что даром получено то даром и уйдет

Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. Болящих исцеляйте. Даром получили, даром давайте. (Мф. 10:5–8)

Перечислив по имени двенадцать избранных апостолов, святой евангелист продолжает: СИХ ДВЕНАДЦАТЬ (из которых четверо были рыбари, двое, Матфей и Иаков, – мытари и один предатель) ПОСЛАЛ ИИСУС на проповедь Своего Евангелия. Он избрал не богатых и знатных, не ученых, а самых простых людей, с чистой душой и непорочным сердцем, способным воспринимать благодатное семя Его учения. Господь знал, что ученые книжники и законники, священники и фарисеи извратили все понятия о духовном и неспособны сделаться провозвестниками Его Божественного откровения. Впоследствии Господь призвал и из ученых одного – великого апостола Павла.

Теперь же Он вверяет Свою истину благовестия не премудрым и разумным, а младенцам, по простоте их верующего сердца. Мало-помалу они возвышались духом, совершенствовались, забывали свою личность; Он один наполнял все их существо, их мысли, их сердца. И это постепенно преобразовывало, перерождало всю их духовную природу, пока, наконец, сошествием на них Святаго Духа в день Пятидесятницы, после вознесения Господня, они совсем не стали новыми людьми. Только один Иуда Искариот омрачает своим именем этот светлый сонм Христовых апостолов. Он был человеком крайне себялюбивым и корыстным. Имея самые грубые, чувственные понятия о Царстве Мессии, он только потому и последовал за Христом, что мечтал получить высокое место в Его земном царстве. Господь, конечно, видел его злую природу, но избрал его в число двенадцати, чтобы он, пребывая около самого Источника всякого добра, получил возможность исправиться и обновиться. Злополучный ученик не захотел воспользоваться этой близостью и показал собой скорбный пример того, что и Бог не спасает грешника насильно, если сам грешник не пожелает всем сердцем себе спасения. Но вернемся к Евангельскому повествованию. Настало время на опыте познакомить апостолов с обязанностями и трудностями их служения; пока и проповедь их должна ограничиться немногим, – не более, как возвещением того, что приблизилось Царствие Божие, с чего начали свою проповедь и Иоанн Предтеча и Сам Иисус Христос. И вот, посылая их на проповедь, приготовляя в лице их не только проповедников Евангелия для всей вселенной, но и великих подвижников благочестия, Господь дает им самые подробные наставления: И ЗАПОВЕДАЛ ИМ, ГОВОРЯ: НА ПУТЬ К ЯЗЫЧНИКАМ теперь пока НЕ ХОДИТЕ, даже и не касайтесь того пути, который ведет к язычникам, чтобы Иудеи не стали обвинять вас, будто сходитесь в образе мыслей с нечистыми и отверженными, по их понятиям, язычниками, И В ГОРОД САМАРЯНСКИЙ НЕ ВХОДИТЕ, иначе станут говорить, что вы сделались участниками в злочестии и лукавстве Самарян. Израилю принадлежит преимущество первого призвания в Царство Христово. Этот Израиль был некогда Божиим стадом, как написано в псалмах: «Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа» ( Пс. 79:2 ); но теперь блуждает в неведении истинного пути ко спасению; А ИДИТЕ НАИПАЧЕ, прежде всего, прежде, чем идти к язычникам и Самарянам, идите К этим ПОГИБШИМ ОВЦАМ ДОМА ИЗРАИЛЕВА. «Не подумайте, будто за то, что они Меня поносят и называют беснующимся, Я питаю к ним ненависть и отвращение; напротив, Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю вам ходить к другим народам; к ним посылаю вас учителями и врачами».

Самарян Господь ставит рядом с язычниками потому, что они только жили в Палестине, а по происхождению были Вавилоняне и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Они были врагами Иудеев; поэтому, хотя обращать их было удобнее, потому что они были расположеннее к вере, но Иисус Христос посылает апостолов к упорным Иудеям, заграждая их уста, чтобы после, как говорит святитель Иоанн Златоуст, не стали жаловаться, что апостолы вошли к необрезанным Вавилонянам. ХОДЯ ЖЕ, ПРОПОВЕДУЙТЕ, ЧТО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. «Видишь, – восклицает святитель Златоуст, – величие служения? видишь достоинство апостолов? Им не велено говорить ни о чем чувственном, о чем говорил Моисей и прежде бывшие пророки; но повелевается говорить о предметах новых и необычайных. Те проповедовали о земных благах, а эти проповедуют о Царстве Небесном. Но не этим только апостолы превосходят пророков, а и послушанием. Они не отказываются, не уклоняются от повелений, как поступали древние; но слыша и об опасностях, и о войнах, и о несносных бедствиях, с совершенной покорностью принимают повеления. Слышишь о темницах, о смертных приговорах, о гонениях от единоплеменников, о всеобщей ненависти? Все это, по словам Его, вскоре они должны были испытать на себе. Он посылает их проповедниками и раздаятелями благ для других, а самим возвещает и предрекает несносные бедствия. А чтобы их проповедь удобнее располагала к себе, Он говорит: БОЛЬНЫХ ИСЦЕЛЯЙТЕ, ПРОКАЖЕННЫХ ОЧИЩАЙТЕ, МЕРТВЫХ ВОСКРЕШАЙТЕ, БЕСОВ ИЗГОНЯЙТЕ; ДАРОМ ПОЛУЧИЛИ, ДАРОМ ДАВАЙТЕ. «Заметь, – говорит Златоуст, – как Он заботится о нравах их, показывая им, что чудеса без доброй нравственности ничего не значат. Он смиряет высокоумие и предостерегает от сребролюбия. Дабы не подумали, что производимые ими чудеса суть плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: даром получили. Вы ничего своего не даете тем, которые принимают от вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды; это Моя благодать. Так и им давайте, ибо нельзя найти цены, достойной этих даров. Как Сам Я ничем от людей не пользуюсь за Мои благодеяния, так действуйте и вы. Как Бог ничего не требует от людей, так и вы совершайте свое служение Богу». Объясняя те же слова Господа, святитель Филарет говорит: «В основание святого безкорыстия облагодатствованных людей Он полагает чистейшее безкорыстие Божие в раздаянии благодати. Как получили вы благодать апостольства и дар чудотворения? Приобрели ли вашими подвигами? Заслужили ли вашими добродетелями? Нет! Добродетели сынов Адамовых никогда не могут покрыть грехов их, кольми паче заслужить награду Божественную.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 10:8

Свт. Иоанн Златоуст

больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте

Затем, чтобы их проповедь удобнее могла расположить к вере, говорит: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Заметь, как Он заботится о правах их: не меньше, чем о чудесах, показывая им, что чудеса без доброй нравственности ничего не значат; говоря: даром получили, даром давайте, – Он смиряет их высокоумие и предостерегает от сребролюбия.

И чтобы не подумали, что производимые ими чудеса плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: даром получили, даром давайте. Вы ничего своего не даете тем, которые принимают вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это Моя благодать. Так и другим давайте, потому что нельзя найти цены, достойной этих даров.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте

К апостолам переходит вся сила власти Господа, и человек, созданный в Адаме по образу и подобию Божиему, приобретает теперь совершенный образ и подобие во Христе и наделяется силами ничуть не меньшими, чем у его Господа; и кто прежде был земным, теперь стал небесным. Они будут проповедовать, что приблизилось Царство Небесное, то есть образ и подобие Божие теперь даруются вместе с истиной, так что все святые, которые названы небесными жителями, будут теперь царствовать с Господом. Они будут заботиться о недугующих, воскрешать умерших, исцелять прокаженных, изгонять демонов; и благодаря причастию силе Господа они искоренят все беды, которые принесло в тело Адама подстрекательство сатаны. И, наконец, Христос повелевает им давать даром то, что они получили даром, чтобы, согласно пророчеству книги Бытия, они достигли подобия Божия. Итак, следует даром раздавать тот дар, который получен даром.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Максим Исповедник

больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте

Кто по благодати Божией становится причастником [духовных] благ, должен охотно делиться ими с другими. Ибо [Господь] говорит Даром получили, даром давайте. Кто же зарывает дар свой в землю, обвиняя господина в жестокости (Мф. 25:24), своей плотской скупостью отвергает от себя добродетель. А кто предает Истину врагам, позднее уличается в славолюбии и, не перенеся позора, удавливается (Мф. 27:5).

Главы о богословии.

Прав. Иоанн Кронштадтский

больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте

Больных исцеляйте… и прочее. В этих словах апостолам виден Бог во плоти, Творец всего, Которому довольно сказать, чтобы было известное дело или известный предмет – чтобы на самом деле осуществилось это. Может ли так говорить [обыкновенный] человек? Пусть бы ты сказал мне: болящих исцеляй, а я бы тебе сказал: дай средства, например лекарства, совет, который бы я мог передать больному к его пользе, и пр. Сам я не в силах, не могу: как я восстановлю порядок в теле больного, когда я не знаю хорошо, что за беспорядок произошел у него в членах и как помочь из беспорядка возникнуть порядку? Как послушается меня эта дивная машина? Как бы мне не испортить ее, неопытному? Так бы я сказал тебе. А здесь этого нет. Сказано – никто не говорит ни слова: знают, что так и будет. А если бы ты сказал мне: мертвых воскрешай, я счел бы тебя помешавшимся в уме и не счел бы нужным долго говорить с тобою. Я сказал бы тебе только, что один Бог силен есть воздвигнути нас из мертвых, а люди без чрезвычайного дара Божия не могут этого сделать; а когда бы ты сказал: бесы изгоняйте, я сказал бы тебе: разве ты сильнее бесов, так как для того, чтобы изгнать их, непременно надобно быть сильнее их. Но как они – духи бесплотные, хотя и духи тьмы и были некогда Ангелами, сильными крепостию, то, без сомнения, они сильнее тебя, плотяного. Если же ты пересиливаешь их, то или с тобою Бог, или ты – Сам Бог. Но мне известно, что это говорит Бог, и я не нахожу ничего странного в этих словах. Богу свойственно так проявлять Себя.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте

Блж. Феофилакт Болгарский

больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте

Ничто так не приличествует учителю, как смирение и нестяжательность. Поэтому эти две добродетели показывают здесь, когда говорит: «даром получили, даром давайте». Не превозноситесь, имея такие блага и раздавая их, потому что вы получили их даром и по благодати. Но при смиренномудрии будьте и нестяжательны: «даром, – говорит, – давайте». Исторгая же совершенно корень всех зол, говорит: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:9-10).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

болящыя изцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите

Сообщил им дар исцелений, чтобы те, которые не убеждаются проповедью, убеждались, по крайней мере, чудесами; вместе с тем и их самих делает этим более усердными к проповеди. А чтобы они не гордились, совершая столь великое, и не требовали вещественного вознаграждения, заранее укрепляет их, говоря: даром вы получили от Меня этот дар исцелений, без всякого труда с вашей стороны, даром же сообщайте их людям, не требуя от них ничего для поддержания своей жизни. Возвышая в них нестяжательность, повелевает им не брать даже ничего для путешествия, Он говорит: не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших (Мф. 10:9).

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте

Лопухин А.П.

больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте

(Лк. 9:2). По словам Иеронима Иисус Христос дал апостолам власть исцелять больных, очищать прокаженных и изгонять бесов, с целью доказать величие обетования величием чудес. Слова: “даром получили” и проч. относятся, конечно, к чудесам, а не к учению (Мейер). Чудеса должны были служить подтверждением данной апостолам власти. Но если бы они не совершались даром, то это было бы плохое подтверждение. Никакое другое выражение, как кажется, не отличается такими признаками достоверности и подлинности, как именно это простое выражение. Оно не могло быть сказано никем, кроме Самого Спасителя.

Толковая Библия.

Троицкие листки

больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте

А чтобы их проповедь удобнее располагала к себе, Он говорит: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. «Заметь, – говорит Златоуст, – как Он заботится о нравах их, показывая им, что чудеса без доброй нравственности ничего не значат. Он смиряет высокоумие и предостерегает от сребролюбия. Дабы не подумали, что производимые ими чудеса суть плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: даром получили. Вы ничего своего не даете тем, которые принимают от вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды; это Моя благодать. Так и им давайте, ибо нельзя найти цены, достойной этих даров. Как Сам Я ничем от людей не пользуюсь за Мои благодеяния, так действуйте и вы. Как Бог ничего не требует от людей, так и вы совершайте свое служение Богу». Объясняя те же слова Господа, святитель Филарет говорит: «В основание святого безкорыстия облагодатствованных людей Он полагает чистейшее безкорыстие Божие в раздаянии благодати. Как получили вы благодать апостольства и дар чудотворения? Приобрели ли вашими подвигами? Заслужили ли вашими добродетелями? Нет! Добродетели сынов Адамовых никогда не могут покрыть грехов их, кольми паче заслужить награду Божественную.

Благодать Божия столь безценна, что высочайшие и совершеннейшие твари не имеют ничего достойного, чтобы воздать за малейший из даров ее. Потому и нарицается она благодатию, что дается единственно по благости Божией. Если так вы ее получили, то так и употребляйте. Воздайте ее Раздаятелю хотя бы тем одним, чтобы преподавать ее другим правильно, по Его замыслу. Не назначайте на земле цены тому, что на Небесах цены не имеет. Не повредите чистейшего дара нечистотой вашего своекорыстия. «Даром получили, даром давайте». С какой заботливостью Спаситель предостерегает Своих апостолов от двух наиболее опасных страстей: от тщеславия и любостяжания! К этим страстям наиболее склонно грехолюбивое сердце человеческое. Когда Он говорит апостолам: «даром получили», Он исторгает из их сердца корень тщеславия: если все даром получили, чем же тщеславиться? Когда же говорит: «даром давайте», то учит щедрости, учит тому, что нет у человека ни единого блага, которое он мог бы назвать своим: все – от Бога, все – Божие; мы – только приставники Божии, рабы, которым Небесный Домовладыка вверяет свои таланты для приумножения, и вверяет даром, по единой неизреченной благости Своей. «А потому можно и к каждому из нас обратить слово Господа: «даром получили» многое, «даром давайте» хотя бы немногое, что можете. Старайтесь не быть своекорыстны в делах ваших, чтобы всеблагий Бог умножил вам Свою безкорыстную благодать. Не все для своей выгоды или чести, не все для награды: делайте что-нибудь доброе для самого добра, для любви к ближнему, для исполнения воли Божией, – о, если бы и все мы делали единственно для этого!», – говорит святитель Филарет.

Троицкие листки. №801-1050.

Источник

От Матфея святое благовествование, глава 10 Матфея, гл 10

И, призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

Вот имена двенадцати апостолов: первый – Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон, кананит, и Иуда Искариот, который и предал Его.

Этих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: «На путь к язычникам не ходите и в город самарийский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева.

Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте – даром получили, даром давайте.

Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

В какой бы город или селение ни вошли вы, выведайте, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: „Мир дому этому“.

И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших.

Истинно говорю вам: отраднее будет земле содомской и гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков. Итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей; ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня – для свидетельства перед ними и язычниками.

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий.

Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего.

Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне.

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего.

У вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Итак, всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю – не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

И враги человеку – домашние его.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня.

Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто принимает вас – принимает Меня, а кто принимает Меня – принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника.

И кто напоит одного из малых этих только чашей холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».

Источник

Слово Патриарха

Неделя 34-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

что даром получено то даром и уйдет. Смотреть фото что даром получено то даром и уйдет. Смотреть картинку что даром получено то даром и уйдет. Картинка про что даром получено то даром и уйдет. Фото что даром получено то даром и уйдет

Благодать

Благодать свидетельствует о том, что Иисус был действительно Христос Спаситель, что Он был не просто великий человек, но воплотившийся Бог, потому что только Бог есть источник и податель благодати, и через Господа и Спасителя Божественная сила прикоснулась к роду человеческому.

Сила дается нам для того, чтобы мы были сильнее. Но было бы большой ошибкой считать, что благодать Божия дает нам силы для решения всех проблем. Если б это было так, то благодать превратилась бы просто в инструмент достижения тех или иных наших человеческих целей, иногда даже греховных. Как нередко мы просим у Бога помощи, даже не зная, имеем ли мы право об этом просить! Ведь чаще всего эти просьбы касаются наших земных целей и ценностей. Мы просим Господа: помоги, сделай, споспешествуй, и Господь слышит наши молитвы, но не всегда. А когда Он не слышит, некоторые, удивляясь, говорят: «Где же Бог, и почему Он мне не помог?» Но просили, может быть, о том, о чем Бога просить нельзя, ведь Господь пришел в мир не для того чтобы исполнять наши желания, но Он дает Свою благодать, чтобы мы оставили нечестие и мирские похоти и жили целомудренно, благочестиво и праведно.

Благодать дается нам только для достижения тех целей, которые связаны не с сиюминутными проблемами, не с решением вопросов и задач, которые не имеют никакого отношения к спасению нашей души. Благодать дается только тогда, когда наши человеческие мечты и задачи, которые мы перед собой ставим, так или иначе связаны с нашим духовным состоянием, а значит, с жизнью вечной.

Даром получили – даром отдавайте

Слово Божие говорит нам: «Даром получите – даром отдавайте» (см.: Мф. 10: 8). Разве мы заработали Божию благодать? Разве мы являемся источниками этой благодати или причиной того, что благодать явлена в нашем мире и в нашей жизни? Вовсе нет: она нам дается даром в момент крещения, в момент миропомазания, в момент причащения Святых Христовых Таин –через нашу искреннюю молитву.

Благодать нам дается даром – а что же мы? Что мы должны отдавать даром? То, что мы получили даром. А ведь мы получили и благодать, и таланты, и возможности, и способности. Мы их от Бога получили. Конечно, в развитии способностей, талантов, если они действительно привели к большим и видимым целям и результатам, – и наш труд. Мы чему-то учимся, мы преодолеваем трудности, мы работаем, мы достигаем целей – но способности-то от Бога!

Вот почему мы никогда не должны гордиться нашими способностями. И талант никогда не должен быть причиной тщеславия и честолюбия – иначе это грех. Даром тебе Господь дал талант – отдавай его людям, делись с другими своими способностями и возможностями, и тогда Господь будет давать тебе всё больше и больше.

Это знает каждый, кто в своей жизни отдавал людям свое время, свои силы, свои способности, свои материальные возможности. Как иногда трудно расстаться с теми же деньгами, чтобы кому-то помочь! Но те, кто это делает, знают: в результате такого даяния никто не становился беднее, и есть множество свидетельств о том, что помощь, которую мы оказываем другим, возвращается к нам сторицей. И это происходит неслучайно, потому что если мы делимся с людьми тем, что Бог нам дал, то Господь, Который никогда не бывает у нас в долгу, нам возвращает сторицею всё, что мы отдали другим.

Из проповеди после Литургии
в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы
19 января 2016 года, в праздник Крещения Господня

Никогда не забывайте призыва Господа

Сегодняшнее Евангельское чтение – Мф. 28: 16–20 – на утрене, такое краткое и хорошо известное, которым завершается Евангелие от Матфея, повествует о словах Спасителя, сказанных Им перед Вознесением. «Идите, – обратился Он к ученикам, – научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё то, чему Я научил вас».

Эти слова обращены были к апостолам, а через них к их преемникам – епископам, священникам. Но по сути они обращены к каждому человеку. Если мы хотим иметь действительно светлое, радостное, мирное будущее, если мы хотим видеть наш народ духовно сильным и преуспевающим, нам всем нужно еще очень многое сделать для того, чтобы люди крестились и исполняли Божий закон.

Поэтому мое первое слово обращается, конечно, к духовенству, которое здесь трудится. Никогда не забывайте об этой заповеди, делайте всё для того, чтобы люди приходили, принимали крещение, становились православными христианами.

Но мой призыв я обращаю и к мирянам, потому что очень часто там, в миру, каждый из вас соприкасается с теми, кто еще не узнал Христа, кто по каким-то причинам не может переступить порог храма. Иногда ваш голос оказывается более убедителен, чем голос священника, который отделен от этих людей или целым рядом предрассудков, или иной культурой, или каким-то иным образом. Не всегда просто невоцерковленному человеку вступить в контакт со священником, а вот с себе подобным – очень легко. По опыту знаю, как наши миряне иногда оказывают огромное, судьбоносное влияние на своих коллег, сослуживцев, друзей, знакомых. Никогда не забывайте этого призыва Господа, который обращен ко всем нам. И, наверное, за каждую спасенную душу, за каждую душу, обращенную к Богу, каждый из нас получит нечто важное и в этой жизни, и в жизни грядущего века.

Из слова после всенощного бдения
в Крестовоздвиженском соборе в Женеве (Швейцария) –
кафедральном соборе Западно-Европейской епархии РПЦЗ
23 января 2016 года,
в канун Недели 34-й по Пятидесятнице, по Богоявлении

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *