что делать если не оплачивают контракт по 44 фз
Если заказчик по 44-ФЗ не принимает и не оплачивает контракт
Поставщик исполнил свои обязательства по контракту, заключенному в соответствии с законом 44-ФЗ. Однако заказчик не подписывает документы о приемке и не торопится производить оплату. Какие механизмы доступны исполнителю контракта для того, чтобы повлиять на заказчика?
Заказчик не закрывает сделку
Любой контракт или его отдельный этап должен быть завершен «закрывающими» документами, например, актом приема-передачи. Этот документ служит основанием для того, чтобы считать контракт исполненным и оплатить услуги поставщика.
44-ФЗ строго регламентирует порядок приемки, в том числе и сроки. На практике же можно столкнуться с тем, что по какой-то причине заказчик не подписывает документы.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Пример. Исполнитель оказывал заказчику услуги по обработке помещений. По условиям контракта он должен был уведомлять заказчика по e-mail или в письменной форме о предстоящей обработке. Однако на одном из объектов поставщик провел обработку без такого уведомления. В результате заказчик посчитал, что работа не была произведена, и отказался ее принимать.
Если заказчик не хочет подписывать документы о приемке, самое очевидное, что следует сделать — связаться с ним и выяснить, что происходит. Если он недоволен результатами исполнения контракта, он должен направить поставщику мотивированный отказ в приемке. Его форма не регламентирована, однако в обязательном порядке в нем должны быть перечислены конкретные нарушения, которые мешают приемке товара или услуги. Такой документ поставщик должен получить от заказчика до истечения срока, отведенного на приемку результата исполнения контракта.
Если поставщик получил подобный документ, он принимает решение о том, сможет ли исполнить требование заказчика и устранить выявленные нарушения. Но бывает, что подобного документа заказчик не направляет. В этом случае ничего не остается, кроме как писать ему претензию. То же самое поставщику придется делать и в случае, если он не согласен с выводами заказчика о нарушениях. Претензия составляется в свободной форме с изложением всех обстоятельств и фактов.
Если заказчик не идет на контакт
Самый лучший и безболезненный вариант — выяснить все и договориться. Однако удается это не всегда. Допустим, заказчик не реагирует на претензии и не сообщает, почему не желает подписывать документ о приемке. В таком случае следует подписать его со своей стороны и направить его почтовым отправлением заказчику. Если вновь нет никакой реакции, придется обращаться в арбитражный суд.
Заказчик не хочет платить
В статье 34 закона 44-ФЗ установлено, что госконтракт должен быть оплачен заказчиком в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке. Если контракт исполнил субъект из числа СМП или СОНО, то срок оплаты сокращается до 15 дней. За задержку закачку предъявляется неустойка в соответствии с пунктом 5 статьи 34.
Итак, заказчик не платит. В этом случае поставщик действует по описанной выше схеме — пишет ему претензию. Если и после этого не поступает оплата, исполнитель контракта вправе обратиться в суд с тем, чтобы тот обязал заказчика произвести оплату.
Однако иногда могут помочь и некоторые механизмы досудебного разбирательства. Не стоит забывать, что заказчик по 44-ФЗ — структура, которая функционирует на бюджетные деньги. Поэтому довольно эффективным может стать обращение в вышестоящую организацию. Например, если контракт заключен со школой, то обратиться следует в региональное отделение Министерства образования. Нужно составить письменное обращение, в котором изложить все обстоятельства. А именно описать, что конкретный заказчик не оплачивает выполненный контракт, ссылаясь, допустим, на отсутствие в бюджете денежных средств. И попросить вышестоящий орган пояснить сложившуюся ситуацию и разобраться в ней.
Подобное обращение можно составить еще в 2 инстанции:
Таким образом, если заказчик не перечисляет деньги по контракту, у поставщика есть несколько способов воздействовать на него в досудебном порядке. Если же это не поможет, придется обращаться в арбитражный суд.
Что делать, если заказчик не платит по госконтракту
Бывает, поставщик исполнил контракт, а заказчик задерживает оплату: мол, денег нет, будут позже. Это серьезное нарушение — можно заставить заказчика отдать все деньги и еще заплатить пени сверху.
