что делать если ребенок хочет бросить спорт
Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте
Ребенок с удовольствием посещал тренировки. Но ему исполнилось 13, 14, 15 лет и подросток заявил: «Я ухожу из спорта!». Что делать? Почему он принял такое решение? Как можно повлиять на свое чадо? Имеет ли право ребенок заявлять такое? Об этом и многом другом — в нашей статье.
Подростковые годы
Подростковый возраст — один из сложнейших этапов в жизни человека. Во-первых, сладить с подростком бывает очень тяжело. И родители сталкиваются с непониманием, истериками, нервными срывами, глупыми поступками, необдуманным поведением и с огромным количеством других категорий, присущих молодым людям. Во-вторых, в 14-16-летнем возрасте сложно совладать и с самим собой. Это тот период, когда детство исчезло навсегда. С каждым днем все больше наступает взрослость. А мир вокруг относится к тебе как к ребенку, вместе с этим часто предъявляя взрослые требования. Это настоящий водоворот чувств и эмоций.
Подростковые годы можно назвать «мимолетными». Действительно, это очень короткий период в жизни человека. Всего 4-5 лет (примерно с 12 до 17), за который человек претерпевает колоссальные изменения в самом себе, в отношении к окружающему миру, в своем опыте. Если 12-летний ребенок еще играет в Лего и смотрит мультики в Ютубе. То 15-летний ребенок уже занимается сексом (и это еще поздно по нынешним меркам!), пишет первые стихи, пробует алкоголь, гуляет ночами с друзьями. Разительные перемены происходят в кратчайшие сроки. В голову к ребенку лезут самые разные мысли, с ним происходит множество вещей, причем впервые: первая любовь, первое страдание, первое настоящее разочарование…
Именно поэтому в подростковом возрасте так сложно не натворить дел и не наделать ошибок, не напринимать ошибочных решений. Особенно когда родители (ух, как же они достали!) ежедневно твердят, что и как тебе нужно делать.
Спорт скучен и неинтересен
Когда у 15-летнего подростка появляется выбор: пойти на очередную тренировку или пойти в гости к своей первой любви, у которой на выходные осталась пустая квартира, выбор очевиден. Ясен выбор и в том случае, когда созревающий мужчина выбирает между тренировкой и дико веселой гулянкой с друзьями. Выбор понятен во многих случаях.
Что может помочь удержать подростка в спорте в этот период? К сожалению, уж точно не родители. Родители для подростка представляют крайне слабый авторитет. Их мнение — старо, их желания — ошибочны, их нравоучения — надоедливы. Многие родители прибегают на этом этапе к самым изощренным и неправильным методам.
Конечно, это непедагогично, неправильно и нечестно по отношению к своему ребенку. Но многие родители находят только такой выход из ситуации. Другого пути они не видят. И их вины в этом нет. Действительно, никакие нравоучения и наставления, просьбы и мольбы не смогут отправить подростка на тренировку играть с мячом, если можно пойти к своей девушке и поиграть кое во что поинтереснее. Но есть то, что сможет удержать ребенка в спорте. Это «неродители».
«Неродители» — это все, что никоим образом не касается родителей. Например, стимулом для посещения тренировок может стать сплоченный коллектив друзей, с которыми подросток не только тренируется бок о бок, но и дружит, общается, гуляет, развлекается. Если в спортивной секции, куда ходит ваш ребенок, дела обстоят именно так, то вам нечего бояться — вряд ли прогулы тренировок, даже если они и будут, станут регулярными. Друзья не позволят.
Когда все надоело
Родители должны запомнить одну истину. «Удержать» подростка в спорте, соблюдая при этом все так называемые «правила приличия» — не получится. Либо вы позволяете своему ребенку быть личностью и самому набивать все шишки. Либо скандалы, угрозы, лишения… К сожалению, в большинстве случаев выбор именно таков.
Подросток — это уже не ребенок. Это человек, самостоятельная личность, которая обязательно совершит столько ошибок, сколько сможет. И никакие нравоучения и предупреждения помочь не смогут. Если подросток считает, что он устал, задолбался, не видит смысла, не хочет заниматься спортом — он не будет им заниматься. Несмотря ни на какие причины и доводы.
Вся воспитательная работа, как и вся жизнь, должна вестись с прицелом в завтрашний день. Нельзя думать сегодняшним днем. К подростковому этапу нужно готовиться с детства. Так, важно, чтобы ребенок занимался спортом в дружном коллективе, у любимого тренера, чтобы спорт приносил не только пользу, но и имел материальный смысл (награды, медали, кубки). Все это намного увеличит шансы на то, что ребенок, став подростком, не решит бросить «задолбавший спорт».
А вот если ваш ребенок все детство проходил на спорт «лишь бы ходил». И вы абсолютно не представляете, что там с коллективом, тренером и почему нет ни одной награды — увы. Скорее всего, войдя в подростковый возраст (его еще можно назвать «наконец-то я тоже могу принимать решения»), решение будет принято. И не в вашу пользу.
Как любовь сочетается со спортом? Много ли проблем может принести спортсмену-подростку любовь? Как решать эти проблемы? Почему любовь может мотивировать или демотивировать спортсмена? Какие ошибки совершают влюбленные спортсмены? Об этом и многом другом — в нашей новой статье.
Подростковая влюбленность и спорт
Очень часто типичные будни подростка выглядят так: конкуренция в коллективе сверстников в школе, конкуренция за «место под солнцем» между собственным Я и учителем, конкуренция с друзьями и недругами после школы, споры и конфликты дома с родственниками, конкуренция в спортивной секции, конкуренция вечером дома с родителями (оценки, несделанные уроки, плохое поведение и так далее). Приведенный пример весьма абстрактен. И хочется верить, что у многих подростков как минимум внутри семьи все спокойно и хорошо. Но правда жизни такова, что бывает и хуже. Намного.
Для подростка это чрезвычайно сильное чувство, часто затмевающее все прочие. Из поля абсолютной всепоглощающей конкуренции он вдруг попадает в сферу абсолютного принятия. Более того, человек не только не отвергает его, а, напротив, полностью доверяет и свою душу, и свое тело. На фоне стрессовых ежедневных потрясений такое принятие и открытость шокирует подростка, обостряет его чувства, меняет в нем многие жизненные принципы и ориентиры.
Когда чувства взаимны. Как это влияет на успехи в спорте или наоборот
Во взрослом мире взаимные чувства означают спокойствие, надежность, уверенность, благо. В подростковом мире взаимные чувства не дарят подростку покой. Для него это все еще игра и борьба, потому что качество этих взаимных чувств слишком шатко. Один неверный шаг в сторону — и взаимная любовь превращается в ссору. Второй неверный шаг в сторону — и взаимная любовь превращается в «никогда больше не пиши и не звони». А на следующий день это «никогда» опять превращается в «люблю навсегда».
Отношения в подростковом мире чаще всего напоминают опасную игру, в которой игрок даже не знает правил (потому что не обладает опытом отношений). Предсказать, как эта ситуация может сказаться на успехах в спорте подростка, невозможно. Все зависит от конкретной ситуации и характера человека.
Если вечер прошел великолепно, девушка и молодой человек счастливы, любовь буквально обволакивает пару. И они пишут друг другу, лежа каждый в своей постели дома, сообщения «Нет ты выключай телефон», «Нет ты», «Нет ты». То не исключено, что на следующий день, проспав ровно один час, молодой человек будет рвать и метать на футбольном поле, окрыленный новыми чувствами.
Если вечер прошел плохо, закончился ссорой или даже «расставанием навсегда». То в завтрашнем футбольном матче можно ждать беды. Ночь будет снова бессонной. Но дарует она не силы и положительные эмоции, а печаль и опустошенность.
Когда чувства безответны. С чем спортсмен может столкнуться
Безответные чувства — интересный феномен, особенно в подростковом возрасте. Безответная любовь воспринимается не как своего рода неприятность, а как крах всей жизни. Ведь мы помним о том, что у подростка не бывает влюбленности, бывает только сильнейшая и всеобъемлющая любовь. И когда противоположная сторона не разделяет этого главного чувства, все это выливается в настоящую трагедию.
Как и взаимная любовь, безответная любовь может привести как к положительным, так и негативным последствиям. В первую очередь следует помнить, что сами безответные чувства всегда приносят исключительно отрицательные эмоции, и ничего хорошего в таком чувстве нет. Безответная любовь может серьезно сказаться на психике подростка и на всей его дальнейшей жизни, так как она воспринимается подростком так же сильно и серьезно (а может, и серьезнее), как и любовь со стороны родителей.
