что делает прачка в гостинице
Что делает прачка в гостинице
Прачечная в отеле – это особый мир, где коллектив растет и уменьшается в зависимости от сезона, работа делится на срочную, ежедневную и плановую, а общение с внешним миром неукоснительно подчиняется стандартам гостиничного сервиса. При этом, странное дело, выросшие повсеместно школы гостеприимства готовят горничных, официантов, администраторов, поваров, но не аппаратчиков прачечной. Как попадают в отельные прачечные, о своих буднях и стандартах работы рассказывает Нина Поделякина, заведующая прачечной отеля «Swissôtel Resort Сочи Камелия» в г. Сочи.
Р: Нина, расскажите, как вы попали в отельный бизнес?
Вскоре мне поступило предложение возглавить прачечную. В Hyatt было полноценное прачечное производство. Все белье и вещи гостей мы обрабатывали сами. Освоение нового направления потребовало от меня серьезных усилий. К счастью, химию и материаловедение я уже знала на приличном уровне. Но многое пришлось изучать самостоятельно – посещала прачечные, читала все, что находила. Hyatt, как международный сетевой отель, имел четкие стандарты оказания услуг. Специальные инструкции были на все, что касается регламента приемки и выдачи изделий, качества оказания услуги и формы выдачи вещей гостям.
Р: Оказался ли полезен предыдущий опыт на новом участке?
Н: Работа старшей горничной очень помогла в планировании работы прачечной, так как я по своему опыту знала все потребности и специфику работы хозяйственной службы: особенности хранения и движения белья, подготовки белья для номеров, что важно в первую очередь, что во вторую, и в какие временные интервалы.
К примеру, когда планируется заезд, в приоритете наличие прямого белья, затем гости могут белье и не просить поменять, но идет смена махровых полотенец и халатов. Будет выезд, значит надо усилить участок стирки и глажения, при этом количество заказов на аквачистку сократится. В межсезонье, которым у нас считается середина осени и середина весны, идет так называемый дип-клининг – плановая чистка наматрасников, покрывал, подушек, портьер и пр.
Как руководитель службы, я обучала персонал, распределяла объем работ. Я отдаю предпочтение мужчинам на участке стирки (тягать белье мужчинам сподручнее) и женщинам на участке аквачистки (более тонкая работа, важны детали, аккуратность). При этом мне было важно, чтобы весь персонал у меня был взаимозаменяемым. Считаю, что под моим началом в Hyatt в прачечной сложился очень сильный коллектив. Подтверждением этому является то, что и сейчас, после моего ухода, у них в прачечной на 80% сохранился тот же состав сотрудников.
Р: Почему вы сменили место работы и переехали в Сочи?
Н: В Hyatt Ekaterinburg я проработала шесть лет. Близился 2014 год, и многие из моих знакомых в отрасли поехали «делать» Олимпиаду в Сочи. Я также подумала, почему бы и нет! Мои знания могли быть реализованы уже на новом уровне. И я поехала с нуля создавать прачечную службу в отеле Bridge Resort (г. Сочи) – отель уровня четыре звезды, огромный, на 800 номеров.
Это был интереснейший проект. Благодаря моим знаниям и опыту мне фактически дали карт-бланш на организацию прачечной. Прачечную я делала под себя, подключилась к проекту еще на этапе проектирования. В отличие от иностранных сетевых отелей, где стандарты сервиса детально прописаны на бумаге, для Bridge Resort все создавалось с нуля. Я адаптировала стандарты Hyatt для нового объекта. Меньше звезд не означает потери в качестве, это лишь декларация спектра оказываемых услуг (количество смен белья, плотность белья, плотность и набор махровых изделий и пр.). Высокое качество стирки никто не отменял.
В Bridge Resort я проработала два года. За это время мы запустили одну прачечную на полную мощность и готовили к запуску вторую. Персонал я обучала сама, писала пособия и инструкции. По прошествии двух лет вся работа пошла как по рельсам, и меня пригласили в Swissôtel Resort Сочи Камелия в г. Сочи. Это 5-ти звездочный отель на 203 номера с большой прачечной. Отель полностью закрывает свои нужды по стирке в сезон, даже мог бы еще сторонние заказы принимать.
Р: Чем услуги химчистки-прачечной в отеле отличаются от коммерческих химчисток, работающих с населением?
Н: В первую очередь, это внимание к стандартам приемки и выдачи вещей гостей. Как я уже рассказывала, все регламентировано. Вещи забирают в определенное время. Если забрали до 9:00 утра, то до 18:00 надо вернуть выполненный заказ. Обязательный экспресс-сервис – чистка за 2 часа. Вещи выдаются на стандартных деревянных вешалках из номеров. Забытые вещи возвращаются в конверте. В стандартах прописано все, вплоть до результатов глажения стрелок на брюках, сколько пуговиц застегивать на рубашке. В химчистке-прачечной при отеле участок мелкого ремонта обязателен, и это не дополнительная услуга, мелкий ремонт уже включен в стоимость. Аппаратчик должен проверить наличие всех пуговиц, есть ли порванные участки, которые необходимо зашить. Ремонт обязательно согласуется с клиентом, он должен знать, что делают с его вещью.
Я предпочитаю не нарушать технологию. Перед этапом стирки белье обязательно сортируется по степени загрязнения. Сильнозагрязненное белье стираем отдельно, иногда замачиваем в растворах моющих средств для лучшего удаления пятен. Чуда не бывает, если пренебрегать данными простыми действиями, белье либо не отстирается и будет отправлено на повторную обработку, либо увеличится общий расход моющих средств и износ белья.
Р. На каком оборудовании и моющих средствах предпочитаете работать?
Н: У многих производителей есть удачные модели и технологии, поэтому никого со счетов сбрасывать не стоит. Я предпочитаю от всех брать лучшее. Еще со времен Hyatt я много работала на оборудовании «Электролюкс». Hyatt был одним из первых в России, кто установил у себя полный комплект для аквачистки Lagoon. Мы обрабатывали на нем срочные заказы, деликатные изделия, шелковые платья, рубашки. Набор программ аквачистки, зашитый в его память, впечатляет. Это одна из первых модификаций, в которой программы были очень узко специализированы. В Swissôtel у нас тоже стоят стиральные машины «Электролюкс» с функцией аквачистки. Программы нового поколения стали более универсальными. Парк оборудования регулярно обновляется.
Специалисты «Электролюкс» серьезно помогли нам с обучением персонала. Присылали своих инструкторов, проводили семинары. Первым инструктором по аквачистке был Жан Перре, француз из Европейского офиса «Электролюкс». И в дальнейшем наши коммуникации с производителем строились очень продуктивно. Мы всегда могли обратиться за консультацией и получить развернутый ответ.
Я всегда открыта и для тестирования новых моющих средств. Конечно, у нас есть проверенные временем препараты, к которым мы привыкли, но все что новое нам нравится, мы берем в использование.
Р: Как вы обучаете персонал?
Н: В Swissôtel костяк команды составляют три человека, остальные нанимаются по мере появления большей загрузки через отельную службу аутсорсинга. Такая организация работы предполагает, что сложную работу, при которой надо включать голову, выполняем именно мы, основная команда. Новый же персонал проходит у нас обучение и заступает на свой участок работ. Я сама пишу тренинги, учу примером, рассказываю. Это рутинная работа, которую мне необходимо делать каждый сезон с приходом новых людей. Учу всему, что сама знаю и умею. В сезон количество сотрудников доходит до 12 человек. С удовольствием ходим на семинары. Мне самой нравится узнавать и пробовать новое, узнавать про новые технологии и внедрять их у себя на производстве. Конечно, я пишу руководству техническое обоснование, но в принципе моему мнению доверяют.
Прачечная дает не много карьерных возможностей амбициозным сотрудникам, развитие возможно при реализации новых проектов, более трудных, интересных, масштабных задач. И это зависит от человека, будет ли он искать от работы стабильности или создавать новое. Поэтому если вы хотите сами развиваться и внедрять новые технологии – это только ваша задача.
Р: Как прачечная взаимодействует со службой горничных при закупке белья в отель?
Н: Сотрудники прачечной хорошо понимают, что с новым бельем нам жить и работать весь его срок службы. Ошибки при покупке партий белья лягут тяжелым грузом на персонал прачечной. При этом руководство не волнуют проблемы, ему нужно белоснежное белье в номерах. Качество нашей работы влияет на отзывы об отдыхе в отеле. Именно поэтому мы с особой тщательностью подходим к выбору белья.
Везде, где я работала, белье закупалось обязательно через тестирование в прачечной. В международных цепочках – это общепринятый стандарт, и ему следуют. В Bridge Resort эту практику внедряла я сама. Прачечная проверяет белье на плотность, внешний вид белья после нескольких стирок, белизну, можно или нельзя его обрабатывать на высоких температурах, легко ли отходят с него загрязнения, как на него влияет глажение (не стоит ли колом) и т.п. Все наши замечания направляются поставщику, который предлагает решение.
Р: Какие проблемы сейчас решают прачечные в отелях Сочи?
Н: Не могу сказать, что у нас в прачечной есть какие-либо проблемы. Все решается в рабочем порядке. А вот коллеги за помощью обращаются регулярно. К примеру, недавно ко мне обратились из «Азимута» за консультацией по поводу прачечной в отеле, взятом в управление. Из-за очень старого оборудования внедрение новых технологий ограничено, на повестке дня вопросы из прошлого века – как отстирать ржавчину, удалить застарелые загрязнения.
Решение проблем прачечной сильно зависит от политики руководства. Если оно понимает значение прачечной для отеля, то данный участок будет поддерживаться, будут выделяться средства на переоснащение, обучение и развитие.
Таких старых прачечных еще достаточно по городу Сочи, и даже таких, где просто стирают содой и хлором. Новые прачечные, в свою очередь, не всегда могут стабильно выдавать качество, соблюдать сроки, иметь минимальный процент перестира. Я считаю, что отдавать белье гостю с недоделанной работой – подрывать свою репутацию, но многие думают, и так сойдет.
По моему мнению, в Сочи отелям, где более 50 номеров и позволяет пространство, лучше иметь собственное прачечное производство, так как коммерческие прачечные пока не могут держать услугу на достаточном уровне, особенно в летний период. Управляя своей прачечной, вы сами контролируете качество, своевременную готовность белья, расходы. На собственном опыте мы поняли, что мы сами работаем лучше.
Комментирует Владимир Агибалов, специалист компании «Электролюкс»:
Комплект аквачистки Lagoon – достаточно востребованное предложение для сетевых отелей, где отдыхают гости определенного уровня. Наша технология предлагает качественно и, что важно, в короткие сроки обработать деликатные вещи гостей: шелковые блузки, вечерние платья, галстуки и пр., т.е. полностью закрыть проблему предоставления экспресс-услуг за 1-2 часа. Аквачистка – это экологично (нейтральный Ph), вещи дышат свежестью, добиться такого эффекта в короткие сроки при химчистке сложнее.
Для отелей мы предлагаем два варианта комплектации:
Базовый комплект – стиральная и сушильная машина, в специальной комплектации, установленные в колонну. Ее мы предлагаем, когда планируемое количество изделий, поступающих в обработку, не превышает 70 изделий в смену.
Данный комплект докупают отели, уже оборудованные прачечными, но желающие внедрить на производстве услугу аквачистки для клиентов. Кроме оборудования в комплект аквачистки Lagoon входят моющие средства и трехдневное обучение.
Абсолютный комплект рассчитан на 200-250 изделий в смену. Включает стиральную и сушильную машины на 6 кг и стиральную и сушильную машины на 18 кг, пятновыводной и гладильный столы, пароманекен. Данный комплект подходит также для создания бизнеса с нуля. При этом «Электролюкс» оказывает поддержку по разработке дизайн-проекта помещения и брендированию услуги.
Должностная инструкция работника прачечной гостиницы
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1.1. Прачка относится к категории технических работников.
1.2. Требования к квалификации:
Без предъявления требований к образованию и стажу работы.
1.3. Прачка должна знать:
— правила приема и выдачи белья;
— правила стирки и глажения белья;
— режим работы предприятия;
— организационную структуру предприятия;
— правила техники безопасности и противопожарной безопасности;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда.
1.5. Прачка подчиняется администратору.
1.6. На время отсутствия прачки (командировка, отпуск, болезнь, пр.) ее обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
2. Должностные обязанности
2.1. Содержит складские помещения в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии.
2.2. Осуществляет прием, хранение и выдачу материальных средств (белья).
2.3. Владеет Ведет картотеку прихода и расхода.
2.4. Производит стирку и глажение белья.
2.5. Осуществляет мелкие хозяйственные поручения администратора и директора и докладывает ему обо всех замечаниях по своей работе.
Прачка имеет право:
3.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений сведения, справочные и другие материалы, необходимые для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией.
3.2. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Инструкцией обязанностями.
3.4. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Прачка несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
Директор отеля [ФИО]
С должностной инструкцией ознакомлены и согласны:
Должностная инструкция Прачки
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № ___
ПРАЧКИ
1.1. Прачка относится к категории технических работников.
1.2. На должность прачки назначается лицо, имеющее основное общее образование без предъявления требований к специальному образованию и стажу работы.
1.3. Прачка в своей работе руководствуется:
- Конституцией РФ, федеральными законами, правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, Уставом МОУ «Азейская средняя общеобразовательная школа», приказами директора школы, настоящей инструкцией.
1.4. Назначение на должность прачки и освобождение от должности производятся приказом директора школы.
1.5. Прачка подчиняется завхозу школы.
1.6. Прачка должна знать:
— правила приема и выдачи белья;
— правила стирки и глажения белья;
— режим работы школы;
— правила техники безопасности и противопожарной безопасности;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда.
1.7. На время отсутствия прачки (отпуск, болезнь, пр.) ее обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Содержит прачечную в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии. Соблюдает инструкции по эксплуатации оборудования в прачечной, требования техники безопасности. Осуществляет прием грязного, хранение и выдачу чистого белья в соответствии с установленным графиком. Производит стирку и глажение белья. Использует стиральные, дезинфицирующие растворы. Осуществляет мелкие хозяйственные поручения завхоза и докладывает ему обо всех замечаниях по своей работе. Проходит медицинский осмотр один раз в год. Сдаёт санминимум один раз в 2 года. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Добросовестно исполняет трудовые обязанности, возложенные трудовым договором. Соблюдает трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка.
Прачка несет ответственность:
5. Взаимоотношения. Связи по должности
С должностной инструкцией ознакомлен(а), один экземпляр получил(а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
Организация прачечной в гостинице
Конкуренция на рынке средств размещения растет с каждым годом. Даже в небольших населенных пунктах открываются мини-отели. А в курортных городах и туристических центрах гостиницы вынуждены сражаться за каждого клиента.
Один из способов повысить привлекательность отеля, в то же время сократив ежедневные расходы – организация прачечной в гостинице, работа которой позволит существенно увеличить общую доходность бизнеса.
Зачем гостинице собственная прачечная
Преимущества стирки на месте как в большом отеле, так и в мини-гостинице очевидны.
Это и экономия, ведь вам не придется отдавать деньги в стороннюю организацию, оплачивать перевозку. Кроме того, стирая постельные принадлежности, халаты, полотенца в собственной прачечной, можно установить оборудование для прачечной и использовать средства, обеспечивающие бережную обработку белья. Так что простыни, наволочки, пододеяльники будут меньше изнашиваться, их придется реже заменять на новые.
Полный контроль качества стирки обеспечивает лучший результат. Вы получаете белоснежное белье, которое производит благоприятное впечатление на постояльцев. Можно использовать смягчающие средства, приятные отдушки, чтобы сформировать у клиентов выгодный образ.
Ваши гости вправе ожидать от Вас предоставления безупречного сервиса и.
идеально чистого белья как на кровати в номере, так и на столе в ресторане, не говоря уже о безупречном виде униформы, в которой предстанет перед нами ваш персонал.
Работа прачечной в гостинице дает возможность держать под контролем сроки обработки вещей, соответственно, можно закупать и держать в резерве меньше комплектов.
Постояльцам отеля нередко требуется постирать и почистить одежду. Оказывая такие услуги, владельцы не только получают дополнительный доход, но и повышают рейтинг своего заведения.
Потребуется собственная прачечная и чтобы получить категорию (звездность). Например, уже в гостинице 3* должна быть организована стирка и химическая чистка вещей постояльцев. Причем срок исполнения – всего сутки. Обеспечить такую скорость обслуживания при использовании сторонних служб практически нереально.
Минимальные требования к помещению
Организация работы прачечной в гостинице начинается с выбора площадей под оборудование для стирки белья и его последующей обработки. Нередко для этих целей используют подвальные и полуподвальные помещения.
Площадь будущей постирочной рассчитывают, исходя из объема вещей, которые предстоит обрабатывать.
Санитарными нормами предусмотрен и еще ряд специфических требований. Так, грязное белье должно храниться отдельно от чистого. Следует спланировать помещение таким образом, чтобы входящий поток белья для стирки никогда не пересекался с потоком готового, предназначенного для обслуживания клиентов. Поэтому все помещение четко делится на две зоны: в грязной зоне поступившие вещи принимают, сортируют и стирают, в чистой зоне – сушат, гладят и упаковывают для отправки.
Помещение для стирки, в котором установлены промышленные стиральные машины, помимо естественной, должно быть оборудовано и принудительной вентиляцией. Пол и стены (как минимум на 2 м) отделывают плиткой. В полу оборудуют слив. Нормы освещенности и влажности воздуха должны соответствовать требованиям к жилым помещениям.
С точки зрения пожарной безопасности помещение должно иметь два входа.
Промышленное прачечное оборудование подключается к электрической сети с напряжением 380В. Электрическая проводка и все электроприборы должны соответствовать требованиям к влажным помещениям.
Еще одно требование – наличие не только водопровода, но и канализации. Особенно важно качество используемой воды. Если для стирки использовать не питьевую, а техническую воду, то вы рискуете просто испортить белье: оно приобретет сероватый оттенок.
Оборудование для прачечной
Только специалисты подберут для вас оптимальный комплект прачечного оборудования, помогут рассчитать и подготовить площади для прачечной, правильно установить и эксплуатировать его, а главное, придут на помощь в любой ситуации
Для расчета необходимого оборудования потребуется подсчитать те объемы белья, которые будут стираться ежедневно. Кроме того, существует еще дополнительное оборудование, которое понадобится, если отель претендует на высокий класс обслуживания или хочет оказывать дополнительные услуги.
Расчетная норма белья на одного постояльца (с учетом махровых халатов) составляет от 2,4 до 3, 5 кг в зависимости от плотности ткани. Периодичность стирки зависит от категории гостиницы. Может практиковаться как ежедневная смена постели, так и через день и даже 1 раз в неделю.
Кроме белья из номеров обычно централизованно стирают униформу сотрудников. Расчетный вес – 1,5 кг на одного сотрудника.
Если при отеле имеется кафе или ресторан, то потребуется стирать скатерти, салфетки.
Рассчитать объем гостевого белья сложнее, и эта загрузка может быть очень неравномерной. В качестве ориентира можно принять цифры примерно 2 кг на каждые 100 койко-мест в день.
Для работы прачечной в гостинице абсолютно не подходит бытовая техника для дома. Необходимо профессиональное оборудование для прачечной. В чем его особенность? Профессиональное прачечное оборудование Primus и Alliance Laundry Systems – это не просто мощные агрегаты с разовой загрузкой от 8 до 75 кг, сушильные агрегаты, которые могут просушить за один цикл от 8 до 71 кг белья. Профессиональная техника обладает еще и повышенной надежностью. При ежедневной полной загрузке срок безотказной службы машин Alliance Laundry Systems и Primus составляет несколько лет. Никакая бытовая техника такой нагрузки не выдержит.
Для организации прачечной в гостинице потребуется следующее оборудование:
Работники прачечной
Поскольку в гостинице уже имеется сложившаяся организационная структура, то управленческий персонал, уборщицы, бухгалтеры не потребуются. Дополнительные нагрузки можно распределить между существующими работниками.
Фактически из дополнительного персонала нужны только технические работники, которые будут непосредственно заниматься обработкой белья. Количество необходимого персонала определяется в зависимости от того объема работ, который был рассчитан в предыдущих разделах.
Если речь идет о мини-гостинице, то обычно бывает достаточно 1-2 работников с учетом того, что большинство операций выполняется с помощью современного оборудования. Ручная работа – сортировка, утюжка деликатных вещей, мелкий ремонт – не занимает слишком много времени. В крупной гостинице штат прачечной может состоять и из нескольких десятков человек.
Для открытия прачечной необходимо собрать целый пакет документов:
Однако если прачечная открывается при гостинице, большинство документов из этого списка уже есть в наличии, потребуется только при необходимости расширить список обслуживаемых помещений.
Никаких специальных разрешений или лицензий для этой деятельности получать не надо.
Финансовый план организации прачечной в гостинице
Чтобы составить финансовый план, подсчитайте все единовременные расходы:
Теперь подсчитаем ежемесячные расходы:
Например, в мини-гостинице при загрузке из расчета 100 кг белья в смену первоначальные расходы могут составить порядка 1 миллиона рублей. Ежемесячный расход в таком случае будет около 65000 рублей.
Из этих данных, подставив туда ваши цифры, можно выяснить, за сколько окупится работа прачечной в гостинице. Обычно срок окупаемости инвестиций составляет 1-2 года. После этого подразделение начинает приносить владельцу чистую прибыль. Дополнительную прибыль можно получить, и если принимать в стирку белье других отелей или брать у частных лиц.