что делать если просрочена поверка водосчетчика правила 2021 года
Поверка счетчиков: обновленные правила в России с 1 января 2021 года
Проводить поверку и замену счетчиков имеют право организации, получившие аккредитацию. Проверить компанию можно на сайте Росаккредитации.
С начала 2021 года предприятия — поставщики ресурсов больше не принимают показания счетчиков с истекшим сроком поверки. До конца 2020 года действовал соответствующий мораторий из-за сложной эпидемиологической обстановки по коронавирусу. Как часто нужна поверка счетчиков, как выбрать компанию, которая проводит поверку, и что будет, если не обслуживать приборы учета.
Мораторий на штраф
В июне 2020 года правительство России приняло решение о введении временного моратория на начисление штрафных санкций за неоплаченные коммунальные услуги. До конца года с граждан не взыскивали неустойку за пользование бытовыми приборами учета без проведения поверки.
Ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны были принимать показания таких приборов для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг.
Отмена моратория
С 1 января 2021 года поставщики ресурсов не принимают показания счетчиков с истекшим сроком поверки.
В соответствии с действующим законодательством в случае использования счетчика с истекшим сроком поверки расчет потребления и оплата проводится по нормативу, что может привести к увеличению размера платы.
Поверка счетчиков
Счетчики устанавливают, чтобы считать потребление горячей и холодной воды, отопления, газа, электроэнергии. За счетчики горячей и холодной воды, тепла и газа отвечает лично собственник. В случае выхода прибора учета за межповерочный интервал или окончания срока эксплуатации его нужно, соответственно, поверить или заменить. Поверку счетчиков проводит специальная лицензированная организация за счет собственника помещения.
С июля 2020 года за счетчик электроэнергии несет ответственность гарантирующий поставщик. Кто это, можно узнать из квитанции за электричество. Специализированная организация по наступлении времени поверки сама связывается с собственником помещения и назначает время посещения специалиста, который бесплатно выполняет все необходимые работы. Если не пустить работника домой, стоимость электричества начнут начислять по нормативу с применением повышающего коэффициента.
Как узнать сроки поверки
Срок следующей поверки прибора учета можно узнать из квитанции, в личном кабинете на сайте для оплаты ЖКУ, по телефону в управляющей организации, из технического паспорта счетчика и у гарантирующего поставщика в случае электроэнергии.
Как правило, на холодную воду счетчики нужно поверять раз в шесть лет, на горячую — раз в четыре года. У универсальных счетчиков межповерочный интервал — шесть лет. У электрических счетчиков, в зависимости от модели, межповерочный интервал доходит до 16 лет.
Как выбрать организацию для поверки счетчиков
Проводить поверку и замену счетчиков имеют право организации, получившие аккредитацию. Проверить компанию можно на сайте Росаккредитации.
Для этого нужно знать точное название компании или ее ИНН.
Что будет, если пропустить срок поверки счетчика учета энергоресурсов?
ВОПРОС: Какие будут последствия, если собственник не произведет поверку счетчика в предусмотренный срок, т.е. пропустит срок поверки счетчика?
Краткий ответ: Плата за коммунальные ресурсы будет начисляться сначала, исходя из среднемесячного объема потребления (3 месяца), а затем по действующим нормативам с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
Эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета, а точнее его неисправность со всеми вытекающими для потребителя последствиями, а именно начисление платы по действующим нормативам с учетом повышающего коэффициента.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 81_12 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, т.е. с момента пропуска срока поверки прибора учета считается вышедшим из строя
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации
Следует отметить, что согласно пункту 81_13 постановления № 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
В соответствии с пунктом 81_14 постановления № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81_9 Постановления № 354.
Примечание : пункт 81_12, 81_13 и 81_14 Правил дополнительно включены в Правила с 1 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 824.
Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом. Однако, за повторную опломбировку газового счетчика может взиматься плата. Так в соответствии с подпунктом «б» пункта 22 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Ознакомится с иными вопросами установки, поверки, опломбировки счетчиков учета энергоресурсов, а также вызванного этим перерасчета платы за энергоресурсы вы можете в разделе: Информация для потребителей.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89
Верховный суд определился с безучетным потреблением при нарушении срока поверки прибора учета
Одним из положительных моментов уходящего 2020 года следует считать окончательное формирование практики по безучетному потреблению при нарушение сроков поверки приборов учета.
Очень долго долгое время, такие суды, как Арбитражный суд Центрального округа, отклоняли доводы абонентов о том, что на момент проверки ресурсоснабжающей компанией прибор учета находился в исправном состоянии и по результатам последующей поверки спорный прибор учета признан годным к эксплуатации. Суды упорно насчитывали безучетное потребление за период, когда первый период поверки закончился до даты последующей поверки. Никакие экспертизы исправности прибора учета этот подход не изменяли.
Подход абонетов, по мнению многих судов, настроенных строго формально, свидетельствовал бы о легитимной возможности использования абонентами формально исправных приборов учета в условиях не проведения в отношении них обязательной поверки по истечении установленного межповерочного интервала, что полностью нивелирует позицию законодателя по вопросу самой возможности применения спорного метода учета пропускной способности устройств. При этом суды не смущало, что эта жесткая позиция противоречит здравому смыслу, ведь по сути прибор учета как был исправлен, так и оставался таким, что с поверкой, что без поверки, а суммы за безучетное потребление достигали просто фантастических величин, по нескольку миллионов, что разоряло многие компании, которым приходилось платить или идти в банкротство за по сути нарисованные цифры.
Нельзя сказать, что такой подход был не основан на Законе, в широком смысле этого слова, но только у многих закрадывались сомнения, что такие нормативные положения были кем-то очень сильно пролобированы.
30 октября 2020 года было принято Определение Верховным судом по делу № А68-1493/2019, где было указано, что абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим МПИ, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. Этот вывод был сделан в отношении водопотребления.
Примечательно, что в этом деле Верховный суд не просто, как это обычно бывает, послал дело на пересмотр, а принял полностью новый судебный акт, разрешив дело по существу.
Аналогичный вывод в отношение электросчетчиков вошел в обзор практики Верховного суда за 3 квартал 2020 года, где в пункте 25 разъяснено, что потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных на весь период после окончания срока поверки.
Таким образом, следует ожидать в 2021 году унификацию судебной практики по данному вопросу во всех окружных судах.
Что делать, если просрочена поверка счетчика воды?
Для счетчиков холодной и горячей воды обязательна процедура поверки. Это ряд операций, осуществляемых для подтверждения соответствия учетных приборов метрологическим параметрам. Процедура должна проводиться в установленный срок.
Он всегда фиксируется в техническом паспорте водосчетчика. Просрочка процедуры может иметь ряд неблагоприятных последствий для его владельца. При ее выявлении необходимо действовать незамедлительно.
Что такое просроченный контроль расходомера?
Просрочкой является нарушение владельцем водомера срока проверки подтверждения его соответствия метрологическим параметрам.
В паспорте водосчетчика всегда указывается дата, когда была проведена его первичная поверка.
Для счетчиков холодной и горячей воды установлен единый межповерочный интервал. Он составляет 6 лет.
Возможные последствия и штрафы
Главным последствием просрочки является увеличение коммунальных платежей за воду. Сначала платежи за поставляемый ресурс будут начисляться расчетными центрами по его среднему объему потребления за последние полгода.
В дальнейшем размер платежей за воду увеличится, так как при подсчетах начнет учитываться норматив вместе с повышающим коэффициентом.
Штрафы за просрочку поверочной процедуры не устанавливаются. У потребителя может возникнуть большой долг в результате перерасчета за весь период, когда расходомер не поверялся.
Такой долг можно оспорить в судебном органе. Штрафы могут налагаться лишь тогда, когда потребитель повредил пломбу на водомере или сорвал ее.
Что делать, если пропустили срок контроля?
В данном случае рекомендуется действовать по следующему плану:
После прохождения поверочных работ необходимо составить заявление о перерасчете. Оно пишется в свободной форме.
В нем фиксируются следующие сведения:
Имеет ли значение, когда была замечена просрочка?
От момента обнаружения просрочки поверки зависит то, сколько в итоге потребитель переплатит за воду.
Если она будет выявлена сразу, то владелец прибора будет платить за поставляемый ресурс по усредненному значению непродолжительное время, после чего платежи начнут начисляться ему по фактическому потреблению.
Если просрочка была выявлена спустя некоторое время, то и размер начисляемых коммунальных платежей за воду будет увеличиваться со временем.
Начисление платы за ресурс с учетом просрочки
Если потребитель вовремя не позаботился о поверке водомера, то в случае, когда срок закончился, прибор будет считаться неисправным.
Если процедура не была проведена вовремя, то потребителю будут начисляться коммунальные платежи за воду в течение 3-месячного периода по среднемесячному расходу. Это правило зафиксировано в пп. «а» п. 59 правительственного Постановления от 6 мая 2011 под номером 354.
Если и в указанный период потребитель не позаботится о проведении поверки расходомера, то после того как срок истек, расчет за воду будет осуществляться по нормативу. При этом будет применяться повышающий коэффициент.
Полезное видео
Интересная информация по теме статьи в видео:
Заключение
Поверка водосчетчиков является обязательной процедурой, за своевременным проведением которой должны следить сами владельцы учетных приборов. Процедура проводится раз в 6 лет для всех типов расходомеров, начиная с даты их первичной поверки.
Проводить ее вправе только аккредитованные организации, имеющие специальный аттестат. Главным последствием просрочки поверки является увеличение размера коммунальных платежей за ресурс, что может в итоге привести к образованию у потребителя многотысячного долга.
Что делать с приборами учета, поверочный срок которых истек или истекает в период самоизоляции?
Круглосуточно находясь дома из-за введения карантина, граждане неизбежно увеличивают расход ресурсов. Речь идет о тратах на электричество, горячую и холодную воду, то есть о тех коммунальных услугах, которые тарифицируются по приборам учета. Что делать с приборами учета, поверочный срок которых истек или истекает в период самоизоляции?
По общему правилу, своевременная поверка счетчиков учета потребления коммунальных услуг по пункте 81 (12) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 – это обязанность потребителя.
В случае истечения срока поверки счетчиков учета потребления коммунальных услуг, он считается вышедшим из строя. Показания такого счетчика к учету не принимаются. С даты, следующей за датой назначенной поверки, начисление платы производится в ином порядке: в течение трех месяцев – из расчета средних показаний счетчика за предыдущие 6 месяцев, далее – по установленному тарифу с применением повышающего коэффициента 1,5.
В период общероссийских ограничений (самоизоляции) провести своевременную плановую поверку проблематично. В связи с этой ситуацией, принятым Постановлением № 424, положение пункта 81 (12) Правил № 354 приостановлено с 06 апреля до 01 января 2021 года.
Обращаем внимание потребителей на то, что при пропуске срока поверки счетчика, его показания будут приниматься к расчету для оплаты услуги. Но только в том случае, если не нарушена пломба, отсутствуют механические повреждения, корректно отображается результат измерений, не истек срок эксплуатации, установленный производителем. Потребители должны добросовестно исполнять свои жилищные обязанности, чтобы в последствии не иметь правовых проблем.
Лучше, при наличии технической возможности, оформить заявку на проведение поверки на сайте поставщика услуги. Заявки регистрируются и вносятся в график.
Потребителю нужно обязательно сохранять сведения о подаче заявки. Если же счетчик вышел из строя, оказалась поврежденной пломба, появились на нем внешние повреждения, необходимо немедленно известить об этом управляющую компанию и поставщика ресурса. Решение данного вопроса будет предложено индивидуально, так как это зависит от сложности ситуации и возможностей поставщика в период ограничений.
Что делать, если срок поверки счетчика наступил до 06 апреля, но при этом гражданин не подавал заявку на поверку?
Оплата за услугу, скорее всего, будет начисляться по правилам, действующим до 06 апреля текущего года, поскольку отдельных разъяснений по этому вопросу в настоящее время от Минстроя не поступало.
Нужно понимать, что согласно пункт 81 (13) Правил № 354, поверка (замена, ремонт) прибора учета должны быть проведены в течение 30 дней со дня выхода прибора из строя. Напомню, что с даты установленной платной поверки счетчик считается неисправным. Если тридцатидневный срок, предоставленный на поверку, истекает после 06 апреля 2020 года, заявку необходимо оформить на сайте поставщика сейчас, это будет свидетельствовать о вашей добросовестности исполнения своих обязанностей. Поставщики должны будут регистрировать заявку, внесут ее в график и известят владельцев о предположительной дате выезда мастера. В случае неисполнения своих обязанностей, потребитель должен понимать, что в этот период плата будет начисляться, исходя из среднего показателя счетчика. Если у вас подходит срок поверки счетчиков, то подавайте заявку сейчас. Так вы избежите начисления повышенного коэффициента.
С 24 сентября 2020 года вступят в силу поправки, внесенные в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений». С этой даты поверка будет считаться действительной только после внесения электронной записи в реестр Росстандарта. Это условие коснется только тех приборов учета, срок поверки которых наступает с этой даты. Если же гражданин пожелает получить бумажное свидетельство о поверки и/или отметку на самом счетчике и в паспорте прибора, ему придется обращаться с соответствующим заявлением об этом.
(Разъяснение предоставлено Светланой Рыбаковой, старшим преподавателем кафедры гражданского права и процесса, директор центра «Юридическая клиника» Алтайского филиала РАНХиГС).