Положительный эффект
Страдающий от безответной любви подросток, как правило, желает сделать эту любовь взаимной. Он считает, что человека можно «добиться». В это понятие он может вкладывать множество действий, в том числе и спортивный успех. «Я стану известным спортсменом и добьюсь ее». «Я стану миллионером и добьюсь ее». В этом случае подросток-спортсмен, конечно, может качественно повысить свои результаты. Ведь он будет подчинен самой сильной мотивации в своей жизни. Никогда и никто прежде не оказывал на него такого влияния, как безответная любовь.
Отрицательный эффект
Однако все зависит от характера подростка. И в другом случае подросток может обрасти огромным количеством комплексов, «повесить голову», разочароваться в жизни и в себе самом. Безусловно, это разочарование найдет свое отражение в спортивных результатах, и может стать одной из главных причин ухода из спорта вообще. «Зачем мне дальше чего-то достигать, если жизнь навсегда потеряла смысл?».
Как родителям помочь подростку
В данной ситуации родителям очень тяжело оказать хоть какую-то помощь подростку просто в силу того, что чаще всего подростки никому, даже друзьям, не рассказывают полную картину происходящего с ними. Даже друзьям! Не то что родителям.
Опытный родитель, возможно, по каким-то приметам может заподозрить, что у его ребенка в жизни происходит кризис. Возможно, даже догадается, что этот кризис — неразделенная любовь. Но помочь крайне тяжело. Не стоит вызывать ребенка за кухонный стол переговоров и требовать полного и обстоятельного рассказа, убеждая, что «все будет хорошо», «найдешь в сто раз лучше» и «у меня и не такое бывало» — это не поможет.
Продолжайте быть умными и понимающими родителями, занимайте своего ребенка, помогайте ему в жизни, не вставляйте палки в колеса и не мешайте радоваться, грустить, печалиться — в общем, получать необходимый опыт. Ведь подростковый период возраста такой короткий, а узнать нужно так много!
Заключение
Удержать подростка в спорте «по-хорошему» невозможно. Подросток — самостоятельная, почти взрослая личность, которая имеет право принимать решения самостоятельно. Если подросток примет решение покончить со спортом, родители смогут противостоять этому решению только экстремальными методами: шантажом, скандалами, угрозами. Чтобы этого не происходило, работа по воспитанию подростка должна вестись с раннего детства.
Правила бросания любых занятий. Если ребенок говорит «Не хочу!»
Как правильно бросать спорт, музыку и все что угодно
Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта
Если ребенок вдруг решает бросить спорт, музыку или любые другие внешкольные занятия – это всего лишь значит, что у него упала мотивация. Хотя родители порой переживают подобные скачки мотивации как «ужас-ужас». «Правила бросания всего», которые вы найдете ниже, наверняка примирят обе стороны и дадут толчок к новому развитию. Но сначала история о том, что в бросании можно найти много плюсов (а не только минусы).
А если никакой вид спорта так и не «зашел»: история Вити
Мальчик Витя двенадцати лет прошел типичный путь Незнайки: пробовал все возможные виды спорта и ни в одном из них не задерживался дольше чем на полгода. Не получил медалей, разрядов и поясов, не переступил через себя ни в чем: как только приходила пора совершить значительные усилия, бросал занятия. Теперь Вите ужасно хочется получить признание, но как, если формального успеха он так и не добился?
Что произошло? Молодой человек перепробовал много видов спорта, но ни в одном он не увидел смысла. Между тем если он постоянно пробовал, значит, он постоянно тренировал свое тело, пусть и не систематически. Он пробовал разные виды спорта и в каждом из них кое-что усвоил. Все это — огромный наработанный ресурс, пусть и не воплощенный в грамотах и медалях.
Что можно сделать? Попробовать себя в танцах: спортивная подготовка тут окажется очень кстати. Превратиться в блогера-дегустатора: писать и рассказывать другим о разных видах спорта и о том, что удалось понять, занимаясь ими. Собрать собственную коллекцию спортивных занятий: специально отыскивать и пробовать экзотические, необычные виды спорта, беря от них только то, что нужно для коллекции.
В результате там, где были провалы (я так и не смог добиться, я не преуспел), теперь оказались возможности (я еще не попробовал конкур, я не прыгал с тарзанки, на лыжах катался, а на сноуборде еще нет). Нет возможности расти вглубь — значит, растем вширь и получаем от этого удовольствие.
В общем, если ребенок вдруг захандрил, решил бросить, утратил интерес и погрузился в царство скуки — для вас это неплохой вызов. Если принять его, вы сможете вдохнуть новые цели и перспективы в надоевшее, привычное, ставшее рутинным занятие. А это немало!
Правила бросания и продолжения любых занятий
— А что можно сделать, чтобы ребенок не выдавал мне вот эти «надоело, больше не пойду» постоянно? Я же не каждую неделю готова проделывать сложные упражнения с поисками новых смыслов?
Никто не может гарантировать, что вы один раз проделаете упражнение по поиску новых смыслов и больше уже не вернетесь к этой проблеме. Дети растут быстро, часто передумывают, переосмысляют… Но идея ограничить процесс поиска себя мне очень нравится.
Предлагаю четкий алгоритм действий.
Шаг 1. Собираем информацию.
Крошка сын к отцу пришел и сказал: все, нет сил, бросаю … (сюда впишите все, от курсов кройки и шитья до школы вообще). Вы проделываете необходимые упражнения, чтобы не дать волю эмоциям, и начинаете подробное интервью: когда появилось такое желание, с чего оно началось, были ли какие-то важные события, после которых занятие перестало радовать… Собрав полный анамнез, переходим к созданию аварийного плана.
Шаг 2. Взвешиваем риски.
Вместе с ребенком перечислите все возможные удовольствия, которые приносит вам это занятие сейчас и которые может принести потом, в обозримом будущем. Олимпийское золото и большую сцену лучше не обещать, а вот реальные и доступные бонусы лучше перечислить все. Дальше задаем ребенку вопрос: разве все эти бонусы не стоят того, чтобы дать занятию второй шанс и договориться «допилить» еще, скажем, пару месяцев? Или до конца учебного года? Или до следующей аттестации?
Шаг 3. Составляем договор.
Обязательно устанавливаем временную границу: вот столько тренировок, вот столько недель, вот столько месяцев ребенок обещает не бросать. Прописываем условия: например, взрослый обязуется никогда не опаздывать после окончания тренировок, всегда забирать ребенка вовремя, давать с собой печенье — в общем, условия на ваш вкус.
Ребенок, в свою очередь, дает честное слово до указанного момента не начинать разговор на тему «бросаю» (кроме экстренных, из ряда вон выходящих случаев, вроде буллинга или недопустимого поведения педагога).
Договор распечатываем или пишем от руки (все, что осталось в голове, моментально забывается и теряет магические способности), подписываем (со всей ответственностью), прячем в ящик с документами и вешаем на стену календарь, где отмечаем наш дедлайн.
Шаг 4. Визуализируем все ожидаемые бонусы.
Берете лист ватмана и рисуете подробный маршрут достижений — с сегодняшнего дня и до дедлайна. Это могут быть любые выступления, комплименты, самые разные способы применения полученных навыков, концерты, соревнования, бытовые умения — в общем, все, что можно извлечь для себя из предстоящего этапа завершения.
Оформляйте все возможные достижения как пустые зоны, в которые можно с наслаждением ставить жирные яркие галочки, приклеивать фотографии, добавлять трофеи. Можно сделать больше шагов, чем вы наметили целей: есть же такие эффекты, о которых вы сейчас даже не подозреваете. Располагая трекер на листе, лучше всего выбрать восходящий вектор: вперед и вверх. В конце трекера обозначьте дату окончания вашего семейного договора.
Теперь как только ребенку удается хоть чего-то добиться, получить положительные эмоции на тренировке, достичь одной из поставленных целей — он рисует галочку на трекере.
Каждый раз, когда ребенок сгибается под гнетом неудач, его обуревает скука, лень, желание все бросить — апеллируйте к вашему договору: там стоит подпись ребенка, к тому же рядом на стене висит целый коллаж потенциальных приятностей. Такое уже не бросишь под влиянием минуты!
Шаг 5. Час икс.
В назначенный день и час достаньте из ящика ваш договор, положите перед собой трекер достижений и задайте ребенку ключевой вопрос: бросаем или нет? И дальше — ребенок волен выбирать. Он может захотеть попробовать еще немного, или с радостью отказаться от занятия, или предложить вам какой-то третий, совершенно неожиданный вариант. Так или иначе, это будет качественно осмысленный уход из спорта, отказ от кружка или секции, переход на семейное обучение и т.д.
— А если он все равно говорит, что хочет бросить, а я все равно хочу, чтобы он продолжал?
Этот момент — час икс не столько для ребенка, сколько для вас. Сейчас вы проверяете на прочность свое доверие ребенку, свое отношение к нему как к автономной личности. Если ребенок говорит, что, несмотря на все успехи и радости, он хочет покончить с тем или иным занятием, ваша задача — принять это решение. Помните, что под договором с ребенком стоит и ваша подпись.
Все, что было запаковано и убрано на антресоли, всегда можно снова достать и распаковать. Ребенок может снова начать рисовать, петь, заниматься математикой, встать на горные лыжи — спустя год, пять, десять, даже тридцать. А вот если вы надавите, примените силу, обесцените волю ребенка — у него появится гораздо меньше поводов возвращаться к этому занятию.
Что нужно запомнить о скачках мотивации
Они естественны. По мере того как дети растут, у них меняются источники мотивации, искать и перепроверять их так же естественно, как каждый год покупать ребенку обувь на размер больше.
Эти скачки — не проблемы, а помощники, путеводные маяки, по которым мы выстраиваем свою индивидуальную траекторию. Если ребенок сигналит о том, что какое-то занятие больше не приносит радости, — это добрый знак.
Сами по себе скачки мотивации не способны лишить нас каких-либо возможностей, достижений и успехов. Потеря мотивации — это не то, что закрывает нам дорогу в большой спорт или мир симфонической музыки; все пути остаются открыты, мы можем пройти по ним спустя год, два, десять — стоит только заново увидеть в этом смысл. В семь лет человек занимается плаванием, чтобы получить медаль, в двенадцать — чтобы нарастить красивые мышцы плеч и спины, в тридцать пять — чтобы поддерживать свое здоровье, а может быть, чтобы приобщить своих детей к водному спорту. Никакая сила не способна закрыть перед ним эту дверь.
Когда теряются старые смыслы, появляется шанс у новых. Этой возможностью стоит воспользоваться!
Ребенок хочет бросить спорт, родители против. Что делать?
Почему дети бросают музыку, танцы и даже отказываются ходить в школу?
Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта
Дистанционка по-разному сказалась на детях, которые чем-то занимаются дополнительно. Одни ждут не дождутся, когда откроется любимая спортивная школа, у других же напрочь пропало желание ходить на танцы, на музыку или в изостудию. Как быть, если ребенок, привыкший сидеть дома, откажется от своих прежних увлечений? Давить на него или не стоит?
— Что делать, если ребенок говорит: а не хочу я больше учить английский! Надоела мне эта музыкальная школа! Больше на карате не пойду, и не уговаривай. А вдруг завтра он скажет: мне не нравится ходить в школу, не пойду я туда больше?! Что в этом случае делать?
Что чувствуют родители, когда ребенок хочет бросить музыку или спорт
О да, поворот интересный. Каждый из нас хоть раз оказывался в этой ситуации: когда осознаешь, что больше не хочешь делать то, что с восторгом и увлечением делал раньше. Ты больше не выбираешь это направление в искусстве, этот вид спорта, эту работу, эту карьеру, этого партнера. Тебе стало скучно, холодно, ты хочешь чего-то другого.
Теперь, благодаря нашим детям, мы видим ситуацию не изнутри, а снаружи: не мы сами, а наши дети вдруг «остывают» к делу, которое раньше вызывало у них живой интерес. И что мы, родители, чувствуем в этот момент?
Вот такая буря чувств от одного простого «не хочу»!
Почему ослабевает мотивация у ребенка
А если немного успокоиться и посмотреть на ситуацию холодным взглядом — что происходит, когда ребенок отказывается от того или иного занятия? Он дает нам четкий сигнал, что его учебная мотивация ослабла.
Это естественное явление, которое можно встретить не только как локальную катастрофу. Ужасно интересно разобраться, что такое мотивация, как и почему она ослабевает и чем на самом деле нам это грозит (а может быть, наоборот, обещает что-то классное и полезное?).
Мотивация ребенка – это набор смыслов, которыми ребенок наделяет свою деятельность. Это честный внутренний ответ на вопрос «Зачем мне это нужно?»
