что делать если боишься идти в новую школу
Как перестать бояться новой школы и подготовить к ней ребенка — советы психолога
Читайте также
Родителей – в школу?
«Может, но не хочет!»: 12 советов родителям школьников
Найти «своего» учителя
«Со мной никто не дружит!» Школьные проблемы приемных детей
Гиперактивный ребенок в школе. Как помочь ему учиться?
Тревога из-за перехода ребeнка в новую школу возникает, даже если в старой всe было хорошо. А если уж там было что-то не так, то тем более. Но любые риски можно оценить заранее и подготовить своего школьника ко всем возможным неожиданностям. Психолог Катерина Демина дает советы: как перестать бояться новой школы и младшим школьникам, и старшеклассникам.
Начальная школа
Каждый год я получаю массу писем с вопросами «Как подготовить ребенка к переходу в новую школу». Понятно, что ребенок часто даже не подозревает, какое испытание его ждет. Все эти переживания, прежде всего, — чувства взрослых.
«Расспрашивайте своего школьника в форме открытых вопросов: «Как зовут твоего соседа по парте? Во что играли на физкультуре?» Фото — i.obozrevatel.ua.
За самых маленьких тревожнее всего. Не обидят ли его «старенькие» ученики? Сможет ли он найти общий язык с соседом по парте? Хорошая ли попалась учительница? Как понять, сделали ли мы роковую ошибку или удачный выбор?
Сперва смотрите на то, каким ребенок приходит из школы. Усталый, но довольный? Злой как черт, рюкзак летит в угол, кидается на диван с плачем «Чтоб она провалилась, эта школа!»? Возбужденно тараторит, перечисляя имена новых друзей и занятия? Кажется, что отрицательный — только второй вариант. На самом деле ни один из них не показывает реальную картину.
Возбуждение и довольство может смениться скукой, остервенелое неприятие — крепкой дружбой на много лет.
Первые дни вообще непоказательны. Для полноты картины лучше подождать с выводами хотя бы месяц. Понаблюдать, зайти в школу во время урока физкультуры на улице, сразу после уроков посмотреть, как и с кем ваш ребенок вываливается из здания. Даже такой простой показатель, как время вашего ожидания возле раздевалки, может дать много информации. Не просто копается, а завис с друзьями? Или его оставили после занятий в наказание? Или он там делает стенгазету и вообще потерял счет времени?
Не торопитесь с выводами. И расспрашивайте своего школьника в форме открытых вопросов: «Как зовут твоего соседа по парте? Во что играли на физкультуре? Хочешь пригласить кого-нибудь погулять с нами в воскресенье?». Если девочки (скорее всего) сами завалят вас подробностями, то мальчики могут долго отвечать «нормально», прежде чем внутри у них сформируется какое-то определение происходящему. Итак, что может пугать и напрягать.
Злая учительница. Тут все в руках родителей. Если ребенок раньше в школу бежал вприпрыжку, а теперь каждое утро начинает искать повод прогулять — ищите причину. Поговорите с другими родителями класса, обращайте внимание на слова вроде «сильный педагог», «держит класс», «зато у нее высокий рейтинг».
Обычно за этими эвфемизмами стоит образ довольно неприятной, властной и недоброй женщины, которая позволяет себе унижать и оскорблять детей, орать на них, наказывать и запугивать. Из этой ситуации компромиссного выхода нет, надо менять класс. Даже если вы сходите к завучу, поговорите с самой учительницей, призовёте к диалогу — она не умеет по-другому, дело не в вашем ребенке. Это выгорание и профдеформация. Забирайте ребенка.
Более сильный класс. Возможно, ваш ребенок будет не успевать за остальными. Возможно, вам придется приложить какие-то экстра-усилия, чтобы помочь ему «оседлать волну». Некоторое время контролировать домашние задания, может, попросить кого-то из одноклассников объяснить правила оформления (заодно и отношения наладите), почитать что-то дополнительное по предметам. Но вы же ради этого — сильного класса — и затевали переход?
Моя младшая дочь, например, потребовала переход сама. Вот прямо пришла к завучу в старой школе и заявила: «Мне скучно». «Твои проблемы», — сказала завуч и дала ей итоговый тест за третий класс. Лизка написала его за 20 минут, пришла снова. Ей дали тест за четвертый класс. Она его написала за полчаса. Тут уже завуч стала звонить мне и сообщать, что у меня проблемы. Ну что, перевели ее в школу через дорогу, ребенок сразу скатился на четверки с двойками по поведению. Зато не скучно.
Травят одноклассники. Тут два варианта: если ситуация с травлей повторяется в каждом новом коллективе — срочно бегом к психологу, выяснять, что за беда такая. Если до сих пор ребенок прекрасно находил общий язык со всеми, а тут вдруг вам сообщают из школы, что он нелюдимый, неконтактный, не умеет дружить — есть повод сходить и понаблюдать, что происходит.
Подробно расспросите ребенка, постарайтесь найти «наблюдателя» — маму из родительского комитета или школьного психолога, или просто симпатичную одноклассницу, которая умеет смотреть и рассказывать. Это тот самый случай, когда сначала надо собрать информацию, а потом действовать.
Средняя школа
В средней школе на первый план выходят отношения с одноклассниками. И все тревоги связаны в основном с этим. Найду ли я себе новых друзей? Смогут ли они заменить старых?
Во-первых, объясните ребенку, что для вхождения в любые новые отношения надо сначала завершить старые. «Завершить» — не означает порвать или прекратить, нет. Твоя подруга с пеленок навсегда останется твоей подругой. Но если ты будешь всю свою любовь вкладывать в переписку с ней, ты не сможешь прижиться здесь. То же самое относится к любым переменам в жизни.
«В средней школе на первый план выходят отношения с одноклассниками». Фото — tengrinews.kz.
Осознать, что определенный этап закончен и пройден — очень важно. И самим тоже отнестись с пониманием к тому, что первое время подросток будет рваться назад, организовывать встречи, постоянно звонить и переписываться с друзьями, оставшимися на прежнем месте. Это должно пройти, дайте ему время.
Во-вторых, параллельно расставанию идет процесс знакомства с новым миром. И тут вам в помощь воспоминания и осознавания раннего возраста вашего ребенка: мы все реагируем на новое своим особым образом. Увидеть этот повторяющийся рисунок легко, если приглядеться. Как ваш малыш пробовал новую еду? Любил ли он гулять по одному и тому же маршруту или требовал каждый день другую площадку? Носит ли он один и тот же свитер, пока тот не истлеет, или переодевается по пять раз на дню?
Все эти вещи демонстрируют вам способность его нервной системы к адаптации. То, как мы приспосабливаемс я к любым изменениям внешней среды, быстро или медленно, не очень-то зависит от нашего желания. В основном эта характеристика врожденная, называется «темперамент». (Если вы сейчас подумали: «Везет тем, у кого ребенок легко и быстро приспосабливаетс я к изменениям», — быстро возьмите свои слова назад. Потому что ребенок, может, и быстро приспосабливаетс я, а вот изобретать каждый день новые занятия, новые маршруты, новые способы укладывать его спать — как вам такая жизнь? А ведь это две стороны одной медали.) Так вот, если ваш школьник относится к типу медленно адаптирующихся или залипающих людей, вам придется ему помочь.
Подготовьте ему поле для действий. Сходите в школу заранее, выясните неписаные и негласные школьные правила, познакомьтесь с одноклассниками. Купите именно тот рюкзак, который он выберет сам, это важно.
Объясняйте и обсуждайте возможные варианты развития событий. Если вы разбираетесь в групповой динамике — расскажите сыну о том, по каким законам происходит принятие человека в сообщество. Или расскажите хотя бы, как сами это все проходили. Только это должна быть история успеха, а не история о том, «как меня сначала избили, потом окунули головой в унитаз, а потом-то, конечно, все подружились».
Аплодировать успеху. В зависимости от того, насколько высока была тревога у вас и у ребенка, вы можете отмечать его победу и достижения: познакомился с симпатичным одноклассником и взял его телефон — безусловно, победа для замкнутого тихони. А для гиперактивного «я-друг-всем-вок руг» победой будет день без замечаний в дневнике.
Как вести себя в новой школе?
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Ты впервые переходишь в другую школу и переживаешь о том, как тебя встретят новые одноклассники и учителя? Не знаешь, как правильно вести себя, чтобы не оказаться аутсайдером в новом коллективе? Мы попросили профессионального психолога Юлию Шияновскую посоветовать тебе, что нужно делать, чтобы преодолеть эти страхи и грамотно пройти непростой период адаптации.
Не стоит бояться нового коллектива
Начало нового учебного года — это хорошее время для смены класса и школы. Хотя бы уже потому, что твои новые одноклассники тоже ведь первого сентября придут с ощущением новизны и некоторой неизвестности. Ведь прошло лето, за это время много чего с каждым из них было, и поэтому никто не знает, как кто изменился за время летних каникул. Ты для них, конечно, новичок, но и друг ко другу им тоже придется привыкать заново.
Первый день
По традиции нового ученика классу представляет классный руководитель. Но если так получилось, что тебя не представили, не стесняйся подойти к ребятам, познакомиться самостоятельно. Чем быстрее ты это сделаешь, тем проще будет освоиться дальше.
В первый учебный день очень важно, как ты сам настроен на знакомство с новыми людьми, на обучение в новом классе. Окружающие по внешнему виду новичка, выражению лица, жестам, манере держаться очень быстро считывают его эмоциональное настроение и то, как он относится к людям.
Наверняка ты замечал: встречаешь незнакомого человека, а ты уже чувствуешь, нравится тебе человек или нет, хочешь ты с ним общаться или предпочтешь остаться в стороне.
Первое впечатление очень важно в установлении контактов и новых отношений.
Из чего складывается первое впечатление?
1. Внешний вид. Обязательно до конца летних каникул узнай внутренний распорядок школы и требования, которые администрация предъявляет к внешнему виду учеников. Узнав это, ты поймешь, какая одежда в этой школе допустима, а какая нет. Кроме одежды, помни и о личной опрятности: волосы и обувь всегда должны быть у человека в чистоте и порядке вне зависимости от его взглядов и материального положения. Быть опрятным — это, прежде всего, уважительное отношение к самому себе. Если окружающие увидят, что ты сам себя не уважаешь, то станут ли тебя уважать?
2. Поведение и самопрезентация. Улыбка и хорошее настроение — это то, что всегда располагает к себе окружающих. Будь приветлив, не тушуйся при знакомстве. Будь готов рассказать о себе — как зовут, откуда ты, чем интересуешься. Но помни золотое правило общения: хороший собеседник тот, кто умеет хорошо слушать. Поэтому при знакомстве не спеши все рассказывать о себе, также интересуйся и у своих новых одноклассников их увлечениями, поинтересуйся жизнью школы, учителями. Такие общие вопросы очень уместны для первого дня знакомства.
3. Быть собой. Каждый, приходя в новый коллектив, хочет завоевать авторитет и быть принятым. Но не все замечают, как, пытаясь произвести впечатление на окружающих, начинают что-то сочинять о себе. Или соглашаться на то, что совсем не нужно. А еще хуже — уступать в каких-то ситуациях, где требуют проявить силу воли. Умение оставаться собой — важное качество человека вне зависимости от возраста. Это только на первый взгляд кажется, что нужно быть лучше, ярче и нужно что-то доказывать, чтобы тебя приняли в коллективе. Будь уверен в том, что хороший коллектив примет тебя таким, какой ты есть.
Если ты умеешь оставаться верным своим принципам, убеждениям, умеешь выражать свое мнение и отстаивать свои взгляды, это поможет тебе не только установить нужные контакты, но и избежать ненужных. Особенно это важно, если попадаешь в коллектив, где заведены порядки и отношения, ставящие кого-то «выше», а кого-то «ниже». Умение проявить свою волю в таких ситуациях может помочь избежать в будущем проблем, а может быть, и изменить настроение в коллективе.
Первая неделя
Главная задача в первую неделю — осваиваться и общаться с одноклассниками. Запоминай имена, но если кого-то забыл, не стесняйся переспрашивать имена одноклассников и учителей. Помни, что не только ты присматриваешься, но и ребята присматриваются к тебе. Не спеши демонстрировать сразу все свои знания и умения на уроках — прояви терпение и выдержку, ориентируйся на общую активность одноклассников.
Девиз на первую неделю: «Не знаешь — спроси». Спрашивай обо всем, что вызывает у тебя интерес или сомнения. Даже если тебе кажется, что это вопросы неважные, лучше разобраться со своими сомнениями сразу, чтобы потом не попасть в неловкую ситуацию. Одноклассники и учителя прекрасно понимают, что ты новый ученик, и даже ждут от тебя некоторых вопросов.
Продолжаем налаживать контакт с одноклассниками
Для этого придерживайся таких принципов:
1. Нейтралитет. Не спиши вставать на чью-либо сторону, если узнал, что в классе есть ребята, которые между собой не ладят или соревнуются по каким-то вопросам. Выжди время, разберись в общей обстановке класса.
Неважно, насколько ты контактный и активный человек. Если твое поведение будет спокойным, будет располагать к общению и ты не будешь слишком сильно закрываться от общения с одноклассниками, то с большой вероятностью вскоре у тебя в новом классе появятся друзья.
2. Знания. Еще один надежный способ создать положительный образ о себе в коллективе и завоевать авторитет не только среди одноклассников, но и у педагогов. Здесь я говорю не о том, чтобы ты стал «любимчиком учителей» и добился от них какого-то особого отношения. Достаточно, если это отношение будет просто хорошим. Ведь то, как учителя воспринимают ученика, влияет и на отношение к нему его одноклассников. И кстати, если у учителя сложилось хорошее впечатление о новом ученике, ему, учителю, проще будет помочь новичку в какой-то трудной ситуации, например, пресечь чьи-то насмешки в его адрес или привлечь к какому-то общему делу. Человек, который обладает знаниями и навыками, всегда пользуется популярностью в своем окружении.
3. Канцелярские принадлежности. Будь всегда собран и подготовлен к учебному дню. Наличие необходимого набора канцелярии говорит о человеке только хорошее. А наличие запасной ручки, линейки, карандаша и даже чистого тетрадного листа поможет тебе в выстраивании дружеских отношений и закрепит о тебе положительное мнение среди одноклассников. Так что минимальное финансовое вложение и ответственный подход к сбору своего рюкзака накануне учебного дня обычно окупается хорошим отношением.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят
Особенно это важно в общении с учителями, выполнении домашних заданий и выборе стиля одежды, в которой идешь в школу.
Не спеши думать, что правила или требования, которые были важны или, наоборот, не важны в твоей прошлой школе, имеют то же значение и в новом классе. Помни, что у каждого учителя есть свои стандарты качества оформление письменных работ или устных ответов, критерии оценки выполненных заданий, методы объяснения нового материала и прочее. Переносить в новый коллектив стандарт, к которому ты привык в прежнем классе, и объяснять это фразой «А у нас было так…» — то же самое, что идти со своим уставом в чужой монастырь. Вообще, настройся на то, что «у нас» — это теперь «здесь». Иначе, если постоянно будешь высказываться о своей старой школе, окружающие могут подумать, что ты не хочешь становиться тут своим.
Первое время, общаясь с одноклассниками и учителями, не стесняйся задавать вопросы сразу, как только услышал или увидел что-то неясное для себя, это поможет тебе быстрее влиться в рабочий процесс класса и избежать неловких ситуаций.
Дай себе время на то, чтобы освоиться. Помни, что новичком в классе ты будешь недолго. Используй время знакомства с умом — обрати внимание на то, как дети приветствуют друг друга, как общаются между собой, есть ли ребята, которые могут обижать или как-то задевать других. Это нужно не для того чтобы начать сразу конфликтовать с местными заводилами или тем более самому первым кого-то обижать. Напротив, воспользуйся своими наблюдениями и сделанными выводами себе во благо для предотвращения каких-то неприятностей. Оцени, схожи ли у тебя интересы с ребятами из класса, ведь общие интересы очень сближают людей. Если ты заметил, что в классе есть тот, кто любит задевать и цепляться к одноклассникам, обрати внимание, какого рода его придирки, подумай, как можно избежать такого отношения от этого человека. А если видишь, что избежать никак невозможно, подумай о том, как умнее всего этим нападкам противостоять.
В ситуации, когда человек знакомится с новым коллективом, основная задача — это подстроится под коллектив, стать его частью и комфортно взаимодействовать с каждым. Но помни, что если в коллективе присутствует нездоровая атмосфера (обстановка конфликтная — лидер обижает слабых), или приветствуются какие-то опасные виды деятельности или нездоровый образ жизни, то в такой коллектив не стоит вливаться, повторяя заведенные привычки. В такой ситуации важно оставаться самим собой и придерживаться своих независимых взглядов относительно и досуга и поведения.
Откуда брать поддержку, если не все идет гладко
Большой поддержкой станут беседы с «надежным человеком» в конце дня.
Очень важно в период адаптации обсуждать ситуацию в классе и свои впечатления от проведенного учебного дня в новой школе с родителями или каким-то человеком, с кем у тебя близкие, доверительные отношения. Такой близкий и надежный человек обязательно тебе подскажет, как быть в новом классе, чтобы не оставаться в стороне слишком долго, но и чтобы не показаться одноклассникам слишком навязчивым. Ведь во всем нужна умеренность.
Адаптация в новом коллективе — это стресс как для нового ученика, так и для всего класса. Поэтому, вступая в новый коллектив, нужно учитывать различные варианты и учитывать возможные сложности, подначки, проверки. Но это не означает, что ты должен нападать первым, будь дипломатичным и сдержанным. Помни, что любая провокация заканчивается там, где встречает нейтральность и отстраненность.
Как не бояться ходить в школу ребенку и преодолеть страх
Бывают ситуации, когда ребенок отказывается ходить в школу. Он начинает плакать и неподобающе себя вести. Большинство родителей воспринимают такое поведение как банальную лень, но это не всегда так. Боязнь школы — серьёзное психическое расстройство, которое игнорировать нельзя.
Страх школы — не то же самое, что банальная лень
Фобия школы называется дидаскалейнофобией. Она проявляется не сразу. Обычно возникает только во время занятий. Особенно остро проявляется в начальных классах, когда дети не готовы к большим нагрузкам.
Дидаскалейнофобия – боязнь школы
Термином «дидаскалейнофобия» принято называть специфическое тревожное расстройство, присущее школьникам. Дословно с греческого он переводится как «страх школы». Подразумевают под этой фобией как боязнь школы в целом, так и конкретные страхи, так или иначе связанные со школой. Например, боязнь ходить в школу из-за плохих отношений с коллективом, из-за неуспеваемости в учебе, из-за плохого отношения педагога и другие.
Далеко не во всех случаях родители могут догадываться о том, что у их ребенка развилось тревожно-фобическое расстройство. Боязнь идти в школу, его нежелание проявлять учебную активность зачастую воспринимается ими как обычная лень. Однако далеко не всегда они правы. Если ребенок боится школы, следует внимательнее отнестись к этому, расспросить его в подробностях, каковы причины его страхов. Ведь на сегодняшний день фобические расстройства широко распространены не только среди взрослых, но и среди детей и подростков в силу изменения общественного образа жизни.
Взрослые также могут не принимать всерьез тревожность ребенка по причине того, что она проявляется только в школе. Многие уверены: если человек имеет психическую патологию, то она фигурирует во всех сферах его жизни. Это мнение ошибочно, поскольку у любой фобии есть объект. Если исключить из повседневности больного взаимодействие с предметами страха, он ведет себя совершенно нормально, тревожность не проявляется.
Следует помнить, что объяснение психологических расстройств у ребенка его ленью и капризами, длительное игнорирование его жалоб приводит к серьезным психологическим патологиям, депрессивным состояниям и соматическим заболеваниям.
Дидаскалейнофобия: симптомы
Данное фобическое расстройство ярко проявляет себя на соматическом уровне следующими симптомами:
На психологическом уровне главным симптомом является боязнь перед фобическими приступами. То есть, помимо основных панических атак дидаскалейнофоба преследует боязнь того, что все увидят его в неконтролируемом состоянии.
Также у детей может развиться страх потерять рассудок на фоне фобического расстройства.
На поведенческом уровне для дидаскалейнофобии характерны следующие симптомы:
Родителям следует обращать внимание на подобные симптомы, не стоит путать их с капризами.
Симптомы
Первый признак — тревога у ребенка и страх перед школой. Он категорически отказывается идти в учебное заведение. Может придумывать различные причины: головокружение, тошноту, температуру, ангину и прочее. Его цель остаться дома, рядом с родителями. Он становится раздраженным и сердится по любому поводу.
Главное отличие расстройства от лени — психическое состояние. При упоминании о школе начинается паническая атака.
Основные признаки страха школы:
Возникают колики в животе, которые сопровождаются тошнотой. Иногда бывает рвота. Боли в голове могут быть такими сильными, что школьник теряет сознание.
Если подобное психическое расстройство не устранить, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Это эпилепсия как следствие частых панических атак.
Самое страшное последствие — возможность сойти с ума. У подростка могут развиваться суицидальные наклонности. Увидев первые признаки того, что ребенок начал бояться учебы, нужно срочно обратиться к детскому психотерапевту.
От страха у ребенка может начаться тошнота и колики
Причины дидаскалейнофобии
Дидаскалейнофобия лишь в редких случаях развивается в результате какой-то одной травмирующей психику ситуации. Ее формированию преимущественно способствует совокупность негативных факторов, воздействующих на психику ребенка регулярно в течение долго периода времени.
Предпосылками могут стать следующие стрессоры:
Причиной для развития боязни школы может стать и нетипичное событие или состояние. Известны случаи, когда ребенок переживал, что в его отсутствие с родными случится несчастье, и поэтому старался любыми способами избежать посещения школы, остаться дома. Также некоторые дети из неблагополучных детей начинают чувствовать себя ответственными за тяжелую семейную ситуацию и перестают ходить в школу, считая, что у них есть более важные дела.
Тем не менее, посещение школы, успеваемость в учебе, участие в социальной школьной жизни – важнейшие этапы для формирования личности. Разрешить ребенку не учиться нельзя. Поэтому очень важно прислушаться к нему и помочь победить фобию.
Психотерапия
Бывает, что боязнь школы становится неконтролируемой и проявляется ежедневно. Нужно обращаться к специалисту. Отличное решение — пройти курс психотерапии у детского психиатра.
Арт-терапия
Методика включает в себя несколько направлений. Каждое из них — отдельный вид искусства. Среди них есть:
Нужно выбрать тот вид, который приносит наибольшее удовольствие. Часто выбирают рисование. Суть такой арт-терапии — с помощью рисунка изобразить объект страха. Важно обратить внимание на размер фигуры и то, какую цветовую палитру выбрал школьник. Анализируются все линии, штрихи, орнаменты, фигуры.
Другой метод — театральная постановка. Она позволяет увидеть первоисточники психического заболевания. Ребенка просят показать с помощью эмоций, действий то, что заставляет его бояться школы.
Можно предложить пациенту самому побыть в роли пугающего объекта. Нужно обратить внимание на жесты, мимику, слова, поведение.
Арт-терапия хороша тем, что ребенок ее воспринимает как игру. Особенно это касается учеников первых классов. Им весело, интересно, негативное влияние на психику отсутствует.
Театральная постановка поможет разобраться в причинах расстройства
Когнитивно-поведенческая терапия
Для лечения детей техника сложная, но действенная. Маленькие пациенты ее воспринимают как обычный разговор с врачом. Цель такой терапии — сменить негативные установки на позитивные.
Психотерапевт задает пациенту вопросы:
Обязательное условие — заинтересованность малыша в лечении. Врач должен наладить контакт с пациентом. Нужно активное участие ребенка.
Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии состоит из 2 частей: индивидуальные сеансы, где проводится общение между врачом и школьником, и домашние задания.
Примеры домашних заданий:
Важно заинтересовать, чтобы выполнение заданий не вызывало сильного стресса или ужаса. После каждой индивидуальной терапии нужно спрашивать пациента, что нового он узнал. Если успехов нет, сменить тактику и вернуться на этап определения причин страха школы.
Во время терапии ребенок должен будет познакомиться со сверстниками
Лечение дидаскалейнофобии
Ваш ребенок боится ходить в школу: что же делать в такой ситуации? Прежде всего, необходима доверительная беседа с ним. Но часто дети, особенно младшего возраста, и сами толком не могут объяснить, что именно их пугает, так как не могут объективно посмотреть на ситуацию и выявить причину своих страхов. Поэтому наилучшим вариантом для ребенка будет обращение к квалифицированному детскому психологу.
С помощью психотерапевта ребенок меняет отношение к стрессорам. Например, в ситуации с боязнью остаться вне дома, при тревожности за близких ему помогают освоить специальные психотехники. Они позволяют снизить необъективную тревожность.
Помимо психотерапии может быть применено медикаментозное лечение. Чаще всего маленьким пациентам назначаются легкие антидепрессанты или седативные средства. Благотворное влияние на детскую психику оказывает физиотерапевтическое воздействие – ЛФК, массаж, физиотерапия.
Помощь родителей
Роль родителей в формировании детской психики очень значимая. От них зависит, будет ребенок спокойным или будет бояться каждого шороха.
Увидев симптомы дидаскалейнофобии, нужно поговорить, узнать, угнетают ли ровесники, как относятся учителя, есть ли друзья. Важно не давить на ребенка. Задавать вопросы спокойным тоном.
Частая проблема у школьников — заниженная самооценка. Получив плохую оценку, они считают себя глупыми. Родителям стоит создать ощущение успеха, чтобы ребенок понял, что он может быть хорошим учеником. Накопление негатива приводит к депрессии.
Проблемы детей воспринимайте серьёзно. Даже если родителям проблемы кажутся несущественными, нельзя демонстрировать пренебрежение. Лучше расскажите, какие есть варианты преодоления проблемы.
Как предупредить развитие дидаскалейнофобии?
Фобии успешно лечатся, однако не обходится без последствий. Остаются поведенческие привычки, негативные реакции на некоторые раздражители. Поэтому самое лучшее лечение фобии – это ее предотвращение на ранних стадиях. Не менее важна и профилактика, поскольку практически каждый школьник так или иначе сталкивается со стрессорами в школе.
Даже у учащихся младших классов нередко наблюдается нежелание учиться, отказ делать уроки или общаться с одноклассниками. Такое поведение далеко не всегда говорит о дидаскалейнофобии. Но это – критический момент для ребенка. И в это время ему необходимо понимание, моральная поддержка родителей. Любые замечания, порицания, а уж тем более, родительские наказания он воспринимает, как дополнительный стресс.
Стоит помнить: если ребенок не хочется идти в школу, боится, то для этого есть какая-то причина. Профилактика боязни школы как раз заключается в том, чтоб выслушать свое чадо, понять и поддержать его, войти в положение и помочь.
Позитивная и гармоничная атмосфера дома, понимание и поддержка родителей – лучшая мера по предупреждению детских фобий!
На сегодняшний день многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка идти в школу. Если наши советы оказались вам полезными, поделитесь ими и с другими родителями, нажав на репост под текстом. Вместе мы поможем множеству детей избавиться от боязни школы, справиться с развивающимися тревожными расстройствами.