что делает библиотекарь в школе
С чего начать знакомство с профессией молодому библиотекарю
Скорее всего, в наше время уже никто не думает, что библиотекарь — этот тот, кто весь день сидит в тихом читальном зале и читает книги в свое удовольствие.
На самом деле функционал сотрудников библиотеки огромен, и он может стать неожиданностью для неподготовленного молодого специалиста. Впервые придя на работу, он должен не только ознакомиться с большим объемом имеющейся литературы и удержать в голове принцип ее расстановки, но и запомнить выписываемые библиотекой периодические издания, особенности работы в АБИС и многое, многое другое. А ведь еще необходимо помочь посетителям найти ту самую книгу.
В статье ЛаЛаЛань расскажет, с чего начать знакомство с будущей профессией, как адаптироваться к неожиданной нагрузке и откуда черпать вдохновение молодому библиотекарю.
Необходимые качества для библиотекаря
Работа в библиотеке неразрывно связана с обработкой огромного объема информации. Современный библиотекарь — это и IT-специалист, и психолог, и администратор, и педагог, и историк, и актер, и литературовед, а иногда и дизайнер, и сценарист. Количество требуемых навыков и умений неисчерпаемо.
Однако, помимо этих дополнительных качеств, существуют и непосредственно профессиональные.
Библиотечное дело требует от сотрудника огромного количества знаний, навыков и компетенций. Получить их можно в соответствующем учебном заведении: в университете или профильном колледже.
Например, по специальности «Библиотековедение» можно пройти обучение в Московском гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств. Поступить на специальность «Библиотечно-информационная деятельность» и «Документоведение и архивоведение» можно в один из следующих вузов:
Пройти дополнительное обучение можно, например, на Высших библиотечных курсах. Это платная форма переподготовки сотрудников библиотек с высшим небиблиотечным образованием. На курсах можно систематизировать и дополнить имеющиеся теоретические знания, а также получить практические навыки в области информатики и таких специальных дисциплин, как «Книговедение», «Библиографоведение» и другие.
Узнать на практике
Чуть выше ЛаЛаЛань подсказала, куда можно пойти учиться, если вы планируете работать в библиотеке. Однако не обязательно приходить в профессию только через соответствующее учебное заведение.
Многие становятся библиотекарями по разным причинам и часто без образования в области библиотечного дела: кто-то просто всю жизнь обожает книги, кто-то с рождения владеет бенгальским языком, а библиотеке срочно нужен такой специалист в отдел заведования бенгальской литературой, у кого-то библиотека рядом с домом — единственное перспективное место работы и так далее.
В этих и многих других невероятных случаях, когда профессиональный путь приводит нас в библиотеку, профильное образование менее важно, чем ваши личные качества, желание и готовность учиться новому. В библиотеке на практике можно изучить за полгода-год то, что некоторые узнают за 2–3 года в учебном заведении.
Разумеется, мы понимаем, что в одной статье невозможно отразить все тонкости работы библиотекарем, но надеемся, что нам удастся задать вектор для тех, кто ищет ответы на свои вопросы.
Итак, с чего можно начать будущему библиотекарю?
Познакомиться с терминами
В мире библиотечного дела — своя разветвленная система терминов, овладеть которой необходимо для профессионального общения с коллегами, посетителями и руководством.
Мы предлагаем вам для начала познакомиться со следующими терминами и понятиями.
Например, по периодичности издания делятся на:
В фонде библиотеки каждая книга промаркирована особым образом. У нее есть штемпель, инвентарный номер, и, возможно, RFID-метка. На переплете сверху и на обороте титульного листа располагается шифр. Например: 28.4 В 16.
В разных библиотеках срок, на который выдается книга, может отличаться, как и сами условия этой выдачи. Эти параметры разнятся в зависимости от ориентации на определенную группу читателей и профиля самой библиотеки. Кроме того, большинство современных библиотек оснащены RFID-технологией (что это такое и что общего у библиотеки и домофона, читайте в статье ЛаЛаЛани).
Это означает, что молодому специалисту необходимо изучить специфику работы с RFID-сканерами, научиться заполнять электронные формуляры и использовать ЭЧБ — электронные читательские билеты.
Поработать с посетителями
Несмотря на распространение электронных технологий и активно продвигающуюся вперед цифровизацию информации, в библиотеку приходят за тактильными ощущениями. А еще за живым, человеческим общением. Роль библиотеки в современном обществе не сводится к книгохранилищу, а библиотекарь уже давно занимается не только возвратом и выдачей книг.
Целевая аудитория библиотек различается, и это необходимо учитывать. Например, в университетскую библиотеку заходят студенты 17–30 лет и преподаватели, гораздо чаще они заинтересованы в учебной или научной литературе. А вот, например, в семейную муниципальную библиотеку приходят и мамы с детьми 3–5 лет, и подростки, и даже бабушки и дедушки, которые ищут интересный детектив на случай бессонницы. Для этих категорий библиотека — место проведения досуга и часто скорее духовного, чем информативного обогащения.
Для взаимодействия с такими посетителями пригодятся развитые коммуникативные навыки, умение подбодрить, заинтересовать, понять потребность читателя.
Пообщаться с коллегами
Наверное, один из самых быстрых и эффективных способов набраться опыта — обратиться к коллегам за советом, в котором они вам вряд ли откажут. Многие сотрудники работают на одном месте годами, оттачивая профессионализм, и даже просто наблюдение за их поведением на рабочем месте будет полезным и информативным.
Библиотекарь — яркий образ для художественной литературы и кинематографа. Свое искаженное прочтение он приобрел в прошлом веке, когда за библиотекарем закрепился совершенно неуместный образ возрастной женщины, шикающей на всех, кто говорит в читальном зале чуть громче, чем подобает. Однако и массовое увлечение чтением в советские годы прочно закрепило за библиотекарем образ компетентного, осведомленного и вдумчивого советчика, который всегда позволит читателю найти искомую книгу среди множества томов.
Разумеется, такой многогранный и неистощимый для интерпретаций образ не мог остаться незамеченным в художественной среде. Авторы подмечают исторические черты и их влияние на положение библиотеки в обществе, создают одни стереотипы о библиотечной среде и рушат другие. Библиотека и библиотекари встречаются в таких литературных произведениях, как:
Должностная инструкция библиотекаря в школе
«______» _______________ 20___ г.
Библиотекаря в школе
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 года №251н.; на основании ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 05.07.2017 года; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование (библиотечное) без требования к стажу работы в данной должности, знать свою должностную инструкцию школьного библиотекаря и применять ее в работе.
1.4. Школьный библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой, директору школы.
1.5. В своей деятельности библиотекарь школы руководствуется:
1.6. Библиотекарь школы должен знать:
инструкцию по охране труда для библиотекаря школы.
1.7. В период временного отсутствия библиотекаря школы (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
Основными направлениями деятельности библиотекаря школы являются:
2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.
2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.2. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу.
3.4. Принимает участие в координации:
3.6. Корректирует заявку на комплектование библиотечного фонда.
3.7. Принимает участие в разработке:
3.9. Принимает участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами.
В случае служебной необходимости библиотекарь школы может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
Библиотекарь школы имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
4.2. Принимать участие:
4.3. Вносить предложения:
4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.5. На представление к различным формам поощрений, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников сфер образования и культуры.
4.6. Повышать свою квалификацию.
Библиотекарь школы несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:
5.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. Нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. Виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, утвержденному директором школы по представлению заведующей библиотекой или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.
6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений и других мероприятиях.
6.4. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с документами.
6.5. Осуществляет деятельность по приему и сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.
6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками, педагогом-организатором и заместителями директора школы.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
Что делает библиотекарь в школе
Способность узнавать новое, распознавать достоверное, увидеть связи между областями знаний, идеями и концепциями, способность умело применять приобретенные знания на практике становятся главными умениями человека и гражданина и основной задачей учебного процесса в школе.
Библиотеки ОУ традиционно выполняли в обществе функцию хранителей и носителей не только информации, но и исторических традиций, через них осуществлялась преемственность накопленного культурного наследия народа, они вводили молодое поколение в контекст мировой литературы. Сегодня библиотеки наиболее «продвинутых» стран с опорой на цифровые технологии олицетворяют собой уже не только банк знаний /хранилище культурных традиций современного общества, но и, прежде всего, свободный доступ к информации, публикациям для дальнейшего повышения уровня знаний пользователей, представляющийся не менее важным, чем свобода слова.
Свободный доступ к знаниям ( вне зависимости от того, является ли библиотека местом в физическом пространстве или размещена в Сети интернет) в сочетании с новыми умениями человека и гражданина влияет на установление баланса между законами об авторском праве и свободной информации. Таким образом, библиотеки выходят на главенствующие позиции в деле создания информационного общества и поддержания его устойчивости.
К причинам утраты отечественными школьными библиотеками важнейших функций библиотеки как системы, которая влияет на формирование у молодежи причастности к своей истории, культуре и языку, есть несколько лежащих на поверхности причин:
— слабая подготовка библиотекарей к работе с интернет-технологиями Веб 2.0 – недооснащенность компьютерами, качественным доступом к Интернету, специальным оборудованием для оцифровки печатных изданий
— непредоставление в Сети открытого доступа к фондам
— общая недооценка обществом и педагогами школ новой роли библиотек ( и особенно библиотек образовательных учреждений ) в информационном обществе.
Школьные библиотеки за последние десятилетия стали заложниками рутинной работы, связанной с заказом и доставкой учебников, и выдачей книг учащимся.
«Что делать и как работать школьному библиотекарю, чтобы соответствовать новым требованиям?
Библиотека – часть живого организма, которым является школа. И как любая часть «живого» она может успешно функционировать лишь при определенных условиях. Эти условия зависят от таких параметров, как финансирование, укомплектованность штата, объем фонда, техническая оснащенность; важное значение имеет гибкое расписание работы, соответствующее потребностям классов, учителей, отдельных учащихся и небольших групп школьников.
Библиотека должна быть оснащена всем необходимым оборудованием (компьютеры, принтеры, проекторы, электронные доски и др.)
Библиотекарь становится лицом, ответственным за процессы соединения источников знаний и отношений между участниками педагогического процесса в учебных ситуациях и во внеурочное время.
Развивается школа, в этих условиях развивается и школьная библиотека, демонстрируя примеры прямой связи между успеваемостью школьников и своей новой деятельностью. Данная деятельность связана прежде всего с расширением спектра библиотечных ресурсов и услуг, которые направлены на развитие и формирование информационной культуры и грамотности школьников, на поддержку их самостоятельных действий с информацией.
Библиотекарь всегда учил школьников любить книгу и чтение, и в этом смысле он всегда был и остается педагогом. Сейчас, в новом своем качестве педагога, библиотекарь может учить школьников-пользователей своего информационно-библиотечного центра:
Развитие информационной грамотности и культуры школьников на уроках зависит от учителя. А вот научить школьников свободно ориентироваться в сложной информационно насыщенной среде просто обязан современный педагог-библиотекарь – сотрудник информационно-библиотечного центра школы. В тесном сотрудничестве с педагогами школы библиотекарь может вырабатывать у детей навыки самостоятельного обучения, формировать стремление к использованию этих навыков в повседневной учебной работе и влиять на чувство ответственности и способность к самооценке (рефлексии).
Самые действенные сегодня методы работы школьного библиотекаря по развитию информационной грамотности и культуры связаны с проектной и исследовательской деятельностью школьников, осуществляемой совместно с педагогами школы, причем с активным использованием сетевого богатства сервисов и инструментов Веб2.0.
Все чаще появляются примеры разработки библиотекарями программ развития информационно-библиотечных центров в школах в соответствии с требованиями времени:
Программы могут быть реализованы ( и реализуются), если они обретают статус действующих. А это происходит тогда, когда библиотекарь является членом педагогического коллектива школы, принимает участие в разработке, реализации и оценке учебных программ, акций и мероприятий, делающих акцент на развитии у школьников информационной грамотности и культуры. Когда действия этого специалиста понимает, одобряет и принимает педагогический коллектив.
Кто научит самого библиотекаря?
Самое главное, что происходит на таких дистанционных курсах – это «переворот» сознания: от бумажного к цифровому, от боязни сделать хоть какой-то шаг в Интернете (кроме, наверное, обращения к электронной почте и поиску Сети), чтобы не показаться смешным, до смелых действий, подтверждающих желание постоянно учиться, осваивать что-то новое, не только «брать» от других в Интернете, но и давать, делиться своим собственным.
Критерии эффективности деятельности библиотек школ, которые выделяют австралийские коллеги, весьма продвинувшиеся в библиотечном деле,- «состав фонда, оргструктура, использование информационных технологий, кадровая политика ( и это не один библиотекарь), пространство библиотеки, вклад в организацию дифференцированного подхода к обучению школьников, развитие взаимопонимания между людьми и приумножение знаний». Скорее всего, эти критерии верны и для любых библиотек образовательного учреждения, в том числе и нашей страны. Необходимо развитие всех компонентов школьных библиотек: и материальной базы, и обеспечения компьютерами и доступа к Интернету, и регулярного пополнения фонда, и создания «виртуальной» части библиотеки, и особого внимания к информационной грамотности каждого школьника, создавая для этого соответствующие условия.
Что должен уметь библиотекарь, чтобы развить эти умения школьников?
Следующие направления работы имеют самое непосредственное отношение к сегодняшнему педагогу-библиотекарю школы:
Работать в течение всего учебного года совместно – над совместными, заранее составленными и утвержденными на педсовете школы программами развития информационной грамотности и культуры школьников с 1-го по 11-й класс! Постоянно совершенствовать свои знания. Учить тому, чему учишься сам. Демонстрировать всегда свою необходимость. И, конечно, совместно с педагогами реализовывать все запланированное. Это непростой процесс, но совершенно необходимый. Либо ты- педагог-библиотекарь, способный консультировать учащихся в ходе их самоподготовки к урокам, их деятельности, связанной с учебными исследованиями в рамках проектов ( в том числе – дистанционно), либо ты – технический специалист, который занимается лишь заказом и выдачей учебников.
Должна ли для этого школа предоставить дополнительные ставки в библиотеке?
Прежде всего, необходимо решить вопрос с обеспечением учебниками школьников. Должен быть в школе помощник в библиотеке – технический сотрудник, который по сформированному списку, утвержденному директором, заказывал и привозил учебники, а также обрабатывал бы их, формируя электронную базу данных. Состав работников школьного информационно-библиотечного центра – это минимум 3-4 человека. Директора сейчас более свободны в принятии решений.
Самому библиотекарю надо разобраться и ясно понять, что новая должность – это новые обязанности. Новая должность – это постоянное самообучение и самообразование, освоение новых технологий и не только интернет-технологий Веб 2.0, но и, прежде всего, педагогических. А в школе главные действующие лица – дети-школьники. Вся деятельность педагога – библиотекаря – вокруг них, для них и с ними. Все должно быть направлено на поддержку их стремления учиться, на взаимодействие с педагогами – предметниками в общем стремлении повышения качества этого обучения.
Библиотека образовательного учреждения – это прежде всего библиотека для участников образовательного процесса.
Новые тенденции в школьном образовании, обозначенные в проекте нового стандарта общего среднего образования (Институт стратегических исследований РАО), ориентация на компетентностный подход, исчезновение в средней и старшей школе выделенных уроков информатики, требование широко использовать в предметном обучении новейшие интернет-технологии, перенос акцента в учебно-воспитательной работе на самопознание и самоподготовку учащихся, постепенное преобразование библиотек школ в информационно-библиотечные центры – все это дарит надежду на перемены в деле школьных библиотек. На понимание обществом новой роли библиотеки и библиотекаря в школе, которая сегодня определяется так:
Ж. «Библиотека в школе» № 17 (декабрь 2011), стр.18- 24.
В помощь библиотекарю «Должностная инструкция школьного библиотекаря»
Должностная инструкция школьного библиотекаря
1.1. Должностная инструкция разработана в соответствии с квалификационным справочником «Должности служащих, занятых в культуре и искусстве», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2001 № 25 (в ред. постановлений от 22.08.2003 № 97, от 15.12.2009 № 149, от 14.03.2012 № 41, от 03.09.2012 № 95).
1.2. Библиотекарь относится к категории специалистов, которые принимаются на работу и увольняются с работы приказом директора школы.
1.3. На должность библиотекаря назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное образование. Квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование по направлению деятельности без предъявления требований к стажу работы.
Для присвоения II квалификационной категории: высшее образование по направлению деятельности без предъявления требований к стажу работы либо среднее специальное образование по направлению деятельности и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 1 года.
Для присвоения I квалификационной категории: высшее образование по направлению деятельности и стаж работы библиотекарем (библиографом) II квалификационной категории не менее 2 лет.
1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется:
1.5. Библиотекарь должен знать:
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Для выполнения возложенных на него функций библиотекарь обязан:
2.1. Выполнять работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда учебников, составление и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов учебников, обслуживание пользователей).
2.2. Принимать участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания.
2.3. Применять научные методы и передовой опыт работы в библиотечной деятельности.
2.4. Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю о каждом случае производственного травматизма и профессионального заболевания, а также о чрезвычайных ситуациях, которые создают угрозу здоровью и жизни для него и окружающих, об обнаруженных недостатках и нарушениях охраны труда.
2.5. Принимать необходимые меры по ограничению развития аварийной ситуации и ее ликвидации, оказывать первую помощь пострадавшему, принимать меры по вызову скорой помощи, аварийных служб, службы МЧС.
3. ПРАВА
Библиотекарь имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.2. Выносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
3.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений школы для решения, возложенных на него обязанностей.
3.5. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).
4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
4.1. Библиотекарь подчиняется непосредственно директору школы.
4.2. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
4.3. Работает в тесном контакте с учителями, родителями учащихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
4.4. Отчитывается о своей работе перед руководством школы в устной или письменной форме.
5.1. Работу библиотекаря оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).
5.2. Библиотекарь несет ответственность:
5.2.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
5.2.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
5.2.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
5.2.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты — в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов учреждения образования.
С инструкцией ознакомлен (а) __________ _________________ _________
(подпись) (инициалы, фамилия) (дата)