что делать если при отправке отчета в фнс появляются предупреждения
Как сдать отчетность в ФНС: сайт налоговой или Контур.Экстерн
Налоговую и бухгалтерскую отчетность можно бесплатно сдать в специальном сервисе ФНС. Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись и специальная программа для «упаковки» отчета. Кто может воспользоваться этим сервисом и какие есть альтернативы — разберемся.
Какие отчеты можно сдать через сайт ФНС
Официальный сервис на сайте ФНС позволит в электронном виде сдать следующие отчеты:
Декларация по НДС — единственный отчет в налоговую, который невозможно сдать таким способом (п. 1.7 Порядка представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через сайт ФНС России). Это можно сделать только через оператора электронного документооборота (ЭДО), поэтому ИП и организациям на ОСНО в любом случае придется дополнительно заключать договор с оператором.
Через сервис ФНС нельзя сдавать отчеты и в другие контролирующие органы. Не получится отчитаться по форме 4-ФСС, передать СЗВ-М и СЗВ-ТД в ПФР, сдать отчеты в статистику, Росприроднадзор и другие ведомства. Такая возможность есть только при работе через специальные сервисы каждого контролирующего органа или через сервис оператора ЭДО, например Контур.Экстерн.
Кому подходит отчетность в сервисе ФНС
Сервис ФНС рассчитан на организации и предпринимателей на специальных налоговых режимах. Почти все из них смогут работать в сервисе бесплатно.
Отчитаться через сайт ФНС не получится у следующих категорий:
Кроме того, есть технические требования к компьютеру, с которого вы будете подавать отчетность. Операционная система должна быть минимум версии Microsoft Windows XP, либо Mac OS X 10.9; криптопровайдер должен поддерживать алгоритмы ГОСТ 34.10-2001 и ГОСТ 28147-89, а с электронной подписью должна быть возможность работать через браузер.
Как сдать отчетность через сайт ФНС
Для сдачи отчетов понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Ее нужно получить в удостоверяющем центре ФНС или у ее доверенных лиц. Это условно бесплатно, нужно будет только купить токен (носитель, на который загрузится подпись) и лицензию КриптоПро, без которой не будет работать сертификат подписи.
После получения электронной подписи зарегистрируйтесь на сайте ФНС как организация или предприниматель. Перейдите по ссылке и выберите нужный сертификат из списка, затем прокрутите вниз до кнопки «Войти» и заполните профиль данными о себе.
Далее активируйте электронную почту, зарегистрируйте сертификат электронной подписи и получите идентификатор абонента. Данные о завершении регистрации и присвоении идентификатора появятся в личном кабинете. После этого код абонента нужно будет указать в разделе «Сведения об организации».
Если в процессе самостоятельной установки сертификата электронной подписи или настройки СКЗИ возникнут проблемы, обращаться придется к своему сисадмину или в платную консультацию. Техподдержка ФНС помогает только с работой в сервисе.
После этого можно приступать к подготовке и сдаче отчетности. Следуйте алгоритму.
Шаг 1. «Упаковать» отчет в транспортный контейнер
Сформировать отчет можно в своей учетной программе или в бесплатной программе ФНС «Налогоплательщик ЮЛ». Но перед сдачей отчет нужно упаковать в транспортный контейнер — зашифровать по требованиям ФНС и подписать квалифицированной электронной подписью (КЭП). Это возможно только через программу «Налогоплательщик ЮЛ».
В процессе зашифровки действуйте по алгоритму:
Загрузить в «Налогоплательщик ЮЛ» сформированный отчет → Нажать кнопку «Выгрузить транспортный контейнер для портала» → Выбрать папку для загрузки → Скопировать и вставить идентификатор налогоплательщика → Выбрать сертификат для подписи → Сформировать контейнер.
Важно! «Налогоплательщик ЮЛ» нуждается в регулярных обновлениях. Их нужно отслеживать самостоятельно и устанавливать вручную».
Шаг 2. Загрузить файл отчета в ФНС через сервис
Контейнер загружается на сайт ФНС напрямую через сервис сдачи отчетности. После добавления файла и нажатия кнопки «Отправить документ» отправка происходит сразу.
Шаг 3. Дождаться квитанции о приеме
На вкладке «Отправленные документы» будет отображаться статус поданного отчета.
Плюсы и минусы сервиса ФНС
Важное преимущество сервиса ФНС — возможность сдать почти всю отчетность бесплатно. Для этого понадобится только электронная подпись и средство криптографической защиты.
Но есть у бесплатного сервиса и недостатки:
Отчетность в ФНС через оператора ЭДО
Более комфортные условия при работе с отчетностью можно получить через оператора ЭДО. Самое главное — Экстерн позволяет отчитываться во все контролирующие органы: ФНС, ФСС, ПФР, Росстат, РАР, РПН, Центробанк.
Для работы с Экстерном тоже понадобится электронная подпись. Ее можно получить при подключении Экстерна. Лицензия КриптоПро, которая нужна для работы в сервисе, будет уже вшита в ключ электронной подписи, поэтому дополнительно тратиться не придется. Также для работы в Экстерне подойдет электронная подпись, полученная в ФНС или в любом аккредитованном удостоверяющем центре.
Сервис настраивается автоматически через портал диагностики, вам ничего делать не придется. Чтобы заполнить данные о своей компании, достаточно ввести ИНН — информация сама подгрузится из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
После этого можно приступать к заполнению отчетов. Следуйте алгоритму.
Шаг 1. Выбрать и заполнить форму
В меню слева выберите, в какой орган хотите сдать отчет, и подберите подходящий способ подготовки — загрузить готовый отчет из файла или заполнить форму в системе.
Заполнять отчеты в системе удобно:
Когда закончите заполнять отчет, нажмите кнопку «Сохранить и закрыть».
Шаг 2. Проверить и отправить отчет
Перед отправкой каждый отчет должен пройти обязательную проверку. Если сервис найдет ошибки, их нужно будет исправить прежде чем отправлять отчет. В ходе проверки могут появиться и предупреждения — если вы уверены в правильности данных, исправлять их не обязательно.
Чтобы отправить отчет, выберите «Перейти к отправке» и заверьте его электронной подписью.
Шаг 3. Дождаться подтверждения приема и ввода
После отправки отчета формируется «Подтверждение даты» — именно это время считается датой сдачи отчета. Затем остается только дождаться приема отчета инспекцией. По каждому этапу вы получите уведомление в сервисе и другим удобным способом: по СМС, электронной почте, в приложении.
Сервис уведомляет о следующих этапах:
Все отправленные отчеты хранятся в сервисе. Их можно в любой момент скачать, скорректировать или использовать как базу для подготовки нового отчета.
Преимущества работы через Экстерн
Работая через оператора ЭДО, вы получите качественный сервис, который закрывает все потребности бухгалтера: позволяет сдавать отчетность в срок и без ошибок, общаться с контролирующими органами, систематизировать работу с требованиями и сверяться с ФНС.
Как понять уведомление ФНС об отказе: шпаргалка для бухгалтера
Проверив отчет, ФНС в течение следующего рабочего дня направляет компании квитанцию о приеме или уведомление об отказе. В документе пишут код ошибки и расшифровку этого кода. Чтобы бухгалтерам было проще разобраться, в чем ошибка и как ее исправить, эксперты Экстерна составили шпаргалку по 10 самым распространенным причинам отказов.
В Контур.Экстерне бухгалтеры видят не только само уведомление об отказе, как оно приходит из налоговой, но и комментарии к ошибкам и ссылки на нужные инструкции. Мы свели подсказки по самым частым отказам в таблицу. Она будет полезна вам, если вы отчитываетесь через другую программу или хотите систематизировать информацию.
Отказ в приеме отчетности: как действовать
Код ошибки | Что пишет ИФНС | Что это значит и что делать |
---|---|---|
0400200005 | Повторная регистрация первичного документа | |
0400400011 | Нарушено условие равенства значения суммы страховых взносов по плательщику страховых взносов совокупной сумме страховых взносов по застрахованным лицам | Такой отказ приходит на РСВ. Убедитесь, что вы правильно заполнили в отчете строки 060, 061, 062 в Подразделе 1.1 Раздела 1 и что суммы страховых взносов в Разделе 3 соответствуют суммам в Разделе 1.. Как проверить, есть ли ошибка, и исправить ее, рассказано в инструкции |
0400100001 | Не найден плательщик по ИНН\КПП, представленным в файле | Ошибка может появляться из-за того, что неверно указан КПП или код инспекции, куда отправлен отчет, из-за перевода организации в другую инспекцию или нестыковки в данных самой инспекции. Как действовать в каждом случае, читайте в инструкции |
0400400018 | Нарушено условие равенства значения базы для исчисления страховых взносов по плательщику страховых взносов совокупной сумме по застрахованным лицам | |
0400400017 | Нарушено условие равенства значения суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, по плательщику страховых взносов совокупной сумме по застрахованным лицам |
Экстерн помогает «отловить» большинство ошибок до отправки отчета, а если придет отказ — быстро сориентироваться, что и как исправить.
Попробуйте — 14 дней бесплатно.
Отказ в приеме отчетности: как действовать (продолжение)
Код ошибки | Что пишет ИФНС | Что это значит и что делать |
---|---|---|
0100500001 | Отсутствуют сведения о доверенности в налоговом органе | |
0100200009 | Файл направлен в налоговый орган, в компетенцию которого не входит получение данной информации | Проверьте, что вы правильно указали код ИФНС, в которую был направлен документ. Если инспекция была указана верно, убедитесь, что данные заполнены правильно |
0400300001 | Регистрация уточненного документа без первичного | Убедитесь, что вы подавали первичный документ, налоговая его приняла и ИНН-КПП первичного и корректирующего отчета совпадают. Если отказ пришел на 6-НДФЛ, проверьте ОКТМО. Удостоверьтесь также, что правильно выбран период отчета, а организация не переводилась в другую инспекцию. Как действовать в каждом случае, читайте в инструкции |
0300100002 | Файл xsd-схемы не найден | Решение зависит от того, на какую форму пришел отказ. Инструкции, которые помогут проверить, правильно ли заполнены данные, собраны на странице |
0000000002 | Декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке | Если отказ пришел на РСВ, то рекомендуем отправить его еще раз. Если отказ пришел на другой отчет — обратитесь в техническую поддержку. Сообщите, пожалуйста, ИНН и КПП организации, название отчета и дату его отправки, а также текст ошибки, указанный в уведомлении об отказе |
Отказов в приеме отчетности в десятки раз больше — мы рассмотрели только самые частые. Отчитывайтесь через Экстерн, чтобы не допускать ошибок, а если ошибки все же закрались — быстро их исправлять.
Попробуйте — 14 дней бесплатно.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Ответы из ФНС
Нет ответа из ИФНС на отправленный отчёт
Документооборот с ИНФС осуществляется в соответствии с Приказом ФНС России от 31.07.2014
От оператора электронного документооборота «Такском» в течение 2 часов с момента отправки поступит подтверждение даты отправки.
В течение 2 рабочих суток с момента формирования квитанции о приёме вам поступят «Извещение о вводе» или «Уведомление об уточнении».
Сроки поступления подтверждений на отчёты 2-НДФЛ утверждены Приказом ФНС России от 16.09.2011
Результат обработки отчёта — документы «Реестр сведений о доходах физических лиц» и «Протокол приёма сведений» отчёта поступают из ИФНС в течение десяти календарных дней с даты отправки отчёта.
Представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в «Реестре сведений о доходах физических лиц».
Если по истечении рабочих суток после отправки отчёта вы не получили какое-либо из подтверждений, необходимо проверить работоспособность ИФНС на форуме поддержки Абонентов.
Мы обратимся в ИФНС и сделаем всё возможное, чтобы как можно скорее разрешить эту ситуацию. Наши сотрудники в течение 2 часов в созданной вами теме оповестят вас о ходе решения вопроса.
После приёма почты сообщения попали в папку «Проблемы входящей почты» программы «Референт»
Письмо, попавшее в «Проблемы входящей почты», следует сначала расшифровать: правой кнопкой мыши щёлкнуть по письму и в выпадающем списке выбрать «Обработать повторно».
Если «КриптоПро» не работает, проверить, есть ли на компьютере другие криптопровайдеры (например, Vipnet CSP, LISSI CSP
Если да, установить их все, кроме «КриптоПро», на другой компьютер либо удалить.
Мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам как можно скорее решить этот вопрос.
Чтобы предотвратить подобные ситуации в дальнейшем, рекомендуем добавить «Референт» в исключения антивирусных программ. Информация об этом есть в статье «Часто задаваемые вопросы о программе «Референт».
Уведомление об отказе «Представитель не имеет полномочий подписи и представления налоговой отчётности» либо «Отсутствуют сведения о доверенности»
Существует несколько причин для формирования такого отказа со стороны ИФНС:
1. В налоговую инспекцию не была предоставлена копия доверенности.
В таком случае необходимо предоставить её лично.
2. Копия доверенности предоставлена в ИФНС, но информация о ней не была внесена в базу инспекции.
3. Данные заполненной доверенности в «Референте» не совпадают с данными о доверенности, хранящимися в ИФНС.
В этих случаях вам необходимо обратиться в инспекцию для разрешения сложившейся ситуации.
Мы обратимся в ИФНС и сделаем все возможное, чтобы помочь вам как можно скорее решить этот вопрос.
Сообщение об ошибке «Не удаётся найти сертификат и закрытый ключ для расшифровки»
Данное сообщение поступает, если отправленный отчёт зашифрован с помощью неактуального сертификата ИФНС.
2. Заново выгрузить отчёт и отправить в ИФНС.
Уведомление об уточнении «Неправильное указание сведений о руководителе»
Необходимо проверить в отправленной декларации ФИО подписанта.
1. Если в ФИО допущена неточность, это значит, что и в сертификате подписи ФИО руководителя указаны некорректно.
3. Если декларацию должен подписывать руководитель организации и вы убедились, что на титульном листе отчётности ФИО руководителя заполнены верно, то данное сообщение могло поступить, если сведения, содержащиеся в ЕГРН (Едином государственном реестре налогоплательщиков), не соответствуют данным, указанным в отчётности.
Вам следует обратиться в ИФНС и уточнить написание ФИО в ресурсе ЕГРН. После исправления данной ситуации необходимо в течение пяти рабочих дней отправить корректирующий отчёт (если это возможно для данного вида отчётности).
Уведомление об уточнении с текстом «Неправильно заполнены реквизиты…»
Необходимо в программе «Референт» открыть состояние пакета документов. В открывшемся окне выбрать 6 пункт → «Уведомление об уточнении» и нажать на кнопку «Просмотр». После этого в окне «Просмотр» нажать на кнопку «Версия для печати».
В открывшемся pdf-документе необходимо ознакомиться с причиной поступления данного сообщения. Если у вас нет программы для просмотра pdf, то скачать программу Adobe Acrobat Reader можно со страницы http://get.adobe.com/ru/reader/otherversions/.
Если в «Уведомлении об уточнении» не указана причина поступления данного сообщения, то следует обратиться в ИФНС, чтобы узнать, почему отчёт не принят и что нужно сделать для разрешения этой ситуации.
Код ошибки 0200200017 «Файл с таким именем уже зарегистрирован»
Данное сообщение поступает, если вы ранее отправляли документ или приложения к нему с таким же именем. В «Сообщении об ошибке» или «Уведомлении об уточнении» указано имя файла, который вызвал данное сообщение.
Важно! Если вы повторно направляете отсканированный документ, вам нужно его переименовать.
При загрузке бухгалтерской отчетности появляется ошибка Отсутствует содержимое файла для «Пояснительная записка». Необходимо пройти на редактирование соответствующего раздела и загрузить необходимый файл».
На этапе проверки отчета может возникнуть следующая ошибка: «Отсутствует содержимое файла для «Пояснительная записка». Необходимо пройти на редактирование соответствующего раздела и загрузить необходимый файл». Для устранения ошибки необходимо:
Принять отчет в систему с возможностью редактирования, для этого перейти в раздел «ФНС» и выбрать пункт «Загрузить из файла». Нажать кнопку «Загрузить для редактирования».
Перейти в раздел «Приложения к отчету».
В открывшемся окне есть возможность загрузить пояснительную записку или аудиторское заключение.
Если появляется предупреждение «Необходимо загрузить содержимое приложения на сервер либо удалить элемент», при этом отчет необходимо отправить без приложений, то необходимо нажать на ссылку «Удалить».
Чтобы добавить приложение, следует нажать «Загрузить файл», выбрать нужный документ и нажать «Открыть».
Допускается загрузка файлов следующих форматов:
Общий объем добавляемых приложений не должен превышать 60 Мб.
Каждое приложение должно быть в единственном экземпляре. К примеру, если необходимо передать в инспекцию несколько файлов пояснительных записок, то следует объединить их в один файл.
Сбой при приеме отчетности: что делать, если «отказной» протокол от ИФНС пришел после истечения сроков сдачи
Январский сбой при приеме отчетности привел к тому, что налогоплательщики стали получать «запоздалые» отказы в приеме отчетности. По имеющейся у нас информации, налоговые органы не намерены блокировать счета и штрафовать налогоплательщиков, получивших «отказные» протоколы. Однако исключать возникновение отдельных «перегибов на местах» нельзя. Как действовать налогоплательщику, который окажется в такой ситуации?
Чем грозит просрочка
Сначала немного теории. Налоговый кодекс предоставляет ИФНС право приостановить операции по счетам налогоплательщика, если он «припозднился» с налоговой отчетностью более чем на 10 рабочих дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Одновременно факт непредставления налоговой декларации в срок образует состав налогового правонарушения, за которое статьей 119 НК РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа зависит от периода просрочки и суммы, которую нужно уплатить в бюджет по той декларации, которая своевременно не попала в налоговую. Заплатить придется по 5% за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не менее 1000 рублей и не более 30% от суммы налога, указанной в декларации.
Как видим, санкции весьма суровые. Но насколько они правомерны в ситуации, когда отчетность была своевременно направлена через интернет, а инспекция получила ее с опозданием и прислала «отказной» протокол уже после истечения срока сдачи декларации?
Когда декларация считается сданной
Порядок подачи налоговой отчетности детально урегулирован Налоговым кодексом. В частности, положения п. 4 ст. 80 НК РФ фиксируют, в какой момент налогоплательщик считается исполнившим свою обязанность по представлению декларации. В случае со сдачей отчета по ТКС (телекоммуникационным каналам связи) этот момент наступает уже на дату отправки. Одновременно эта норма запрещает ИФНС не принимать (отказывать в приеме) декларации, которая составлена по установленной форме (формату).
То есть в случае, когда декларация составлена по правильной форме (формату) и направлена в инспекцию по ТКС, то она считается поданной в день отправки, невзирая ни на какие ошибки, допущенные при ее заполнении. Это если строго следовать только Налоговому кодексу. Однако на практике этот вопрос трактуется чуть шире.
В частности, суды ориентируются на правила, содержащиеся в п. 28 Административного регламента по приему налоговых деклараций (утв. Приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н). Там определен исчерпывающий перечень оснований, когда ИФНС все же может отказать в приеме декларации (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.04.2018 № Ф05-4547/2018 по делу № А41-73835/2017). Случаи эти таковы:
Как видим, Регламент относит к «отказным» те случаи, когда невозможно установить волю налогоплательщика на подписание или представление декларации. Особняком стоит случай представления декларации не в тот налоговый орган, в который это положено делать согласно НК РФ. Однако рассматриваемый нами случай ни под один из данных пунктов не подпадает. А ведь перечень оснований для отказа носит исчерпывающий характер.
Поэтому никакие другие ошибки, которые выявлены инспекцией при приемке декларации, в т.ч. форматно-логические, включая невыполнение контрольных соотношений, не являются основанием для отказа в приеме декларации и применения репрессивных мер в виде блокировки счета или наложения штрафа (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.07.2018 № Ф04-2705/2018 по делу № А67-8529/2017).
Резюмируя вышеизложенное, получаем, что штраф и блокировка счета в рассматриваемой ситуации могут быть законными только в трех ситуациях:
Во всех остальных случаях блокировка счета и штраф незаконны.
При сдаче отчетности наиболее комфортно будут чувствовать себя те налогоплательщики, которые используют для подготовки и проверки отчетности веб-сервисы (например, систему для отправки отчетности «Контур.Экстерн»). Все актуальные обновления форматов, контрольные соотношения и адреса инспекций устанавливаются в веб-сервисах без участия пользователя. Если данные, которые ввел налогоплательщик (страхователь), не соответствуют требованиям к заполнению формы и контрольным соотношениям, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки. Бесплатно подготовить, проверить и сдать отчетность через «Контур.Экстерн» можно прямо сейчас. Для этого понадобится только сертификат квалифицированной электронной подписи.
Как действовать, если счет заблокировали из-за сбоя
По нашим сведениям, в налоговых органах хорошо осведомлены о проблеме и не собираются применять санкции к тем налогоплательщикам (страхователям), которые вовремя сдали отчетность, не допустив описанных в предыдущей главе ошибок при её представлении. То есть к тем, чья отчетность не была вовремя принята из-за сбоя программного обеспечения на стороне налоговых органов. Однако нельзя исключать, что в отдельных случаях инспекции на местах могут, что называется, допустить перегибы, и заблокировать счета за якобы несвоевременно сданную отчетность. В этом случае следует обратиться в службу техподдерждки оператора электронного документооборота, через которого была представлена отчетность. Если санкции действительно применены незаконно, и единственной их причиной является задержка при приеме на стороне инспекции, оператор поможет вам быстро решить эту проблему.
Если же счет заблокирован и штраф выписан по какой-то иной причине, вы можете попытаться обжаловать действия ИФНС по описанной ниже процедуре.
Как при необходимости обжаловать штраф и/или блокировку счета
Правила обжалования различаются в зависимости от того, какую именно санкцию применила ИФНС. Так, если речь идет о блокировке счета, то обжаловать надо соответствующее решение. Адресатом жалобы является вышестоящий налоговый орган (управление ФНС по субъекту РФ), но саму жалобу надо сдать в ту ИФНС, которая заблокировала счет (п. 1 ст. 139 НК РФ).
При этом законодатель дает ИФНС три дня, чтобы самостоятельно разобраться в ситуации и отменить незаконную блокировку (п. 1.1 ст. 139 НК РФ). В этом случае жалоба передается в УФНС с приложением документов, подтверждающих отмену блокировки счета, и УФНС оставляет такую жалобу без рассмотрения (п. 1.1 ст. 139 и пп. 5 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).
Ну а если инспекция решит, что блокировка законна, жалоба попадет в УФНС в «первозданном» виде и будет рассмотрена по существу в течение 15 рабочих дней (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если же жалоба в УФНС не возымела действия, то в поисках правды придется обращаться в суд (ст. 137 и 138 НК РФ).
Иная процедура действует, если инспекция решила оштрафовать организацию. В этом случае компания получит от налоговиков «Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях» (форма по КНД 1160100, прил. № 44 к приказу ФНС России от 07.11.18 г. № ММВ-7-2/628@).
На данный акт налогоплательщик вправе представить письменные возражения. На это отводится месяц со дня вручения акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). В возражениях нужно изложить факты, свидетельствующие о своевременном предоставлении отчетности, указать на незаконность отказа в ее приеме и, как следствие, на незаконность привлечения к ответственности. Возражения подписываются руководителем или представителем по доверенности и направляются в ИФНС (примерный текст возражений см. ниже).
После этого руководитель или замруководителя инспекции должен назначить день рассмотрения материалов и заблаговременно пригласить на него налогоплательщика (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). В назначенный день материалы дела, включая акт и возражения на него, рассматриваются, и по итогам выносится решение о привлечении к ответственности или об отказе в таковом (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).
Если решение ИФНС налогоплательщика не устраивает, он может подать на него апелляционную жалобу. Сделать это надо в течение срока на обжалование, указанного в решении (п. 2 ст. 139.1, п. 9 ст. 101.4 НК РФ). Жалоба адресуется в вышестоящий налоговый орган (УФНС), но подается через инспекцию, принявшую решение (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Если результат рассмотрения жалобы налогоплательщика не устроит, решение можно обжаловать дальше, в ФНС России или в суд.