что делать если никто не берет на работу
Я уволилась в никуда и теперь сижу без денег и не могу найти работу
Я долго не решалась уволиться с предыдущего места работы. В 2020 году все было отлично — зарплата была больше предыдущего года, несмотря на ковид и прочее. А в начале 2021 года, сразу после новогодних праздников, руководство решило пересмотреть нашу систему премирования, и в итоге началось.
Сначала нам занижали показатели, либо по какому-либо пункту премирования просто не платили. Спорить — бесполезно: начальство просто на тебя наорет. Нашему супервизору доставалось больше всего: один раз ее так довели, что она даже слегла в больницу. У меня же начались панические атаки — были и другие моменты в жизни, в итоге моя нервная система начала чудить, пришлось обращаться за медицинской помощью, даже выписали антидепрессанты.
Дальше — хуже. Новая система премирования, из-за которой не просто добиться той же зарплаты, как в прошлом году, но даже хоть какую-то премию получить невозможно. Ребята упахивались либо просто махали рукой и уходили в другие отделы или вовсе увольнялись.
За последние 5 месяцев работы я сидела на окладе 4, в один вышла на премию, но из-за больничного с ковидом половину месяца проболела, и списали премию, в итого за месяц получила еще меньше.
Почему не ушла раньше? Я часто задавала себе этот вопрос. Причиной может быть что угодно, в принципе. Начиная с того, что я не уверена в себе и своих силах, или же боялась что-то менять. Или из-за панических атак, которые вводили меня в ступор, когда нужно было кому-то позвонить, даже по личным вопросам. Или из-за того, что работа сильно изменила мое самоощущение в сторону того, что я полная никчемность… Я не знаю.
В итоге я уволилась в никуда. Пара недель эйфории и все. Сейчас 2,5 месяца сижу без денег и работы. Копилки пусты. И в долгах. Пока небольших, но все же. Платить по обязательствам нечем. С поиском работы — сложности. Я была менеджером по продажам, но поняла, что не смогу вернуться на эту должность — панические атаки напоминают о себе (см. пункт про звонки). На прошлой работе пару раз в выходные у меня даже были истерики, чего со мной никогда не случалось. А больше я ничего не умею. Плюс каждый второй работодатель хочет трудоустроить официально только после праздников/через 2 месяца/через полгода.
Хотела найти работу за месяц — в итоге скоро Новый год, а перспективы найти за это время работу тают быстрее, чем мороженое на солнцепеке.
Совет могу дать такой: нужно иметь вариант работы, куда можно перейти сразу после увольнения. Да, возможно, ситуация и наладится, но все равно лучше иметь варианты отступления. Если у кого-то есть возможность достучаться до своего руководства — то вперед, у нас такой возможности, увы, не было. Поэтому и уволилось половина отдела.
Сейчас я прохожу бесплатные курсы в интернете, чтобы прикрепить сертификаты к резюме, и сделать его более привлекательным, и тешу надежду, что все-таки трудоустроюсь до праздников.
Но не уверена, что когда в следующий раз мне позвонят с предложением о работе и предложат официальное оформление через полгода («а до этого мы будем платить вам оклад в 20 000 рублей»), я не пошлю их по трехбуквенному адресу.
Финансовые провалы. Здесь делятся историями о финансовых поражениях
7 важных причин, по которым вас не берут на работу
Практически каждый человек стремиться найти работу своей мечты. Чтобы она была интересной, коллектив дружным, зарплата достойной. Но даже если попалась подходящая вакансия, и кажется, что вы – идеальный соискатель, вполне может быть, что на работу вас не примут. Для этого существует множество причин, которые рекрутеры не озвучивают. Они отделываются расплывчатыми фразами, обещаниями перезвонить. Но время идет, телефон молчит или рекрутер сообщает, что в работе отказано. Вы начинаете искать в себе недостатки, становитесь неуверенными, снижает планку, ищете работу несоответствующую профессиональным навыкам, опыту, квалификации. А между тем причины, по которым вам отказали в работе, не всегда связаны с профессионализмом. Иногда кандидату, идеально подходящему по опыту работы, профессии, могут предпочесть менее опытного, но более вписывающегося в коллектив сотрудника.
