что делать если ребенок хочет бросить институт
Сын бросил институт
Вопрос психологам
Спрашивает: ольга
Категория вопроса: Дети
Сына отчислили из вуза,2месяца сидит дома не работает,не пытается перевестись в другой вуз.
со мной соглашается,что нужна»вышка» и надо работать и все по-прежнему.от отчаянья у меня депрессия.как быть?
Получено 5 советов – консультаций от психологов, на вопрос: Сын бросил институт
Ольга, не отчаивайтесь, позвольте парню поработать без «вышки», я так со своей дочерью и поступила и не сколько не жалею.
Понимаете Ольга, сейчас столько выбора и возможностей, что молодым людям очень трудно разобраться в том, чем же они по настоящему хотят заниматься в жизни.
А что бы не впасть в депрессию и не давить на своего единственного ребенка, я решила получить ещё одну «вышку» и защитила степень Бакалавра в психолого-педагогической науке, пока я с увлечением занималась своим делом, моя девочка такую карьеру сделала!
Так что не раскисайте, удачи Вам и сыну привет!
Каждый родитель хочет для своего ребенка лучшего. Причем лучшего именно в его, родительском понимании. Я разделюя Ваш взгляд на необходимость Высшего образования. Однако, похоже, что сын разделяет ваш взгляд только номинально. Ведь если человек ХОЧЕТ чего-то, он это делает.
Другое дело, что происходит с вами, когда оказывается, что сын ПОКА живет не так, как Вам кажется оптимальным для его будущего. Вы пишете о своем отчаяньи. Что наводит меня на мысль о Вашей вовлеченности в жизнь сына. А что у вас есть кроме него? Важно, чтобы это было. Не только для вас, но и для него. Ведь, поверьте, ваше отчаянье для него слишком тяжкий груз.
Если Вам важно разбираться с тем, что происходит вВашей жизни и почему она так завязана на сына, буду рада помочь Вам.
Секрет 50. Сын хочет бросить институт. Как его отговорить?
В последние годы появилась странная тенденция среди молодежи, образованных людей пропагандировать идею, что высшее образование не нужно, в нем нет необходимости. Только вот утверждающие это не собираются лишать высшего образования своих детей. По возможности они стремятся дать им лучшее образование, в самых престижных вузах.
Поэтому, когда я слышу такие утверждения, мне хочется спросить: «Когда ваш сын или ваша дочь окончит школу, что, на этом их образование закончится? Что ваши дети будут делать после окончания школы?».
Девушки и юноши часто подобные разговоры принимают за чистую монету и легко идут на поводу у чужого мнения. Мы все разные, у всех разные способности, свои запросы и потребности. Кому-то, действительно, можно обойтись и без высшего образования. Если ему нравится деятельность, которая не требует образования. Например, должность разнорабочего не требует образования, и те, кто избегает обучения, смогут ее беспрепятственно осуществлять. Это тот случай, когда действительно можно дальше не учиться. Но я не знаю ни одной профессии, сопряженной с умственным трудом, в которой можно было бы обойтись без высшего образования.
Многие говорят, что если идти в бизнес, то высшее образование не нужно. Это неправда. Чем выше интеллект у человека, тем легче он оперирует информацией, налаживает взаимодействие с людьми и организациями, тем успешнее в бизнесе. Человека, имеющего высшее образование, можно легко определить по речи, манере говорить, по словарному запасу, умению выражать свои мысли и строить грамматически правильно предложения, правильно произносить слова.
Понятное дело, что в бизнесе нужны, помимо знаний, желание и умение продавать, определенные качества личности. Однако многие виды бизнеса лицензируемы. Как работать, к примеру, в строительном бизнесе без лицензии и без образования инженера? Ко всему прочему не все люди могут и должны быть бизнесменами. Бизнес – это деятельность, которая позволяет человеку выразиться через умение продавать. Но разве так уж многие умеют и хотят строить систему продаж?
Так вот, прежде чем бросать высшее учебное заведение, нынешнему студенту нужно определиться, через что он собирается в дальнейшем самовыражаться в этой жизни. Через тело, ум или через умение продавать. Если у него есть талант продавца, то, поверьте мне, пройдет какое-то время, и он уже не захочет просто продавать. Возникнет необходимость строить предприятие, которое потребует огромного количества знаний и навыков.
Для организации своего бизнеса ему потребуется изучить такие дисциплины, как элементарные основы финансов, экономики, оплата труда, статистика, психология, освоить умение вести переговоры, особенности изготовления продукта, который он будет продавать. Ему нужно будет создать систему бизнеса – как он им будет управлять, не имея знаний в сфере менеджмента и маркетинга?
Дочь моей подруги окончила юридический факультет. Шесть лет она работала специалистом на госпредприятии, а потом не захотела, организовала свое дело. И ей пришлось заново изучать общепит, основы экономики, оплату труда, основы отдела кадров, маркетинга, менеджмента. Ей пришлось изучать азы многих профессий, сопряженных с этой новой для нее деятельностью. Благодаря своему юридическому образованию она блестяще заключала договоры. Эта часть ее работы не требовала особых усилий, потому что она училась этому в институте. Другое же потребовало специального освоения.
Современный человек по жизни постоянно должен овладевать разного рода знаниями, навыками, которые повышают его профессионализм. Получение специальности подразумевает, что студент вуза усвоит профессиональную терминологию, поймет специфику своей профессии и будет иметь базу теоретических знаний.
Только институт позволит вашему ребенку открыть дверь в любую профессию. Объясните это ему!
Нет ненужных знаний. Что бы ни говорили, рано или поздно в каком-то вопросе вы столкнетесь с ситуацией, в которой вам помогут знания, которые вы приобрели в высшем учебном заведении, даже если вы не будете работать по своей специальности. Наши знания помогают преодолевать трудности на пути к успеху. За рубежом, к примеру, практикуется, даже поощряется смена профессий. Человек имеет одну, через какое-то время он овладевает другой, затем его переводят совершенно в другую профессиональную область, где он начинает все с начала изучать. Такой метод практикуют в Японии для того, чтобы человек постоянно развивался. Владение несколькими смежными областями позволяет сотрудникам корпораций генерировать миллионные идеи для предприятия – этим определяется их ценность.
Когда человек в пределах одной отрасли пробует применить свои способности в разных профессиях, это помогает ему раскрыть своей основной талант. А когда он осваивает несколько отраслей, то обязательно находит истинное свое предназначение.
Поэтому, когда молодые люди говорят о том, что они бросят институт или вообще не хотят поступать, как мы до этого говорили, нужно выяснить, почему появилось желание бросить институт. Разонравилась профессия или появилось новое увлечение? Или молодой человек просто идет на поводу у определённого тренда, что высшее образование – это никому не нужная ноша и потеря времени?
Пять лет учебы – вовсе не потеря времени. Предположим, идея бизнеса вашего ребенка – если он с бизнесом связывает свое будущее – не сработала, он обанкротился, а семью кормить нужно. Его профессия всегда позволит ему зарабатывать себе на безбедную жизнь. Если вы в своей профессии преуспеете, то можете стать лучшим специалистов в городе, даже республике. Второй аспект – усталость. Отсутствие желания прикладывать усилия, чтобы окончить вуз. Так бывает, окончив одиннадцать классов, потом еще обучаясь два-три года, человек устает от усилий. На школьные трудности наслаиваются трудности обучения в институте. Но любая сложная ситуация у человека создается из-за его несовершенства, отсутствия усилий на предыдущих этапах жизни. Если в институте повторяются ситуации, аналогичные школьным, значит, в прошлом неправильно были выучены жизненные уроки, не сделаны нужные выводы. Так происходит тогда, когда запаздывает личностное развитие. Юноша физически повзрослел, а уровень мышления остается на подростковом уровне. Молодой человек не готов брать ответственность за свою самостоятельную жизнь, реагирует на сложные ситуации как подросток, обижается. Возможно, ему недостает самоуважения, занижена планка притязаний.
Объясните сыну или дочери, что научиться поступать по-взрослому довольно просто. Нужно просто сделать анализ повторяющихся ситуаций. У юноши есть определенная модель поведения в конкретной ситуации. Нужно пересмотреть решение повторяющейся проблемы с учетом уже повзрослевшего человека. Как бы он сейчас решал сложные, как казалось, школьные ситуации? Пускай он мысленно представит и подберет слова к их решению.