Это все ожидания, возможности, положительные эмоции, все хорошие внутренние обещания от конкретного вида деятельности. Ребенок мотивирован, если он хорошо представляет себе, что даст ему то или иное занятие, какие двери перед ним открывает, как он дальше будет использовать получаемые знания и навыки и какие приятные ощущения за этим последуют.
Но ведь дети растут. Их «зачем» постоянно меняются. В три года нас вдохновляют одни обещания от деятельности, в шесть уже совсем другие, в десять — третьи, а в пятнадцать все предыдущие становятся не важны.
Так вот, каждое «не хочу», которое мы слышим от ребенка, — это сигнал либо о внешнем изменении (когда что-то в школе, кружке, спортивной секции меняется настолько, что их «зачем» больше не поддерживаются), либо о внутреннем изменении, когда все наши «зачем» устарели, обветшали и больше не побуждают нас продолжать путь.
Причины снижения мотивации
Но, конечно, бывают и другие причины. Например, такие:
1. Ребенок просто устал. «Переел» своего любимого занятия и почувствовал пресыщение.
Решение: устроить ребенку отпуск с обязательной закрытой датой. Пересмотреть приоритеты, аккуратно опустить планку и попробовать все сначала.
2. У ребенка произошли важные изменения с учебой. Сменился тренер, сменился зал, сменился музыкальный инструмент или кроссовки неудобные. Зачастую мы даже не можем сразу сказать, что именно «отворачивает» нас от некогда любимого дела.
Решение: поиграть в сыщиков, найти причину, придумать минимум пять способов преодолеть, выбрать самый привлекательный. Вплоть до смены тренера и покупки десяти пар новых кроссовок: если вам и ребенку важно сохранить отношения с данным видом деятельности, оно того стоит.
3. Ребенок пришел к этапу, на котором требования к нему стали неадекватными. Слишком жесткими, слишком мягкими и простыми, непредсказуемыми и непрозрачными.
Решение: поговорить с педагогом, тренером и ребенком, отрегулировать уровень жесткости «вручную».
4. Кто-то вмешался и неосторожным словом, делом, взглядом — умышленно или неосознанно — поломал ребенку мотивацию.
Решение: отловить «жучка» и воздействовать не на обидчика, а на ребенка. Можно использовать специальные мотивирующие упражнения (подробно о них – в следующий раз).
Чем полезны скачки мотивации
И все-таки чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией «просто остыл», «в принципе больше не хочу», «достало», «надоело», и все это в конечном счете сводится к одному: «не вижу смысла». Это не значит, что раньше вы сделали неверный выбор: просто пора поискать другие источники мотивации.
Это похоже на скачок напряжения в электрической цепи, когда на мгновение вдруг гаснет весь свет, а когда он зажигается снова, мы обнаруживаем, что какая-то из лампочек перегорела. Скачок мотивации — как скачок напряжения, а новые смыслы — как дополнительный источник питания.
Что мы можем сделать, чтобы помочь нашим детям пережить скачки мотивации?
По сути, нам предстоит пересобрать электрическую цепь, заменить перегоревшие лампочки и вновь дать нашим детям возможность гореть, испытывать интерес, увлеченно чем-то заниматься.
Почему дети бросают музыку в 10 лет: история Маши
Девочка Маша в шесть лет поступила в музыкальную школу, три года зубрила сольфеджио, мучила гаммы, пела на концертах, а к девяти годам вдруг захотела бросить. Ничего не изменилось в ее отношениях с педагогами, в ее успехах — просто пришло то самое «не хочу», которое нас так выводит из себя.
Что произошло? Маша выросла из своих прежних мотиваторов. Ее больше не вдохновляет участие в концертных программах, ей мало родительской похвалы. Теперь ей нужно признание со стороны сверстников, нужен имидж, немного хулиганства и очень много внимания.
Что можно сделать? Сменить репертуар: перестать играть гаммы и начать подбирать модные мелодии на фортепиано. Сменить имидж: начать играть домашние концерты не в привычных белых блузках, а в каком-нибудь необычном костюме. Можно помочь девочке завести собственный блог, инстаграм, Тик-Ток, завести youtube-канал — в общем, найти такую форму, которая позволит увидеть новый смысл в занятиях музыкой и действительно получить от них то, чего хочет ребенок здесь и сейчас.