что делал рахметов чтобы приблизиться к народу

Почему Рахметов — наше всё, и об одной его мысли

В СССР образ Рахметова изучали в школах и даже сочиняли о нём забавные анекдоты, вроде такого: «Собираясь в гости, Рахметов всегда брал с собой дощечку, утыканную гвоздями, чтобы было на что присесть». Ныне «Что делать?» Чернышевского, насколько мне известно, исключили из школьной программы. А вот в Китайской Народной Республике Рахметова и его создателя, как ни странно (а может быть, и совсем не странно), помнят до сих пор, и глава КНР Си Цзиньпин как-то высказался по этому поводу: «Когда-то я был весьма впечатлён романом Чернышевского «Что делать?», где главный герой ведёт жизнь аскета и даже спит на гвоздях для укрепления силы воли. Нас с друзьями это настолько поразило, что мы стали ночевать на кроватях без матрасов, гулять в дождь и снег и принимать ледяной душ для закалки духа».
Правда, тут надо заметить, что Рахметов — на первый взгляд, вовсе не «главный герой» романа! Ему уделена всего одна глава. Но своя правда в такой оценке есть. Именно Рахметов оставляет после чтения самое глубокое впечатление, пусть его роль и эпизодична.
Почему так? Потому что в образе Рахметова автор создал умозрительный проект, чертёж образа «особенного человека», то есть «профессионального революционера». Таких людей до Рахметова не было или почти не было в России. Но, пользуясь, так сказать, план-схемой Чернышевского, они появились. Начиная с Владимира Ульянова, которого этот роман, и опять-таки в первую очередь образ Рахметова, «всего перепахал». Понять историю 1917 года и СССР без Рахметова невозможно, и наоборот, этот образ даёт ключи к её достаточно глубокому пониманию. И как мы видим, это касается не только истории СССР, но и КНР. да что там, всего мирового коммунизма.

что делал рахметов чтобы приблизиться к народу. Смотреть фото что делал рахметов чтобы приблизиться к народу. Смотреть картинку что делал рахметов чтобы приблизиться к народу. Картинка про что делал рахметов чтобы приблизиться к народу. Фото что делал рахметов чтобы приблизиться к народу
Рахметов. Иллюстрация В. А. Милашевского к роману «Что делать?»

что делал рахметов чтобы приблизиться к народу. Смотреть фото что делал рахметов чтобы приблизиться к народу. Смотреть картинку что делал рахметов чтобы приблизиться к народу. Картинка про что делал рахметов чтобы приблизиться к народу. Фото что делал рахметов чтобы приблизиться к народу

Думаю, что когда-нибудь если не весь роман Чернышевского, то уж глава о Рахметове точно будет возвращена в школьную программу. Но это — лирика. А хотел я написать о другом, об одной мысли Рахметова. Она мне вспомнилась по итогам недавних дискуссий о. курении табака, прошедших во многих левых блогах. Вот что говорил Рахметов:
«Он сказал себе: «Я не пью ни капли вина. И не прикасаюсь к женщине». А натура была кипучая. «Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна?. — «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».
На первый взгляд, в цитате есть некоторая несообразность: если вы за «полное наслаждение жизнью», так и практикуйте его на своём примере! А если вы за ограничение потребностей, то ограничивайте всех, а не только себя!
Но на самом деле именно в этом парадоксальном сочетании — ключ к успеху революции 1917 года, как и революции вообще. Никогда большевики не победили бы, если бы они, по худому примеру Керенского, эсеров (причём и правых, и левых) и т.д. призывали народ только к новым жертвам на фронте, бесконечному терпению и «самоограничению». С другой стороны, они не победили бы, если бы являли собой зрелище наслаждающихся «сладкой жизнью» эпикурейцев-гедонистов наподобие свергнутой ими буржуазно-дворянской элиты. Как ни странно, но именно в этом сочетании — ограничение своих собственных потребностей и поддержка вполне земных желаний большинства населения (то есть мира любой ценой, передела помещичьей земли, ограничения рабочего времени и т.д.) — львиная доля их «секрета победы». И он, этот секрет, тоже входил в «план-схему» Чернышевского.
Кстати, революционеры-марксисты старого поколения — Плеханов, Засулич и другие — этого совершенно не поняли. Они были обескуражены и разочарованы «приземлённостью» народных желаний в 1917 году. Они искренне воображали, что «свободный народ» захочет самоограничения и жертв, а не расширения своих социальных и трудовых прав и свобод.
Нынешние левые или считающие себя таковыми этого, увы, тоже совсем не понимают (или, скажем так, понимают не совсем). Это хорошо показала дискуссия о курении. Одни проповедуют гедонизм на совершенно либерально-индивидуалистический лад («курил, курю и буду курить, это моё священное право, а на всё остальное мне начхать с высокой колокольни»). Другие твёрдо вознамерились искоренить привычку к курению табака из неразумного народа, не понимающего своего блага, если надо, то репрессивными мерами. А если народ из-за этого отвернётся от них, а заодно и от социализма? Ну, тем хуже для народа. Какая же позиция в этом вопросе была бы правильной? А перечитайте слова Рахметова.

Источник

Рахметов — образ и характеристика героя романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Становление

Рахметов — выходец из обеспеченного помещичьего семейства. Огромным богатством семья не обладала, однако студентом Рахметов мог вести вполне обеспеченную, даже роскошную по сравнению с другими жизнь. Встреча с Кирсановым перевернула его бездумное и беззаботное существование. Поговорив с Александром Матвеевичем несколько часов, юноша взглянул на мир другими глазами. Разговор потряс его и закончился просьбой составить список книг, необходимых для саморазвития. Какое-то время Рахметов посвящает самообразованию. Заполнив комнату книгами, студент непрерывно читает, забывая о сне и обеде. Ему нужно отыскать жизненный путь, достойный настоящего человека, озабоченного судьбой Родины. Потом Рахметов ограничил круг своего чтения только теми произведениями, в которых мог обнаружить что-то новое, оригинальные мысли и суждения. Формированием своего мировоззрения Рахметов обязан только себе. От старшего друга Кирсанова молодой человек узнал лишь о том, в каком направлении следует двигаться.

Образ жизни

Когда самообразование перестало занимать много времени, герой обратился к реальным делам. Прежде всего и без того неслабый парень усиленно занялся физическим самосовершенствованием. Гимнастика, боксёрская диета укрепляют его здоровье, а тяжёлый труд позволяет приобрести невиданную мощь и сблизится с простыми людьми. Отличное здоровье, выносливость, способность переносить боль и сила понадобятся в той тяжёлой жизни, которой персонаж решил посвятить себя.

Имеющиеся у него деньги Рахметов вкладывает в будущее. Он обеспечивает нескольких студентов, не имеющих материальной поддержки, справедливо полагая, что, получив образование, они принесут пользу делу, которому он посвятил жизнь. Уже после исчезновения персонажа со страниц романа, до главных героев доходят вести о «странном русском» субъекте, положившем на счёт известного передовыми взглядами писателя крупную сумму. Так он спонсировал появление новых статей.

Друзья и знакомые героя

Рахметова нельзя назвать общительным (в дружеском кругу его называют «суровым» или даже «свирепым»), но знакомых у него множество. Он сам определяет круг своего общения. Согласно его собственному объяснению, беседа с человеком для него возможна по двум причинам:

С близкими, хорошо знакомыми людьми Рахметов проводит время охотно: азартно дискутирует, шутливо «обличает» оппонентов в общественно вредной позиции, даже устраивает борьбу или другие состязания на силу. «Ригорист», то есть сторонник строгого соблюдения правил, пользуется непререкаемым авторитетом и полным доверием тех, кто с ним знаком. Именно ему Лопухов поручает деликатное, требующее стойкости, строгости, терпения и понимания психологии поручение. «Свирепый» Рахметов должен раскрыть Вере Павловне тайну «самоубийства» её мужа и разъяснить степень её и его вины в сложившейся ситуации.

Основательно осведомлённый о личной жизни своих друзей, герой не считает нужным посвящать кого бы то ни было в свои дела. Чем он занят, куда отправляется, каковы его ближайшие планы, мало кто знает, и то больше по случайным слухам. На вопросы, зачем ему то или другое дело, Рахметов почти всегда кратко отвечает: «Нужно». Более исчерпывающего объяснения добиться нельзя.

Роль в романе

Вывод

Образ Рахметова введён Н. Г. Чернышевским в роман «Что делать?», чтобы показать читателям, в первую очередь молодёжи, каким должен быть настоящий, самоотверженный борец за будущее России. Надо сказать, что этот образ имел огромное вдохновляющее воздействие на юношей и девушек, впоследствии действительно повлиявших на нравственные и социальные устои общества.

Характеристика образа Рахметова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *