что делает спортивный менеджер
Спортивный менеджер
Спортивный менеджер – управленец в сфере спорта, который занимается решением организационных, административно-хозяйственных и финансовых вопросов. Он отлично разбирается во всех нюансах спортивной индустрии, обладает развитыми организаторскими способностями и коммуникабельностью. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
За спинами успешных атлетов стоят опытные тренеры, а также спортивные менеджеры. Атлеты занимаются тренировками и следят за состоянием здоровья, менеджеры – организацией, планированием, подготовкой. Нередко спортивные менеджеры принимают участие в организации крупных мероприятий, маркетинговых компаний, турниров и соревнований, развлекательных и других мероприятий. Они контролируют процесс покупки, обмена и продажи игроков. Многие специалисты являются спортсменами, которые решили реализовать свои таланты в сфере организационной деятельности после завершения карьеры.
Особенности профессии
Спортивные менеджеры отлично разбираются в выбранной нише, они имеют большое количество деловых связей и развитые организаторские способности. От талантливости менеджера зависит успешность атлета или целой команды, он выполняет следующие работы:
Спортивный менеджер может работать как в профильной организации, так и сотрудничать с одним атлетом, командой или парой, если речь идет о фигурном катании или бальных танцах. Профессия является престижной и высокооплачиваемой, однако требует полной вовлеченности. Спортивные менеджеры могут сопровождать атлетов во время мероприятий и зарубежных чемпионатов, поэтому они должны быть готовы к длительным и регулярным командировкам. Опыт специалиста важен и в коммерческой сфере, ведь нередко спортивные менеджеры привлекаются к раскрутке фитнес-клубов, бассейнов, других схожих заведений.
Запрещают спортсменам кусаться и покидать Землю. Чем занимаются спортивные менеджеры
Кое-какие другие обязанности у них тоже есть.
Если вам потребуется в двух словах рассказать, чем занимается спортивный менеджер, скорее всего, у вас не получится. Профессия включает в себя множество аспектов: маркетинг, брендинг, финансы, PR, юриспруденцию.
Например, во время зимней Олимпиады в Сочи спортивные менеджеры занимались глобальными вопросами: организацией церемонии открытия, разработкой фирменного стиля и символа игр. Но они же погружались и в темы поменьше — например, следили, чтобы спортсмены были довольны питанием.
Для того чтобы избежать конфуза с покровом горнолыжных трасс, даже ввели специальную должность — менеджер по метеорологии. Он измерял влажность снега и составлял отчёты. К соискателям на эту должность предъявлялись специфические требования. Менеджер должен был обладать разрядом по лыжам и иметь хорошую спортивную подготовку.
Из таких нюансов в итоге и сложился успех проведённой Олимпиады.
Пишет о спорте, работает выпускающим редактором в крупном информационном агентстве. Мама убеждена в том, что он Золотое перо России.
Запрещено кусаться и покидать Землю
Впрочем, мелочей в работе спортивного менеджера не бывает. Одна из функций представителя этой профессии — участвовать в подготовке контрактов с игроками.
Так, при оформлении договора с уругвайским футболистом Луисом Суаресом менеджеры «Барселоны» учли скандальный случай, произошедший с форвардом накануне. На Чемпионате мира 2014 года во время матча Суарес укусил игрока сборной Италии Джорджо Кьеллини.
История породила множество мемов и остроумных комментариев. Но самому игроку было не до шуток. Его отстранили от футбола на четыре месяца. А менеджмент «Барселоны» включил в контракт пункт, по которому футболисту было запрещено кусаться.
Правда, затем управленческая команда клуба во главе с президентом проявила гибкость. После публичных заверений форварда, что впредь он будет использовать свои зубы только по назначению, пункт был исключён из контракта.
Также известен случай, когда английский «Сандерленд» готовил переход шведского футболиста Стефана Шварца. Аналитический отдел предоставил исчерпывающую информацию об игроке. В частности, там указывалось, что футболист мечтает полететь в космос как турист. В результате в контракте появился пункт, по которому Стефану Шварцу запрещалось отправляться за пределы планеты Земля.
Клуб не только подстраховался, но и получил бесплатный пиар. История широко разошлась в мировых СМИ, что стало хорошим промо для не самого крупного бренда в британском футболе.
С киноэкранов на лёд
Спортивный менеджер не только участвует практически во всех процессах в клубах и спортивных организациях, но и создаёт команды с нуля.
В США после выхода фильма «Могучие утята» в 1992 году произошёл примечательный случай. По сюжету картины вымышленная хоккейная команда пробивается с самых низов к вершинам успеха. Боссы компании «Дисней» решили сделать былью эту голливудскую сказку, а помогли им в этом спортивные менеджеры.
В список задач управленцев входило нанять тренера, собрать игроков, выстроить все процессы в клубе и разработать логотип. Идея перекочевала из проекта на бумаге на лёд хоккейной площадки. В лиге НХЛ появился новый клуб «Майти Дакс оф Анахайм».
Спортивные успехи поначалу были скромными, но сама концепция «команды из детского кино» оказалась сверхпривлекательной для зрителей. 80% продаж всей атрибутики клубов лиги пришлось именно на «Утят». Одни только сувенирные хоккейные свитера принесли около миллиарда долларов.
Но спустя несколько лет «Майти Дакс» всё так же не могли похвастаться спортивными достижениями. Популярность пошла на спад. Менеджмент клуба сориентировался и провёл ребрендинг. На новом этапе команда ушла от ассоциаций с Голливудом и превратилась просто в «Анахайм Дакс».
Затем клуб завоевал главный приз лиги НХЛ — Кубок Стэнли. «Утята» существуют и сейчас. А о родстве с фабрикой грёз напоминает лишь буква D на логотипе в виде перепончатой лапы.
Кейсы, когда амбициозный управленец создаёт узнаваемый и успешный бренд команды с нуля, есть и в России. Сейчас Сергей Кущенко — один из самых успешных спортивных менеджеров страны и президент Единой лиги ВТБ. Но начинал он с того, что в середине девяностых создал пермский баскетбольный клуб «Урал-Грейт».
Главным успехом (кроме спортивных достижений) стали узнаваемость и популярность нового проекта. Опросы показывали, что через несколько лет после создания «Урал-Грейта» за его выступлениями следило 74% жителей Пермского края. А о существовании команды знал практически каждый житель региона (84%). Финансовые показатели тоже были впечатляющими. На одних билетах клуб смог тогда заработать около миллиона долларов.
Больше, чем игра
Есть такая популярная игра — «Football Manager». Симулятор позволяет попробовать все функции спортивного менеджера. В игре нужно наладить систему тренировок, вести бухгалтерию клуба, считать доходы, строить новые стадионы и покупать футболистов.
В 2012 году студента Вугара Гусейнзаде пригласили на работу менеджером в футбольный клуб «Баку». Никакого опыта у него не было, но до этого он 10 лет успешно играл в онлайн-игру про спортивный менеджмент. Там его и заметили представители клуба.
Так зачем всё-таки нужны спортивные менеджеры?
Спортивный менеджер занимается управлением и организацией всей деятельности в той структуре, где он работает. Менеджеры есть в клубах, национальных и международных федерациях, образовательных учреждениях, фитнес-центрах.
Спортивный менеджер работает со спортсменами и болельщиками, руководит продвижением и развитием бренда. Кроме того, он занимается разработкой финансовой стратегии, PR и маркетингом, а также управляет строительством и эксплуатацией спортивных объектов.
Менеджер знает обо всех процессах, происходящих в его клубе, следит за их выполнением и выстраивает стратегии дальнейшего развития.
Спортивного менеджера часто путают со спортивным агентом. Но это разные специальности. Агенты занимаются исключительно переходами спортсменов из клуба в клуб и пытаются выбить для них лучшие условия контракта. То есть агент представляет интересы конкретного игрока. А менеджер занимается более глобальными, стратегическими задачами и работает не на отдельную персону, а на клуб.
Сколько может заработать спортивный менеджер?
Профессия спортивного менеджера довольно молодая, она появилась лишь несколько десятилетий назад. На всплеск интереса к ней в России повлияло проведение крупных международных соревнований, Олимпиады в Сочи в 2014 году и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Профессия спортивного менеджера востребована в России. На портале hh.ru по этой специализации размещено 1 709 вакансий. Уровень дохода — от 50 до 175 тысяч рублей.
Куда пойти учиться?
Спортивному менеджеру нужны знания основ юриспруденции, экономики, маркетинга, PR, управленческие навыки. Чтобы стать спортивным менеджером, можно получить высшее образование или окончить курсы.
Высшее образование предлагает множество вузов: Университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Университет Синергия, Государственный университет управления и многие другие.
Обучение на курсах можно пройти в Международной школе спортивного менеджмента, свой онлайн-курс запустила Moscow Business School. Также обучение по программе «Менеджмент в спортивных учреждениях» предлагает «Учёба.ру». Кроме того, у нас в Skillbox есть курс «Спортивный менеджер».
Можно попытаться изучить все тонкости профессии самостоятельно. Например, только российскими авторами выпущено более десятка книг по этой тематике. Но нужно понимать, что с самообразованием тяжело устроиться на работу без опыта: работодатели хотят увидеть диплом или сертификат о прохождении курсов.
Самородки вроде Вугара Гусейнзаде могут стать спортивными менеджерами без профильного образования. Но всё же предпочтительнее пройти обучение по специальности.
Плюсы и минусы специальности Спортивный менеджмент
Много профессий пришли на благодатную российскую почву относительно недавно. В начале 2000-х появляется специализация спортивный менеджмент. Интерес к профессии проявляется среди молодежи, которая пропагандирует здоровый образ жизни. Развитие спортивной индустрии в стране ознаменовано проведением ряда значимых международных соревнований. За последние годы в курортных зонах, городах и мегаполисах построили новые специализированные сооружения.
Чем занимаются представители профессии спортивный менеджмент
Не надо путать два направления: агент и менеджер. Если первый устраивает спортсменов, договариваясь о выгодных контрактах, то второй инвестирует, занимается развитием и способствует повышению заработков. Популярность профессии обусловлена востребованностью и перспективой заработков.
Многогранная специальность требует от человека активности и коммуникабельности. Спортивный менеджер проводит работу с командой, болельщиками, занимается развитием бренда. Профессионал создает условия для работы коллектива. Цель деятельности: поддержание баланса между спортивными достижениями и коммерческими успехами.
Менеджер в спорте выполняет управленческие задачи, адаптированные к новым тенденциям. Работа предполагает изучение перспектив для развития детских спортивных школ, клубов и команд, центров и федераций. В поле зрения менеджера отношения внутри организаций и их внешние связи. Работник занимается адаптацией и приспособлением потенциала организации под запросы рынка.
Чтобы стать спортивным менеджером, не обязательно быть атлетом или футболистом. Надо разбираться в сути вопроса и иметь потенциал руководителя.
Понимание спортивной специфики также необходимо. Подобными навыками обладают тренеры, учителя физической культуры, кандидаты в мастера спорта. Но они не владеют тонкостями бизнеса.
В функции спортивного менеджера входит:
Спортивный менеджер популяризирует выбранный вид спорта, организовывая соревнования, подбирая таланты и спонсируя развитие. Раскрутка бренда и пиар компании команд посредством болельщиков также входит в ведение работника. Менеджер становится спонсором организации, договаривается о выгодных контрактах, собирает информацию, анализирует, руководит. Также следит за микроклиматом и взаимоотношениями, физической формой и правильным питанием.
Перспективы для обладателя профессии
Молодые специалисты приходят в профессию из спорта. Дополнительно ими изучаются тонкости управления и коммерческая составляющая отрасли. Чтобы добиться повышения и надеяться на карьерный рост, надо получить соответствующее образование. Спортсмены разбираются в тонкостях и специфике отрасли, но не всегда рассматривают ее экономические возможности.
Востребованность спортивных менеджеров
Работники в сфере спортивного менеджмента востребованы, так как их не достаточно много. Человек, соединяющий в себе организаторские способности, коммерческую жилку и знания о предмете, способен сделать процесс увлекательным, выгодным и перспективным.
Так как профессия стала приобретать популярность только в начале 21 века профессионалов не очень много.
Востребованность в профессии зависит от выбранной специализации. На начальном этапе обучения студенты получают общие знания, а затем выбирают направление:
Стратегическое направление дает возможность занять должность в высшем руководстве. Основная работа – спортивный менеджер.
Зарплата
В зависимости от занимаемой должности заработная плата варьируется от 40 до 120000 рублей. Оплата труда напрямую зависит от деятельности спортивного менеджера. Она может подниматься от выгодных контрактов и успехов команды. Раскрученные виды спорта, имеющие высокие результаты и болельщиков, предлагают более высокие ставки по зарплате.
График работы
Спортивный менеджер трудится в офисе. Специалист работает с документацией, заключает договоры, разрабатывает программы развития клуба или федерации. Занимается рекламой и общается с коллективом по организационным вопросам. Возможны командировки в целях предварительного договора о матчах или с командой.
Возможность работы на фрилансе в этой специальности
Специфика профессии не позволяет работать удаленно, поэтому фриланс невозможен. Также исключена индивидуальная деятельность. Спортивный менеджер функционирует в составе команды. Возможно создание коммерческой организации по производству или реализации спортивного оборудования. Заключение договоренностей по рекламе или об участии в соревнованиях нередко проводятся в онлайн режиме, но заключение контрактов производится только при личной встрече.
Куда идти новичку
Многие спортсмены, закончившие активную карьеру, начинают заниматься тренерской работой. Вариант стать менеджером рассматривается при наличии соответствующего образования. Получить должность в крупной команде или федерации молодому специалисту сложно. Надо приобрести опыт и проявить себя в профессии. Есть возможность начать с детских или региональных команд, в частной сфере. Полученное образование дает перспективу занять место спортивного менеджера с карьерным ростом впоследствии. Существует перечень работ по специальности:
Молодой специалист при наличии способностей и желании станет востребованным в организациях, имеющих отношение к развитию направления.
Повышение квалификации
Так как профессия появилась относительно недавно, ощущается нехватка грамотных специалистов. Межрегиональная Академия МАСПК предлагает пройти курсы по двум направлениям:
Чтобы принять участие в работе курсов, надо предоставить документ о наличии средне-специального или высшего образования в сфере спорта. Обучение может инициироваться специалистом или работодателем.
Конкурсы по профессии
Результат работы спортивного менеджера в успехах команды, которую он продвигает. Это показатель профессионализма. Нет известной информации о проведении конкурсов на уровнях региона или страны. Возможно, причина этому редкость и молодость профессии.
Перспективы
За рубежом коммерческие профессии появились намного раньше, чем в России, но спорт – это закрытая сфера. К соискателям предъявляется ряд требований. Чтобы стать спортивным менеджером, надо пройти большой конкурс или иметь опыт работы известный далеко за пределами страны. Устроиться на работу проще, если студент получил образование за рубежом. К таким претендентам тоже предъявляются высокие требования, в частности, прием на конкурсной основе. Получить работу проще на периферии, где спорт также развит, как и в мегаполисах, но финансирование гораздо скромнее.
Смежные профессии
На базе профессии спортивный менеджер при наличии достижений или большого опыта, специалисты могут пройти обучение, чтобы стать тренером или агентом. К каждому направлению деятельности предъявляются свои требования. Тренер должен владеть тонкостями стратегии и правилами выбранного вида спорта. Агент – совершает коммерческую деятельность.
Где и как учат профессии
Многие спортсмены успевают совмещать успешное участие в соревнованиях с обучением в ВУЗе. Молодежь, которая решила связать жизнь со спортом, но не имеет в нем показателей, отправляется в специализированные учебные заведения. Лучшие вузы страны, выпускающие высококлассных специалистов:
Чтобы стать профессиональным спортивным менеджером, не обязательно обучаться за границей. Для студентов действуют программы по обмену и стажировки в различных вузах ближнего и дальнего зарубежья. Есть практика дистанционной передачи знаний.
За время обучения студенты получают комплекс дисциплин, необходимых для дальнейшей карьерной деятельности. В перечень обязательных предметов входят:
Профессия менеджера напрямую связана с коммерческой деятельностью и основами бизнеса.
Кому подходит данная специальность
Чтобы получить должность, необходимо пройти жесткий отбор и получить одобрение со стороны тренера и спортсменов. В обязанности профессионала входит заключение договоров и общение с членами команды, поэтому коммуникабельность находится не на последнем месте.
Администрирование и поддержка коллектива требует глубоких знаний в сфере управления. Функция в распределении бюджетных средств предполагает знание инструментов и расчетов. Логическое мышление, незаурядные математические способности, аккуратность и четкость присущи профессиональному спортивному менеджеру.
Поступление в вуз – серьезный шаг, перед совершением которого требуется оценить свои возможности.
Претендент на должность спортивного менеджера должен быть готовым к сложностям, связанным с работой. Частые командировки, объем информации, многогранность профессии требуют способностей и целеустремленности.
Профессия спортивный менеджер специфическая. Для ее получения важно разобраться, как в спорте, так и в коммерции. Специальность открывает перед обладателем перспективы и варианты продвижения. Если найти свободную нишу, показать способности и результаты, то профессия спортивный менеджер принесет дивиденды.
«Тренера в клуб приглашала я»: как устроена работа спортивного менеджера в России
К 30 годам Алина преуспела в бизнесе и организовала любительский баскетбольный клуб. Недавно она начала спонсировать детскую команду из провинции.
Проходит курс по спортивному менеджменту. Стала спонсором детской команды по баскетболу
В интервью Алина рассказала:
За последние 30 лет успел поработать во всех (почти) существующих массмедиа: от печатных СМИ до интернет-изданий. Из всех искусств считает важнейшими кино и интервью.
Спортивный менеджер: начало
Я из Красноярска, пятый год живу в Москве, но высшее образование получила в родном городе. Обстоятельства сложились так, что я пошла в педагогический университет на факультет информатики, а проучившись на нём три с половиной года, поняла, что программирование — это для меня немного сложновато. В итоге окончила другой факультет, «Социальный бизнес и туризм», стала работать маркетологом в ресторанной сети и вернулась к любимому спорту всерьёз и надолго.
Со спортом я дружу достаточно давно. Занималась им ещё со школы, бегала на соревнованиях. Когда я переехала из Красноярска в Москву, поиграла за несколько баскетбольных команд, пока не поняла, что надо сформировать свою. Так появилась команда «Союз-12», в которой я до сих пор играю и работаю. На «Союз-12» нас вдохновило название баскетбольной команды 3×3 «Гагарин»: оно звучит патриотично и звонко, а мы хотели двигаться в этом направлении. Мы посмотрели, какие названия есть у отечественных ракет, нам больше всего понравилось «Союз»: ни одна из этих ракет не упала. А число 12 — это максимальное количество человек в заявке на игру. И теперь наша «ракета» летит.
Очень хорошо помню день, когда из просто игрока я стала менеджером спортивной команды. Это было 3 февраля 2019 года — день, когда мы впервые сыграли под названием «Союз-12». Я тогда осознала, что несу ответственность за команду.
Кому нужен любительский спорт?
Некоторые думают, что любительский спорт никому не нужен. А вот наша «Союз-12» на финальной игре собрала полную трибуну болельщиков. Это говорит о том, что даже непрофессиональный баскетбол может быть популярным. В любительской лиге есть своё классное комьюнити, и оно отличается от профессионального спорта, хотя многие бывшие профессиональные игроки сейчас выступают за любительские команды.
У нас в команде играют девушки самых разных профессий. Есть девушка, которая работает в офисе РЖД. Есть работница Сбера, есть бухгалтер аэропорта Внуково и те, у кого свои бизнесы. У меня тоже собственный бизнес — лаборатория CRM-маркетинга CIFRA.lab. Мы настраиваем программы лояльности для ресторанов, бьюти-индустрии и интернет-магазинов. В этом бизнесе я довольно давно. Была директором по маркетингу в международной ресторанной компании, разрабатывала программы лояльности и в Москве, и в регионах. Последний мой большой кейс — это программа лояльности для «Кофемании».
Я получаю огромное удовольствие от работы с баскетбольной командой, это даёт мне много сил и энергии. Если стоит дилемма: решать две задачи, связанные с баскетболом, или 18 бизнесовых, я сначала решу спортивные вопросы, а потом все остальные. Наши тренировки проходят после работы, играем мы по выходным. В совмещении работы и спорта нет ничего сложного: спорт даёт новую энергию. Когда приходишь с тренировки, в тебе столько сил, что часа четыре ещё не можешь заснуть.
Кто важнее: тренер или спортивный менеджер?
Когда у меня спрашивают, кто важнее, тренер или менеджер, я отвечаю так: тренера в команду приглашала я. Но что касается тренировочного процесса, стратегии игр, связки игроков, то здесь, безусловно, финальное решение всегда принимает тренер. Я в этот вопрос вообще не лезу, так как полностью доверяю его профессионализму. Что касается поиска спонсоров, пошива формы, социальных сетей, привлечения новых игроков, моральной подготовки команды, создания комфортной обстановки для игроков — за это отвечаю уже я.
Да, мы можем спорить с тренером, обсуждать какой-нибудь игровой момент, правильно он был проведён или нет, но в целом у нас настолько идеальное взаимопонимание в команде — и с игроками, и с тренером, — что такие разговоры бывают крайне редко. Если спортсменку демотивирует, что ей дали мало времени в игре, я скажу об этом тренеру. Он может не обратить внимания на количество минут, которые игрок провёл на площадке, так как его задача следить за ходом игры и выигрывать, но я такие вещи замечаю очень быстро.
Что касается меня, то в школе я вообще никогда не сидела на скамейке — всегда была в игре. Но после выбыла из баскетбола на шесть лет. И когда вернулась обратно, многому начала обучаться заново, долгое время была в запасе, выходя на площадку буквально на две-три минуты. Был у меня период в сезоне, года три назад, когда меня тренер вообще не выпускал на площадку за всю игру, он считал, что так лучше. В этом году я играла в среднем 25–30 минут каждую игру. Это нормальное время. В нашей команде достаточно большой резерв, чтобы, в случае чего, выпустить нового игрока.
К нам довольно часто обращаются желающие попасть в команду, но мы не берём всех подряд: человек должен подходить нам не только по спортивным навыкам, но и по внутренним, моральным качествам. У меня хорошо работает эмпатия, и я чувствую, кто нам точно подойдёт, а кто нет, даже если человек хорошо подготовлен со спортивной точки зрения.
Субординация в «Союзе-12» проста и понятна. Все понимают, что я прикладываю много усилий для того, чтобы у команды были спонсоры и форма и все взносы были уплачены. И мне не приходится включать в себе начальника. Но важно, чтобы каждая участница команды чувствовала себя комфортно. Поэтому периодически я инициирую диалог, чтобы понять, что происходит, успокоить человека или решить проблему. В «Союзе-12» у нас было всего несколько расставаний: тогда я говорила игроку, что мы не подходим друг другу. В этой ситуации надо дать понять, что человек не подходит не мне лично, а коллективу в целом.
При этом у нас очень дружная команда, что бы ни случилось. Посмотрите фотоотчёты: мы обнимаемся и смеёмся. Все игроки выходят на площадку с горящими глазами.
Как найти спонсоров и партнёров
Спонсирование любительского баскетбола — это вообще очень сложная история. Есть компании, которые теоретически способны поддержать любительский баскетбол, и я отправляла им ряд презентаций и запросы, но вскоре поняла, что это глухие выстрелы в никуда, поэтому решила использовать нетворкинг.
К счастью, у меня достаточно широкий круг знакомств, и я везде и всем, где можно и где нельзя, об этой проблеме, о поиске спонсора, рассказывала. Если меня знакомили с человеком из бизнеса, я ему сразу транслировала: «Вы поддерживаете спорт? У нас есть команда, в которую достаточно вложить немного денег. Там играют люди из разных сфер бизнеса, это может хорошо сработать на вашу рекламу, поддержать вас в социальных сетях». Я говорила и говорила, но всё-таки была приятно удивлена, когда один мой приятель, Владимир Кожевников, вдруг ответил: «Слушай, у меня есть айтишный стартап в Челябинске, я хотел бы вас поддержать».
А потом было следующее: эта команда челябинских айтишников смотрела наши игры, а мы между тем побеждали и побеждали. Особенно их завело, когда мы победили команду Mail.ru (представляете, какой это триумф для молодых стартаперов в сфере IT). Это не сравнить ни с каким тимбилдингом, для них такие победы над конкурентом — абсолютное счастье. Теперь этот стартап, People Do, — генеральный спонсор «Союза-12». И чуть ли не половина Челябинска входит в нашу тусовку.
Бренд JAM8 из Москвы — это наш второй спонсор и партнёр. В частности они шьют нам форму. Недавно с их помощью мы сшили нашим фанатам классные толстовки с логотипом команды. Любительский спорт сейчас на таком уровне, что я не могу себе представить, чтобы кто-то мог себе позволить продавать мерч. А мы реально вкладываемся в наших болельщиков, чтобы видеть их на трибунах, счастливых и довольных, в наших красных толстовках 😉
Помимо баскетбола я ещё очень люблю хоккей, постоянно хожу на матчи, болею за ЦСКА, стараюсь не пропускать ни одной их игры. Также я болею за красноярскую баскетбольную команду «Енисей». Когда я прихожу на хоккей, я занимаю роль болельщика и осознаю, насколько важна эта роль: команде всегда нужна поддержка. Если стадион будет пустым, ребята сыграют хуже, потому что в спорте важны все звенья цепочки, начиная от генерального менеджера и заканчивая болельщиком.
Женские проблемы — не проблемы
У нас в команде средний возраст где-то 27–30 лет. Есть девушка, которой 20 лет, есть и 35-летняя участница. В обществе бытует мнение, что женская группа — это постоянные сложности. Мол, девушки влюбляются, выходят замуж, рожают. Моё мнение: это вообще не проблема. Почему беременность должна быть проблемой? Это нормально и даже классно! Ничего страшного, если человек выпал из баскетбола на год или полтора. Кстати, у нас есть несколько девчонок, которые приходили после беременности и показывали результат намного лучше, чем в последний год до неё.
Не понимаю и те компании, которые боятся брать на работу девушек детородного возраста. Например, когда девушки проходят собеседования, руководители, узнав, что девушке, допустим, 26 лет, сразу начинают думать: «А вдруг забеременеет?» Я очень против такого! Это вопрос не феминизма, а вопрос адекватного восприятия гендерного признака. Мы, по факту, не виноваты, что нам свыше дана детородная функция.
Или возьмём ПМС. Он тоже никак не управляется, это физиология. Я, например, в такие дни стараюсь изолировать себя от общества, потому что гормоны живут своей жизнью и не согласовывают её со мной. Что касается баскетбола, если начинается цикл, особенно если это первый или второй его день, то девочки ни на тренировки, ни на игры не приходят. Это просто для здоровья вредно. Все к такому спокойно относятся, и тренер об этом хорошо знает и учитывает цикл.
Когда речь идёт о детях, подобные вещи ещё надо объяснять, а когда люди взрослые, все всё понимают. Если ПМС начинается накануне игры, это уже проблематично, потому что она раскладывается на конкретных игроков и на них делается ставка. Но не бывает нерешаемых проблем, у нас 12 человек в заявке и три в резерве. Даже если два или четыре человека выпадут, мы спокойно отыграем. Как-то один матч мы играли вшестером — и выиграли, причём с серьёзным отрывом.
Мужчины против женщин в спорте
Кажется, что мужской баскетбол более зрелищный вид спорта, чем женский, но это тоже относительно, это вопрос пиара конкретных команд. Посмотрите на БК УГМК. Трибуны ломятся, когда они играют. Или «Динамо» Курск: каждая игра — тоже полные трибуны. А вот в красноярском «Енисее» на мужские игры битком народу, на женские — нет. Почему так? Всё просто. На мой взгляд, если прикладывать усилия к PR и маркетингу и показывать, как может быть техничен, зрелищен и красив женский баскетбол, на игры будет приходить намного больше публики.
Кстати, большинство мужчин восхищаются баскетболистками и смотрят на них как на эталон красоты…
«За детскую команду в Касимове я плачу из своего кармана»
У детей, особенно в подростковом возрасте, очень много эмоций. И мальчики, и девочки становятся агрессивнее, потому что не знают, как справиться со своими гормонами. В 30 лет мы, условно говоря, понимаем, что такое ПМС и как им управлять. А детям никто не объясняет, почему их всё вокруг раздражает. Слава богу, есть спорт, который позволяет им гасить эту энергию.
Недавно я начала заниматься благотворительностью, ищу детские баскетбольные команды в маленьких городах и сёлах, чтобы сделать условия их занятий спортом более комфортными. В процессе сталкиваюсь с ужасающими подробностями российской жизни. Возьмём город Касимов Рязанской области: в нём с 2011 года у команды нет финансирования. Из года в год дети донашивают форму предыдущих игроков, играют стёртыми мячами. Новая форма с их фамилиями — звучит как мечта. Представляете? Шорты и маленькая именная майка — кажется, всего-то! Бюджету команды это будет стоить… ну, максимум полторы-две тысячи рублей на человека. Но для родителей такие суммы непосильны: они не могут купить детям кроссовки, потому что средняя зарплата в Касимове — 10–15 тысяч рублей.
Глобально это, конечно, вопрос системы, а не города Касимова. Таких команд много и в других городах. Конечно, ситуацию необходимо доносить до РФБ и до министерства спорта и исправлять её. Не сомневаюсь, что эти ведомства заинтересованы решать проблемы, но реальная информация о положении на местах не всегда доходит до них. Тогда и возникает вопрос о подключении внешних спонсоров.
Есть определённые компании, которым развитие спорта на местах может быть выгодно, которые хотят популяризировать свой бренд. Возьмём Nike. Если какому-то ребёнку в отдалённом регионе эта компания пошлёт топики или лосины, вы не представляете себе, насколько у людей такое отпечатается в голове. С точки зрения бренда это будет работать в долгосрочной перспективе. Сложно всё изменить в одночасье, но чем больше в спорт будет приходить молодых менеджеров, людей с новыми взглядами, для которых вопрос получения прибыли будет не первичным, тем больше шансов всё это исправить.
За детскую команду из Касимова я плачу из своего кармана: часть своего дохода я готова инвестировать в благотворительность. Когда я написала в Instagram о своей идее, откликнулись другие люди, готовые вложиться в команду на безвозмездной основе. Преимущественно это предприниматели, не связанные со спортом, которые просто написали: «Сколько нужно? Мы тоже готовы помогать».