что делает спортивный менеджмент
Что делает спортивный менеджмент
Кто такие спортивные менеджеры и чем они занимаются?
Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что менеджеры бывают разных уровней и задачи они решают разные. Менеджеров, как правило, принято подразделять на три основные группы:
— исполнительский уровень (entry manager) – тернеры, начальники команд, медицинский персонал и т.п.
Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности: генеральный менеджер, менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер-представитель спортсмена.
Функции спортивного менеджера.
Спортивные менеджеры, являясь субъектом управленческой деятельности, выполняют в организации ряд своеобразных функций. Среди них выделяются три ключевые функции.
2. Информационная функция. Менеджер аккумулирует информацию о внутренней и внешней среде спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде нормативных установок и разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации.
3. Функция руководителя. Менеджер выступает в качестве руководителя спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.
Рынку свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. Они требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.
Обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков. Вот основные из них:
-владение современными компьютерными технологиями и программами;
-владение иностранным языком;
-умение формировать информационную политику организации;
-организация работы офиса организации;
-знание основных маркетинговых стратегий;
С сожалением пока приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в нашей стране еще не сформирован. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов роботников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой, выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.
Спортивный менеджер
Спортивный менеджер – управленец в сфере спорта, который занимается решением организационных, административно-хозяйственных и финансовых вопросов. Он отлично разбирается во всех нюансах спортивной индустрии, обладает развитыми организаторскими способностями и коммуникабельностью. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
За спинами успешных атлетов стоят опытные тренеры, а также спортивные менеджеры. Атлеты занимаются тренировками и следят за состоянием здоровья, менеджеры – организацией, планированием, подготовкой. Нередко спортивные менеджеры принимают участие в организации крупных мероприятий, маркетинговых компаний, турниров и соревнований, развлекательных и других мероприятий. Они контролируют процесс покупки, обмена и продажи игроков. Многие специалисты являются спортсменами, которые решили реализовать свои таланты в сфере организационной деятельности после завершения карьеры.
Особенности профессии
Спортивные менеджеры отлично разбираются в выбранной нише, они имеют большое количество деловых связей и развитые организаторские способности. От талантливости менеджера зависит успешность атлета или целой команды, он выполняет следующие работы:
Спортивный менеджер может работать как в профильной организации, так и сотрудничать с одним атлетом, командой или парой, если речь идет о фигурном катании или бальных танцах. Профессия является престижной и высокооплачиваемой, однако требует полной вовлеченности. Спортивные менеджеры могут сопровождать атлетов во время мероприятий и зарубежных чемпионатов, поэтому они должны быть готовы к длительным и регулярным командировкам. Опыт специалиста важен и в коммерческой сфере, ведь нередко спортивные менеджеры привлекаются к раскрутке фитнес-клубов, бассейнов, других схожих заведений.
«Спортивный менеджер»: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.
Кто такой спортивный менеджер?
Спортивный менеджер – это специалист, занимающийся планированием и организацией спортивной деятельности. Он контролирует работу спортивных клубов, планирует бюджет, управляет материально-технической базой предприятия, определяет уровень спроса на спортивные услуги и занимается маркетингом.
Что делают спортивные менеджеры и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
Что должен знать и уметь спортивный менеджер?
Требования к спортивным менеджерам:
Востребованность и зарплаты спортивного менеджера
На сайте поиска работы в данный момент открыто 7 749 вакансий, с каждым месяцем спрос на спортивных менеджеров растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой спортивного менеджера по всей России:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
Как стать спортивным менеджером и где учиться?
Варианты обучения для спортивного менеджера с нуля:
Ниже сделали обзор 10+ лучших онлайн-курсов.
10+ лучших курсов для обучения спортивного менеджера: подробный обзор
1 место. Курс «Профессия Спортивный менеджер» — Skillbox
ищут спортивных менеджеров каждый месяц
100 000 рублей – средняя зарплата специалиста.
Кому подойдёт этот курс:
Освоите спортивный и бренд-менеджмент. Научитесь использовать маркетинговые и бизнес-инструменты, чтобы оставаться в спорте и зарабатывать, даже завершив карьеру.
Узнаете финансовые и юридические аспекты работы в спорте. Поймёте, как продвигать спортивные организации и зарабатывать в этой сфере. Сможете сменить профессию, пройти стажировку и найти работодателя.
Получите инструменты управления клубами и лигами от топовых спикеров, сможете запустить спортивный бизнес или стартап, найти партнёров, инвесторов и выйти на первую прибыль.
Чему вы научитесь:
Как проходит обучение:
В курсе — практические видеоуроки.
В том темпе, в котором вам удобно.
Закрепляете знания и исправляете ошибки.
И дополняете ею своё портфолио.
Мероприятия для студентов:
Приобщитесь к профессиональному комьюнити, сможете задать любой вопрос специалистам и завести новые полезные знакомства, которые помогут в работе.
Вы изнутри посмотрите на работу ФК «Зенит», ХК «Спартак», БК «Химки» и ещё 30 клубов по всей стране. Пройдёте стажировку, получите управленческий опыт и рекомендательные письма от руководителей.
Вместе с консультантом определите цели профессионального развития, усилите резюме и узнаете, как уверенно проходить собеседования. Подготовитесь к встрече с будущим руководителем любого уровня.
Программа:
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
Основной трек
Дополнительный трек
Данные интернет-маркетинга и бизнес-показатели
Плюсы и минусы специальности Спортивный менеджмент
Много профессий пришли на благодатную российскую почву относительно недавно. В начале 2000-х появляется специализация спортивный менеджмент. Интерес к профессии проявляется среди молодежи, которая пропагандирует здоровый образ жизни. Развитие спортивной индустрии в стране ознаменовано проведением ряда значимых международных соревнований. За последние годы в курортных зонах, городах и мегаполисах построили новые специализированные сооружения.
Чем занимаются представители профессии спортивный менеджмент
Не надо путать два направления: агент и менеджер. Если первый устраивает спортсменов, договариваясь о выгодных контрактах, то второй инвестирует, занимается развитием и способствует повышению заработков. Популярность профессии обусловлена востребованностью и перспективой заработков.
Многогранная специальность требует от человека активности и коммуникабельности. Спортивный менеджер проводит работу с командой, болельщиками, занимается развитием бренда. Профессионал создает условия для работы коллектива. Цель деятельности: поддержание баланса между спортивными достижениями и коммерческими успехами.
Менеджер в спорте выполняет управленческие задачи, адаптированные к новым тенденциям. Работа предполагает изучение перспектив для развития детских спортивных школ, клубов и команд, центров и федераций. В поле зрения менеджера отношения внутри организаций и их внешние связи. Работник занимается адаптацией и приспособлением потенциала организации под запросы рынка.
Чтобы стать спортивным менеджером, не обязательно быть атлетом или футболистом. Надо разбираться в сути вопроса и иметь потенциал руководителя.
Понимание спортивной специфики также необходимо. Подобными навыками обладают тренеры, учителя физической культуры, кандидаты в мастера спорта. Но они не владеют тонкостями бизнеса.
В функции спортивного менеджера входит:
Спортивный менеджер популяризирует выбранный вид спорта, организовывая соревнования, подбирая таланты и спонсируя развитие. Раскрутка бренда и пиар компании команд посредством болельщиков также входит в ведение работника. Менеджер становится спонсором организации, договаривается о выгодных контрактах, собирает информацию, анализирует, руководит. Также следит за микроклиматом и взаимоотношениями, физической формой и правильным питанием.
Перспективы для обладателя профессии
Молодые специалисты приходят в профессию из спорта. Дополнительно ими изучаются тонкости управления и коммерческая составляющая отрасли. Чтобы добиться повышения и надеяться на карьерный рост, надо получить соответствующее образование. Спортсмены разбираются в тонкостях и специфике отрасли, но не всегда рассматривают ее экономические возможности.
Востребованность спортивных менеджеров
Работники в сфере спортивного менеджмента востребованы, так как их не достаточно много. Человек, соединяющий в себе организаторские способности, коммерческую жилку и знания о предмете, способен сделать процесс увлекательным, выгодным и перспективным.
Так как профессия стала приобретать популярность только в начале 21 века профессионалов не очень много.
Востребованность в профессии зависит от выбранной специализации. На начальном этапе обучения студенты получают общие знания, а затем выбирают направление:
Стратегическое направление дает возможность занять должность в высшем руководстве. Основная работа – спортивный менеджер.
Зарплата
В зависимости от занимаемой должности заработная плата варьируется от 40 до 120000 рублей. Оплата труда напрямую зависит от деятельности спортивного менеджера. Она может подниматься от выгодных контрактов и успехов команды. Раскрученные виды спорта, имеющие высокие результаты и болельщиков, предлагают более высокие ставки по зарплате.
График работы
Спортивный менеджер трудится в офисе. Специалист работает с документацией, заключает договоры, разрабатывает программы развития клуба или федерации. Занимается рекламой и общается с коллективом по организационным вопросам. Возможны командировки в целях предварительного договора о матчах или с командой.
Возможность работы на фрилансе в этой специальности
Специфика профессии не позволяет работать удаленно, поэтому фриланс невозможен. Также исключена индивидуальная деятельность. Спортивный менеджер функционирует в составе команды. Возможно создание коммерческой организации по производству или реализации спортивного оборудования. Заключение договоренностей по рекламе или об участии в соревнованиях нередко проводятся в онлайн режиме, но заключение контрактов производится только при личной встрече.
Куда идти новичку
Многие спортсмены, закончившие активную карьеру, начинают заниматься тренерской работой. Вариант стать менеджером рассматривается при наличии соответствующего образования. Получить должность в крупной команде или федерации молодому специалисту сложно. Надо приобрести опыт и проявить себя в профессии. Есть возможность начать с детских или региональных команд, в частной сфере. Полученное образование дает перспективу занять место спортивного менеджера с карьерным ростом впоследствии. Существует перечень работ по специальности:
Молодой специалист при наличии способностей и желании станет востребованным в организациях, имеющих отношение к развитию направления.
Повышение квалификации
Так как профессия появилась относительно недавно, ощущается нехватка грамотных специалистов. Межрегиональная Академия МАСПК предлагает пройти курсы по двум направлениям:
Чтобы принять участие в работе курсов, надо предоставить документ о наличии средне-специального или высшего образования в сфере спорта. Обучение может инициироваться специалистом или работодателем.
Конкурсы по профессии
Результат работы спортивного менеджера в успехах команды, которую он продвигает. Это показатель профессионализма. Нет известной информации о проведении конкурсов на уровнях региона или страны. Возможно, причина этому редкость и молодость профессии.
Перспективы
За рубежом коммерческие профессии появились намного раньше, чем в России, но спорт – это закрытая сфера. К соискателям предъявляется ряд требований. Чтобы стать спортивным менеджером, надо пройти большой конкурс или иметь опыт работы известный далеко за пределами страны. Устроиться на работу проще, если студент получил образование за рубежом. К таким претендентам тоже предъявляются высокие требования, в частности, прием на конкурсной основе. Получить работу проще на периферии, где спорт также развит, как и в мегаполисах, но финансирование гораздо скромнее.
Смежные профессии
На базе профессии спортивный менеджер при наличии достижений или большого опыта, специалисты могут пройти обучение, чтобы стать тренером или агентом. К каждому направлению деятельности предъявляются свои требования. Тренер должен владеть тонкостями стратегии и правилами выбранного вида спорта. Агент – совершает коммерческую деятельность.
Где и как учат профессии
Многие спортсмены успевают совмещать успешное участие в соревнованиях с обучением в ВУЗе. Молодежь, которая решила связать жизнь со спортом, но не имеет в нем показателей, отправляется в специализированные учебные заведения. Лучшие вузы страны, выпускающие высококлассных специалистов:
Чтобы стать профессиональным спортивным менеджером, не обязательно обучаться за границей. Для студентов действуют программы по обмену и стажировки в различных вузах ближнего и дальнего зарубежья. Есть практика дистанционной передачи знаний.
За время обучения студенты получают комплекс дисциплин, необходимых для дальнейшей карьерной деятельности. В перечень обязательных предметов входят:
Профессия менеджера напрямую связана с коммерческой деятельностью и основами бизнеса.
Кому подходит данная специальность
Чтобы получить должность, необходимо пройти жесткий отбор и получить одобрение со стороны тренера и спортсменов. В обязанности профессионала входит заключение договоров и общение с членами команды, поэтому коммуникабельность находится не на последнем месте.
Администрирование и поддержка коллектива требует глубоких знаний в сфере управления. Функция в распределении бюджетных средств предполагает знание инструментов и расчетов. Логическое мышление, незаурядные математические способности, аккуратность и четкость присущи профессиональному спортивному менеджеру.
Поступление в вуз – серьезный шаг, перед совершением которого требуется оценить свои возможности.
Претендент на должность спортивного менеджера должен быть готовым к сложностям, связанным с работой. Частые командировки, объем информации, многогранность профессии требуют способностей и целеустремленности.
Профессия спортивный менеджер специфическая. Для ее получения важно разобраться, как в спорте, так и в коммерции. Специальность открывает перед обладателем перспективы и варианты продвижения. Если найти свободную нишу, показать способности и результаты, то профессия спортивный менеджер принесет дивиденды.
«Тренера в клуб приглашала я»: как устроена работа спортивного менеджера в России
К 30 годам Алина преуспела в бизнесе и организовала любительский баскетбольный клуб. Недавно она начала спонсировать детскую команду из провинции.
Проходит курс по спортивному менеджменту. Стала спонсором детской команды по баскетболу
В интервью Алина рассказала:
За последние 30 лет успел поработать во всех (почти) существующих массмедиа: от печатных СМИ до интернет-изданий. Из всех искусств считает важнейшими кино и интервью.
Спортивный менеджер: начало
Я из Красноярска, пятый год живу в Москве, но высшее образование получила в родном городе. Обстоятельства сложились так, что я пошла в педагогический университет на факультет информатики, а проучившись на нём три с половиной года, поняла, что программирование — это для меня немного сложновато. В итоге окончила другой факультет, «Социальный бизнес и туризм», стала работать маркетологом в ресторанной сети и вернулась к любимому спорту всерьёз и надолго.
Со спортом я дружу достаточно давно. Занималась им ещё со школы, бегала на соревнованиях. Когда я переехала из Красноярска в Москву, поиграла за несколько баскетбольных команд, пока не поняла, что надо сформировать свою. Так появилась команда «Союз-12», в которой я до сих пор играю и работаю. На «Союз-12» нас вдохновило название баскетбольной команды 3×3 «Гагарин»: оно звучит патриотично и звонко, а мы хотели двигаться в этом направлении. Мы посмотрели, какие названия есть у отечественных ракет, нам больше всего понравилось «Союз»: ни одна из этих ракет не упала. А число 12 — это максимальное количество человек в заявке на игру. И теперь наша «ракета» летит.
Очень хорошо помню день, когда из просто игрока я стала менеджером спортивной команды. Это было 3 февраля 2019 года — день, когда мы впервые сыграли под названием «Союз-12». Я тогда осознала, что несу ответственность за команду.
Кому нужен любительский спорт?
Некоторые думают, что любительский спорт никому не нужен. А вот наша «Союз-12» на финальной игре собрала полную трибуну болельщиков. Это говорит о том, что даже непрофессиональный баскетбол может быть популярным. В любительской лиге есть своё классное комьюнити, и оно отличается от профессионального спорта, хотя многие бывшие профессиональные игроки сейчас выступают за любительские команды.
У нас в команде играют девушки самых разных профессий. Есть девушка, которая работает в офисе РЖД. Есть работница Сбера, есть бухгалтер аэропорта Внуково и те, у кого свои бизнесы. У меня тоже собственный бизнес — лаборатория CRM-маркетинга CIFRA.lab. Мы настраиваем программы лояльности для ресторанов, бьюти-индустрии и интернет-магазинов. В этом бизнесе я довольно давно. Была директором по маркетингу в международной ресторанной компании, разрабатывала программы лояльности и в Москве, и в регионах. Последний мой большой кейс — это программа лояльности для «Кофемании».
Я получаю огромное удовольствие от работы с баскетбольной командой, это даёт мне много сил и энергии. Если стоит дилемма: решать две задачи, связанные с баскетболом, или 18 бизнесовых, я сначала решу спортивные вопросы, а потом все остальные. Наши тренировки проходят после работы, играем мы по выходным. В совмещении работы и спорта нет ничего сложного: спорт даёт новую энергию. Когда приходишь с тренировки, в тебе столько сил, что часа четыре ещё не можешь заснуть.
Кто важнее: тренер или спортивный менеджер?
Когда у меня спрашивают, кто важнее, тренер или менеджер, я отвечаю так: тренера в команду приглашала я. Но что касается тренировочного процесса, стратегии игр, связки игроков, то здесь, безусловно, финальное решение всегда принимает тренер. Я в этот вопрос вообще не лезу, так как полностью доверяю его профессионализму. Что касается поиска спонсоров, пошива формы, социальных сетей, привлечения новых игроков, моральной подготовки команды, создания комфортной обстановки для игроков — за это отвечаю уже я.
Да, мы можем спорить с тренером, обсуждать какой-нибудь игровой момент, правильно он был проведён или нет, но в целом у нас настолько идеальное взаимопонимание в команде — и с игроками, и с тренером, — что такие разговоры бывают крайне редко. Если спортсменку демотивирует, что ей дали мало времени в игре, я скажу об этом тренеру. Он может не обратить внимания на количество минут, которые игрок провёл на площадке, так как его задача следить за ходом игры и выигрывать, но я такие вещи замечаю очень быстро.
Что касается меня, то в школе я вообще никогда не сидела на скамейке — всегда была в игре. Но после выбыла из баскетбола на шесть лет. И когда вернулась обратно, многому начала обучаться заново, долгое время была в запасе, выходя на площадку буквально на две-три минуты. Был у меня период в сезоне, года три назад, когда меня тренер вообще не выпускал на площадку за всю игру, он считал, что так лучше. В этом году я играла в среднем 25–30 минут каждую игру. Это нормальное время. В нашей команде достаточно большой резерв, чтобы, в случае чего, выпустить нового игрока.
К нам довольно часто обращаются желающие попасть в команду, но мы не берём всех подряд: человек должен подходить нам не только по спортивным навыкам, но и по внутренним, моральным качествам. У меня хорошо работает эмпатия, и я чувствую, кто нам точно подойдёт, а кто нет, даже если человек хорошо подготовлен со спортивной точки зрения.
Субординация в «Союзе-12» проста и понятна. Все понимают, что я прикладываю много усилий для того, чтобы у команды были спонсоры и форма и все взносы были уплачены. И мне не приходится включать в себе начальника. Но важно, чтобы каждая участница команды чувствовала себя комфортно. Поэтому периодически я инициирую диалог, чтобы понять, что происходит, успокоить человека или решить проблему. В «Союзе-12» у нас было всего несколько расставаний: тогда я говорила игроку, что мы не подходим друг другу. В этой ситуации надо дать понять, что человек не подходит не мне лично, а коллективу в целом.
При этом у нас очень дружная команда, что бы ни случилось. Посмотрите фотоотчёты: мы обнимаемся и смеёмся. Все игроки выходят на площадку с горящими глазами.
Как найти спонсоров и партнёров
Спонсирование любительского баскетбола — это вообще очень сложная история. Есть компании, которые теоретически способны поддержать любительский баскетбол, и я отправляла им ряд презентаций и запросы, но вскоре поняла, что это глухие выстрелы в никуда, поэтому решила использовать нетворкинг.
К счастью, у меня достаточно широкий круг знакомств, и я везде и всем, где можно и где нельзя, об этой проблеме, о поиске спонсора, рассказывала. Если меня знакомили с человеком из бизнеса, я ему сразу транслировала: «Вы поддерживаете спорт? У нас есть команда, в которую достаточно вложить немного денег. Там играют люди из разных сфер бизнеса, это может хорошо сработать на вашу рекламу, поддержать вас в социальных сетях». Я говорила и говорила, но всё-таки была приятно удивлена, когда один мой приятель, Владимир Кожевников, вдруг ответил: «Слушай, у меня есть айтишный стартап в Челябинске, я хотел бы вас поддержать».
А потом было следующее: эта команда челябинских айтишников смотрела наши игры, а мы между тем побеждали и побеждали. Особенно их завело, когда мы победили команду Mail.ru (представляете, какой это триумф для молодых стартаперов в сфере IT). Это не сравнить ни с каким тимбилдингом, для них такие победы над конкурентом — абсолютное счастье. Теперь этот стартап, People Do, — генеральный спонсор «Союза-12». И чуть ли не половина Челябинска входит в нашу тусовку.
Бренд JAM8 из Москвы — это наш второй спонсор и партнёр. В частности они шьют нам форму. Недавно с их помощью мы сшили нашим фанатам классные толстовки с логотипом команды. Любительский спорт сейчас на таком уровне, что я не могу себе представить, чтобы кто-то мог себе позволить продавать мерч. А мы реально вкладываемся в наших болельщиков, чтобы видеть их на трибунах, счастливых и довольных, в наших красных толстовках 😉
Помимо баскетбола я ещё очень люблю хоккей, постоянно хожу на матчи, болею за ЦСКА, стараюсь не пропускать ни одной их игры. Также я болею за красноярскую баскетбольную команду «Енисей». Когда я прихожу на хоккей, я занимаю роль болельщика и осознаю, насколько важна эта роль: команде всегда нужна поддержка. Если стадион будет пустым, ребята сыграют хуже, потому что в спорте важны все звенья цепочки, начиная от генерального менеджера и заканчивая болельщиком.
Женские проблемы — не проблемы
У нас в команде средний возраст где-то 27–30 лет. Есть девушка, которой 20 лет, есть и 35-летняя участница. В обществе бытует мнение, что женская группа — это постоянные сложности. Мол, девушки влюбляются, выходят замуж, рожают. Моё мнение: это вообще не проблема. Почему беременность должна быть проблемой? Это нормально и даже классно! Ничего страшного, если человек выпал из баскетбола на год или полтора. Кстати, у нас есть несколько девчонок, которые приходили после беременности и показывали результат намного лучше, чем в последний год до неё.
Не понимаю и те компании, которые боятся брать на работу девушек детородного возраста. Например, когда девушки проходят собеседования, руководители, узнав, что девушке, допустим, 26 лет, сразу начинают думать: «А вдруг забеременеет?» Я очень против такого! Это вопрос не феминизма, а вопрос адекватного восприятия гендерного признака. Мы, по факту, не виноваты, что нам свыше дана детородная функция.
Или возьмём ПМС. Он тоже никак не управляется, это физиология. Я, например, в такие дни стараюсь изолировать себя от общества, потому что гормоны живут своей жизнью и не согласовывают её со мной. Что касается баскетбола, если начинается цикл, особенно если это первый или второй его день, то девочки ни на тренировки, ни на игры не приходят. Это просто для здоровья вредно. Все к такому спокойно относятся, и тренер об этом хорошо знает и учитывает цикл.
Когда речь идёт о детях, подобные вещи ещё надо объяснять, а когда люди взрослые, все всё понимают. Если ПМС начинается накануне игры, это уже проблематично, потому что она раскладывается на конкретных игроков и на них делается ставка. Но не бывает нерешаемых проблем, у нас 12 человек в заявке и три в резерве. Даже если два или четыре человека выпадут, мы спокойно отыграем. Как-то один матч мы играли вшестером — и выиграли, причём с серьёзным отрывом.
Мужчины против женщин в спорте
Кажется, что мужской баскетбол более зрелищный вид спорта, чем женский, но это тоже относительно, это вопрос пиара конкретных команд. Посмотрите на БК УГМК. Трибуны ломятся, когда они играют. Или «Динамо» Курск: каждая игра — тоже полные трибуны. А вот в красноярском «Енисее» на мужские игры битком народу, на женские — нет. Почему так? Всё просто. На мой взгляд, если прикладывать усилия к PR и маркетингу и показывать, как может быть техничен, зрелищен и красив женский баскетбол, на игры будет приходить намного больше публики.
Кстати, большинство мужчин восхищаются баскетболистками и смотрят на них как на эталон красоты…
«За детскую команду в Касимове я плачу из своего кармана»
У детей, особенно в подростковом возрасте, очень много эмоций. И мальчики, и девочки становятся агрессивнее, потому что не знают, как справиться со своими гормонами. В 30 лет мы, условно говоря, понимаем, что такое ПМС и как им управлять. А детям никто не объясняет, почему их всё вокруг раздражает. Слава богу, есть спорт, который позволяет им гасить эту энергию.
Недавно я начала заниматься благотворительностью, ищу детские баскетбольные команды в маленьких городах и сёлах, чтобы сделать условия их занятий спортом более комфортными. В процессе сталкиваюсь с ужасающими подробностями российской жизни. Возьмём город Касимов Рязанской области: в нём с 2011 года у команды нет финансирования. Из года в год дети донашивают форму предыдущих игроков, играют стёртыми мячами. Новая форма с их фамилиями — звучит как мечта. Представляете? Шорты и маленькая именная майка — кажется, всего-то! Бюджету команды это будет стоить… ну, максимум полторы-две тысячи рублей на человека. Но для родителей такие суммы непосильны: они не могут купить детям кроссовки, потому что средняя зарплата в Касимове — 10–15 тысяч рублей.
Глобально это, конечно, вопрос системы, а не города Касимова. Таких команд много и в других городах. Конечно, ситуацию необходимо доносить до РФБ и до министерства спорта и исправлять её. Не сомневаюсь, что эти ведомства заинтересованы решать проблемы, но реальная информация о положении на местах не всегда доходит до них. Тогда и возникает вопрос о подключении внешних спонсоров.
Есть определённые компании, которым развитие спорта на местах может быть выгодно, которые хотят популяризировать свой бренд. Возьмём Nike. Если какому-то ребёнку в отдалённом регионе эта компания пошлёт топики или лосины, вы не представляете себе, насколько у людей такое отпечатается в голове. С точки зрения бренда это будет работать в долгосрочной перспективе. Сложно всё изменить в одночасье, но чем больше в спорт будет приходить молодых менеджеров, людей с новыми взглядами, для которых вопрос получения прибыли будет не первичным, тем больше шансов всё это исправить.
За детскую команду из Касимова я плачу из своего кармана: часть своего дохода я готова инвестировать в благотворительность. Когда я написала в Instagram о своей идее, откликнулись другие люди, готовые вложиться в команду на безвозмездной основе. Преимущественно это предприниматели, не связанные со спортом, которые просто написали: «Сколько нужно? Мы тоже готовы помогать».