что делать если грызешь ногти
Что делать если грызешь ногти
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Специалисты советуют не пускать ситуацию на самотек, а начинать действовать сразу.
Статья:
Вредные привычки ребенка вызывают тревогу у родителей. Это вполне обоснованно, ведь часто они сохраняются в старшем возрасте и даже переходят во взрослую жизнь. Избавиться от них крайне непросто. И если на малыша, который, например, грызет ногти, смотрят снисходительно, то взрослый человек будет вызывать, по крайней мере, недоумение. Специалисты советуют не пускать ситуацию на самотек, а начинать действовать сразу. Действия взрослых должны быть целенаправленными и настойчивыми, но в то же время мягкими, чтобы не усугубить проблему и не нанести ребенку психологическую травму.
Почему обгрызание ногтей считается вредной привычкой
Доктор Комаровский считает, что любые вредные привычки формируются как многократно повторяющаяся последовательность каких-то действий. Со временем мозг перестает управлять ими, эти действия становятся рефлекторными. Сам того не желая и не замечая, ребенок тянет руки в рот, дергает себя за мочку уха, теребит волосы, раскачивает ногами, ковыряется в носу. Опасность в том, что из детских привычек формируется характер взрослого человека, которого отучить гораздо сложнее, чем малыша.
Вредными считаются те действия, которые способны нанести вред. В привычке грызть ногти врачи также видят опасность по ряду причин:
Хотя до 18 лет не принято ставить психиатрические диагнозы, врачи однозначно считают привычку грызть ногти расстройством, которое даже получило медицинское название – онихофагия.
Почему дети грызут ногти
В большинстве случаев специалисты сходятся во мнении, что развитию вредной привычки способствует стресс у ребенка, подавленное состояние. Такое наблюдается при конфликтах в семье, во время адаптации к детскому саду или школе, при смене места жительства или образовательного учреждения. У подростков такая привычка развивается на фоне разногласий с родителями и друзьями, переживаний по поводу первых симпатий и влюбленности.
Доктор Комаровский считает, что в некоторых случаях привычка грызть ногти развивается из другой вредной привычки – сосать пальцы, которая, в свою очередь, возникает из-за неудовлетворенности в сосательном рефлексе у малышей (например, ребенка рано отняли от груди, в период отучения от пустышки).
Существуют и другие причины психологического и педагогического характера:
Чаще всего ногти начинают грызть в 4-5-летнем возрасте, реже – малыши 2-3 лет. К подростковому возрасту привычка сохраняется практически у половины таких детей. Как только родители заметили обгрызанные ногти или застали чадо за этим занятием, следует принимать меры. Чем старше ребенок и запущеннее состояние, тем сложнее от него избавиться.
Как отучить от вредной привычки
Если родители не обратили внимания на то, что ребенок грызет ногти, хотя бы один раз, это действие будет восприниматься как вполне «легальное». Именно поэтому следует постоянно следить за привычками малыша и не допускать того, чтобы он сосал пальцы, теребил волосы, болтал ногами или грыз ногти.
Многие современные педиатры вообще сходятся во мнении, что не следует разрешать ребенку держать руки во рту. Часто мамы не обращают на это внимания в период прорезывания зубов, когда малыш таким образом чешет десенки. Но существует масса современных приспособлений для этих целей – от прорезывателей до специальных игрушек, которые предполагается дезинфицировать и давать ребенку.
Следует сесть и поговорить с малышом. Не важно, сколько ему лет, говорить нужно, как с взрослым. Важно четко и аргументировано объяснить ему, почему грызть ногти нельзя и даже опасно. Ребенок должен знать, что именно он делает неверно, чем это грозит конкретно ему. Возможно, в разговоре удастся выяснить причину такого поведения.
Если обгрызание ногтей уже стало рефлекторным, придется подумать и выбрать правильную тактику коррекции поведения. Борьба с вредной привычкой должна быть целенаправленной, давать слабину нельзя ни в коем случае.
Уход за руками ребенка
Родители должны выработать привычку ежедневного ухода за руками и ногтями своего ребенка. Ноготки следует стричь очень коротко, при необходимости подпиливать их, убирая загибы, отломки, заусеницы, чтобы у малыша не возникало соблазна что-то оторвать или отгрызть.
Для юных модниц очень действенным оказывается красивый маникюр мамы, который она сравнивает с некрасивыми обгрызанными ногтями дочки. Для демонстрации разницы можно взять ножнички и пилочку, обработать ноготки, возможно, покрыть лаком, желательно ярким. Иногда это срабатывает с первого раза. Если же не помогло, через день-два ногти снова погрызаны, следует их просто обработать, но не красить. Накрасить только в том случае, когда после очередного осмотра они окажутся невредимыми.
Важно: Для детского маникюра следует выбирать только специальные детские лаки, которые не содержат ацетон.
Параллельно, если есть необходимость, следует заняться укреплением ногтевой пластины ребенка, чтобы они не слоились и не отламывались. Для этого важно пересмотреть питание малыша, обогатив его продуктами с большим содержанием кальция, витаминов и минералов. При необходимости посоветоваться с педиатром о приеме поливитаминов. Для ребят постарше в аптеке можно приобрести специальные лаки для укрепления или сходить к косметологу и провести укрепление ногтей акриловой пудрой.
Специальные приспособления и препараты
Некоторые дети выгрызают ногти далеко за свободный край, как говорится, «с мясом». В этом случае поможет только обматывание кончиков пальцев специальным лейкопластырем. Так ребенок не сможет добраться до пластинки. Совсем малышам можно надеть рукавички-антицарапки, которые мягко фиксируются на запястье. Пара недель таких ограничений для многих заканчивается успешным отучением от дурной привычки. Конечно, ребятам, посещающим детский сад, а тем более школьникам, такие методы не подойдут.
Для них можно попробовать специальный лак для ногтей, например, «Некусайка», «Belweder». Безобидный для детского здоровья, но горький на вкус, он приводит к тому, что ребенок вовсе перестает тянуть в рот пальцы. Лак помогает на начальной стадии онихофагии, если же привычка прочно укоренилась, скорее всего, средство окажется бессильным.
Создание психологического комфорта
Для расслабления при перенапряжении и стрессовых ситуациях подойдет массаж, водные процедуры, длительные прогулки на свежем воздухе, успокоительный чай на травах, которые посоветует педиатр. Нужно проводить с ребенком как можно больше времени, ограничивая время просмотра телевизора и компьютерных игр. В моменты, когда он занят сам или с родителями чем-то интересным, можно заметить, что он «забывает» грызть ногти. Отучить такого ребенка можно, постоянно отвлекая его от этого занятия.
Некоторым подходит так называемое действие-замещение. Например, при просмотре телевизора или чтении книги поставить перед ребенком семечки, орешки, любимые фрукты, овощи. Хорошо помогают «занять» руки игрушки-антистресс, которые вполне можно смастерить совместно из натуральных материалов, наполнив их рисом, горохом или гречкой.
Психологи советуют учить малыша выражать свои эмоции, всегда говорить с ним, узнавая, в чем причина его волнений, помогать решать трудные ситуации. Тогда накопленное внутреннее напряжение не будет выливаться в плохие привычки. Помогут и некоторые психологические приемы, например, дыхательная гимнастика, медленный счет до 10 на выдохе и так далее.
Обучающие методики
Особо впечатлительным детям помогает «одуматься» и навсегда отказаться от дурной привычки демонстрация того, к чему она ведет. Следует выбрать несколько наиболее устрашающих картинок, примеров негативных последствий обгрызания ногтей, сопроводив их неутешительными комментариями.
Малышам можно рассказать сказку о двух товарищах, один из которых грыз ногти, а у другого такой привычки не было. Детками постарше почитать медицинскую энциклопедию о вредных бактериях и глистах, посмотреть познавательные мультфильмы или медицинские передачи. Если есть возможность, рассмотреть под микроскопом подногтевую грязь, обязательно сделать акцент на том, что все это оказывается внутри, как только руки попадают в рот.
Чего нельзя делать
Бабушки пользовались аналогом современного безопасного горького лака: горчицей или красным перцем, которыми натирали кончики пальцев малышу. Следует понимать, что вместо рта ребенок вполне может потереть глаза, и тогда ожог слизистой обеспечен.
Перепробовав все методы и не получив результата, в отчаянии родители пытаются воздействовать наказаниями. Если вспомнить, что в большинстве случаев причиной дурной привычки является стресс, можно понять, что грубое одергивание, шлепки по рукам и губам не решат проблему, напротив, только усугубят ситуацию. Действовать нужно настойчиво, но достаточно мягко.
Если, несмотря на все старания, ребенок продолжает не просто грызть ногти, а делает это с некоторым остервенением, следует обратиться к неврологу. Вполне возможно, такая привычка является предшественником синдрома гиперактивности и дефицита внимания, который в будущем может вылиться в серьезные проблемы, а на начальной стадии вполне поддается коррекции.
Онихофагия
Онихофагия – навязчивое действие, проявляющееся обкусыванием ногтей и прилегающих к ним мягких тканей. Основным симптомом является реализующееся влечение обгрызать ногтевую пластину, заусенцы, кутикулу на пальцах рук. Ногти слабые, хрупкие, деформированные, области вокруг них повреждены, воспалены, часто имеются признаки бактериальных, грибковых инфекций. Навязчивость сопровождается неуверенностью, тревожностью, эмоциональной скованностью, сниженной самооценкой. Онихофагия диагностируется по результатам осмотра рук ребенка, беседы с ним и его родителями. Лечение предполагает специальный уход за ногтями, сеансы психотерапии для устранения причины расстройства.
Общие сведения
Термин «онихофагия» имеет греческое происхождение, означает «поедание ногтей». Согласно Международной классификации болезней, данное расстройство является вариантом навязчивого действия, носит характер невротического либо неврозоподобного ритуала. Наибольшая распространенность определяется у детей 4-15 лет, пик дебюта – 4-5 лет. С началом посещения школы симптомы усиливаются, с окончанием подросткового периода ослабевают. Среди школьников онихофагией страдают около 30-35%. Максимальная частота выявляется у детей 7-9 лет, что объясняется периодом адаптации к школе, связанным с повышенными психическими нагрузками. У взрослых обкусывание ногтей менее распространено, частично поддается сознательному контролю. Эпидемиологические показатели достигают 8-10%.
Причины онихофагии
Навязчивое обгрызание ногтей формируется на базе определенных психологических черт, запускается воздействием стрессовых факторов. К причинам данной невротической стереотипии относят:
Патогенез
В основе онихофагии лежит неумение, отсутствие возможности проявлять отрицательные эмоции – раздражение, злость, гнев. Демонстрация таких эмоцией осуждается взрослыми, поэтому ребенок подсознательно изменяет их направленность, формируется агрессия, направленная на себя. Процесс обкусывания ногтей как форма аутоагрессии снимает напряженность, маскирует негативные эмоции по отношению к окружающим, сопровождается физической болью, расцениваемой как самонаказание. Переключение внимания с эмоций на телесные ощущения помогает ребенку справиться со стрессовой ситуацией, ослабить ее влияние. Онихофагия, сформировавшаяся как копирование действий взрослого без соответствующей психологической базы – подавленной агрессии, тревожности, беспокойства – не закрепляется в поведении ребенка.
Симптомы онихофагии
Основной внешний признак – короткие, деформированные ногтевые пластины пальцев рук. Отросших ногтей нет, краевая часть неровная, расслаивается. Расположенные рядом мягкие ткани повреждены: области заусенцев и ногтевого валика с гнойными нарывами, кутикула воспалена, кровоточит, покрыта струпьями. Длительное течение онихофагии приводит к утолщению роговых пластин – к платонихии. Деформация ногтей сопровождается образованием бугорков, борозд, продольных и поперечных полос. Постоянное травмирование связано с высоким риском инфицирования, которое проявляется сильной болью, зудом, повышением местной температуры. При грибковых поражениях изменяется цвет ногтей.
Поведение детей с онихофагией отличается неуверенностью, робостью поступков, ориентацией на оценку окружающих. Старание соответствовать требованиям, ожиданиям взрослых проявляется навязчивым обкусыванием ногтей, заусениц, кутикулы, проглатыванием фрагментов роговых пластинок, мягкой ткани. Эмоциональная сфера детей характеризуется повышенной напряженностью, тревожностью, мнительностью. Часто выявляются вторичные депрессивные расстройства, нарушения засыпания, сна, аппетита.
Осложнения
При отсутствии грамотного лечения онихофагия осложняется невротическими расстройствами: усиливаются обсессивно-компульсивные проявления, к обкусыванию ногтей добавляются другие ритуалы (мытье рук, выдергивание волос), акцентуируются тревожно-мнительные черты характера, развивается депрессия, нарушается социальная адаптация. Обгрызание грязных ногтей становится причиной бактериальных инфекций, глистных инвазий. При длительном течении онихофагии пластины ногтей деформируются навсегда, изменяют цвет, перестают расти. Травмируются передние зубы ребенка, десны начинают кровоточить, воспаляются, прикус становится неправильным.
Диагностика
Онихофагия развивается в рамках неврозов, неврозоподобных расстройств, как отдельный диагноз не выделяется. В процессе диагностики задействованы врачи различных специальностей – педиатр, дерматолог, психиатр, психолог. Обследование ребенка состоит из ряда процедур:
Лечение онихофагии
Лечение проводится в двух направлениях: восстановление целостности ногтевых пластин и кожи, устранение причин навязчивых действий. Процесс терапии включает:
Прогноз и профилактика
Прогноз онихофагии при правильном лечении благоприятный: на восстановление ногтей, верхнего слоя кожи требуется 2-6 недель, на устранение психологической основы – 3-6 месяцев. В дальнейшем соблюдение рекомендаций психотерапевта позволяет избежать рецидивов. Основное условие профилактики онихофагии – принятие любых эмоциональных состояний ребенка. Гнев, злость, агрессия должны быть пережиты, обсуждены без подавления и критики. Возможность быть честным, открытым, искренним снижает риск развития невротических расстройств, навязчивостей. Для предупреждения рецидива онихофагии рекомендуется выполнять процедуры, снимающие эмоциональное напряжение – теплые ванны, массаж, гимнастику перед сном. При выявлении единичных случаев обгрызания ногтей не стоит ругать ребенка, акцентировать внимание на этом действии.
Вредные привычки у детей (грызть ногти, сосать палец и т.п.)
Вредной привычкой у ребенка можно считать действие, которое он регулярно повторяет, и которое неприятно для окружающих либо может отрицательно сказаться на здоровье самого чада. Конечно же, дети совершенно не могут контролировать свои действия, которые вошли у них в привычку. К самым распространенным из них принято относить обыкновение грызть ногти, сосать пальчик, ковыряться в носу, кусать губы, обрывать любые наклеенные бумажки, жевать окружающие предметы, при встрече кусать других детей, засыпать под телевизор.
Как у детей формируются вредные привычки?
У детей нежелательные навязчивые действия формируются по двум причинам. Первая – это подражание авторитетному для ребенка взрослому человеку. Малыш замечает у одного из родителей или других близких, с кем он часто проводит время, вредную привычку (например, папа постоянно проводит время перед экраном, просматривая фильмы и ролики). После чего ребенок, не замечая сам, просто повторяет за взрослым действие, как норму. В данном случае для сына может стать само собой разумеющимся проводить часы перед телевизором и даже засыпать под него. Вторая причина – это психологические проблемы, а именно не удовлетворение какой-либо потребности (чаще всего – во внимании).
Каждый родитель задастся вопросом: Что же делать с вредными привычками у детей? Нужно ли ругать ребенка или игнорировать его действия? Ответ прост: как правило, если нет психологической подоплеки и взрослые корректируют свое поведение, привычки исчезают сами. Главное, не указывать ребенку на них, не критиковать. Лучше, если он ковыряет в носу, поручить ему задание, где нужно задействовать обе руки. Или дать в руку банан, чтобы ребенок не сосал палец.
Что скрывается за вредной привычкой?
Прежде чем начать что-то предпринимать, необходимо разобраться, почему ребенок делает ненужные действия. Откуда появилась привычка, в чем изначальная причина, а уж потом принимать меры по ее устранению. Итак, что же может скрываться за вредной привычкой?
Особенности отношений с родителями
Оказывается, часто ребенок повторяет какие-либо действия только ради того, чтобы на него снова и снова обращали внимание. Потребность во внимании движет детьми всегда, когда они повторяют манипуляции, на которые родители незамедлительно реагируют.
Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки. Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.
Существует также ряд примеров, где причиной возникновения вредных привычек становится неправильное воспитание. А именно неустойчивость норм и правил, отсутствие согласованной линии общения с ребенком в семье. Например, мама говорит, что грызть ногти – это неправильно и наказывает за это. А папа, в свою очередь, жалеет сына или дочь, и начинает спорить с супругой прямо на глазах у ребенка. К слову сказать, не правы в этом случае будут оба родителя.
Как уже говорилось ранее, дети повторением действия часто пытаются скомпенсировать нехватку внимания, поддержки, любви и так далее. То есть, это может быть неосознанной попыткой саморегуляции и выражения тех чувств, которым не находится места в отношениях с родителями.
Повышенная тревожность и стресс
Нередким случаем среди причин возникновения вредных привычек у детей является навязчивое действие, как способ справиться со стрессом или успокоиться. Так, ребенок может грызть ногти каждый раз, когда его кто-то критикует или качаться из стороны в сторону всегда, когда ему страшно: в незнакомой обстановке, в кабинете врача, у классной доски.
А вот плакать без повода, когда мама уходит в туалет или просто в другую комнату, могут дошколята с повышенной тревожностью. Внутренне напряжение также может давать почву для формирования вредных привычек у детей. Например, сосание пальчика может быть вызвано именно этой причиной.
Немаловажно и то, что дети, очень подвержены к стрессам в случае резких изменений в жизни. Как пример можно привести рождение второго ребенка, переезд, начало обучения в школе и так далее. Подобные события вызывают у ребенка напряжение, тревогу и он, к примеру, неосознанно начинает регулярно рвать волосы на голове.
Особенности поведения и темперамента ребенка
В случае родительских требований несоразмерных возможностям ребенка тоже может формироваться нежелательное поведение. Так малыш может качать ногами на стуле, когда заставляют постоянно и всюду сидеть спокойно. Или, например, ребенка вынуждают слушать что-то неинтересное очень долго, и он начинает ковыряться от скуки в носу. При многократном повторении ситуации все это перерастает в привычку.
Гиперактивность также является одной из причин регулярно повторяющихся навязчивых действий. Не имея возможности разрешённым способом проявлять активность, такой малыш, например, может постоянно бегать по кругу по комнате.
Что же делать?
Если ребенок перенял вредную привычку от взрослых, то они, в первую очередь, должны изменить свое поведение. Если же у вас есть подозрение, что возникновение вредной привычки связано с психо-эмоциональным состоянием чада, то лучше обратиться к специалисту.
Если к детскому психологу обратиться пока нет возможности, можно сделать следующее:
Идем к психологу. Чем же он поможет?
Если вы уже приняли все возможные меры, а результата нет – обязательно обратитесь к детскому психологу. Квалифицированный специалист обязательно поможет разобраться в вашей ситуации.
Первое, в чем поможет психолог, это изменить родительские стереотипы, ведущие к появлению вредных привычек у детей. Выработать согласованную линию воспитания, найти способ донести до ребенка ваши требования без крика, понять причину возникновения нежелательной привычки – все это под силу хорошему специалисту.
Также психолог обязательно проведет работу с эмоциональным состоянием вашего чада. Внутреннее напряжение, тревога, не выраженные злость и обида – все это может быть причиной формирования вредной привычки у ребенка. Психолог через игру и рисунки поможет выразить сложные эмоции, научит обращаться с чувствами, сгладит стрессовую ситуацию. Кроме того, он поможет найти и сформировать у ребенка новые способы реагирования на трудности, способы самоуспокоения и освобождения от напряжения. И самое главное – расскажет родителями, что они могут сделать и как они влияют на появление нежелательного поведения. Все это в комплексе поможет раз и навсегда избавиться от вредной привычки.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Причины, почему ребенок грызет ногти и совершает другие навязчивые действия
Почему ребенок грызет ногти, выдергивает волосы, чешется или совершает другие навязчивые действия — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.
Грызет ногти до крови, выдергивает волосы на голове, расчесывает кожу, совершает какие-то непонятные ритуалы, без которых не ложится спать. Что стоит за навязчивыми действиями у детей с точки зрения психологии?
Проще всего понять смысл этих действий на примере ритуала. Ребенку нужно пять раз помыть руки с мылом, чтобы пойти играть или обедать. А что будет, если он этого не сделает? Если ребенок помоет руки недостаточно тщательно, останутся микробы, которые попадут в рот, из-за чего будет болеть живот. Знакомая страшилка? Мытье рук в гипертрофированной форме защищает ребенка от больного живота и от тревоги, что живот может заболеть.
Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги. Если я совершу определенное действие, то не наступят нежелательные последствия.
Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги.
Школьник старается сделать все по пять раз, чтобы получить пятерку. Этот ритуал снижает тревогу получить плохую отметку.
Контролировать получается не все, даже взрослым. Тогда желание контроля смещается на навязчивые действия, никак не связанные с желанием. Я могу мыть руки пять раз, и тогда я получу пятерку. Я могу целовать маму на ночь непременно три раза, и тогда она будет жить долго и счастливо. Я могу создать иллюзию контроля того, чего по сути контролировать не могу. И тогда моя тревога снижается. Снижается страх неудачи, страх смерти.
Ребенок грызет ногти на руках, выдергивает волосы — благодаря им ребенок справляется с тревогой, с аффектами, которые его переполняют. И хорошо, что психика справляется хотя бы таким образом.
Задача родителей и психолога — понять, что скрывает за собой навязчивое действие, и как можно выразить это чувство, эту эмоцию, это желание более рациональным способом.
Расссмотрим основные причины, почему ребенок грызет ногти.
1 Пытается справиться с напряжением из-за ссор родителей
Различные симптомы часто возникают у детей, родители которых регулярно ссорятся и выясняют отношения. Ребенок как бы перетягивает внимание на себя и заставляет больше думать о нем, нежели ругаться между собой.
Будет ошибкой думать, что если ребенок не видит конфликтов между родителями, то он растет в комфортной и благополучной обстановке. Ребенок чувствует все, даже если ему об этом не говорить. Его тревога только усиливается тем, что с ним не говорят, ему не объясняют, что происходит.
Ребенок чувствует все, даже если ему об этом не говорить.
Ребенок злится на родителей и на себя. Он думает, что виноват в том, что мама и папа ругаются. Он испытывает огромный ком смешанных неназванных эмоций. А значит и не знает, как с ними справляться. Вот и реагирует, как умеет. Когда ребенок грызет ногти, ему удается хоть немного сбросить напряжение.
Что делать родителям. Нужно честно признаться себе, если в семье есть конфликты, недоговоренности, тайны. Важно дать ребенку понять, что даже если родители ссорятся, они все равно его любят. Что он не виноват в ссорах взрослых. Полезно сходить к семейному психологу, который поможет паре разобраться в отношениях.
2 Борется с тревогой из-за неизвестности и семейных тайн
Бессознательно ребенок знает, что от него что-то скрывают, иногда даже знает что именно. Сознательно он не может понять, почему ему ничего не рассказывают, почему скрывают. Тайна кажется намного страшнее, чем она есть на самом деле: раз мама и папа не говорят об этом, значит это что-то страшное. Если мама и папа не могут справиться, то как справлюсь я. Лучше буду защищаться как могу.
Что делать родителям. Не надо бояться говорить с ребенком, куда делась прабабушка и откуда появился братик. Важно на уровне понимания ребенка донести ему такие важные темы, показать ему, что их можно обсуждать с близкими людьми.
3 Боится остаться без родителей
Здесь можно объединить ситуации из ряда «если я буду вызывать у мамы тревогу, то она не уйдет» и «если я буду выполнять ритуал, то мама не умрет».
На первом году жизни ребенок чувствует, что обладает всемогуществом. Все его желания моментально исполняются, а потребности удовлетворяются. Ему кажется, что это он управляет мамой, которая приходит, кормит, переодевает, успокаивает.
Со временем он понимает, что он и мама — отдельные люди. Его желания и желания мамы могут не совпадать. Хочется вернуть младенческое блаженство. Однако при отзывчивой, чувствительной матери ребенок справляется со своими чувствами.
Ребенок замечает, что если он делает что-то, что тревожит маму, тогда она приходит и какое-то время находится рядом.
Но если мама резко бросила кормить грудью в полгода, родился братик или сестричка, или ребенку пришлось разлучиться с матерью на длительное время, малыш начинает бояться, что маму можно потерять. Ребенок замечает, что если он делает что-то, что тревожит маму, тогда она приходит и какое-то время находится рядом. Тогда у ребенка закрепляется связь: выдернул волос — пришла мама. Со временем эта связь становится бессознательной, остается только симптом.
Что делать родителям, если это — причина, почему ребенок грызет ногти. Почаще говорить ему, как его любят, как он значим и важен для семьи. Подмечать его успехи и помогать справляться с неприятностями. Важно, чтобы он чувствовал: что бы ни случилось мама и папа рядом, на его стороне.
4 Не может предсказать поведение родителей
Если родители ведут себя непредсказуемо и по-разному в одинаковых ситуациях, это нарушает чувство безопасности у ребенка.
Мама может уходить без предупреждения. Неверно, что маленькие дети этого не замечают. Даже самый маленький младенец чувствует и знает, что мама куда-то делась. А вот куда — непонятно. Ребенок не знает, куда она ушла и когда вернется. И почему когда засыпал — была мама, а проснулся — бабушка или няня. Он переживает, что мама ушла навсегда, бросила его. Начинает думать, что это он виноват во всем.
Сегодня мама за мокрые штанишки наругала, завтра не обратила на них внимание, послезавтра посмеялась, а через неделю и вовсе побила. Непонятно, как мама поступит в тот или иной момент. На одни и те же действия она реагирует по-разному.
Мама запрещает смотреть мультики больше получаса в день, а папа разрешает. Ребенку непонятно, как себя вести, какие правила соблюдать. Он не может предполагать, предугадывать последствия своих поступков и поведения. Он не может чувствовать себя спокойно и безопасно.
Мама запрещает смотреть мультики больше получаса в день, а папа разрешает. Ребенку непонятно, как себя вести, какие правила соблюдать.
Что делать родителям, если ребенок грызет ногти? Совет психолога — б ыть последовательными в правилах и запретах. Если телевизор после десяти вечера смотреть нельзя, то нельзя и сегодня, и завтра, и через неделю. И не разрешит ни папа, ни мама. Если перед мальчиком, которого ударил ребенок, нужно извиниться, то это нужно делать в любых случаях, когда ребенок обидел кого-то из сверстников. И ни папа, ни бабушка от этой участи не избавят.
5 Чувствует себя непринятым
С детства в ребенке могут видеть черты лица деспотичного деда. Ребенок только родился, а у него уже «такой же хитрый взгляд как у отца». Или он родился в день рождения прабабушки — значит такая же тяжелая судьба будет. В этих примерах ребенку с рождения приписываются качества и черты других родственников, которые не имеют ничего общего с ним самим. Самого ребенка не видят и, следовательно, не принимают.
Ребенку с детства могут пророчить карьеру переводчика или математика и требуют от него блестящих знаний соответствующих предметов. А у него талант к рисованию или танцам. Ребенок вынужден подавлять природные способности и следовать ожиданиям родителей, что создает сильное напряжение.
Что делать родителям. Обратить внимание на интересы ребенка, его способности. В школе приходится изучать все предметы, но если вместо кружка по математике ребенок, любящий рисовать, пойдет в художественную школу, то он будет чувствовать себя гораздо лучше. Он будет знать, что его заметили, что его талант может развиваться, он значим, увиден и принят. У ребенка появится хобби, которое потом может перерасти и во что-то более серьезное.
6 Страдает от своей «неидеальности» и строгого воспитания
Ребенка ругают за не отличные оценки, требуют первых мест во всех конкурсах, идеальной внешности, идеальной чистоты в комнате. За любое несоответствие ожиданиям ребенок подвергается наказанию, порицанию, осуждению. Тогда малыш все время находится в постоянном напряжении, не может расслабиться даже на секунду.
Если ребенок растет в страхе перед родителями, перед наказанием, перед неудачей, напряжение и тревожность возрастают в разы. Это как плотина, которая под огромным напором воды когда-нибудь обязательно прорвется.
Что делать родителям. По возможности создать ребенку условия, в которых он почувствует себя понятым и принятым. Важно любить ребенка просто за то, что он есть. Вне зависимости от его внешности, чистоты комнаты и отметок в школе.
Если своими силами справиться не получается, обратиться к специалисту
Невроз и неврологические реакции, к которым в том числе относятся навязчивые действия, — это компетенция невролога, психиатра и психиатра-психотерапевта. Лучше, чтобы ребенка осмотрел врач и, если нужно, прописал медикаменты.
Если рекомендации не работают или их сложно выполнять последовательно, спокойно и регулярно, стоит обратиться к детскому психологу. Психолог поможет найти причину навязчивых действия у ребенка и поможет грамотно выстроить поведение родителей.