что делает ассистент продюсера
О карьере откровенно. Как вырасти от ассистента до продюсера?
Мы начинаем проект, в рамках которого будем рассказывать истории участников Программы «Умной Заграницы». Для нас это возможность на реальных кейсах показать, что построить карьеру за границей реально. Для этого нужно прокачать всего несколько навыков — научиться составлять CV и Motivation letter, объяснять работодатель свою профессиональную пользу и перестать бояться (это самое сложное!).
Фаундер проекта «Умная Заграница» Ксения Соломатина поговорила с Галиной Зябкиной о карьерной стратегии в мире кино. В материале публикуем рассказ Галины о том, как ей удалось пройти путь от ассистента до продюсера.
— Кино я хотела заниматься еще со школы. Мне всегда казалось, что быть членом съемочной группы — карьера мечты. Это означало и работу в большой, дружной семье, и постоянно меняющиеся задачи, и путешествия-командировки, и своеобразную магию. Именно такое впечатление в раннем детстве у меня осталось после просмотра фильма о создании «Титаника» Джеймса Кэмерона.
В 11-ом классе я была решительно настроена поступить во ВГИК. Подготовила документы (как сейчас понимаю, не совсем правильно) и провалилась. Ни на операторский, ни на режиссерский факультет ВГИКа меня не взяли. А про существование альтернативных мест обучения или даже других кинопрофессий я, как одна из самых успешных выпускниц класса, даже не подумала узнать. В моем представлении, не могло произойти того, что отучившись на отлично, можно быть не принятым в ВУЗ. Ага, оказалось, что — запросто!
В моем представлении, не могло произойти того, что отучившись на отлично, можно быть не принятым в ВУЗ.
Я потеряла год. И снова провалилась на экзаменах, потому что в свободное время занималась не прокачкой творческого портфолио, а подготовкой к пересдаче ЕГЭ на более высокий балл (была уверена, что это единственная причина провала). Но на втором круге в приемной комиссии ВГИКа мне повезло получить хороший совет — подать документы в Колледж Предпринимательства №11. Буквально за год до этого там открылось Отделение Аудиовизуальных Технологий и я могла поступить сразу на второй курс.
Колледж в моем представлении всегда был местом для тех, кто недостаточно умен, чтобы учиться в ВУЗе. Тем более туда идут после 9 класса, а не 11-го. Но перспектива второй год подряд остаться ни с чем казалась ещё более унизительной альтернативой. Мне никто не сказал, что колледж — это больше практика, а ВУЗ — теория.
За 3 года учебы я освоила базовые навыки сразу нескольких профессий: монтажер, фотограф, оператор, ассистент режиссера, ассистент оператора, сценарист — в любую из этих профессий можно было смело идти после моего колледжа.
Я пошла в операторский департамент, куда меня пригласил преподаватель еще до окончания учебы. Таким образом, несколько лет я работала со своим бывшим преподавателем и его командой. В итоге, к 20 годам я побывала на нескольких съемочных площадках. И мои представления про «работу мечты» разбились о суровую реальность: чтобы попасть в дружную и счастливую «киносемью», как в бэкстейдже «Титаника», надо быть невероятно талантливым, опытным И ОЧЕНЬ ВЕЗУЧИМ.
В противном случае, ты окажешься на съемках сериала, о котором никто из зрителей не вспомнит через несколько месяцев. Получишь зарплату, которая едва покроет расходы на транспорт, счастливых и дружелюбных коллег будешь видеть только на окончании проекта. А потом еще получишь производственную травму, после чего узнаешь, что никакого соцпакета у работников кино нет.
А иногда и зарплату могут не выплатить за последние месяцы (. ) проекта, потому что в России считается, что продюсер старается вытянуть деньги из производства, а не с продажи отснятого продукта. Не хочется ни на кого наговаривать, но «распил» денег на проектах низкого качества — это классика. Про проекты, которые потом выходят в кинотеатрах и мы чем-то из этого восхищаемся — ситуация примерно аналогичная, но я на таком почти не работала и мой опыт нерелевантен, чтобы что-то заявлять.
В состоянии легкой апатии, разочарования в индустрии и убитого на съемках здоровья, я бросила все и уехала волонтером на Сахалин. Условия на Сахалине, на минуточку, оказались приятнее, чем в Москве на съемках! Все лето я помогала научно-исследовательскому проекту и вела записи о произведенных замерах, настраивала технику, снимала фото и видео происходящего вокруг, писала заметки в пресс-центр и распространяла их по местным СМИ. Новый опыт стал поворотным, потому что я осознала, что специалист с моими навыками может заниматься «околокиношной» работой в совершенно любой сфере. А умею я намного больше, чем использовала до этого.
Вернулась в Москву я уже с целью работать на более оплачиваемой и уважаемой должности, чем раньше. И, неожиданно быстро для себя, получила должность монтажера. К сожалению, у меня снова оказались завышенные ожидания от себя при недостатке нужных навыков. Я так вдохновилась получением хорошей работы, что полностью её провалила через 4 месяца, потому что выполняла работу без полного понимания процесса производства, не брала на себя ответственность и ждала помощи там, где обязана была работать самостоятельно.
7 месяцев получала отказы или игнорирование писем. Но я упорная, полгода без работы меня не подкосили.
В итоге весной 2016 года я нашла работу ассистентом продюсера, который разглядел в моем кошмарном резюме и истории провалов перспективные с его точки зрения навыки. И большую часть своих знаний о работе продюсера я получила от своего начальника. Тут черная полоса кончилась, и открылось мое карьерное «второе дыхание».
Там же увидела приглашение на онлайн-марафон, который стоил каких-то смешных денег, то ли 1000 руб., то ли 3000 руб. Я присоединилась к нему, надеясь систематизировать знания о построении карьерного пути. Марафон действительно помог понять, что у меня не все так плохо, как казалось раньше, я создала первую версию нормального резюме и сформировала представление о своих карьерных возможностях.
Мне на тот момент все нравилось в работе, на которую попала: были карьерные перспективы, отличный коллектив, адекватная обязанностям зарплата, оплачиваемый отпуск (у меня к 24 годам никогда не было соцпакета и отпуска, что уж говорить про выплату зарплаты вовремя) и все, что предоставляет хороший работодатель. Но я решила присоединиться и к годовому курсу, решив, что можно мыслить шире и попробовать найти себя не только по принципу «где родился, там и пригодился».
Плюс, меня все-таки расстраивает общий уровень развития киноиндустрии в России и отношение к продюсированию. На курсе я обнаружила, что для большинства вакансий в странах, которые меня интересуют, моё образование недостаточно. И снова пошла учиться.
Возможно, необязательно было получать вторую квалификацию и доводить количество лет обучения с 3 лет колледжа до 4 лет (добавив еще год на диплом продюсера), что эквивалентно степени бакалавра. Но, уйдя с работы на повышение квалификации, я поставила себе целью прокачать недостающие навыки.
За прошедший год у меня совершенно изменилось отношение как к поиску работы, так и к обязанностям на ней. Мне стало понятно, что работа за границей — это не розовая мечта, а возможный результат работы над собой и своими навыками. У меня появилось понимание о том, как работодатель смотрит на поиск сотрудников и как стать нужной. В итоге, моё обновленное резюме сразу же дало отклик и приглашение на собеседование (и на это не ушло 7 месяцев, как с резюме по советам с HH.ru).
Но я не отказалась от мечты стать продюсером в стране с развитой киноиндустрией. Наоборот, цель существенно детализировалась. Теперь нет огромного разрыва между мной сейчас и мечтой о работе. Я вижу промежуточные шаги, я знаю свои слабые места, понимаю, как их исправить и профессионально вырасти. Этого понимания у меня не было до курса (и не совсем было после онлайн-марафона, хотя марафон и помог).
Плюс, я перестала фантазировать о совершенно невозможном, я смотрю на свою карьеру с оптимизмом, но глазами реалиста. Больше нет мысли о том, что я не способна управлять студией с 5000 сотрудников, а значит это профессия не для меня. Чтение описания вакансий, сравнение обязанностей и понимание того СКОЛЬКО этих вакансий появляется каждый день убрало у меня установку, что не стоит даже думать в том направлении.
Большинство вакансий требуют тех навыков, которые у меня уже есть, надо только правильно подойти к работодателям, чтобы меня заметили.
Большинство вакансий требуют тех навыков, которые у меня уже есть, надо только правильно подойти к работодателям, чтобы меня заметили. Этим я и планирую заниматься ближайшие 6-9 месяцев. Если до курса я 7 месяцев рассылала резюме на вакансию ассистента продюсера и мотивационные письма с мольбой взять меня и научить. То сейчас, после годового перерыва, взятого на саморазвитие, я подготовила себя к полноценной работе продюсером.
И первая же отправка обновленного CV дала моментальный отклик от работодателя, отметившего, что у меня отличная подготовка и надо обязательно встретиться на собеседовании.
Данная вакансия была опубликована в Facebook крупнейшей в России студии компьютерной графики в сфере рекламного производства. Они растут и ищут нового продюсера. Уточнений про обязанности и условия не было. Но это вакансия «для своих», её не публиковали открыто:
«Может быть, вы слышали, что еще год назад мы затеяли большую реформу в «XXX», с тех пор много чего поменялось, вот-вот свет увидит новый фирменный стиль, пришли новые продюсеры, дизайнеры и арт-директора. Но мы не останавливаемся на достигнутом, и наши двери вновь открыты для талантливых пост-продакшн менеджеров или продюсеров. Если у вас есть опыт или хотя бы большое желание работать в этой сфере, то пишите в личку или сразу на почту. Обещаю, скучно не будет, у нас очередь из супер-клиентов и масштабных проектов».
Мое письмо с резюме было следующим:
«Добрый день! Увидела, что вы снова набираете в команду пост-продакшн менеджеров и продюсеров. Я бы хотела оказаться в команде «ХХХ» и продолжать расти как специалист пост-продакшена. В настоящий момент у меня уже более 10 лет профессионального опыта в киноиндустрии. А предыдущее место работы находилось, как раз по соседству и географически, и по тематике работы — я была ассистентом директора пост-продакшн в PanteraFilms (он же ранее работал в Базелевс, как и половина коллектива PanteraFilms, поэтому принципы работы у нас были соответствующие). Более подробное резюме — во вложении. Буду рада ответить на любые вопросы, относительно опыта работы и деталей работы над проектами.
Я кошмарно нервничала, потому что писала ранее в эту компанию на протяжении 5 лет, а меня не звали на собеседование даже на должность ассистента. И тут я, наконец-то, добралась до этапа личного собеседования по Скайпу. Да еще и на такую ответственную позицию — сразу продюсер.
Не знаю, знакомо ли всем, но за пару минут до собеседования у меня в горле пересохло, и я не знала с чего начать, когда спросят рассказать о себе. Потому что 5 лет идти к тому, чтобы облажаться на собеседовании — это был бы epic fail.
На всякий случай, ожидая худшего, поставила рядом диктофон, чтобы после провала сделать выводы, где я повернула не туда и создала негативный образ, как сотрудника. Возможно, именно диктофон меня мотивировал пять раз продумывать предложения, прежде, чем высказывать их вслух.
Я рассказала про свой бэкграунд, почему меня мотало из города в город и из департамента в департамент. Описала предельно честно всю ситуацию. Мне показалось, что не врать о себе и навыках — способ чувствовать себя спокойнее, даже если раньше рассчитывала, что нахвалю себя, а к моменту работы подтяну навыки, каких на самом деле нет. Но, естественно, я по канве резюме вспоминала, что релевантно в данном случае и рассказывала только то, что там написано, просто детальнее.
И финальным аккордом было мое признание, что в Италии я до середины декабря и вакансию они могут успеть закрыть другим человеком. С той стороны честно признали, что да, это вполне вероятно, потому что главный аврал года — предновогодний ад. Но ситуация всегда изменчива — возможно, они не сработаются с новым продюсером, возможно станет очень много проектов, возможно увидят другую позицию для меня.
А. и уже прощаясь я уточнила, на что я могла бы потратить ближайшие два месяца? То есть, меня выслушали, представили мою профессиональную пользу и основные навыки, поняли, где я раньше работала и какой у меня опыт. Я попросила, в контексте услышанной биографии посоветовать мне, на чем я могу сфокусироваться, чтобы в декабре быть более подготовленной к сотрудничеству.
Я попросила, в контексте услышанной биографии посоветовать мне, на чем я могу сфокусироваться, чтобы в декабре быть более подготовленной к сотрудничеству.
И координатор, которая проводила интервью, посоветовала уделить внимание анимационным пайплайнам, возможно почитать мемуары кого-то, кто работал в Walt Disney Animation Studios или Pixar Animation Studios, разобраться в отличиях съемочного процесса от многоступенчатого создания графики.
Этим я и планирую заниматься в свободное время. Даже если я не начну сотрудничество с этой компанией, у меня и правда есть пробел в понимании современного подхода к созданию сложной анимации.
Сложно сказать в каком именно моменте мне помог курс Умной Заграницы. Но, очевидно, что без корректной структуры резюме я бы ни отклик не получила, ни историю своего профессионального роста не смогла изложить коротко и четко.
А ты точно продюсер? О разделении в профессии, навыках и задачах.
Решили, что пора развеять все мифы, связанные с профессией продюсера и разобраться поподробнее с его ролями и задачами. И начнем мы с того, что разберем, какие типы продюсеров вообще бывают.
Кинопродюсер инициирует, координирует и контролирует креативную составляющую и производство кино, телешоу, веб сериалов, коммерческих видео и других форм продакшна. Продюсеры работают либо как представители студии или продюсерской компании, выступая в качестве менеджера проекта и представляющие интересы студии. Либо являются самозанятыми и независимыми профессионалами. Они отвечают за проект на каждом его этапе, начиная с задумки, заканчивая выпуском готового продукта, под их ответственностью финансовая, организационная, маркетинговая и креативная составляющая проекта.
Но продюсер никогда не работает один, если речь идет о крупном проекте. В команде продюсеров может быть 5-10 человек, между которыми распределяются задачи. И вот, кто эти люди.
Исполнительный продюсер
Бывает несколько вариантов
В таком случае, это самая высокая должность после главного продюсера, не просто менеджер, а управленец. Он должен обладать коммерческой жилкой, уметь вести переговоры о продвигать проект.
Случается, что исполнительный продюсер выступает только в качестве спонсора, то есть обеспечивает финансовую поддержку проекта, но в процессе совсем не участвует. Тогда у исполнительных продюсеров есть возможность вести несколько проектов одновременно.
Сопродюсер
Сопродюсер второй по рангу человек в цепочке продюсерской команды проекта. Часто сопродюсеры берут на себя все, что касается кастинга, финансов и постпродакшна. То есть занимаются скорее операционной, чем креативной стороной проекта и координируют ежедневные задачи, следит за тем, чтобы все было выполнено в срок распределяя бюджет на съемочные дни, расписание, занимаясь подбором группы редакторов постпродакшна.
Линейный продюсер
То есть, пока исполнительный продюсер придумывает задачи, сопродюсер ищет финансы и таланты, линейный продюсер решает эти задачи, вписываясь в нужные финансы и формируя креативную группу. То есть, в его ведении все то, что касается непосредственно самого продакшна. Он следит, чтобы все выполнялось в срок, составляет смету на съемочные дни, контролирует производственную часть создания проекта и физически участвует в ней.
Заместитель продюсера\ помощник( associate producer)
Как правило, человек, имеющий еще более узкую специализацию и отвечающий за какой-то конкретный масштаб работы. Он редко принимает физическое участие в самом процессе. Например, это человек, который может находить идеи согласно брифу, помогать редактировать, писать сценарий, помогать с продвижением проекта или его присутствием в ТВ сетке.
Тут уже все зависит от того, какие у человека компетенции и что продюсер поручит ему делать. Это скорее начальная позиция для специалиста.
Продюсер ТВ
Основное отличие телевизионных продюсеров от продюсеров фильмов в том, что они как правило выступают писателями шоу. Исполнительный продюсер является главным писателем и на ТВ его принято называть шоураннером. Это человек- оркестр, гибрид писателя, продюсера и режиссера, который отвечает за концептуальную часть, поиск финансирования, бюджет на съемки и постпродакшн, нанимает писателей, проводит кастинг и проводит оценку качества созданного продукта.
Работа Ассистент продюсера Москва
Продюсер/ Режиссер
Режиссер- продюсер
Продюсер/ Режиссер/Видеооператор YouTube, Insta, TikTok
Снимающий продюсер
Нужен продюсер для шоу программ и продвижения артистов
Социальная сеть актеров и моделей
Продюсер образовательных проектов
Продюсер
Продюсер/Ассистент продюсера
Продюсер по экспертам Life
продюсер
Продюсер онлайн-школ / Проджект онлайн-курсов
Продюсер
Продюсер в отдел интегрированных коммуникаций
ПАО Банк «ФК Открытие»
Продюсер конференций
Организация офлайн и онлайн конференций.
Поиск идеи мероприятия, разработка концепции.
Написание программы конференции.
Подбор спикеров и преподавателей.
Поиск площадок, работа с подрядчиками.
Сопровождение съемочного процесса.
Редактирование и монтирование видео-контента.
Участие в формировании рекламных и маркетинговых мероприятий.
Контроль графика подготовки мероприятия и ключевых сроков. Требования:
развитые навыки поиска и анализа информации;
развитые коммуникативные способности;
знание основ копирайтинга;
владение программами для редактирования фото-, видео-, графического контента;
знание основ маркетинга и интернет маркетинга. Условия: Полная занятость Рабочий день с 09:00 до 18:00 оклад +% Контакты: Телефон: +7 [495] 432 07 07 E-mail: ****@*****.***
Продюсер онлайн-школы или проджект-менеджер?
Продюсер, проджект-менеджер, руководитель онлайн-школы, личный ассистент — это одни и те же люди, или каждый делает что-то своё? Как они помогают онлайн-школе запуститься и вырасти? Давайте разбираться.
О том, кто такой продюсер онлайн-школы, чем он отличается от проджект-менеджера и как с ним успешно сотрудничать, рассказывает эксперт:
Когда нужен продюсер онлайн-проектов
Главное условие сотрудничества эксперта и продюсера онлайн-школы
Когда нужен проджект-менеджер
Онлайн-школа — бизнес-процесс, нацеленный на обучение максимального количества людей. Отстроить этот процесс на начальной стадии помогает проджект-менеджер. У него чёткая цель — собирать людей в потоки, увеличивать ценность продукта, продавать через вебинары.
Это наёмный сотрудник, который выполняет конкретные задачи. Владелец онлайн-школы говорит ему, что делать, и платит зарплату, получает от своей школы определенный доход, сам им управляет и не планирует масштабироваться. На такую модель продюсер не требуется.
Когда нужен продюсер онлайн-проектов
Другой подход — когда эксперт нацелен на более масштабный системный бизнес. У него физически не получится замкнуть все функции обучения на себе и охватить все направления: образование, продажи, маркетинг, воронки. Тогда целесообразно пригласить в проект партнёра — продюсера онлайн-школы. Он выступает как самостоятельная единица и забирает на себя функционал, который не может взять эксперт.
Продюсер онлайн-курсов рискует деньгами, временем, ресурсами. Он запускает продукт, который может продаться, а может и нет. И если что-то не получилось, большая часть рисков ложится именно на продюсера.
За что отвечает продюсер онлайн-школы
Это вопрос договоренностей. Зоны ответственности обсуждаются в зависимости от того, кто что умеет лучше всего. Например, если эксперт не хочет продавать, продюсер в онлайн-школе может взять на себя управление продажами и всю техническую часть. В этом случае на продюсере больше ответственности, а значит и выше процент от прибыли.
В зависимости от целей и договорённостей распределение прибыли может быть и 50 на 50, и 30 на 70, и даже 10 на 90 процентов в пользу продюсера.
Главное условие сотрудничества эксперта и продюсера онлайн-школы
Договор между продюсером онлайн-школы и экспертом — основа здорового сотрудничества.
Ещё до старта проекта стоит проговорить стратегию входа-выхода, границы ответственности, юридические тонкости — например, кому принадлежит контент. И не просто проговорить, а зафиксировать это на бумаге и подписаться.
Причём, для тестового запуска не обязательно делать полноценный договор. Это даже излишне — вы только присматриваетесь друг к другу. Достаточно просто изложить всё в письменном виде, в свободной форме.
А вот после первых денег самое время идти к юристу и заказывать индивидуальный договор, в котором будут учтены все ваши условия. Шаблонами лучше не пользоваться — на то они и шаблоны, чтобы поставить галочку, а не серьезно отнестись к этому вопросу. Подумайте, как будет развиваться ваш проект через полгода и пропишите стратегию выхода из проекта, если что-то пойдет не так.
Всё остальное — рабочие моменты, которые решаются в процессе.
Как выбрать продюсера для своей школы
Найти продюсера для своей школы — значит найти человека, с которым прежде всего комфортно. Если он интуитивно не нравится, вряд ли из этого получится что-то классное. Сильные проекты вырастают на взаимопонимании, коннекте эксперта и продюсера.
Важен и профессиональный опыт — не то, сколько лет человек занимается продюсированием школ, а каких результатов достиг. Что было успешным и неуспешным? За что конкретно отвечал? Если продюсер больше говорит о продукте, высока вероятность, что он слабоват в продажах. Если нужен партнёр, который выстроит лидогенерацию внутри онлайн-школы, а в разговоре выясняется, что он занимался преимущественно методологией, очевидно это не тот вариант.
Стоит прислушаться, как именно продюсер рассказывает о результатах — общими словами или в деньгах и цифрах? А в какой нише запускал онлайн-проекты? Если она не совпадает полностью с вашей, то должна быть хотя бы схожей: например, для онлайн-школы в сфере психологии релевантны мягкие ниши: здоровье, личностный рост, йога, эзотерика.
Личный ассистент продюсера
|