что дают психологические тренинги
Психолог рассказал, к чему могут привести тренинги личностного роста
Фото © «Московская газета»/Алёна Кузина
И дал советы, как действительно добиться развития личности
Тренинги личностного роста, как и популярная литература на эту тему, в России востребованы. Еще бы: гражданам обещают, что их научат «личной эффективности»: то есть, через развитие неких внутренних свойств и овладение специальными психотехниками им откроется путь к счастью и процветанию. Есть и предложения по части развития лидерских качеств, и женские тренинги, где дам учат, как найти богатого спутника жизни…
Вряд ли существует объективная статистика, сколько человек действительно «выросло» после упомянутых тренингов. Да и вообще – возможен ли в принципе личностный рост в том понимании, которое вкладывают в это словосочетание околопсихологические гуру? И нужен ли? Об этом мы беседуем с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.
— Валерий Валерьевич, давайте все-таки начнем с основ: что это вообще такое – личностный рост?
— Рассуждая о личностном росте, я бы предложил сузить это понятие, чтобы мы с вами не путались. Ведь, с одной стороны, под личностным ростом мы можем понимать некую идущую изнутри интенцию, которая заставляет человека развиваться, становиться лучше, преодолевать себя, становиться все более компетентным в своей профессии и в других навыках. Это, полагаю, некая философская категория, связанная с понятием экзистенциализма. Но если мы с вами будем обсуждать все это, то вряд ли мы сможем договориться до чего-то конкретного, потому что в данном понимании личностный рост – вещь безбрежная, и каждый вкладывает в него свой смысл.
А вот понятие личностного роста в разрезе многочисленных тренингов хорошо изучено в психологии. Вряд ли есть смысл говорить о нем, когда человек целен, содержателен, профессионален, но, например, хочет добиться еще большего совершенства в каком-либо деле. Например, когда человек, и так хорошо играющий на скрипке, учится, чтобы играть бесконечно хорошо; или прекрасный физик-ядерщик хочет постичь основы устройства мироздания. Мы говорим о ситуациях, когда в основе стремления к личностному росту лежат дезадаптационные процессы: внутренняя пустота, неуверенность в себе, когда у человека нарушено внутреннее личностное восприятие. В этот же список можно включить повышенную тревожность, депрессивные фобические состояния и ряд других нарушений. То есть, ситуация указывает на то, что в структуре личности могут присутствовать девиации, которые требуют определенной коррекции.
Соответственно, желание человека посещать тренинги личностного роста может быть вызвано попытками реадаптироваться к внешней среде, решив свои внутренние проблемы. Только вот, как правило, результат получается совершенно противоположный тому, к которому человек стремился.
— Почему?
— К чему сводятся обещания авторов подобных тренингов? Чаще всего — к тому, что по окончании курса человек станет счастлив и доволен собой, потому что будет обладать огромным количеством тех знаков, которые в нашем обществе являются синонимами благополучия: крупные суммы денег, роскошная недвижимость, премиальные автомобили, драгоценности – и так далее. Также говорят, что обучающийся станет лидером, но чаще всего под этим подразумевается, что человек приобретет некие манипулятивные навыки для управления людьми.
— А что здесь не так?
— Начнем с лидерства – в том формате, в котором его предлагают. К нему стремятся люди, неуверенные в себе, воспринимающие себя недостаточно хорошими для того, чтобы полноценно существовать в этом мире. Они могут стараться преодолеть эту ситуацию через попытки тотального контроля над всем, что находится вокруг них. Потому что в их сознании возникает некий коррелят: если я что-то контролирую – значит, это находится в сфере моего влияния и не может причинить мне вред. А то, что не поддается контролю, вызывает у такого человека ощущение опасности: он считает, что из неконтролируемого может появиться нечто, угрожающее его личности и даже жизни.
Это стремление людей с некоторыми психологическими нарушениями тотально контролировать окружающий мир нещадно эксплуатируется продавцами курсов, обучающих достижению лидерства с помощью манипулятивных техник. С другой стороны, желание богатства – это тоже своего рода стремление к контролю над материальными миром. Логика примерно такая: если я богат – я могу купить все что угодно, включить это в сферу своего влияния, сделать безопасным и контролируемым.
— Есть ли выход из этого порочного круга?
— Конечно, есть. Сущность современного человека составляют не биологические, а социальные инстинкты. С одной стороны, именно они формируют социально обусловленную стратегию норм, правил и целей нашего бытия, с другой – они же регулируют удовлетворение биологических потребностей. А многие тренинги, делая акцент на индивидуализме, низводят человека до биологии, потребления и даже стяжательства, удаляя его от социальной гармонии.
Мировой опыт психологов наглядно показывает: чаще всего счастливы те, кто своей деятельностью приносит пользу как можно большему количеству людей. Потому что 50 тысяч лет социальной эволюции сформулировали один из основных постулатов бытия человека в обществе: твоя ценность, наполненность, самоуважение и, в конечном итоге, счастье напрямую зависит от того, насколько твоя деятельность полезна другим людям. Это очень простой закон: чем больше человек приносит пользы другим, тем больше одобрения, уважения и любви со стороны членов общества он получает. Затраченная психическая энергия таким образом к нему возвращается, он получает все больше подтверждений своей нужности и значимости. В итоге человек счастлив.
С одной стороны, наибольшее количество народной любви получают люди публичных профессий: артисты, спортсмены, известные врачи – и так далее. С другой – чтобы быть любимым и почитаемым, вовсе не обязательно становиться человеком искусства. Можно, например, коллекционировать монеты и делиться при этом с другими. Или быть прекрасным хореографом и учить детей танцам. Можно клеить воздушных змеев и, запуская их, собирать вокруг себя ватаги счастливых детей и взрослых.
Главный принцип: чтобы быть счастливым, нужно научиться отдавать – свое время, свои силы, психическую энергию, деньги. Но вряд ли этому учат на тренингах, о которых мы говорим. Чаще всего там постулируются другие идеи: не отдавать, а забирать у мира и концентрировать отобранное вокруг себя. Однако к внутренней гармонии это, как мы убедились, вряд ли приведет. Многие богатые люди, кстати, в определенный момент начинают испытывать потребность в благотворительной деятельности, и в итоге находят в этом удовлетворение и счастье. То есть, счастье – это отдавать, получая взамен любовь и уважение общества!
— Вернемся, однако, к лидерству. Ему вообще можно научиться, или лидерские качества в человеке детерминированы генетически?
Что касается человека – здесь ситуация иная. На каждом этапе социальной эволюции к лидеру человеческого сообщества предъявляются все новые и новые требования. И, как мы помним, человек постигает мир, оперирует им и видоизменяет его при помощи высших психических функций, основанных на речи. Поэтому, думаю, и механизм формирования лидерских качеств у людей тоже основан на речи, на слове. А раз так – вероятно, эти качества можно развить.
Однако здесь опять-таки есть принципиальное различие с тем, что предлагают многие «лидерские» тренинги. Надеюсь, всем понятна разница между лидерством, основанном на манипулировании людьми, и человеком, ставшим лидером в силу своей мудрости, тратящим энергию на то, чтобы принести пользу обществу. В социуме этот феномен основан на даре убеждения, на развитом социальном инстинкте, на готовности пожертвовать своими интересами в пользу интересов многих.
Физические качества человека тут уже играют гораздо меньшую роль. Вспомним крушение императорского поезда в 1888 году, в котором ехал Александр III с семьей. Император, обладавший атлетическим телосложением и недюжинной силой, помогал в спасении пострадавших. Лидерский поступок? Безусловно. В то же время великий русский полководец Александр Суворов, как утверждают исторические источники, был тщедушным и не вполне здоровым человеком. Однако вряд ли кто-то будет отрицать, что и он – лидер.
Мать Тереза была сухонькой женщиной, президент США Франклин Делано Рузвельт был инвалидом. Есть ли сомнения в том, что они – лидеры? То есть, человек становится лидером через определенное устоявшееся мировоззрение, сформированное при помощи многих тем и отвлеченных понятий посредством слова.
— Еще одно направление так называемого личностного роста – тренинги для дам, чтобы устроить семейное счастье с богатыми мужчинами. И там, предположительно, многое основано на манипулятивных техниках. Не обсуждая этическую сторону вопроса – можно ли достичь таким образом заявленной цели?
— Даже в самом слове «манипуляция» заложены определенные отрицательные коннотации. То есть, это социально порицаемый способ действия. В краткосрочной перспективе с ее помощью можно получить некоторый эффект, хотя уже с первого момента манипуляция, как правило, вызывает у жертвы ощущение дискомфорта. А через определенный промежуток времени человек чаще всего рвет отношения с манипулятором, причем во многих случаях бесповоротно и навсегда. То есть, с точки зрения КПД и социальной маркировки попытки манипуляции могут принести только вред. Любой психологически здоровый человек хочет искренних отношений, основанных на любви и доверии, поэтому отношения, основанные на манипуляциях, обречены изначально.
Попытки заучить некий набор технологий, которые якобы позволят быть успешным в отношениях, тоже обречены. Потому что базово гармоничные отношения строятся по принципу: чтобы получить, вначале нужно отдать. И второй принцип: чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. Для того чтобы следовать этим принципам, вообще никакие техники не нужны. Манипулятор же пытается все перевернуть с ног на голову: он хочет получить все, не отдавая вообще ничего.
Вполне допускаю, что если провести корректные исследования, число людей, построивших таким образом гармоничные отношения, окажется ничтожным. То есть, идея пойти на курсы в духе «как окрутить миллионера и стать счастливой» с высокой степенью вероятности приведет к огромным тратам времени, сил, денег и, в конечном счете, к негодному результату.
— И, тем не менее, тема тренингов личностного роста, судя по количеству запросов в Яндексе, пользуется популярностью. Почему?
— Могу предположить, дело в том, что в России очень глубоко укоренен патернализм; он фактически является господствующей идеологией на протяжении многих сотен лет. Отношения между обществом и властью строились по некоторым лекалам: власть обеспечивает базовые потребности общества, но при этом требует лояльности. То есть, государство берет на себя роль «родителя»: обеспечивает «детей» конфетами в обмен на послушание. Обыватель же, как правило, переносит данную модель на все виды социальных отношений, в том числе и семейные. Например, многим девочкам с детства внушается, что главное для них – удачно выйти замуж. Впрочем, в последнее время это получило распространение и среди мужчин: найти завидную невесту, у которой папа – крупный бизнесмен или высокопоставленный чиновник. То есть, человек связывает свою успешность не с собственными усилиями, а с некими внешними силами, которые дадут ему все необходимое, и даже сверх того.
— А как человеку вообще понять, нужен ли ему личностный рост?
— Парадоксальная получается ситуация. Начали мы с того, что, если человек выстроил гармоничные отношения с внешним миром, никакой личностный рост ему не нужен. Возможно, человеку необходим профессиональный рост или развитие каких-либо иных навыков – вроде той же игры на скрипке – но это не одно и то же.
С другой стороны, эволюция подразумевает постоянное движение вперед, и человек также не может существовать без развития и совершенствования своих личностных качеств. На что конкретно направить усилия – это пусть каждый решит сам. Кто-то, может быть, хочет познать законы мироустройства, другим более интересны внутренние законы развития человека. Третьи захотят лечить, четвертые учить – и так далее. Пути к совершенству бесконечны, главное – не останавливаться и не сворачивать.
Психологические тренинги: с чем это едят?
В одном из своих телеинтервью очень известный эстрадный продюсер с вальяжной снисходительностью похвалился на всю страну, что благодаря своим талантам и связям в шоу-бизнесе он за несколько месяцев может сотворить мегазвезду из любого человека, даже не имеющего слуха, голоса и чувства ритма… Нечто похожее обещают и на многочисленных психологических тренингах, которых в Москве на сегодняшний день огромное количество. Если верить рекламе, то, записавшись на такую программу, уже через неделю-две можно перевоплотиться в гения продаж, а заодно решить все свои личностные и семейные проблемы. Звучит заманчиво, не правда ли?
Для начала разберемся с самим понятием
Знающий тренер, когда это необходимо, провоцирует острые моменты, вызывающие порой у некоторых участников потрясение и шок. На занятиях используют и такие сильнодействующие приемы, как исповедь или откровенное обсуждение всеми членами группы, что конкретно им импонирует и не нравится в том или ином человеке. Кстати, во многих телевизионных реалити-шоу активно используют отдельные элементы психотренинговых методик. Только создатели передач гонятся за высокими рейтингами, а психологи-тренеры в обычных «группах личностного роста» преследуют цели исключительно благородные. Например, в процессе таких нелицеприятных откровений партнеров по тренингу участник-бизнесмен может осознать, что мешает ему каждый раз создать доверительные отношения с потенциальными деловыми партнерами на переговорах.
Виды тренингов
Существует огромное количество разнообразных программ. Их можно разделить на три главные подгруппы.
Социально-психологические тренинги, обучающие искусству общения, гармонии с собой, близкими людьми, окружающим миром. Сюда же входят так называемые тренинги личностного роста, дающие мощный импульс к максимальному развитию дремлющих в человеке способностей и талантов.
Коммуникативные тренинги направлены на обретение навыков эффективного общения в различных ситуациях как внутри коллектива (команды), так и вне его, работу с клиентами, покупателями, партнерами, конкурентами и т. п. Данные навыки усваивают точно так же, как, к примеру, основы иностранной речи или азы управления автомобилем. Если для курсанта автошколы, в третий раз в своей жизни севшего за руль, все проблема: и работа с педалями, и переключение передач и уж тем более самостоятельное маневрирование в условиях перекрестка, то для водителя с двухлетним стажем это ежедневная рутина. Также и для человека, обучающегося основам грамотного общения: на первых порах он будет краснеть и заикаться, но с накоплением практического опыта в его словах и жестах все более отчетливо начнет проявляться уверенность и спокойное дружелюбие. В процессе занятий все получаемые участниками знания обязательно увязывают с практикой в такой естественной форме, что их легко применить в реальной жизни. Более того, человек, прошедший хороший тренинг, осваивает алгоритм саморазвития, с помощью которого сможет совершенствовать необходимые навыки.
Результаты каждого тренинга этой категории совершенно непредсказуемы. Бывает, что по результатам занятий психолог группы дает рекомендации руководству фирмы на выдвижение малоопытных, но имеющих серьезный потенциал сотрудников на руководящие должности. Вообще, тренинги полезны как для начинающих профессионалов, так и для асов. Новичкам они позволяют за несколько занятий отработать основные должностные навыки и показывают направление дальнейшего развития. Опытным же работникам будет не лишним взглянуть на себя и привычную работу свежим взглядом, обогатить свой арсенал новыми приемами, проанализировать собственные сильные и слабые стороны. Особенно это полезно тем, кто незаметно для себя перешел к шаблонному использованию давно устаревших методов работы, утратил вкус к творчеству.
Говоря о профессиональных тренингах, нельзя не упомянуть о программах, ориентированных на обучение управленческого персонала. С одной стороны, может показаться, что этой категории и без того должны быть прекрасно известны все рецепты успеха. Но практика показывает, что начальственный статус далеко не всегда свидетельствует о высочайшей компетенции своего обладателя. Поэтому для руководителей проводят специальные тренинги категории VIP, на которых высококвалифицированные психологи «ставят» бизнес-элите твердые навыки управления, ведения переговоров, поведения в конфликтных ситуациях и т. д.
Сейчас очень популярны и различные корпоративные тренинги, так как они решают сразу несколько стратегических задач: способствуют сплочению команды, помогают добиться существенного повышения результатов работы. Вот уж где буйствует освобожденная фантазия практикующих психотехнологов (обуздать ее полет, пожалуй, может лишь лимит бюджета, отпущенного на программу): кто-то для того, чтобы научить персонал фирмы-заказчика работать на новом, более успешном уровне, организует круиз на речном лайнере; кто-то снимает с этой же целью профилакторий или даже тренировочный лагерь милицейского спецназа.
В качестве примера одного из таких новомодных корпоративных тренингов приведу не так давно появившуюся в столице программу под названием «Тим-билдинг». Обычно для проведения занятий снимают санаторий или дом отдыха, и там взрослые люди, солидный жизненный статус которых не способны замаскировать даже демократичные спортивные костюмы, играют в особые игры на свежем воздухе, в ходе которых осваивают нелегкую науку побеждать обстоятельства и конкурентов в нелегкой борьбе под названием «бизнес».
«Здравствуйте, вас приветствует известная канадская компания. «
Наверное, многие слышали подобные мажорные слова от обаятельного молодца с голливудской улыбкой и искренней радостью в глазах. Обычно такая встреча происходила где-нибудь у метро или на привокзальной площади. Продавец радостно объявлял прохожему, что тому выпала редкая удача принять участие в рекламной акции известной канадской (американской, австралийской) компании. Обычно под напором его солнечного обаяния атакованный гражданин редко проявлял намерение критически оценивать предлагаемые ему вещи.
Впрочем, не стоит думать, что мода на бизнес, свободный от моральных ограничений, процветает только в стихийном мире уличной торговли. И вполне солидные компании зачастую воспитывают у менеджеров хищные инстинкты. Сегодня слишком многие отечественные предприниматели, прошедшие школу первых лет «дикого капитализма», убеждены, что конкурентную борьбу нужно вести по законам полномасштабного боя, в котором пленных не берут, а раненых добивают. К сожалению, спрос диктует предложение. Достаточно почитать в Интернете рекламные объявления всевозможных тренингов («Атакующий сбыт», «Психокарате», «Психология влияния: версия контрразведчика»), чтобы убедиться: спрос на инструкторов по стратегии и тактике ведения боевых действий против конкурентов и клиентов чрезвычайно высок. Остается только надеется, что с утверждением в деловых кругах такого основополагающего понятия, как деловая этика, в моду войдут более цивилизованные правила игры.
Нужно ли это вам?
Конечно, ответ на данный вопрос следует принимать исходя из конкретных жизненных, в том числе финансовых, обстоятельств. Но иметь про запас такой вариант определенно стоит и домохозяйке, и малооплачиваемому бюджетнику, и солидному руководителю фирмы. Некоторые успешные предприниматели на это могут снисходительно усмехнуться, но им стоит вспомнить о том, сколько ошибок было совершено и сколько прибыли недополучено, пока не пришел серьезный опыт. Чем хороши тренинги? Они помогают подняться над тупиковой жизненной ситуацией, взглянуть на себя и на обстоятельства новым взглядом, ощутить, что вам под силу реально изменить свое существование. Главный плюс любого хорошего тренинга, на мой взгляд, в его прикладном характере. Отучившись неделю-две, вы сразу же можете и должны приступить к воплощению нового видения собственной жизни.
Что дают тренинги
Любой человек, который хочет развиваться, учится. Учиться можно по-разному: читать книги, слушать лекции, но в этом случае нет живой обратной связи. Нет проверки того, насколько успешно проходит обучение, и нет качественных подсказок со стороны квалифицированных людей.
Самое лучшее обучение, когда ты что-то делаешь, а рядом с тобой есть профессионал, эксперт, специалист, который может дать оценку твоей деятельности, показать результаты. На тренинге именно это и происходит. Люди могут иметь самые разные представления о том, хорошо или плохо они общаются, ведут переговоры, выстраивают отношения, оказываются лидерами, как они выглядят. А на тренинге все это показывает видеокамера, да и без нее можно увидеть свои неудачи и достижения просто по реакции людей. Они мгновенно покажут, как они относятся к твоим действиям, реагируют на твои предложения. Причем в отличие от обычной жизни, где люди имеют свои личные интересы, на тренинге все пришли учиться, поэтому именно здесь тебе доброжелательно, но прямо и честно скажут, то, что ты в жизни не услышишь от других людей. На тренинге каждый знает, что если сейчас он подскажет другому, как действовать разумней, красивей, ярче и эффективней, то и ему в ответ тоже подскажут. Такую атмосферу задает ведущий, и поэтому тренинги оказываются максимально эффективной формой работы.
Большинство качественных тренингов способствуют формированию:
Психологические тренинги иногда навыки обещают. А они их дают?
Плохие тренинги навыки не дадут. Неподготовленные участники навыки могут не взять. Короткий тренинг (интенсив) в лучшем случае успеет навыком заинтересовать (иногда уже это очень много).
— Николай Иванович, что для Вас является самым главным результатом Вашего тренинга?
— Результат. То есть не настроение, не эмоции – это участники у нас получают как-то как само собой разумеющееся, а простые и работающие знания и умения. Культура – это то, что остается, когда все остальное забывается. Так и тренинг – он может забыться, а новые, нужны по жизни навыки должны остаться с вами.
Плохие и хорошие тренинги
Нужные знания, умения и состояния дают только хорошие, качественные тренинги. Плохой тренинг может ничего этого не дать, а когда-то и причинить вред. Смотри Плохие тренинги и Как не попасть на плохой тренинг?
С другой стороны, среди самых разных хочется найти самый лучшие, самые достойные тренинги. Как это сделать? Смотрит Качественный тренинг и Методика качественного тренинга
Как устроен психологический тренинг и что он дает?
Это широко распространенная во всем мире форма групповой психологической работы. Психологические тренинги представляют собой вариант высококвалифицированных консультативных услуг наряду с юридическими, медицинскими, педагогическими и др. Тренинг можно назвать одним из методов повышения общего культурного уровня.
В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе цивилизованного человека. Поэтому в современной российской практике он только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, «гигиеническом» моменте современной сверхнасыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы «вылечиться» от какой-нибудь «патологии», а чтобы оставаться в хорошем «психологическом тонусе», точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.
Тренинг как форма групповой психологической работы является универсальным методом, который применяют в своей работе различные направления и школы практической психологии. Например, проводятся и психоаналитические группы, и тренинги НЛП, и группы гештальт-терапии, и многие другие.
Психологическую работу в тренинге с группой участников проводит психолог-ведущий. Он предлагает членам группы включится в выполнение упражнений и процедур, целью которых является осознание и изменение разных аспектов психологии человека, например, его творческого потенциала, эмоций и чувств, общения. Тренинг может быть направлен на работу с различными аспектами психологии человека. Причем акцент в такой работе может быть сделан как на специфику группового взаимодействия, так и на особенности индивидуальной ситуации каждого отдельного человека, рассматриваемые в группе.
Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Группа в целом обладает «терапевтическим» эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения.
Уникальность тренингов заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.
В своей работе психолог-ведущий руководствуется профессиональными этическими требованиями об ответственности за происходящее на тренинге, о конфиденциальности информации, о безусловном уважении личности участника. Происходящее в группе всегда определяется личностным выбором каждого участника, никто не может принудить его к совершению каких-либо поступков.
Групповая форма психологической работы незаменима, когда речь идет о вопросах связанных с взаимодействиями с другими людьми. Такими сферами являются решение конфликтов, общение, семейные проблемы, взаимоотношения с противоположным полом. Как правило, участие в группе дает возможность решения не какой-то одной проблемы, а целого их набора. Это понятно, ведь психология человека очень сложна и многогранна, разные сферы психического обязательно взаимодействуют между собой.
Приходя на группу, участвуя в тренинге, есть возможность получить обратную связь от других людей, узнать их точку зрения и таким образом увидеть новые грани интересующей темы. Кроме того, это способ сообща решать возникающие вопросы с людьми, у которых возникли такие же трудности в жизни.
Участие в тренинге дает возможность развития личности и расширения психологических возможностей. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.
За счет чего происходят изменения?
В первую очередь, на человека влияет само участие в тренинге как особо организованном процессе, а также люди, являющиеся соучастниками этого процесса. Изменения возникают за счет взаимодействия с единомышленниками, целью которых тоже является работа над собой. Кроме того, развитие каждого участника и развитие группы в целом представляют собой взаимоподдерживающие и взаимовлияющие процессы, активизация одного с необходимостью вызывает другое. Безусловно, уровень взаимодействия с группой, сфера и уровень работы определяются каждым участником индивидуально. Готовность и желание участвовать в той или иной процедуре являются собственным выбором каждого человека.
Еще одним условием изменений можно назвать особую атмосферу в группе. Групповая психологическая работа в качестве одного из первых условий выдвигает принципы психологического комфорта и безопасности. Для этого ведущий с самого начала работы тренинга предлагает каждому участнику реализовывать специальные принципы поведения на группе, способствующие ощущению принятия и доверия.
В тренинге реализуются принципы работы и техники, которые могут быть отнесены к гуманистическому направлению в психологии. Речь идет о таких направлениях как группы встреч, гештальт-подход, психодрама, арт-подход и др.
Участие в тренинге всегда предполагает получение нового опыта. И это является еще одним механизмом, обеспечивающим изменения. Когда человек открыл для себя что-то новое, его личность не может оставаться прежней.