что делать если полиция бездействует по заявлению о мошенничестве
Нарвался на мошенника, а полиция ничего не делает
У детской коляски сломалась деталь. Я попробовал поискать ее в авторизованных сервис-центрах. Оказалось, что необходимо покупать целый блок, который стоит дороже, чем новая коляска. Поэтому я решил посмотреть запчасть по сообществам во «Вконтакте», разместил объявление с фото в нескольких группах. Где-то получил отказ, где-то не ответили.
Спустя некоторое время я получил посылку, но приехало совершенно не то, чего я ожидал. Я написал об этом — получил ответ, что склад что-то напутал и деталь смогут заменить. Ту, что получил я, надо было отправить обратно за мой счет. Я это сделал.
После этого я стал публиковать посты в группах по ремонту колясок, что есть вот такой мошенник. Мне ответили в личные сообщения несколько человек — оказалось, что в такую же ситуацию попало достаточно много людей.
Также со мной связался владелец одного из сообществ, который рассказал, что эта женщина из Перми, что она давно промышляет таким образом, но никто с ней ничего не делает. Он даже назвал имя мошенницы. При этом со мной вроде бы общался мужчина, а запчасть обратно я отправил в Ижевск.
Через сайт МВД я написал обращение, но прошло уже почти два месяца, а реакции никакой.
Я понимаю, что совершил много ошибок и сам виноват, что потерял деньги. Но может, вы что-то посоветуете в такой ситуации?
Валерий, ваши намерения привлечь нерадивого продавца к ответственности справедливы и обоснованны. Вы согласовали с ним покупку конкретной вещи по конкретной цене и вправе рассчитывать получить именно то, о чем договаривались. Вас обманули, и это похоже на мошенничество.
По факту правоохранительные органы не торопятся возбуждать такие уголовные дела: по их мнению, тяжесть совершенного преступления не соответствует усилиям, которые нужны, чтобы найти виновного и привлечь его к уголовной ответственности. Поэтому распространена практика формальных отказов в возбуждении уголовных дел о мошенничестве. Аргументы такие: заявитель и потенциальный обвиняемый находятся в гражданско-правовых отношениях, что юридически переключает способ защиты прав с уголовно-правового на гражданско-правовой.
Другими словами, сотрудник полиции может не возбуждать уголовное дело, потому что не усматривает признаков преступления. А между вами и обвиняемым, по его мнению, сложились гражданско-правовые отношения, которые вы можете урегулировать самостоятельно через суд. Расскажу, что можно сделать, чтобы повлиять на сотрудников полиции.
Что произошло
Точно квалифицировать ситуацию, в которую вы попали, должны правоохранительные органы. По описанию это похоже на мошенничество. Наказание за него зависит от размера причиненного вреда.
В вашем случае продавец решил манипулировать тем, что правоохранительные органы стараются не вмешиваться в отношения между гражданами, если их можно урегулировать в суде или до него. Для подстраховки мошенник все-таки выслал вам запчасть от коляски, пусть и не ту, о которой вы договаривались. Этим он создал иллюзию, что исполнил свои обязательства, а значит, обмана якобы нет. Из-за этого доказать преступный умысел продавца на хищение ваших денег будет непросто.
Порядок обжалования действий сотрудников полиции
Гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению в правоохранительные органы решение или на действия (бездействие) сотрудника полиции в связи с рассмотрением обращения в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Если в обращении усматриваются признаки неправомерных действий (бездействия) сотрудников органов внутренних дел, служебная проверка в отношении них продолжается в рамках ведомственных нормативных правовых актов.
Гражданин в праве подать заявление в суд о возмещении убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения.
Руководитель органа внутренних дел несет персональную ответственность за организацию работы по приему граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством срок. В случае необходимости он обеспечивает рассмотрение обращения с выездом на место.
Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в орган внутренних дел или к должностному лицу с критикой деятельности указанного подразделения или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересом других лиц.
Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»
ПРАВИЛА
Подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Действие настоящих Правил распространяется на жалобы, поданные с соблюдением требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3. Жалоба должна содержать:
а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего;
г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
4. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
в) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
5. Прием жалоб в письменной форме осуществляется органами, предоставляющими государственные услуги, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:
а) официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
7. При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
8. Жалоба рассматривается органом, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федеральных государственных служащих. В случае если обжалуются решения руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
При отсутствии вышестоящего органа жалоба подается непосредственно руководителю органа, предоставляющего государственную услугу, и рассматривается им в соответствии с настоящими Правилами.
9. В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе в соответствии с требованиями пункта 8 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается в соответствии с настоящими Правилами органом, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
11. Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
а) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
б) нарушение срока предоставления государственной услуги;
в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ж) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
12. В органах, предоставляющих государственные услуги, определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:
а) прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями настоящих Правил;
б) направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
13. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.
14. Органы, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:
а) оснащение мест приема жалоб;
б) информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на их официальных сайтах, на Едином портале;
в) консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
г) заключение соглашений о взаимодействии в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи заявителям результатов рассмотрения жалоб;
д) формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).
15. Жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом, уполномоченным на ее рассмотрение.
В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
16. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение органа.
При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
17. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.
18. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
г) основания для принятия решения по жалобе;
д) принятое по жалобе решение;
ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
19. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа, предоставляющего государственные услуги.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
20. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящих Правил в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
21. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Полиция не хочет или не может ловить мошенников? О чем говорит статистика
На сегодняшний день мошенничество в нашей стране набрало такие обороты, что даже кажется, что хуже уже быть и не может. Но. пока государство никак не реагирует на эту проблему, ситуация будет только усугубляться.
По данным МВД РФ ущерб от действия мошенников в 2018 году составил более 45 млрд рублей.
Официальная статистика
Сумма просто феноменальная. Каждое пятое сообщение о преступлении, зарегистрированное в МВД РФ, – это сообщение о мошенничестве. И это официальная статистика, которая всегда слегка «лукавит». Кроме того, стоит учитывать и то обстоятельство, что многие потерпевшие от действий мошенников по разным причинам просто не обращаются с заявлениями в компетентные органы. Что уж там говорить, если даже крупные отечественные банки, став жертвами мошенников, пытаются скрыть этот факт, чтобы не испортить свою репутацию у клиентов. Соответственно, эти преступления статистикой не охвачены, а их далеко не единицы.
Дальше ещё интереснее: процент, раскрытых преступлений о мошенничестве составляет 25%. Но «раскрытых», не означает «направленных в суд». Таких же уголовных дел уже 20% от всех уголовных дел о мошенничестве.
То есть, только каждое 4-е уголовное дело о мошенничестве раскрывается, а до суда доходит лишь каждое 5-е. Остальные же уголовные дела приостанавливаются в связи с неустановленнием лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Здесь опять-таки важно помнить, что официальная статистика далеко не всегда объективна и чаще всего специально завышается.
Не всегда возбуждаются уголовные дела
Также стоит учитывать, что полицейские возбуждают уголовные дела, мягко говоря, не по всем заявлениям о мошенничестве. Такой статистики я, к сожалению, не нашёл, но думаю, что она куда более удручающая, чем вышеприведенная. Хорошо, если хоть из каждого 10-го заявления по факту мошенничества возбуждается хоть одно уголовное дело.
Дело в том, что сотрудникам полиции намного легче и удобнее «загнать в отказной» заявление о мошенничестве, чем, возбудив уголовное дело, получать взыскания в связи с тем, что оно остаётся нераскрытым.
В итоге получаем, что полицейские не хотят работать, когда речь заходит о преступлениях, связанных с мошенничеством.
Почему так происходит?
На самом деле все очень банально: низкая квалификация правоохранителей в области пресечения и расследования преступлений о мошенничестве. Главная проблема заключается в том, что руководство МВД РФ продолжает «закрывать глаза» на мошенничество в нашей стране.
Сотрудников полиции не направляют на курсы повышения квалификации по расследованию данной категории преступлений, методики расследования данных уголовных дел также бесконечно устарели, а новых никто не разрабатывает и не внедряет. На выходе получается, что заявлениями о мошенничестве полицейские не хотят заниматься, так как просто не умеют их расследовать, поскольку не обладают достаточной квалификацией.
Спасти и изменить ситуацию с мошенниками могло бы создание отдельного подразделения в составе МВД РФ по борьбе с мошенничеством.
Действительно, сейчас в составе МВД РФ существует подразделение БЭПиПК, которое фактически и занимается расследованием данных преступлений, но дело в том, что помимо преступлений о мошенничестве, данное подразделение занимается также всеми экономическими и коррупционными преступлениями. В итоге получаем, что из-за большого объёма работы полицейские занимаются расследованием только тех преступлений, по которым «уже набита рука» и есть действующие и качественные методики расследования. На преступления о мошенничестве просто элементарно уже не остаётся ни сил, ни желания.
Конечно, МВД РФ возбуждает и расследует дела о мошенничестве. Но это те дела, где ущерб, причинённый преступлением, исчисляется как минимум сотнями тысяч и миллионами рублей. Данные уголовные дела, как правило, имеют повышенный общественный резонанс, в связи с чем вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – означает лишиться карьеры. Да и возбудив такие уголовные дела, раскрыть их получается далеко не всегда (статистика уже приведена выше).
Интернет-мошенничество
Преступлениями в интернете полиция и вовсе старается не заниматься, ссылаясь на то, что нет возможности установить злоумышленников и регулярно отказывая в возбуждении уголовных дел.
Это чистой воды отговорки. В наше время МВД РФ располагает всеми необходимыми техническими ресурсами для того, чтобы установить личности и доказать причастность интернет-мошенников к совершенным ими преступлениям в сети. Проблема в том, что многие полицейские «на земле» даже не представляют, какими возможностями обладает их ведомство в борьбе с преступлениями в интернете. Существует даже целое обособленное подразделение в составе МВД РФ по борьбе с киберпреступностью – отдел «К». Однако отдел «К» также идёт по пути меньшего сопротивления и в основном занимается привлечением к ответственности людей за «экстремистские посты», «лайки» в социальных сетях и за приобретение и продажу «шпионских ручек». Интернет-мошенники ими практически не разрабатываются.
Как же заставить полицию работать?
Только целенаправленная и консолидированная позиция потерпевших от интернет-мошенников может хоть как-то изменить ситуацию в этой сфере. Ждать помощи от государства в этом вопросе, к сожалению, не приходится.
В среднем ущерб от действий интернет-мошенников составляет около 10 тысяч рублей. Однако существуют целые форумы в интернете, где жертвы интернет-мошенников и просто бдительные граждане обмениваются информацией об известных им схемах мошенничества в сети. На этих форумах достаточно просто найти «товарищей по несчастью».
Очевидно, что мошенниками движет жажда легких денег и жадность, поэтому обманув одного человека в сети, они никогда не остановятся, поскольку убеждены в своей безнаказанности. Поэтому потерпевшим следует написать коллективное заявление в МВД РФ.
Полицейским гораздо проще вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, где один потерпевший. Если же потерпевших будут десятки или даже сотни, то не возбудить здесь уголовное дело будет крайне сложно. Плюс это несомненно вызовет большой общественный резонанс. Кроме того, данное уголовное дело с большой долей вероятности попадёт на особый контроль руководства ведомства, что не позволит следователям допускать волокиту по уголовному делу.
Целесообразно также продублировать данное заявление в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации, поскольку именно прокуроры осуществляют надзор за расследованием уголовных дел в нашей стране.
Что делать, если вы стали жертвой мошенников?
1) Постараться собрать как можно больше фактов, указывающих на то, что в отношении вас совершено преступление. Это могут быть скрины переписки в интернете, аудиозаписи телефонных переговоров, выписки со счёта, договоры, заключенные с мошенниками и т.п. Помните, что чем больше у вас будет доказательств, тем больше вероятность на успех в дальнейшем.
2) Обратиться с заявлением в полицию. Целесообразнее найти людей, которые так же, как и вы, стали жертвами мошенников по аналогичной схеме. После чего обратиться с коллективным заявлением в компетентные органы. Ни в коем случае не нужно замалчивать факт, того что вас обманули. Мошенники именно на это и рассчитывают. Таким образом, не обратившись с заявлением о совершённом в отношении вас преступлении, вы фактически способствуете деятельности преступников.
3) После обращения с заявлением в полицию внимательно следить за его «судьбой». Необходимо показать правоохранителям, что вы настроены решительно и не отступитесь, пока мошенники не понесут заслуженное наказание за содеянное.
4) Постараться предать вашему делу общественный резонанс. Этого можно добиться, в том числе размещая информацию о совершённом в отношении вас преступлении в интернете: в социальных сетях и на специализированных форумах. Также есть смысл обратиться в СМИ для освещения вашей проблемы. Кроме того, есть смысл написать министру внутренних дел Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации мотивированные письма с просьбой взять ход расследования преступления, совершенного в отношении вас, на личный контроль.
Никто, кроме граждан РФ, не сможет заставить полицию грамотно и качественно работать. Пока все молчат, смирившись с происходящем, ситуация с мошенничеством в России никак не изменится, а только усугубится.
Можно ли победить мошенничество в России?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Да, но нужно заставить полицию работать.
Да, но необходимо ужесточить наказание за мошенничество.
Да, нужно оставить все как есть, и мошенничество вымрет само.
Нет, потому что все уже смирились с этим.
Нет, мошенничество в России непобедимо.
Свой вариант (в комментариях)
Да, но нужно привлечь к борьбе с мошенничеством общественность.