что делать если ребенок не запоминает буквы
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо запоминает буквы»
Екатерина Владимировна
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо запоминает буквы»
Если ребёнок пришёл в школу неподготовленным, не знал букв, не умел читать, то при нормальном интеллекте он постепенно догонит одноклассников.
Если же при систематической работе по обучению чтению ученик не узнаёт «в лицо» изученную букву, не воспроизводите графически, путает с другими буквами, то необходимо срочно обратиться к неврологу, так как эти трудности могут быть связаны с задержкой психического и речевого развития ребёнка, обусловленной нарушением кровотока в шейном отделе позвоночника в результате родовой травмы, которая чаще всего проявляется в начале обучения в первом классе.
Некоторые из этих нарушений видны невооружённым глазом (повышенная подвижность, утомляемость, негативизм, жалобы на головную боль, тошноту, плаксивость)и сразу привлекают к себе внимание и настораживают учителя и родителей.
Другие же нарушения можно выявить, лишь проведя специальное обследование.
Возможно, у ребёнкаимеется одно из следующих нарушений:
Недоразвитие зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания;
Затруднена ориентировка в схеме собственного тела и в пространстве (не может правильно показать и назвать правую руку, левую ногу и т. п., сказать, что находится справа или слева от него);
Поздняя латерализация, когда у ребёнка не сформировалась ведущая роль одного из полушарий головного мозга, что и определяет ведущую роль конечностей, ведущий глаз, ведущее ухо;
Переучивание истинного левши;
Трудности в установлении связи между звуком и буквой, обусловленные недоразвитием зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти;
Нарушение поведения и учебой мотивации (легко отвлекается, устаёт, не может долго заниматься одним делом, преобладают игровые интересы, не сформирована позиция школьника).
Большинство указанных проблем связано с нарушением в работе центральной нервной системы.
Только квалифицированный врач-невролог может, проведя соответствующее обследование неврологического статуса ребёнка, установить первопричину трудностей, дать грамотные рекомендации и подобрать, если необходимо, соответствующее лечение.
Задача родителей-скрупулёзно выполнять все назначения врача.
И тогда работа с проблемным ребёнком,подкрепляемая наблюдением и лечением невролога по устранению любой речевой патологии, куда включается формирование чтения и письма, походит быстрее и качественнее.
Итак, уважаемые родители, если вы выяснили, какие особенности в развитии ребёнка мешают ему успешно запоминать буквы, можно приступать к занятиям.
Представляю вашему вниманию различные упражнения, задания, игры, направленные на коррекцию зрительно- пространственных представлений, внимания, памяти, учебной мотивации.
Если навык ориентировки в схеме собственного тела не сформирован до 6 лет, то процесс формирования при поступлении в школу будет требовать огромных со стороны родителей, логопеда и ребёнка в течение длительного периода по определённой программе.
— Слова: слева, справа, влево, вправо, левее, правее должны отрабатываться постоянно, когда ребёнок берёт в руку ложку, кисточку, карандаш, откручивает или закручивает,и когда на улице видит различные предметы: дома, деревья, машины ит. д.
— Полезно, рассматривая иллюстрации в книгах,задавать вопросы на ориентировку: «Что (Кто) справа внизу, слева вверху, кто перед, кто за, кто между …. (Сказки: «Репка», «Колобок», «Федорино горе»)и т. д.
— Полезно, рассматривая иллюстрации в книгах, интересоваться у ребёнка, что нарисовано справа, что слева, вверху, впереди, сзади, между, над, под, около, за и т. д.
— Всё это будет сформировано, если ребёнок начнёт правильно определять, где правая рука, левое ухо, правое колено и т д., ведь все остальные ориентиры он будет соотносить с правой или левой рукой или другой частью тела.
— Одновременно необходимо развивать мелкую моторику пальцев рук (занятия пальчиковой гимнастикой).
— Интересными и очень полезными для выработки ориентировки на плоскости листа в клетку являются графические диктанты, когда по словесной инструкции ребёнок изображает фигуру.
*Проведи отрезок: влево вверх наискосок 4 клетки.
*Проведи отрезок влево вниз наискосок 2клетки.
*Проведи отрезок вправо вверх наискосок 5 клеток.
*Проведи отрезок вправо вниз наискосок 2 клетки.
-Помогут запомнить написание печатных букв и такие буквенные таблички:
а)На левой табличке-ленте будут буквы,смотрящие влево: Л Я З У Э Ч
б)на правой –смотрящие вправо: Б В Г К Р С Ц Щ Ы Ь Ъ Ю Е
Желательно расположить их так, чтобы ребёнок мог постоянно при необходимости их видеть. Это облегчит процесс запоминания, особенно при хорошей зрительной памяти.
Если ребёнок неправильно пишет только некоторые буквы, то на табличках будут только эти буквы.
Полезно с ребёнком учить азбуку в стихах, например, С. Я Маршака, А. Шибаева и других авторов, чьи стихи запоминаются на всю жизнь, так как ложатся на лёгкую рифму и весёлое образное содержание.
БукваБ Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот. С. Маршак.
или Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком. А. Шибаев.
Записав букву, обязательно свяжите её со звуком, укажите слова с этим звуком, а потом выучите с ребёнком 2-4 строчки стихов.
— Прописывание в воздухе букв указательным пальцем ведущей руки очень полезно, т. к. при этом идт пространственное конструирование по памяти, подкреплённое рукодвигательным образом, и при этом восстанавливается соответствие со слуховым образом.
-Очень хорошим подспорьем в работе являются моторные подкрепления зрительного образа букв, когда ребёнку предлагаются задания на ощупывания выпуклых букв.
— Когда навык будет выработан, хорошо дать для моторного восприятия и сравнительного анализа две похожие буквы,например: Н –П или Н – И; Б – В, эту игру можно назвать «Прятки, Как зовут меня, скажи».
Постоянная работа с ребёнком в форме игры по данным рекомендациям обязательно даст положительный результат. Хотя ошибки по оптико-моторному типу устраняются с большим трудом, т. к вырабатывается устойчивый стереотип, при котором буквы – заменители по своему строению всегда проще «правильной» буквы, которую заменяют. Даже взрослые люди неожиданно для себя допускают те ошибки, которые делали в детстве, (но чаще при письме) на фоне утомления и стрессов.
То же самое будет происходить и с детьми. Не превращайте занятия в пытку для ребёнка. У него всегда есть право на ошибку, как и у вас. Оценивайте его попытки, его старание, когда еще не наступила быстрая положительная динамика, не убивайте в нём веру в успех, никогда не сравнивайте со старшими способными детьми, приятелями по классу. Думайте, работайте, не опуская рук. Всё, что заложите в начале обучения, окупится с лихвой. Помните, что легче предупредить ошибки в чтении и письме, чем их исправлять.
Удачи вам и вашим детям!
Конкурс в группе «Буква, я тебя знаю». Работа с родителями. В начале конкурс «Буква, Я тебя знаю» задумывался для того, чтобы помочь детям научиться отгадывать загадки. Родители проявили выдумку.
Вязаные буквы Если ребенок еще не знает буквы. Ребенок уже знает звуки. Тогда ему легко будет объяснить, что такое буква. Ведь звук — это то, что мы.
Дислексия: важно заметить вовремя
Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом
Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.
По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.
Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.
В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово «крот» без звука «к».
Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.
Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.
Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.
Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.
Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.
Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.
Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.
Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.
Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.
Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться
Многие обыденные для взрослых вещи кажутся детям непосильной задачей. Казалось бы, ну что сложного в том, чтобы отличить «А» от «Е»? Но вопрос «Что делать, если ребёнок не запоминает буквы?» — один из самых популярных у родителей. Узнали у нейропсихолога Натальи Андреевой, почему возникает такая проблема и какие есть способы помочь ребёнку в игровой форме.
Основные причины, почему ребёнок не запоминает буквы
На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её. Чаще всего сначала дети запоминают гласные, так как их чаще используют, а низкочастотные усваиваются дольше. Если ребёнок не испытывает особых трудностей с высшими психическими функциями, то запоминание букв происходит достаточно быстро — при их ненавязчивом, но регулярном повторении в разных игровых формах.
Иногда родители даже не прилагают особых усилий, а ребёнок всё быстро спонтанно запоминает. Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты.
В первую очередь стоит обратиться к нейропсихологу, который поможет выявить несформированность функций мозга, приводящую к плохому закреплению образа буквы. С нейропсихологической точки зрения причин может быть несколько.
Их можно разделить на два блока: недостаточная переработка зрительной информации (зрительное восприятие и память) и дефицит нейродинамических процессов головного мозга (трудности концентрации внимания).
Недостаточная переработка зрительной информации
1. Недостаточность зрительного восприятия
В этом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит из нескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал), и они по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.
Чтлнц скзл мн чт пствл мн дв. Как придумать собственный язык вместе с ребёнком
Мозгу необходимо проанализировать эти элементы, связать их воедино и закрепить за каким-то названием. При недостаточности зрительного восприятия целостный образ буквы не запоминается из-за плохого анализа её конфигурации. Внешне одинаковые, состоящие из похожих элементов буквы путаются.
2. Зрительно-пространственная несформированность
Все элементы располагаются в разных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, а эта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться и ребёнок будет постоянно путать их расположение, а образ буквы не закрепится.
3. Недостаточное развитие зрительной памяти
Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.
В норме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался и сохранился в долгосрочной памяти.
Если зрительная память развита плохо, то, как бы мы ни старались запоминать с ребёнком буквы, он не сможет этого сделать либо будет делать очень долго
Получается, для запоминания буквы необходимы все три процесса, связанные со зрительной переработкой информации: мозг видит конфигурацию буквы, разделяет её на элементы, анализирует их расположение, соединяет это всё в единый образ и отправляет информацию в долговременную память. Поэтому, если мы сталкиваемся с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.
Дефицит нейродинамических процессов мозга
Дефицит нейродинамики включает в себя слабость концентрации и объёма внимания, быструю истощаемость, низкий уровень мозговой активности. Это фоновые процессы, благодаря которым осуществляются все когнитивные функции человека. Ведь чтобы выполнить какую-либо задачу, мозг должен находиться в состоянии активности и включённости.
Если эти процессы протекают вяло, ребёнку будет трудно сосредоточиться на какой-либо задаче, анализировать её, совершать какие-то действия для достижения результата. Это может отражаться и в процессе запоминания букв: вы занимаетесь, а он витает в облаках или не может долго удерживать внимание на том, что вы ему объясняете. В результате эффективность обучения значительно снижается и ребёнок плохо запоминает поступающую информацию.
Как можно помочь ребёнку?
Закономерно возникает вопрос «Что же делать?». Всё не так плохо, и при правильном воздействии на причины трудностей их можно исправить. Но важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса.
1. Развитие тактильного образа буквы
Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как вы закрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы.
Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:
Ребёнок не умеет считать и определять время? Возможно, у него дискалькулия
Для более старших дошкольников и младших школьников можно уже предложить задания со словами и текстами:
2. Развитие зрительного восприятия
3. Развитие зрительной памяти
4. Развитие зрительно-пространственной функции
5. Повышение энергетического тонуса
Для этого необходимо соблюдать общие рекомендации:
Смешные стихи про привидение и День Рождения
Стихотворение про вчера, сегодня, завтра для детей – как научить ребёнка этим понятиям
Ура и, ещё раз, – ура!
Вот она – заключительная часть нашей азбуки! Это раз. А это два – Маша теперь знает все буквы, умеет складывать их в слова и читает!
А это для нас – большой успех! И теперь мы можем смело поделиться им с вами, дорогие читатели. Ведь наша азбука работает. Мы учли все те нюансы, которые возникли при обучении старшей дочки. И теперь она готова к массовому использованию!
Итак. Заключительная часть нашей «Азбуки маленьких поэтов».
Чуть не забыла! Напомню, что наша азбука маленьких поэтов предназначена именно для тех детей, которые с трудом запоминают буквы. Для которых все буквы, скажем так, на одно лицо.
Поэтому, если ваш ребёнок плохо запоминает буквы, и вы не знаете, как научить его запоминать буквы быстро и с интересом, то вам сюда.
Ребёнок плохо запоминает буквы –
Как научить, как запоминать буквы быстро и интересно 
«Азбука маленьких поэтов» заключительная часть
Содержание
Сказать по правде, доработали и выучили все буквы мы с Машей уже к августу.
А вот поделиться нашими успехами дошли руки только сейчас.
Зато мы уже можем городиться нашими успехами, и поделиться опытом! Предупредить о том, что всё приходит постепенно.
Спешить в этом деле не надо.
Сначала запоминается буковка, потом две, потом уже и остальные, оказывается, легко запомнить. Дальше уже и маленькие буквы из букваря идут на ура, и слова складываются и вывески читаются, и, самое главное – много-много радости и гордости за свои успехи!
Только бы не помешать этой радости. Потому, ещё раз повторюсь, – спешить не стоит! Если ребёнок сегодня не хочет учить буквы, значит у него заслуженный выходной!
Буква Г
Гномик спички раздобыл,
Печку в доме растопил,
Пригляделся к кочерге:
– Да ведь это буква «Гэ»!
Буква Ю
Юла до вечера крутилась,
Устала и остановилась:
– Ах! Я на месте не стою,
А превращаюсь в букву «Ю»!
Всем история понятна? На всякий случай поясню – буква Ю у нас получилась из юлы (Кстати! Её зовут Юля!), которая легла на бочок. Видите контур? И ручечку? Вот она – буква Ю!
Буква Щ
Щётка чистила, старалась,
Изгибалась, извивалась.
Ручка треснула, треща!
Получилась буква «Ща»!
Буква Э
Эхо ехало в карете
И дразнило всех на свете:
– Покажу язык тебе-е-э-э!
Так и вышла буква «Э»!
Это у нас такое эхо! Догадались? Сразу и эхо, и карета, и ещё и – буква «Э».
Почему бы нет? Никто ведь не знает, как выглядит эхо. Пусть сегодня у нас оно побудет именно таким! Надеюсь, ему понравится.
Буква Ж
Жук жужжит:
– Я очень слаб! У меня всего шесть лап!
Помогите ж-ж-же уж-ж-же!
Вот такая буква Же!
С буквой «Ж» у нас с Машей вышла история. Мы нарисовали жука сначала со всем шестью лапами! И только когда Маша вместо «Ж» стала рисовать осьминога, заметили ошибку. Пришлось нам нашему жуку две лапы вперёд вытягивать и брать в них чемодан на колёсиках!
Буква Х
Хомячок поставил крестик,
А потом ещё раз двести
И заметил:
– Ха-ха-ха! Крестик это – буква Ха!
Буква Ф
Филин делал крылья кругом,
В гости ждал на ветке друга.
Тот заметил, подлетев:
– Ты похож на букву эФ!
Буква З
Зайка в школу наш ходил,
Буквы с цифрами учил.
Рассказал вчера козе:
– Три похожи с буквой Зе!
Й (и краткое)
Йог вздыхает молчаливо:
– Очень уж сестра болтлива!
Шепчет он сестре украткой:
– И должна быть очень краткой!
Буква Ч
Чебурашке негде было
Вешать шляпу крокодила.
Сук принёс он на плече,
Так и вышла буква Че!
Буква Ц
Цапля бак достала прочный –
Душ решила сделать срочно!
Кран приделала в конце
Так и вышла буква Це.
Ни дня без тренировки
Вот мы и выучили всю азбуку! Когда это случилось, Маша была очень горда собой! Всем об этом рассказывала при встрече и по телефону.
Сейчас, через месяц, Маша может самостоятельно сообразить из каких букв состоит то или иное слово.
А для меня это даже немного удивительно! Наверное, такого успеха я и не ожидала…
Что мы делали с Машей кроме запоминания букв?
Много чего! Ведь, если знания не применять, то зачем же их тогда получать!?
Изучение букв мы обязательно сопровождаем всякими интересными связанными действиями.
Вот так понемногу, обязательно практикуя свои новые знания мы и выучили буквы.
Чего желаем и вам с вашими малышами!
Следующим же шагом в разработке азбуки стала
Если же вам хотелось бы всё-таки вместо распечатки иметь настоящую книжку, или у вас есть какие-то пожелания, отзывы к нашей Азбуке – пишите мне лично или в комментариях, пожалуйста!
Весёлого и эффективного вам обучения! И до новых встреч!