что делает мерчендайзер в пятерочке
Мерчендайзер
Мерчендайзер
Мерчендайзер
Одни считают, что мерчендайзер – это грузчик, который доставляет продукцию в торговый зал. Другие уверены, что у этой работы много общего с должностью товароведа. На самом деле, этот термин подразумевает многопрофильного специалиста, от которого напрямую зависят комфорт покупателей и уровень продаж конкретной организации. Направление подходит энергичным и амбициозным людям, настроенным на карьерный рост в сфере торговли. Для трудоустройства не обязательно иметь высшее образование, достаточно знать, какими качествами должен обладать соискатель и чем ему придется заниматься.
Кто такой мерчендайзер
Мерчендайзеры – это сотрудники торговых точек, отвечающие за пассивное продвижение предлагаемого товара.
Старт развития направления в России пришелся на конец XX-го века. Специально обученные люди начали особым образом раскладывать товар на прилавках, привлекая внимание потребителей. Сегодня принципы направления используют не только гипермаркеты или изысканные бутики, но и совсем маленькие магазины эконом-класса.
Классификация работников в сфере мерчендайзинга:
Мерчендайзер – это не просто грузчик или товаровед, следящий за наполнением ассортимента на прилавках. Это человек, от которого во многом зависят уровень продаж торговой точки и отношение к ней клиентов.
Мерчендайзинг – это динамичная наука. Она не стоит на месте и требует быстрого реагирования на смену тенденций.
Сфера работы сотрудника
Со стороны кажется, что должностные обязанности мерчендайзера ограничиваются выгрузкой товара на опустевшие места прилавков. Многие уверены, что с этим справился бы любой грузчик, и ничего сложного в этом нет. На практике у специалиста этого профиля намного больше функций, задач и целей. Качество работы сотрудника напрямую влияет на показатели продаж конкретной торговой точки.
Базовые обязанности мерчендайзера:
Крупные компании дополнительно включают в должностные обязанности сотрудника оценку работы прямых конкурентов. Это подразумевает отслеживание у них динамики цен, появления новинок, проведения акций и другие важные с точки зрения маркетинга мероприятия. Все, что делает мерчендайзер, направлено на увеличение продаж и повышение интереса потребителей к определенным торговым маркам.
Требования к соискателям
Пассивное продвижение товара не всем окажется по силам. Человек на этой должности вынужден много трудиться физически и при этом обращать внимание на перечень важных нюансов. Умение работать в режиме многозадачности – основное требование к претендентам на место.
Еще мерчендайзер должен обладать такими качествами:
В зависимости от того, чем занимаются мерчендайзеры на рабочем месте, соискателю могут понадобиться навыки обращения с компьютером и современными гаджетами. Зачастую компании придерживаются строгих возрастных рамок при наборе сотрудников и отдают предпочтение молодежи. В ряде случаев обязательным условием рассмотрения резюме становится наличие высшего образования в области маркетинга, рекламы или торговли.
Плюсы и минусы специальности
Часто молодые люди идут в мерчендайзеры с целью заработать денег во время каникул или приобрести опыт работы в сфере торговли. Основными достоинствами направления они называют то, что для него обычно не требуется наличие высшего образования, а график предоставляется плавающий или свободный.
Профессия мерчендайзер имеет еще немало преимуществ:
Такой работник обычно посвящен сам себе, ему очень редко приходится общаться с покупателями напрямую. Для работников пассивных продаж часто организуют тренинги за счет компании, что позволяет им поднять уровень своей квалификации и научиться чему-то новому.
Все перечисленные недостатки направления относительны и при правильном подходе к организации дня их реально избежать. Главное, изначально изучить нюансы должностной инструкции и задать руководителю интересующие вопросы, чтобы потом не было недопонимания.
Где учиться на мерчендайзера?
Вузов, готовящих непосредственно к профессии мерчендайзера, пока нет. Организации с удовольствием принимают на работу выпускников школ и студентов, если они соответствуют базовым требованиям. Встречаются компании, отдающие предпочтение соискателям, которые знают, что такое основы маркетинга.
Зарплата сотрудника и перспективы карьерного роста
На уровень зарплаты мерчендайзера влияют особенности его графика, степень загрузки, перечень обязанностей, наличие автомобиля, мобильность сотрудника. Начинающий специалист получает 10 – 15 тыс. рублей при условии плавающего графика и неполного рабочего дня. Чтобы повысить уровень заработной платы рекомендуется устроиться сразу в 2-3 компании, что не запрещено. Опыт работы, прохождение профильных курсов, приобретение полезных навыков стимулируют рост прибыли. Нередки случаи, когда мобильный мерчендайзер придерживается свободного графика и при этом зарабатывает 50 — 70 тыс. рублей.
Со временем сотрудник по раскладке товара может перейти в центральный офис компании и продолжить работу в отделе маркетинга. Специалисты, закрепленные за магазином, становятся менеджерами по товару, супервайзерами и даже занимают руководящие посты. Должность мерчендайзера дает одинаково хорошие шансы на карьерный рост в области торговли или коммерции.
Кто такой мерчендайзер и чем он занимается на работе?
Мерчендайзер – профессия, которая появилась в России относительно недавно. Многие думают, что он занимается только выкладкой товара и пополнением торгового зала.
Но на самом деле обязанности мерчендайзера намного шире.. Журнал «КтоТакой» собрал всю нужную информацию по этой профессии.
Кто такой мерчендайзер
Мерчендайзер – человек, который следит за наличием всего ассортимента продукции компании в розничной точке и расположением товаров или рекламы о них в наиболее привлекательных для покупателя местах.
Задача мерчендайзера – разместить товар в магазине так, чтобы продукты не конкурировали между собой, а дополняли друг друга, и объем продаж увеличивался.
Профессия появилась в 30-е годы 20 столетия в США. Компании разрабатывали стратегии, как не затеряться среди конкурентов и привлечь покупателей. Возникла надобность в человеке, который будет планировать и стимулировать сбыт продукции.
Так и появился мерчендайзер, что в переводе с английского буквально обозначает «специалист по товарам».
Для России эта профессия новая, первые мерчендайзеры приступили к работе в конце 90-х, но все более востребована. Сегодня грамотную и красивую выкладку можно у видеть не только в гипермаркетах и супермаркетах, но и в небольших районных магазинчиках.
Мерчендайзер отвечает за выкладку товаров в магазине
Виды мерчендайзеров
Мерчендайзеры делятся на две категории, в зависимости от обязанностей и места работы:
Мобильный мерчендайзер
Его еще называют визитным, потому что он не закреплен за какой-то конкретной розничной точкой. Он привязан к определенной торговой марке, а не месту продажи. Мобильный мерчендайзер посещает разные торговые точки, согласно своего графика: одни каждый день, другие – реже. Все зависит от объема продаж и поставок товара.
Также визитный мерчендайзер инструктирует персонал магазина о грамотной выкладке продукции и контролирует ее.
Мобильный мерчендайзер работает в разных магазинах
Стационарный мерчендайзер
Закреплен за одной или несколькими фиксированными категориями товара в одном магазине или торговом центре. Это может быть и продукция брендов, конкурирующих между собой. В его обязанности входит эстетичная выкладка товаров на полках, независимо от их торговой марки.
Главная задача стационарного мерчендайзера – выгодно представить товар и обеспечить комфорт покупателям магазина. В основном профессия востребована в крупных супермаркетах.
Должностные обязанности мерчендайзера
На первый взгляд может показаться, что мерчендайзер занимается только выставкой товара на стеллажи. Но у него более важные функции, задания и цели:
Планограмма – схема выкладки товаров на торговом оборудовании (полках, стеллажах и т.д.), где указано закрепленное за товаром место с учетом цены, объема и количества рядов. Составляется на основе анализа поведения покупателей и требований поставщиков.
При этом мерчендайзер должен четко следить за объемом и количеством рядов товара на полке, чтобы его не потеснила продукция других торговых марок.
Некоторые компании включают в обязанности мерчендайзеров наблюдение за работой конкурентов: появление новинок, проведение акций, изменения цен и т.п.
Читайте на страницах «КтоТакой.com» — Кто такой агроном и сколько он зарабатывает?
Преимущества и недостатки в работе мерчендайзером
В работе мерчендайзером, как и в любой другой, есть свои преимущества и недостатки.
Плюсы
К плюсам можно отнести:
Начиная с должности мерчендайзера, можно легко продвинуться по карьерной лестнице. Стать в дальнейшем торговым представителем, супервайзером, региональным директором, или перейти на работу в офис: в отдел маркетинга, продаж или закупок.
Читайте так же в журнале «КтоТакой» — Кто такие айтишники и что они делают? Как стать «айтишником»
Минусы
Недостатки работы мерчендайзера:
Часто компании штрафуют за не соответствующую планограмме выкладку товара, а также перекладывают на мерчендайзеров ответственность за не обновленные ценники и просроченную продукцию.
Зарплата мерчендайзера
В 2020 году профессия мерчендайзера довольно востребована на рынке труда. Его заработная плата зависит от компании, в которой он работает, от региона и от занятости (полный или неполный рабочий день).
Также на размер оплаты влияет наличие автомобиля, образования и других навыков, полезных для работодателя. В основном мерчендайзеры получают фиксированный оклад и бонусы от продажи продукции. Поэтому многие пытаются совместить работу на двух-трех фирмах и заработать побольше.
По России средняя зарплата мерчендайзера в 2020 году составляет 27 тысяч рублей в месяц, в Москве ненамного выше – 30 тысяч рублей.
Любой компании, занимающейся оптовой или розничной торговлей, нужен мерчендайзер. От его профессионализма зависит успех компании, т.е. насколько она способна конкурировать с предприятиями подобного профиля.
Работа мерчендайзером, изучение изнутри.
Многие считают, что работать мерчендайзером это что-то ниже плинтуса, что работа дворника и то престижнее. Но очень часто такие люди забывают, что все профессии нужны и все профессии важны. Если люди одной из профессии перестанут делать свою работу, то жизнь этих самых говорящий людей может стать намного хуже, а в особенности жизнь без мерчендайзеров.
И так, кто такие мерчендайзеры ну или по нашему товароведы:
Товароведы, это люди которым выделяется определенная зона в магазине, в которой он должен следить за товаром а именно за наличием, сроком годности и ценниками. Звучит вроде просто, любой справится, правда? Вот только совершенно не любой. Люди с топографическим кретинизмом и плохо разбирающими часовое время в этой профессии сразу делать нечего.
Начнем с по моему мнению с самого сложного отдела, отдела молочных продуктов. Они обычно самые большие в магазине, хотя в более крупных магазинах самым большим отделом является выпечка куда входят торты, печенья, макароны, тестовые образцы, образцы выставленные компаниями и более мелкие сладости которых даже иногда не всегда приметишь и там совсем можно повесится. Но не будем отвлекаться.
И так, каждое утро товаровед должен как штык быть на работе в форменной одежде магазина и быть готовым к началу тяжелого трудового дня. Начнем с начала: Товароведу нужно пройти по своему отделу, тщательно проверить сроки годности у всех продуктов и запомнить наименования и сроки годности ВСЕЙ вверенной ему продукции, особо критично это для молочки, так как там сроки годности летят только так. Вы сможете запомнить все партии вверенного вам товара, со всеми сроками годности, при учете того, что покупать их постоянно разбирает и меняет местами, из-за чего нужно все вручную выравнивать и перепроверять? Товар нужно выложить не тяп ляп, а только в определенную позицию, которая соответствует так называемой матрице размещения. Если товар не влезает, то можно слегка подвинуть чужой стеллаж, в этом нет ничего ужасного, но увы, находятся товароведы, для которых каждый сантиметр свят и которые готовы своими зубами разгрызть вам горло. Если честно я не понимаю откуда такие берутся и почему.
Если находится просрочка срок годности которой исходит сегодня, ее нужно немедленно снять и поставить более новую партию, если этого не сделать, иначе комиссия (которая обязана быть в магазине) проходящая по всему магазину примерно каждые 2-4 часа и проверяющая товар, заметит это и товаровед получит штраф и это при довольно невысокой зарплате. И когда я говорю немедленно, это сию же секунду положить товар в корзину, понестись с ним к кладовщику чтобы он его оформил как просрочку, срочно найти свой товар, раскрыть опечатку, положить нужное количество, (которое вам нужно заранее запомнить, но можно даже немного с запасом) и понестись обратно в зал расставлять. А представляете, если это не один такой товар и его несколько стеллажей, а сонные покупатели уже в магазине и вот-вот могут подойти к вам, потому что им нужно ИМЕННО ТО что у вас, а у вас еще не все расставлено и не вся просрочка убрана. Везет тем магазинам, кто работает круглосуточно и которые могут в ночную смену сменить товар, что облегчит жизнь утреннего товароведа.
Кстати! Это важно! Новые покупатели, пожалуйста, берите товар который смотрит на вас, ведь схема реализации такова, что товар с исходящим сроком годности нужно быстрее продать и чтобы он не пропал его специально ставят на глаза покупателям, а более свежий кладут в конец стеллажа, чтобы пустое пространство можно было заменить. Но из-за покупателей которые СПЕЦИАЛЬНО берут только свежак, магазин получает довольно весомые убытки за нереализованный товар.
Еще одно кстати! В каждом уважающем себя магазине есть довольно крупная пекарня куда и уходят исходящие на нет продукты. Пока молочка и овощи с мясными и сырными изделиями еще можно спасти из них за пару часов делают разные вкусности и так покрывают часть убытков от не реализации. Я в курсе о магазинах в которых делают выпечку уже из полностью испорченных товаров и считаю это совершенно недопустимым. На счет того, куда уходят нереализационка: Крупные магазины имеют контракты с продуктово утилизационными фабриками, где просрочку просто сжигают. Довольно грустно представлять себе, сколько из магазинов идет не купленной еды и сколько ее уничтожают. Увы, но так делают не все магазины, хотя должны. Другие магазины перебивают ценники, обрабатывают продукты в химикатах или продают на, так сказать, стихийно возникающие рынки просрочки, что тоже совершенно недопустимо, так как магазин несет полную юридическую ответственность за свой товар и в случае чего на него можно подать в суд и получить компенсацию на которую покупатель имеет полное право. Но опять вернемся от описания, по моему мнению важных деталей, к теме.
Если комиссия прошла и все одобрила, то первый этап казалось бы пройден, если бы все было так просто. Теперь основная задача мерчендайзера, это ходить по вверенной ему точке, обеспечивать товарный вид продуктов, чтобы покупателю было удобнее его брать. Допустим, в хлебном отделе это выражается в том, что хвостики у хлеба всегда направлены на покупателя и тот мог легко их вытаскивать. И консультировать покупателей, причем не только по своему отделу, но и по чужим, так как на товароведе не написано из какого он отдела и товаровед обязан хорошо знать магазин, где что лежит чтобы отправить покупателя именно туда куда нужно, за тем что он хочет. А пока товароведа не отвлекают, в его задачу входит смотреть за точкой и заполнять пробелы продукции. Чтобы не бегать по много раз на склад, товароведу рекомендуется брать продукцию с запасом и положить ее в хвост витрины. Хорошо когда витрина большая, и повесится если маленькая. Так как нельзя ставить много товара друг на друга и придется очень часто бегать на склад. Если же появляется пробел который не заполнить, придется все таки пробежать на склад и еще успеть просмотреть и поправить другие товары, запомнив наименования и сроки годности тех, которые нужно дополнить. Если же товароведу не повезет и во время прихода комиссии он окажется на своей точке занимаясь другими делами или отлучившись куда либо кроме склада, на вас будет наложено дисциплинированное взыскание в виде штрафа, а штраф вычитают из зарплаты. И опять же сложности. Если на витрине остался последний товар, допустим коробка с тортом которая одиноко стоит на полке в окружении других сортов, а на складе такие кончились, то его нужно как можно быстрее реализовать, иначе получишь от комиссии неодобрение. В идеале, работники магазина часто покупают такие продукты и во время обеда пьют чай. Но бывают вещи и страшнее, а именно похожие этикетки.
Если на полке стоит два разных товара с похожими этикетками, а вы не заметили, то это заметит комиссия и на вас будет штраф. Если вы еще и ценник забыли на такой товар прилепить, то еще один штраф. Так что если вы не внимательны и/или долго включаетесь в процесс, то это работа не для вас и вы уже с первых дней получите довольно весомый набор штрафов которые откусят кусок вашей и без того маленькой зарплаты.
Вы думаете это все? А вот и нет. Часов примерно в 5 начинается инвентаризация. Товаровед получает книгу, с которой должен пройти по своей точке, записать наименования и сроки всего товара и сдать эту книгу администрации. Дело в том, что товаровед не может постоянно ходить с этой книгой и сроки и наименования действительно нужно запоминать. Также, нужно будет разбираться с акционными и товарами от представителей компаний. Вообще этим должна заниматься сама администрация, но она скидывает эту работу на товароведов, так как считает, что любые действий с продуктами должны быть на совести товароведа, а если не справтяся то штраф.
Как по мне, в идеале товаровед должен носить с собой блокнотик и ручку, куда для себя копировать заметки, так будет гораздо легче. Но дело в том, что часто форма не предусматривает карманы, что как по мне довольно странно, и товароведу приходится оставлять все вещи в раздевалке.
Только очень крупные магазины могут позволить себе функциональную форму на заказ, более мелкие же выдают уже ношенную и стиранную форму от бывшего работника, что в общем-то сказывается на ее качестве. Также только у крупных магазинов есть свои раздевалки с выдаваемыми ключами, более мелкие же имеют раздевалки примерно размером с маленькую ванную комнату с постоянно открытыми ящиками, в которой посменные работники часто забывают свои вещи. И опять, это еще не все.
Скоро 7 вечера и приезжающие с работы покупатели поедут в магазины. Тут и начинается критический момент, когда товаровед только и делает что бегает от прилавка поправить товар, к складу за новым и все это длится до 20:00 когда стандартный день товароведа 2/2 крупного магазина окончился и наконец можно приехать домой и упасть на кровать без сил, чтобы завтра начать все сначала.
И да, это еще не все. Самое страшное, это выходные, когда рабочий день по 12 часов и вам нужно эти 12 часов переживать в режиме 7 часов. Также, каждый крупный магазин имеет особое для магазина, так сказать, секретное название дня, когда покупателей статистически больше всего и на товар нужно срочно делать скидку, чтобы склад быстрее опустел. Нужно бежать ЕЩЕ быстрее, менять чеки, расставлять товар, как можно быстрее заполнять дырки и расставлять остатки товара, которых больше нет на складе, если не успеете то штраф-штраф-штраф и также штраф-штраф-штраф, если не успеть все вернуть обратно к концу этого дня.
Вроде как я рассказал о всех важных аспектах жизни мерчендайзера, хотя могу дополнить некоторые детали:
Есть специальные курсы товароведов, где учат правильно и креативно выкладывать товар, учат тому как быстро запоминать магазин и оптимизировать свою работу. Если же будущий товаровед уже имеет такую специальность, то высока вероятность, что после нескольких лет работы его сделают супервайзером, или проще администратором. Физических действий гораздо меньше, но вот ответственности гораздо больше и штраф будет только в лучшем
Сравнение работы администратором в «Пятерочке» и «Магните»
В некризисное время, когда в нашей стране еще был относительный рост доходов и население набрало «жирка», попасть на должность администратора (он же Товаровед, Зам. Директора, Старший продавец, etc) было достаточно сложно, ведь зарплаты там были хороши и людей с улицы не набирали. Но всё изменилось, когда Народ Огня. ну, вы знаете. Возможности открылись.
Если вы планируете устроиться на такую должность, наверняка не от хорошей жизни, поделюсь небольшим опытом, заодно сразу расставлю некоторые плюсы и минусы Магнита и Пятёрки относительно друг друга. Дальше длиннопост для тех, кому это интересно.
1.Зарплаты и график. В моем Мухосранске оклад админа Пятерочки составляет 16 т. рублей. При выполнении плана по выручке можно получить аж 18, но планы почти никто не выполняет. В Магнитах история ровно та же (ох уж этот рынок труда, невидимая рука рынка). Однако система в Магните позволяет проводить несложные махинации для сокращения списаний, а в Пятерочке вы ежедневно выкидываете тележками то, что еще до вечера можно легально хоть как-то продать, но почти нет никаких инструментов для этого. Впрочем, Магнит и просрочку тоже толкает в полцены, но это «как бы низзя». Админ работает 15-16 часов в смену, причем в Пятерочке нам просто так добавили лишний неоплачиваемый час работы, потому что супервайзер решила, что несколько выбитых чеков того стоят. В табеле у вас выставлен рабочий день 10,5 часов с неоплачиваемым перерывом в 1,5 ч ( просто лол), но это никого не интересует. Помимо этого постоянные бесплатные переработки на других магазинах, ведь мы же коллектив. Нужно сказать спасибо, что компании хотя бы не штрафуют вас из ваших низких зп.
В Магните собеседование проводят в офисе, который в нашем случае находится над гипермаркетом, только потом направляют на обучение.
3.Обучение. В Пятерочке вы сразу выходите на магазин, в условиях отсутствия собственного админа на вас взваливают тонны информации и вы начинаете немедленно с горем пополам работать. Если админ есть, то ваше обучение зависит от его совести. Но учитывая, какой там объем работы, не имея опыта, вы все равно будете получать обрывочные знания и потом восполнять их методом тыка. И косячить, косячить, косячить. Обучение есть в виде теста на интернет-портале, тест кривой и поломанный, но всем пофиг. На экзамен я ездил 180 км до ближайшего офиса, угробив свой выходной, сложность сдачи средняя (реально есть люди, которым не зачли с первого раза). В Магните вас отправляют в учебный центр, куда вы ходите 5 дней и обучаетесь с живым человеком по скайпу, затем несколько дней вы пробуете работать на магазине.
4.Обязанности примерно одинаковые и там, и там. Прием/списание товара, ежедневная инвентаризация по указанным отделам, внешний вид зала, дисциплина продавцов, контроль просрочки (весь магазин! Обычно этим занимаются продавцы в своих отделах, но им иногда внезапно становится пофиг и начинается ад, когда СБ делает проверку), вся бухгалтерия, общение с недовольными покупателями, отправка миллиона отчетов (в 13 часов отправь фото хлебного отдела, в 14 часов отправь фото того-то, в 15 пришли таблицу списаний и т.д., самодуры начальники придумывают максимальное количество издевательских отчетов). Только опытный работник умеет плавать в этом всём, новички же бегают с выпученными глазами, не зная, за что хвататься. Отдельную ненависть хочу выразить по поводу рабочей группы в Вотсапе, в которую начальство спускает свои замечательные указания, но которые теряются в тоннах флуда и картинок. Выйти из группы ты не можешь и обязан читать все эти смехуечки, хохотушки и смотреть открытки, иначе пропустишь что-то важное.
В КБ стажировка админа две недели и она не оплачивается. При мне два админа сменилось пока работал два года.
Я работаю товароведом в магните и вот вообще не согласен с половиной того, что написано. Если будет интересно, запилю пост, постараюсь непредвзято.
Можно вопрос по ценникам? Почему в магните такая лютая дичь с ними? Под окнами магаз и вечное несоответствие цены на ценнике и реальной стоимостью. Один раз из 10 позиций сделал отмену семи покупок. Продавщица ещё искренне удивлялась «почему сегодня прям день отмен». Вас там обучают в магните так или это забивают болт в отдельном магазине?
Все сети, и продовольственные и не продовольственные, примерно так и работают.
16к это конечно вообще дно.
Почему, мистер Андерсон, почему? Во имя чего? Что вы делаете? Зачем, зачем встаете и идете работать за 16 т.р?
Мы живем в эпоху когда любые знания и обучение доступны каждому у кого есть интернет. Каждый может овладеть профессией позволяющей работать удаленно если в своем городе нет приличной работы. Неужели такая жизнь и зарплата это недостаточная мотивация чтобы вцепиться в эти возможности зубами?
Вы сельпо, я так понял, описывали, а получился гипермаркет 24 часа, недоукомплектованный персоналом. Такое ощущение, что основные проблемы из-за отсутствия правльного распределения рабочего времени и стратегии в работе.
У нас тоже небольшой город, в Пятёрочке админа почти не видно, продавцы и грузчики нерасторопно раскидывают товар по магазину, на кассе всегда 1-2 человека. Так что думаю, что проблема в конкретных людях
Менеджмент и конвейерный поток людских масс
Рядом с моим домом есть тройка известных магазинов: пятёрочка, магнит и Дикси. Хожу в них периодически и в последнее время заметил, что на кассах все меньше и меньше кассиров. В разговорах (между кассирами и покупателем) постоянно мелькают фразы, про то, что работать некому, жёсткий дефицит кадров.
А в пятерочке месяц назад был вообще забавный случай. Скопилась гигантская очередь, я набрал номер телефона, который висит над кассой, типа позвоните, если перед вами большая очередь.
*справшиваю у кассира таджика, он не знает ессесно*
В общем диспетчеру было откровенно похер и она ничего не сделала.
И вот теперь в этой пятёрочке уволился действительно толковый директор, осталось 3 человека, работать некому. И так почти во всех близлежащих магазинах. И такая же ситуация в сетевых продуктовых рядом с моей работой и в других частях города.
Главное не сдохнуть от лекарства
Зачем в магазинах постоянно переносят с места на место отделы, товарные группы, стеллажи?
Перемещение отделов с места на место стало визитной карточкой многих магазинов.
Чаще всего, на мой взгляд, это происходило в Магните. Причем наблюдаю этот процесс с 2004 года.
Причин к путешествию отделов несколько, причем рациональных не так уж и много, начну с них.
Высшим пилотажем для перестановок я считал следующее: когда стеллажи стояли поперек магазина относительно длины, а за одну ночь, в едином трудовом порыве, совместно с помощниками из других магазинов берем, и переставляем стеллажи вдоль. Все.
А покупатель с утра нервничает и спрашивает: куда вы дели консервы? А тот что не спрашивает, молча уходит к конкурентам.
У нас раньше считалось негласно, я так понимаю, что смена локации товара стимулирует покупателя к продажам, подталкивает его увидеть что-то новое, что он раньше не замечал. И это вполне можно назвать пятой причиной.
Причем это тема местами считалось, в головной компании мерчендайзингу года до 2010 вообще никакого значимости не придавалось.
А вот в Пятерочке примерно в тот же самый период официально считалось, что нечего покупателя гонять по магазину, пусть он всегда знает что именно в этом месте всегда сможет купить свою банку тушенки.
А Перекрестки до сих пор переставляют то туда, то сюда товар, вводя покупателей в замешательство.
Вообще, топ-менеджмент Перекрестков смешит периодически, я как-то раз в мессенджере телеграм наткнулся на открытую конфу, где топы на полном серьезе обсуждали новую концепцию привлечения кадров и позиционирование себя на кадровом рынке.
Видимо считая, раз телега считается полностью анонимной, то настройки приватности менять ни к чему. Ну это так, лирическое отступление, вспомнилось просто.
6. Тоже, отчасти к пятому относится, так называемый «черный фэншуй», когда покупателя водят по торговому помещению от товара к товару. Образец-некоторые торговые центры с запутанными лестницами и входами-выходами.
7. Смена топ-менеджмента и новое видения расположения торговых групп в торговом зале. Чем больше руководителей могут вилять на размещение и чем чаще меняются-тем чаще перестановки.
8. Контракты на размещение на полках некоторых производителей. Такую перестановку вы, скорее всего, не заметите, касается достаточного малого количества наименований.
Записки директора Магнита #11: что вредит здоровью, но сокращает рабочий день?
Самой настоящей ценностью в магазине Магнит (и не только там) издревле считался перекур.
И да, не всегда даже спрашивали поначалу-ну это до первых подзатыльников.
Со вторым директором подвезли график курений. Каждый сотрудник имел право на 5 перекуров в день. «Ниче себе»-кто-нибудь сейчас скажет в каком-нибудь сетевом магазине — «кучеряво вы жили, ребята.»
Но я попрошу не забывать, что нам в трехкассовом магазине, находящимся по 7 человек в день- составляющим допустимый штат, и выкуривавшим около 10-и сигарет в день такая мера показалась драконовской.
Был также один нюанс-директор или товаровед могли наложить вето на график курения для отдельных личностей:
-Сегодня ты не куришь, Таня.
— Потому что нечего языком чесать пока молоко стоит невыложенным
-Потому что нечего без спроса было с утра выходить курить
-Потому, что, потомучто, потомучтопотомучто.
Так мы обрели знание о первом способе немонетарной мотивации, хоть и не знали, что это так называется.
Но каждый закон имеет какие-то исключения-так и мы, находящиеся на приемке продавцы-парни (помогая товароведу) имели курительный безлимит.
Пока идет приемка и открыта дверь-кури-не хочу. Поэтому помощь при приемке считалась премиум-местом, также как и стояние на первом посту-отстойным.
Вопрос наверно возникает-а какого вы забыли на приемке, ребята, есть же товаровед?
Объясню-наш пандус был в двух уровнях. Лопат (гидробортов) тогда у фур не было-одни наемники на полуприцепах и т.д.
Подъем с пола на второй уровень осуществлялся исключительно в банановых коробках по практически вертикальной металлической лестнице с перекладинами-высотой около метра. Соответственно на выносе могли быть только парни-товаровед тоже был конечно здоровым пацаном, но как-то раз при завале от поставщиков возникла необходимость оперативно растащить товар, и мы растащили.
Получилось настолько клево и быстро, что это администрации понравилось и стало обычной практикой-товаровед принимает-помощник таскает-подтаскивает. И курит. (тем более с нашим штатом минус единица в зале была незаметна-хоть весь день сиди на приемке и кури).
Но об особенностях приемки в нашем первом магазине подробности опишу позже, а пока скажу следуюещее-мало того, что на приемке мы могли курить сколько хотим, но и дружить с нами кассиршам также было выгодно.
Принял хлеб товаровед, скрылся за горизонтом, стоишь, куришь, «завершая прием товара»— подлетает кассирша.
-Можно покурю, пока дверь открыта?
И волки сыты, и все покурили. И в зачет по графику этот раз курения не пошел, а если наказана кассирша была некурением— мы, конечно же, проявляли характерный гуманизм.
И сейчас я скажу так, что запрет на курение является одним из лучших способов немонетарной мотивации.
Типа-пойдешь курить, как только сделаешь/выставишь и т.д. и т.п. Эффективнее тогда было только: «Пойдем домой только когда выставим фуру».
Но сейчас конечно уже последний метод-редкость, в отличии от предыдущего.
Для чего на самом деле крупные сети используют аутстафф/аутсорс (и клининг в том числе)
Существует такое мнение что в крупных организациях привлечение фирм наподобие клининговых ( и аутстафф в том числе ) производится только с целью оптимизации и снижения налоговой нагрузки заказчика.
В основном снижение нагрузки происходит за счет чего?
Штатный сотрудник стоит работодателю примерно полторы его, сотрудника, зарплаты на руки, с учетом всех налогов и отчислений, которые платит работодатель за своего работника.
Т.е. уборщица с зарплатой 10000 рублей обойдется прямому работодателю, оформляющего всех по ТК РФ примерно в 15000 рублей. Плюс расходы на моющие средства и т.д.
Фирма-поставщик услуг аутстаффа оформляет своих работников «в черную», т.е. без всех необходимых отчислений. Заработная плата сотрудников работодателю явно обойдется в меньшую стоимость (нет соцстраха, пенс.фонда и т.д и т.п.). Естественно, разница между налогом официальных сотрудников и оформленных неофициально и есть прибыль подобных фирм в основном. Работа выполняется та же, деньги тратятся несколько меньшие заказчиком.
А работники остаются, как правило те же, что и были в штате заказчика (если только штат был укомлектован), просто переходят под другую вывеску.
Если возьмем сеть Магнит- вот выстраданное.
Найти уборщицу на заявленную зарплату с оформлением в штат было сложно. Мало того, что 2 дня в неделю уборщицы не было по графику, но и в периоды фактического ее отсутствия в штате, когда искали замену, представляете, как было в магазине? При вакансии уборщицы, я сам убирал в своем магазине через раз (потому что выбор между наличием товаров на полках с всеми работающими кассами и чистыми полами был для меня очевиден).
Чего удивляться, что магазины Магнит слыли «грязными сараями»?
Сейчас, конечно, уже не так, уборка проводится хотя бы ежедневно, спасибо клининговым фирмам.
Что дал клининг нам в магазинах непосредственно? Уверенность в том, что уборщица будет в магазине постоянно и ежедневно, не придется отвлекать продавцов на уборку, в ущерб какому-то другому процессу, более важному для покупателя.
Какую экономию дал клининг, грубо говоря, отдельно взятому филиалу? А вот тут интереснее, давайте посчитаем. При зарплате штатной уборщицы в 8-9 тысяч на руки и затратах на хозяйственные нужды в месяц около 300 рублей, уборка обходилась одному магазину где-то в 14000 рублей/месяц. Клинингу за один магазин оплачивалась сумма в диапазоне 20000-27000 рублей в зависимости от площади.
Экономия на оптимизации не очень заметна, как вы сами понимаете.
А Пятерочка начала пользоваться услугами клининга все же лет на 5 раньше чем Магнит.
Вообще везде
Записки директора Магнита #5: как мы поймали первого вора
Мы уже немного привыкли к новой администрации, а она, я так понимаю, к нам.
Прошла вторая ревизия, и прошла крайне плохо (ничего неожиданного).
Собрал директор на собрание и завел: что, типа, нравится работать? Да — все нестройно промычали — да! нравится.
А он и говорит: «я к чертям собачьим всех вас разгоню, если не поймаете за неделю хотя бы одного воришку. Они у вас воруют и воруют из под носа. А может вы в сговоре с жуликами? Срок вам неделя, никого не поймаете, переведу на старые магазины, а оттуда заберу людей, которые умеют работать.»
Мы крепко задумались. В зале перестали раздаваться шутки-прибаутки, все реже слышался наш задорный звонкий смех.
Зато из каждого угла выглядывала чья-то голова и подозрительно оглядывала зал.
Смотрели пристально. Косились на всех-на постоянных покупателей, а еще больше-на незнакомых.
Все жили-то рядом с магазином, и мы, и покупатели.
Записывали на бумажку-кто взял кофе-кто оплатил его на кассе, из покупателей.
Добавило перцу в нашу безмятежную жизнь получение лицензии на алкоголь. Теперь пришлось следить еще и за коньяками. Любимым развлечением директора стало подрезать у зазевавшегося продавца на посту № 1 бутылку самого дорогого коньяка, а потом подойти с другой стороны зала и спросить-кто взял бутылку?
Ну и потом и мы друг над другом так потешались. Научились перемещаться в пределах поста № 1 не отрывая взгляда от полки с дорогим алкоголем.
Ну а спустя три дня продавец Алексей поймал первого вора-местного синяка, стащившего 0,5 водки. Героический Алексей рассказывал-смотрю, озирается, видит что никого рядом-хлоп, в карман внутренний, а я-то за стеллажом в засаде был и все видел.
Поймали, привели к директору, отобрали водку, обозначили штраф в 10-кратном размере, синяк задрожал, сказал, что у него кроме как на бутылку ничего нет, ну, сказали, черт с тобой, больше не приходи, и изгнали с позором.
Так и научились ловить.
Как я работал в Магните #2: ничего не понимаю, но не уйду
Мне нравилась моя новая работа. Посудите сами: магазин находится в 100 метрах от моего дома. Стоишь на балконе, покуриваешь с кофе, наблюдая как к двери стягиваются коллеги. Трое пришло-все, можно выходить.
Коллектив-в смене например 6 девчонок и нас с Саней двое пацанов. Пообщались, пообнимались, время осталось-немного поработали. Так еще за это и платят!
Немного напрягало то, что всеж надо было работать. Но это было не в тягость. Даже с учетом того, что я не всегда понимал, зачем что-то делается в магазине.
1. Почему товароведка с утра приходила невыспавшаяся, ставила стул на пандусе, сидела, курила молча, уставившись в одну точку?
2. Я не понимал, куда спешить при разгрузке фуры? Все равно, пока мы не разгрузим, она никуда не уедет.
3. Я не понимал, нахрена нам каждый день раздают ценники с одной и той же ценой, и говорят: «поменяйте ценники».
Я, возможно, был бестолков, но склонен к анализу, и после пятой-шестой смены ценников на абсолютно такие же с абсолютно такой же ценой, смекнул, что это полностью бессмысленная работа и она мне ни к чему. В очередной раз, получив стопку ценников и проверив первый на совпадение цены с полкой, без малейших угрызений совести оставил полученную стопку на ближайшей полке за товаром. И делал так дальше.
То, что некоторые ценники могли быть все же с изменившийся ценой, я не догонял, и мне никто про это не сказал.
4. Я не понимал, зачем мы до отказа заполняем полки всякими кисломолочными ряженками, кефирами, снежками и прочим скоропортящимся товаром? Зачем потом мы все это в том же количестве снимаем и прячем в накопители витрины нарезки? Зачем потом это все перетаскиваем в баннеты (холодильники с заморозкой)?
Не, совсем уж дебилом я не был, и догадывался, что все полностью просрочилось, но не понимал, почему нельзя сразу на помойку?
5. Я не понимал, зачем три раза в месяц мы должны приходить с утра, получать какие-то листки, пересчитывать на полках товар, записывать в эти листки?
Точнее я понимал, но не понимал, почему моего листка с зубными пастами, например и щетками (которые я так и не не досчитал), так никто и не хватился. Я просто оставил его на полке.
Но эти и другие вопросы не могли омрачить мой разум, потому что зарплата молодого специалиста после полученной инженерной специальности в институте (по отзывам друзей) была 800-1500 рублей. У продавца Магнита 3500-4500.
Да и на обед домой отпускали.
Ранее
Как я работал в Магните #1: зашел за зубной щеткой, остался на 8 лет
Я пришел на работу в Магнит продавцом в 2004 году, когда носили еще синие жилетки с логотипом пепси-колы, если кто помнит такие (фотку не нашел, извините).
Это был золотой век магазинов самообслуживания, бесконкурентная среда, дикие фонды оплаты труда и штатные расписания только представьте, в магазине только за залом наблюдали 2 отдельных человека. Алкоголь и косметика-2 так называемых поста.
Супервайзер, приезжая, прессовал, например даже за то, что в косметике никто не стоит и не смотрит за сохранностью дорогостоящего товара.
Нормально? И нам тоже это нравилось, нет спешки нет оголтелости, нет потерь товара и вообще весело.
Есть ли сейчас магазин, который похвастается таким количеством персонала внутри?
Я помню, как на первом месяце работы (ну, по незнанию, естественно) я мог себе позволить проходить не спеша мимо супервайзера, проводящего собрание товароведов в торговом зале магазина с коробкой «Тайда» (длинная такая) 2 раза: туда-сюда.
Ручной заказ товара. Убитые фуры без лопат (гидробортов в смысле). Наемные водители. Рохли (рохлы, гидравлические тележки), ДЦ Ростов, ручная разгрузка покоробочно с восьмисоткилограммовых поддонов.
Вы когда-нибудь разгружали поддон с сахаром, выкатывая его по наклонному листу железа из бортового камаза? То еще удовольствие. Один парень (ну сам, конечно не свидельствовал, но рассказывали) скатывая сахарный поддон такой, не успел отпрыгнуть и оказался прижатым к стене на неплохой такой скорости. 3 ребра минус. Сам я тоже чуть не попался так, че там, я ж силен, нештоль в одиночку поддон не выкачу? Какая техника безопасности? Все вроде обошлось, и разгружать научился и цел остался.
Устроился я продавцом совершенно случайно. Искал работу после института подработать на лето хотя бы, грузчиком там, еще кем-то.
И поехал устраиваться, устроился, в тот же день пришел работать в свой магазин. Попал на разгрузку фуры. Представьте-чадящий тент-полуприцеп, заезжающий в гараж-бокс, полметра от стены справа, полметра от стены слева. Пол прицепа-выше пандуса сантиметров на 20. Не спускается. 9 поддонов.
С одноклассником (назовем его Саня) неспешно разгружаем по коробке. Я искренне не понимал, почему нервничает товароведка глядя на нас. Ну и разгрузили мы фуру за 6 часов. Таскали, повторюсь, вручную, из-за перепада.
Вообще любил я фуры тогда-приехала-разгружай ее весь день. И плевать, что выставлять некому-мы ж заняты. Я, конечно, не понимал тогда смысл многих вещей-зачем стоять и не отходить от алкоголя, зачем менять ценники с одной и той же ценой но разной датой, зачем считать шампунь на полке и т. д.. Представляю, какие были потери по первому месяцу в нашем МД (Да, МД, не ММ, магазин-дискаунтер расшифровывалось).
А о потерях и о способах выхода (о фальсификациях, именно) из них, да и вообще обо всем-буду рассказывать дальше.
Как увольняют и сокращают в сетях, если сотрудник увольняться и сокращаться не хочет?
Увольнение работника всегда сопряжено с трудностями и тонкостями, особенно в компаниях, где трудоустройство полностью официально. Я имею в виду увольнение по негативным обстоятельствам. Ну там прогул, пьянка и т.д.
А если сотрудник несознателен? Не выходит на работу, нарушает инструкцию, и в глаза смеется, дескать и чего ты мне сделаешь?
Да, все инструкции говорят: при прогуле составляй акт о невыходе сотрудника, бери с него объяснительную, при нежелании писать объяснительную составляй акт об отказе писать объяснительную, выноси выговор, один, второй, и потом на основании этих документов сразу уволим разгильдяя!
Но на деле так увольняют работников крайне редко, ибо очень сложно соблюсти все условности и не влететь потом на проверку трудовой инспекцией. Трудовая инспекция, как известно, в большинстве случаев становится на сторону работника.
Работодатель заплатит штрафы, а неправильно уволенного сотрудника запросто восстановят в своей должности.
Поэтому все стараются уволить сотрудника, убедив, что так ему будет лучше. Подтолкнуть его к самостоятельному решению.
И, что характерно, большинство соглашается.
Директива сверху была такой: мы никого принудительно не сокращаем/выгоняем, у нас происходит органическая оптимизация, т.е. просто не закрываем вакансии магазинов, приводя численность штата к требуемому. С учетом текучести кадров весь процесс, если ничего не путаю, занял месяца три.
Мой друг (умнейший, кстати, человек) чешет репу, и соглашается на Пятерочку. Сразу.
И да, конечно же события вымышлены, все совпадения случайны
Почему не любят сетевые магазины
И я не о любви покупательской.
Что бы там покупатели не говорили, сетевой розничный магазин-это лучшее место для того чтобы купить дешево, и к тому что привык. Заметьте, я не говорю купить то, что хочется.
Нам по большому счету навязывается ассортимент, к которому мы уже потом привыкаем. Мнение отделов закупок сетей формирует наши предпочтения, не больше и не меньше. А если не найдем желаемого, под боком всегда есть другой сетевой магазин. И еще один. И еще.
Спросите любого знакомого, кто имел дела с крупными сетями со стороны подрядчика, исполнителя и так далее. Я не говорю о работе по найму, я именно про деловые отношения.
И все как один ответят: «сети выкручивают руки».
На простом примере, как это происходит: приходит условный производитель в департамент закупок. Говорит-я произвожу конфеты, хочу продавать у вас. Ему задают вопрос, сможет ли он обеспечить требуемый объем? Да, говорит уверенно предприниматель. Ну ок, говорят закупки, подписывай договор. Только мы возьмем не по твоей цене а по вот этой, процентов на 15 ниже. Бизнесмен чешет репу, хоть цена на грани рентабельности его производства, но огромные обороты рисуют приятные картины. «Эх, была-не была, подписываю», и подписывает. А потом начинаются неустойки за необеспечение объемов, опоздания поставок, требования снизить цену закупки и т.д. и т.п. И вроде невыгодно, но обороты же. Ну, ежики и кактусы, если вы понимаете о чем я.
И поэтому я думаю сети производства многих СТМ (собственных торговых марок) подводят к именно своим производствам, чтобы компенсировать текучесть поставщиков, выставив дешевый имитатор продукта.
С поставщиками услуг еще веселее. Известный принцип работы, когда правая рука не знает что делает левая и не может просчитать будущее хотя бы на шаг вперед, веселит.
Один системный инженер очень крупной федеральной сети- ну Пятерочки же, жаловался: В финотделе или отделе развития. неважно, гордый собой специалист по закупкам хвастался, как прогнул подрядчика по цене прокладки сетевых кабелей и тому подобного.
А инженер ему в лоб: «Твое «прогнул по цене» означает, что вместо специалистов нам кабели будут тянуть студенты-иностранцы, а сами провода и прочее будут заказаны на алиэкспрессе, да, это все будет выглядеть как настоящие, но только через полгода я буду тратить свой бюджет на обслуживание, а ты, конечно крут, сэкономил бюджет закупок».
Разгадка проста-закупщик получит бонус за экономию бюджета, а там хоть трава не расти. И бедолага-подрядчик ввязавшись на оказание услуг стоимостью 3 копейки еще не знает, что спросят с него как за 3 рубля. Ведь бюджет эксплуатации тоже нужно экономить. И поэтому руки будут выкручены максимально. И еще долго будет подрядчик вздрагивать и обходить офис сети стороной.
Тем временем в каждой розничной сети
Магнит и пятёрочка. Отличия. Обесцененный труд
Я не Олег Асса, цель поста не зарабатывание денег или плюсов.
Отсутствие вакансий без блата вынудили меня искать средства на пропитание в сетевых магазинах. Получив опыт, хочу поделится им с вами, судьба жестокая штука и ничто не гарантирует вам избежать работы в магазине.
Пятёрочка. Тут ситуация немного проще, персонал не мучают. Рабочий день продавца составляет ровно восемь часов, всё по трудовому кодексу, переработок нет ( кроме вторника с ценниками) Просторные и удобные склады, система видеонаблюдения. Кассиру не нужно каждое удаление записывать в тетрадь для отчёта сэбника. Отмечаться в каких то журналах, инструкциях. Камеры над кассой и абсолютно везде. Если график 2 на 2, рабочий день 12 часов с 1,5 часовым общим временем на отдых. Есть группа в соц.сетях где люди могут свободно высказаться, их посты и комментарии не удаляют и иногда даже представители компании отвечают на вопросы.
К сожалению более подробно рассказать не могу, так как после магнита у меня появилось отвращение к работе, пропала мотивация вообще к любой деятельности и сейчас я уже полгода сижу дома, в пятерочке оставаться не было уже моральных сил. Из меня высосали, как дементоры всю радость к жизни. Живу на деньги, оставшиеся после продажи квартиры. Это пост не нытья, меня не нужно успокаивать и давать какие то советы.
Обращусь к гипертимным людям, я понимаю вашего оптимизма хватит на любую проблему и вы вообще не способны видеть мир без розовых очков. Но хочу предостеречь ваших знакомых и друзей. Учитесь, развивайтесь, чтобы не пришлось потом раздражать людей, предлагая шоколад по акции. Спасибо