Самые распространенные причины отказа
Существует множество субъективных и объективных причин, по которым вы можете получить отказ. К объективным относятся недостаток опыта, квалификации, неправильное или настораживающее поведение во время собеседования. То есть все, что мешает нанимателю увидеть в вас идеального работника. К субъективным причинам относится некорректная оценка нанимателя, обстоятельства, не имеющие никакого отношения к профессионализму и работе.
Перед тем как откликаться на вакансию и отправляться на собеседование лучше изучить причины, по которым вас могут не принять на работу, чтобы при отказе не впасть в уныние.
Мы на сайте карьерист. ру выделили 7 распространенных причин:
1. Несоответствие кандидатуры требованиям вакансии.
Недостаточная квалификация соискателя – частая причина отказа. В объявлениях иногда не указывают, что нужны опытные специалисты с узкопрофильным образованием, отточенными навыками. Вы узнаете это только на собеседовании и получаете отказ. Чтобы избежать подобных ситуаций, не тратить зря время, лучше позвонить рекрутеру и узнать о вакансии подробней. Важно тщательно проработать резюме, чтобы оно соответствовало вакансии.
Отказ получают и высокопрофессиональные соискатели по причине несоответствия кандидатуры. Например, рекрутер говорит, что вы слишком опытны для вакансии. Что это значит? Для работодателя это означает, что раз вы профессионально выполняете работу, то скоро попросите прибавку к зарплате или уволитесь. Это для него невыгодно.
2. Вакансия неактивна.
Иногда работодатель, подстраховываясь, размещает на сайтах о работе вакансию, которая еще не освободилась, уже занята, или упразднена. Это может произойти внезапно, например, когда руководитель взял на престижное место родственника или знакомого, фирма перестала нуждаться в специалистах определенных профессий или не может финансово нанять нового сотрудника.
3. Некорректное резюме.
Умение составлять грамотное резюме – серьезная наука. Нужно подробно рассказать о себе как о специалисте, уложив важные детали в небольшой по объему текст. Длинное резюме, в котором вы рассказываете о хобби, о домашних питомцах рекрутер читать не станет, закроет его, так как посчитает, что вы неуважительно относитесь к чужому времени, не умеете четко излагать мысли. При составлении резюме используйте только деловой стиль, без юмора и креатива. Проверяйте, нет ли стилистических, грамматических, синтаксических ошибок.
4. Скрытая политика компании.
В каждой компании есть внутренний регламент. Законом запрещено отказывать в вакансии по расовым, гендерным, возрастным, национальным признакам. Но на деле, работодатель отдаст предпочтение кандидату того возраста, пола и национальности, которые ему нужны. В отказе будут указаны другие причины, настоящие озвучены не будут. Неохотно принимают молодых родителей, студентов заочной (вечерней) формы обучения. Этим категориям лиц необходимо предоставлять дополнительные отпуска для сессии или короткие смены. Если вы к ним относитесь, будьте готовы к отказу.
В компаниях часто предъявляют требования к внешности, особенно это касается подбора пресс-секретарей и других людей, которые будут «лицом» компании. Обращают внимание на психотип. Если вы претендуете на вакансию в серьезной фирме, где нужно много работать, в том числе и сверхурочно, обедать и курить по расписанию, а вы любите общение с коллегами, и расскажите об этом рекрутеру, то вряд ли вас возьмут на эту работу. Или нужен коллективный работник, а рекрутеру кажется, что вы сильно проявляете индивидуальное начало, поэтому в коллектив не впишетесь.
5. Вы попали в категорию первых или последних соискателей.
Здесь работают законы психологии. Если вы пришли раньше всех и даже успешно прошли собеседование, шансы получить работу невысокие. Работодатель думает, что дальше кандидаты будут еще лучше. А потом после нескольких десятков соискателей, образ первого стирается, выбирают кого-то другого. Если же вы пришли в числе последних, возможно, что когда вы проходите собеседование, работодатель уже определился с работником и вашу кандидатуру не будет рассматривать. Это не правило, бывают счастливые исключения, но статистика свидетельствует о том, что последние и первые соискатели редко получают работу.
6. Неправильное поведение во время собеседования.
Важным умением является грамотное ведение беседы с рекрутером или работодателем. Они оценивают манеру держаться, грамотность, внятность речи, наличие слов-паразитов, зажатость или чрезмерную развязность, бескомпромиссность. Это важно, если вы устраиваетесь на вакансию, где от общения с людьми зависят серьезные контракты.
Не нужно сразу поднимать щекотливые вопросы. Можно подождать пока сам работодатель начнет эту тему или когда почувствуете, что вами всерьез заинтересовались. Кандидаты, сразу интересующиеся зарплатой, отпуском, льготами, перерывами на обед, проявляющие мало заинтересованности в правилах, схеме работы в компании, рассматриваются рекрутерами как ленивые и безынициативные работники.
Если наниматель предлагает задать вопросы о вакансии, непременно нужно этим воспользоваться, иначе вы будете выглядеть как пассивный человек. Часто рекрутеры вступают с кандидатом в задушевную беседу. Не стоит на это реагировать, так оценивается ваша болтливость. А если вы любите поболтать, на работу времени остается мало.
Рекрутеры иногда предвзято относятся к соискателям. Им может не понравиться запах духов, ваш внешний вид, особенности речи, громкий, резкий или тихий, невнятный голос, панибратское отношение, непунктуальность. У профессионалов таких субъективных оценок не должно быть, но все случается, а неприязненность может стать причиной отказа в получении работы.
7. Факты о прошлом месте трудоустройства.
Мотивация соискателей крайне важна для работодателей. Вам с большой долей вероятности откажут, если вы часто меняете место работы, называете основной целью быстрый карьерный рост и повышение зарплаты, особенно если называете сумму выше заявленной в вакансии. Отказ может быть, если вы претендуете на должность ниже по статусу и хуже оплачиваемую, чем была предыдущая. У рекрутера возникает законный вопрос, почему человек идет на понижение? Придется серьезно обосновать свою позицию. Если аргументы покажутся неосновательными, будет отказ.
Неохотно принимают на работу тех, кто трудился на себя. Работодатели считают, что фрилансеры, частные предприниматели не будут хорошо работать по найму. Этот стереотип не подтвержден фактами, но существует и влияет на выбор кандидата.
Смотрят и на перерыв в работе. Если в течение 3-5 последних лет вы не работали по профессии, на которую претендуете в вакансии, то получите отказ. За это время технический прогресс ушел далеко вперед и придется посылать вас на курсы повышения квалификации, что нерентабельно для работодателя.
Отказ в приеме на работу – неприятное событие для любого человека, независимо от того, новичок он или профессионал. Причин много, и шансов разобраться, какая стала решающей, нет. Даже если были одинаковые кандидаты на вакансию, работодатель выберет подходящего именно ему, причем о критериях соискатели не узнают. Не всегда это профессионализм и опыт, иногда работодателю важней умение вписаться в коллектив, работать в команде, держать язык за зубами. Не стоит отчаиваться, если вам долго не удается найти работу. Чем больше собеседований придется пройти, тем выше вероятность найти работодателя мечты, который предложит работу, соответствующую ожиданиям.
«Детей планируете?»: что делать, если вас не берут на работу из-за того, что вы женщина
Короткий вывод из этого материала: женщин не берут на работу по всевозможным причинам, связанным с наличием у них матки. Например, потому, что у них уже есть дети, и они, по мнению работодателя, будут отвлекать работницу от обязанностей. Или потому, что эти дети когда-нибудь могут появиться, и тогда работница уйдет в декрет, и за нее придется «платить».
Я опубликовала 20 историй — из примерно ста пятидесяти, которые мне прислали. И, представьте, продолжают присылать. Из этого я делаю вывод, что дискриминация женщин при приеме на работу — это эпидемия. Поэтому я решила составить понятный гид, который поможет вам, если вы женщина, защитить свои трудовые права (или по крайней мере расскажет вам о том, какие права у вас есть).
Вы не обязаны отвечать на вопрос на интервью по работе, если он касается вашей личной жизни.
Да, вопросы про ваши матримониальные планы («А молодой человек-то у вас есть? А вы замужем? А собираетесь?») и вопросы про ваши репродуктивные планы («А деток когда? А если вы забеременеете и уйдете в декрет? А возраст-то у вас детородный. ») — это вопросы, касающиеся вашей личной жизни. Вы имеете право отказаться на них отвечать, потому что работодателя это не касается.
Вы можете записать собеседование на диктофон и привлечь работодателя к ответственности, если он откажется брать вас на работу из-за ваших репродуктивных планов.
Как мне объяснила специалистка по семейным, трудовым и наследственным спорам Надежда Ермолина, вы можете записать интервью на диктофон, если вам это необходимо, предварительно предупредив об этом интервьюера (в законе есть ограничение на сбор и хранение информации, подпадающей под категории: персональные данные, коммерческая тайна, гостайна и т.д. — эта информация может быть озвучена на собеседовании).
«Руководителя организации или даже саму организацию можно привлечь к административной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу.
Это может быть при наличии доказательств (аудиозапись, например) или в результате проверки, проведённой Государственной инспекцией труда (ч. 1 ст. 354, ст. 356 ТК РФ, п. п. 1, 4, 5 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324). Кроме того, работодатель может быть привлечен к ответственности, если соискатель обратился в суд с требованием признать незаконным отказ в заключении трудового договора (ч. 6 ст. 64 и абз. 2 ч. 3 ст. 391 ТК РФ)», — рассказала мне Надежда.
Если работодатель прописывает в трудовом договоре пункт о том, что вы не имеете права беременеть (или заставляет вас написать такую расписку), он нарушает закон.
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 9, ч. 4 ст. 57 ТК РФ). А статья 64 ТК РФ запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Если вы уходите в декрет, работодатель за вас не платит.
Все пособия — и по беременности и родам, и по уходу за ребенком, платит не ваш работодатель, а Фонд социального страхования. Он формируется из зарплатных налогов. Иными словами, декретные деньги вы платите себе сами. Поэтому если работодатель говорит вам что-то вроде «Ты в декрет уйдешь, а мне за тебя платить» — это ложь и невежество.
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Почему никто не идёт к вам работать. Классические ошибки HR-департаментов
До 90-х годов, пока в Россию не пришли иностранные компании, понятия HR у нас просто не существовало – были только отделы кадрового делопроизводства, и сотрудники этих отделов в основном пили чай и перекладывали бумажки. Сегодня, когда в большинстве компаний есть HR-отделы, которые теоретически должны отвечать за лояльность сотрудников и подбор подходящего персонала, ситуация по сути не сильно изменилась – во многом это те же отделы кадрового делопроизводства. Разница лишь в том, что теперь там умеют выкладывать вакансии на HeadHunter и раз в неделю просматривать поступившие резюме. Но дальше так работать нельзя – времена изменились, из-за демографичской ямы и роста компаний запрос на качественный HR стал огромным, пора переходить на другие методы и новые технологии. За пять лет, что я помогаю российским компаниям развивать HR-департаменты, я понял, какие ошибки большинству из них нужно исправлять в первую очередь
До 90-х годов, пока в Россию не пришли иностранные компании, понятия HR у нас просто не существовало — были только отделы кадрового делопроизводства, и сотрудники этих отделов в основном пили чай и перекладывали бумажки. Сегодня, когда в большинстве компаний есть HR-отделы, которые теоретически должны отвечать за лояльность сотрудников и подбор подходящего персонала, ситуация, по сути, не сильно изменилась — во многом это те же отделы кадрового делопроизводства. Разница лишь в том, что теперь там умеют выкладывать вакансии на HeadHunter и раз в неделю просматривать поступившие резюме. Но дальше так работать нельзя — времена изменились, из-за демографической ямы и роста компаний запрос на качественный HR стал огромным, пора переходить на другие методы и новые технологии. За пять лет, что я помогаю российским компаниям развивать HR-департаменты, я понял, какие ошибки большинству из них нужно исправлять в первую очередь
Полагаться лучше не на интуицию, а на цифры
Однажды к нам обратились представители компании по продаже оборудования: они решили за два года увеличить стоимость своей продукции на 30%. Было понятно, что для такого результата нужно не просто продумать маркетинг, но и обратить внимание на персонал: оставить только самых профессиональных и клиентоориентированных сотрудников. Никаких данных о своих работниках эта компания не собирала, а менеджеры по персоналу на интуитивном уровне считали, что сотрудники старших поколений работают лучше молодёжи — «взрослые» казались более вежливыми и лояльными по отношению к компании, реже увольнялись. Но когда в компании ввели систему сбора данных о сотрудниках, выяснилось, что ситуация обстоит совсем по-другому.
Часть информации взяли из CRM-системы компании, часть получили с помощью опросников. В итоге, собрав в одном месте и проанализировав пол, возраст, вовлечённость, лояльность и другие показатели всех сотрудников, мы выяснили, что молодые люди, приходя в компанию, работают куда эффективнее и зарабатывают больше денег. Но и уходят они быстрее. Во-первых, потому что неуютно чувствуют себя среди старших сотрудников, которых большинство и которых ценит начальство. Во-вторых, после трёх месяцев обучения и примерно года работы молодым работникам становится скучно: они всему научились и могут двигаться дальше. Получается, что сначала компания три месяца в них инвестирует, а потом они почти сразу уходят. Выяснив всё это, компания сконцентрировалась на молодых сотрудниках: срок основного обучения сократили до месяца, но ввели более глубокое последующее обучение — так, чтобы молодёжи было интересно дольше оставаться на этой работе и узнавать что-то новое.
HR до сих пор считается гуманитарной профессией, где основную роль играет личное впечатление. Но цифры куда надёжнее, а собрать и систематизировать данные можно даже при помощи таблички Excel. Хотя, конечно, идеальный вариант — пользоваться HRM-системами, которые работают с большими данными. Никогда не знаешь, какой показатель окажется важным — бывает такое, что в определённой компании лучше всего чувствуют себя люди, которые когда-то учились у конкретного преподавателя или, например, читали определённые книги в детстве.
За соискателей нужно бороться
Раньше компаниям не нужно было конкурировать за внимание потенциальных сотрудников: молодых специалистов было больше, а к работе многих подталкивала необходимость. У нового поколения другое отношение к рынку труда: чтобы они пришли работать в вашу компанию, им должно быть интересно. У многих из них нет жизненной необходимости устраиваться на работу прямо сейчас, у них есть возможность подольше поискать вакансию своей мечты. Но большинство HR-департаментов подходит к найму новых сотрудников так же, как раньше: на собеседовании им задают такие вопросы, что у соискателей пропадает интерес к компании — например, их расспрашивают об их высшем образовании, хотя все знают, что во многих профессиях диплом давно уже никого не интересует.
Ещё HR-департаменты любят тратить бюджеты на съёмку «креативных» видеороликов для соискателей, которые больше всего похожи на рекламу дезодоранта: потенциальным сотрудникам обещают золотые горы, гармонию с собой, «молодой творческий коллектив» или «работу в команде мечты». И так везде, начиная от описаний вакансий, заканчивая плакатами в офисах. Куда лучше было бы потратить эти же деньги, чтобы выяснить, чего на самом деле хотят соискатели, и предложить им именно это, пообещать конкретные вещи и достижения. HR-отрасли давно пора учиться у маркетинга, который в последнее время делает ставку не на «креативность», а на реальные цифры и большие данные.
Не надо экономить на HR
Часто топ-менеджеры толком не понимают, зачем в их компаниях HR-отдел и как именно он может помочь бизнесу, поэтому предпочитают не вкладываться в это направление. Мы уже несколько лет работаем с очень крупным ритейлером: до 2013 года он никак не занимался своим HR-брендом, и HR-показатели в компании постоянно падали: текучесть кадров росла, а стоимость кандидата увеличивалась. Но потом компания всё-таки решила вложиться в HR-брендинг: провела реорганизацию внутреннего портала для сотрудников, создала группы в соцсетях, выстроила внутренние коммуникации. После первого же года такой работы мы замерили HR-показатели: процент закрытия вакансий собственными сотрудниками, процент возвращаемости сотрудников, лояльность сотрудников, узнаваемость бренда. Выяснилось, что текучесть сотрудников стала падать, а стоимость кандидата упала на 50%, и это полностью окупило затраты на HR-брендинг.
Не надо бояться перемен
Многие HR-специалисты выступают категорически против того, чтобы что-то менять в своей отрасли: им кажется, что, если информацию о сотрудниках будет собирать HRM-система, а им не нужно будет проводить персональные собеседования и делать выводы о соискателях, основываясь на собственной интуиции, необходимость в сотрудниках HR-департаментов вообще исчезнет. На самом деле всё наоборот: HR-отделы расширятся, появятся новые профессии: HR-маркетолог, HR-креативный директор и т. д. Если оперировать цифрами и данными, а не интуицией, будет проще объяснить топ-менеджерам, почему в HR-отделы вообще надо вкладывать деньги. Конечно, будут и те, кто после таких нововведений уйдёт из профессии. Но в основном это будут сотрудники, которые не хотят учиться ничему новому и приносить пользу компании — те самые, которые обычно пьют чай и перекладывают бумажки.
Фотография на обложке: Glow Images, Inc.
7 нарушений прав работников, о которых работодатели не всегда знают
Работодатели помнят, что надо оформлять сотрудников по трудовому договору, вовремя платить зарплату и отпускать на выходной. Но по Трудовому кодексу у работников гораздо больше прав, чем обычно знают работодатели. Такое незнание — риск получить от Роструда штраф до 100 000 ₽ и бестолковый судебный кейс. Рассказываем, как делать нельзя, и как надо по закону.
1. Не индексировать зарплату
❌ Принять работника в штат, установить размер зарплаты и годами не повышать его. Или повышать, но за увеличение обязанностей или карьерный рост.
✅ Чтобы работники не страдали от инфляции, работодатели обязаны периодически индексировать зарплату. Это обязанность из ст. 134 ТК РФ.
Индексация зарплаты — это её повышение исходя из роста розничных цен на товары и услуги. При этом работник продолжает выполнять ту же работу.
Для госслужащих индексация прописана в законе. А вот частники должны сами решить, как часто и на какой процент будут индексировать зарплату персонала. Порядок прописывают в трудовом договоре или локальном акте, например, положении об индексации зарплаты. Если порядок прописан — уже полдела. Осталось соблюдать его и вовремя повышать зарплату.
Если работодатель не установил сроки и размер индексации, это не повод её не проводить. Периодичность можно взять любую — раз в полгода или в год. Коэффициент повышения можно рассчитать исходя из индекса потребительских цен за прошлый год. К примеру, за 2019 год инфляция составила примерно 5 %. На столько можно увеличить зарплату.
Регулярные премии и надбавки не заменяют индексацию. Эти выплаты входят в систему оплаты труда. Они зависят от качества и количества работы, а рост цен на продукты тут ни при чём. Это позиция Верховного суда РФ из Определении № 89-КГ18-14.
Индексировать можно оклад или переменную часть зарплаты — например, процент от продаж. Главное, чтобы в итоге повысился реальный размер зарплаты.
2. Штрафовать
❌ Штрафовать работников за недостачу, опоздания, разговор с клиентом не по скрипту. Суммы штрафов удерживать из зарплаты.
✅ Поддерживать дисциплину и наказывать персонал можно только тремя способами из ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор и увольнение по статье. А деньги за недостачу и сломанную мебель надо вычитать по правилам о материальной ответственности из ст. 238 ТК РФ.
Штрафовать работников нельзя. Мы уже рассказывали об этом в нашей статье.
Как за витиеватую систему штрафов, так и за разовое наказание работодатель сам рискует получить штраф от инспектора Роструда. А от работника — иск о взыскании недополученной из-за штрафов зарплаты.
3. Обязать пройти проверку на полиграфе
❌ Поставить работника в условия, когда он не может не согласиться пройти проверку на детекторе лжи. Если окажется, что он ворует или сливает информацию конкурентам, вычесть из зарплаты недостачу, уволить по статье или намекнуть написать заявление по собственному.
✅ Считается, что полиграф по телесным реакциям способен показать, врёт человек или нет.
Проверять работников на полиграфе не запрещено. Делать выводы и принимать меры, в принципе, тоже. Но тут есть два требования закона.
Работник должен дать согласие на проверку. Тест на полиграфе по своей сути — медицинская экспертиза. Ее можно проводить только с согласия человека. Об этом сказано в ст. 21 Конституции РФ.
Согласие должно быть добровольным. То есть работник подписывает его без давления. Хитрить и предлагать подписать согласие на «психологическое тестирование» тоже нельзя. Работник должен чётко понимать, что соглашается именно на устройство с подключением к телу проводов и конкретные вопросы. Отказаться от проверки работник может в любой момент, хоть в середине опроса. Уволить, оштрафовать или вычесть из зарплаты расходы на выезд полиграфолога нельзя.
Если работник в суде докажет, что согласился на полиграф под угрозой увольнения или плохих рекомендаций для эйчаров, работодатель оплатит моральный ущерб. Шанс доказать принуждение большой. Любые сомнения суды трактуют в пользу работника.
Проверка на полиграфе не должна заменять объяснительную, ревизию, акт об ущербе, докладную записку и приговор суда. Результаты теста на полиграфе юридически не доказывают, что работник нарушил закон. Трудовой кодекс не знает такой процедуры. Если работник оспорит увольнение или удержание из зарплаты, сослаться на полиграф не получится. На языке судопроизводства это называется недопустимым доказательством.
Для вычетов из зарплаты, надо соблюсти процедуру привлечения к материальной ответственности из главы 39 ТК РФ. Это создание комиссии, подсчёт ущерба, объяснение работника и приказ об удержании. Полная пошаговая инструкция есть в нашей статье.
Чтобы уволить за воровство, обращаются в полицию и дожидаются приговора суда. Так сказано в ч. 6 ст. 81 ТК РФ.
За слив коммерческой тайны, прогулы и пьянство увольняют после оформления дисциплинарного взыскания по ст. 193 ТК РФ. Инструкция здесь.
4. Заставить работать сверхурочно, в выходной или в ночь
❌ Перевести работника на ночную смену, заставить задержаться, назначить инвентаризацию на выходной. Согласие не спрашивать, за переработку не доплачивать.
✅ Работник обязан быть на работе в часы, которые прописаны в трудовом договоре и правилах трудового распорядка. Рабочее время не должно превышать 40 часов в неделю — ст. 91 ТК РФ.
Для работы сверх нормы с работника берут письменное согласие и добавляют к зарплате.
Сверхурочная работа — это работа после смены, дополнительная смена или работа в выходной. Продолжительность ограничена: не больше 4 часов за две недели и 120 часов в год. Правило — из ст. 99 ТК РФ.
Сама по себе переработка не запрещена. Но должна быть цель: выгрузить скоропортящиеся продукты, заменить невышедшего баристу, починить прорванную трубу. Привлекать к допработе нельзя беременных и несовершеннолетних. А инвалиды и матери детей до трех лет могут отказаться.
За сверхурочную работу доплачивают. За первые два часа — в полтора раза больше, за последующие часы — в два раза. Вместо доплаты работник может выбрать выходной — ст. 152 ТК РФ.
В ночное время работают с 22 до 6 часов. Ночная смена короче дневной на один час. Для разового выхода в ночь с работника берут письменное согласие. Чтобы полностью перевести работника на ночной режим, оформляют допсоглашение к трудовому договору. Подробности — в ст. 96 ТК РФ.
Каждый час ночной работы оплачивается больше на 20 %.
Часто в трудовой договор записывают, что рабочий день ненормированный. Это значит, работника можно иногда оставлять после смены и обязывать выйти в выходной. Брать письменное согласие не нужно. Объём допчасов записывают в трудовой договор.
Если переработка выпала на выходной или праздник оплату удваивают. Либо — по желанию работника — надбавку заменяют лишним выходным. Правила из ст. 153 ТК РФ.
5. Оставить работника без перерыва на обед
❌ Не прописать в документах время обеда. Провести в обед совещание. Не обеспечить место для еды, если в помещении постоянный поток клиентов.
✅ В течение дня работнику полагается перерыв для еды и отдыха — ст. 108 ТК РФ.
Обед длится не меньше 30 минут, но не больше двух часов. Точное время прописывают в трудовом договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Роструд штрафует, если точного времени нет, плавающие обеды не считаются.
В обеденный перерыв работник может уйти гулять и по магазинам. Запрещать нельзя, это его время — ст. 106 ТК РФ.
Работников с рабочим днём меньше четырёх часов можно оставить без обеда. Но если по документам он есть, надо отпускать.
Особый случай — когда по характеру работы человек не может оторваться и уйти поесть. В таком случае работодатель организует отдельное место для еды и кратковременную замену другим сотрудником.
6. Не выдать при увольнении справку 2-НДФЛ
❌ При увольнении не выдать справку 2-НДФЛ, хотя работник просил письменно.
✅ Справка 2-НДФЛ показывает, сколько работник заработал, а работодатель — удержал налога.
2-НДФЛ нужна уволенному, чтобы встать на учёт по безработице, отдать в бухгалтерию на новом месте для расчёта пособий. Ещё — для оформления кредита. Справку делает работодатель. Но человек может сформировать её самостоятельно через личный кабинет налоговой инспекции — если у него есть аккаунт.
В день увольнения работнику вместе с трудовой книжкой выдают справку 2-НДФЛ за текущий год и два предшествующих. Для этого работник пишет заявление. Так сказано в ст. 84.1 ТК РФ и ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ.
Уже уволенному и забытому сотруднику справку выдают в течение трёх дней после письменной просьбы или в этот же срок отправляют почтой. Это сказал Минтруд в Приказе № 182н.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
7. Запретить менять банк для зарплатной карты
❌ Выбрать зарплатный проект и платить работникам только на карту этого банка. Отказать работнику получать зарплату на карту другого банка. Причина — бухгалтерии неудобно, бизнесу невыгодно.
✅ Работодателю не запрещено выбирать банк для зарплат всему коллективу сразу. Если сотрудника устраивают условия обслуживания, всё нормально. Но если работник хочет поменять банк, отказать нельзя. Придётся платить на карту, которую выбрал работник. Так сказано в ст. 136 ТК РФ.
Работник обязан сообщить, что меняет банк и дать новые реквизиты для перевода не позже 15 календарных дней до дня зарплаты. Если протянет с сообщением, можно платить на карту в старом банке. Но следующий перевод делают уже на новую.
Работник вправе менять банк и карту сколько угодно, ограничений нет.
Аргументы, что бухгалтерии удобно платить через один банк, а не терять деньги на межбанковской комиссии, не сработают. Право работника на смену банка безусловно. Вычитать из зарплаты комиссию за перевод нельзя. У работника есть право получить полную зарплату, а комиссия — издержки работодателя на бизнес.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур