что делать если полиция не реагирует на заявление
К кому обращаться, если полиция бездействует?
Граждане России не так часто обращаются с жалобами на бездействие полиции, так как считают, что в отношении сотрудников не будет никакого наказания за совершенные противозаконные деяния, ведь у них все «схвачено». А если рассмотреть проблему с другой стороны, то любого сотрудника полиции можно привлечь к ответственности.
Так куда же можно обратиться на бездействие полиции в 2019 году?
Куда жаловаться?
Начнем с того, что согласно ст. 33 Федерального закона «О полиции» где говорится о том, что сотрудник независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие). Сотрудника полиции могут привлечь как к гражданско-правовой, к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
А в ст.12 Закона РФ «О полиции» говорится, что жалобу, которая касается административных правонарушений, а также преступлений в обязательном порядке принимает дежурный сотрудник полиции и он же проводит регистрацию в установленном порядке.
Что делать, если жалобу не берут
Случается так, что должностные лица отказываются принимать у заявителя жалобу, обосновывая тем, что у полиции очень много дел и они более важнее, чем Ваша жалоба. Здесь необходимо обратить внимание на то, что в этом случае сотрудник полиции поступает противозаконно. В любом случае дежурный сотрудник полиции должен принять Ваше заявление. В противном случае, если на прием Вашей жалобы поступил отказ, то Вы смело можете обратиться с жалобой на бездействие сотрудника полиции.
Алгоритм действий
Так куда же подать жалобу на бездействие правоохранительных органов?
Бывает так, что полиция может изредка выполнять свои обязательства не в соответствии с законом или осознанно его нарушать. К незаконным относят активные действия:
-несоответствующее общение, сюда можно отнести: ругательство, оскорбление и т. п.;
— незаконный осмотр, т. е. поверхностные проверки;
— бездействие – не обращение внимания на устное заявление о правонарушениях, неоказание помощи в опасных ситуациях и т. п.
В данном случае необходимо понимать, что действия данного рода могут быть общественно опасными, а также содержать состав преступления (ст. 286 УК РФ «Бездействие сотрудников полиции. Превышение должностных полномочий»). Когда сотрудник полиции бездействует, а именно: отказывает в приеме заявления; не принимает действий для того, чтобы поймать преступника; специально затягивает процесс рассмотрения дела и т. п., – в таком случае гражданин может обратиться с письменной жалобой в следующие инстанции:
-к вышестоящему руководству полиции;
— в прокуратуру;
— в суд.
К тому же заявление должно быть адресовано в следующем порядке: для начала жалобу подают руководству МВД. В случае, если там ничего не предпринимают, сотрудника правоохранительных органов не наказывают, не рассматривают заявление, можно идти дальше, а именно в прокуратуру.
Гражданин может обратиться в суд в том случае, если вследствие бездействия сотрудника правоохранительных органов потерпевшему был причинен моральный вред или материальный ущерб.
Подавая жалобу, ведомство необходимо выбирать по территориальному признаку:
1) Если у гражданина имеется жалоба на бездействие сотрудника ГУВД, то в данном случае обращаются необходимо в городскую прокуратуру.
2) В районную прокуратуру подается жалоба на бездействие участкового.
Если вдруг после подачи жалобы в прокуратору и МВД не предпринимается никаких действий или же гражданин не удовлетворен ответом, то тогда можно обратиться в суд.
Когда гражданин осознанно хочет пожаловаться на рядового полиции, то в этом случае пишется заявление на имя начальника полиции. А если в результате нет никаких действий, то необходимо жаловаться городскому, областному начальнику полиции.
Можно сказать, что жалобы обращенные на бездействия правоохранительных органов рассматриваются в иерархическом порядке. Можно также написать жалобу на имя начальника полиции, и продублировать данный документ в прокуратуру.
Новый порядок рассмотрения обращений в системе МВД России: сравнение закона и инструкции
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Для реализации указанного права законодатель разработал Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон), который распространяет свое действие на все обращения граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1 Закона).
Сравним основные положения Закона и принятой в соответствии с ним Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Инструкция МВД России).
Таблица. Сравнение Закона и Инструкции МВД России
Как видно из сравнительной таблицы, Инструкция МВД России разработана в соответствии с Законом и призвана раскрывать и конкретизировать его нормы применительно к органам МВД России. В ней содержатся такие нюансы, не указанные в самом Законе, как действия должностных лиц с оригиналами личных документов, с обращениями, содержащими аудио- и видеозаписи; порядок ознакомления заявителя с материалами проверки, в том числе с применением технических средств. Безусловно, Инструкция МВД России позволит лучше организовать работу системы МВД России и избежать разночтений, вызванных отсутствием правового регулирования.
Срок вынесения решений по заявлениям и порядок действий при неполучении ответа
Определенный срок рассмотрения заявления в полиции установлен в связи с тем, что сотрудники правоохранительных структур загружены работой, поэтому не могут принять решение по вашему заявлению сиюминутно, тем более в большинстве случаев необходима дополнительная проверка изложенных доводов.
Решение по заявлению
Как только ваше заявление о совершенном преступлении было зарегистрировано, а вы получили квиток о регистрации, оперативный дежурный полицейской части, куда вы обратились, должен принять незамедлительные меры оперативного реагирования, т.е. выехать на место происшествия, принять меры к установлению лиц, причастных к преступлению, установить обстоятельства и т.д.
По каждому обращению в правоохранительные органы должно быть принято соответствующее решение.
По окончанию проверки и установления всех обстоятельств должно быть вынесено одно из следующих постановлений:
Сроки рассмотрения заявления о преступлении в полиции могут продлеваться до 10, а то и 30 суток. По окончанию этого времени выносится решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Кстати, о законных основаниях и причинах для отказа в возбуждении дела вы можете узнать в этой статье https://lexconsult.online/8089-na-osnovanii-chego-mogut-otkazat-v-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela
Чтобы тщательно контролировать сроки рассмотрения вашего обращения, при его подаче потратьте несколько минут свободного времени и получите талон-уведомление. Не лишним будет сделать две копии заявления и попросить расписаться на вашем экземпляре лицо, принявшее заявление, а также проставить дату и время.
Подавайте заявления только согласно территориальности – это увеличит скорость рассмотрения обращения, а также оперативность принятого решения. В случае если заявление или сообщение было подано не в соответствии с компетенцией либо же не по территориальности, то оно подлежат передаче в соответствующие подразделение (орган), а о принятом решении уведомляется заявитель, которому также должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения. Подробнее о подсудности уголовных дел мы расскажем здесь
Дополнительная проверка
Чаще всего для принятия законного и правильного решения по материалам проверки недостаточно отведенных законом трех суток. В этом случае сроки продляются по мотивированному постановлению лица, проводящего проверку, до десяти, а в исключительных случаях до тридцати суток.
Любое из принятых решений должно пройти согласование у руководителя подразделения. Если руководитель не согласен с решением, он его отменяет и направляет материал на дополнительную проверку. Количество таких отмен и направлений материалов обратно исполнителю законом не ограничено и может быть бесконечно.
В соответствии с законодательством заявитель должен быть уведомлен обо всех решениях: продление сроков, приостановление, вынесение решения, отмена решения и новое рассмотрение, опять решение и т.д. Но, на практике это не всегда соблюдается, и заявитель уведомляется только о принятом окончательном решении.
Юридическое описание процедуры
Порядок и сроки рассмотрения заявлений и обращений граждан о преступлениях строго определены в УПК РФ и закреплены в 144 статье указанного законодательного акта.
Еще один закон, закрепляющий порядок проведения проверок по заявлениям и обращениям, «О порядке рассмотрения обращений граждан» гласит, что заявления, поступающие в любые государственные органы, должны быть рассмотрены не позднее, чем в течение 30 суток с момента регистрации.
Что делать, если ответ не получен
Если результат проведенной по вашему заявлению проверки вас не устраивает, можно обжаловать вынесенное сотрудником правоохранительных структур постановление.
Обжаловать решение можно в прокуратуру, вышестоящему руководителю лица, принявшего решение, в суд. Сразу во все инстанции рассылать письма не нужно, действуйте поэтапно: если отказали в одном органе, обратитесь в другой.
Ответ на обращение (ходатайство, заявление) должен быть направлен заявителю и прокурору в срок, не позднее чем 24 часа с момента принятия решения. В постановлении должен быть разъяснен порядок обжалования со ссылками на закон и указанием конкретных органов, куда можно обжаловать решение.
Если срок возбуждения уголовного дела после подачи заявления прошел, а заявитель так и не получил никакого ответа, то не лишним будет узнать, что с документом. Для этого можно обратиться в правоохранительный орган, куда было подано заявление, и предъявить талон-уведомление.
Не принятие должных мер по заявлению лица в установленные законом сроки трактуется как бездействие должностного лица и влечет ответственность в соответствии с законодательством. О том, как написать жалобу на бездействие должностного лица мы расскажем здесь https://lexconsult.online/7631-obzhalovanie-nezakonnyh-deistvii-politsii-primery-situatsii-obraztsy-zhalob
Полезное видео для вас — как подать заявление в полицию:
Прежде чем писать опротестование или обжалование решения, изучите материалы проверки, направив соответствующее ходатайство заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если решение или неполучение ответа о принятом решении обжалуется в суд, то подавать такую жалобу необходимо в суд первой инстанции по месту нахождения органа, принявшего решение. У суда установлено пять суток с момента получения обращения на рассмотрение и принятие законного решения. Жалоба рассматривается на судебном заседании, о времени и дате проведения которого заявитель уведомляется дополнительно. Если и здесь решение принято не в вашу пользу – обратитесь в вышестоящий суд.
Помните, что в случае, когда вы показываете свою юридическую подкованность, сотрудники правоохранительных органов охотнее соблюдают установленные законом срок реагирования на заявление в полицию и направления соответствующей копии принятого решения или промежуточного уведомления в ваш адрес.
Вправе ли органы внутренних дел Российский Федерации отказать гражданину в приеме заявления о преступлении
Вправе ли органы внутренних дел Российский Федерации отказать гражданину в приеме заявления о преступлении, если оно написано в произвольной форме? Имеются ли законодательно установленные формы заявления о преступлении и письменного объяснения заявителя? Уполномочено ли МВД России на установление (утверждение) данных форм?
Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях регламентирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный N 34570).
В соответствии с пунктами 8 и 9 указанной Инструкции заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступления, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России в круглосуточном режиме.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности, в том числе, принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Корреспондирующее положение содержится в части первой статьи 144 УПК, согласно которой дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение.
Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК (часть пятая статьи 144 УПК).
При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения (часть первая статьи 144 УПК). Требования к заявлению о преступлении, которое может быть сделано в устном или письменном виде, установлены статьей 141 УПК.
При этом формы заявления о преступлении и письменного объяснения заявителя законодательно не определены. МВД России не уполномочено на установление (утверждение) данных форм.
Важно знать, как правильно подать заявление в полицию, и как действовать, если заявление подано, а ответа на него нет.
Подавать заявления могут как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, и лица без гражданства. Образец заявления в полицию прилагается
Сообщения принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно, вне зависимости от места и времени происшествия, полноты содержащихся сведений и формы представления. Любой гражданин (и даже лицо без гражданства) может подать заявление лично, через своего представителя (в таком случае необходимо предоставить соответствующую доверенность), по почте, информационным системам общего пользования или любым другим видом связи.
Как писать заявление
В заявлении необходимо указать дату, время и место произошедшего, четко и лаконично сформулировав фабулу. Обязательно укажите, какой вред причинен преступлением: что именно похищено или повреждено, в рублях оцените размер ущерба. Если причинен физический вред, нужно написать, от каких именно действий вы пострадали (кто, куда и каким предметом нанес удар), какие и где остались следы, обращались ли вы за медицинской помощью. Обязательно в заявлении должен быть указан адрес, телефон и другие сведения, как с вами связаться.
Заявление о совершенном или готовящемся преступлении (причем как устное, так и письменное) можно передать в дежурную часть оперативному дежурному ОВД или сотруднику полиции, даже если он находится вне служебного помещения.
Как правильно подать заявление?
Вся информация об адресе и справочном телефоне ОВД, порядке и сроках рассмотрения обращений, времени личного приема граждан руководством подразделения вывешена у дежурной части в здании ОВД. Кроме того, в доступном для граждан местах (при входе) установлен ящик для приема письменных обращений, причем выемка корреспонденции производится не реже двух раз в день. При подаче заявления гражданина предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (статья 306 УК).
Дежурный сотрудник полиции также регистрирует обращение в специальной Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП). Регистрационный номер, присвоенный обращению, должен совпадать с тем, который стоит на талоне-уведомлении о подаче заявления.
Получив талон и расписавшись в журнале, можно вздохнуть спокойно: заявление зарегистрировано.
Как должно быть зарегистрировано заявление в полицию
Оперативный дежурный, принявший заявление, должен выдать так называемый талон-уведомление, заполненный корешок от которого остается в дежурной части. Такие талоны сшиты в книжки и пронумерованы. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.
Руководство ОВД принимает решение о дальнейшей судьбе каждого заявления. Автор обращения должен получить уведомление об этом не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявления.
По сообщению о преступлении принимается одно из следующих решений:
• о возбуждении уголовного дела;
• об отказе в возбуждении уголовного дела;
• о передаче сообщения по подследственности, в суд (по делам частного обвинения).
По сообщениям о иных происшествиях:
• о возбуждении дела об административном правонарушении;
• о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
• о передаче на рассмотрение по подведомственности;
• о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;
• о приобщении к материалам специального номенклатурного дела.
При этом материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно регистрируются в специальном журнале, и в течение 24 часов вместе с копией постановления об отказе направляются прокурору для проверки обоснованности и законности его вынесения.
Как в полиции рассматривают заявления от граждан
Проверка обращения не проводится, если оно признано анонимным, некорректным по содержанию или изложению, а также многократным, то есть содержащим вопрос, на который автору неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и в котором не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этих случаях автору направляется мотивированный ответ об оставлении его обращения без рассмотрения.
Если заявление подано, а ответа все нет, можно обратиться к вышестоящему полицейскому руководителю. Можно прийти на личный прием. Это первая инстанция, куда можно обратиться, если после подачи заявления ничего не происходит.
Начальник органа внутренних дел осуществляет ежедневный контроль и несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях.
Личный прием граждан, согласно законодательству, ведут все полицейские начальники, вплоть до министра внутренних дел и его заместителей.
В подразделениях системы МВД прием граждан другими сотрудниками осуществляется во все рабочие и в один из выходных дней недели, причем не менее двух раз в неделю— после 18 часов. Информация об этом расположена при входе в ОВД, также сотрудники должны ответить на любой вопрос, касающийся личного приема граждан, по телефонам дежурной части.
Если и после личного обращения к руководителю ОВД ничего не произошло, заявитель вправе обратиться в надзорный орган— прокуратуру.
Здесь все также, как при обращении в ОВД: необходимо оставить свои данные (иначе обращение может быть оставлено без ответа), избегать нецензурных и оскорбительных выражений, а также угроз в адрес кого бы то ни было. В течение трех дней обращение будет направлено исполнителю.
Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации оно будет переправлено в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. При этом автора обязаны уведомить о переадресации.
1. Заявления о преступлениях должны принимать в любом органе внутренних дел круглосуточно, вне зависимости от места и времени происшествия, полноты содержащихся сведений и формы представления.
2. В заявлении укажите дату, время и место произошедшего, четко и лаконично сформулировав фабулу. Обязательно укажите, какой вред причинен преступлением: что именно похищено или повреждено, в рублях оцените размер ущерба.
3. Убедиться в том, что заявление зарегистрировано правильно, помогут талон-уведомление и запись в специальном журнале.
4. Руководство ОВД обязано в течение семи дней принять решение о дальнейшей судьбе каждого заявления. Автор обращения должен получить уведомление об этом не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявления.
5. Если заявление подано, а ответа все нет, можно обратиться к вышестоящему полицейскому руководителю. Лучше всего прийти на личный прием.
6. На действия любого сотрудника полиции, включая руководителей, можно пожаловаться в специально для этого созданные подразделения собственной безопасности. Они есть при каждом ОВД.
7. Если и после личного обращения к руководителю ОВД, и после заявления в ДСБ ничего не произошло, стоит обратиться в надзорный орган— прокуратуру.
8. Любой ответ из официальных органов можно обжаловать в суд, в том числе отказы в возбуждении уголовного дела.
ТЕЛЕФОН, КОТОРОМУ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ
02, 8 (343) 358-71-61
Электронная почта доверия: mvd66_request@mvd.ru
Сайт: 66.mvd.ru
По телефону доверия вы можете сообщить:
о готовящихся или совершенных правонарушениях и преступлениях, а также иные сведения, способствующие предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений и правонарушений;
о нарушениях законности и не реагировании на обращения граждан со стороны сотрудников полиции;
о нарушении общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения избирательной кампании.