Затем нужно проверить, насколько правильно принятое решение: сегодняшнюю, аналогичную ситуацию нужно попытаться решать по вновь придуманной схеме. Каков результат? Если он молодого человека удовлетворяет, соответственно, задача решена правильно.
Третий аспект желания бросить институт. Возможно, учеба для юноши, девушки является символом детства. Работающий человек для них является взрослым человеком. У молодых людей существует такая иллюзия: в девятнадцать, двадцать лет они себя считают взрослыми, а учеба для них – еще детство. Чтобы быстрее повзрослеть, стать самостоятельными, они хотят бросить институт. Но когда человек бросает институт, вообще бросает какое-то важное для себя дело, не закончив, не доведя его до конца, у него формируется синдром неудачника. И в этой ситуации родители должны объяснить ему: они тоже очень хотят, чтобы сын стал взрослым. Поясните ему, что взрослый человек, прежде всего, тот, кто сам себя может обеспечить жильем, питанием, одеждой. Спросите сына, как он собирается это делать. Куда пойдет работать? Сколько будет зарабатывать? Каким видит себя в будущем? Где собирается жить? Как будет зарабатывать деньги на покупку жилья и машины? Как планирует содержать семью?
Отвечая на эти вопросы, он увидит, что взрослая жизнь требует определенных черт характера, профессии, специальности, умения вести бизнес, которые позволят ему решить материальные запросы.
Также обратите его внимание на то, что если у него не хватает сил завершить начатое дело, как же он собирается решать более сложные и ответственные проблемы? Объясните, что означает для мужчины окончание института. Оно важно с нескольких точек зрения. Во-первых, у него будет профессия, к которой он может приступить в любой момент жизни. Не получилось что-то в бизнесе – у него есть всегда профессия, в которую он может вернуться, найти в ней себя и стать блестящим специалистом.
Во-вторых, важно умение завершать дела. Он завершает большое дело, которое начал. Вот так же, как в свое время окончил школу, получил аттестат во взрослую жизнь. Взрослая жизнь начинается с деятельности, и окончание вуза, получение диплома станет такой вехой – теперь он стал взрослым. Благодаря своим умениям, знаниям он способен быть независимым от благосостояния родителей.
Учеба показывает, умеет ли он преодолевать трудности, способен ли собраться и приложить усилие для достижения цели. Обладает ли терпением для получения конечного результата. После завершения учебы в высшем учебном заведении придет вера в себя, понимание того, что, как бы трудно ему ни было, он способен достичь желаемого результата.
Есть прекрасная и очень эффективная методика Сергея Ковалева – шестишаговая система, которая позволяет устранить синдром усталости от обучения.
Нужно представить себе школу, вспомнить все неприятные ситуации. Высказать все, что тогда не смог высказать. В выражениях можно себя не ограничивать.
Вспомнить те негативные явления, события, которые остались в вашей памяти и в сердце. Второе – нужно поблагодарить людей, которые были участниками событий. Поблагодарить школу за то, что она дала возможность научиться читать, писать, говорить, решать задачи по математике. Научила дружить, понимать многие вещи. Поблагодарить школу – и мысленно низко поклониться ей. Затем нужно высказать обиды, которые у молодого человека были, вспомнить – и проговорить. Предоставить людей, на которых он был обижен, и тоже поблагодарить за то хорошее, чему его научили конфликты.
Еще раз поблагодарить, поклониться школе и отпустить ее с миром. И усталость от учебы пройдет. Уставшему студенту станет намного проще учиться в институте.
МАМА, Я ХОЧУ БРОСИТЬ УНИВЕРСИТЕТ!
Ваш ребенок благополучно окончил школу, поступил в университет, начал, как говорится, за здравие и вдруг, как гром среди ясного неба, на третьем или четвертом курсе: мама, я хочу бросить университет!
Первую реакцию родителей на такое заявление предугадать несложно. Но эмоциями делу не поможешь, так что надо попытаться выдохнуть, успокоиться и разобраться, что с этим делать.
Чтобы сделать правильный шаг вперед, давайте оглянемся назад и проанализируем, почему ваш ребенок оказался именно в такой ситуации, а не в какой-либо другой? Вариантов немного: либо будучи абитуриентом, он сам не знал, чего хочет и прошел по пути наименьшего сопротивления туда, куда вы его устроили. Конечно, вы хотели, как лучше, а он сам не знал, чего хочет. Но результат вот он: мама, я хочу бросить университет.
Второй вариант: вы не смогли вовремя понять, чего именно он хочет, и опять же устроили туда, где, по-вашему, он должен найти свое счастье в заветном дипломе. И снова вы хотели, как лучше, а результат — тот же.
Есть и третий вариант: ваш ребенок, кажется, точно знал, куда идет, но… он просто ошибся. Так бывает. В любом случае, заставлять его учиться там, где ему тяжело и неинтересно — будет неправильно. Разве что накануне выпускных госэкзаменов имеет смысл все-таки их сдать, перевести дух и уже после этого настроиться на второе высшее по выбору. И то не факт.
Не хочешь учиться, иди работать
«Для меня ты всегда будешь ребенком». Многие из нас слышали от родителей эту фразу. Почему у нас принято вытирать детям носы до пенсии, считая их вечными младенцами, а потом переживать из-за их неумения самостоятельно принимать решения? Разве так мы хотим научить своих детей быть самостоятельными, ответственными и, в конце концов, счастливыми? Или все-таки будет лучше дать сыну или дочери самим выбрать себе путь? Коль скоро вашему ребенку не удалось оторваться от вашей юбки в школе, самое время сделать это сейчас, в университете.
Для начала проговорите с ним, что родители невечные, рассчитывать на них постоянно — нельзя. Как только он или она бросит университет, то вынужден будет идти работать. Да-да, именно работать, а не сидеть на маминой и папиной шеях. Кем? Кем хочет. Официанткой, барменом, вышибалой в клубе — все пути открыты. Кем угодно, но содержать его больше вы не будете. И в этом вопросе придется проявить твердость.
Но использовать это как аргумент в пользу закончить опостылевший вуз, значит, обречь его на неинтересную работу, на которую он будет вставать каждое утро, как на каторгу. Лишь немногие из нас могут похвастать тем, что любят свое дело. Дайте своему ребенку шанс обзавестись любимым делом и тогда, как говорили умные люди, ему не придется работать ни дня в своей жизни.
Дайте ребенку возможность самому выбрать себе вуз и перевестись в него, не бросая учебу. Не бойтесь, что он выберет неправильно, в таких вопросах не бывает верных и неверных ответов. Ведь наверняка он о чем-то мечтает, чего-то хочет, чем-то увлечен и заинтересован. Помогите ему определиться: любит играть в компьютерные игры — поищите в университетах специальность по созданию игр или программированию, любит спорт — посмотрите физкультурные вузы, хочет помогать людям — полиция, МЧС или медицинский, любит рисовать — дизайн, графика, архитектура… Перечислять можно до бесконечности. Главное, понять, чего он хочет на самом деле и не подменять его «хочу» своим «хочу». Неважно, кем вы хотите, чтобы он стал, важно, кем он сам хочет быть. Выбрав специальность, помогите ему перевестись и выучиться на того, кем он должен стать, в согласии с его внутренним миром.
Он ничего не хочет!
Так тоже бывает. Очень часто дети даже взрослые не понимают, чего хотят. Или вообще ничего не хотят, а весь день просиживают за компьютером. Что делать? Сходить вместе к психологу, выяснить, все ли хорошо в семье? Быть может, его постоянное зависание в социальных сетях и компьютерных играх — это всего лишь попытка бегства от реальности?
А потом оставить его в покое с этим университетом. Если ничего не помогает — отправьте ребенка работать. Без содержания. Питание, одежда, проезд, развлечения — теперь все за свой счет. Ничто так не прочищает мозги и не настраивает на свой внутренний мир, как необходимость самому добывать себе на хлеб.
«Я туда больше не пойду». Что делать, если ребёнок решил бросить вуз
Типичная картина: ребенок сдал ЕГЭ, прошел в вуз, отправился учиться, но уже ко второму семестру разочаровался: скучно, неинтересно, «это не то, что я хотел». Как быть в такой ситуации родителям? Поддержать ребенка или попытаться переубедить? Рассказывает психолог Университета ИТМО Екатерина Биленко.
Причины «ошибки»
Работа занимает если не всю, то большую часть жизни человека. От выбора профессии во многом зависит, как человек будет чувствовать себя в целом. Каждому третьему, кто обращается ко мне за консультацией, не нравится выбранная специальность. Эти студенты сталкиваются с потерей энергии и мотивации, апатией и даже депрессией. Причины могут быть разными.
Одна из них — когда ожидание не совпадает с реальностью. Например, моя клиентка пошла учиться на врача, потому что с детства любила помогать людям. Учеба ей нравилась, но в процессе работы она не смогла смириться с тем, что врач не всегда в силах спасти каждого пациента. При этом она не впала в отчаяние, а поняла, что ей стоит сменить вектор. Сейчас она продолжает помогать людям, но уже в другом амплуа — в роли коуча по личностному развитию. Другой клиент до 8-го класса мечтал собирать ракеты, но потом записался на инженерный кружок и понял, что ракетостроение — это не смотреть, как ракеты улетают в космос, а бесконечные расчеты, точные чертежи и множество технических нюансов.
Вторая причина, по которой школьники часто выбирают неинтересную для них специальность, — желание оправдать ожидания родителей
Есть семьи, где целая династия врачей или преподавателей, и детям просто не остается выбора, кроме того как продолжить дело взрослых. Еще часть школьников поддается влиянию стереотипов о профессиях, не пытаясь разобраться в особенностях реального рабочего процесса. Например, от подростков можно услышать, что много зарабатывать может только «технарь», заниматься фундаментальной наукой — это несерьезно, быть программистом — это работать в классном офисе вроде Google, где предоставляют кофе и печеньки.
Позвольте детям выбирать самим
Некоторые родители уверены, что знают, что для их детей лучше, поэтому пытаются навязать им свою позицию. И школьники часто попадаются на эту уловку. В 16–18 лет многие из них еще не готовы сделать сложный ответственный выбор, поэтому полагаются на мнение взрослых, которые вроде как опытнее. Если одним везет: послушал родителей и получил профессию, которая действительно нравится, — то другие могут потом всю жизнь винить семью за нелюбимую работу.
Родителям стоит помнить: если они не дают детям право выбора, то часто из них вырастают люди, которым сложно принимать решения даже в мелочах. При этом они становятся зависимыми не только от мнения родителей, но и от друзей, коллег, знакомых. Поэтому так важно интересоваться у своих детей, чего хотят именно они, что думают по тому или иному поводу. Пытаясь оправдать ваши ожидания, они будут строить не свою жизнь, а жизнь примерного ребенка. Кроме того, живя по чужим правилам, ваши дети не смогут найти энергию на преодоление трудностей, которые так или иначе возникают на каждом жизненном пути.
6 надёжных способов задавить в ребёнке все таланты
Попробуйте поставить себя на место ребенка. Представьте, на какой риск он идет, осознавая ваш вклад, когда решает сменить специальность или бросить вуз. В такой сложный для вас обоих момент вы можете стать надежным другом и оказать поддержку.
Будьте готовы к тому, что вашим советам не всегда будут следовать, но точно будут охотнее обращаться за помощью. Если же вы будете давить на ребенка, то убьете в нем самостоятельность или зарекомендуете себя как человек, к которому никогда не нужно обращаться.
Помогите справиться с чувством вины
Многие студенты, которые оказались в такой ситуации, испытывают вину как перед собой, так и перед родителями. Вина — это разрушительное чувство, и с ним важно работать. Есть известный эксперимент Monster Study, в котором взяли две группы детей по 11 человек. В одной детей хвалили, поддерживали, в другой же, напротив, критиковали, винили, ругали. Результаты получились плачевными. У многих из детей, которых регулярно всячески принижали, развились дефекты речи. Можно сделать выводы.
Поддержите ребенка — позвольте ему выговориться и попробуйте объяснить, что это не катастрофа
Скажите, что жизнь на этом не заканчивается и сейчас прекрасный возраст, чтобы попробовать себя в чем-то новом. Если этого не сделаете вы, он найдет помощь в другом месте, например у друзей, которые не всегда смогут дать верный совет. Ребенок может внешне не признавать ваш авторитет, но ему будет гораздо спокойней, если он будет знать, что дома союзник, а не строгий вечно критикующий «учитель».
Поиск золотой середины
Еще бывает так, что человеку нравится его профессия, но, например, в соцсетях он видит, что есть сверстники гораздо успешнее, из-за чего начинает сомневаться в себе, предъявлять к себе более строгие требования. В этот момент у него внутри просыпается критик, который начинает обесценивать свои достижения. В основном с такой проблемой сталкиваются перфекционисты, для которых есть только черная и белая стороны: либо идеально, либо никак.
Людям, относящимся к себе слишком строго, нужен взгляд нейтральной стороны, которая поддержит и скажет: «Сейчас ты обесцениваешь себя. Эта ситуация — психологический феномен, а не отражение реальности». То есть главная задача — помочь найти золотую середину, добавить в картину мира ребенка другие цвета и оттенки, чтобы он мог адекватнее оценивать происходящее и видеть альтернативные варианты решения проблемы.
«Осознанные студенты сдают иностранные тесты и уезжают из страны»
Также можно предложить человеку провести мысленный эксперимент: спросите его, что бы он сказал своему другу, который оказался в такой же ситуации. Наверняка ваш ребенок начнет давать более гуманные советы воображаемому приятелю. Возможно, это заставит его задуматься, почему он обращается с собой хуже, чем с другими.
Аргументы и факты
Дайте ребенку время все хорошо обдумать, самостоятельно взвесить все за и против. Вы можете использовать наводящие вопросы, чтобы помочь ему понять, что именно не понравилось в учебе, в каком направлении он хочет двигаться дальше, подсказать различные инструменты для достижения целей, подкрепив все предложения аргументами и фактами. Самое главное — преподносите информацию не как учитель, а как партнер. Не стоит лишний раз напоминать, что вы лучше знаете, просто дополните его анализ своими примерами.
Возможно, ребенок сам придет к тому, что, например, лучшим выходом будет сначала закончить обучение, получить некий «тыл» в виде диплома и только потом развиваться самому в другом направлении или сменить специальность с помощью магистратуры. Также нет ничего страшного в том, если он захочет перепоступить в бакалавриат на другую специальность или поработать, чтобы убедиться на практике в своих ощущениях. Предложите продумать планы A, B, С и оценить возможные исходы каждого, чтобы выбрать самый подходящий.
Не ошибка, а опыт
В школе учителя красной ручкой перечеркивали все неточности и ставили двойку, если исправлений было очень много. Есть мнение, что именно поэтому мы негативно относимся к нашим ошибкам. Задача каждого человека — взять, условно, зеленый маркер и, наоборот, выделить те моменты, которые получились.
Ошибки — это неотъемлемая часть личностного развития. Когда ты начинаешь что-то новое, всегда есть риск, что с первого раза может не получиться. Попробуйте вместе с ребенком найти плюсы в этом опыте. Можно их выписать прямо на листочке.
Объясните ребенку: понимание того, чем точно заниматься не хочется, серьезный шаг навстречу себе
Уверена, что из каждого индивидуального опыта можно извлечь ценные уроки. Как говорил Стив Джобс, все точки жизненного пути рано или поздно соединятся.
Универсальный алгоритм
Если свести вышеперечисленные рекомендации в универсальный алгоритм, то он будет состоять из трех основных этапов.
Принять. На этом шаге важно отделить свои переживания от переживаний ребенка. Постарайтесь не винить его, не переубеждать и тем более не ставить ультиматумы. Лучше попробуйте выяснить, в чем он видит причины произошедшего, какие чувства испытывает и как бы хотел разрешить ситуацию.
Поддержать. Поверьте, для ребенка это куда больший стресс, даже если он этого не показывает. Поэтому дайте ему понять, что он может вам полностью довериться, рассказать о своих переживаниях, не боясь осуждения и критики. Выслушайте и поддержите его. При этом постарайтесь не навязывать ему руку помощи, но будьте готовы протянуть ее в любой момент.
Подсказать. Ребенок должен сам принять новое решение, но вы можете ненавязчиво поделиться своим опытом, помочь собрать информацию об инструментах, альтернативных возможностях. Путей достижения целей может быть много, пусть ребенок выберет тот, который подойдет именно ему. Если он не знает, в каком направлении он хочет двигаться дальше, предложите ему пофантазировать на тему «Чем бы я занимался, если бы у меня было 10 жизней».