что делает библиотекарь на удаленке
Что делает библиотекарь на удаленке
Научная библиотека завтрашнего дня
Управление образовательной организацией: чему стоит учиться ректорам
Всё о цифровых следах, или Как меняется образовательная среда в вузах
«Зеленая повестка»: актуальна ли экологическая грамотность на ступени высшего образования
Влияет ли среда на развитие студентов и ученых, или Все о перспективах академгородков
Педагогический дизайн в высшей школе — о чем это?
Какое образование требует экономика завтрашнего дня
Тренды библиотечной индустрии: из книгохранилища в мультифункциональный центр
Как Консорциум СЭБ перевернул библиотечный мир
Новые смыслы и ценности образования: разбираемся с государственными инициативами и потребностями рынка труда
Из-за коронавируса большинство учреждений, предназначенных для массового посещения людей, закрылись на карантин. Но это не повод прекращать работу, если есть возможность продолжить её в дистанционном режиме.
Что произошло
Почему стоит пересмотреть отношение к удалёнке без всяких коронавирусов
Посмотрим правде в глаза: удалёнка — неминуемое изобретение XXI века. Существует множество задач, успешно справляться с которыми можно из любой точки планеты — приезжать в офис не обязательно. Это приятно сотрудникам: не нужно тратить время на сборы и дорогу, можно сотрудничать с компанией, расположенной где угодно. Это выгодно для работодателя: можно сэкономить на оснащении офиса, найти более квалифицированный персонал из других городов, но не тратиться на их переезд.
Многие компании избегали удалёнки не из-за необходимости присутствия в офисе, а по привычке и из-за страхов. Вдруг сотрудники станут менее эффективными, если руководство перестанет их контролировать напрямую? А может это приведёт к утечке данных? Тем не менее немало компаний работают дистанционно и делают это успешно.
Пандемия лишь ускорит процесс перехода на удалёнку, станет трамплином для этого. Сейчас все, кто могут, поставят над собой вынужденный эксперимент и проверят, может ли организация существовать в дистанционном режиме. Многие с удивлением ответят на этот вопрос: «Да».
Как перейти на удалёнку с минимальными потерями
Прежде всего, надо понимать, какие обязанности могут выполняться дистанционно, а какие — нет, и возможно ли компенсировать то, что не получится делать из дома. Скажем, для библиотеки личное взаимодействие с посетителями — один из ключевых форматов работы. Это не только выдача литературы, но и лекции, презентации, мастер-классы. В условиях карантина многие библиотеки мгновенно сориентировались и начали проводить мероприятия удалённо. А непосредственную работу с пользователями перевели в Сеть. Например, в Российской государственной библиотеке виртуальная справочная служба стала работать дольше. При этом усилена работа в части информирования посетителей об интересных материалах учреждения, с которыми можно ознакомиться через Интернет.
Впрочем, взаимодействовать с пользователями дистанционно можно было и ранее, так как все мощности для этого уже существовали Об электронном комплектовании библиотек «ЛибИнформ» уже подробно писалось. Сейчас существует масса сервисов, которые позволяют выдавать читателям необходимые книги без личного визита. Для художественной литературы это «Литрес: библиотека» и Global F5, для образовательной — электронные библиотечные системы.
Следующий шаг — выбор инструментов для взаимодействия и обмена документами. Многое зависит от того, пересылаете ли вы что-то секретное. Например, для общения в режиме конференции существует крайне удобный сервис Zoom, но у него есть проблемы с безопасностью. Следовательно, конфиденциальные сведения лучше сообщать по-другому. Но в целом есть множество сервисов для конференций, мессенджеров — обычных и корпоративных, систем управления проектами. Многие из них бесплатные.
Как управлять удалёнными командами
Потеря продуктивности — один из страхов, из-за которых некоторые руководители негативно относятся к удалёнке. Действительно, не каждый человек может собраться и грамотно распланировать свой день дома так, чтобы оставаться эффективным. В более спокойные времена правильно было бы перестроить кадровую политику и нанимать специалистов специально под дистанционную работу. При пандемии на это нет времени. Кроме того, если вы никогда раньше не пробовали трудиться удалённо, нельзя знать, как с этим справится ваша команда.
Чтобы грамотно выстроить процесс, стоит обратиться к инструментам IT-сферы, представители которой давно освоили удалёнку. Для начала важно понять: руководитель больше не сможет отслеживать процесс работы, как раньше. Зато ему всё ещё полностью подвластен контроль результатов — конечных и промежуточных. На них и стоит сосредоточиться. Существует множество сервисов для управления проектами вроде Trello, Zenkit, Asana. Они помогают ставить перед сотрудниками задачи и следить, исполнены ли они.
Ещё один важный момент — прозрачность отношений. Сотрудники, которые экстренно переходят на удалёнку в и без того стрессовых условиях, волнуются. У них возникает масса вопросов, на которые они должны получить ответы. Например, как будет начисляться зарплата — в полном объёме или нет. Как будут контролировать их работу. Как быстро они должны реагировать на звонки и сообщения. Сохраняется ли привычное расписание работы. Эти вопросы неминуемо возникнут, но иногда сотрудники просто постесняются или побоятся их задать. Задача руководителя — ответить на них превентивно, чтобы люди работали спокойно.
Что ещё нужно знать об удалённой работе, чтобы она была эффективной
Эффективность дистанционной работы связана не только с корпоративными вопросами, но и с умелой адаптацией к ней в быту. Каждый рано или поздно столкнётся с ними на практике и решит их для себя. Но если есть возможность подстелить соломки заранее, почему бы этого не сделать. Вот на что стоит обратить внимание.
• Рабочие часы. Вопреки ожиданиям, многие начинают на удалёнке работать не меньше, а больше. Во-первых, не надо никуда идти. Во-вторых, коллеги иногда тоже не видят границ дня и присылают сообщения, срочно требующие ответа, в любое время суток. Так что важно зафиксировать рабочий день и оставлять время на отдых.
• Физическая активность. При удалённой работе её просто нет, и это негативно влияет на самочувствие. Поэтому в расписание дня необходимо включать хотя бы элементарную зарядку.
• Домашний офис. Обустроенное рабочее место дисциплинирует, и работать за столом удобнее, чем из кровати.
Что будет дальше
Тестовый коронавирусный период удалёнки покажет, какие специальности и, главное, какие сотрудники могут работать дистанционно без потерь. Вполне вероятно, что после пандемии многие перейдут на такой режим уже на постоянной основе. Впрочем, библиотечной отрасли это касается в меньшей степени. И дело не только в том, что она нуждается в непосредственной коммуникации с пользователями. Просто переход на дистанционный режим работы требует больших финансовых вливаний, отлаживания технологий, повышенного информирования.
Например, в некоторых странах уже тестируется режим «открытой библиотеки». И речь не о привычном доступе онлайн. В датском Нестведе в определённые часы сотрудники библиотеки уходят из учреждения, но оно не закрывается. Посетители могут входить в здание с помощью карт медстрахования и читать, учиться или просто собираться группами для бесед.
Так или иначе пандемия заставит переосмыслить подходы к работе, чтобы в будущем подобные события не могли парализовать её.
Пандемия — вызов «живой» книге?
Работа на «удаленке» продемонстрировала, что дистанционные проекты нужны библиотекам не только в период коронавирусной изоляции.
Российские библиотеки уже почти два месяца вынуждены работать в режиме изоляции, приспосабливаться к новым вызовам. Вернутся ли читатели после окончания пандемии к «бумажному формату» или будущее — исключительно за дистанционными проектами?
Сергей Серейчик, заместитель директора Библиотечной системы Фрунзенского района:
«Нам стало понятно, что наши дистанционные проекты нужны не только в период изоляции и их нужно развивать. Одним из первых таких проектов стали „Телефонные сказки“, о которых сегодня все говорят не только в Петербурге, но и за его пределами. Идея, которая возникла спонтанно, на злобу дня, сейчас становится определенным смыслом жизнедеятельности библиотеки.
Мы стали понимать, что это нужно не только в период изоляции. Всегда найдется ребенок или подросток, которому нужно такое личное чтение „под лампой“ или „под абажуром“. Именно личное! Видео запись или аудиозапись чтения сказки или рассказа, даже в прекрасном актерском исполнении, не сможет восполнить живое общение между слушателем и чтецом.
Ситуация закрытых библиотек и невозможность спросить: „Что почитать?“, говорит нам о том, что необходимо развивать рекомендательные сервисы в удаленном и реальном режиме. У библиотекарей огромные возможности стать „навигаторами в книжном море“ для любителей чтения. Сейчас, в частности, мы совершенствуем наши книжные обзоры, чтобы в тех же социальных сетях можно было прочесть емкий текст о том или ином издании и загореться желанием изучить его целиком.
Главное, что невозможно заменить — это живая книга и живое общение. Можно записать на видео, например, мастер-класс по изготовлению книжной закладки и книжный обзор выложить их в сеть. Кто-то даже этим воспользуется. Но такая запись никогда не заменит личной встречи мастера с учениками, библиотекаря с читателем».
Марина Сухарева, начальник Управления библиографическими информационными службами Центральной Публичной Городской Библиотеки им. В.В.Маяковского:
«В условиях самоизоляции Библиотека продолжает свою миссию, предоставляя литературу, консультируя, наполняя повседневность своих читателей разнообразными событиями. За это время мы провели 79 онлайн-мероприятий, которые посмотрели более 126 тыс. человек. Например, у нас был очень интересный вебинар „Мир после пандемии“ с врачом-токсикологом Алексеем Водовозовым, популяризатором науки Ириной Бодэ и иммунологом Екатериной Умняковой. Также на сайте появилась „горячая кнопка“ ресурсов и сервисов „Библиотека онлайн“, где поддерживается дайджест актуальных материалов „Коронавирус COVID—19“.
С 20 марта обслуживание читателей не прекращалось ни на один день, но полностью стало дистанционным. Мы задействовали все доступные каналы связи — сайт библиотеки, социальные сети — количество обращений выросло в три раза, — телефон, электронную почту. В сложившейся непростой ситуации огромным плюсом стало то, что дистанционное обслуживание — знакомая и хорошо отработанная практика.
В итоге за два месяца режима самоизоляции новыми читателями библиотеки стало 2424 человека, а из нашего Виртуального читального зала получили 83840 документов. Есть и рекорды — „Книга орнаментов“ 1900 г. на шведском языке из Электронной библиотеки Библиотеки им. В. В. Маяковского выдана 150 раз.
Да и чтение онлайн по билету Библиотеки стало резко популярной услугой: читатели активно учатся.Самая популярная библиотека статей „Ист Вью“ обеспечила свыше 50195 прочтений (особо популярен архив газеты „Правда“).
Так что мы поняли, что способны отвечать на вызовы времени: поддерживать рост интереса к чтению и интеллектуальному досугу, а также предлагать самые свежие и достоверные данные из разных областях знаний».
Яна Седельникова, директор МЦБС им. М.Ю. Лермонтова:
«Период изоляции для библиотек МЦБС им. М. Ю. Лермонтова проходит продуктивно. Все работники мобилизовались и все свои силы направили на работу в онлайн-формате. Изоляция стала мотивацией для работы сотрудников, ранее не занимавшихся данным направлением. А самое главное, что мы получили отклик и огромную поддержку.
Если говорить о новых наработках, то, конечно, они появились. У каждой из библиотек появилась своя рубрика. В детская библиотеке и библиотеке „На Стремянной“ читали детям сказки, у библиотеки „Семеновская“ появилась рубрика, посвященная интервью с современными писателями и поэтами, проект „Открытая гостиная“ запустил рубрику с аудиолекциями, многие освоили онлайн-трансляции. И это далеко не все наши достижения. Создавать контент помогли уже имеющийся опыт и время, которое появилось у нас в период самоизоляции.
Сотрудники библиотек считают, что выход из изоляции и возвращение к обычной работе будут постепенными. Это рационально и с точки зрения безопасности, и с точки зрения продуктивности специалистов. Так как нужно будет свою обычную работу и работу в онлайн-формате делать одинаково качественно. Многие работники думают, что от государства сейчас не требуется какая-то специальная финансовая поддержка для библиотек.
В этот период времени связь с читателями стала только крепче. Они поддерживали нас во всех наших начинаниях, но с нетерпением ждут, когда все библиотеки начнут работать в привычном режиме. Электронная книга — это прекрасная альтернатива традиционной, но все же большая часть людей предпочитает читать книгу бумажную, как показал наш опрос».
Мира Васюкова, заведующая Детской библиотекой истории и культуры Петербурга:
«Сложились два основных направления деятельности: активное информирование читателей о ресурсах, которыми можно пользоваться удаленно и бесплатно и живая связь с читателями, наша готовность к общению без выходных и практически круглосуточно. Это и чтение вслух, рассказы о книгах и событиях, викторины, конкурсы, совместное творчество, празднование важных дат и многое другое. Нам важно было дать всем понять, что можно рассчитывать на нас, на наши знания, внимание и тепло.
Смешно вспоминать, но в первые дни карантина мои бесконечно творческие и активные коллеги „делили“ место под солнцем — время и количество публикаций в основной группе. Этому научились быстро. Технологии осваивали на ходу. Создали новые группы. Основная аудитория — взрослые: родители, педагоги, партнеры, и только через них идем к детям, которые для нас всегда главные.
Нам показалась важной возможность разговора о книгах через личную интонацию, личную историю, личное восприятие. Даже через факты своей биографии. Именно эти посты, похоже, собрали больше всего откликов и лайков.
Очень ждем выхода из изоляции. Будет переходный период до полного завершения карантинных мероприятий. Тревожат мысли о выполнении плановых показателей и гос.задания. Будут ли коррективы? Думаю, что это общие заботы.
Очень соскучились по нашему Дому и читателям! Уверена, что они вернутся!»
Анастасия Гай, директор Санкт-петербургской государственной театральной библиотеки:
«Время изоляции для Театральной библиотеки, как и для многих наших коллег, стало испытанием, но для нас еще и временем перехода на новый этап отношений с читателями. Работа в удаленном режиме показала, насколько важно продолжать раскрывать уникальные фонды библиотеки и делать их максимально доступными пользователям.
Возможность в удаленном режиме получать справки и консультации библиографов, обращаться к электронному каталогу, продлевать книги, получать электронные копии документов — все это было востребовано и раньше, но в последние месяцы приобрело особое значение.
Не имея возможности непосредственно работать с документами, специалист оказывается в безвыходном положении. Творческий процесс замирает. И потому, именно открытие Электронной библиотеки, ее активное наполнение собранием документов по зрелищным искусствам и раскрытие их содержания, вышли для нас во время изоляции на первый план.
Важность этой работы была тут же отмечена: мы не только получили благодарственные отклики наших любимых „старых“ читателей, но, судя по географии посещений, приобрели новых посетителей из разных уголков нашей страны и далекого зарубежья.
„Все доступно! Сейчас только работать и работать. Можно забить входную дверь досками до полного исчезновения этой вирусной заразы!“ — пишет нам исследователь из Парижа.
„Мы активно пользуемся Электронной библиотекой. Сейчас, когда мы отрезаны от всех архивов и библиотек, это особенно ценно“ — пишут нам сотрудники Санкт-Петербургского института истории искусств.
Такая востребованность в нашей работе показала, на чем надо сосредоточить свои усилия после выхода из изоляции — увеличивать объемы оцифровки, планомерно пополнять новыми документами „полки“ Электронной библиотеки, вести роспись их содержания и т. д.
Наши постоянные читатели, исследователи с именем и студенты, и даже те, кто никогда раньше не слышал о Театральной библиотеке и присоединился к нам только в период самоизоляции, оценили и ее активное присутствие в социальных сетях. Полюбились нашим друзьям „Прогулки по Театральной библиотеке“ — краткие обзоры и любопытные факты, связанные с документами из коллекций библиотеки.
И особенно тепло, судя по отзывам, приняли виртуальную выставку „Люди Великой Победы“, которая открыла новый раздел сайта библиотеки „Виртуальные выставки“».
Библиотека-онлайн: работа библиотек в удаленном (дистанционном) режиме
Методические рекомендации
«Библиотека-онлайн: работа библиотек в удаленном (дистанционном) режиме»
В связи с распространением коронавирусной инфекции библиотеки в нашей стране перешли на онлайн-обслуживание. После объявления о запрете проведения культурно-массовых мероприятий в помещениях учреждений, а затем и объявления режима самоизоляции, ускоренный переход к дистанционным формам работы стал необходимостью. Данные методические рекомендации направлены на то, чтобы работа специалистов библиотек была выстроена максимально эффективно для учреждения и, что очень важно, грамотно и интересно для наших пользователей.
В каждой библиотеке предъявляются конкретные обязанности к сотрудникам, которые изложены в должностных инструкциях. В условиях, когда специалисты учреждения, по решению работодателя, работают в помещении библиотеки, но не обслуживают читателей напрямую, то они могут исполнять приемлемые в данной ситуации должностные обязанности. Это может быть работа с фондом: расстановка, санитарно-гигиеническая обработка, списание; также возможна работа с каталогом, составление библиографических рекомендательных списков, написание проектов и планов работы, а также повышение профессиональной квалификации. Поддерживать компетенцию библиотечных специалистов на должном уровне способно профессиональное самообразование, которое, в частности, предполагает систематическое чтение специальной профессиональной литературы, прослушивания рекомендуемых вебинаров, освоение новых навыков медиограмотности. Сегодня библиотекарю необходимы знания компьютерных программ и навыки пользования ими, что крайне необходимо для эффективной работы и создания медиапродуктов высокого качества, способных привлечь современных пользователей.
Широко распространено мнение, что библиотечное обслуживание посетителей и работа с читателями может быть только в помещении библиотеки. Но Интернет создал возможности для дистанционного, т.е. внешнего библиотечного обслуживания и формирования эффекта присутствия. Поэтому сегодня библиотеку можно назвать дистанционной обслуживающей системой, так как такая практика уже довольно широко применяется в библиотечном деле. В данных методических рекомендациях мы предлагаем обобщенный опыт в этом направлении деятельности.
Формы работы с читателями в удаленном режиме:
Формирование и обслуживание читательских форумов, групп в соцсетях и мессенджерах телефонов.
Дистанционные читательские конференции.
Они открывают принципиально новые возможности для работы с читателями, которые, выбрав интересующую их тему, могут зарегистрироваться и принять участие в таком мероприятии. В отличие от обычных конференций, которые проходят в здании библиотеки, дистанционные могут проводиться параллельно, быть разной продолжительности и по-разному организованы.
Обслуживание в режиме диалога.
Онлайн-формат мероприятий.
В своих социальных сетях можно проводить различные мероприятия в формате онлайн. Например, запустить марафон чтения, состоящий из цикла заданий или подготовить увлекательные обзоры книг и интернет-ресурсов, посвященных определенным датам, виртуальные выставки, «читалки», флешмобы, батлы, конкурсы, викторины и т.д. В публикациях рекомендуется использование хештегов. Примерные формы онлайн-мероприятий предлагаются в Приложении 1.
Библиография.
На время карантина специалисты предоставляют консультации пользователям о книгах в фондах, семейному чтению по телефону, электронной почте, через социальные сети, таким же образом дают рекомендации по детскому чтению.
Участие в онлайн-акциях, конкурсах, вебинарах и т.д.
Список использованной литературы и источников
(также рекомендуемый к ознакомлению)
Приложение 1
ФОРМЫ ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЙ
Онлайн-встреча с писателем
Онлайн-встреча с интересным человеком
Чтение сказки под музыку
Лекторий (может быть использован для библиотечного урока)
Челлендж (когда несколько библиотек и читатели/блогеры снимают видео или публикуют фотографии на определенную тему с хештегом челленджа)
Серия видеосообщений о работе библиотекаря
ИДЕИ ПУБЛИКАЦИЙ
Ответы на часто задаваемые вопросы о библиотеке
Цитаты (не должны занимать 99 % контента)
Книга, которая улучшит…
Книга, которая решит проблему …
Инфографика об истории и жизни библиотеки
Полезные подборки: 10 приемов, 5 ошибок, хит-парад, рейтинг
Сравнение книги № 1 и книги № 2, далее вывод и приглашение к дискуссии в комментариях
Как правильно выбрать книгу по …
Подборка полезных ресурсов в интернете
ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НА САЙТЕ/СТРАНИЦЕ В СОЦСЕТЯХ
Медиакурсы по различным направлениям (например, цикл библиотечных уроков по истории книги – теория, презентации, видеоролики)
Приложение 2
ИНСТРУКЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ ВИДЕОРОЛИКА
(на примере программы Windows Movie Maker)
Для создания эффекта на частях фильма или изображениях, изменяем шкалу времени на раскадровку, нажимаем «Отображение раскадровки». Кликаем на «Просмотр видеоэффектов» в поле «Монтаж фильма», выбираем нужный и перетаскиваем его на выбранный эпизод фильма или изображение.
Приложение 3
ВИРТУАЛЬНАЯ КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА
Виртуальная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования [4, С. 6].
Виртуальная выставка позиционируется как новый, многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу пользователей возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (тексты, графика, аудио, видео и др.) [3].
Виртуальные выставки представляют фонд библиотеки, способствуют формированию и поддержанию имиджа, развитию и совершенствованию библиотечного сервиса.
Типология виртуальных книжных выставок
Виртуальные книжные выставки, как и традиционные, могут быть классифицированы по ряду признаков:
По статусу – самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие (например, при анонсировании книги в Интернете);
По содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, персональные;
По времени публикации и поступления в библиотеку предоставленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»;
По срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные;
По видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные, газетные, электронные), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты), сайты, блоги, мультимедийные приложения;
По составу представленных изданий: выставка одной книги, серии, коллекции.
Виртуальные книжные выставки могут быть созданы как с помощью стандартного набора офисных программ MS Office, так и в онлайн-сервисах для последующей вставки их HTML-кода в блог или ссылки на странице в социальной сети.
Существуют различные формы представления виртуальных книжных выставок (в скобках указаны программы и онлайн-сервисы для их создания):
ИНСТРУКЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ ВИРТУАЛЬНОЙ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ
В самом общем виде выставку можно оформить в презентации MS Power Point, а затем сохранить как отдельные картинки каждый слайд. После – вставить картинки в видеоролик и разместить готовое видео на сайте или в социальных сетях.
Выставка в программе MS Power Point с использованием гиперссылок
На первом слайде размещается тематическая картинка, название выставки, а также элементы управления — кнопки перехода (т.е. книги, о которых будет подробно рассказано на соответствующем слайде), нажимая на которые, пользователь переходит на слайд с подборкой изданий по ней.
Далее создаются отдельные слайды для каждой книги (темы), указанной на первом слайде. Например: Слайд 1 – «Творчество современных фантастов: Сергей Тармашев, Сергей Лукьяненко, Мария Семенова». Слайд 2 – «Издания Сергея Тармашева». Слайд 3 – «Издания Сергея Лукьяненко». Слайд 4 «Издания Марии Семеновой».
При добавлении презентации на страницу в социальных сетях, необходимо написать правила просмотра выставки, а при ее использовании на мероприятии демонстрировать ее в форме интерактивной игры.
Создание виртуальной книжной выставки в онлайн-сервисе Thinglink
Заходим на сайт thinglink.com, нажимаем «Get started».
Регистрируем библиотеку: вносим свои данные, имя, e-mail, пароль. Если есть аккаунт библиотеки в Google, Facebook или Twitter, можно зайти через них.
После того, как ко всем книгам будут составлены сопроводительные надписи, сохраняем выставку. Для этого нажимаем «Save image». Чтобы разместить ее в блоге, нажимаем «Поделиться» и копируем html-код для вставки в блог. Заходим на страницу блога и вставляем код в сообщение/страницу. Если выставка получилась больше по размерам, чем нужно, в скопированном коде смотрим какие заданы значения и меняем их, например, с 1000 меняем на 490. Если нет блога, ссылку на выставку вставляем в сообщение на странице в социальной сети.
Приложение 4
МАСТЕРСТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ
Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Презентация предполагает постановку какой-либо проблемы и представление готовых путей ее решения.
Функции слайдов: напомнить выступающему, о чем следует говорить дальше; впечатлить, объяснить сложные процессы и убедить с помощью статистики, сравнения.
Порядок работы над презентацией:
Правила презентации:
Составитель: Жестянкина Елена Владимировна,
методист МБУК «Центральная межпоселенческая библиотека Усольского района»