что делать если давят конкуренты
7 способов победить своих конкурентов, оставаясь человеком
Наш век — это эпоха тотальной конкуренции. Даже власть, деньги и социальное положение не оберегают тебя от необходимости сражаться за рабочее место, за девушку, за сохранение всего, что было накоплено тобой и твоими предками. В этом нет ничего плохого, потому что благодаря конкуренции и появляются сильные личности. Если же конкуренции не будет, то общество начнет деградировать — не только во власти, но и везде.
Выжить в этой жесточайшей конкуренции — это задача number one. Следующей твоей задачей будет не выживание, а доминирование. Расскажем и о том, и о другом.
Есть некая надменность в том, что человек считает себя особенным и готовым к тому, чтобы сделать что-то великое. Да, это верно — только гордецы думают о таком. Скромные предпочитают довольствоваться малым. Но правда в том, что именно гордецы и получают от жизни то, что хотят: они создают величайшие творения искусства; они руководят крупнейшими компаниями; они получают бесподобных женщин. Они те, кому изначально всё это «по силам», ведь их вера в себя имеет черты психического расстройства — их не сломить, потому что они не просто хотят работать хорошо, они хотят работать лучше всех. Зачем? Чтобы подняться на два, три, четыре уровня выше. Человек без сложной или высокой цели не будет стремиться прыгнуть выше головы. А без этого нельзя быть лучше, ведь быть лучше других — это значит ставить себе более сложные цели.
Разве это не очевидно? Ты должен лучше работать, лучше выглядеть, лучше тренироваться, чтобы выдерживать конкуренцию с людьми, которые хотят занять твое место. В этом плане тебе поможет практика, знание теории и даже метод проб и ошибок. При этом ты не должен заострять внимание на узкоспециализированных знаниях. Ты должен быть универсален настолько, насколько это возможно. И это особо справедливо для жизненных ситуаций или ситуаций, которые связаны с отношениями с девушкой. Кого выберет шикарная женщина? Качка, у которого в голове вместо мозгов кашица из плесени, или качка, который хорошо разбирается в физике, современном искусстве, машинах? Ответ, как ты понимаешь, очевиден.
Стремление к совершенству должно выражаться не только в твоей работе над самим собой, но и в твоих делах. Смысл в том, чтобы исполнять свои обязанности качественно. Если взялся за работу, то пусть она будет идеальной. Если взялся выполнять просьбу, то выполни ее так, как никто другой.
Характер — это не то, что дается тебе природой. Характер надо сковать своими собственными руками, поступками, решениями. Нельзя изначально быть мужчиной с сильным характером. Но если им стать через труд и рвение, то ты сможешь легко опередить своих соперников практически во всех делах. Сильный характер помогает отстаивать свое решение, выдерживать критику, давать отпор на любом фронте, деловом, любовном или уличном. Такие люди редки, но это не значит, что ты не можешь стать одним из них. Для этого нужно как минимум научиться контролировать свои эмоции. Когда ты зол, то не злись. Когда ты хочешь плакать, то не плачь. Когда ты хочешь обидеться, то не обижайся. Всегда думай о том, к чему приведет твой эмоциональный всплеск. Поможет ли это делу? Как это будет выглядеть со стороны?
Если ты не можешь уничтожить человека, то покопайся в его прошлом. И вот ты узнаешь, что когда-то этот уважаемый человек состоял в радикальном религиозном обществе, был осужден по статье об изнасиловании, ограбил дом — прошлое никогда нас не отпускает, и его могут использовать. Поэтому важно быть безупречным человеком с безупречной репутацией. Тогда твоим врагам придется придумывать мифы, чтобы оправдать свои нападки. Но мифы легко разбиваются об объективность.
Тебя могут незаслуженно понизить или даже уволить. На твое место могут назначить более «удобного» человека либо вообще родственника директора. Твои способности могут оказаться невостребованными. К твоему мнению могут не прислушиваться. Подруга может не увидеть твоих хороших качеств. Друзья могут считать тебя неудачником. Мнения других порой изменить чертовски сложно, особенно если ты реагируешь на них мягко. Поэтому важно время от времени быть жестче обычного — быть опасным человеком, которого могут бояться и друзья, и коллеги, и даже сам начальник. Когда ты умеешь применять агрессию в моменты, когда на тебя давят, то ты можешь отстоять свою позицию. Быть жестче — это значит, что другие люди должны видеть, что ты не мягкое тесто, а кремень. Не всегда проблемы можно решить мирно. Если этого не происходит, то нужно добавить немного специи под названием «ярость». Но не переусердствуй — ты должен оставаться уравновешенным.
Недавно на Geek Picnic произошел скандал. Одной «просветительнице» не понравились политические взгляды одного из лекторов, отчего журналистка решила не участвовать в мероприятии — этим она подвела свою аудиторию, организаторов одного из крупнейших в России мероприятий гик-культуры, да и вообще поступила странно. При этом взгляды лектора никоим образом не отражались на теме его лекции. Если делать вывод, то мы имеем дело с классическим проигрышем в конкуренции.
Человек с более сильным характером договоренности бы не нарушал. Более того, работу нельзя строить по принципу «мне нравятся его взгляды или мне не нравятся его взгляды», особенно если это касается научной, образовательной или технической деятельности. Поэтому, если ты хочешь действительно победить в конкурентной борьбе, то важно понимать, что вокруг тебя существует масса людей, которые тебе будут отвратительны по взглядам, вере, психике, внешности. Эти люди могут быть подонками, но если они могут тебе помочь, то ты должен работать с ними — это не игра со своей совестью, это профессиональный подход к делу.
Главное — не победа, а участие? Оставь это дерьмо неудачникам. Соревнования на то и соревнования, чтобы выявить лучшего. К тому же они могут показать степень твоего профессионализма. Да, литературная премия не делает из плохого писателя хорошего, но она может быть весомым аргументом в споре о профессиональности. Другими словами, автору лучше иметь эту премию, чем не иметь. То же самое касается любой другой профессии. Более того, то же самое касается любого другого дела. Если ты боишься подойти к девушке только потому, что на нее кто-то уже положил глаз, то о какой победе ты можешь вообще знать? Пойми, не существует никакой победы без вызова — бою альтернатив нет.
Как избавиться от конкурентов в своей нише и стать №1
Как вывести бизнес на новый уровень и как правильно создать или доработать сайт?
С помощью такого мощного инструмента как АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ!
Без качественной аналитики попросту невозможно выстроить сильное УТП (уникальное торговое предложение), а значит и невозможно дать клиентам ценный продукт, который будет хорошо продаваться.В высококонкурентной среде важно выделяться, это факт!
Итак, как сделать анализ максимально эффективным для продаж, с помощью сайта и не только. Расписываю по пунктам и без воды.
В первую очередь, нужно понять, что не все те компании, которые продают такой же продукт как вы, являются вашими конкурентами. В своей нише вы представляете один из сегментов рынка. Например, если вы начинающий предприниматель, то не стоит вступать в гонку с огромными компаниями, которые на рынке уже несколько десятков лет. Следует найти именно прямых конкурентов, они на одном уровне по ценам на товары и качеству обслуживания.
Для дальнейшего сравнения, нужно выписать все ссылки на ваших конкурентов в таблицу Excel, и определить все параметры, по которым будет проходить сравнение.
Список параметров идет следующими пунктами:
Этот пункт дает понять, откуда поступает трафик у конкурентов и выявить его примерную ЦА. Имея эти показатели, можно открыть для себя новые каналы продаж или усилить имеющиеся. Видя, что большая часть трафика идет у конкурентов из соц сетей, будет глупо не воспользоваться инстаграмчиком в свою пользу =) То же касается и ЦА, можно специализироваться на доле рынка с которой никто не работает.
На этом этапе выписываются продукты ваших конкурентов и то, как они позиционируются. Как правило, это должно считываться с первного экрана сайта (с главного залоговка). Далее, все тем же путем, обращаем внимание на хорошие предложения и откидываем плохие. Выявляем, какие преимущества мы можем дать своим клиентам, чтобы они выбирали именно нас.
Почему этот продукт? Почему у вас? Почему по этой цене? И почему сейчас?
На все эти вопросы нужно отвечать и обосновывать.
Нужно выявить, на каком уровне оценивают конкурентов. Почитать отзывы клиентов и так же проанализировать на основе этого их сильные и слабые стороны.
Этот параметр можно разбить еще на несколько, в зависимости от задач:
— Устройство воронки продаж;
— Акции, скидки и подарки;
— Скрипты продаж call-центра;
При анализе рекламных каналов очень важно понимать:- какие каналы для размещение своей рекламы используют ваши конкуренты;- какую ЦА привлекает определенный конкурент.Все это помогает узнать, откуда приходят клиенты к вашим конкурентам, а значит и понять, какой канал продаж можно усилить Вам.Чтобы просмотреть, чем пользуется ваш конкурент для получения клиентов, можно использовать одно из шпионских расширений для браузера — «SimilarWeb»
Успешность или неудачи ваших конкурентов по этому параметру может определить дизайнер. Он выявляет положительные аспекты структуры и интерфейса сайта. Например, если на сайте конкурентов есть регистрация через соц сети, а у вас нет, то нужно его добавить, ведь это экономит время пользователя.
Все эти моменты можно и нужно вычислять с помощью Яндекс.метрики. Сервис дает подробную информацию о кликабильности тех или иных элементов на сайте. Так же здесь можно смотреть записи экранов с сессиями всех пользователей (веб-визор). Согласитесь, посмотрев на историю действий пользователя на сайте многое становится понятным =)
Как вы поняли, чтобы опережать своих конкурентов нужно обратиться к системному анализу, только четкое понимание того, как двигаются ваши конкуренты даст возможность их опережать. Не нужно думать что вы знаете все о своих конкурентах, без методичного подхода к сбору данных и аналитики это просто абстрактные рисунки в голове.
Ценовые войны: что делать, если конкуренты снижают цены и демпингуют
Демпинг — проблема конкурентных рынков. Один магазин сбрасывает цены, в результате страдают все. Но это не значит, что вам нужно поступать так же. Даже если ваш конкурент — маркетплейс.
Рассказываем, как выйти из ценовой конкуренции и почему не стоит снижать цены.
Почему конкурент снижает цены
Попытайтесь выяснить, почему ваш соперник демпингует. Возможные причины:
В последнем случае вы в невыигрышном положении. Бизнес конкурента эффективнее. Теперь вам нужно постараться, чтобы добиться такой же экономии. Проанализируйте, почему ваши цены выше. Может быть, у вас неэффективные затраты, неоптимальная продуктовая политика, плохо работающие процессы, завышенные ожидания уровня прибыльности.
Опасности ценовой конкуренции
Сделать конкурентным преимуществом низкую цену — самый легкий путь. Не нужно думать над маркетинговой стратегией, работать над качеством товаров или улучшать обслуживание клиентов.
Но минусов в этом случае больше:
Теперь рассмотрим решения для борьбы с демпингом со стороны конкурентов.
Эти способы помогут не только избежать ценовой войны, но и привлечь новых клиентов, укрепить бизнес и бренд на рынке.
Как победить конкурента без демпинга
Низкая цена — не гарантия покупки. Представьте, вы решили сэкономить и ищите товар по самой низкой цене. Нашли, отлично. А дальше может произойти всё, что угодно: товара нет в наличии и неизвестно, когда будет, сайт неудобный, непонятны условия доставки, оплатить можно только одним способом, товар доставляется только через 3 недели или доставка дорогая, непонятно, как задать вопрос менеджеру или он просто молчит… Легче купить там, где подороже, но всё понятно и удобно.
Согласно исследованию консалтинговой компании Walker, в ближайшие годы customer experience — то есть весь процесс взаимодействия покупателя с магазином — станет важнейшим критерием покупки, затмив качество продукта и его стоимость.
Вот над всем этим и стоит работать: делать магазин удобным, улучшать сервис, повышать экспертизу, расширять ассортимент, вкладываться в рекламу… Тогда вы сможете предложить клиентам конкурентоспособную цену без ущерба для своего бизнеса и перспектив его развития.
Поднимите цены
Парадокс? Сейчас объясним. Пытаясь продавать ещё дешевле, чем конкурент, вы балуете покупателей и портите рынок себе и остальным игрокам.
К тому же по стоимости выбирают только клиенты, которые хотят максимально сэкономить, больше ваш магазин их ничем не интересует. Рассчитывать, что такие покупатели останутся с вами надолго, не стоит.
Продавать дороже, как бы странно это не звучало, проще.
Для этого надо ориентироваться на людей, для которых цена — не всё. Если продаете такой же товар, как у других, добавьте ценности за счет сервиса: красивая упаковка, более удобный сайт, внимательные консультанты. Пусть это входит в стоимость.
Повысить статус товара проще, если продаете изделия собственного изготовления. Добавьте товару новых свойств, используйте более качественные материалы.
Например, в магазине touchby.me свитеры стоит раз в 5 дороже, чем в масс маркете. Зато здесь натуральная шерсть, а не синтетика. И подача играет не последнюю роль: шикарный аккаунт в Инстаграме не зря набрал 87 тысяч подписчиков. Уверены, что заказы тут только растут.
Дорогой товар тоже моет быть популярным. Главное найти своего покупателя и правильно подать
Поработайте над имиджем. Для этого можно стать спонсором популярного мероприятия, предложить товар медийной личности и потом разместить её фото с вашим товаром в соцсетях. Да и само оформление сайта, аккаунтов в соцсетях (особенно в Инстаграме) и рекламных материалов играет роль: можно подать товар так, что он будет выглядеть привлекательнее и казаться качественнее, даже если это то же самое, что продают конкуренты.
Боитесь, что при повышении цены количество заказов упадет вместе с доходами? Так скорее всего и будет, но вырастет фактическая прибыль и вы в результате останетесь в плюсе. Посмотрите на эту таблицу:
Цена поставщика | Наценка | Цена в рознице | Прибыль | Количество заказов | Доходы | Фактическая прибыль |
100 | 30% | 130 | 30 | 100 | 13000 | 3000 |
100 | 45% | 145 | 45 | 80 | 11600 | 3600 |
100 | 65% | 165 | 65 | 60 | 9900 | 3900 |
Переждите
Самое простое, что вы можете сделать. Переждать возможно без потерь, если у вас широкий ассортимент и много постоянных клиентов.
Конкурент не может демпинговать вечно и скоро распродаст дешевый товар. Плюс есть вероятность, что ваши аудитории не слишком пересекаются, и ваши клиенты просто не узнают о скидках конкурента.
Если ваши продажи снизились, попробуйте оптимизировать расходы, например:
Если конкурент продолжает держать низкие цены, приступайте к следующим способам.
Сделайте бесплатную доставку
Это сто очков в вашу пользу. Необходимость платить за доставку — главная причина отказа от покупки. Поэтому сделайте доставку бесплатной и сообщите об этом покупателям заранее: баннер на главное и в каталоге, информация на странице товара… Везде, где возможно, чтобы покупатель узнал о выгодной возможности.
Доставлять бесплатно и не уйти в убыток можно, если, у вас большой процент повторных продаж или установлена сумма минимального заказа. Подробно об этих и других вариантах рассказали в статье про бесплатную доставку.
Добавьте ценности за счет аксессуаров и отличного сервиса
Не снижайте цену на товар, лучше предложите покупателю дополнительные услуги, бонусы или преимущества:
Тут пригодится статья о том, какие ошибки в оформлении мешают продажам.
Например, если вы продаете:
Подставьте свой товар и подумайте, как ещё вы можете быть полезны покупателям?
Предложите две цены на один товар
Чтобы поднять продажи, иногда достаточно очень простых действий. Например, введите в магазине систему двух цен.
Первая цена — минимальная цена на товар. Вторая — выше, но с дополнительными услугами: сборка, подарочная упаковка, дополнительные аксессуары в комплекте.
В это можно настроить во вкладке «Параметры» в карточке товара. Добавляете услугу или дополнение к товару, укажите стоимость. При выборе параметра цены покупки пересчитается автоматически. Например, так сделали в магазине Kokosina:
За счёт дополнительных опций цена товара может увеличиться вдвое
Научите пользователей выбирать хороший товар
Способ долгосрочный, эффект появится не сразу, зато в результате у вас прибавится постоянных лояльных клиентов.
Если конкурент начинает торговать дешевым товаром низкого качества, обратите это в свою пользу. Выпустите несколько статей о том, как отличить оригинал от подделки, чем плох более дешевый товар и чем грозит клиенту его использование. Разместите эти материалы в собственном блоге или предложите их профильному сайту. Дайте ссылки на статьи в соцсетях.
В своем разместите информацию о сертификатах на товар и его происхождении. Расскажите о продукции подробно: сделайте репортаж с производства, используйте на сайте фото хорошего качества, дайте подробные описания свойств и материалов. Показать вашу экспертность и наглядно продемонстрировать товар поможет видеоблог.
Часть посетителей думают, что выбирают по цене. На самом деле они обращают внимание и на другие критерии. Для этой категории людей нужно объяснить и аргументировать цену.
Договоритесь с поставщиком о контроле цен
Поставщикам тоже невыгоден демпинг. Магазины снижают цены, работают в убыток, прогорают и закрываются. Нет дилеров, нет и поставок.
Предложите поставщику ввести контроль цен: мониторить цены в регионе и не позволять магазинам спускаться ниже рекомендованной стоимости. Даже если он откажет, вы ничего не теряете.
Используйте маркетинговые приемы
«Покупатель всегда ищет там, где дешевле» — миф для тех, кто не знаком с основами маркетинга. Покупатель выбирает по цене только тогда, когда нет других критериев для сравнения. Если товары и условия одинаковы, то он выберет там, где дешевле, даже если вопрос цены не принципиален.
Живой пример — вы сами. Почему вы покупаете продукты не в самом дешевом магазине? Или почему у вас не самый дешевый телефон? Потому что кроме цены много других критериев.
Рассказать покупателям о ваших преимуществах и заставить выбрать товар не по цене, а по свойствам и пользе можно с помощью маркетинга:
Читайте про маркетинг больше, узнавайте, пробуйте, экспериментируйте. Существуют десятки методик, проверенных временем и практикой.
Что делать, если конкурент — маркетплейс
Если вы не производите, а перепродаёте товар, то скорее всего вашим конкурентом окажется маркетплейс — Ozon, Wildberries, Aliexpress или любой другой. На маркетплейсе товар дешевле за счёт объёмов поставок (либо жёстких условий площадки), при этом обычно налажена логистика, есть много удобных способов оплаты… Кажется, что тягаться тут невозможно.
На самом деле вариантов борьбы много:
Пример: магазин который торгует товарами от китайских производителей. Товар не эксклюзивный, можно найти на том же Aliexpress. Но продавец постарался:
И, похоже, нашёл хороших поставщиков и смог договориться о цене, потому что стоимость некоторых товаров в магазине одна из самых низких (если смотреть первые результаты поиска по названию в поисковике).
При покупке электроники доверие магазину и сервис важнее цены
Поделитесь в комментариях своими мыслями на счёт маркетплейсов. Как считаете, они скоро захватят ecommerce или люди будут покупать в «обычных»
Постарайтесь избежать ценовой конкуренции. Практически всегда есть способ повысить ценность своих товаров или услуг для покупателей и занять необходимую рыночную нишу, не прибегая к демпингу. Если же вы подверглись ценовой атаке, обдумайте и применяйте методики из этой статьи.
Бизнес-опрос: что делать, если конкурент вышел на тропу войны
Как поступить, если компания сталкивается с неэтичным поведением конкурентов? Участники рубрики «Бизнес-задачник» рассказали о своем опыте.
Клиника презентовала по настоящему выгодное предложение: недорогую и качественную медицинскую услугу по новой технологии, что дало ей гигантский прирост оборота и числа клиентов. При этом выросло и давление конкурентов: поддельные «клиентские» отзывы, распространение слухов, заявления в контролирующие органы и прочие грязные методы. Как быть в такой ситуации? Такое условие традиционной «задачи» для руководителей на этой неделе.
Наталья Кукушкина генеральный директор компании «Улица строителей»
В нашей сфере сильная конкуренция, бывают и кляузы. Например, перед Универсиадой я случайно узнала, что нашу компанию какой-то конкурент постарался включить в список недобросовестных поставщиков. Я до сих пор не знаю, откуда «ветер подул». Но мы пережили эту ситуацию. Главное дело — работать, нет ни времени, ни желания заниматься расследованиями, какой конкурент оказывает давление. Успешные компании всегда сталкиваются с негативом и завистью точно так же, как и успешные люди. Поэтому я стараюсь не конкурировать, а идти на несколько шагов впереди. Лидер на то и лидер, что как бы его ни пытались принизить, он от этого свой статус не теряет. Я не считаю, что нужно затачивать свое внимание на действиях завистников и опускаться на этот уровень разборок. Конечно, есть ситуации, когда просто игнорировать угрозу со стороны конкурентов невозможно. Например, когда копируют твое название и сайт. Но это скорее мошеннические, чем конкурентные действия. В нашей сфере одним из нездоровых видов конкуренции можно назвать демпинг, в связи с таким методом работать становится очень сложно, многим трудно выживать. Но каждый сам выбирает себе стратегию, я считаю, что стратегия демпинга недальновидная. Сколько проживет компания, которая роняет цены, — это вопрос времени.
Татьяна Седова владелица и директор салона «Белый ангел»
Недобросовестную конкуренцию никто не отменял. К сожалению, встречаются нечестные на руку игроки. В моей практике подобного, к счастью, не было. Единственное — слухи. Но я к этому отношусь философски — раз о тебе сплетничают, значит ты идешь впереди, значит ты известна и интересна окружающим. Слухи — высшее достижение популярности.Отношусь к ним с улыбкой. Наш клиенты — это адекватные люди, и они сами сделают выводы. Что касается поддельных отзывов, то было несколько случаев. На известных сайтах-отзовиках были несправедливые и явно «заказные» отзывы. Списалась с администрацией сайта, и их убрали после соблюдения определенных условий. А что касается контролирующих органов, то работай по букве закона с соблюдением всех предписаний, и все будет хорошо.
Татьяна Латушкина руководитель представительства «СёрчИнформ» в Казани
Наша компания — разработчик средств информационной безопасности — сталкивалась с недобросовестной конкуренцией. Правда речь шла не о поддельных отзывах или слухах, а о противодействии с помощью административного ресурса.
Наш основной продукт — DLP-система «КИБ СёрчИнформ» — практически год не мог войти в Реестр отечественного ПО. При этом в экспертном совете, принимающем решение по внесению продукта в реестр, состоит наш главный конкурент и голосует «против». Мы не раз указывали на конфликт интересов руководству Минкомсвязи, но особого результата не было. Пришлось пройти все круги беспощадного бюрократического ада: когда запрос на новые документы отправляют за несколько часов до заседания комиссии, сроки бесконечно переносятся, не дают внятных объяснений и каких-либо ответов, задают откровенно нелепые вопросы.
Очень подробно ситуацию описал председатель совета директоров «СёрчИнформ» Лев Матвеев у себя на странице в Facebook. История вызвала резонанс в профессиональных кругах. Так как оказалось, что не один вендор пострадал по той же причине. За это время у нас сорвалось несколько крупных контрактов, и компания не смогла участвовать как минимум в пяти конкурсах на закупку.
В нашем случае, мы боролись фактами, официальными подтверждениями и заключениями. Именно этот подход посоветую тем, кто попал под давление конкурентов. Если какой-то факт имел место, то признайте официально и публично объясните ситуацию. Если нет, то напишите официальное опровержение, укажите на фальсифицированные аргументы конкурента. Но не вступайте в грязную полемику, сохраняйте достоинство и самоуважение как бы сложно ни было. Если эти ваши действия не сработали, тогда старайтесь привлечь внимание к проблеме со стороны профессионального сообщества, общественности, СМИ. Нужно помнить, что недобросовестная конкуренция вредит не только конкретной компании, но конечному потребителю и отрасли в целом. Если правда на вашей стороне, остается только ее доказать.
Артур Уразманов генеральный директор ООО «Аптеки 36,6», сети клиник «Звезда»
Надо разобраться с тем, что считать этичной конкурентной борьбой, а что нет. Многие и попытки продавать дешевле, чем конкуренты, считают нечестным методом. По мне так это спорный вопрос. Но что точно неэтично — это натравливать контролирующие органы, они и без конкурентов ведут себя неэтично (выпал снег в 4 утра, в 8, еще до начала рабочего дня дворника, уже появляется контролер!)
На нашем рынке, где каждый считает себя экспертом, очень сложно понять, что является частью нечестной конкурентной борьбы, а что действиями клиентов и пациентов. У нас рынок полудиковатый. Искать, откуда пришел отзыв, займет слишком много сил, времени и денег. Поэтому на каждый плохой отзыв можно противопоставить только хороший и для этого работать, совершать качественные продажи, качественные консультации. Бывают специфические методы конкуренции. Например, видит доктор, что у него 10 пациентов в записи, а приходят только трое. Скорее всего, семеро были записаны конкурентами. Все звонки у нас записываются, можно провести расследование. Но реакция стоит дороже. Поэтому я предпочитаю смотреть на такие случаи с полузакрытыми глазами, если они не являются большой угрозой репутации компании: собака лает, караван идет. В противном случае придется обратиться в следственные органы и решать проблему через суд.
Екатерина Смолева юрист компании «Стерлигов и партнеры»
Распространение слухов и лживой рекламы — один из самых неприятных, но распространенных видов недобросовестной конкуренции.
Она может выражаться, например, в распространении заведомо ложных сведений о свойствах и качестве продукции производителя (могут сказать, что содержит вредные вещества, примеси, стекла и пр.), а также в распространении среди партнеров производителя лживых сведений, порочащих репутацию (невозможность вовремя оплачивать, проблемы с налоговой и пр.). В настоящее время самым ярким способом проявления такой недобросовестной конкуренции является размещение конкурентами явных негативных отзывов на сайтах производителя.
Но, к сожалению, как показывает практика, нередко такие способы работают, особенно на «новичках». В результате производитель, просто растеряв всю клиентскую базу, вынужден «сворачивать» свое производство или менять имя и начинать все заново.
На недобросовестных конкурентов есть свои способы воздействия. Один из самых действенных — написание жалобы в УФАС. На ее основании ваши конкуренты будут проверены и привлечены к ответственности антимонопольным органом.
Если вы знаете, кто именно из ваших конкурентов открыл нечестную борьбу, то можно ответить той же монетой: обратиться с жалобой не только в ФАС, но и в другие органы ФНС, Роспотребнадзор, СЭС (Санитарно-эпидемиологическая служба) и пр.
Эдуард Гумеров руководитель компании «Империя окон — Поволжье»
Мы не встречаем подобных действий со стороны конкурентов, наверное, потому что работаем в b2b-сфере, где грязных методов встречается меньше. Все-таки наши клиенты профессионалы и их грязными слухами не возьмешь. Но я бы посоветовал игнорировать любые выпады со стороны конкурентов и даже воспринимать это как хороший пиар: говорят, значит, боятся.
Рафик Абзалов исполнительный директор China Campus Network
Случаи неэтичного поведения конкурентов случаются регулярно. Но уверен, что это кратковременная стратегия. Компания, прибегающая к нечестной конкуренции, действует из страха, ведь она не может одержать верх в честных условиях — у нее недостаточно ценности в предложении для клиентов. Поэтому и долго существовать на рынке она не сможет. Действовать теми же способами в ответ нельзя из соображений сохранения чувства собственного достоинства. Нужно давать ассиметричный ответ: еще больше усиливать ту ценность для клиентов, которую не может дать конкурент, тогда его неэтичные методы померкнут.
У меня было агентство загородного отдыха в Самарской области. Конкурент скопировал базу домов с фотографиями, сменил только свой логотип на сайте. Я позвонил ему, сказал, что действует он не по-мужски, некрасиво перед клиентами. Но после того как он отказался сменить фотографии, я выводить конфликт в публичную сферу не стал. Мы хорошо знали свою сильную сторону и стали усерднее работать над продвижением своей ценности. А она заключалась в том, что мы досконально знали свои объекты. На этапе создания базы мы не просто сфотографировали дома. Две недели вся компания и отдел продаж посвятили тому, чтобы объехать все 154 турбазы Самарской области и знали о них все вплоть до расположения кроватей. Конкурент же продавал отдых по фотографии, и надо отметить, в итоге у него сложилась плохая репутация. И пусть для клиентов репутация агентства не так заметна, партнеры накапливают информацию о неэтичном поведении, что в конечном счете сказывается на условиях сотрудничества.
Мурат Ахмеров гендиректор АН «А-Девелопмент»
В последнее время много примеров недобросовестной конкуренции. Вот «Спурт Банк» столкнулся с ситуацией, когда из-за слухов может разрушиться хороший бизнес. На сеть «Добропек» натравили Роспотребнадзор. В ретейле и банковской сфере случаи неэтичной конкуренции наиболее часты. К сожалению, есть компании, которые не чураются использовать грязные методы, но наступит предел. Есть законы вроде пожарных норм, которые «написаны кровью», так и в деле борьбы с нечестной конкуренцией, я думаю, ужесточится контроль. Это приведет к тому, что рынок станет более цивилизованным.
В нашей сфере аренды и продажи коммерческой недвижимости, к счастью, ситуация обстоит лучше. На данном этапе развития конкуренты выбрали стратегию взаимодействия и кооперации. Мы договариваемся, заключаем соглашения.
Артем Крамин
Такая ситуация может случиться в жизнь любой компании, от этого, к сожалению, сложно застраховаться. Если говорить конкретно о методах, которые перечислены, то с ними по нашему опыту существует единственный эффективный метод борьбы.
Ты должен делать свое дело безупречно. Отрабатывать с каждым клиентом на 100%. Отрабатывать до того, как он пришел к тебе, во время визита, и после него. Ты должен делать людей счастливыми, и тогда в эти сложные моменты они ответят тебе взаимностью. На каждый комментарий хейтера найдется довольный клиент, на каждый заказной пост — напишут благодарность.
Ну и пословицу «собака лает, караван идет» тоже никто не отменял.