что делать если на машину упало дерево во время урагана
На ваш автомобиль упало дерево или столб. Что делать?
Куда следует обращаться, если на ваш автомобиль упало дерево (столб, рекламный щит, снег с крыши, сосулька)? Кто должен нести ответственность в подобной ситуации? И какие действия необходимо сразу предпринять для последующего получения компенсации за ремонт вашей машины?
Кто виноват?
Не стоит, уважаемые автомобилисты, если у вас нет каско, «входить в панику» и хвататься за голову, полагая, что вам предстоят серьезные расходы. Это, конечно, проблема крайне неприятная, особенно для тех, кто только что приобрел новенькую машину в кредит. Но соберитесь и приготовьтесь к серьезной борьбе! Многое зависит от ваших действий именно сегодня.
Единственный случай, когда никто не несет ответственности за причиненный вашему имуществу вред – это время действия обстоятельств непреодолимой силы. Например, если было штормовое предупреждение или объявление стихийного бедствия, а вы его проигнорировали и всё равно припарковались около потенциально опасного объекта. Просто плохая погода или сильный ветер не являются обстоятельствами непреодолимой силы.
Помните, что за каждым деревом, крышей, столбом, рекламным щитом закреплено ответственное лицо, и если оно вам известно, то обязательно пригласите его на осмотр поврежденного автомобиля.
Кого вызывать?
Главное уточнение: ничего не трогайте! Вам, разумеется, хочется прибрать место происшествия, как-то приободрить поврежденного «железного друга», но поборите в себе это желание. Всё должно оставаться как есть.
В первую очередь вам нужно определить, кого вызвать на место происшествия. Если в момент падения дерева или рекламного щита вы ехали на своей машине, то есть она была в движении, то данное событие считается дорожно-транспортным происшествием и необходимо сразу вызвать сотрудников ГИБДД. Если же ваш автомобиль стоял, и вдруг на него упало дерево или глыба льда, вызывайте сотрудников полиции.
До приезда полиции или сотрудников ГИБДД найдите свидетелей, и чем больше, тем лучше. Они должны видеть, что автомобиль получил повреждения именно от сосульки (дерева, рекламного щита – нужное вписать), а не при «ДТП-перевертыше». Вы смеетесь, а адвокат виновника наверняка попробует воспользоваться этой лазейкой. Перепишите данные свидетелей: ФИО, адрес и телефон. Сфотографируйте все повреждения вашего автомобиля и место происшествия с нескольких ракурсов.
Как оформлять?
Приехавшие на место происшествия представители правоохранительных органов обязаны составить акт осмотра. Сотрудники ГИБДД составляют протокол о ДТП, полиция – протокол и акт осмотра. Внимательно прочитайте акт осмотра/протокол. В нем должны быть обязательно указаны все повреждения вашего автомобиля и причина их появления. А также потребуйте от представителей власти внесения в протокол записи о возможных скрытых повреждениях авто и информацию о том, что имеется фото- и видеозапись места происшествия.
Что делать дальше?
При наличии возможности восстановить свою машину за свой счет, не дожидаясь компенсации, не торопитесь ее использовать и приступать к ремонту. Сначала проведите экспертизу в независимой экспертной организации.
Если речь идет о дереве, одновременно с экспертизой настоятельно рекомендую отправить запрос в гидрометеослужбу для подтверждения, что в день происшествия не было стихийного бедствия, урагана, сильного порыва ветра, метели, которые могли бы стать причиной падения дерева, столба и т.п.
Далее вам необходимо выяснить, кто же виновник, кто несет ответственность за благоустройство территории или кто является собственником дома. Ими могут быть ТСЖ, ДЕЗ, ЖЭУ и т.д. Бывает еще, что здание в частной собственности, тогда разбирательство пойдет с юридическим лицом.
Если же вам не удалось определить ответчика или подозреваемые, в лице указанных выше организаций, разводят руками, типа «мы тут не при делах, это не наш участок, а чей – и понятия не имеем». Сразу предъявляйте им письменное требование в адрес администрации города или района, а она в свою очередь и отправит вашу претензию по принадлежности, о чем вас должным образом уведомит. Да, и не забудьте к своему требованию приложить копию заключения эксперта.
Однако в случае оформления падения столба или дерева на ваш автомобиль в качестве ДТП, после рассмотрения дела вам как потерпевшему лицу сотрудники ГИБДД обязаны выдать копию протокола и постановления о привлечении к административной ответственности виновного, а также справку о ДТП, в которой и будет указано ответственное лицо.
В случае отказа ответчика в удовлетворении вашего требования о возмещении ущерба или вовсе отсутствия от него письменного ответа по истечении месяца с момента подачи вашего письменного требования, смело обращайтесь в суд с исковым заявлением и всеми необходимыми прилагающимися к нему документами.
Что еще важно знать
Если пострадавших нет, то экспертизу вам придется проводить за свой счет, однако в случае удовлетворения вашего требования, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» ответчик обязан возместить понесенные вами расходы на проведение такой экспертизы. Если же упавшее дерево причинило кому-то вред, то экспертизу уже проводит полиция в рамках уголовного дела.
Все мы прекрасно знаем, как работают наши коммунальные службы. Поэтому, во избежание подобных ситуаций, просто паркуйтесь подальше от домов, с крыш которых может упасть глыба льда, от старых деревьев (в особенности тополей), от мусорных бачков, в которых может загореться мусор и от всего прочего, что ненадежно держится. И тогда будет менее вероятным, что на вашу машину что-то может упасть или обрушиться. Берегите свой автомобиль и оставайтесь на связи с Kolesa.ru.
Случай из практики
выпускающий редактор Kolesa.ru
Несколько лет назад на мою машину весной упала сосулька. Прилетела ровно в середину крыши – неприятное повреждение. Повезло в том плане, что не задеты были боковые стойки, а кроме того, у здания, с крыши которого упала сосулька, был частный собственник. Я сразу пошел к нему с предложением без волокиты оплатить мне ремонт. Тот, посовещавшись с юристом, понял, что действительно проще разойтись миром.
Я, конечно, рисковал, но не взял расписку и просто уехал. Через пару дней оценил ремонт на СТО и вернулся к собственнику здания с калькуляцией на ремонт. Тот, конечно, всю сумму не отдал, «зажал» 20 тысяч, мол, зато быстро и наличными. Но и я оказался не так прост: сумму назвал на 20 тысяч больше, чем мне реально насчитали. Так что отделался, можно сказать, легким испугом, отъездил на этой машине еще два года и благополучно продал. Но такое везение, к сожалению, случается нечасто.
На машину упало дерево – что делать?
В этой статье, я постараюсь ответить на упомянутые выше вопросы, расскажу о порядке необходимых действий после такого инцидента и приведу примеры из своей судебной практики по аналогичным делам, для того чтобы Вы могли представить свои перспективы в судебном споре, сроки рассмотрения таких дел и порядок возмещения ущерба.
В интернете присутствует большое количество красиво оформленных статей на эту тему. Однако подавляющее большинство из них является измененными текстовыми копиями одних и тех же публикаций, написанных не юристами, а фриланцерами с целью не информирования граждан, а – наполнения своего сайта текстами для продвижения в интернете. Толку от них мало.
Что делать при обнаружении поврежденной машины
Итак, какой алгоритм первоочередных действий должен быть у автомобилиста, когда с ним проходит такая неприятная ситуация? Все зависит от того, ехал или стоял автомобиль в момент приземления на него сухой ветки или древесного ствола.
В любом из перечисленных случаев сотрудники правоохранительных органов составят протокол и схему происшествия, сделают фотографии поврежденной машины и упавшего дерева.
Однако, надеяться только на полицию не стоит. Вам необходимо постараться собрать максимум доступных доказательств:
Кто виноват в падении дерева на машину, и кто возместит ущерб?
Следующий этап работы, который должен сделать автовладелец либо адвокат, автоюрист, ведущий его дело – определить виновника происшествия. Общепринято, что виновником такого инцидента всегда является то лицо, в чьём ведении находится земельный участок с упавшим деревом.
Это могут быть как муниципальный земельный участок, земельный участок находящийся в частной собственности, территория под управление ТСЖ или управляющей компании, и т.д.
Как самостоятельно определить – кто является ответственным за данную территорию? Самый простой, быстрый и общедоступный способ – зайти на сайт Росреестра и посмотреть на публичной кадастровой карте принадлежность участка и его границы.
Если посмотреть судебную практику по таким делам, то можно увидеть, что в подавляющем большинстве случаев упавшее дерево относится к муниципальной территории, следить за которой обязан Департамент благоустройства района. Такой ответчик для судебного спора считается неплохим вариантов, так как отвечать он будет бюджетными средствами, которые в казне всегда найдутся.
Итак, на вопросы: кто виноват? кто возместит ущерб? кто отвечает и кто будет ответчиком по спору о возмещении ущерба от падения дерева на машину? — ответ всегда один – собственник земельного участка в лице уполномоченного органа (Департамента благоустройства, ТСЖ и др.).
Куда обращаться – экспертиза, претензия и суд
Что следует делать после того, как происшествие зафиксировано, доказательства собраны и виновник определен? Не тянуть время и заказывать экспертизу! Дело в том, что для определения причины падения зеленого насаждения необходимо осмотреть его эксперту. И сделать это лучше как можно быстрее.
Так, например, в моей судебной практике были случаи, когда уже на следующий день после происшествия, собственник земельного участка избавлялся и от упавшего дерева, и от сухого пня, выкорчевав его с корнем. Такой поворот событий, конечно же, может осложнить доказательственную базу в судебном процессе.
Поэтому, не откладывая на потом, обращаемся в экспертную организацию, которая имеет в своем штате экспертов-биологов для проведения экспертизы по определению причины падения дерева. Как правило, эксперт выезжает на место, осматривает место происшествия, делает фотоснимки, соскоб со ствола и берет необходимые образцы.
Целесообразно сразу же сделать и вторую экспертизу – по определению стоимости восстановительного ремонта автомобиля. Эксперт установит сколько Вам понадобится денег на ремонт машины (если она подлежит восстановлению) или сколько стоит Ваш автомобиль (если автомобиль восстановить нельзя).
Уже на этапе проведения экспертизы целесообразно обратиться за помощью к адвокату или автоюристу, который профессионально занимается такими делами, и, в том числе, может оказать содействие в подборе экспертной организации и сопровождении экспертиз в ней.
После получения заключений двух экспертиз, о которых речь шла выше, можно написать досудебную претензию в адрес виновника Вашего ущерба. Претензия по делам такой категории не является обязательной процедурой, но её написание иногда позволяет сэкономить время на разрешение спора. Особенно имеет перспективу направление претензии в случае, если причинителем вреда является частное лицо или коммерческая организации. Муниципальные и государственные службы, как правило, претензионный порядок разрешения спора игнорируют.
Подача искового заявления в суд
Доверить написание иска и сопровождение дела в суде в делах такой категории лучше адвокату или автоюристу. Ведь это не дела, например, о расторжении брака, где гражданин может вполне справиться и сам без помощи юриста. Здесь будет все намного сложнее!
Судебная практика показывает, что дела такой категории, как правило идут в судах на протяжении нескольких месяцев (в среднем полгода). В таких судах ответчики часто ставят под сомнения и причину падения дерева, и стоимость затрат на восстановления. Как итог этих сомнений – назначение судебной экспертизы для разрешения возникших противоречий.
Однако, если Вы заручились грамотными досудебными экспертными заключениями – бояться судебной экспертизы Вам не стоит, так как в 90% случаев судебный эксперт подтвердит правильность точки зрения своего коллеги, выполнявшего предыдущую экспертизу.
Из своей судебной практики по таким делам хотелось бы выделить такие интересные моменты:
Порядок возмещения ущерба после суда – когда будут деньги?
Итак, суд позади и у Вас на руках решение и исполнительный лист о возмещении ущерба от падения дерева на автомобиль, компенсации затрат на адвоката и экспертизу. А что делать дальше? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто в Вашем деле был ответчиком.
Похожие ситуации: яма на дороге, открытый люк, сосулька с крыши дома
Всё вышесказанное относится к возмещению вреда пострадавшему автовладельцу от падения дерева на его транспортное средство. Но автомобиль может получить повреждение и при других схожих обстоятельствах. Давайте вкратце их перечислим:
Подводя итог, можно сделать следующий вывод: любое повреждение Вашей машины не по Вашей вине должно нести за собой ответственность для лица, по вине которого наступил ущерб. Но для привлечения такого лица к материальной ответственности необходимо приложить максимум усилий по сбору доказательств его вины.
Как получить компенсацию, если на машину упало дерево?
Во время одного из штормовых дней этой зимой сильный ветер повалил более 160 деревьев по всей стране. Это зафиксированные случаи, произошедшие не где-то в глухом лесу, а, как правило, в жилой местности. Деревья рвали линии электропередачи, падали на припаркованные автомобили — за сутки таким образом было повреждено почти 30 машин. И подобное случается с неприятной периодичностью. Теперь скажите: паркуясь во дворе, вы уверены, что ваш автомобиль не станет очередной жертвой разбушевавшейся природы? А если так случится, вы готовы пойти до конца, чтобы добиться компенсации за свое поврежденное имущество? Приободрим: шансы неплохие, но нужно предусмотреть все.
Как действовать
Предыстория
16 апреля 2020 года во дворе дома №7 по улице Цнянской в Минске на припаркованные автомобили упало дерево. На часах было примерно 10:30, когда Андрею, нашему читателю, позвонили по домофону соседи: мол, выходи, на твою машину упало дерево. К слову, упало оно не только на его Volkswagen: повреждения получили также стоявшие рядом Citroen и Audi.
— Сильнее всего поврежден, конечно, Citroen. Там и стекло разбито, и других повреждений хватает, — рассказывал тогда Андрей. — У Volkswagen погнута крыша и рейлинги, переднее правое крыло. Повреждено лакокрасочное покрытие, понятное дело. У Audi чуть получше — там вроде только стойка передняя.
Тогда автовладельцы решили действовать сообща, чтобы добиться компенсации за поврежденное имущество.
Сейчас, по прошествии стольких месяцев, можно сказать о том, что борьба увенчалась успехом. Вести ее, правда, Андрею пришлось в одиночку — и это тема для для отдельного разговора.
— Начинали мы действительно коллективно. Но остальные вскоре решили, что все это — бесполезная трата времени. Хозяин Citroen (автомобиль получил наибольшие повреждения) сразу умыл руки: сказал, что правды мы не добьемся, а если и добьемся — то не добьемся денег. Другой автовладелец продержался подольше, но вскоре и он отказался сотрудничать, — отметил хозяин Volkswagen.
— А вы, значит, пошли до конца?
— Как видите, — спокойно произнес собеседник, указывая на внушительную кипу документов на столе.
Мы попросили Андрея подробно, шаг за шагом, рассказать о предпринятых им действиях, которые в конечном счете привели к положительному результату. Возможно, для кого-то это будет ориентиром в похожей ситуации.
Шаг первый: вызов милиции
Перво-наперво, увидев свой автомобиль, накрытый деревом, звоните в милицию. Не в ГАИ — инспекторы ничем не помогут, ведь речь не идет о дорожно-транспортном происшествии (как минимум по той причине, что транспортное средство не находилось в движении).
Сотрудник милиции же в свою очередь составит акт осмотра автомобиля, зафиксирует полученные им повреждения.
— Мы все так и сделали. Приехал милиционер, все оформил, сделал детальные фото и повреждений, и места, где дерево обломалось, — говорит Андрей. — Впрочем, не все прошло идеально: я просил его, чтобы каким-то образом был зафиксирован факт принадлежности конкретного пня упавшему дереву. По пню с самого начала было видно, что он гнилой, сырой — из-за этого дерево и упало. Но милиционер сказал, что ничего такого делать не будет, поскольку речь не об уголовном деле. Хотя, как я предполагаю, какой-то процессуальный вариант для фиксации такой информации существует.
Это кажется мелочью. Есть фотографии с места происшествия: вот лежащее дерево, вот пень — какие могут возникнуть вопросы? Но как быть, если в суде ответчик заявит, что пень на снимках — трухлявый и сгнивший — не имеет никакого отношения к упавшему дереву, мало ли чего вы нафотографировали. И на такое заявление придется отвечать, приводить аргументы, доказывать — иначе суды не выигрываются.
— У меня уже есть определенный опыт, ситуация была гораздо серьезнее этой, и вот такая мелочь может все перевернуть с ног на голову — я это знаю. Все дело в мелочах, — подтверждает наш читатель.
Как бы там ни было, спустя две недели Андрей получил необходимые документы из милиции: отказ в возбуждении административного дела (с самого начала было понятно, что речь идет о гражданско-правовых отношениях, но таковы правила — ответ из милиции понадобится затем в суде), а также справку о том, кем обслуживается дворовая территория, в частности зеленые насаждения.
Большего в данной ситуации от милиции ожидать не следует. Вам совершенно справедливо предложат урегулировать вопрос напрямую с организацией, на балансе которой находится территория, где упало дерево, либо же обратиться с исковым заявлением в суд. Ну и на том, как говорится, спасибо.
А что, если автомобиль был припаркован не по правилам?
То, как была припаркована машина, действительно имеет важное значение. Причем будет очень кстати, если сотрудник милиции зафиксирует это документально. Дело в том, что если правила остановки и стоянки были нарушены, шансы получить компенсацию стремительно снижаются — это будет веским аргументом в руках ответчика по вашему иску. Еще и штраф наверняка получите по ст. 18.22 КоАП (нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства).
Логика простая: даже если дерево было трухлявое и ответственные лица за этим не уследили, в случае падения оно не могло нанести ущерб автомобилю, который в пределах досягаемости вообще не должен был находиться. Парировать такой довод, согласитесь, будет крайне затруднительно.
Но даже если машина стояла с соблюдением ПДД, будьте готовы это доказать — на примере Андрея вы увидите, насколько это важно.
Шаг второй: вызов представителя ответственной организации (обычно это ЖЭС или «Зеленстрой»)
Одновременно со звонком в милицию вызывайте на место и представителя организации, на чьем балансе находится территория: обычно в городе это ЖЭС либо (коль скоро речь идет об упавшем дереве) «Зеленстрой». От встречи с этим представителем многого не ждите — скорее всего, общение ни к чему не приведет. Ну и не надо — важнее сам факт обращения, так уж устроена эта система. Скажете, что обратились в милицию, что происшествие зафиксировано, выслушаете какую-нибудь отговорку или даже ответную претензию. С большой долей вероятности ваше общение с этой организацией продолжится в суде, поэтому воспринимайте первый контакт как легкое и непринужденное знакомство.
— Представитель ЖЭСа, я так понимаю, посчитала, что приехала не к автовладельцам, имуществу которых причинен ущерб, а что попала на отчетно-выборное собрание в колхозе. Постояла, покурила, порассматривала ногти — в общем, разговор не состоялся. Нам сообщили, что никому и ничего они не должны, — говорит Андрей.
Мужчина этого заявления не испугался. И вы тоже не пугайтесь, а начинайте собирать все необходимые документы.
Шаг третий: установление состояния дерева (опционально)
Юристы рекомендуют после случившегося не убирать автомобиль и не допускать того, чтобы дерево полностью убрали и уничтожили — нужно же выяснить, здоровое оно было или сгнившее. Заказать соответствующую экспертизу можно у специалиста Института экспериментальной ботаники им. Купревича Национальной академии наук. Место разлома ствола будет изучено, определена структура и состояние древесины, вам выдадут заключение. После этого машину и остатки дерева можно убирать.
Но это теория. На практике же будет крайне затруднительно никого не подпустить к упавшему дереву. И прежде всего сами же коммунальные работники будут стремиться его распилить и вывезти. Причем даже не для того, чтобы замести улики, а порядка ради.
Автовладельцы, прошедшие через горнила судебных тяжб, предлагают для подстраховки, к примеру, сохранить элемент пня — для того, чтобы предоставить его затем экспертам. Правда, возникает все тот же вопрос: как потом доказать, что это тот самый пень того самого дерева.
Для решения ребуса нужно четко понимать цель: если специалисты заключат, что дерево было нездоровое, а процент содержания гнилостных образований в нем высок, тогда у водителя есть основания требовать возмещения ущерба. В случае же если упавшее дерево здорово, а упало из-за непогоды, добиться выплат будет сложно.
Но оборона рухнувшего ствола и сложная экспертиза — не обязательное условие для положительного результата в суде. И история Андрея доказывает это.
— Я узнавал в Академии наук: на тот момент освидетельствование пня обошлось бы мне в 305 рублей. В течение трех дней заключение было бы у меня на руках. Но до этого не дошло, — отметил читатель с оговоркой, что все равно потребовалось бы привести доказательства того, что исследованный пень является частью упавшего на машину дерева.
Шаг четвертый: оценка повреждений авто
Вот уж что непременно следует сделать, ожидая ответа из милиции, так это провести независимую оценку повреждений автомобиля. Лучше всего, если при работе оценщиков будут присутствовать представители ЖЭСа («Зеленстроя») и милиции — это, опять же, подстраховка на тот случай, если будет оспариваться сумма, заявленная к возмещению.
Обращаться в частные компании, оказывающие услуги по оценке и экспертизе, можно. У Андрея с заключением, выданным такой организацией, в суде проблем не возникло.
— С момента подачи заявки на проведение оценки повреждений в течение недели назначается конкретная дата, еще примерно две недели готовится само заключение. Таким образом, на оценку повреждений нужно закладывать порядка трех недель, — предупреждает автовладелец.
Повреждения Volkswagen оценили в 1571 рубль 94 копейки. Важно: скорее всего, сумма, указанная оценщиком, не будет итоговой при предъявлении претензий к ответственной организации — прибавятся дополнительные расходы (например, стоимость услуг оценщика и судебные издержки).
И только после того, как вы определились с размером ущерба, нанесенного вашему имуществу, можно переходить к следующему шагу.
Шаг пятый: предложение о досудебном урегулировании спора
Махать шашкой и бежать во всю мощь в суд — это еще успеется. Для начала нужно предложить другой стороне урегулировать возникший спор по-хорошему, в досудебном порядке.
Андрей рекомендует все переговоры вести только в письменном виде.
— Только документальное общение. Разговаривать словами ни к чему, их к делу не пришьешь, — справедливо отмечает автовладелец, и юристы присоединяются к его словам.
Кстати, чтобы грамотно составить предложение о досудебном урегулировании спора, имеет смысл обратиться за юридической помощью. Поищите среди знакомых — возможно, найдется человек с необходимыми знаниями.
— Можно и самому написать, особой проблемы нет. Но для этого необходимо должным образом изучить вопрос. В интернете есть и формы, но нужно найти правильную, чтобы грамотно все составить. Гораздо проще и надежнее попросить о содействии человека знающего, — считает Андрей.
Написанное канцелярским языком предложение о досудебном урегулировании спора займет пару листов формата А4 без учета приложений. Главную мысль мы здесь сформулируем максимально простым языком (который, конечно, недопустим в официальной переписке, зато гораздо понятнее передает суть): господа, на мой автомобиль упало дерево, я уверен (и могу это доказать в суде, если потребуется), что сие недоразумение произошло по вашей вине. Ремонт потребует некоторого вложения средств (указывается точная сумма), предлагаю рассчитаться добровольно и не мучить друг друга утомительными спорами.
К предложению о досудебном урегулировании спора имеет смысл приложить копии всех документов, которые делают ваши требования обоснованными. Это и бумаги, полученные из милиции, и результат оценки повреждений автомобиля, и квитанции обо всех сопутствующих затратах.
— Предложение направляется почтой с вручением и уведомлением — так и только так, — подчеркивает Андрей.
После того как такое письмо отправлено, необходимо дождаться ответа. От того, каким будет этот ответ, зависят и дальнейшие действия. К примеру, организация, к которой предъявлены претензии, может согласиться с их обоснованностью и выплатить требуемую сумму. Это оптимистичный сценарий. Пессимистичный — требования будут отвергнуты. Автовладельцу, если он по-прежнему намерен добиться возмещения, остается обращаться с исковым заявлением в суд.
Они суда не боятся, а вы?
Из практики: мы нечасто слышали истории о том, как госорганизации признают вину и добровольно соглашаются выплатить компенсацию. Так с ходу и не вспомнить, слышали ли мы о таком вообще. Андрей, впрочем, в подобном не видит никакой крамолы.
— Такова сложившаяся практика. Есть мнение, что всевозможным ЖЭУ необходимо судебное решение, чтобы производить какие-то выплаты, просто для подкрепления их обоснованности. Но это только частное мнение, — предположил собеседник.
Короче говоря, в ЖЭУ отказались возмещать что-либо Андрею в досудебном порядке. Автовладелец получил официальный ответ, в котором указывалось следующее:
«Согласно постановлению о прекращении дела об административном правонарушении схема места происшествия не составлялась, расположение автомобиля на схеме не указано, наличие дорожных знаков и дорожной разметки не определено.
При изложенных обстоятельствах не представляется возможным определить, было ли допущено нарушение Правил дорожного движения.
Работниками предприятия при визуальном осмотре деревьев напротив дома №7 по улице Цнянская в г. Минске каких-либо зеленых насаждений, которые создают явную угрозу падения, не обнаружено. Произошедшее падение дерева с зелеными листьями и неповрежденным стволом 16.04.2020 на ваш автомобиль — усматриваются обстоятельства непреодолимой силы».
Говоря простым языком, ничего компенсировать не будем, потому что дерево упало не по нашей вине. И вообще, нужно еще проверить, не нарушили ли вы сами правила дорожного движения.
Сторонам, которые уже проявили известную степень принципиальности, не оставалось ничего иного, как встретиться в суде.
Шаг шестой: составление искового заявления
Как и в случае с предложением о досудебном урегулировании, для составления искового заявления лучше воспользоваться услугами юриста. Хотя по смыслу эти два обращения между собой очень похожи. В обоих случаях задача заключается в том, чтобы, приведя весомые аргументы, обозначить свои законные притязания на возмещение понесенного вреда.
Изложив в исковом заявлении обстоятельства произошедшего, не забудьте упомянуть, что направляли второй стороне письменное предложение о досудебном урегулировании спора, которое было отвергнуто. Приложите копии всех имеющихся документов, которые относятся к рассматриваемому иску, в том числе квитанции о понесенных сопутствующих затратах, включая расходы на юридическую помощь.
— Исковое заявление в суд лучше отправлять по почте, нежели приносить самому. Точно так же — с уведомлением. Так есть вероятность, что его рассмотрят быстрее, — делится опытом Андрей.
Шаг седьмой: подготовка, поведение в суде
Нужно ли истцу привлекать юриста, чтобы тот представлял его интересы непосредственно в суде, — каждый решает для себя сам. Но как бы грамотно ни было составлено исковое заявление, говорить в суде истцу придется.
Андрей к заседаниям готовился со всей серьезностью. Он даже показал нам небольшой конспект с тезисами, который готовил перед заседанием.
— Я не юрист, но в суд необходимо приходить подготовленным. Нужно, во-первых, понимать, где ты находишься, и вести себя соответствующим образом, а во-вторых, не теряться, не тушеваться, при этом уважительно и уверенно говорить то, что требуется по делу, — делится опытом наш читатель.
Согласно ст. 179 ГПК, каждая сторона доказывает факты, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. Это значит, что истец должен доказать приводимые им аргументы и быть в состоянии возражать на контраргументы второй стороны. Если собираетесь сами представлять себя в суде, не помешает заблаговременно изучить нормы законодательства, которые относятся к делу, собрать все документальные подтверждения своей позиции, продумать стратегию отстаивания этой позиции.
Три раунда и победа по очкам
С некоторой долей фантазии суд можно представить как обмен ударами во время боксерского поединка. Истец представляет свои доводы, ответчик — свои. Чьи доводы показались суду убедительнее, тот и празднует победу.
— В связи с известными событиями в стране, рассмотрение моего вопроса, как я понимаю, слегка затянулось. Но обычно на все уходит до месяца. У меня было три заседания, — рассказал Андрей.
Судебное рассмотрение — это подробное изучение обстоятельств произошедшего. Приготовьтесь продвигаться маленькими шажками.
Вначале было установлено, что дерево действительно упало — этот факт не оспаривала ни одна из сторон. Второе: упавшее дерево нанесло повреждения припаркованному автомобилю, принадлежащему истцу. Третье: упавшее дерево находится в ведении организации, которую представляет ответчик.
Мы уже останавливались на аргументах, которые приводил при отстаивании своей позиции Андрей, поэтому сейчас сфокусируемся на том, как защищался ответчик. Это нужно знать для того, чтобы быть готовым отвечать по каждому пункту.
— Их первым аргументом было то, что мой автомобиль был припаркован не по правилам. Этот довод был сразу же отметен: есть фотографии, на которых даже разметка парковочных мест видна, — неудачная попытка, — отметил автовладелец. — Следующий посыл: в день, когда все произошло, было предупреждение о неблагоприятном погодном явлении.
Кстати, существует устойчивое мнение, что если объявлялось штормовое предупреждение, судится бесполезно: независимо от того, было дерево здоровое или нет, ухаживал за ним ЖЭС («Зеленстрой») или нет, наступает форс-мажор (виновата природа), и суд в удовлетворении иска отказывает. Андрей своей историей опровергает это утверждение.
— Представитель ответчика апеллировал к тому, что был объявлен оранжевый уровень опасности — мол, нечего было ставить машину под деревом. Но простите: объявлено-то объявлено, но неблагоприятные погодные явления должны иметь место, — возражает наш читатель.
Он выяснил, что порывы ветра свыше 12 м/с начались только в 11 часов, а дерево на машину упало раньше — примерно в 10:40, когда фиксировались порывы скоростью 6,7 м/с.
— За выпиской погодных явлений на указанную дату можно обратиться в Белгидромет. Лучше это сделать как можно раньше, чтобы сведения не ушли глубоко в архив. В моем случае информация о силе ветра не была главным доказательством, но все же сыграла свою заметную роль, — отметил Андрей. — Это и есть суд: необходимо приводить все имеющиеся факты, выдвигая как можно больше убедительных аргументов, подкрепляющих исковое заявление.
У сторон оставалась возможность строить спор вокруг состояния упавшего дерева, но ответчик по какой-то причине на это ставку не делал. Тем не менее в суд был приглашен представитель Института экспериментальной ботаники им. Купревича Национальной академии наук, который указал, что из представленных фотографий следует, что корневая система дерева является гнилой, а более точного заключения он дать не может, так как самого дерева не видел. На этом экспертная оценка упавшего дерева была окончена, причем представители жилищно-коммунального хозяйства сами не оставили себе места для маневра, утилизировав растение.
В мотивировочной части на этот счет сказано, что «принимая во внимание, что суду не представлены документы по оценке состояния деревьев, согласно пояснениям специалиста дерево имело гнилую корневую систему, суд приходит к выводу, что дерево являлось аварийно-опасным».
Стороны использовали свои аргументы, суд вынес решение: исковые требования истца удовлетворить в полном объеме.
Как видите, именно состояние дерева было определяющим для суда. Это еще раз указывает на то, что для подстраховки имеет смысл заказать соответствующую экспертизу — ее результаты могут стать самым весомым доказательством.
Шаг восьмой: подстраховка
Как видите, восемь месяцев ушло у нашего читателя на то, чтобы пройти весь этот путь. Причем деньги пока не получены — не исключено, что и до года дотянут. Чтобы этого не случилось и не возникло ситуации, когда решение суда по тем или иным причинам не исполняется, Андрей обратился в отдел принудительного исполнения.
— Я написал заявление на возбуждение исполнительного производства, приложив исполнительный лист из суда. Все это приняли, поэтому, я думаю, проблем быть не должно, — предполагает читатель.
Некоторые выводы
Выиграв суд, Андрей, однако, не то чтобы преисполнен оптимизма.
— Позитивного опыта тут мало. Честно говоря, я считаю, что мне просто повезло, что ЖЭС не сражался. Я бы сказал, что не было сложных моментов, которые бы потребовали назначения дополнительных экспертиз или новых судебных заседаний. А ведь можно было выстраивать защиту. Судебная система — она не дает никаких гарантий. При любом подобном рассмотрении сложно предугадать, чем оно закончится, — говорит автовладелец.
Тем не менее он единственный, кто боролся, несмотря на то, что его автомобиль получил не самые серьезные повреждения в результате описанного инцидента. Любопытно, будут ли хозяева двух других машин кусать локти, узнав о решении суда?
— Если ничего не делать, то ничего и не добьешься. Упало дерево, разбило машину — неужели это нужно оставлять без внимания? Какую щеку в такой ситуации подставлять: левую или правую? — рассуждает наш читатель.