что делали кузнецы на руси
Кузнечное дело на Руси – ремесло Сварога и мастеров-колдунов
Кузнечное дело стало одним из первых ремёсел, появившихся в Древней Руси. Для сбора урожая нужен был серп, для посева – плуг, рукодельницы нуждались в иглах для шитья и вышивки, а кони – в подковах.
За всем этим народ шёл к кузнецам, которые были истинными профессионалами своего дела. Что открывает история кузнечного дела? Почему в старину кузнецов не только уважали, но и побаивались?
Мастерство для народа
Один только процесс получения железа являлся долгим и очень трудоёмким. Сначала в болотах добывали руду, что занимало большую часть осени и зимы, затем просушивали и обжигали, а уже в металлоплавильнях она превращалась в железо.
Но это была только половина дела. Главная задача ложилась на плечи кузнецов. Кусок металла должен был превратиться в изящный острый серп или крепкий меч, причём изготовление каждого изделия требовало особых навыков и мастерства.
Кузнечное дело на Руси было главным ремеслом
Андрей Шишкин «Дозор», 2018 год
Тайны древних украшений
Прекрасная половина человечества в услугах кузнецов нуждалась не меньше, чем воины. Всякая русская красавица хотела получить изысканное украшение, как, например, шейные гривны, тонкие кольца, серьги или перстни.
До нашего времени сохранились деревянные и каменные формы, на которые был нанесён рисунок будущего украшения. Кузнец выливал в форму расплавленный металл, после чего тот становился деталью гардероба древнерусских модниц. Чаще всего на украшениях изображались растения, птицы, мифические создания (грифоны, драконы).
Украшения из металла также изготавливались кузнецами
Андрей Шишкин «Девана», 2013 год
Отдельно хочу отметить две разновидности украшений, которые считались верхом мастерства кузнецов-ювелиров. Это – зернь и скань. Первое искусство представляло собой изготовление мелких серебряных зёрнышек (каждое из них соответствовало размеру зерну мака). Зернь украшала традиционные русские украшения, среди которых большой популярностью пользовались лунницы, выполненные в форме полумесяца.
Не менее впечатлило меня и изготовление скани. Делалась она из тончайших серебряных или золотых нитей, что аккуратно переплетались, превращаясь в тончайший узор-«паутинку». Такие изделия, конечно, ценились очень высоко.
Подопечные великого бога
Кузнецов уважали и даже побаивались, а со временем образ кузнеца стал воплощением мужества и силы. Покровителем этого ремесла выступал один из величайших славянских богов, Сварог. Считалось, что тот кузнец, кому свою «искру» передал бог, освоит мастерство во всех нюансах и даже сможет влиять с его помощью на людей. Каким же образом?
В народе ходили поверья, будто опытный кузнец может «сковать» две судьбы воедино. Возможно, это некий намёк на обручальные кольца или выкованные семейные амулеты. Всякий, кто видел работу кузнеца, не мог остаться равнодушным. Только представьте: под его умелыми руками железо становилось жидким, обретая ту форму, что задавал ему мастер. Быть может, так же кузнец мог управлять и судьбами?
Андрей Шишкин «Сварог — бог кузнечного дела», 2014 год
Кузнец или колдун?
Мастерство кузнецов впечатляло и даже вызывало некие суеверные страхи у людей. Сохранились некоторые поверья, согласно которым кузнец мог быть успешным лишь тогда, когда задабривал злых духов. Выходит, он сам поддерживал нечистую силу. Археологи часто отмечают, что мастерские кузнецов находятся вдали от поселения.
Почему же? Как мне кажется, это было стремлением к соблюдению безопасности. Ведь подумайте: стоит только одной искре упасть на деревянную стену здания, как вся мастерская будет объята пламенем, а от неё огонь перекинется и на другие постройки.
Казалось бы, всё логично, однако наши предки не всегда поддерживали эту версию. Кузнец порой казался властителем сил огня и воды. Кто-то объяснял это великим искусством, которому покровительствовал сам Сварог, а кто-то считал, что подобный дар можно получить только от злых сил. В «Изборнике Святослава», датируемом 1073 годом, кузнеца и вовсе называют «хытрец». Правда, здесь может быть два значения – и «хитрый человек», и «умелый мастер». Впрочем, я думаю, что одно другому не помеха.
Кузница часто располагалась вдали от поселения
Кузнечные комплексы
Нередко кузнецы объединялись, создавая целые комплексы по производству всевозможных изделий. Пример этому археологи увидели при раскопках в Старой Ладоге. В VIII веке там существовало несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на изготовлении своего рода изделий.
Находки из раскопок в Старой Ладоге: формочка для отливки платежных слитков, булавка, подвеска – «молоточек Тора»
Институт истории материальной культуры РАН
Одно время среди историков бытовало мнение о том, что в XII-XIII веках кузнечное дело на Руси пришло в упадок, что спровоцировано было раздробленностью земель и постоянными междоусобицами. Хочу развеять это заблуждение – его опровергли археологи, доказав, что в Киеве, Чернигове, Владимире и ряде других крупных городов, в небольших поселениях и деревнях кузнечное мастерство лишь продолжало развиваться, став вечным искусством. Сегодня дело древних кузнецов преобразилось под влиянием новых технологий, однако оно по-прежнему живёт и процветает.
Владели ли кузнецы тайными знаниями? Я думаю, да, поскольку сама их работа требовала особенных навыков и умений, что могли прийти лишь со знанием дела. Занимались ли они колдовством? Конечно, нет, но сам их труд напоминал человеку о могуществе стихий, которые порой подвластны даже смертному. В этом и заключалась та самая кузнечная магия.
Картина на обложке: ИгорьОжиганов «Сварог. Небесный кузнец»
Кузнец — всем ремеслам отец
«КУЗНЕЦ – ВСЕМ РЕМЕСЛАМ ОТЕЦ»
Сложно сказать, когда именно появилось кузнечное ремесло.
Оно древнее — в том нет сомнений. Недаром говорят: «Кузнец — всем ремеслам отец». Именно коваль мог изготовить плотнику топор, а швее — иглу. Хотя, конечно, игла могла быть и костяной, но железная, все-таки, надежнее.
Считается, что профессия кузнеца возникла в 9–7 веках до н.э. в эпоху «железного века».
Коваль занимается производством металлических изделий, он кует раскаленный металл, его стихия — огонь. Традиционно мужское ремесло требует особых навыков и силы. А кузни всегда строились на отшибе, чтобы избежать лишнего риска пожара для деревни.
В истории кузнечного дела, связного с работой мастера и его удаленным местом жительства, о мастерах возникло не одно поверье. А их роль в обществе неоднократно менялась. Часто кузнецы выступали в роли ведунов и чародеев, они изготавливали атрибутику для обрядов, к ним обращались за медицинской помощью.
Искусство кузнеца всегда было магическим, благодаря его власти над огнем и металлом.
На Руси считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и излечить болезнь и прогнать порчу. И даже извести нечистую силу: в эпосе именно кузнец побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.
Профессия эта всегда была «божественной». Вспомним древнегреческого Гефеста — искусного кузнеца и «изготовителя» молний для самого Зевса. У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы — звук стука его молота по наковальне.
Наковальня — один из трех «основных» инструментов кузнеца.
Она бывает разной и называется иногда «страшно» — например, однорогая или двурогая. Настоящий мастер свою наковальню очень «уважает», а верхняя ее поверхность, на которой отковывается вещь, называется «лицом».
Ну и, конечно, один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество — молотков и кувалд. Молот может весить и 10, и 12 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Мастеру помогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу.
Не менее важны для коваля и клещи. Бог древних славян Сварог, когда учил человека ковать, послал ему на землю кузнечные клещи. И это не случайно, поскольку невозможно достать из огня голыми руками раскаленный кусок железа. А клещи, по сути, — продолжение руки мастера, они позволяют ему выполнять разные операции с разогретым металлом, ковать, пока горячо.
Когда-то свой кузнец был в каждой деревне, он перенимал тайны профессии от отца или мастера. Сейчас кузнечному искусству учат и в училищах. Раньше кузнец был «частью» производства, а в наши дни упор идет на художественную ковку.
Но все-таки каждый настоящий коваль — художник по металлу. Даже когда получаешь заказ и утверждаешь эскиз, всегда в какой-то момент видишь его иначе, и в результате на свет появляется оригинальная вещь со своей историей. Маленький штрих может полностью поменять картину.
Не так давно я делал петли на ворота в форме ящерицы. И решил добавить одну деталь — корону, которая превратила простую ящерку в королевну, а затем — в Медной горы Хозяйку из уральских сказов.
На воротах, как известно, петли всегда смотрят друг на друга, поэтому ящерок из горна выползло четыре штуки. И они все немножко разные, потому что куются вручную, а значит, все — со своим характером. Поскольку у меня получились Хозяйки горы, то у них должна была быть корона, и даже простой крепеж — гвозди — пришлось доводить до ума вручную. Они в результате получились другой фактуры и цвета.
В наши дни кузнец чаще всего делает кованые заборы, ворота, мебель и предметы интерьера. Но иногда и простой гвоздь может стать арт-объектом. Я люблю делать волшебные «чудо-гвозди», как я их называю. Они и функциональны, и красивы. В старину железные гвозди в богатых домах использовали как крючки. Мой «чудо-гвоздь» надо забить в стену и загадать желание. И оно непременно исполнится.
В современном мире есть нанотехнологии, которые предполагают манипуляции с устройствами настолько маленькими, что ничего меньшего быть не может. А на самом деле первыми применили нанотехнологии кузнецы еще в глубокой древности, когда ковали дамасскую сталь.
Чтобы ее выковать, нужно собрать «пакет» из пластин разных марок стали, чередуя при ковке их между собой. Ковка идет в быстром темпе, чтобы металл не остыл.
Кузнечное ремесло было повсеместно широко распространено. В кузнях изготавливали все, что требовалось в условиях городской и деревенской жизни: от ножей до лопаты и сковороды.
Взять хотя бы древние щиты. Они делались из дерева и служили защитой от стрел и ударов копья и меча, а затем красились в яркие цвета и часто украшались различными узорами. Красный был наиболее употребляем и символизировал власть.
Ценители средневековых доспехов и вооружения есть и сейчас. И у кузнецов бывают заказы на щиты и мечи – конечно, не для боевых сражений, а для исторических фестивалей или просто для красивого интерьера.
Для меня в таких заказах принципиально максимально соблюсти историческую правду. И в процессе работы открывается много интересного. Например, мало кто знает, что раньше металл чернили или воронили обычным репчатым луком, а дерево склеивали рыбьим клеем или клеем, сваренным из сухожилий.
Делает кузнец и украшения. Сейчас модна тема викингов и украшений, стилизованных в их стиле или сделанных по образу и подобию. Одним из таких украшений является булавка-фибула. Во времена норманнов еще не знали пуговиц, и в качестве застежек использовали различные булавки, пряжки и броши. Во многих домах одежду каждое утро зашивали у ворота и рукавов. Сейчас, конечно, есть и пуговицы, и «молнии», но фибулы все равно пользуются успехом. И каждый мастер-кузнец старается сделать их по-своему. Тут важно обращаться к историческим источникам.
А еще в коллекции есть вариация на так называемое кольцо тролля — оберег древних скандинавов. Это «закорючка» носилась, чаще всего, в качестве подвески и использовалась для «отражения» злых духов. Ее вешали и в домах над дверью — как в русских избах подкову, чтобы в дом не мог войти злой человек.
Работа кузнеца довольна сложна, но очень интересна и увлекательна. И заниматься ей можно, только если любишь свое дело. И это — один из главных секретов мастерства.
Ковка металла на Руси
На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. В X – XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров.
Мастера производили сварку железа, нагревая его до температуры 1500 град С, достижение которой определяли по искрам раскаленного добела металла. Зубилом пробивали отверстия в ушках для ушатов, лемехах для сох, мотыгах. Пробойником делали отверстия в ножницах, клещах, ключах, лодочных заклепках, на копьях (для скрепления с древком), на оковках лопат. Эти приемы кузнец мог осуществлять только с помощью помощника. Ведь ему необходимо было держать клещами раскаленный кусок железа, что при небольших размерах тогдашних наковален было нелегко, держать и направлять зубило, бить по зубилу молотом.
Сложным было изготовление топоров, копий, молотков и замков. Топор выковывали с применением железных вкладышей и навариванием полос металла. Копья ковали из большого треугольного куска железа. Основание треугольника закручивали в трубку, вставляли в нее конический железный вкладыш и после этого сваривали втулку копье и выковывали рожон. Железные котлы делали из нескольких больших пластин, края которых склепывались железными заклепками. Операция кручения железа применялась для создания винтов из четырехгранных стержней. Приведенный выше ассортимент кузнечных изделий исчерпывает весь крестьянский инвентарь, необходимых для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и обороны. Древнерусские кузнецы X-XIII вв. владели всеми основными техническими приемами обработки железа и на целые столетия определили технический уровень деревенских кузниц.
Основная форма серпа и косы с короткой рукояткой были найдены в IX-XI веках. Древнерусские топоры претерпели значительное изменение и к X-XIII вв. обрели форму, близкую к современной. Пила в деревенском зодчестве не употреблялась. Для плотничных работ широко применялись железные гвозди. Их почти всегда находят в каждом погребении с гробом. Гвозди имели четырехгранную форму с отогнутым верхом. К IX-X веков в Киевской Руси уже существовало ремесло вотчинное, деревенское и городское. В XI век русское городское ремесло вступило с богатым запасом технических навыков. Деревня и город были до того времени еще совершенно разобщены. Обслуживаемая ремесленниками деревня жила небольшим замкнутым мирком. Район сбыта продукции был крайне мал: 10-15 километров в радиусе.
Городская наковальня позволяла, во-первых, отковывать вещи, имеющие пустоту внутри, например, племя, втулки копий, кольца, а самое главное – она допускала применение ассортимента фигурных подкладок для поковок сложного профиля. Такие подкладки широко применяются в современном кузнечном деле при выковке кривых поверхностей. Некоторые кованые изделия, начиная с IX-X вв., носят следы обработки при помощи таких подкладок. В тех случаях, когда требовалась двусторонняя обработка, очевидно, применялись и подкладка и зубило-штамп одинакового профиля, чтобы поковка получалась симметричной. Подкладки и штампы применялись и при изготовлении боевых топоров.
Технологические операции включали: ковку железной проволоки, сварку, соединение и клепку железных колец. Археологами обнаружено погребение кольчужного мастера X века. В IX-X веках кольчуга становится обязательной принадлежностью русского доспеха. Древнее название кольчуги – броня – часто встречается на страницах летописи. Правда, о происхождении русских кольчуг высказываются мнения о получении их или от кочевников или из стран Востока. Те не менее, арабы, отмечая наличие кольчуг у славян, не упоминают о ввозе их извне. А обилие кольчуг в дружинных курганах может свидетельствовать о том, что в русских городах работали кольчужные мастера. Тоже относится к шлемам. Русские историки считают, что варяжские шлемы слишком резко отличались своей конической формой. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос.
К такому виду шлемов принадлежит известный шлем Ярослава Всеволодовича, брошенный им на поле Липецкой битвы 1216 г. Он является прекрасным образцом русского оружейного и ювелирного дела XII-XIII веков. Традиция сказалась в общей форме шлема, но в техническом отношении он сильно отличается от шлемов IX-X веков. Весь корпус его выкован из одного куска, а не склепан из отдельных пластин. Это сделало шлем значительно более легким и прочным. От мастера-оружейника требовалось еще больше умения. Образцом ювелирной работы в оружейной технике XII-XIII веков является, как полагают, легкий стальной топорик князя Андрея Боголюбского. Поверхность металла покрыта насечками и на эти насечки (в горячем состоянии) набито листовое серебро, поверх которого нанесен орнамент гравировкой, позолотой и чернью. Овальные или миндалевидные щиты делались из дерева с железной сердцевиной и железными оковками.
Особое место в кузнечном и оружейном деле занимала сталь и закалка стальных изделий. Даже среди деревенских курганных топоров XI-XIII веков встречается наваренное стальное лезвие. Твердость стали, гибкость, легкая свариваемость и способность воспринимать закалку были хорошо известны еще римлянам. Но наварка стали всегда считалась труднейшим делом во всей кузнечной работе, т.к. железо и сталь имеют различную сварочную температуру. Закалка стали, т.е. более или менее быстрое охлаждение раскаленного предмета в воде или иным способом, тоже хорошо известна древним кузнецам Руси. Городское кузнечное дело отличалось разнообразием технических приемов, сложностью оборудования и множеством специальностей, связанных с этим производством. В XI-XIII веках городские мастера работают на широкий рынок, т.е. производство становится массовым.
Список городских ремесленников включает кузнецов по железу, домников, оружейников, бронников, щитников, мастеров по изготовлению шлемов, мастеров по изготовлению стрел, замочников, гвоздочников. В XII веке развитие ремесла продолжается. В металле русские мастера воплотили причудливую смесь христианских и архаичных языческих образов, сочетав все это с местными русскими мотивами и сюжетами. В технике ремесла продолжаются усовершенствования, направленные на увеличение массовости продукции. Посадские мастера подражают изделиям придворных мастеров. В XIII веке создается ряд новых ремесленных центров со своими особенностями в технике и стиле.
Но никакого упадка ремесла со второй половины XII века, как это иногда утверждается, мы не наблюдаем ни в Киеве, ни в других местах. Наоборот, культура растет, охватывая новые области и изобретая новые технические приемы. Во второй половине XII века и в XIII веке, несмотря на неблагоприятные условия феодальной раздробленности, русское ремесло достигло наиболее полного технического и художественного расцвета. Развитие феодальных отношений и феодальной собственности на землю в XII – первой половине XIII в. вызвало изменение формы политического устройства, нашедшего свое выражение в феодальной раздробленности, т.е. создании относительно самостоятельных государств-княжеств. В этот период кузнечно-слесарное и оружейное дело, ковка и штамповка продолжали развиваться во всех княжествах. В богатых хозяйствах все больше стало появляться плугов с железными лемехами. Мастера ищут новые приемы работы. Новгородские мастера оружейного дела в XII – XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости.
Кузнец на Руси: колдун или последователь Сварога?
На море, на океане, на острове Буяне, стоят три кузнеца, куют кузнецы там на трех станах. Не куйте вы, кузнецы, железа белого, а прикуйте ко мне молодца.
Заговор из обряда на привлечение суженого.
Сварог, повелитель огня и защитник семьи, был помимо прочего еще и покровителем ремесел на Руси, а особенно выделялось среди всех мастерство кузнеца: ведь чтобы сковать серп или плуг, подковать лошадь или сделать десяток иголок для хозяйки — за всем шли именно к нему. Существовало множество поверий, согласно которым человек, освоивший это мастерство, может «приковать» двух людей друг к другу, связав их жизни вместе до самой Мариной чаши.
Возможно, это связано с обручальными кольцами, искусно создаваемыми талантливыми кузнецами. В народе считалось, что воля Сварога передалась и его подопечным, и таким образом кузнецы невольно стали еще и покровителями брачных уз. А как же иначе, ведь если неподатливое железо в руках мастера легко меняет свою форму, значит, и с Судьбой этот человек может потягаться.
Жить бы кузнецам, да радоваться, но не бывает большого количества меда без дегтярной приправы. И уважали их, и выделяли среди сельчан, но ходили слухи, что нет среди мастеров кузнечного дела хоть одного, который не знался бы с нечистой силой. Если не брать в расчет суеверия, то современному человеку такой вывод покажется странным. Кузню старались ставить если не за пределами, то на окраине деревни, а в идеале – у воды.
Для нас это элементарная техника безопасности: ведь если не все, то большинство домов были деревянными, а кузница предполагала наличие искр и раскаленных углей. Деревянный сруб мог воспламениться от крошечного уголька, а вслед за ним в одночасье полыхнет вся деревня. Поэтому наличие рядом с кузней водоема было наилучшим решением при выборе места ее постройки. Предки тоже это понимали, но…
Скорее всего, покровительство Сварога не бралось в расчет: он хоть и был одной из главных персон славянского пантеона, но единобожие на Руси появилось только после крещения. Чтили всех, однако особо выделялось одно божество, которое, по мнению сельчан, лучше всего помогало их деревне. И это не обязательно был Сварог.
С учетом этого напрашивался логичный вывод: кузнец как-то договаривался с подводными обитателями, оттого они и не искушали мастера. Вот и побаивались крестьяне такого соседства. Хотя как знать, может, он обладал какими-то знаниями-оберегами, позволяющими защитить себя, семью и древнее ремесло? Поэтому, несмотря на опасения и толику суеверного страха, к кузнецу всегда шли за помощью, а священная стихия Огня всегда брала верх над Водой и ее обитателями.
Почему на Руси боялись кузнецов, зачем печники бутылки в кладке оставляли и другие древние секреты профессий
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кузнецы, которые были в сговоре с потусторонним миром
В древние времена к кузнецам относились с особым почтением. Ведь они были способны даже победить Змея Горыныча, как гласили легенды. Люди считали, что кузнецы умеют лечить людей, «сковывать» их друг с другом. А так как эти мастера были способны изменять форму металла, следовательно, могли и «перековать» человеческую судьбу.
Неграмотные крестьяне не разбирались в технологиях ковки. Они думали, что так работать с металлом можно только после сговора с нечистой силой. Нередко в народе кузнецов называли хитрецами и колдунами.
Чтобы стать хорошим работником в этой области, требовалась большая физическая сила, а также знания и опыт. В те времена технологическое развитие было на низком уровне, и кузнецу нужно было хорошо знать особенности разных металлов.
Стать кузнецом было не каждому по силам, поэтому профессия была окутана легендами, кузнечное мастерство приравнивали к волшебству. Например, на чешском (близком к русскому) языке слово козни означает кузню, а кузнечество переводится как коварство. В народных заговорах часто использовали образ кузнеца.
Еще одной причиной недоверия к мастерам ковки было то, что кузни обычно строили на краю деревни, нередко у озера или реки. Крестьяне считали, что это делается для того, чтобы беспрепятственно общаться с нечистью. На самом деле кузнецы просто заботились о безопасности: в кузнице мастера работали с огнем, и если пламя вырвалось бы наружу, то не пострадали бы соседские избы. А вода — она обязательно пригодилась бы для тушения пожара. Все гораздо проще, чем придумывали односельчане, утрируя загадочность и неблагожелательность мастеров.
Мельники, ночующие на дне пруда
В древности крестьяне считали, что водяная мельница — своеобразная граница, на которой сталкиваются люди и нечисть болотная. Мельница считалась мужской территорией, на которую вход детям и женщинам был запрещен. Люди боялись бесов, потому строили мельницы подальше от деревень. Что качается хозяина, то есть мельника, то ему приписывали особые знания, с помощью которых он мог легко общаться с потусторонними силами. И те даже оказывали ему помощь.
Легенды гласят, что мельники не просто так получали расположение нечисти. Для этого им приходилось делать жертвоприношения. Это могла быть обычная еда: мука, крошки, сало, водка. Но не все так просто. Крестьяне верили, что мельники приносили в жертву черных животных. А самое жуткое — и странников, которые шли мимо мельницы ночью. Их якобы смалывали, словно зерно.
На мельников ставили печать «грешник, колдун», считали, что в Рай такие люди попасть не могут. А то, что работник был весь перемазан мукой, по мнению крестьян, он делал специально. Чтобы нечисть не приставала. Профессионализм мастеров не ценился, а относился к колдовству, постигать которое мельнику приходилось по ночам. Именно в темное время суток он спал на дне водоема, продав душу водяному. Вот это да!
Интересно, что сами мельники не особо спешили оправдаться. Им было даже выгодно, что про эту профессию распространяются страшные слухи — конкуренция меньше, можно спокойно передавать мастерство наследникам, а не задумываться о том, что кто-то может занять «хлебное» местечко.
Печники, способные напустить в дом чертей
Еще одна группа людей, которых наделяли особыми способностями — печники. Ведь они строили печи, которые издревле занимали ранг самых мифологизированных предметов в доме. Печка была границей между миром живых и мертвых. Говорили, что с печником нельзя спорить, чтобы он не наслал на человека неприятности. Например, не запустил в избу чертей. Во избежание такой ситуации люди щедро оплачивали труд мастеров.
Как и мельники, печники не разубеждали народ в их заблуждениях. Более того, если плата за возведение печки была слишком скудной, мастер мог подшутить над жадным крестьянином. Например, заложить в печь пищалку-дудочку или горлышко от бутылки. При нагревании, от потока воздуха эти предметы издавали ужасные звуки, которые крестьяне считали криками и вздохами кикиморы. А надо было просто не жадничать!
Столяры, и их магические топоры
Были и еще профессии, которых люди боялись и сторонились. Например, опасались общаться со столярами и плотниками, пастухами и гончарами.
Пастухи ассоциировались с колдунами. Говорили, что они дружат с лешим. Во время выгона скота пастух нередко читал заговор на охрану стада или проделывал специальный обряд. Понятно, ведь ответственность была велика. Однако это порождало страшные слухи. Мол, не зря у него коровы такие послушные, нечистая сила помогает.
Гончар был способен сделать из куска глины красивый кувшин. Наверняка в этом ему помогали черти. Значит, и порчу навести может. Крестьяне относились к огню с трепетом, а посуда обжигалась именно в нем. Значит, все, что создал гончар, может иметь магические свойства — горшок или иное изделие побывало в адском пламени.
Плотники и столяры считались воплощением зла, так как они пользовались топорами. А этот предмет магическими свойствами. Например, с его помощью можно было вызвать кикимор. А кому хочется, чтобы кто-то напустил на дом нечисть?
Ну а чтобы лучше понять, как жилось людям на Руси, нужно обязательно узнать секреты русских колодцев.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: