что делал рассказчик после знакомства бежин луг
Бежин луг краткое содержание
Рассказ Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Произведение вошло в цикл рассказов автора «Записки охотника». Очерк относится к литературному направлению реализм, но в нем также присутствуют черты романтизма (яркие описания природы, легенды и поверья, которые переплетаются с реальной жизнью героев).
Произведение изучается в программе литературы 6 класса, на нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Бежин луг» онлайн.
Главные герои
Рассказчик – охотник, от его лица ведется повествование.
Илюша – мальчик около 12 лет, знающий много народных поверий и историй о нечистой силе.
Павлуша – мальчик около 12-ти лет, «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».
Другие герои
Федя – мальчик 14-ти лет, самый старший из ребят, по всем приметам – выходец из богатой семьи. Поехал с другими ребятами ради забавы.
Костя – мальчик 10-ти лет.
Ваня – мальчик семи лет, который практически всю ночь спал.
Краткое содержание
В один из теплых июльских дней рассказчик охотился за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Он настрелял «довольно много дичи» и возвращался вечером домой. Заблудившись в сумерках, рассказчик сначала шел мимо осинника, затем оказался в незнакомой распаханной лощине.
Не пытаясь разобрать дороги, он пошел «по звездам» и неожиданно оказался перед «огромной равниной», называемой Бежин луг, которую огибала широкая река. У подножья холма мужчина заметил два костра и людей.
Повествователь спустился к кострам – возле них расположились крестьянские ребятишки из соседних деревень, сторожившие табун лошадей с двумя большими собаками. Рассказчик попросился к ним переночевать, лег у костра и, наблюдая за ночной природой, слушал беседы ребят.
Всего мальчиков был пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Рассказчик описывает внешность мальчиков. Федя – «стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица». Павлуша – с черными волосами, серыми волосами, рябым бледным лицом и неуклюжим приземистым телом. Илюша – с горбоносым, вытянутым, подслеповатым лицом, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя – мальчик с задумчивым и печальным взором, его глаза, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — не было слов». Самый младший Ваня всю ночь спал под рогожкой.
Рассказчик притворился спящим и мальчики у костра разговорились. Илюша рассказал, как заночевав однажды с ребятами на бумажной фабрике, они слышали домового. Ночью над ними кто-то стучал и ходил, а после спустился к ним по лестнице, распахнул двери, но в дверях ребята никого не увидели. Тут у одного чана начала шевелиться форма, у другого – крюк с гвоздя снялся и на место встал. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает». Мальчики сильно испугались.
Следующую историю рассказал Костя – о слободском плотнике Гавриле. Как-то мужчина пошел в лес по орехи, заблудился и решил переночевать в лесу. Но только он задремает, как просыпается от того, что его словно кто-то зовет. Наконец Гаврила увидел сидящую на ветке русалку, которая звала его к себе. Мужчина перекрестился – тут же русалка, которая до этого весело смеялась, расплакалась: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут же и пропала. А Гаврила с тех пор невеселый стал.
Вдали послышался «протяжный, звенящий, почти стенящий звук». Мальчики вздрогнули, Илья шепнул: «С нами крестная сила!».
После того как ребята успокоились, Илюша завел разговор о случившемся недавно происшествии на прорванной плотине – «нечистом глухом месте», где похоронен утопленник. Мальчик рассказал, что как-то приказчик отправил псаря Ермила на почту, но мужчина задержался и возвращался уже ночью. Перебираясь через плотину, он заметил на могиле утопленника барашка. Мужчина взял животное с собой, но пока вез, заметил, что барашек смотрит ему пристально в глаза. Стал он его этак по шерсти гладить, — говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…».
Вдруг «обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались». Павлуша побежал за собаками, но вскоре прискакал на лошади и сказал, что думал, что собаки учуяли волка, но там ничего нет.
Мальчики продолжили беседу. Илюша рассказал, что в Варнавицах часто встречали покойного барина, который искал разрыв-траву, потому что на него сильно давила могила. Костя удивился – он думал, что покойников можно только в родительскую субботу увидеть. Илюша ответил, что в родительскую субботу можно еще и узнать, кто умрет скоро: нужно сесть на церковную паперть и смотреть, кто мимо тебя пройдет. Так баба Ульяна, сидя на паперти, увидела идущей сама себя.
Мальчики притихли. Над ними пролетел белый голубок. Ребята вспоминают о недавно случившемся в Шаламове «предвиденьи небесном» – солнечном затмении. Илюша пересказывает поверье о Тришке – лукавом человеке, который появится в затмение и которого нельзя будет ни поймать, ни в тюрьму посадить.
Внезапно над рекой дважды раздался резки крик цапли. Мальчики заговорили о лешем – Косте показалось, что он как-то слышал его крики. Илья возразил: леший не кричит, он немой – «только в ладоши хлопает да трещит».
Павлуша поднялся и пошел к реке за водой. Илюша в это время рассказал мальчикам, что когда человек черпает воду из реки, его может за руку схватить водяной и к себе утащить. Ребята вспомнили об Акулине-дурочке, которую «водяной испортил», а также о Васе, который, играя на берегу, случайно утонул. Вернувшись, Павлуша рассказал, что когда он набирал воду, его словно из-под воды Васиным голосом звали.
К утру разговор мальчиков постепенно стих, а рассказчик задремал. Мужчина проснулся еще до рассвета и, кивнув проснувшемуся Павлуше, пошел «вдоль задымившейся реки». «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»
Вывод
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» раскрывает перед читателем мир народных поэтических примет и сказок о всевозможной «нечисти»: домовых, русалках, леших, водяных, призраках. В произведении легенды и поверья гармонично дополнены картинами живописной природы, а сама композиция очерка отсылает читателя к просторечному жанру «страшной истории», характерным признаком которой являются элементы мистики и необъяснимый, загадочный трагический конец.
Чтобы оценить красоту слога Тургенева, рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Бежина луга», а прочесть рассказ полностью.
Краткое содержание рассказа Тургенева «Бежин луг»
Рассказ написан в 1851 году. Он вошел в цикл, названный «Записки охотника». В этом рассказе сочетаются черты реализма в описании ребятишек и их поведения с романтизмом – в первую очередь, в восхищении красивой природой, а также легендах и поверьях народа. Изучают это произведение обычно в 6 классе. Для того чтобы лучше подготовиться к уроку и вспомнить сюжет, может потребоваться краткое содержание рассказа «Бежин луг».
Основные персонажи
В этом рассказе не так много персонажей. Трое из них считаются главными.
Кроме этих героев, которым автор уделяет больше всего внимания, в рассказе присутствуют еще трое ребят. Это маленький Ваня, который проспал почти всю ночь, Костя, а также Федя – подросток 14 лет. Он старше всех и лучше одет. Федя не из бедной семьи, он пошел с мальчиками в ночное, чтобы развлечься.
Содержание произведения по частям
Краткое содержание рассказа помогает заинтересовать читателей, а тем, кто уже знаком с произведением, оно нужно, чтобы вспомнить сюжет. Относится рассказ к «Запискам охотника». Автор путешествовал по лугам и лесам, записывая все, что видел, в основном природу и жизнь крестьян.
Если описать произведение Ивана Тургенева кратко, получается, что сюжета как такового в нем нет, поэтому деление по главам условно. Самый краткий пересказ может быть таким: заблудившийся охотник устал и набрел на группу детей, расположившихся у костра. Ребята беседуют, рассказывая разные истории, а рассказчик слушает и запоминает их.
Произведение относится к реализму. Точно указывается место действия – Чернский уезд Тульской губернии. Иван Сергеевич описывает одежду и внешность ребят, их манеру поведения и речи. Реалистично также описание пейзажа.
Прекрасный день
Начинается произведение Тургенева «Бежин луг» с красивого летнего пейзажа. На него отводится целая глава. Подробно описывается красота неба, как светит солнце, как меняется природа при коротком летнем дождике.
Охотник заблудился
В такой погожий денек рассказчик занимался охотой. Когда он шел вечером домой, то заблудился. Стало темнеть, когда автор обнаружил, что попал на Бежин луг, раскинувшийся на берегу реки. Недалеко он замечает костер и решает присоединиться к людям.
У костра в ночном
Лошадей летом пасли по ночам, чтобы защитить от оводов и жары. Обычно в ночное ходили крестьянские ребятишки. Охотник встретил у костра пятеро детей, пасущих лошадей. Помогали им в этом две собаки.
Охотник попросил у ребят посидеть у огня. Он прилег под куст и постарался заснуть. Когда подростки подумали, что гость спит, они стали рассказывать разные истории.
Илюша
Илюше 12 лет, он из бедной многодетной семьи, поэтому уже работает на бумажной фабрике. Рассказчик в нескольких словах точно описал внешность мальчика и особенности его характера. Благодаря своей вере в нечистую силу, Илюша знал больше всего историй. Причем, он сам верил в то, о чем рассказывал.
Домовой
Илюша рассказывает о домовом. Как-то раз мальчик остался ночевать на фабрике. Посреди ночи он услышал, как на чердаке кто-то ходит и скрипят доски. Он подумал, что это был домовой. Илюша спустился, подошел к комнате. Дверь открылась, но за ней было пусто. Илюша постарался передать мальчикам свой страх. Он рассказал, как слышал кашель и шевелилась крышка чана.
Говорящий барашек
После этого Илюша поведал друзьям об утопленнике. Один человек шел ночью домой через плотину. Она считалась нечистым местом, так как рядом утонул человек. Псарь заметил около плотины барашка и захотел взять с собой. Подняв его на руки, он погладил его и ласково сказал: «Бяша». После этого барашек оскалил зубы и повторил это слово. Илюше удалось в своем рассказе передать напряженную атмосферу.
Родительская суббота
Илюша продолжает свой рассказ. На этот раз он поведал историю о покойнике. Его встречали жители деревни, когда он искал разрыв-траву. В этой главе автор передает также разговоры мальчиков о родительской субботе, о народных поверьях про этот день. Подростки делились своим мнением о том, когда можно увидеть покойника.
История о Тришке
Разговор ребят о сверхъестественном перешел на солнечное затмение. Тут Илюша вспомнил поверье о том, что в такой день должен появиться удивительный человек. В народе его называют Тришкой. Люди верят, будто его нельзя поймать, так как он способен избавиться от заточения.
Рассказ Павлуши
О затмении и истории, связанной с ним, вспоминает Павлуша. Его рассказ оказался не таким страшным. При недавнем затмении в деревне все переполошились, а в барском доме кухарка побила посуду, думая, что пришел конец света.
Надеясь встретить Тришку, крестьяне вышли в поле. Там они заметили странного человека с большой головой. Люди разбежались, но оказалось, что это обычный мужчина со жбаном на голове. Рассказ повеселил ребят. Тут раздается собачий лай. Собаки что-то учуяли и убежали, Павлуше приходится на лошади ехать за ними. Автора восхитила его смелость.
Встреча с русалкой
Дальше повествование переходит к Косте – десятилетнему боязливому мальчику. Он рассказал о человеке, который встретил русалку в лесу. Она позвала его, желая утащить с собой. Но он успел перекреститься, из-за чего русалка прокляла его. После этого плотник постоянно не весел.
Водяной
Затем Костя рассказал о мальчике Васе, которого водяной утащил на дно. Илюша подтвердил, что слышал об этом. Он сказал, что, когда кто-то набирает воду, водяной может схватить и утащить человека. Во время этого разговора Павлуша ходил за водой. Там ему показалось, что его кто-то позвал. После возвращения он рассказал об этом ребятам, Илюша испугался, ведь это плохая примета.
Рассказ Феди
Федя был немногословен, но он тоже знал одну историю про водяного. Вернее, про барыню Акулину, которая решила утопиться. Ее вытащили, но после этого она стала дурочкой. По словам Феди, люди верят, что ее испортил водяной.
Это самый маленький из пастухов. Он проспал все время и в разговоре не участвовал. Вскоре ребята успокоились, все легли спать. Под утро рассказчик собирается уходить. Костры уже погасли, все спят. Попрощался он только с Павлушей.
Эпилог
В эпилоге рассказывается, что Павлуша вскоре погиб. Но не утонул, а упал с лошади и разбился.
Основная идея
Тема произведения Тургенева – красота природы, единение человека с ней. Автор показывает, как простые люди способны видеть прекрасное, любовь к родным истокам, богатую фантазию народа. Истории о сверхъестественном, рассказанные тихой ночью, погружают читателя в прекрасный мир народных поверий. Автор подчеркивает, что люди могут нормально общаться. Неважно, что они разного возраста, отличаются по сословию и воспитанию.
Мало читать или слушать краткое содержание произведения. Нужно его прочитать полностью. Только так можно погрузиться в прекрасный мир народных поверий, увидеть красоту природы и ближе познакомиться с простыми крестьянскими ребятишками.
«Бежин луг» Тургенева: краткое содержание, мальчики и их рассказы. 6 класс
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Мальчики: их описание, характеристика и рассказы о нечистой силе. Герои: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Краткое изложение и суть произведения. 6 класс, русская литература. Природа в рассказе «Бежин луг». Анализ: тема и проблематика рассказа.
«Бежин луг» — рассказ И.С. Тургенева из сборника «Записки охотника». Впервые опубликован в журнале «Современник» в 1851 году.
Заблудившись на охоте, рассказчик в темноте выходит к костру крестьянских мальчишек, которые пасут лошадей на лугу. Оставшись ночевать у огня, он разглядывает ребят и слушает их наивные рассказы о нечистой силе.
Содержание
Иллюстрация А. Пахомова
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание. Рассказы мальчиков из «Бежина луга»
Погожий июльский день подходит к концу. Рассказчик возвращается с охоты, настреляв много дичи, но сбивается с дороги. Окончательно заблудившись и едва не упав с обрыва, охотник узнает местность — это Бежин луг — и видит вдалеке огонек костра. Там деревенские мальчишки пасут табун лошадей. Рассказчик ложится у костра и, притворившись спящим, слушает истории ребят о встречах с нечистой силой.
Обложка книги с иллюстрацией А. Пахомова
Мальчиков пятеро. 14-летний Федя — самый старший, из богатой крестьянской семьи, он направляет разговор, задавая другим вопросы. 12-летний Павлуша — большеголовый, неказистый и бедно одетый, но умный и самый решительный из ребят. Ильюша — его ровесник, знаток волшебных историй, чье лицо выражает «тупую, болезненную заботливость». 10-летний Костя — задумчивый и пугливый веснушчатый мальчик. Ванюша — самый младший из ребят, лет семи, почти ничего не говорит, а лежит, укрывшись рогожей.
Ильюша по просьбе Феди рассказывает историю про встречу с домовым. Вместе с другими ребятами он работал на бумажной фабрике, и однажды надсмотрщик не отпустил их на ночь по домам, велев ночевать в рольне. Засыпая, дети слышали наверху чьи-то тяжелые шаги, потом дверь распахнулась и кто-то невидимый стал двигать форму и снимать крюк со стены.
Костя со слов отца рассказывает историю, почему плотник Гаврила всегда невеселый и молчаливый. Однажды заблудился Гаврила в лесу, пришлось заночевать под деревом. А ночью проснулся от того, что его зовет сидящая на ветке русалка — смеющаяся беленькая девушка с зелеными волосами. С трудом подняв руку, Гаврила перекрестился. Русалка перестала смеяться, горько заплакала, что теперь не сможет быть с плотником, и прокляла его. «Да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила вечно мрачен.
Ильюша начинает историю про псаря Ермила. Возвращаясь навеселе из города, на могиле утопленника возле плотины Ермил увидал барашка и решил взять с собой. А барашек вдруг стал глядеть ему в глаза, оскалил зубы и принялся отвечать псарю: «Бяша, бяша. »
История обрывается внезапно, потому что собаки поднимают лай и убегают в темноту. Павлуша прыгает на лошадь и бросается за ними, а вскоре возвращается: «Я думал, волк», но, видно, собаки почуяли что-то другое. Рассказчик любуется тем, как преобразился неказистый Павел, готовый с голыми руками скакать на волка: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью».
Павлуша. Иллюстрация А. Пахомова
Ильюша снова берет слово, но в этот раз рассказывает про призрак покойного барина, который что-то искал на земле. Старик Трофимыч спросил привидение: что ищешь, батюшка Иван Иваныч? А тот отвечал, что ищет волшебную разрыв-траву — уж больно «могила давит», хочется выбраться.
Костя удивляется: ведь покойников можно увидеть только на родительскую субботу. Ильюша, лучше всех знающий сельские поверья, поправляет: на родительскую субботу можно увидеть, кому еще только предстоит умереть. Для этого надо сесть на паперть возле церкви и смотреть на дорогу — кто мимо пройдет, тот в ближайший год и умрет. Вот баба Ульяна так села и увидала Ивашку Федосеева, который вскоре помер. А потом увидела на дороге саму себя. Ульяна еще жива, но так ведь и год с тех пор еще не прошел.
Мимо пролетает белый голубок. Мальчишки обсуждают, может ли это быть праведная душа, летящая в рай.
Федя дает слово Павлуше, спрашивая: как у них в деревне отреагировали на солнечное затмение? Когда солнце исчезло, все напугались, рассказывает Павел, а больше всех перетрусил барин, который сам же предупреждал мужиков о грядущем затмении. В деревне поговаривали, что наступает конец света: появятся белые волки-людоеды, хищные птицы и Тришка.
Костя спрашивает: кто такой этот Тришка? Ильюша рассказывает: это такой «лукавый человек», который придет, когда наступят последние времена, и будет соблазнять народ христианский. А сделать с ним ничего нельзя будет: ни дубьем побить, ни в цепи заковать, ни в острог посадить.
По словам Павлуши, у них в деревне тоже ждали Тришку, вестника конца света. И когда с холма стал спускаться странный человек с большой головой, все страшно перепугались. Оказалось, впрочем, что это бочар Вавила: купил себе новый жбан, да и надел на голову. Мальчишки смеются.
Костя пугается чьего-то крика в темноте. Павел успокаивает: это цапля. Костя рассказывает о том, как недавно тоже слышал странный крик, когда шел он мимо бучила — глубокой ямы с водой. «В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, так, может быть, его душа жалобится», — предполагает Павлуша. Хотя это могла быть и лягушка.
Костя думает, что это мог кричать леший. Но знаток Ильюша объясняет: леший немой, он кричать не может. Сам он лешего, конечно, не видал, но вот один мужик из их деревни, когда заблудился в лесу, его видел — большого и темного.
Старший из ребят, Федя, спрашивает младшего, Ваню, почему к ним перестала ходить его сестра Анютка. Федя просит приводить ее, обещая гостинцы. Ваня обещает так и сделать, называет сестру «добренькой».
Павел уходит к реке набрать воды в котелок. Оставшиеся ребята обсуждают, как бы его не утащил водяной. Вот Акулина-дурочка из их деревни сошла с ума после того, как чуть не утонула в реке, знать, это «водяной ее испортил».
Костя рассказывает историю мальчика Васи, утонувшего в этой реке. Мать его словно чувствовала опасность, не пускала к воде. И утонул-то он странно: только что был на берегу с матерью, а потом вдруг исчез в реке. Только пузыри по воде да шапонька плывет.
Возвращается Павлуша и пугает ребят словами, будто бы сейчас слышал из реки зовущий его по имени голос утопленника Васи. Мальчишки решают, что это был водяной, а примета это дурная. Ничего, успокаивает Павел, своей судьбы не минуешь.
Разговор угасает вместе с костром. Кругом великолепная и безлунная летняя ночь. И мальчики, и охотник засыпают.
Рассказчик-охотник просыпается на заре. Все спят, лишь Павлуша приподнимается и пристально смотрит на него. Мужчина отправляется к дому. А через некоторое время мимо охотника проносится отдохнувший табун — мальчишки гонят лошадей по своим деревням.
Рассказ заканчивается словами о том, что в том же году Павлуша погиб: но не утонул, как обещала примета, а упал с лошади. «Жаль, славный был парень!» — сокрушается рассказчик.
Характеристика мальчиков
Пять мальчиков — это пять разных характеров: степенный Федя, смелый Павлуша, трусливый Костя, знающий все деревенские легенды Ильюша и маленький неразговорчивый Ваня. У каждого из рассказчиков своя манера разговора.
Федя — старший из мальчиков, на вид лет 14. Стройный, белокурый и кудрявый, с красивыми и тонкими чертами лица. Он явно из богатой семьи и одет лучше всех: в пеструю рубаху, новый армячок, у него собственные, а не отцовские сапоги. Федя отправился с ребятами ради развлечения, а не по необходимости. Он неформальный лидер всей компании. Сам Федя говорит мало и с достоинством, но с помощью вопросов «дает слово» то одному, то другому мальчику.
Федя. Иллюстрация А. Пахомова
Павлуша — приземистый парнишка лет 12, с большой головой и бледным рябым лицом. Одет он в простую рубаху и штаны с заплатами. Этот неказистый малый особенно нравится рассказчику: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Павел успокаивает пугливого Костю, объясняя странные звуки в ночи. Он же бросается разузнать, отчего всполошились собаки, не боится возможной встречи с волком. Идет набрать воду к реке, пока остальные ребята пугают друг друга историями про водяного, и возвращается с рассказом, будто слышал голос утопленника. В конце рассказа читатель узнает, что Павлуша вскоре погиб, упав с лошади.
Павлуша. Иллюстрация А. Пахомова
Ильюша — 12-летний мальчик с невыразительным «подслеповатым» лицом, сначала не производит на рассказчика впечатления. Но именно он оказывается главным хранителем деревенских легенд: Ильюша встречался с домовым, знает про призрак старого барина и повадки лешего, про антихриста Тришку. Заметная часть произведения — это именно рассказы Ильюши.
Ильюша. Иллюстрация А. Пахомова
Костя — тщедушный, бедно одетый мальчик лет 10 с задумчивыми и грустными глазами. Эти глаза, как показалось рассказчику, «хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов». Костя трусоват, пугается ночных звуков, волков и нечистой силы.
Костя. Иллюстрация А. Пахомова
Ваня — младший из детей, ему всего около семи лет. Сперва рассказчик его даже не замечает, потому что ребенок спит, укрывшись грубой тканью — рогожей. Ваня, кудрявый и русый, слегка картавящий, почти не участвует в разговоре старших: то ли стесняется, то ли устал, потому что еще мал.
Ваня. Иллюстрация А. Пахомова
Анализ: суть и тема рассказа
Темой рассказа можно считать жизнь и мировоззрение крестьянских детей. Из разговоров, подслушанных охотником, мы узнаем, о чем думают эти простые, симпатичные ребята, что их пугает и завораживает.
В советское время «Записки охотника» преимущественно рассматривали как завуалированную критику крепостнической России. Цикл действительно проникнут сочувствием к судьбе простого человека, но Тургенев не просто рассказывает о тяжелой судьбе деревенских ребят.
«Бежин луг» можно воспринимать не только как рассказ о крестьянских детях, но и как поэтическое описание природы родных мест Тургенева с добавлением местного фольклора, и как философское произведение о связи человека с природой, перечисляет Р.Ю. Данилевский в статье «Реальности Бежина луга».
«Бежин луг» — это и описания природы с чудесным «запахом русской летней ночи», и галерея психологических портретов, и очарование ночных рассказов у костра. При всем реализме и документальности (описывается реальный Чернский уезд Тульской губернии, реальный Бежин луг) рассказ проникнут загадочностью. Начинаясь и оканчиваясь картинками неба, он создает ощущение огромных пространств, вдохновляет и в то же время рождает чувство смутной тревоги, констатирует Данилевский.
Иван Сергеевич Тургенев свою литературную задачу описывал так: «сквозь игру случайностей добиваться до типов — и со всем тем оставаться верным правде». Оттого новые стороны в его литературном наследии можно открывать бесконечно. По словам Р.Ю. Данилевского, «Записки охотника» похожи на «родник, вода в котором не убывает, сколько ни черпай».