Артем Терпячий
Небольшое интернет-агентство сделало сайт для школы, но оплату по госконтракту не получило. Директор школы сказал, что оплатить пока не может, мол, денег еще нет. Но отсутствие денег у заказчика — не проблема поставщика. В статье разберемся, что делать, если заказчик задерживает оплату по контракту по 44-ФЗ.
Заказчик должен оплатить работы по госконтракту в течение месяца
Сроки оплаты госконтрактов по 44-ФЗ прописаны в законе и зависят от размера бизнеса поставщика:
Если заказчик не платит в положенный срок, он нарушает закон.
Гайд для начинающих: как участвовать в госзакупках
Наши юристы описали весь процесс простым языком, без зубодробительных формулировок. Подпишитесь и получите гайд.
Если заказчик задержал оплату — платит пеню и штраф
Обычно госзаказчики платят вовремя, но сбои бывают: в таких случаях ссылаются на то, что деньги из бюджета еще не поступили.
На самом деле причина не важна. Если заказчик не рассчитался по контракту вовремя, он должен заплатить пеню за каждый день просрочки. А если он все время откладывает оплату, то это явное нарушение закона, за которое организации и их должностные лица могут оштрафовать:
Если сотрудник снова просрочит оплату, его отстранят от закупок на срок от 1 до 2 лет.
Как рассчитать пеню за просрочку
Если деньги по контракту не поступили на счет в течение положенного по контракту времени, пеню начисляют уже со следующего дня. Если речь о малом бизнесе — с 16-го дня, для остальных — с 31-го дня после подписания акта.
Пеня считается так: 0,003 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки
ИП поставил постельное белье больнице на 400 тысяч рублей. Акт приемки подписали 25 марта. Деньги по контракту должны поступить в течение 15 рабочих дней, то есть до 15 апреля включительно.
С 16 апреля уже можно начислять пеню.
Заказчик оплатил контракт на 20 дней позже. На 16 апреля 2021 года ключевая ставка ЦБ — 4,5%.
400 000 ₽ × 0,003 × 0,045 × 20 дней = 1080 ₽.
Чтобы заказчик уплатил пеню, ее нужно включить в текст претензии.
Направить претензию заказчику
Первый шаг, чтобы добиться оплаты, — отправить заказчику официальную претензию. Унифицированной формы претензии нет, главное — указать в документе ключевые моменты:
Документ должен подписать руководитель компании поставщика, например гендиректор. Если претензию подает ИП, достаточно подписи самого предпринимателя.
Претензию лучше передать лично или отправить по почте — заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае с письмом у вас будет официальное подтверждение, что заказчик получил претензию. Если передаете документ лично, потребуйте расписку в получении. Представитель заказчика может написать ее в свободной форме: кто и что получил, когда, подпись.
Прокуратура может помочь решить вопрос без суда
Если заказчик не отвечает на претензию, но тратить деньги на судебные тяжбы не хочется, можно обратиться в прокуратуру. Прибегать к этому способу не обязательно, но можно сначала попробовать решить вопрос без суда. Однако действует это не всегда, самый надежный способ — все-таки обратиться в суд.
За нарушение сроков оплаты прокуратура может привлечь к административной ответственности сотрудников компании-заказчика: директора или специалиста по закупкам, который подписал контракт.
Жалобу подают в свободной форме. В документе нужно указать свои реквизиты и реквизиты заказчика, который не платит, коротко описать ситуацию, приложить документы, которые подтверждают, что работы или товары были поставлены. Например, акт приемки или товарную накладную. Нужно указать номер закупки и приложить копию контракта с заказчиком.
Есть несколько способов отправить жалобу:
Если жалобу примут, в течение 30 дней прокуратура проверит все этапы закупки, начиная с выбора поставщика. Если найдут нарушения, закупку признают незаконной.
Обратиться в суд
К иску нужно приложить документы:
Суд рассмотрит дело и вынесет решение. Если оно будет в пользу поставщика, у заказчика будет 10 дней на подачу апелляции. Если он не оспорит решение суда, то должен выплатить всю сумму. За этим проследят служебные приставы.
Заказчик просрочил оплату. Суд постановил вернуть долг с пенями
Компания заключила контракты с детской больницей на поставку марли и ваты. Заказчик принял товар, но оплатил поставку частично: у поставщика остались накладные с печатью и подписью представителя заказчика.
Компания поставщика сначала отправила заказчику претензию. Но она не помогла, и поставщик обратился в суд с требованием о взыскании задолженности: 573 843,6 ₽ — за товар и 7841,25 ₽ — пени. Еще поставщик потребовал компенсацию за расходы на адвоката — 40 000 ₽ и госпошлину — 15 434 ₽. Всего 637 118,85 ₽.
Арбитражный суд рассмотрел все доводы поставщика и принял решение в его пользу: заказчик обязан погасить задолженность, пени и частично расходы на адвокатские услуги. В итоге поставщик получил 608 378,85 ₽.
Юристы Тинькофф Бизнеса разработали шаблон иска, который вы можете взять за основу, заполнить поля, отмеченные желтым, и направить в суд.
Как проверить добросовестность заказчика
Чтобы не попасть на заказчика, который не платит своим поставщикам, лучше проверить его перед участием в закупке.
Проверить заказчика можно по картотеке арбитражных судов. Если организация заказчика появлялась в судебных делах, это можно узнать на сайте «Электронного правосудия».
В поле «Участник дела» нужно вбить название организации, ее ИНН или ОГРН. Система найдет все дела, где фигурирует этот участник. Посмотрите, чего идет суд. Если заказчик — ответчик по заявлению о невыплате или просрочке оплаты, с ним лучше не связываться. Если же он, наоборот, истец или это дело не связано с выплатами по госзакупкам — ничего страшного, с ним можно работать.
Что делать, если заказчик задерживает оплату
Поможем получить оплату по контракту
Если вы клиент Тинькофф Бизнеса и заказчик задерживает оплату или не хочет платить, мы вам поможем. Наши юристы составят для вас:
Вам останется только распечатать и отправить документы.
Что делать, если заказчик не платит по госконтракту
Нормы об оплате в 44 ФЗ
Оплата контракта по 44 ФЗ, сроки и порядок выплат установлен ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. В этой норме указано, что госзаказчик обязан оплатить товар, работу или услуг в срок, не превышающий 30 дней от даты приемки всего контракта или отдельного этапа.
При этом оплата СМП по 44 ФЗ, то есть контрактов (их отдельных этапов), заключенных по результатам торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства или СОНКО, должна быть произведена в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).
Для некоторых сделок по 44 ФЗ оплата по контракту может происходить в другом порядке. В частности, в ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что правительство вправе определить другой порядок оплаты, но только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Что же касается закупок по 223-ФЗ, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:
если закупка проводится среди среди любых участников закупок а победителем признается субъект малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты исполненных обязательств не может превышать 30 календарных дней от даты подписания документов о приемке.
Таким образом, срок оплаты по договору по 44-ФЗ рассчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке товара, работы или услуги и составляет не больше 30 дней. Однако возникают ситуации, когда заказчик задерживает перечисление денег. В какие инстанции необходимо обратиться для оперативного получения денежного вознаграждения?
Судебные органы
В каждом договоре есть пункт о том, что споры между покупателем и поставщиком, которые те не смогли решить путем переговоров, разбирает Арбитражный суд. Однако он может рассматривать дела от 6 месяцев и дольше.
За повторное административное правонарушение по неоплате обязательств по контракту должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года до двух лет. В этом случае с делом будет работать мировой судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП).
Контрольные органы
Кроме арбитража и мирового судьи, ряд контрольных организаций могут повлиять на недобросовестного заказчика так, чтобы оплата товара по 44 ФЗ наконец поступила на расчетный счет исполнителя.
Во-первых, прокуратура. Прокурор выносит постановление об административном правонарушении после того, как установит факт неоплаты. Далее в течение трех суток материалы дела направляют в уполномоченные органы (ч. 1 ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.8 КоАП).
Убедиться в том, что этот орган реально помогает поставщикам получить деньги по исполненным сделкам, можно в разделе «Новости» на официальном сайте ведомства.
Прокуратура
Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.
Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).
За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:
В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.
Защитные организации
Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей. Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
Общественные организации. Сюда относится, например, ОНФ «За честные закупки», официальный сайт. Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.
Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.
Нарушение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ
Антикризисное предложение до 20 декабря
Нарушение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ: варианты ошибок и ответственность
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Нарушение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ является довольно распространенным явлением. Многие заказчики используют различные ухищрения, чтобы отсрочить оплату или не производить ее вовсе. Несмотря на то, что уже три года действуют нормы, регламентирующие сроки и порядок оплаты по контракту, количество разбирательств не уменьшается.
Иногда причинами таких нарушений бывают ситуации, в которых у заказчика сменяется руководство, и чтобы разобраться с делами, ему нужно время. Чаще же сторона заказчика намеренно саботирует оплату. В нашей статье мы расскажем, какими уловками пользуются недобросовестные заказчики и какая ответственность предусмотрена за это.
Распространенные нарушения сроков оплаты по контракту
1. Несоблюдение установленного законом 15-дневного срока расчетов с СМП.
В законе 44-ФЗ в части 8 статьи 30 прописано, что если исполнитель контракта является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, то после приемки товара или работ заказчик обязан оплатить их максимум через 15 дней. Та же самая норма содержится в части 13.1 статьи 34, где речь идет о содержании контракта. Данное положение введено относительно недавно, поэтому заказчики нередко допускают нарушение сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ.
В качестве примера можно привести решение УФАС по Республике Коми от 27 июня 2017 № 04-02/6130. Объектом государственного контракта были ремонтные работы. По условиям закупки в ней участвовали малые предприятия и СОНО. В тексте контракта заказчик указал, что срок оплаты по нему составляет один месяц с момента приемки выполненных работ. Контрольные органы отметили это как нарушение.
2. Привязка расчета по контракту к наличию денег в бюджете.
Например, в одном из контрактов были предусмотрены следующие условия:
Данное дело рассматривалось Иркутским УФАС. По нему было вынесено решение № 1021 от 9 октября 2017 года, в котором указано, что подобные условия оплаты работ по контракту, когда перечисление последней суммы исполнителю привязано к наличию средств в бюджете, являются неправомерными. Все закупки прописаны в плановых в документах и основаны на утвержденных суммах бюджета. Оплата по контрактам осуществляется в пределах доведенных лимитов. Если эти деньги отсутствуют, то заказчик не может ни планировать, ни проводить закупку.
3. Привязка срока оплаты к каким-либо событиям, помимо подписания акта приемки.
В части 13.1 статьи 34 закона 44-ФЗ сказано, что срок оплаты работ по контракту должен отсчитываться от даты подписания акта приемки. При этом не имеют значения никакие характеристики ТРУ.
Пример. По данному нарушению сроков оплаты по контракту 44-ФЗ разбирательство проводилось Тамбовским УФАС. Предметом контракта был ремонт дорожного полотна, исполнитель выбирался через аукцион. В условиях контракта было предусмотрено следующее:
В решении от 6 сентября 2017 № РЗ-332/17 комиссия ФАС признала неправомерным привязку срока оплаты к дате ввода в эксплуатацию дороги.
4. Исчислять срок оплаты в единицах, отличных от календарных дней.
Пример. Составляя проект контракта, заказчик применил следующую формулировку: расчет за выполненные подрядные работы осуществляется в течение 30 банковских дней с даты подписания приемочного акта. Данное дело рассматривалось Белгородским УФАС, который в решении от 18 сентября 2017 года № 363-17 Т сделал заключение о нарушении сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ на основании того, что предусмотренный заказчиком период превышает установленный законом.
Но это не всегда так. Понятие «банковский день» можно трактовать по-разному. При возникновении вопросов участнику следует уточнить у заказчика, что именно он подразумевает под банковским днем. Часто это все тот же календарный, соответственно, нарушения не будет. Но все-таки в договорах не следует использовать никаких прочих формулировок.
5. Привязка оплаты по контракту к дате получения средств заказчиком.
Иногда в контрактах можно встретить и такие положения, когда заказчик устанавливает срок оплаты в зависимости от того, когда он сам получит деньги. ФАС считает, что в данном случае возникает нарушение сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ.
Пример. Предметом закупки были работы по ремонту кровли. Относительно сроков оплаты заказчик прописал в проекте, что расчет будет произведен в течение 10 банковских дней с момента поступления денег на его счет, установив при этом окончательную расчетную дату – 31 декабря текущего года. В решении Марийского УФАС от 16 ноября 2017 № 02-02/57-17 по данному делу было указано, что является незаконной подобная установка момента отсчета срока оплаты.
6. Не является нарушением сроков оплаты по контракту 44-ФЗ, если в условиях договора предусмотрено, что окончательный расчет производится после выплаты неустойки.
Пример. Предмет контракта – работы по благоустройству придомовой территории. Контрактом были предусмотрены следующие условия оплаты: окончательный расчет производится после того, как подрядчик выплатит всю неустойку, если таковая будет начислена. А также было учтено стандартное требование закона об оплате в течение 30 дней после приемки работ.
Исполнитель не согласился с данным пунктам, посчитав его нелегитимным. Разбирательство проводилось Мурманским УФАС. В его решении от 14 августа 2017 года № 06-10/17-225 было указано, что заказчик вправе выдвинуть подобные требования в качестве дополнительных к основному тридцатидневному сроку по расчету,
Ответственность за нарушение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ
Любой контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ) обязательно должен содержать условия расчета за выполненную поставку/работу – сроки, порядок. При этом одновременно необходимо прописать регламент проверки качества и количества поставки, комплектности и пр., то есть тех параметров, которые позволяют судить о полноте исполнения контракта. Также в тексте договора нужно указать, каким образом оформляется приемка товаров/работ.
Соответственно, заказчик обязан соблюдать порядок расчетов за выполненную работу, предусмотренный договором. При нарушении сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ на основании ч. 5 ст. 34 покупатель несет ответственность, так же как и в других случаях неисполнения обязательств. У подрядчика есть право требовать выплаты неустоек, если заказчик не соблюдает условия контракта. За просрочку предусмотрена санкция в виде пени, которая начинает начисляться на следующий день после установленной в договоре даты расчета.
Но в контрактной системе нередки случаи злоупотреблений со стороны заказчика, когда он допускает нарушение сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ.
Законодатели с целью борьбы с подобной практикой внесли изменения в закон 44-ФЗ. Речь идет об издании Федерального закона от 01.05.2017 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с этим нормативным актом в ст. 34 появилась часть ч. 13.1, которая устанавливает в общем случае тридцатидневный срок платы поставки товара или исполнения работы (либо отдельных этапов контракта) после подписания соответствующего акта приемки (ч. 7 ст. 94).
Для некоторых категорий подрядчиков, в частности СМП и СОНКО (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ), установлены иные сроки для оплаты по факту исполнения контракта. А также особый регламент в этой части предусмотрен для заказов в сфере обороны и безопасности страны.
С целью повышения дисциплины заказчиков при оплате контрактов ужесточены санкции за нарушения в данной сфере. С принятием Федерального закона от 26.07.2017 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в данном кодексе появилась статья 7.32.5.
Теперь к заказчикам, допускающим нарушение сроков оплаты по контракту, установленных ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ, применяются денежные санкции. Должностное лицо, ответственное за несвоевременную оплату поставки ТРУ, перечисление аванса в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, будет оштрафовано на сумму от 30 000 до 50 000 руб. Если специалист повторно признается виновным по ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то его дисквалифицируют на период 1-2 года.
Что считается административным правонарушением? В ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях таковым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, подпадающее под положения настоящего нормативного акта. Раздел II Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность для юридических лиц.
Виновность юридического лица признается в том случае, если доказано, что у него была возможность придерживаться норм закона, но несмотря на это им были допущены нарушения и не было сделано все зависящее, чтобы остаться в правовом поле.
Должностное лицо привлекается к административной ответственности в соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в том случае, если им были допущены нарушения в результате пренебрежения служебными обязанностями. Должностным лицом в данном случае является сотрудник учреждения, на которого постоянно или временно возложены специальные полномочия по осуществлению функции представителя власти.
Таким образом, должностное лицо вправе организовывать деятельность иных лиц, не являющихся его подчиненными по службе, оно выполняет управленческие и хозяйственные функции в структурах власти различного уровня, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
Порядок привлечения заказчика к ответственности за нарушения сроков оплаты по контракту
За нарушение сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ, как и за прочие случаи несоблюдения законодательства, контрактный управляющий привлекается к административной ответственности, для чего существует определенный механизм.
Данные вопросы находятся в компетенции территориальных подразделений ФАС России (ст. 28.3 и 23.66 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Созданные ими комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях и выносят соответствующие решения с применением санкций по ч. 1 ст. 7.32.5 указанного кодекса.
При выявлении фактов несоблюдения закона необходимо написать заявление в орган ФАС того региона, где зарегистрирован заказчик. В документе следует изложить просьбу о возбуждении дела об административном правонарушении, обосновав ее описанием сложившейся ситуации.
Но предварительно желательно взвесить все обстоятельства дела, чтобы убедиться в истинности вашей позиции. Для этого стоит получить консультацию у компетентного юриста, работающего в данной сфере. Ведь может случиться так, что вы неверно оцениваете положение дел либо допустили какую-то ошибку при составлении обращения. Последствием этого будет то, что заявление вернут, а заказчик получит повод укрепить свои позиции.
Когда ФАС получает подобную жалобу, то возбуждается дело об административном правонарушении, которое обычно предваряется расследованием. В рамках этого дела комиссия антимонопольной службы будет разбираться в обстоятельствах конкретной закупки. При этом заслушиваются мнения обеих сторон.
У ФАС есть право отказать в возбуждении дела об административном правонарушении. Если вы с этим не согласны, придется отстаивать свою позицию в арбитражном суде.
Конечно, заранее нельзя спрогнозировать исход разбирательства. На то, привлекут ли к ответственности заказчика в соответствии с указанной статьей, влияет много разных обстоятельств.
После рассмотрения дела комиссия ФАС может не выявить состава административного правонарушения и прекратить производство. Если вы с этим не согласны, то также придется обращаться в арбитражный суд.
Если в отношении должностного лица заказчика возбуждено дело об административном правонарушении по факту неисполнения условий контракта, то инициатору будет значительно проще запустить процедуру привлечения заказчика к гражданско-правовой ответственности и взыскать причитающиеся пени и штрафы.
Помимо прочего, начатое производство об административном правонарушении с большой долей вероятности поможет решить спорные вопросы, не доводя дело до суда.
Пути снижения штрафа, полученного за нарушения
Если размер штрафа, положенный должностному лицу за административное правонарушение, составляет минимально 50 000 руб., то привлеченное к ответственности лицо вправе ходатайствовать о его снижении. Но сумма санкции не может быть уменьшена более чем на 50 % от минимума, предусмотренного соответствующей статьей (ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). То есть виновному придется заплатить штраф не меньше 25 000 руб.
Что касается юридического лица, то сумма штрафов намного выше, но также существует возможность их снижения, но только в том случае, если конкретная статья предусматривает штрафы от 100 000 руб. Уменьшить выплату допускается не более чем на 50 % от минимальной, предусмотренной соответствующей статьей (ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Решение об уменьшении штрафной санкции может принять судья, орган или должностное лицо в рамках рассмотрения:
Вышеуказанные нормы содержатся в ч. 2.2 и 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Рекомендация. У привлекаемого по административному делу лица есть право оспаривать ответственность и просить о снижении санкции. При этом следует обязательно ссылаться на законодательные нормы и правоприменительную практику, в частности ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и позицию Конституционного суда РФ из постановления от 25 февраля 2014 года № 4-П.
В указанном постановлении Конституционного суда РФ содержится подтверждение возможности снизить штраф на 50 %, если минимально предусмотренный статьей его размер составляет 100 000 руб.