что даровано понтию пилату в конце романа

7. Понтий Пилат: преступление, наказание, прощение

По средневековой германской легенде прокуратор был сыном короля-звездочета Ата и дочери мельника Пилы, живших в прирейнской Германии. Однажды Ат, находясь в по ходе, узнал по звездам, что зачатый им тотчас ребенок станет могущественным и знаменитым. Королю привели дочь мельника Пилу. Пилат получил имя от сложения их имен. Прозвище Золотое Копье прокуратор получил, очевидно, за меткий глаз и за любовь к золоту.

Посмертная судьба Пилата связана еще с одной легендой. В статье «Пилат» энциклопедии Брокгауза и Ефрона с судьбой пятого прокуратора Иудеи связывалось название одноименной горы в Швейцарских Альпах, где «он будто бы и доселе появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении».

Мотив колебаний, страха Пилата, прямой угрозы ему со стороны иудеев — жителей ненавидимого прокуратором города Ершалаима — также содержится в некоторых Евангелиях, — в Евангелии от Иоанна (см. главу 19):

«6. Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины.

7. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8. Пилат, услышав это слово, больше убоялся…

12. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю….

15. Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя кроме кесаря.

16. Тогда наконец он предал Его им на распятие [выделено мной. — В.К.]».

М. Булгаков в своем романе развертывает, по сути, глубинный евангельский сюжет сомнений, страха и, в конце концов, предательства Пилатом Иисуса. Речь уже в Евангелии от Иоанна идет именно о предательстве, поскольку Понтий «не находил в Нем [Иисусе] вины» и «искал отпустить его».

Но прокуратор 5 пытается хотя бы частично искупить свою вину перед невинным бродячим философом. По приказу Понтия Пилата страдания Иешуа были сокращены: его пронзают копьем. Следуя тайному приказу прокуратора, убивают Иуду.

По просьбе Мастера и Маргариты Понтий Пилат в последней главе романа получает освобождение и прощение, и вместе с Иешуа он, беседуя, уходит по лунной дороге. Идея прощения и милосердия, связанная с образом Пилата, — одна из центральных в романе «Мастер и Маргарита», и она завершает последнюю — 32-ю главу романа: «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат [выделено мной. — В.К.]».

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа «Мастер и Маргарита»:

Источник

Эпизод «Прощение Понтия Пилата» из романа «Мастер и Маргарита»

что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть фото что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть картинку что даровано понтию пилату в конце романа. Картинка про что даровано понтию пилату в конце романа. Фото что даровано понтию пилату в конце романа

Эпизод «Прощение Понтия Пилата» играет ведущую роль как в раскрытии смысла «романа в романе», так и в постижении идеи «Мастера и Маргариты». Без него невозможно было бы осуществление авторского замысла. Поэтому глава отмечена особым пафосом, она готовит читателя к восприятию не менее глубокомысленного эпилога.

«Ночь густела, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы». С этой фразы начинается проникновение читателя в скрытый смысл булгаковских намёков и недоговорённостей. Полёт – это время, которое Воланд даёт своим попутчикам для размышлений о заблуждениях и ошибках, о цене познания и любви – словом, о том, что тревожит и угнетает каждого из них. Все предстали перед князем тьмы без груза земных забот, и сам он вдруг оказался «в своём настоящем обличье».

Наконец освобождён от власти над человеческими судьбами и прокуратор Иудеи. Роман мастера прочитан, игемон остался один на один со своим страданием, и теперь «две тысячи полнолуний» он обречён на бессонницу от мысли, что его прежняя трусость была «самым низким пороком».

Остроухий пёс возле кресла Понтия Пилата не виноват в грехе господина, но без этого образа эпизод не раскрыл бы читателю, какова в романе функция Маргариты: ей тоже уготовано вовек оставаться с тем, кого она преданно любит.

Как проста мудрость Воланда! Какой понятной становится жизнь, озарённая истиной и разумом! Именно в этом эпизоде Воланд помогает всем: и героям, и читателю – постичь смысл движения к познанию истины. Свободен Понтий Пилат, прошедший суд собственной совести. Свободен автор, написавший историю о нем и осознавший, что конечная истина недостижима, как недостижимо совершенство в творчестве. Свободна Маргарита, обретающая счастье рядом с любимым.

Роль Воланда в этом эпизоде необыкновенно значительна. Он не просто вершитель судеб и мистический высший судья — он тот, кто держит в руках весы истины и мудрости, указывает людям, как из зла можно делать добро.

Эпизод анализировал Федор Корнейчук.

Похожие статьи:

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

14 Комментарии

Оказавшись случайно здесь и, увидев какая животрепещущая тема обсуждается, не могу не сказать про одну интересную книгу, в которой, как мне кажется, доказано историческое существование Иисуса — книга «Партия Иисуса» (есть на Озоне и на ЛитРес). Вот цитата из книги, объясняющая все затруднения с истолкованием Евангелий:

«Из Евангелий мы знаем, что Иисус был, выражаясь современным языком, руководителем довольно известной в то время общественной организации, подвергался преследованиям и вёл напряжённую, полную опасностей жизнь. И вот представьте себе, что за толкование его высказываний примутся люди, никогда не участвовавшие ни в каких общественных организациях, не замеченные ни на каких многолюдных митингах и демонстрациях, в общем, эдакие тихие обыватели, привыкшие, надев тапочки, коротать вечера перед телевизором. Сумеют ли они, не имея схожего жизненного опыта, распознать среди разбросанных по тексту высказываний Христа те из них, которые относятся к деятельности созданной им организации? Весьма сомнительно. Даже натолкнувшись на них в евангельских текстах, они не поймут их значения, поскольку в своём жизненном багаже не имеют ничего, даже отдалённо напоминающего опыт Иисуса. Но толковать-то ведь надо, раз уж взялись за это дело! И наши горе-исследователи начинают сопоставлять евангельские сюжеты с тем, что первое приходит им в голову, а прийти может всё, что угодно: и впечатления от когда-то прочитанных книг, и лекции, прослушанные в университете, и сюжеты телепередач, и даже бабушкины любимые сказки, слышанные в детстве… Словом, если у исследователя-библеиста нет опыта общественной деятельности, хоть в какой-то степени сходного с опытом Иисуса, то ассоциации могут возникнуть любые, даже самые нелепые и дикие. И тогда одному исследователю Иисус может показаться мятежником-экстремистом, другому — бродячим учителем софистики, третьему — предводителем шайки гомосексуалистов,3 четвёртый уверен, что в Евангелиях приведены не подлинные мысли и дела Христа, а лишь придуманные позднейшей хр

Михаил, благодарю за отзыв к статье. Полностью с Вами согласна, историческая личность Христа сложна для толкования, и без серьезных исследований тут не обойтись.

Оказавшись случайно здесь и, увидев какая тема обсуждается, не могу не сказать про ещё одну интересную книгу, в которой, как мне кажется, доказано историческое существование Иисуса — книга «Партия Иисуса» (есть на Озоне и на ЛитРес). Есть в этой книге и подробности о Понтии Пилате. Приводится, в частности, оригинальная версия, объясняющая, почему Пилат решил спасти Иисуса от смерти и почему ему это не удалось.

Владимир, спасибо большое за Ваш отзыв, книга, которую Вы рекомендуете, я уверена, заинтересует многих. А не удалось, поскольку Божий промысел был таков. Божий сын должен был быть принесен в жертву, ну и воскреснуть тоже был должен.

Эпизод сложный, противоречивый, заставляющийся задуматься. Спасибо за статью.

некто Мастер (Слова. );
Автор Книги (Писания. );
в Его лице — находящиеся в вечной борьбе — силы света (Иисус) и тьмы (Сатана);
приходят к согласию («… Он достоин покоя»);
за Ним — последнее слово как прощение и оправдание всем («… иди — Он ждет тебя!»);
несомненно, главный герой у М.Булгакова — Мастер;
непризнанный атеистическим миром Автор божественной Книги;
гениальный Мастер Слова, Имя Которого так и остается тайной;

Айтанур, спасибо за Ваш комментарий, очень красиво 🙂

Самый сложный в восприятии и толковании эпизод, но в то де время — основная соль этого прекрасного романа. Спасибо за статью.

Думаю, в этом эпизоде весь смысл романа «Мастер и Маргарита»

Извините, но я никакого прощения Понтия Пилата в этом эпизоде не вижу. Муки совести, одиночество и бессонница — где здесь прощение?

Валентина, я думаю, что Бог, как вечная любовь, всегда прощает всех. Но Булгаков не верил в Бога. В этом произведении он размышляет о добре, зле и возмездии. И в его понимании, как мне кажется, человек, совершивший плохой поступок, наказывается муками совести. Что и отражено в образе Понтия Пилата и его описании в эпилоге.

Я училась в советское время в школе, и, Слава Богу, мы Булгакова не проходили. Взрослые романы у него, детишкам там совсем не разобраться, да и незачем.

Спасибо за информацию. А мне Понтия Пилата жалко.

Источник

что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть фото что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть картинку что даровано понтию пилату в конце романа. Картинка про что даровано понтию пилату в конце романа. Фото что даровано понтию пилату в конце романа

Исторический экскурс

Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» позволяет узнать основные события произведения. Писать книгу Булгаков начал еще в начале 1920 года и работал над ней до конца своих дней.

Многие персонажи вызывали немало споров среди читателей. Кто-то считал, что Иешуа Га-Ноцри имел реальный прототип из Библии — Иисуса Христа. Но между ними есть существенная разница. Для создания Понтия Пилата Булгаков изучал богословскую и историческую литературу. В список источников входит рассказ Франса «Прокуратор Иудеи».

Особенность булгаковского Пилата в том, что он не может забыть Иешуа. Когда начальник тайной службы докладывает ему о последних минутах жизни Га-Ноцри, Понтий меняется. При упоминании трусости как главного порока прокуратор начинает говорить хрипло.

Литературоведы прослеживают личную связь между Булгаковым и Понтием. Писатель признается в своей личной душевной слабости, которая терзала его многие годы.

Важные моменты

что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть фото что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть картинку что даровано понтию пилату в конце романа. Картинка про что даровано понтию пилату в конце романа. Фото что даровано понтию пилату в конце романа

В романе «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат занимает одно из центральных мест. Он является пятым прокурором Иудеи и принадлежит к знатному сословию. В его руках находится власть, он решает судьбу множества людей. Он занимается судебными разбирательствами и руководит римской армией.

Описание Понтия Пилата позволяет лучше узнать его. Внешность прокуратора самая обычная, он ничем не выделяется. У него желтоватый оттенок кожи и выбритое лицо без намека на щетину. Он почти облысел, но это не смущало его.

Мигрень — вот от какой болезни страдал Понтий Пилат. Она доставляла ему массу неприятных ощущений. Мужчину раздражает то, чем он занимается, и город Ершалаим вместе с жителями. По этой причине прокуратор часто раздражается и срывается на окружающих людях.

Во второй главе романа «Мастер и Маргарита» Понтий появляется в белом плаще с красным подбоем. У него была шаркающая походка, которая выдавала в нем кавалериста. Он сидел в кресле как каменный из-за сильной мигрени. Ему предстояло решить дело Иешуа Га-Ноцри.

Весь его облик показывал власть и силу, но никто не знает, что у прокуратора на душе. О его детстве мало что известно: его отцом был король-звездочет, а мать была дочерью мельника. Родители были уверены, что их сын станет великим человеком.

Понтий был отважным и мужественным воином. У него сорванный голос, так как ему приходилось бывать в серьезных сражениях. Империю осаждали германцы, и Пилату приходилось с ними сражаться. Кентурион Крысобой и другие воины были обязаны жизнью Понтию. Его прозвали Золотым копьем, он никогда никого не предавал.

Прокурора не волновали люди, которым он выносил смертный приговор. В городе он вынужден находиться по долгу службы. Поэтому ему приходится заниматься рутинной работой:

Власть не радует его, и он ненавидит свою деятельность. Иешуа проницательно заметил, что единственное близкое существо для прокуратора — это собака Банго.

Характер героя

История Пилата воспринимается читателями неоднозначно. Он выглядит как деспотичный человек, который неоднократно называет себя жестоким. Понтий был очень умным и образованным. Он владел тремя языками:

У него не было жены и детей. Мужчина полностью отдавал себя службе. Прокуратора считали злым и нелюдимым. Люди часто называли его свирепым и опасным. Встреч с Понтием старались избегать. Из-за частых приступов мигрени, которые доставляли сильные страдания, Пилат был склонен к вспышкам гнева.

что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть фото что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть картинку что даровано понтию пилату в конце романа. Картинка про что даровано понтию пилату в конце романа. Фото что даровано понтию пилату в конце романа

Надменность делала его суровым и грозным. На войне он проявлял себя как храбрый и отважный человек, который защищал своих подчиненных. В ситуации с Иешуа Га-Ноцри он проявил трусость. В этот момент прокуратор ненавидел свой титул и невозможность что-то изменить.

Пилат приказал казнить Иешуа, но это решение приносит ему только муки. Он думает над словами Га-Ноцри, который всех считал «добрыми людьми». Понтий же слишком хорошо видел настоящую сущность человека. В Долине Дев Марка Крысобоя едва не разорвала толпа германцев, видел прокуратор и другие преступления. Все это позволило ему потерять веру в людей.

Понтий узнал, что Иешуа избили за проповеди, бандиты убивали солдат, а Иуда в итоге предал Га-Ноцри. Пилат не верит словам арестанта о том, что настанет царство истины. Прокуратор давно потерял веру в людей. Вся его жизнь наполнена страданиями и грустью, мучениями.

что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть фото что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть картинку что даровано понтию пилату в конце романа. Картинка про что даровано понтию пилату в конце романа. Фото что даровано понтию пилату в конце романа

Понтий был глубоко одиноким и несчастным человеком. Замкнутость и титул вынуждали его выносить нелегкие решения. Наказание Иешуа далось ему нелегко, так как философ словно видел настоящего прокуратора. Уставшего и больного человека, который мечтает о покое.

Все это принесло Пилату муки совести, раздумий и вечные терзания. Все, что он смог сделать — это приказать, чтобы арестанта убили быстро и без мучений. После этого прокуратора будет терзать раскаяние на протяжении «двенадцати тысяч лун».

Понтия будет мучить бессонница. Он обречен жаловаться на свою должность и на отсутствие покоя. Вместе с ним страдает его собака. Мужчина хочет наконец-то пройти по лунной дорожке и продолжить беседу с Иешуа.

Воланд заметит, что Маргарите нет смысла просить освободить прокуратора. За него уже вступился сам Иешуа, который попросил Левия Матвея передать его просьбу. Воплотил ее Мастер, который ограничился коротким: «Свободен!».

Так Понтий Пилат смог исполнить свое давнее желание о покое и прогулке по лунной дорожке.

Проблематика романа

что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть фото что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть картинку что даровано понтию пилату в конце романа. Картинка про что даровано понтию пилату в конце романа. Фото что даровано понтию пилату в конце романа

Анализ произведения «Мастер и Маргарита» позволяет лучше понять всех героев. Писатель делает обращение через них к читателям и позволяет задуматься о разных вещах. Понтий предстает как властный и жестокий человек, но общение с Иешуа меняет его.

До этого прокуратор считал себя одиноким и несчастным человеком, так как всем окружающим людям был важен его титул, а не сущность. Высокое положение не помогало ему, его жизнь была скудна.

Соперником Понтия Пилата стал Иешуа Га-Ноцри, но противоположные взгляды позволили им стать собеседниками. У прокуратора свой интерес к философу, так как тот избавляет его от мигрени. Но он не предпринимает попыток спасти арестанта от казни. У него была уверенность в том, что помилуют Иешуа.

Понтий начинает понимать, что он несчастливый и должность ему противна. После смерти Га-Ноцри он ясно осознает, что главный его порок — это трусость. Это чувство было связано с его положением. Прокуратор понимал, что если он откажется наказать Иешуа, это будет воспринято как попытка пойти против власти.

что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть фото что даровано понтию пилату в конце романа. Смотреть картинку что даровано понтию пилату в конце романа. Картинка про что даровано понтию пилату в конце романа. Фото что даровано понтию пилату в конце романа

Но убийство Га-Ноцри было своеобразным судом над Пилатом. Он обрек себя на вечные страдания и муки, которые не давали ему покоя. Мужчина получил бессмертие, которое не делало его счастливым. Даже его собака была вынуждена томиться вместе с ним. Веками предстояло Понтию думать над тем, что же ему помешало спасти Иешуа.

Через прокуратора Булгаков показывал две важных проблемы. Первая — это высший нематериальный суд, который будет свершен над каждым человеком. Никто не сможет избежать его, всем придется ответить по заслугам. Вторая — это возможность получить прощение. Понтий Пилат раскаялся в своем поступке, осознал ошибку и через две тысячи лет стал свободным.

Роман «Мастер и Маргарита» наполнен неоднозначными персонажами. Нельзя однозначно утверждать, кто из них плохой, а кто хороший. Портрет каждого героя содержит множество деталей. Произведение лучше читать несколько раз в разное время, так как это позволит лучше понять его смысл.

Источник

Что даровано понтию пилату в конце романа

Под финалом понимается последняя глава романа «Прощение и вечный приют» и эпилог. В них писатель заканчивает рассказ обо всех героях, которые появлялись на страницах книги.

Покидая вместе со свитой Москву накануне Пасхи, Воланд забирает с собой Мастера и Маргариту. Вся компания на фантастических конях летит в горы, где на «безрадостной плоской вершине» (2, 32) в каменном кресле сидит Понтий Пилат. Мастер произносит последнюю фразу своего романа, и прощённый Пилат по лунной дорожке спешит в город: «Над чёрной бездной (. ) загорелся необъятный город с царствующими над ним сверкающими идолами над пышно разросшимся за много тысяч (. ) лун садом» (там же). Этот волшебный город напоминает Новый Иерусалим, каким он изображён в Апокалипсисе (21 : 1, 2) или в философских трудах европейских утопистов, — символ нового земного рая, «золотого века». «»Мне туда (. )?» — спросил беспокойно Мастер» (там же), но получил от Воланда отрицательный ответ; «Воланд махнул рукой в сторону Ершалаима, и он погас» (там же).

Мастеру определено высшими силами другое, чем Понтию Пилату: «»Он не заслужил света, он заслужил покой»» (2, 29), — сообщает Воланду Левий Матвей. Что же такое свет и покой в романе? Одни литературоведы полагают, что в романе Булгакова отражены идеи украинского религиозного философа XVIII века Григория Сковороды, книги последнего, без сомнения, были известны писателю хотя бы через отца. Покой, согласно философской концепции Сковороды, является «наградой за все земные страдания человека «истинного», покой (. ) олицетворяет вечность, вечный дом. А символом воскресения и последнего отрезка пути к покою является луна, «посредствующая между землёй и солнцем», вернее, походящая на мост лунная дорожка» (И.Л.Галинская. Загадки известных книг. М., 1986, с.84). Нетрудно заметить, что «вечный приют» в последней главе «Мастера и Маргариты» и болезненный сон Ивана Понырёва в эпилоге благодаря некоторым деталям могут восприниматься как художественная иллюстрация к рассуждениям украинского философа.

Другие литературоведы считают, что финал булгаковского романа перекликается с «Божественной комедией» Данте (В.П.Крючков. «Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: к интерпретации эпилога романа М.Булгакова.//Русская литература, 1995, №3). В третьей части Дантовой «Комедии» (в «Рае») герой встречается с Беатриче, которая ведёт его к Эмпирею, огненному центру рая. Здесь из ослепительной точки струятся потоки света и пребывают Бог, ангелы, блаженные души. Может быть, об этом свете говорит Левий Матвей? Сам себя герой-рассказчик у Данте помещает не в Эмпирей, а в Лимб — первый круг ада, где обитают античные поэты и философы и ветхозаветные праведники, которые избавлены от вечных мук, но и лишены вечной радости соединения с Богом. Герой Данте оказывается в Лимбе за то, что имеет с христианской точки зрения порок — гордыню, которая выражается в стремлении к абсолютному знанию. Но этот порок одновременно достоин и уважения, потому что принципиально отличается от смертных грехов. В последней главе романа Булгаков рисует загробный мир, напоминающий Лимб. Мастер и Маргарита, расставшись с Воландом и его свитой, переходят «в блеске первых утренних лучей через каменный мшистый мостик» (2, 32), идут по песчаной дороге и радуются тишине и покою, о которых мечтали в земной жизни, а теперь будут наслаждаться ими в вечном доме, увитом виноградом.

Почему же Мастер не заслужил света? В упомянутой книге И. Л. Галинекой дан очень простой ответ: свет уготован для святых, а покой предназначен «истинному» человеку (указ. соч., с.84). Однако необходимо объяснить, что не позволяет причислить булгаковского Мастера к святым? Можно предположить: и в жизни, и за смертным порогом герой остаётся слишком земным. Он не хочет преодолевать в себе человеческое, телесное начало и забыть, например, свою великую, но грешную любовь к Маргарите. Он мечтает остаться с ней и в загробном мире. Второе предположение — Мастер не выдержал испытаний и отчаялся, он не принял подвига, который был уготован ему судьбой, и сжёг свою книгу. Воланд предлагает ему продолжить роман об Иешуа и Понтии Пилате, но Мастер отказывается: «Он ненавистен мне, этот роман. Я слишком много испытал из-за него» (2, 24). Третье предположение — сам Мастер и не стремился к божественному свету, то есть не имел истинной веры. Доказательством этому может служить образ Иешуа в романе Мастера: автор изображает Иешуа как нравственно прекрасного человека, что недостаточно для верующего (посмертное воскресение так. и не показано).

Следует признать, что награда светом уставшего от жизни Мастера была бы неубедительной, она противоречила бы художественной концепции романа. А кроме того, между Булгаковым и Мастером много общего, поэтому Булгаков, как и Данте, не мог наградить райским сиянием-блаженством героя, похожего на себя. При этом Мастер, с точки зрения автора, безусловно положительный герой. Он совершил творческий подвиг, написав во времена воинствующего атеизма книгу об Иешуа Га-Ноцри. То, что книга не была закончена, не умаляет поступка её автора. И ещё, жизнь Мастера украсила настоящая, верная любовь, та, что сильнее смерти. Творчество и любовь для Булгакова — высшие ценности, которые искупили отсутствие правильной веры у героя: Мастер и Маргарита не заслужили рая, но избежали ада, получив покой. Так Булгаков выразил свой философский скептицизм, столь характерный для писателей XX века.

Описывая Мастера в финале, Булгаков не даёт однозначного толкования. Здесь следует обратить внимание на состояние главного героя, когда он идёт к своему вечному (то есть последнему) приюту: «. слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу Мастера, как он только что отпустил им созданного героя» (2, 32). Память о романе, о земной любви — это единственное, что оставалось у Мастера. И вдруг «память потухает», а значит, возвышенные любовные переживания для него умирают, становится невозможным творчество, о котором герой так мечтал в земной жизни. Иными словами, Мастер получает телесно-душевный, а не божественный покой. Зачем Мастеру сохранять творческие силы, если никто не прочитает его произведений? Для кого писать? Булгаков не доводит изображение судьбы Мастера до ясного конца.

Недосказанность Булгаков сохраняет и в отношении Ивана Бездомного. В финале пролетарский поэт живёт в реальном мире, прекращает свои поэтические упражнения и становится сотрудником Института истории и философии. Он не написал продолжение романа об Иешуа, как завещал ему Мастер. Он вылечился от порчи, напущенной на него «преступными гипнотизёрами». Только раз в год — в праздничное полнолуние — ему чудесным образом открывается часть истины Мастера, которую ученик вновь забывает при пробуждении-выздоровлении. Раз в год профессор Понырёв видит один и тот же странный сон: непомерной красоты женщина выводит за руку пугливо озирающегося, обросшего бородой человека, а потом они вместе уходят к луне (данный эпизод очень напоминает шествие героя Данте и Беатриче к Эмпирею и одновременно заставляет вспомнить лунную дорожку, о которой писал Г.Сковорода). С одной стороны, этот навязчивый сон можно расценить как бред больного, с другой — как прозрение, когда душа единственного ученика Мастера открывается навстречу вечному, без чего жизнь пуста и бессмысленна. Через этот сон-видение Иван навсегда связан с Мастером. А может быть, этот сон — наваждение от Воланда: ведь лунный луч — колдовской свет ночи, странно всё преображающий; чрезмерно красивая женщина — ведьма, которая стала красивой благодаря волшебному крему Азазелло.

Так каков же финал романа Булгакова — счастливый или трагический? Кажется, что писатель сознательно не даёт прямого ответа на этот вопрос, потому что в данном случае любой определённый ответ был бы неубедителен.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что толкования финала «Мастера и Маргариты» могут быть различными. Однако сближение романа Булгакова и поэмы Данте позволяет обнаружить интересные особенности булгаковского текста.

В «Мастере и Маргарите» легко увидеть влияние образов и идей «Божественной комедии», но это влияние сводится не к простому подражанию, а к спору (эстетической игре) со знаменитой поэмой эпохи Возрождения. В романе Булгакова финал является как бы зеркальным отражением финала поэмы Данте: лунный луч — лучезарный свет Эмпирея, Маргарита (возможно, ведьма) — Беатриче (ангел неземной чистоты), Мастер (обросший бородой, пугливо озирающийся) —Данте (целеустремлённый, вдохновлённый идеей абсолютного познания). Эти различия-сходства объясняются разными идеями двух произведений. Данте рисует путь нравственного прозрения человека, а Булгаков — путь творческого подвига художника.

Булгаков, может быть, сознательно сделал финал своего романа двусмысленным и скептическим, в противовес торжественному финалу «Божественной комедии». Писатель XX века отказывается утверждать что-либо наверное, рассказывая о трансцендентальном мире, призрачном, неизвестном. В загадочном окончании «Мастера и Маргариты» проявился художественный вкус автора.

На первый взгляд финал романа трагичен. Мастер, совершенно отчаявшись найти понимание в современном обществе, умирает. Маргарита умирает, так как не может жить без любимого человека, которого она любит за доброе сердце, талант, ум, страдания. Иешуа умирает, так как людям не нужна его проповедь о добре и правде. Но Воланд в конце романа вдруг говорит: «Всё будет правильно, на этом построен мир» (2, 32), — и каждый герой получает по своей вере. Мастер мечтал о покое и получает его. Маргарита мечтала о том, чтобы всегда быть с Мастером, и остаётся с ним даже в загробной жизни. Понтий Пилат подписал смертный приговор невиновному человеку и мучается за это бессмертием и бессонницей почти две тысячи лет. Но в конце концов исполняется и его самое заветное желание — встретиться и говорить с бродячим философом. Берлиоз, который не верил ни во что и жил в соответствии с этим убеждением, уходит в небытие, превратившись в золотой кубок Воланда. Так что же: мир устроен справедливо и поэтому можно со спокойной уверенностью жить дальше? Булгаков опять не даёт определённого ответа, и читатель сам может выбрать ответ для себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *