что делает бренд менеджер и какая зарплата
Бренд-менеджер: Кто это, навыки и сколько зарабатывает
В компаниях брендом занимаются комьюнити-менеджер, менеджер по PR, маркетолог или целый отдел маркетинга, но все их действия – в основном брендинговая тактика. Стратегические же моменты определяет и реализует бренд-менеджер.
Этот специалист является адвокатом и двигателем бренда в одном лице. В его компетенции все внешние и внутренние коммуникации компании, маркетинговая аналитика, знание корпоративных ценностей и миссии бренда.
Навыки и умения бренд-менеджера
Базовое образование бренд-менеджера куда менее важно, чем его реальные навыки. Ключевые навыки специалиста следующие:
Логично, но не всем очевидно, что бренд-менеджер в любой сфере бизнеса должен знать о своем продукте ВСЁ. Отсюда простой вывод – такое знание может быть обусловлено только искренним интересом к продукту, в противном случае специалист не сможет качественно работать. Исключений не бывает.
Задачи бренд-менеджера
Зарплата бренд-менеджера
Зарплата у бренд-менеджера достойная, потому что предполагает огромную ответственность специалиста и серьезную рабочую нагрузку. Окончательная сумма дохода зависит от навыков конкретного специалиста. от расположения и размеров его компани плюс текущей ситуации в экономике.
Зачастую размер ЗП определяется объемами продаж и степенью выполнения плана.
Когда бренд-менеджер только начинает работать в своей области, у него, считается. уже есть познания в маркетинге и экономике, а значит он может получать 25—90 тысяч рублей, в зависимости от региона и масштаба компании.
В течение двух или трех лет, получив опыт и показав себя, бренд-менеджер вполне может рассчитывать на оценку своего труда в размере от 100 тысяч рублей вплоть до 250 тыс.
Далее, получив несколько работ в портфолио и приобретя массу навыков, он уже может получать от 300—350 тыс. рублей ежемесячно. Сумма может быть и выше, потому что специалисты экстра-класса ценятся настолько высокого, что им за результат готовы платить много больше.
Важный момент: чтобы как минимум оставаться на плаву в этой профессии, нужно перманентно учиться – проходить курсы, отслеживать тренды менеджмента, маркетинга, брендинга и т.п.
Где учиться на бренд-менеджера
В нашей стране сложилась традиция, когда бренда-менеджерами становятся выходцы из маркетинговой сферы. Это значит, что специалист с маркетинговым бэкграундом будет иметь больше шансов на начало успешной карьеры.
Еще один способ «зайти» в профессии – иметь высшее экономическое образование, потому что дипломированный экономист хорошо разбирается в своей области и сможет сориентироваться на рынке и месте продукта в нем.
Ну и, конечно, можно учиться на бренд-менеджера онлайн.
Лучшие курсы для обучения на бренд-менеджера
Онлайн-курс от “Нетологии”
Курс адресован маркетологам, менеджерам, предпринимателям и всем, кто у в курсе, что запоминающийся бренд способен привлечь клиентов.
Обучение проходит так:
Онлайн-курс от SkillBox
На курсе вы научитесь использовать графические и аналитические инструменты для грамотного позиционирования бизнеса.
Обучение строится из следующих этапов:
Кто такой бренд-менеджер: что делает и сколько зарабатывает
Автор Нетологии Наталья Ковтун рассказала, кто такой бренд-менеджер, чем он занимается, какими навыками владеет и сколько зарабатывает.
Благодаря бренд-менеджерам компании и их продукты занимают место в сознании покупателей. Бренд-менеджер создает образ бренда, развивает его и влюбляет в него пользователей.
Под словом «бренд» часто ошибочно подразумевают название продукта или компании. Но бренд — это не только название, но комплекс знаний, ощущений и ассоциаций, которые возникают в сознании потребителя, когда он с этим названием сталкивается.
Продукт — это сладкая газировка, одна из множества на полке. А бренд — это Coca-Cola. Это предвкушение праздника, которое мы подсознательно с ней ассоциируем. Из-за этого предвкушения мы снова и снова выбираем бутылку с красной этикеткой, а бренд Coca-Cola остается в десятке самых известных и дорогих. Это и есть результат работы бренд-менеджера.
К развитию бренда прикладывают руку разные специалисты в компании: PR-менеджер, маркетолог, менеджер по коммуникациям и другие. Но стратегическое руководство процессом принадлежит именно бренд-менеджеру.
Что делает бренд-менеджер: задачи и обязанности
Бренд-менеджер — это «хранитель бренда». Он знает, как устроены внутренние процессы и внешние коммуникации бренда, владеет всей маркетинговой информацией, глубоко понимает философию, ценности и цели, к которым движется бренд.
Задачи бренд-менеджера
Сооснователь брендингового агентства SenseSay, брендолог Pinkman
Бренд-менеджер комплексно ведет марку, занимается маркетинговыми вопросами по всем продуктам, которые продаются под одним брендом.
Он проводит маркетинговые исследования, анализирует категорию, продумывает рекламную стратегию и стратегию продаж, занимается дистрибуцией, ценообразованием, разнообразными финансовыми вопросами. Разрабатывает маркетинговый план, ставит долгосрочные и краткосрочные цели. Постоянно коммуницирует с подрядчиками, которые создают контент для рекламных активностей: от SMM-менеджера до рекламных агентств, которые снимают ролики для бренда.
В креативном процессе он, как правило, не участвует. Но всегда находится рядом и должен быть достаточно квалифицированным, чтобы ясно донести до подрядчиков цели и задачи, проконтролировать выполнение, дать фидбек и рекомендации по правкам.
Цель бренд-менеджера — следить, чтобы все маркетинговые активности соответствовали текущей стратегии бренда, его Tone of voice, ценностям и другим константам бренд-платформы.
В компаниях среднего бизнеса бренд-менеджер как правило подчиняется непосредственно генеральному директору. В крупных корпорациях бренд-менеджеров несколько: каждый отвечает за свою марку и все подчиняются директору по маркетингу или бренд-директору.
Существует и внутренняя иерархия: Senior, Middle и Junior. Джуниоры пока осваивают профессию: выполняют простые поручения, занимаются бумажной работой. Миддл и Сеньор вместе реализуют стратегию: проводят тендеры, ставят задачи подрядчикам, организуют съемки, рекламные активности, решают вопросы с продуктом, контролируют работу подрядчиков, следят за здоровьем бренда и выполнением поставленных тактических и стратегических KPI.
Бренд-менеджер в сфере одежды и аксессуаров
У бренд-менеджера работа идеологически делится на два периода: бюджетирование и исполнение бюджета. В моем случае на бюджетирование отводится где-то 3–4 месяца. В этот период мы планируем, как будем продвигать продукт и бренд в следующем году, закладываем активности, просчитываем стоимость предполагаемых активностей и прогнозируем результаты.
На планы следующего года влияют результаты текущего и прошлого годов. Мы анализируем, какие каналы продвижения были использованы, каких подрядчиков привлекали, какие активности проводили и какие результаты получили. У каждой активности свои параметры эффективности. Если это ивент — смотрим на количество гостей и охват, если работа с инфлюенсерами — смотрим, какие пользователи пришли на сайт от каждого инфлюенсера, насколько повысился интерес аудитории. То есть, это всегда многоканальное поле, нужно оценить как всю совокупность, так и каждый канал в отдельности.
Мы смотрим, как проводимые активности сказываются на продажах. Это, собственно, отслеживается на постоянной основе. Берем аналитику онлайн-продаж и отчеты офлайн-магазинов по конкретным периодам, накладываем данные по активностям, которые в этот период проводились, и таким образом измеряем эффект. И тут нужны аналитические навыки. Нужно увидеть взаимосвязи между цифрами, сделать выводы по каждой конкретной активности и просчитать, к каким показателям приведет каждая из запланированных кампаний будущего периода.
Дальше закладываем в план активности на будущий год и рассчитываем бюджет. Если бренд-менеджер обладает экспертизой, знает расценки по рынку, он может бюджетировать сам, и ему не нужен питчинг агентства, чтобы понять, сколько будет стоит реализация всего плана.
Дальше бюджет и план защищаем перед руководством и наступает период реализации. Мы распределяем задачи между подрядчиков и выбираем кандидата на каждую их них. И после активности обязательно замеряем результаты.
Кроме того, раз в полгода проводятся исследования узнаваемости брендов и реакции потребителя. Мы смотрим, увеличилось ли знание бренда без подсказки, с подсказкой, как изменился имидж бренда по множеству различных пунктов и определений. И делаем выводы, привели ли к результату наши активности или нет.
Еще мы достаточно плотно сотрудничаем с производителем. Изучаем, какие модели, продавались успешно, какие плохо шли в магазине или в онлайне, анализируем причины и даем общий фидбек. И производитель на основе наших рекомендаций может вывести какие-то модели из ассортимента и больше их не производить. Если видим определенный тренды, спрос, можем дать рекомендации производственному отделу и они разработают новую модель или линейку.
Сколько зарабатывает бренд-менеджер
По данным портала «Труд», на конец 2019 года средняя зарплата бренд-менеджера в России составляет порядка 66 тыс. рублей в месяц.
Кто такой бренд-менеджер, сколько зарабатывает и как им стать
Здравствуйте, уважаемые читатели блога!
Наш век можно назвать веком конкуренции. Кажется, что уже все придумано до нас. И создать что-то оригинальное и уникальное не каждому под силу. Да еще и покупатели стремятся найти что-то подешевле. Они могут не обратить внимание на ваш пусть и качественный, но достаточно дорогой продукт.
Только представьте: в США каждый год возникает около 10 000 торговых марок. Из них только 20 % остается на плаву, остальные навсегда исчезают. В России рождается в 5-6 раз меньше новых торговых марок, но в процентном соотношении на рынке остается такое же количество, как и на американском континенте.
Чтобы выйти на первый план среди толпы конкурентов и завлечь покупателей, надо продумать и выработать стратегию, показать преимущества, а также развить свой бренд. Не каждой компании такое под силу. Но те организации, которые озабочены созданием бренда, нанимают для этих целей специального человека. О нем мы сегодня и поговорим. Я расскажу, кто такой бренд-менеджер, что он делает, сколько зарабатывает, где можно учиться на эту профессию.
Особенности профессии
Бренд-менеджер – это специалист, который применяет различные технологии и инструменты маркетинга для продвижения бренда компании-работодателя. Его цель – повысить доверие и привлекательность торговой марки в глазах настоящих и будущих потребителей.
Для начала давайте определимся, что такое бренд. Это не просто товар, торговая марка или даже предприятие. Бренд – это целый единый комплекс ощущений и ценностей, которые несет в себе продукт или компания, а также совокупность возникающих у покупателей представлений и ассоциаций.
Именно посыл бренда и отличает его от всех остальных аналогичных товаров, подсознательно вызывает доверие у потребителей и гарантирует качество. Люди готовы переплачивать за бренд, благодаря чему у производителей увеличивается доход.
Например, кафе и ресторанов быстрого питания может быть много. Но из десятка неизвестных забегаловок мы выберем МакДональдс. А все потому, что это заведение вызывает у целевой аудитории положительные эмоции, ведь там всегда вкусно и недорого, а само место узнаваемое и любимое.
Пока репутация бренда позитивная, продажи стабильно высокие или же увеличиваются. Стоит только как-то замарать имидж, то и покупатели могут отказаться от товара. Чтобы этого не произошло, бренд-менеджер создает и следит за репутацией, предпринимает шаги с помощью маркетинговых технологий для формирования положительного образа и увеличивает для потребителей ценность продукта.
Специалист по брендингу работает в основном с крупными компаниями и не сотрудничает с начинающими предпринимателями, перекупщиками или с малым бизнесом.
Бренд-менеджер должен знать о продвигаемом продукте не меньше, чем производитель, чтобы продвигать бренд и укреплять его позиции. Также для этого он использует все доступные ему способы, разрабатывает стратегию, занимается грамотным позиционированием продукта на рынке, анализирует потребности целевой аудитории и предложения конкурентов. Специалист отвечает и влияет на продажи, знает основы психологии, понимает, как мягко надавить на покупателя, чтобы он приобрел продукт.
Бренд-менеджер руководит всеми процессами, связанными с развитием и популяризацией бренда. Для этого он работает вместе с аналитиками, PR-менеджерами, маркетологами, амбассадорами бренда, менеджерами по коммуникациям и другими специалистами.
Должностные обязанности
Переходим к следующему вопросу. Рассмотрим обязанности и функции бренд-менеджера.
А теперь узнаем методы и технологии, с помощью которых специалист выполняет поставленные перед ним задачи.
Купить товар можно только из-за того, что его красиво и привлекательно представили покупателю. Влияет все: упаковка продукта, его внешний вид, положение на полке.
И бренд-менеджер должен следить за тем, чтобы менеджеры по продажам и мерчандайзеры знали об особенностях продукта, как выгодно и эффективно его презентовать и на что сделать акцент. В результате товар в магазинах должен быть расставлен и презентован именно так, как задумывалось в рамках рекламной кампании.
Специалист по бренду обязан обучить и ознакомить, а также проконтролировать работу менеджеров по продажам и мерчандайзеров.
А после презентации необходимо изучить, в каких магазинах продажи шли успешнее и какие модели чаще продавались, определить ошибки, промахи и, наоборот, тренды и спрос. После чего сделать отчет и передать все наработки в производственный отдел.
При формировании бренда нельзя допускать его самостоятельного развития. Когда потребители сами формируют мнение о продукте, не всегда результат радует производителя.
Бренд-менеджеры должны направить покупателей в нужное русло, чтобы целевая аудитория с лояльностью относилась к товару или услуге.
Для этого специалисты по бренду продумывают и разрабатывают пошаговый план, а затем двигаются в соответствии с ним. Если что-то пойдет не так, надо уметь оперативно перестроиться и придумать, как устранить негативные последствия. Тут будут крайне необходимы организаторские способности, навыки прогнозирования и планирования.
Можно сказать вполне уверенно, что СМИ правят миром. И уж точно миром продаж. Ведь именно благодаря им и формируется общественное мнение о продукте. И чтобы это мнение было положительным, бренд-менеджер должен наладить со СМИ контакт.
Особенно важно это для только появившегося бренда. Правильное первое впечатление может сильно облегчить рекламную кампанию и продвижение бренда в общем.
Эти две функции идут рука об руку. Для начала бренд-менеджер проводит множественный анализ результатов, в котором рассматривает продажи свои и главных конкурентов, месячные, сезонные и годовые показатели, крупные источники сбыта, а также тренды рынка. После необходимо сделать прогноз на будущие продажи.
И вся эта деятельность связана с цифрами. Работа кропотливая и совсем не творческая. К тому же требует внимательности и точности.
После аналитики следует отчетность. Все результаты и выводы должны найти свое отражение в документации, которую предоставляют заказчику. Периодичность отчетности зависит от компании, но в любом случае специалист по бренду должен уметь систематизировать и доносить основную информацию.
Бренд-менеджер сам или через помощников мониторит отзывы покупателей в Инстаграме и других социальных сетях, а также мнение целевой аудитории в офлайн-режиме. Это необходимо, чтобы вовремя отследить и пресечь распространение негативных слухов и реакций, а после устранить источник проблемы.
А вот чего в должностной инструкции бренд-менеджера нет, так это организации продаж напрямую. Он может помогать продажникам с презентацией продукта на встречах и конференциях, но именно продавать в его задачи не входит. Как и поиск каналов сбыта или наполнение сайта контентом.
Требования к сотруднику
Работа бренд-менеджера очень ответственная, поэтому работодатели предъявляют ему достаточно длинный перечень профессиональных знаний и навыков, которыми специалист должен владеть:
Кроме профессиональных умений бренд-менеджер должен соответствовать следующим параметрам:
Отличие от маркетолога, продуктового менеджера и менеджера по рекламе
Бренд-менеджера часто путают с маркетологом, реже с продуктовым менеджером и специалистом по рекламе. Деятельность их всех связана с продуктом, поэтому и возникает путаница в терминологии.
Разберем поэтапно, как эти специалисты взаимодействуют с товаром или услугой.
Сначала за продукт берется продуктовый менеджер. Он исследует потребности целевой аудитории, на основе результатов ставит задачи перед разработчиками и производителями, следит за производством, тестирует готовый продукт, выявляет слабости и дефекты, предлагает решения по устранению недостатков и развитию продукта.
Этот специалист несет ответственность за качество товара и его соответствие запросам целевой аудитории.
Дальше в ход вступает маркетолог. Он ищет нишу для продукта на рынке, определяет целевую аудиторию, продумывает способы стимулирования сбыта и налаживает его, выбирает каналы продаж, отвечает за настройку массового потока покупателей. Как, где, почему, кому и в каком виде продавать – головная боль маркетолога.
Вместе с ним еще может работать интернет-маркетолог. Это тот, кто привлекает клиентов через Всемирную паутину. Либо же один специалист совмещает в себе обе должности.
Параллельно или сразу после специалиста по продажам вступает бренд-менеджер. Он работает с ценностями и достоинствами продукта, его эмоциональным посылом и репутацией. Бренд-менеджер должен создать прочную доверительную связь между товаром и покупателем, показать бренд в наиболее выгодном свете.
И теперь очередь менеджера по рекламе. Он уже работает со всем, что сделали три предыдущих специалиста. Менеджер по рекламе подбирает каналы для рекламы, определяет, что именно будет в ней, кто будет обращаться и к кому. В СМИ он должен быть как рыба в воде.
Если кратко, то продуктовый менеджер работает с качеством и функциональностью продукта, маркетолог занимается продажами и поиском каналов сбыта, бренд-менеджер ответственен за создание положительного образа и репутации, а менеджер по рекламе берет на себя, соответственно, рекламу.
Для главного героя статьи важно взаимодействовать со всеми тремя вышеупомянутыми коллегами, чтобы выполнить свою работу на 100 %.
Достоинства и недостатки
Теперь рассмотрим положительные и отрицательные стороны деятельности бренд-менеджера.
Зарплата и карьера
Создание собственного бренда актуально как для бывалых производителей, так и для новичков. Первые стремятся укрепить свои позиции в связи с большим ростом конкуренции и выпуском аналогичных продуктов.
Также возрастает роль нематериальных ценностей для покупателей. Например, большинство потребителей выбирает косметику, производители которой громко заявляют о том, что они не проводят тестирования на животных.
Для новых товаров брендинг – это шанс выделиться, заявить о себе, показать лучшие стороны и быстрее привлечь целевую аудиторию.
Вакансии для brand manager можно найти на сайтах самих компаний или специализированных интернет-площадках по поиску работы. Например, на HeadHunter, Rabota.ru, SuperJob.ru, Авито.
У претендента на должность должно быть резюме, в котором указано:
На собеседовании возможному сотруднику могут задать типовые вопросы (например, о предыдущем месте работы) или попросить смоделировать нестандартную рабочую ситуацию.
Что касается заработной платы, то профессионалы практически никогда не соглашаются на фиксированную ставку. Для бренд-менеджера важны премиальная и бонусная системы, процент от продаж.
Если говорить о средних цифрах, то наибольшую зарплату можно получать в Москве: от 40 000 до 200 000 руб. В регионах средние цифры колеблются от 30 до 150 тыс. руб.
Ассистенты или помощники бренд-менеджера получают от 30 000 до 60 000 руб. Они находятся на уровне junior. Middle зарабатывают от 80 до 120 тыс. руб. У senior заработная плата доходит до 200 000 руб.
Это средняя стоимость оплаты труда бренд-менеджера. Высококлассные специалисты с большим опытом работы и глубокими знаниями могут получать и в 2 раза больше.
Профессия требует постоянного развития и совершенствования навыков. Тренды и технологии постоянно меняются, необходимо следить за новинками в сфере маркетинга и менеджмента, чтобы оставаться ценным сотрудником.
У специалиста по бренду есть и неплохие карьерные перспективы. Благодаря знаниям о компании и продукте он может стать дольщиком или акционером. Или открыть брендинговое агентство, чтобы разрабатывать бренды для других организаций и продвигать персональный бренд.
Самостоятельное обучение
Чтобы стать бренд-менеджером, лучше всего пойти работать помощником к специалисту по бренду. Так можно увидеть настоящую работу без прикрас.
Но освоить профессию будет сложно и долго, если просто наблюдать и повторять. Да и выполнение работы без знания теоретической основы может привести к множеству ошибок. Поэтому прежде чем искать вакансии, надо изучить все тонкости этого дела.
Самостоятельно с нуля освоить эту профессию может и возможно, но точно не легко. Можно получить образование в университете по таким направлениям, как экономика, маркетинг, менеджмент, реклама и PR. Правда, подобное образование не избавит вас от пробелов, которые обязательно нужно заполнить.
Можно обратиться к книгам для бренд-менеджеров:
Литература станет хорошим дополнением к основному обучению.
Если вы хотите сократить срок учебы и найти простой и быстрый способ освоения новых навыков, то выбирайте онлайн-курсы.
Онлайн-курсы
Бренд-менеджер – это специалист с очень широким кругом обязанностей. Чтобы быть способным выполнять все профессиональные задачи и функции, необходимо обладать различными навыками и знаниями. И что лучше поможет вам обрести необходимые умения, нежели онлайн-курсы?
Опытные преподаватели, структурированная и полезная информация, упор на практике – вот что сделает профессионала из любого. Все это готовы предоставить такие площадки, как Skillbox, Нетология, GeekBrains, Академия IT, Русская Школа Управления и другие.
Они предлагают следующие образовательные программы:
Как живет бренд-менеджер в Москве с зарплатой 315 000 ₽
О себе
Возраст: 32 года. Судя по тому, сколько я трачу в категории «Красота», должна выглядеть максимум на 25, но не тут-то было.
Должность: старший бренд-менеджер.
У бренд-менеджера две глобальные задачи: сделать так, чтобы бренд хорошо продавался и имел ценность для потребителей. Мы определяем стратегию развития компании, находим новые интересные рынки и сегменты, исследуем потребителей и современные тренды, создаем из обычного продукта бренд.
На практике это означает, что я изучаю рынок и конкурентов, участвую в создании продукта, определяю, по какой цене мы можем его продавать, чтобы выйти на желаемый уровень прибыли и спроса, какую рекламную кампанию и акции провести под запуск новинки или для поддержки основного ассортимента.
Если спуститься еще на уровень ниже, к моей ежедневной рутине, — это бесконечная коммуникация: с коллегами из других отделов, с агентствами, с ретейлерами, с потребителями. Суть моей работы заключается в управлении людьми и процессами.
В какой индустрии: FMCG, Fast-moving consumer goods, то есть производство товаров народного потребления.
Дополнительные источники дохода:
На что откладываю: в начале 2020 года я думала накопить пару-тройку миллионов и устроить себе gap year — путешествовать по миру и наслаждаться жизнью. Но как говорится, расскажи богу о своих планах…
Увольняться я передумала, так что нужно срочно научиться инвестировать.
Инвестиции: не практикую, но уже года два собираюсь начать.
Собственность: квартира в Москве, в которой я живу. Это двушка, переделанная в трешку благодаря удачному архитектурному решению. Она досталась мне от родителей.
Машина — Киа Рио 2018 года.
Регулярные расходы
По моим наблюдениям, для комфортной жизни мне достаточно 150 000 Р в месяц. А теперь подробнее.
Из этой суммы 4500 Р — кошмар! — уходит на кофе навынос.
Путешествия: раньше это была основная статья расходов. Я почти каждый месяц летала в Европу на выходные, 1—2 раза в год были большие путешествия. Правда, потом я уже перестала видеть разницу между всеми этими странами и городами — но тут наступила пандемия. В общем, за границей я в последний раз была в январе 2020. Открытые сейчас страны меня не привлекают: я хочу в Штаты, Португалию и Марокко. А пока путешествую по России — и очень довольна! За последний год потратила 130 000 Р на поездки в Питер, Тулу и города Золотого кольца. Это если считать только билеты и проживание.
На врачей и анализы, которые не покрываются страховкой, в среднем трачу 3000 Р в месяц. Например, это расширенный гормональный профиль и анализ на ВИЧ раз в год — рекомендую его сдавать, даже если вы не ведете беспорядочную половую жизнь. Полгода назад я ходила к сомнологу и делала сложное исследование, так как с подросткового возраста есть проблемы со сном.
Кстати, лайфхак как минимум для москвичей: в городской поликлинике вам без проблем назначат по ОМС кучу всяких анализов, включая дорогущий витамин D. Я так делаю раз в год: отличный сервис и условно бесплатно — если забыть про мои отчисления с зарплаты.
На витамины и лекарства уходит 7000 Р в месяц. Большая часть — это витамины, конечно. Покупаю дорогие на «Айхербе».
Транспорт: 4300 Р — такси, 1000 Р — каршеринг и иногда метро.
Отдельной статьей хочу выделить самокат. Открыла для себя прокат электросамокатов прошлым летом, а потом просто не смогла остановиться. Теперь это мое основное средство передвижения в центре, когда на улице нет снега. В сезон получалось 2500 Р в месяц.
Подарки: 4000 Р в месяц.
Благотворительность: раньше это были разовые траты, но с этого года наконец оформила автоматические ежемесячные платежи. По 1000 Р перевожу фондам « Насилию-нет » и «Старость в радость», по 500 Р — движению «Раздельный сбор» и «Новой газете». В планах еще помощь детям-сиротам, но пока не могу найти фонд с видением, близким к моему. В будущем хочу помогать не только деньгами, но и делами.
Книги в основном читаю и слушаю в приложении «Литреса» по библиотечной подписке, но иногда покупаю что-то в коллекцию, в основном научпоп. Тоже частенько ищу на «Авито». Трачу до 1000 Р в месяц.
Кальян: бросила курить сигареты полтора года назад — это, кстати, оказалось очень просто. Однако по-прежнему курю кальян, хотя в этом году планирую сильно сократить его присутствие в моей жизни. В кальянных трачу примерно 2500 Р в месяц.
Налоги: 10 000 Р в год за все имущество.
Связь: 990 Р за мобильную связь с безлимитным интернетом, домашний интернет и ТВ. В реальности плачу максимум 500 Р в месяц, остальное списывается со счета « МТС-кэшбэк ».
Обязательные траты на сервисы: «Яндекс-плюс» — 1690 Р за год, Айклауд — 149 Р в месяц, Pillow, приложение для трекинга сна, — 1990 Р за год. Приложение так себе, просто забыла отменить подписку после пробного периода. Да, это очень похоже на меня!
Еще пользуюсь « Эпл-ТВ » с момента его запуска — бесплатно: они почему-то постоянно продлевают мне подписку.
Родителям: моя мама заранее позаботилась о пенсии, в итоге ее доходу могут позавидовать многие герои дневников — даже из Москвы. Мои деньги ей совершенно не нужны, но я плачу за нее, когда нужно заказать что-то онлайн: билеты, косметику, такси, иногда продукты. Это несущественная сумма для моего бюджета.
Как я веду бюджет
Я отслеживаю траты, мне ужасно нравится смотреть на все эти красивые графики и диаграммы в приложении банка. Но расходы не планирую.
Росла я в атмосфере бережливости и экономии. Мои родители с таким подходом смогли обеспечить себе достойную жизнь на пенсии, а мне и моему старшему брату — отдельное жилье в Москве. А я вот люблю получать удовольствие от жизни, деньги — прекрасный инструмент для этого. Но как ни странно, зарабатывать пока получается лучше, чем тратить.
Но все-таки недавно я стала задумываться о том, что в перспективе было бы неплохо обеспечивать себя только за счет пассивного дохода. Надеюсь предпринять хоть какие-то шаги в этом направлении в течение года. Но это не точно.
Как победить выгорание
День первый, четверг
Траты за день: 2901 Р
08:40. Выхожу из дома, сажусь в машину, еду в офис. Навигатор показывает, что ехать 25 минут. А на общественном транспорте был бы час — вот и ответ, почему даже в Москве нужна машина. Каждый день ездить на каршеринге все-таки менее комфортно, к тому же вечером в центре машины разбирают моментально.
09:10. Приезжаю, паркуюсь в секретном дворике без шлагбаума, где не нужно платить за парковку. Покупаю в «Старбаксе» флэт-уайт на кокосовом молоке, омлет и круассан. Я с детства терпеть не могу коровье молоко, поэтому кофе пью только с растительным. К нему, конечно, много вопросов по составу: почти во всех брендах есть консерванты и сахар. Но по вкусу оно мне нравится гораздо больше. Расплачиваюсь Старбакс-картой, коплю баллы на бесплатные напитки. −578 Р
09:30. С началом пандемии наша компания перешла на удаленку, но я иногда прихожу в офис, совмещаю это с разными делами в центре. Сегодня обнаруживаю тут коллегу, которую не видела несколько месяцев. Болтаем: она рассказывает про новости в личной жизни, я — про то, как недавно успешно завершила пятимесячную работу с психологом.
Полагаю, с учетом моей зарплаты вы не удивлены, что у меня есть психолог. Жду комментариев о жизни зажравшейся москвички без мужа и детей, но с надуманными проблемами 🙂
В первый раз я работала с психологом лет семь назад: нужно было разобраться с травматичным детским опытом, с которым я не могла справиться самостоятельно. Результаты меня очень порадовали.
В этот раз я пришла к психологу, потому что чувствовала себя несчастной на работе. Это продолжалось уже пару лет, и не помогало ни то, что работодатель создал для меня очень комфортные индивидуальные условия труда, ни то, что в начале 2020 года меня в очередной раз повысили и перевели на новую интересную должность: я отвечала за один из брендов компании на всех европейских рынках. С психологом мы не просто говорили о работе — копнули гораздо глубже, коснулись тех моментов, что я недостаточно хорошо проработала в первый раз.
Я уже давно поняла, что я совершенно не карьеристка, по-настоящему меня мотивирует не продвижение по службе и не рост зарплаты. Однако из стремления к финансовой независимости — так аукнулся тот самый неприятный детский опыт — и из-за навязанных ценностей работа и карьера были моим главным приоритетом. Этот внутренний конфликт и привел меня к выгоранию. Финальной точкой стало как раз повышение до уровня Европы: то, что должно было меня замотивировать, в итоге привело к сильнейшему стрессу.
Проблему и ее истоки я осознавала, но как с ней справиться — не знала. Работа с психологом напомнила мне, как относиться к себе бережно, как делать выбор в свою пользу и избавиться от чувства вины, как ценить себя и не стесняться этого. В итоге я организовала переход на новую должность, где мне комфортно, стала меньше работать, однако буквально за месяц добилась крутых результатов, которыми горжусь, пошла учиться совершенно новой профессии, которая меня вдохновляет, вышла из стресса, почти избавилась от нездорового пищевого поведения — об этом расскажу ниже, — да и вообще вновь почувствовала вкус к жизни.
10:00. Вот и первый созвон на сегодня. Пора все-таки уже приниматься за работу.
По образованию я маркетолог, окончила один из крупнейших и старейших экономических вузов страны. Кстати, 10 лет назад я была чуть ли не единственным в профессии человеком с профильным образованием: оно не было популярным. Например, в моем университете на факультет менеджмента — чему там учат вообще? — конкурс был гораздо выше, чем на факультет маркетинга.
Под конец учебы я поняла, что меня интересует именно бренд-маркетинг: мне нравится сочетание бизнес-составляющей и креатива, нравится принимать стратегические решения — а именно маркетинг в FMCG-компаниях отвечает за стратегию, нравится, что результат моей деятельности имеет четкое материальное выражение, что она влияет на жизнь общества.
Во второй компании за три с половиной года я выросла до бренд-менеджера, но при этом достигла потолка. Мне предложили переезд в Штаты, но я предпочла остаться в Москве и перейти в другую международную компанию, где было чему учиться. Там я до сих пор и работаю. За пять лет мне удалось достичь неплохих результатов, меня трижды повышали. Ежемесячный доход вырос со 115 000 до 350 000 Р — это если с годовым бонусом.
Кстати, ни разу за всю карьеру мне не пришлось даже заикнуться о повышении. Это вообще моя жизненная философия: ни у кого ничего не просить — ни у друзей, ни у мужчин, ни у работодателя, рассчитывать только на себя. Но по какому-то жизненному закону все так и норовят догнать меня и причинить добро.
Подключаюсь к созвону, иногда что-то комментирую и параллельно завтракаю. На телефоне всплывают фото из моей последней крупной поездки — это была Бразилия, два года назад. Очень красивая страна, но может быть опасной. Говорю это со знанием дела: буквально на третий день на главной улице города в меня врезался воришка, который удирал от полиции. В результате оставшиеся две недели отпуска пришлось каждое утро замазывать фингал под глазом.