умение работать с формулами сокращенного умножения, умение работать со степенями, умение строить и анализировать график линейной функции.
Необходимые умения для изучения – умение работать с целыми числами и дробями, устойчивое знание таблицы умножения, умение раскрывать скобки, умение работать с отрицательными числами.
Итак, секрет изучения всего этого очень прост – берем метод и решаем.
1. Решение сложных примеров с дробями.
Сразу приведу пример.
По большей части, к 7 классу ученики уже должны быть в состоянии решить такой пример, но… мечты, мечты. Однако начать рекомендую именно с отработки решения таких примеров – это поможет многократно вспомнить операции с дробями и, что важно, научить работать упорядоченно, по действиям.
Здесь можно взять основную теорию по решению простейших примеров с дробями.
Метод решения сложных примеров по действиям тутъ (видео на ютубе).
1.1. Десятичные дроби.
Очень важно научиться работать с десятичными дробями, ибо весь наш мир построен сейчас на них.
Обязательно необходимо тренировать ученика как можно больше считать в уме. Зачем это нужно? Дело, разумеется, не в простоте и удобстве. Да, с хорошим устным счетом в математике полегче, но в век кулькуляторов и компуктеров это не так уж и важно. А вот что важно – устный счет сильно тренирует мозг и заставляет его работать. Поэтому обратите на этот пункт особое внимание.
3. Признаки делимости.
Важная небольшая тема, которая сильно облегчает работу с дробями (в них постоянно нужно что-то сокращать) и не только. Просто выучить и закрепить несколькими примерами. Признаки – тутъ. Также эта тема есть в сборнике по алгебре 1 в архиве.
В основном могут встретиться три вида линейных уравнений. Вот примеры.
Еще раз особое внимание на эту тему – без линейных уравнений пути в физмате дальше нет. Их нужно знать и уметь уверенно решать.
Этот пункт очень важен для физики, в которой есть СИ и постоянно требуется переводить величину из одних единиц измерения в другие.
Цель очень простая – выучить свойства и научиться их использовать. Теория – тутъ.
Также полезно забежать немножко вперед по программе и сразу посмотреть принципы работы с отрицательной степенью. Теория – тутъ. Это необходимо на данном этапе чисто для физики.
6. Текстовые задачи.
“Из пункта А в пункт Б…” – ага, они самые.
Их всех текстовых задач можно выделить три основные подгруппы – задачи на движение, задачи на смеси/сплавы, задачи на совместную работу. Все остальные задачи различаются друг от друга и составляют процентов 5% от общей массы.
Задачи на движение – тутъ. Здесь советую обратить внимание на сборник по физике Кирик-7, в котором собрано много простейших задач на эту тему. Очень важно запомнить формулу путь = скорость * время, что очень легко достигнуть разбором однотипных задач. Короче, рекомендую. В сборнике это будут СР-6, СР-7, СР-8.
Сплавы/смеси и проценты– туть.
Самое главное заключается не в получении ответа. Самое главное – научиться грамотно составлять уравнения.
Маленький подпункт, который очень важен. Необходимо научиться работать с процентами, ибо они есть везде в нашем мире, но в школе им уделяется относительно крошечное внимание.
7. Формулы сокращенного умножения.
Первое – выучить. Второе – научиться пользоваться, постепенно повышая сложность заданий.
Теория и примеры тутъ и тутъ.
8. Системы линейных уравнений.
Со временем системы будут встречаться все чаще. Первый их источник опять же физика.
Обращаю внимание, что в системы нелинейных уравнений лезть пока нет смысла, поэтому если в системе есть квадраты, кубы и иже с ними – проходим мимо.
9. Линейная функция и ее график.
Основная задача – научиться грамотно строить графики. График линейной функции описывается тутъ.
Особое внимание рекомендую уделить оформлению! Вот пример – есть обозначения осей, указано начало отсчета, подписаны координаты точек и подписана сама функция над графиком.
Анализ графика описан тутъ. Это достаточно важная часть, потому что она учит критически мыслить и действовать по обстоятельствам в незнакомой задаче. В общем, заставляет думать, что очень важно.
Также вся эта теория есть в начале сборника Балаяна (есть в архиве).
В геометрии на данном этапе все просто – нужно учить теорию и закреплять ее практикой. Если не лениться, то проблемам возникать неоткуда.
Отрабатывать теорию рекомендую на двух сборниках. При начале изучения прорешивать задачи из Балаяна – они простые и сразу с рисунком. Это идеально подходит для банальной отработки теории (которая также в этом сборнике имеется).
После освоения этих тем рекомендую обратить внимание на сборник Зива – там задачи посложнее. На данном этапе важно научиться делать вспомогательный рисунок самостоятельно!
P.S. По всем возникающим вопросам – alexjuriev3142@gmail.com
Ладно, если только рассмешить.
Стирая с доски, делайте это вертикальными движениями руки; ваши бедра при этом будут двигаться минимально. При стирании горизонтальными движениями бедра будут трястись, что может рассмешить и отвлечь учеников.
Что делать?
Подрабатываю физ-мат репетитором.
Скажу сразу кратко: сейчас школа не дает гарантированно хорошего образования. И эта проблема ложится на плечи родителей. Чтобы не попасть в ситуацию «нам бы ОГЭ хоть на троечку сдать» с грустными глазами, советую прочитать.