что делать если ндс к возмещению превышает ндс к начислению
Каков порядок и особенности возмещения «входного» НДС?
«Входной» НДС подлежит возмещению, если объем налоговых вычетов превышает исчисленную налогоплательщиком сумму НДС. При этом допустимо возмещать лишь образовавшееся превышение, которое не покрывается суммой исчисленного НДС.
Когда возникает необходимость в возмещении НДС
Чаще всего подобные ситуации возникают у следующих налогоплательщиков:
Каков порядок возмещения налога
Порядок и сроки возмещения НДС, проводимого налоговым органом, установлены статьей 176 НК РФ. Налоговая инспекция самостоятельно вправе зачесть сумму, подлежащую к возмещению, в счет имеющейся недоимки, а также в счет погашения пеней и штрафов не только по НДС, но и по иным федеральным налогам (п. 4 ст. 176 НК РФ).
Если задолженности нет, то налогоплательщик согласно п. 6 ст. 176 НК РФ может выбрать один из двух возможных вариантов:
Для проведения такой транзакции налогоплательщик должен представить в налоговый орган заявление, которое может быть оформлено в письменном виде или в форме электронного документа, переданного по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 ст. 176 НК РФ). В последнем случае заявление должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью.
По получению налоговой декларации, содержащей сумму НДС к возмещению, налоговый орган обязан провести камеральную проверку. Правила ее проведения регулируются нормами, содержащимися в статях 88, 100 и 101 НК РФ. Если нарушений не будет обнаружено, то принимается решение о возмещении НДС в указанных размерах (абз. 2 п. 1, п. 2 ст. 176 НК РФ).
Если нарушения будут обнаружены, то составляется акт камеральной проверки. На основании материалов проверки налоговый орган выносит одновременно решение по результатам проверки (ст.ст. 100, 101 НК РФ) и постановляет, проводить ли возмещение или из-за нарушений отказать налогоплательщику в этом праве (п. 3 ст. 176 НК РФ). В таком случае возможно частичное возмещение или частичный отказ.
При наличии возражений только против некоторой части суммы НДС к возмещению, по не вызвавшей претензии части налоговая инспекция должна налог в течение 7 дней принять решение. Согласно положениям, содержащимся в п. 3 ст. 176 НК РФ, налоговый орган должен составить акт в отношении той части, по которой нарушений не обнаружено. Такой порядок подтверждается, кроме того, Постановлениями Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 N 13678/11 и от 12.04.2011 N 14883/10.
При применении заявительного порядка возмещения возможно и досрочное (до завершения камеральной проверки) принятие решения о возмещении налога (п. п. 1, 8 ст. 176.1 НК РФ).
Как подать уточненную декларацию
Если уточненная декларация подается после завершения камеральной проверки, но до принятия решения по ней, то налоговый орган в соответствии с п. 2, 3 ст. 176 НК РФ должен принять отдельные решения по первичной и уточненной декларациям. На такой порядок нацеливает Письмо ФНС России от 23.07.2012 N СА-4-7/12100 (п. 3). Порядок действий в обоих случаях одинаков: сначала налоговая инспекция составляет акт, а затем принимает решение по результатам проверки.
Как возмещается НДС при подаче уточненной декларации
В Письме ФНС России от 23.07.2012 N СА-4-7/12100 (п. 3) содержатся следующие указания:
Как производится зачет в счет задолженности
Инспекция не вправе отказать в возмещении НДС даже, если налогоплательщик имеет задолженность по федеральным налогам и при камеральной проверке подтверждена обоснованность суммы налога к возмещению. В таких обстоятельствах производится зачет (п. 4 ст. 176 НК РФ), для которого согласие налогоплательщика не требуется.
Как производится возврат и зачет в счет будущих платежей
Той частью возмещаемой суммы НДС, которая не пошла на погашение долгов, налогоплательщик вправе распорядиться самостоятельно. Для этого он должен написать заявление в налоговый орган и указать направление использования средств. При этом возврат или зачет сумм в счет будущих платежей по федеральным налогам может произойти в следующие сроки:
1. Если заявление направлено к тому моменту, когда инспекция примет решение о возмещении, то порядок и сроки возврата или зачета должны соответствовать п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 7, 8, 11.1 ст. 176 НК РФ. Заявленная сумма в приведенных обстоятельствах должны быть возвращена на счет налогоплательщика в течение 12 дней с момента окончания камеральной проверки.
Налоговая инспекция может не успеть уложиться в 12-дневный срок. Тогда в соответствии с п. 10 ст. 176 НК РФ на задержанную сумму начнут начисляться проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Пример:
Компания ООО «Сигма» представила 19 января 2015 года в ИФНС налоговую декларацию, в которой к возмещению из бюджета заявлена некая сумма НДС. Одновременно с подачей декларацией в налоговую инспекцию направлено заявление о пути возмещения налога. Указанную в декларации сумму налогоплательщик хотел получить на расчетный счет.
2. Если налогоплательщик направил заявление позже даты представления налоговой декларации, то порядок и сроки возврата или зачета должны соответствовать п. 6 ст. 78, п. 11.1 ст. 176 НК РФ. Заявленная сумма должна быть возвращена в течение 1 месяца с момента получения налоговым органом заявления.
Каковы особенности начисления процентов за просрочку возврата
При обосновании своей позиции судьи указали, что в таких обстоятельствах следует учитывать применять общие правила (п. 3 ст. 75, п. 10 ст. 78, абз. 2 п. 5 ст. 79 НК РФ). По ним пени и проценты начисляются за фактическое количество календарных дней, прошедших до возврата средств на расчетный счет.
Отметим, что может возникнуть ситуация, при которой налогоплательщику будет отказано в возмещении некоей части заявленной суммы. В таких обстоятельствах при несвоевременном возврате не вызвавшей претензии суммы проценты будут начисляться только на нее (Постановления Президиум ВАС РФ от 20.03.2012 N 13678/11 и от 12.04.2011 N 14883/10).
Пример:
Данную сумму (70 000 руб.) налоговая инспекция должна вернуть в течение 12 рабочих дней. Если этого не произойдет, то, начиная с 12-го рабочего дня с момента окончания камеральной проверки, станут начисляться проценты.
НДС надо платить, не дожидаясь решения по возмещению
Пока налоговая инспекция не приняла решение по возмещению НДС, у налогоплательщика не фиксируется переплата по налогу. Это означает, что налоговой инспекции не удастся зачесть эту сумму в счет погашения задолженности, а самой организации не получится зачесть ее в счет будущих платежей. Иначе говоря, исчисленный НДС надо уплатить в полном размере без оглядки на заявленные суммы.
По данному вопросу судебная практика крайне противоречива. Так, в Постановлениях ФАС Московского округа от 17.04.2009 N КА-А41/2942-09 и от 13.04.2009 N КА-А40/2697-09 утверждается, что право на возмещение НДС возникает у налогоплательщика на конец налогового периода независимо от решения инспекции. Но гораздо больше писем и судебных решений, которые поддерживают позицию налоговых органов, как то: НДС надо платить полностью без учета заявленных к возмещению сумм (Письмо УФНС России по г. Москве от 29.04.2009 N 16-15/042453, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.09.2012 N А32-37391/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.12.2012 N ВАС-17632/12)).
Особенности переноса вычета по НДС на другой период
Приобретение товаров, равно как и услуг, работ на стороне, дает право организации, работающей на ОСНО, применить вычет налога по этим операциям. При превышении указанных сумм над суммой исходящего НДС образуется задолженность бюджета перед организацией по НДС. Многие плательщики налога предпочитают не предъявлять эту сумму бюджету, а перенести часть вычета на другой квартал года или даже на другой год.
Зачем нужен перенос вычета
Право переноса вычета на другие периоды закреплено за налогоплательщиком с 2015 года. В ст. 172-1.1 НК РФ говорится, что вычеты могут заявляться в течение трехлетнего срока после покупки в любом налоговом периоде.
Главными причинами переноса вычета, которыми руководствуется фирма, можно назвать:
С первым вариантом развития событий сталкиваются бухгалтеры, если фирма приобретает дорогостоящий товар, а продажи в отчетном квартале невелики. Проанализировав декларацию, в которой показана крупная сумма к возмещению из бюджета, ИФНС может подозревать мошенническую схему. Обычно в такой ситуации чиновники запрашивают документы, подтверждающие крупный вычет, в рамках назначенной для организации проверки, требуют письменно разъяснить, откуда он возник, уточнить детали сделки. Может произойти проверка контрагента, а то и вызов руководителя организации для дачи разъяснений лично в офисе налоговой службы («налоговая комиссия по НДС»).
На заметку! Вызвать на комиссию представителя фирмы налоговики могут на основании ст. 19.4-1 КоАП РФ. Неявка грозит директору штрафом до 4 тыс. руб.
Опытные бухгалтеры знают и о таком показателе, как «безопасная доля вычетов» по налогу. Он отражен в Приказе ФНС №ММ-3-06/333 от 30/05/07 (прил. 2) и составляет 89% вычетов за предыдущий календарный год, т.е. если по итогам года доля вычетов равна или выше этого показателя, она считается значительной. Фирма попадает в план налоговых проверок как потенциальный нарушитель налогового законодательства.
Чтобы избежать такого рода проблем, налоговые вычеты «распределяют» по периодам, регулируют их величину.
Многие фирмы стремятся отложить вычет, руководствуясь спецификой своей деятельности: значительная закупка товара, сырья, и пр. происходит в одном налоговом периоде, а высокий уровень продаж – в другом. «Излишки» НДС переносят на другой период и таким образом избегают перспектив уплачивать высокий НДС.
Нередки случаи, когда подтверждающая вычет счет-фактура попадает в бухгалтерию с опозданием. Тогда сумму вычета переносят на другой квартал.
Важно! Счета-фактуры за период, поступившие после его окончания, но до момента сдачи декларации по НДС (25 число следующего месяца), могут быть включены в расчеты за этот период (ст. 172-1.1 абз. 2). В письме Минфина №03 07 11/9305 от 14/02/19 г. сказано, что, если услуги произведены в рамках 3 квартала, а счет-фактура по ним выставлен 5 октября, документ можно включить в расчет за третий квартал.
Пример. Организация на ОСНО закупила оборудование и сырье для производства новой линии фирменного товара в первом квартале. Экономические расчеты показывают, что крупные объемы реализации товара, следовательно, и значительные суммы исходящего НДС следует ожидать в 3 и 4 квартале того же года. Принимается решение о переносе образовавшегося вычета по НДС при приобретении оборудования и сырья, на 3 и 4 квартал. Сумма пойдет на уменьшение НДС в указанный период.
Как перенести вычет на другой период
Перенести вычет по счету-фактуре можно:
Если крупный вычет, который «тянет» расчеты по декларации к возмещению из бюджета, необходимо отложить полностью, счет-фактуру от поставщика вносят в книгу покупок того квартала, в котором должна пройти сумма. Она отразится в регистрах НУ соответствующего периода и в налоговой декларации по нему.
Если фирма намерена осуществить перенос частями, разделить его по периодам, счет-фактура должен быть зарегистрирован в книге покупок, декларации по всем этим периодам, но не полной суммой, а той частью, что должна войти декларацию. Общая сумма налога должна совпадать с суммой по счету-фактуре.
Все расчеты с налоговой необходимо завершить до наступления 3-летнего срока. К примеру, если счет-фактура выписан 28 марта 2018 года, то срок истекает 28 марта 2021 года. Это означает, что последнюю сумму по документу (полную или частичную) можно ставить к вычету не позднее 1 квартала 2021 года.
Здесь, однако, есть правовая «ловушка» для налогоплательщиков. Буквальное толкование ст. 172-1.1 НК позволяет фискальным органам ставить под сомнение вычет, предъявленный в последнем квартале. Ведь декларация за период сдается уже после его завершения, до 25 числа следующего месяца, «выпадая» из трехлетнего срока по НК РФ. На сегодняшний день судебная практика по данному вопросу складывается не в пользу налогоплательщика (опр-е ВС 308-КГ18-12631 по делу №А32-32030/2017 от 04/09/18 г.). Чтобы не получить отказ, перенос лучше осуществлять, не дожидаясь наступления предельных дат, указанных в законодательстве.
Вместе с тем существует письмо Минфина №03-07-11/27161 от 12/05/15 г., в котором утверждается право налогоплательщика заявить к вычету НДС не позднее налогового периода, в котором истекает 3-летний срок.
Какие вычеты переносить нельзя
Вычеты по определенным хозяйственным операциям с НДС не переносятся на другие периоды. Такой вывод делает Минфин, руководствуясь ст. 171 и 172 НК РФ.
К примеру, в письме №03-07-11/67480 от 17/10/17 г. говорится, что все суммы НДС, указанные в ст. 171, (кроме п. 2 этой же статьи) не могут быть предъявлены в течение трех лет, а в ст. 172-1 НК прямо указывается, что вычет по ОС разделять по периодам нельзя.
Имеются в виду следующие операции:
По этим операциям вычет делается лишь в периодах, когда у фирмы возникло право на него. Счета-фактуры включаются в декларацию полностью, а если этого не произошло, подается «уточненка» за период. В ином случае право вычесть суммы НДС может быть утеряно.
Когда сумма НДС к вычету превышает НДС с выручки: как использовать свое право на вычет
Организация намерена приобрести здание. НДС с суммы приобретенного здания, который можно взять в зачет, во много раз превышает НДС с выручки. Как использовать свое право на вычет всей оплаченной суммы НДС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации организация может воспользоваться правом на вычет на всю сумму НДС от стоимости здания. Если при этом в налоговой декларации будет заявлена сумма налога к возмещению из бюджета, то организации следует подать в налоговый орган заявление о возврате сумм НДС, подлежащих возмещению, либо о зачете данной суммы НДС в счет будущих платежей. Рекомендуем подать указанное заявление одновременно с налоговой декларацией за данный налоговый период.
Организация также может принять решение о применении вычета НДС по зданию на основании выставленного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет данного объекта основных средств. Однако нужно иметь в виду, что данный подход не исключает налоговых споров.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ. Вычеты предоставляются налогоплательщику при соблюдении следующих условий:
товары (работы, услуги) должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ);
товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
налогоплательщик должен иметь правильно оформленный счет-фактуру (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, указанных в п.п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов.
В ст. 172 НК РФ не установлен максимальный или минимальный размер вычета суммы НДС. Налогоплательщик вправе заявить к вычету в налоговой декларации по НДС суммы налога, предъявленные ему при приобретении товаров (работ, услуг), даже при отсутствии налогооблагаемых операций в налоговом периоде, за который представляется декларация (письма Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148, ФНС России от 28.02.2012 N ЕД-3-3/631@).
Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как сумма начисленного налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов и увеличенная на суммы восстановленного НДС.
При этом в п. 2 ст. 173 установлено, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, возникающая положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены в ст. 176 и ст. 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п.п. 27, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ указанная положительная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
После представления налогоплательщиком такой налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Продление указанного срока нормами НК РФ не предусмотрено. При этом какого-либо специального решения руководителя налогового органа о проведении проверки не требуется.
При заявлении права на возмещение налога налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов в соответствии со ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ). Причем перечень таких документов не является закрытым (письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-07-14/85, от 01.11.2011 N 03-07-08/302, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 N 12АП-1785/12, ФАС Уральского округа от 02.08.2010 N Ф09-5912/10-С2).
Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, в течение семи дней по ее окончании налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм налога (п. 2 ст. 176 НК РФ).
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах составляется акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ (п. 3 ст. 176 НК РФ). Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, выявившей указанные нарушения, а также представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, по результатам чего выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со ст. 101 НК РФ. Одновременно с этим решением принимается решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, либо решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога (п. 3 ст. 176 НК РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам (п. 4 ст. 176 НК РФ).
Причем п. 7 ст. 176 НК РФ установлено, что решение о зачете (возврате) суммы НДС принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы НДС (полностью или частично).
Отметим также, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме о принятом решении. Это сообщение может быть передано руководителю организации, его представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 9 ст. 176 НК РФ).
Таким образом, сумма НДС к возмещению не может быть отражена на лицевом счете налогоплательщика до момента окончания камеральной проверки (и принятия соответствующего решения). Основанием для зачета суммы НДС, предъявленной к возмещению, в счет будущих платежей по данному налогу является соответствующее решение налогового органа, которое не может быть принято ранее окончания камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению.
Обращаем внимание, что при отсутствии решения налогового органа о возмещении НДС, заявленного налогоплательщиком в конкретном налоговом периоде, сумма налога, причитающаяся к уплате в последующем периоде, должна быть внесена в бюджет в полном объеме (письмо УФНС России по г. Москве от 29.04.2009 N 16-15/042453).
Как указано в п. 6 ст. 176 НК РФ, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, может быть возвращена по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет при условии, что на момент возврата НДС у налогоплательщика нет недоимки по данному налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ. Кроме того, суммы НДС, подлежащие возврату, также могут быть направлены по заявлению налогоплательщика в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по этому налогу или иным федеральным налогам.
Поручение на возмещение суммы НДС, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения поручения перечисляет налогоплательщику суммы НДС и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возмещения и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 8 ст. 176 НК РФ).
Обращаем внимание, что исходя из положений ст. 176 НК РФ для возмещения (зачета в счет будущих платежей) НДС организация должна подать в налоговый орган соответствующее заявление. Заявление на возврат или зачет НДС составляется налогоплательщиком в произвольной форме и может быть подано в письменном виде или представлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи.
Минфин России в письме от 06.10.2006 N 03-04-08/205 обратил внимание, что конкретных сроков подачи указанного заявления нормами гл. 21 НК РФ не установлено, поэтому представить данное заявление возможно одновременно с налоговой декларацией по НДС.
В судебных постановлениях судьи также указывают на необходимость подачи налогоплательщиком указанного заявления. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 17.04.2009 N А55-6769/2008 судьи отмечают, что указанное заявление составляется в произвольной форме и может быть представлено в налоговый орган как одновременно с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, так и в любое время после подачи декларации, но до принятия решения о возмещении суммы налога по данной декларации.
В постановлениях ФАС Поволжского округа от 20.12.2013 N Ф06-806/13, от 17.12.2013 N Ф06-11151/13 указано, что по смыслу п. 4 ст. 176 НК РФ заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.
Президиум ВАС РФ в своих постановления также неоднократно указывал, что до получения заявления у инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению (постановления от 29.11.2005 N 7528/05, от 21.12.2004 N 10848/04, от 05.10.2004 N 5351/04).
Нужно также отметить, что если в ст. 176 НК РФ определен общий порядок возмещения НДС, то нормы ст. 176.1 НК РФ предусматривают возможность заявительного порядка возмещения НДС, который заключается в осуществлении зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки, проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации (п. 1 ст. 176.1 НК РФ).
Право на применение заявительного порядка возмещения НДС имеют, в частности, налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение НДС, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ (п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Не лишним также будет напомнить, что в п. 10 ст. 176 НК РФ за нарушение сроков возврата НДС предусмотрено начисление процентов исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возмещения. Проценты начисляются, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога.
В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ и с учетом правовой позиции ВАС России, изложенной в Постановлении Президиума от 29.11.2005 N 7528/05, проценты подлежат начислению при нарушении совокупности сроков, определенных этим пунктом для налоговых органов и органов федерального казначейства, и лишь на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога (постановления ФАС Поволжского округа от 20.12.2013 N Ф06-806/13, от 17.12.2013 N Ф06-11151/13).
Порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц установлен гл. 19 НК РФ. По данному вопросу можно посмотреть, например, письмо ФНС России от 01.11.2013 N ЕД-19-3/194.
Считаем нужным также обратить внимание на еще один момент. Дело в том, что в ситуации, когда в налоговой декларации будет указана сумма налогового вычета в крупном размере, у организации появляется риск проведения в отношении нее выездной налоговой проверки по НДС (письмо Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148).
В соответствии с п. 3 приложения N 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» одним из критериев при отборе организации в качестве объекта для проведения выездных налоговых проверок является «отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период». Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев. См. также материал: Энциклопедия решений. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
Если организация хочет избежать пристального внимания налогового органа, она может принять решение не принимать к вычету НДС по рассматриваемому объекту основных средств единовременно в налоговом периоде, в котором появилось право на указанный налоговый вычет.
Согласно п. 1.1 ст. 172 НК РФ, вступившему в силу с 01.01.2015, налогоплательщикам предоставлено право заявлять налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ, письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-07-11/45515, от 12.05.2015 N 03-07-11/27161).
Из письма Минфина России от 20.11.2015 N 03-07-РЗ/67429 можно сделать вывод, что положение п. 1.1 ст. 172 НК РФ применяется также и к основным средствам. Данная позиция приведена также в письмах Минфина России от 11.04.2017 N 03-07-11/21548, от 06.04.2016 N 03-07-11/19544, где прямо указано, что на основании п. 1.1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами при приобретении объектов основных средств, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия их на учет на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Правда, в некоторых письмах Минфина России высказывается иное мнение (письма от 18.05.2015 N 03-07-РЗ/28263, от 09.04.2015 N 03-07-11/20293). Специалисты финансового ведомства разъясняют, что принятие к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг) не противоречит нормам НК РФ, за исключением основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов. Необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении (уплаченных при ввозе на территорию РФ) основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в п.п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ).
Нужно сказать, что имеется арбитражная практика, в которой судьи с такой позицией не согласны (постановления АС Поволжского округа от 10.06.2015 N Ф06-24390/15, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 N 20АП-4796/12, ФАС Московского округа от 16.02.2011 N КА-А40/216-11). По мнению судей, абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ указывает только на право налогоплательщика предъявить к вычету в полном объеме суммы НДС, уплаченные поставщикам основных средств, после их принятия налогоплательщиком на учет и не содержит запрета на предъявление к вычету таких сумм, уплаченных при приобретении основных средств, за пределами налогового периода, в котором эти основные средства были поставлены на учет, в том числе частями. Применение налоговых вычетов, на которые налогоплательщик имеет установленное законом право, частями за пределами налогового периода, когда такое право возникло, не приводит к неуплате налога в бюджет, поскольку применение налогового вычета в таком порядке влечет переплату по налогу в предыдущих налоговых периодах. Как указал суд, ст. 172 НК РФ закрепляет только объем прав налогоплательщика и не устанавливает максимального или минимального размера вычета суммы НДС.
Учитывая наличие судебной практики по данному вопросу, в случае принятия организацией решения о включении суммы НДС по зданию в состав налоговых вычетов в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет данного объекта, такой подход может привести к спорам с налоговым органом. Возможно, что более безопасным вариантом будет принятие к вычету суммы НДС по приобретенному зданию в полном объеме (без дробления суммы на части) в любом налоговом периоде в течение трех лет после постановки на учет, когда доля вычетов по НДС (с учетом рассматриваемой суммы) не превысит 89% от суммы НДС, исчисленного с налоговой базы, за период 12 месяцев.
Если организация примет решение об единовременном отражении рассматриваемого налогового вычета в налоговой декларации и в данном налоговом периоде сумма налоговых вычетов превысит общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, тогда организации следует подать в налоговый орган заявление о возврате сумм НДС, подлежащих возмещению, либо о зачете суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет будущих платежей. Данное заявление желательно подать одновременно с налоговой декларацией за данный налоговый период.
В случае дальнейшего использования рассматриваемого объекта недвижимости для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, принятый налогоплательщиком к вычету в отношении данных объектов основных средств в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случаях и порядке, предусмотренных ст. 171.1 НК РФ (за исключением объектов ОС, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет).
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Порядок возмещения НДС;
— Энциклопедия решений. Период получения налогового вычета по НДС (вычет в более позднем периоде);
— Энциклопедия решений. Учет приобретения недвижимости;
— Энциклопедия решений. Восстановление вычетов НДС по объектам недвижимости (СМР).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елистратова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.