что дало название библейскому термину геенна огненная
Геенна огненная. Иерусалим.
Геенна – иудаизм и христианство считают ее символом Судного дня, для ислама – это сущий Ад, а в православии Геенна приходит на смену Аду, и считается переходом в другой мир. Геенна приобрела название от долины Еннома, которая находится на юго-западе от Иерусалима. Начинается от улицы Кинг Джордж, проходит по пустыне и уходит в Мертвое море.
В Новом завете встречается на греческом – yeevva. В Коране – это синоним Ада, и схоже со словами семитских языков. В Талмуде звучит как Gehinnam, у евреев Ge Hinnom и означает «Долина Еннома», а в Торе – это Gai Ben-Hinnom и переводится как «Долина сынов Еннома». В Библейских сказаниях название долины можно увидеть 12 раз.
Геенна Огненная значение фразеологизма
Выражение «геенна огненная» и простое «геенна» означает место, где все время горит огонь и в этом огне корчатся души умерших грешников. Так сказать, визуальное представление Ада.
Именно здесь, у подножия Иерусалима когда-то находился центр самого ярого идолопоклонства. Здесь местные жители приносили своих детей в жертву Молоху, амонейскому идолу Древнего Востока. Сюда якобы приходили еврейские пророки, чтобы бороться против идолопоклонства. После в этом месте просто сжигали мусор, жгли трупы преступников и отступников, которых нельзя было хоронить на кладбищах. Здесь постоянно горел огонь и что-то сжигали. Поэтому ущелье Гэй бен-Ином в христианской мифологии стало олицетворением Ада. «Гэй-бен-Ином» трансформировался в русском произношении в Геенн и потом все историческое место в Геенну Огненную. Начиная со II в. до н. э. Геенна стала символом загробного воздаяния за грехи.
Интересно, что в наше время скалистые обрывы этого ущелья стали местным центром любителей скалолазания. Старые кладбища и монастыри добавляют ему элемент таинственности.
Раньше эта долина никак не была связана с адом, огнем и смертью. Люди просто сжигали тут мусор и мертвых животных. Поэтому в мифологии это место стали считать наказанием и отбросами, сжигаемые огнем. Однако у Геенны есть свои интересные и необычные корни. У древнего народа в любой культуре почти каждое движение и действие считалось ритуальным и магическим. Сжигание животных было не исключением, говорят, так проводили разнообразные обряды, а людей могли сжечь и живьем.
Через геенну проводили маленьких детей, такой был обряд, связанный с огнем и человеческими жертвами. Ханаанцы отдавали в жертву своего новорожденного первенца идолу Молеху. Вообще ему всегда приносили все самое ценное. Ветхий Завет за такие деяния угрожал долине Божьей Карой и страшным проклятием, а грешники должны были обрести вечную огненную муку. Иудеи занимались животным жертвоприношением, так как человеческие жертвы в их веровании были строго запрещены.
Воздух наполнял запах человеческого мяса, а пламя огня виднелось по всей округе, что пугало местных жителей. Огонь был необходим для очищения больных и зараженных людей и животных, чтобы болезни не перешла на живых. Тело должно было быть обязательно предано земле и огню. Если этого не происходило, люди верили в большой грех и проклятья.
В Библии сказано, что долина должна иметь называние «Долина убиения», так как мест для захоронения мертвых почти не оставалось. Это отвратительное место, где обитает всякая нечисть и трупы. Там вечный огонь и горящие тела. У евреев накануне Шаббата геенна гаснет, в которой грешники искупали грехи, а душа получает свободу. После Шаббата умершие души снова попадают в геенну и предаются мукам.
В далеком прошлом Геенну Огненную разделяли между собой два еврейских племени Йеуда и Биньямин. Это разделение на сегодняшний день стало границей Израиля и Иордании. На одной стороне был расположен полис, а на другой захоронения, напоминающие склепы. Из этого можно сделать вывод, что на границе был некрополь, и вход в миры живых и мертвых. По обычаям запрещалось хоронить в стенах города, поэтому захоронения были снаружи. Так образовалось два кладбища Кидрон и Гей бен Хином.
Простой народ это место принимают за Ад, где душу ждут вечные мучения и беспощадное наказания огнем. Если верить Библии, то Ада в конце жизненного пути не существует. Ад – это предварительное заключение, после которого душа попадает в геенну огненную. Раньше геенна была похожа на свалку, где горели животные, нищие, преступники и там всегда пылал огонь. Со второго века до нашей эры долина считалась как символ загробного мира.
Геенна стала для многих литераторов, художников и музыкантов большим источником вдохновения. О ее упоминании, например, можно услышать в «Гамлете» у Шекспира. Часто долину изображали на холстах в средневековье, позже она была замечена в русской иконописи. В наши дни геенна огненная сохранилась как достопримечательность Израиля со своей страшной и незабываемой историей. Над долиной располагаются гостиницы и развлекательные центры, куда могут приехать и отдохнуть туристы, а также сходить на экскурсию в Геенну огненную.
ВЗБЕСИВШИЙСЯ РОТВЕЙЛЕР, или что такое геенна огненная
Приблизительное время чтения: 17 мин.
“Я с вечностью пребуду наравне. Входящие, оставьте упованье…” В “Божественной комедии” Данте эти слова написаны над входом в ад. А само описание ада, которое итальянский автор эпохи Возрождения дал в своей поэме, на несколько веков стало хрестоматийным для всей европейской культуры. По Данте, ад – это обширное пространство, специально оборудованное для мучения попавших туда грешников. И чем тяжелее грехи умершего человека, тем более ужасным страданиям подвергается его душа в аду после смерти.
Вообще, идея посмертного воздаяния за совершенное зло существует практически у всех народов. Несмотря на множество и разнообразие религиозных верований в нашем мире, едва ли среди них можно найти такое, которое отрицало бы мысль о наказании грешников в загробном мире. И христианская религия не является исключением из общего правила, она тоже утверждает, что совершающие грех люди будут мучиться в аду.
И вдруг этот добрый Бог обещает непокаявшимся грешникам такие загробные муки, о которых в еврейском религиозном сознании до Христа не было даже представления. В ветхозаветном понимании, души умерших людей шли в шеол, место бессознательного пребывания, страну вечного беспробудного сна. Но Христос совершенно определенно говорит: души праведников идут в Царство Божие, души грешников – в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Образ ада как – огненного наказания за грехи, места вечного мучения, геенны – появляется именно в христианском вероучении.
Как это понимать? Получается, что Христос, Который плакал от сострадания чужому горю, Который и на кресте молился о прощении Своих мучителей; Христос, не осудивший ни одного грешника (с огромным множеством которых Он общался в земной Своей жизни), вдруг резко меняет отношение к ним после их смерти? Неужели Христос любит людей, лишь пока они живы, а когда они умрут, Он из любящего и заботливого Бога превращается для них в безжалостного и неумолимого судью, более того – в палача и карателя? Конечно, можно сказать, что речь тут идет о грешниках, которые сами заслужили свое наказание. Но Христос учил своих учеников не воздавать злом за зло. Выходит, что сказано это было лишь для людей, а сам Бог за содеянное зло воздает грешникам таким жутким страданием, что страшно об этом даже думать? За несколько десятилетий грешной жизни – вечное мучение… Но почему же тогда христиане утверждают, что Бог есть – Любовь?
Такие вопросы возникают у многих. Но верующим людям проще разрешить свои недоумения. Тому, кто обращался с молитвой ко Христу и хоть раз в своей жизни ощутил ответное прикосновение Руки Божией, больше не нужны никакие объяснения. Верующий человек знает, что Бог есть Любовь уже из своего опыта общения с этим Богом. А вот для невоцерковленного человека вопрос о вечном наказании за грехи, имеющие окончание, нередко становится серьезным препятствием в понимании христианства.
Христос действительно говорил о геенне огненной. Но что такое геенна и почему она – огненная? Откуда взялось это слово и что оно означает? Не разобравшись в этом, просто невозможно правильно понять слова Христа о посмертной участи нераскаявшихся грешников.
Духовная помойка язычества
Читая Евангелие, нетрудно убедиться в том, что Христос не употреблял в своей проповеди богословские и философские термины. Говоря о Царстве Небесном с рыбаками и виноградарями, Он использовал образы, понятные и близкие простым людям, населявшим тогда Иудею. Язык Евангелия – это иносказание, притча, за которой стоит духовная реальность. И относиться к Евангельским метафорам как к прямому описанию этой реальности было бы, по меньшей мере, наивно. Читая притчу, в которой Господь уподобляет Царство Божие горчичному зерну, из которого вырастает дерево, вряд ли кто-нибудь всерьез озадачит себя проблемой – а сколько на этом дереве было веток, и какой породы птиц имел в виду Христос? Но в рассуждениях о геенне современный читатель Евангелия почему-то склонен понимать слова Христа буквально. А между тем, в Евангельские времена любой иудей знал, что такое геенна и где она находится.
Ге-Еннон по-еврейски значит – долина Енномова. Она начиналась прямо за городской стеной Иерусалима. Это было мрачное место, связанное для евреев с самыми ужасными и омерзительными воспоминаниями. Дело в том, что после заключения Завета с Богом израильский народ многократно нарушал этот Завет, уклоняясь в язычество. И долина Енномова была местом поклонения Молоху и Астарте, культы которых сопровождались противоестественными развратными оргиями с храмовой проституцией, жрецами-кастратами и человеческими жертвоприношениями. Там были сооружены тофеты (с финикийского буквально: места сожжения людей) и совершались самые отвратительные и жестокие ритуалы, которые только существовали в древнем язычестве. На раскаленные руки идола Молоха бросали младенцев, и они скатывались в огненное нутро истукана. А в капищах Астарты девы приносили ей в жертву свою невинность. Из долины Енномовой этот ужас расползался по всей Иудее. Даже в Иерусалимском храме царь Манассия установил идола Астарты. Такое беззаконие не могло продолжаться бесконечно, и пророк Иеремия, собрав вокруг себя иудейских старейшин, именно в Ге-Енноне предрек народу Израиля падение Иерусалимского царства за отступление от Бога Истинного.
В VI веке до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иудею, разрушил Иерусалим, разграбил и сжег Храм. Тогда же была навсегда утрачена величайшая святыня еврейского народа – ковчег Завета. Тысячи еврейских семей были угнаны в Вавилон. Так духовный разврат, средоточием которого была долина Енномова, кончился для иудеев эпохой Вавилонского пленения.
Когда евреи вернулись из плена на родную землю, Ге-Енна стала для них местом, вызывавшим ужас и отвращение. Сюда начали свозить мусор и нечистоты со всего Иерусалима, а для предупреждения заражения здесь постоянно поддерживался огонь. Ге-Еннон превратился в городскую свалку, на которую выбрасывали также и трупы казненных преступников.
Долина Енномова стала у евреев символом гибели язычества и разврата. Смрад и никогда не потухающий на свалке огонь царили там, откуда некогда разливалась духовная зараза, погубившая Израиль во времена Навуходоносора.
Ге-енна была для иудеев частью их быта, такой же понятной, как и сжигание плевел после обмолачивания зерна. Христос употреблял эти образы, чтобы слушающие Его люди как можно глубже прониклись мыслью о гибельности греха. Слова же о неугасающем огне и неумирающем черве – буквальная цитата последнего стиха книги пророка Исайи, также прекрасно знакомой иудеям. И там эти слова относятся не к душам умерших грешников, а к трупам врагов Божиих.
За всеми этими страшными символами, безусловно, стоит не менее страшная духовная реальность. Нам, к счастью, невозможно постичь ее до конца, поскольку полностью эта реальность открывается лишь нераскаянным грешникам после смерти. Но хотя бы отчасти понять причины адских страданий можно, ознакомившись с учением о страстях, которое было составлено Святыми Отцами Восточной Православной Церкви.
Подобным образом действует страсть – некое свойство человеческой души, которое изначально было полезным и нужным. Но, неправильно употребляемое человеком, это свойство изменилось, сделавшись для него опасным и злым врагом.
Церковь учит, что человек – удивительное существо, единственное творение, которое Бог создал по Образу и Подобию Своему, вложив в него разум и творческое начало. Но человек был создан не для блаженного безделья. Смыслом его существования должно было стать радостное сотворчество со своим Создателем. Получив от Бога власть над материальным миром, он должен был хранить и возделывать Райский сад, а впоследствии, размножаясь и наполняя лицо Земли, превратить в Рай всю Вселенную. Для этой высокой цели Бог наделил человеческую природу колоссальным творческим потенциалом, огромным количеством различных сил, свойств и способностей, употребив которые на исполнение воли Божией о себе, человек стал бы настоящим царем сотворенного мира. Но Бог создал его не подобием автомата, жестко запрограммированного на выполнение этого плана. Такое сотворчество могло быть реализовано лишь в свободном союзе взаимной любви и доверия двух личностей – Бога и человека. А где нет свободы, там не может быть и любви. Иначе говоря, человек был свободен в выборе – следовать воле любящего его Бога, или нарушить ее. И человек не устоял в этой свободе…
Так и грех извратил все свойства человеческой души. Вместо осознания себя – образом Божиим, человек приобрел самолюбование, гордыню и тщеславие, любовь превратилась в похотливость, способность восхищаться красотой и величием творения – в зависть и ненависть… Все способности, которыми Господь так щедро одарил человека, тот стал использовать вопреки их предназначению. Так в мир вошло зло, так появились страдания и болезни. Ведь болезнь – это нарушение нормального функционирования какого-либо органа. А в результате грехопадения все человеческое естество оказалось расстроенным и начало жестоко страдать от этого расстройства.
Совершая любой грех, человек нарушает волю Божию и заставляет свое естество работать не так, как оно было задумано Богом. Если же этот грех становится для человека источником удовольствия и он совершает его снова и снова, в нем происходит перерождение естественных свойств, употребленных для греховных радостей. Эти свойства выходят из-под контроля человеческой воли, становятся неуправляемыми и требуют от несчастного человека все новых и новых порций греха. И даже если потом, увидев, что это – путь к гибели, он захочет остановиться, сделать это будет очень непросто. Страсть, как взбесившийся ротвейлер, будет тащить его от греха к греху, а при попытке остановиться покажет клыки и станет безжалостно терзать свою жертву. Это действие страстей легко можно проследить в трагической судьбе наркоманов и алкоголиков. Но наивно было бы думать, будто ненависть, блуд, зависть, гнев, уныние и т.п. – менее разрушительны для человека, чем непреодолимая тяга к водке или героину. Все страсти действуют одинаково страшно, так как имеют общий источник – искалеченную грехом человеческую природу.
Огонь, страшней огня
Страдания, которые неудовлетворенная страсть причиняет человеку, очень напоминают действие огня на человеческое тело. Не случайно Святые Отцы, говоря о страстях, постоянно употребляли образы пламени, жжения, горящих углей, и т.п. Да и в нецерковной, светской культуре не нашлось лучшего определения для страстей. Тут и “воспылать страстью”, и “сжигаемый страстями”, и знаменитое лермонтовское: “…одна, но пламенная страсть”, и популярный рекламный слоган: “Зажги огонь страсти…”. Зажечь-то его легко, а вот потушить потом – невероятно трудно. Но люди почему-то очень легкомысленно относятся к этому огню, хотя все мы на собственном опыте знаем его действие. В одних он – тлеет, в других – горит, а кого-то – сжег дотла на наших глазах. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть хронику криминальных происшествий в любой газете.
…Женщина. Учительница. Из ревности облила соперницу серной кислотой.
…Другая женщина. Решив покончить с собой, выпила флакон уксусной эссенции. Ей спасли жизнь, но на всю жизнь она осталась инвалидом.
…Отец двоих детей. Директор учреждения. Очень добросовестный работник. За несколько месяцев просадил на игровых автоматах огромную сумму казенных денег. На суде сказал: “Когда я играл, я не владел собой…”.
«Хотите ли, я объясню вам примером, что говорю вам? Пусть кто-нибудь из вас придет, и я затворю его в темную келлию, и пускай он, хотя только три дня, не ест, не пьет, не спит, ни с кем не беседует, не поет псалмов, не молится и отнюдь не вспоминает о Боге, – и тогда он узнает, что будут в нем делать страсти. Однако он еще здесь находится; во сколько же более по выходе души из тела, когда она предастся страстям и останется одна с ними, потерпит тогда она, несчастная?»
Страсти сравнивают с огнем, но это не совсем правильно. Потому что страсти гораздо страшнее огня. Огонь может мучить человека лишь непродолжительное время, потом срабатывает защитная реакция организма и человек теряет сознание. Потом умирает от болевого шока.
А вот когда огонь страсти терзает человека всю жизнь, а после смерти лишь многократно усиливается…
Тем и страшен грех, что рождает в душе человека страсти, которые после смерти станут для него неугасимым адским пламенем.
“Был правдою мой Зодчий вдохновлен:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворен…
…Входящие, оставьте упованья.”
Преподобный Антоний Великий: “…Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение в грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать – солнце скрывается от лишенных зрения”.
Преподобный Исаак Сирин: “Неуместна никому такая мысль, будто грешники лишаются в геенне любви Божией. Любовь дается всем вообще. Но любовь силой своей действует двояко: она мучает грешников и веселит собою исполнивших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение: оно есть – раскаяние”.
“Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания”.
Как может мучить любовь, прекрасно показал Василий Шукшин в своем знаменитом фильме “Калина красная”. Когда “завязавший” вор под чужим именем, спрятав глаза за солнцезащитные очки, явился к своей матери, которая не видела его больше двадцати лет. Своим образом жизни он ее просто предал, обрек на нищенское существование, на голодную одинокую старость. И вот, этот сын-вор по кличке “Горе” вдруг увидал, что мать по-прежнему любит его несмотря ни на что, и что она будет безмерно рада встретить и принять его даже таким, каким он стал за десятилетия воровской и лагерной жизни… И он не нашел в себе сил открыться. Герой Шукшина, рыдающий в голос и грызущий землю на бугре под березками – одна из самых сильных сцен в нашем кинематографе. Вот он – плач и скрежет зубов!
Каково же будет грешнику, всю жизнь своими грехами предававшему Христа, после смерти увидеть и испытать всепрощающую любовь Спасителя, претерпевшего за него столько страданий…
Спасительная сила “мелочей”
О посмертной участи человека можно строить предположения и рассуждать бесконечно. Николай Бердяев прямо писал что это “…предельная тайна, не поддающаяся рационализации”. Но здесь есть очень важный момент, который не только возможно, но, наверное, просто необходимо понять любому человеку.
Бог есть – Любовь и Он не мстит грешникам. Это невозможно, так как, по слову Исаака Сирина, где любовь, там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви. Страдания грешников не результат воздаяния за злые дела. Бог любит грешников всегда – и на земле, когда они калечат себя грехами; и в геенне, когда их искалеченные души мучаются, не имея возможности удовлетворить свои страсти. Но даже любящий и всемогущий Бог не может спасти человека, который не желает этого спасения. Протоиерей Сергий Булгаков писал: адские муки происходят от нехотения истины, ставшего уже законом жизни. Человек свободен в выборе – быть с Богом, или – быть без Бога. И Господь не отнимает у него этой свободы ни в земной жизни, ни после смерти.
И всем нам очень важно вовремя понять, что смысл нашего существования не в сумме заработанных денег, не в важности сделанных изобретений, не в красоте написанных картин и не в количестве прочитанных акафистов и положенных поклонов. Смысл в том, что всякий наш поступок, слово и даже всякая мысль оставляют следы в нашей душе, изменяя ее каждое мгновение нашей недолгой, в общем-то, жизни. И что бы люди ни делали в этой жизни, любое занятие ежесекундно сводится для них к простому выбору: либо человек борется со своими страстями и становится способным воспринимать любовь Божию как высшее благо; либо эти страсти развивает, взращивает, делает их главным содержанием своей души.
И пускай мы немощны, пускай не находим в себе сил на великие нравственные подвиги. Но мы должны хотя бы обозначить наше желание бороться со страстями, хотя бы в мелочах попытаться перестать идти на поводу у своих больных наклонностей. Мы не можем тысячу ночей молиться на камне, как это делал преподобный Серафим Саровский. Но сдержаться и не наорать на жену, даже когда она этого заслуживает, мы вполне в состоянии. И уступить место старушке в метро не составит особого труда, если осознать, что ты в этот момент борешься со своей ленью и жалеешь чужую старость. Такие вещи кажутся нам мелочами, но из мелочей и состоит вся наша биография. И если мы твердо решим бороться с какой-нибудь “мелочью” – произойдет маленькое чудо. Мы увидим, как Господь, видя наше доброе намерение, поможет нам в этой борьбе. Мы увидим, как могущественна эта помощь, и как деликатно и трогательно любит нас Христос. Воюя с греховными “мелочами” мы можем научиться видеть любовь Божию к людям еще здесь, в земной нашей жизни.
Тогда и после смерти огонь Божественной любви будет для нас источником вечной радости, а не мучительным пламенем геенны.
Что такое геенна огненная?
Итак, в предыдущей части сей статьи было показано, что бесы хотя после Страшного суда и попадут в геенну, но не смогут мучать находящихся там нераскаянных грешников. Но, наоборот, бесы сами там будут мучимы, причем одно из их мучений и будет состоять в том, что они не смогут мучать грешников.
Но такое учение порождает больше вопросов, чем ответов. Если с адом все понятно, там бесы по своему человеконенавистничеству и злобе мучают людей, то кто же или что же будет вечно мучать грешников в геенне? И потом, в ад на мучения людей насильно влекут бесы, а кто же или что же влечет грешников на мучения в геенну?
Наконец, еще один очень важный вопрос из этого же списка. Господь сказал: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин.5: 22-23). Это же свидетельствуют и другие места Св.Писания. Да, собственно, об этом же говорит и евангельское описание Страшного суда (Мф.25: 31-46).
Но в другом месте Евангелия Господь, называя Себя светом, говорит иначе: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная» (Ин.12: 46-50).
Очевидно, этими словами Спаситель более подробно раскрывают то, что ранее в беседе с Никодимом Он сказал о суде Божием: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге содеяны» (Ин.3: 17-21).
Так судит Бог мир или нет?! На этот и другие важные выше поставленные вопросы постараюсь ответить в сей публикации.
Для этого первым делом уясним, что означает слово «геенна», т.е. уясним этимологию сего слова. Которое происходит от названия долины сынов Енномовых (евр. Ге-гиномъ). Здесь, еще во времена Соломона воздвигнуты были высоты и построены капища Астарте, Хамосу и Молоху (3Цар.11:7; 4Цар.23:13 ). Нечестивые иудейские цари Ахаз и Манассия совершали здесь курение идолам, и первый проводил своих сыновей через огонь (4Цар.16:3; 2Пар.28:3). Гнусный обычай приносить в жертву детей Молоху в Тофете на юго-востоке означенной долины сохранялся продолжительное время.
Впоследствии царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место (4Цар.23:10; 12,14), и с этого времени долина Енном сделалась местом свалки всяких нечистот, вывозимых из города, трупов казненных преступников, павших животных и т.п. А для уничтожения оных и происходившего, вследствие гниения их, зловония, на дне долины горел постоянный огонь. Посему-то со временем она сделалась страшною и отвратительною для Израиля, и ее стали называть геенною, геенною огненною, употребляя это слово для изображения вечных мучений грешников по смерти (ср.Мф.5:22 ).
В сугубо философском плане правильное представление о том, чем по сути являются эти «отходы» бытия, думаю, дает правильное гносеологическое, метафизическое, онтологическое и этическое понятие того, чем по сути является геенна огненная. Но это достаточно сложно, как и всякая философия. Поэтому поступим проще. Обратимся к свету Евангелия, что оно говорит об этих «отходах»?
Поэтому нераскаявшегося в этих своих грехах и страстях грешника и на Страшном суде и после него влекут в геенну не бесы, как во ад, но влекут эти самые соблазны. И он сам, сам грешник своевольно, внимая похотям своего страстного сердца, идет после Страшного суда в геенну огненную, как и Господь сказал об этом суде: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3: 19-20).
Или как сказал о сем же преподобный Исидор Пелусиот: «Не так страшны все демоны, как следование собственному сердцу, т.е. своим помыслам, а не закону Божию. Под конец человек будет плакать о том, что не познал таинства, и не нашел пути святых» (Достопамятные сказания).
Правда, в этом же месте Евангелия (Мф.13: 40) и ряде других его мест говорится, что соберут и ввергнут в геенну грешников Ангелы Божии. Но, думаю, противоречия здесь нет. Есть основания полагать, что нераскаянные грешники, действуя по своим страстям, хотя и пожелают идти в геенну ради соблазнов, в ней содержащихся, но при этом по зависти захотят захватить туда с собой и всех праведников, считая сие «справедливым».
Подобно тому, как евангельский богач, попав во ад, считал «справедливым», чтобы там вместе с ним страдал и Лазарь (ср.Лк.16: 22-25). Вот в этом, думаю, единственном смысле Ангелы Божии, ограждая праведных от несправедливого и нечестивого посягательства грешных, «помогут» последним без первых отправиться в геенну по собственному желанию.
Но что же или кто же, если не Ангелы и не бесы, будут вечно мучать грешников в геенне?! Отвечая на сей вопрос, я не собираюсь снова «огород городить», но отошлю читателя к своей статье «О наслаждениях и страданиях», опубликованной на РНЛ еще 24 марта 2015 г. В коей было показано наличие фундаментального этического закона, согласно которому на земле всякое наслаждение, соблазняющее человека, необходимо связано со страданием. Причем, чем выше первое, тем сильнее второе.
После которого в наказание падшему человеку Слово Божие и установило сей закон на земле, сказав Адаму: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт.3: 17-18).
Очевидно, говоря о том, что «проклята земля за тебя», Господь имеет в виду не только верхний слой почвы, произрастающий человеку терния и волчцы, но и данный этический закон. Согласно которому человек в поисках земных наслаждений подвержен этому же проклятию: сеет земные наслаждения в надежде получить радость, а получает плачь, страдания и горе: «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачите и возрыдаете» (Лк.6: 25).
Но почему Господь после грехопадения человека Словом Своим установил этот фундаментальный этический закон, по которому «проклята земля», произрастающая человеку скорби и страдания, вместо ожидаемых им радостей?! Согласно святоотеческому учению, Он сделал это для того, чтобы отвратить ум и сердце человека от земного, направив его к небесному.
Что очень хорошо осознавали все святые уже в самом начале своего подвига. Осознавали, что земля со всеми ее соблазнами наслаждений, это не более, чем «сень и соние», поэтому и стремились к небесному. А ведь если бы этого этического закона не было бы, если бы земля произрастала нам одни лишь радости, т.е. была бы неким подобием рая, то кто же стремился бы к настоящему, небесному раю?!
Итак, сей этический закон Словом Божиим дан для спасения человека; точнее, для понуждения его ко спасению. Чем и пользовались святые и все благочестивые православные христиане, с помощью сего закона спасения и достигая. Притом, следует сказать, что Тоже Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, говоря о сем законе, установил и пределы его действия, которые обретаются лишь в христианстве. Где же и кому Христос сказал об этом? Он сказал об этом у колодца Иаковля сластолюбивой (т.е. соблазняющейся сластями мира) до своего обращения в христианство самарянке, и сказал следующее:
«Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4: 13-14).
Что же касается жизни будущего века, то там для праведников этот этический закон полностью упразднится; для них это земное проклятие заменяется благословением. Почему Сын Человеческий и говорит им: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). И в этом Царстве уже не будет скорби и страданий, но лишь «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14: 17).
Что же касается тех нераскаянных грешников, которые по действию своих страстей эти земные соблазны наслаждений обоготворяют в своей земной жизни, делая из них идолов, то для них сей этический закон проклятой земли, порождающей страдания вместо наслаждений, никуда не исчезает и в загробной жизни. Но, наоборот, именно там (вспомним ад) действует с особой силой (ср.Лк.16: 19.22-25); причем именно в геенне его действие достигает максимума.
Так что для таких нераскаянных грешников сие земное проклятие в виде действия данного этического закона и в вечности никуда не исчезает, но становится для своего рода гееннским клеймом. Почему на Страшном суде Господь и скажет им: «Идите от Меня, ПРОКЛЯТЫЕ, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф.25: 41).
Теперь, суммируя все вышесказанное, можно ответить и на самый главный вопрос, поставленный в начале сей части: так судит Бог мир или нет?! Очевидно, согласно всему этому вышесказанному, грешника судит и обрекает на страдания не Бог, а слово Божие, как и Сам Господь сказал: «Если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин.12: 47-48).
Однако, как выше уже было сказано, дан был сей закон Богом не для мучения людей, а для их спасения, для того, чтобы отвлечь их умы и сердца от земного, направив их к небесному. Ибо «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3: 17); Сын Божий «пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин.12: 47). И праведные, как выше говорилось, действительно воспользовались этим законом для своего спасения, что ясно видно из их житий. А нераскаянным грешникам этот же закон послужил причиной временных мучений на земле и в аду, а в геенне он станет для них причиной мучений уже вечных.
Подобно сему разные люди по причине различного качества своей души по разному реагируют на тот свет Христов, о котором Он сказал: «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге содеяны» (Ин.3: 19-21).
И вина за то, что нераскаянный грешник обрекает себя на вечные мучения в геенне, в нем самом, в его злой воле, а не в Боге! Да и то сказать, ведь врата Царствия Небесного всегда отверсты, даже и после кончины мира и Страшного суда: «Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» (Откр.21: 25). Почему же грешник не захочет войти туда, выйдя из геенны с ее вечными муками?!
И лишь только покаяние, Таинство Покаяния, данное нам Христом, может спасти грешного человека от сей страшной, вечной участи!
P.S. Дотошный читатель может спросить меня: вы все это про геенну описали теоретически, а как такое может быть на самом деле?!
Да, кстати говоря, совсем недавно на РНЛ обсуждалось одно литературное произведение, которое как раз и было таким смрадным выхлопом геенны. Там даже и эта самая «печь огненная» (ср.Мф.13: 42) в самом натуральном и буквальном смысле имелась. И об этом можно кое-что сказать.
Но дело в том, что разговор о таких нечестивых предметах сам по себе может вызвать соблазн и смущение у читателей РНЛ. Я как-то один раз попытался слегка коснуться сей темы, так потом имел крупные неприятности. Поэтому сейчас лучше от этого воздержусь.