что дала практика в человеческом и профессиональном плане

Тема доклада: «Роль производственной практики в учебном процессе»

«Роль производственной практики в учебном процессе»

Преподаватель цикловой комиссии специальности 38.02.02 «Страховое дело»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого страховой рынок выходит на новый уровень развития. В этих условиях на передний план выступают вопросы подготовки будущих специалистов, которые будут занимать определенные должности в организациях, их профессиональной компетентности, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к трудовому процессу. Решить все эти вопросы в подготовке будущих специалистов можно только на основе функционирования эффективной, учитывающей все тенденции развития рынка страхования системы образования, совместно и с помощью страховых компаний, т.е. будущих мест работы наших выпускников.

Качество подготовки молодых специалистов в образовательных учреждениях находится в прямой зависимости от глубины полученных знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков, полученных в процессе производственной практики, в том числе, в страховых компаниях. Страховые компании, в свою очередь, играют одну из главных ролей в подготовке и быстрой адаптации студентов на рабочем месте.

Почему же так нужна и эффективна производственная практика? В период прохождеия практики имеет возможность ознакомиться с будущим местом работы, ощутить значимость выбранной профессии.

Производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:

обучающую, которая предполагает актуализацию, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных ситуационных задач, формировании навыков, умений;

развивающую, в результате реализации которой происходит развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативных и психологических способностей;

воспитывающую, которая формирует социально активную личность будущего специалиста, устойчивый интерес и любовь к выбранной профессии.

Моя точка зрения такова, что производственная практика является, несомненно, большим вкладом в подготовку будущих специалистов и очень эффективна в процессе их будущей адаптации на рабочем месте.

Практика на специальности «Страховое дело» разделена на 3 вида.

Учебную практику УП 05.01. Агент страховой – студенты проходят в конце второго курса по профессиональным модулям ПМ.01. и ПМ 05. в объеме 144 часов (ста сорока четырех часов).

Целью учебной практики являются: ознакомление студентов с организационной структурой, с базой практики, а также приобретение первоначального практического опыта, первичных профессиональных умений.

Производственную практику (по профилю специальности) – студенты проходят на 3 курсе после изучения профессиональных модулей ПМ 02, ПМ 03. и ПМ 04. в объеме 216 часов (двухсот шестнадцати часов).

Целью производственной практики являются: систематизация, обобщение, закрепление и углубление знаний и умений, а так же приобретение практического опыта в решении задач по определению размеров страховых тарифов и премий, страховых сумм, ущербов, систем и размеров страхового обеспечения и возмещения.

Преддипломную практику студенты проходят в конце третьего курса в объеме 144 часов(ста сорока четырех часов). Преддипломная практика играет большую роль в написании выпускной квалификационной работы, так при выходе на практику студенты получают индивидуальное задание на выполнение ВКР. Обобщают собранный материал, определяют его достаточность и достоверность для выполнения выпускной квалификационной работы с последующим оформлением отчета о практике, в соответствии с полученным индивидуальным заданием.

Таким образом, практика является закреплением теоретической базы знаний, которую в дальнейшем он будет применять на практике.

Важным этапом является выбор места прохождения практики- т.е. выбор страховой компании, которым занимается руководитель практики.

Именно он связывается со страховыми компаниями, выясняет количество мест, которые может предоставить страховая компания для прохождения практики и распределяет по ним студентов.

Вот уже несколько лет мы сотрудничаем с такими компаниями, как

Мы поддерживаем связь с такими выпускниками, следим за их судьбой, и уже они, в свою очередь, оказывают помощь новым поколениям студентов.

Преподаватели нашей специальности особое внимание уделяют документам, которые оформляют студенты по итогам практики. Такими документами, являются дневник, характеристика, график прохождения практики и отчет по практики. В дневниках студенты описывают каждый день практики, отражают конкретные задания и этапы прохождения практики, согласно тематическому плану. В отчетах студенты более подробно охарактеризовывают деятельность компании, в которой они проходили практику. Объем отчета обычно составляет 25-30 страниц. Поэтому оценки за производственную практику, как правило «хорошо» и «отлично», что является закономерным.

Заключительным и важным этапом прохождения практики является конференция по итогам производственной практики. Эта конференция проводится ежегодно на отделении «Страховое дело», где студенты совместно с руководителями готовят доклады, фотоотчеты, компьютерные презентации, демонстрируют полученные при прохождении производственной практики умения и навыки.

По итогам конференции студенты, наиболее ярко представившие итоги своей практики, награждаются дипломами.

Подводя итоги, хочется сказать, что руководитель практики играет немаловажную роль как в процессе подготовки студента к прохождению практики, так и в дальнейшем его трудоустройстве.

Наше учебное заведение готовит хороших, знающих и востребованных специалистов, о которых регулярно с положительной стороны отзывается председатель Государственной экзаменационной комиссии Цыганков Артем Анатольевич, который является директором СК «Ресо- Гарантия», где наши студенты проходят производственную практику. Об этом говорят и результаты защиты выпускных квалификационных работ.

На всем протяжении учебного процесса преподавателю необходимо поддерживать доброжелательные, доверительные взаимоотношения со студентами, так как такие отношения помогают в получении теоретических знаний и приобретении практических навыков.

Источник

Роль практики в формировании профессионального становления будущих социальных работников

что дала практика в человеческом и профессиональном плане. Смотреть фото что дала практика в человеческом и профессиональном плане. Смотреть картинку что дала практика в человеческом и профессиональном плане. Картинка про что дала практика в человеческом и профессиональном плане. Фото что дала практика в человеческом и профессиональном плане

Дата публикации: 05.03.2016 2016-03-05

Статья просмотрена: 10131 раз

Библиографическое описание:

Акутина, С. П. Роль практики в формировании профессионального становления будущих социальных работников / С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 723-725. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26663/ (дата обращения: 28.11.2021).

Роль практики в формировании профессионального становления будущих социальных работников

Акутина Светлана Петровна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

The article reveals the importance and the role of practice in professional formation and development of students’ areas of «social work» in connection with the reorientation of higher education in the formation of the person of the future expert of a new type that can be competitive in the labor markets.

Keywords: practice, a social worker, a student, professional development

Современноевысшееобразование в сложных условиях его модернизации переживает новый этап своего развития, связанный с гибкой системой подготовки кадров, предполагающий реализацию личностного образовательного маршрута будущего специалиста, компетентного в своей сфере. Современный специалист (учитель, психолог и др.) должен выступать в роли капитана корабля в многомерном информационно-образовательном пространстве. Подготовка студентов должна учитывать инновационные процессы, происходящие в системе профессионального образования: рассмотрение высшего образования как транслятора культурных ценностей в подготовке педагогических кадров. Процессы, произошедшие в ценностных ориентациях современных студентов (духовности, моральных установок, гражданской идентичности) нацеливают на изменение целевых ориентаций высшего образования, направленные на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование личности будущего специалиста. Возрастает роль субъективного фактора в подготовке специалистов, изменяется рассмотрение содержательного компонента высшего образования с позиций гуманизации и гуманитаризации, культуротворчества и культурной созидательности. Необходима принципиальная смена подходов к организации всего образовательного процесса в вузе, ориентированного на формирование личности будущего специалиста нового типа, являющегося доминирующим субъектом «кристаллизации практических социокультурных инноваций и межкультурного взаимодействия» [3].

В этой связи педагогический процесс в вузе рассматривается как целостная система организации учебного процесса, важнейшим элементом которого выступает педагогическая практика. По нашему мнению, именно практика является системообразующим элементом профессиональной подготовки будущего специалиста. Мы согласны с точкой зрения И. А. Колесниковой, утверждающей, что в условиях педагогической практики обеспечивается переход теоретических знаний в элемент практической деятельности, где осуществляется и реализуется «сущностная способность к созиданию другого» [4].

Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.

Практика как форма профессиональной подготовки студентов по направлению «социальная работа» является частью государственного образовательного стандарта. Она обеспечивает студенту социализацию в профессиональной среде и формирует у него представление о компетентном специалисте социальной работы. Именно в процессе практики все остальные методы и формы формирования профессиональных знаний, умений и владений в области управления социальной работой проверяются и наполняются смыслом. Являясь центральным звеном в системе подготовки социальных работников, практика помогает студентам глубже осознать правильность осуществления своего профессионального выбора, проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, определить профессионально важные качества будущей специальности.

Учебная программа подготовки специалиста по социальной работе предполагает ежегодное прохождение студентами различных видов практики: учебной, производственной, научно-исследовательской, преддипломной. Каждая из этих видов практик вносит ощутимую лепту в процесс профессиональной подготовки специалиста по социальной работе, постепенно формируя у студентов необходимые профессиональные компетенции, помогая им в своем становлении и развитии.

Организация практики студентов, обучающихся по направлению «социальная работа», отличается от других тем, что, во-первых, весьма широк спектр тех учреждений, где будет работать такой специалист.

Основными базами практик студентов являются государственные, муниципальные образовательные учреждения, социальные службы, учреждения здравоохранения г. Арзамаса и Нижегородской области, с которыми у университета оформлены договорные отношения. Имеющиеся базы практики студентов обеспечивают возможность прохождения практики всех студентов в соответствии с учебным планом.

По каждому виду практик преподавателями кафедры социальной работы, сервиса и туризма совместно с работодателями разработаны базовые программы, содержание которых соответствует общим целям образовательной программы, составлены методические рекомендации по написанию и защите отчетов.

Общую цель практики можно сформулировать как формирование профессиональных компетенций будущего специалиста гуманистической направленности. Исходя из цели, можно определить основные задачи практики:

В процессе прохождения практики студенты знакомятся с основными типами и видами учреждений, в которых оказывается социальная помощь клиентам в трудной ситуации жизнедеятельности: общеобразовательными учреждениями, учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детскими домами, социальными центрами), специальными (коррекционными) учреждениями для детей с особыми образовательными потребностями в развитии, ограниченными возможностями здоровья, специальными профилактическими учреждениями (детскими приёмниками и распределителями, воспитательными колониями), социальными службами (социальной помощи семье и детям, центрами для пожилых граждан и инвалидов, медико-психолого-педагогическими, реабилитационными), центрами досуга и творчества детей, физкультурно-оздоровительными и спортивными учреждениями, учреждениями летнего отдыха детей и подростков.

Практика направлена также на освоение современных технологий коллективной, групповой, индивидуальной работы с различными категориями клиентов (многодетными семьями, неполными семьями, асоциальными семьями, инвалидами, молодежью и др.); формирование у студентов творческого и научно-исследовательского подходов к профессиональной деятельности; развитие навыков анализа, обобщения, интерпретации и оценки своего профессионального опыта.

Важно отметить, что практика — это активная индивидуальная форма обучения студентов. В ходе практики у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Это, прежде всего, и отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении. Согласно учебному стандарту минимальный период практической деятельности студентов составляет две недели. От курса к курсу продолжительность практики увеличивается. Достаточно большая длительность практики, особенно на старших курсах, позволяет более грамотно подходить к организации и прохождению практики, снизить трудности, связанные с прохождением практики студентами, минимизировать напряжение, волнение у студентов в процессе прохождения практики, который может быть связан с дезадаптацией будущего специалиста в профессиональной сфере. При грамотной организации практики данная дезадаптация успешно преодолевается в достаточно короткие сроки, при этом у студентов формируется адекватная самооценка и уверенность в своем профессиональном выборе. Кроме того, длительная практика позволяет научиться самостоятельно планировать свою деятельность, дает возможность уже в процессе практики устанавливать конструктивные взаимоотношения и полезные контакты с работодателями и определить ролевую профессиональную позицию студента-практиканта, формирует ответственность за проведенную работу, позволяет студенту почувствовать себя востребованным на современном рынке труда в социальной сфере, создает благоприятные условия для написания курсовых работ и выпускных квалификационных исследований и, возможно, определиться с будущим местом работы. Практика позитивно влияет на процесс профессионального становления студентов, способствует росту эмпатии, тактичности, толерантности, выдержки, психологической устойчивости, развивает коммуникативные и организаторские способности, которые так необходимы социальному работнику.

Важным элементом в образовательном процессе по прохождению практики играет роль в индивидуальном маршруте студентов итоговая конференция. «Итоговые конференции являются рефлексивным этапом, в ходе которого дается краткая характеристика целей и задач практики (удалось ли достичь цели, каков результат, что помогало и что мешало в работе, что получилось, а что не удалось реализовать в ходе практики, какие методы, приемы педагогического взаимодействия оказались эффективными в работе с учащимися, родителями, другими субъектами; в чем состояли трудности и в чем видятся резервы по преодолению этих трудностей). Кроме того, каждая группа готовит отчетное творческое выступление, которое проходит в форме театрализованного действия — сказок, путешествий, постановок со стихами, песнями, музыкальным сопровождением. Итоговые конференции проводятся в нетрадиционной форме — с обязательными выставками стенных газет, которые отражают самые яркие события практики, с мультимедийными презентациями» [1, C. 150].

Таким образом, практическая подготовка будущих специалистов по социальной работе является важной стороной учебного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий, обеспечивающих высокое качество подготовки бакалавров социальной работы.

Источник

Что дала практика в человеческом и профессиональном плане

Библиографическая ссылка на статью:
Блинов И.Д. Учебная практика и ее значение для студента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/02/16470 (дата обращения: 28.11.2021).

Основной задачей практики является закрепление, а также применение знаний студентами. Она дает студентам следующие возможности: применять приобретенные знания, умения и навыки, демонстрировать уровень усвоения образовательной программы, «попробовать» себя в ситуациях, реально соотносимых с их будущей профессиональной деятельностью.

Важную роль в практике играет все: субъекты образования, специалисты каждой отрасли. Субъектами образования принято считать студентов и профессорско-преподавательский состав. Также представители предприятий вносят свой вклад в организацию и успешность практики. Именно от этого зависит качество проведения практики, а также получение студентами дополнительных знаний. План проведения учебной практики, установление сроков разрабатывается кафедрой вуза в соответствии с требованиями ФГОС. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией.

Целю практики является приобретение студентом первичного профессионального опыта. Для реализации цели необходимо: знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой; изучение функций подразделений предприятия; изучение нормативно-правовых документов; практическое знакомство со специальностью и её особенностями.

Учебная практика представлена следующими видами:

1) ознакомительной, которая представлена различными экскурсиями по организации;

2) предметно-методической, в которую могут входить лекции и беседы;

3) практикой по приобретению начальных профессиональных умений.

Такой вид практики, в частности, включен в образовательную программу специальности «Финансы и финансовый менеджмент», обучение которой проводится в стенах ХГУ на кафедре экономики. В учебной программе по этой специальности содержание лекций по соответствующим дисциплинам обязательно включает вопросы влияния предприятий на экономику региона. Знания, которые получают студенты на лекциях и углубляют при выполнении расчетных работ, в последующем планомерно должны закрепляться в процессе практик, как это предписано государственным образовательным стандартом.

С этой целью в учебном плане предусмотрена учебная практика длительностью две недели. Группа студентов, обучающихся по специальности «Финансы и финансовый менеджмент» направляется на предприятия в Республике Хакасия. Цель практики – выявление основных экономических проблем, связанных с производственной деятельностью предприятия. Она проводится после освоения студентами базовых экономических дисциплин: бухгалтерский учет, институциональная экономика, статистика, экономическая теория, маркетинг.

Проблемам организации подобной практики уделяется большое внимание на кафедрах экономики. То есть, уточняется и расширяется ее содержание. Например, В. Ф. Максимова считает, что главным средством достижения этой цели учебной практики становится изучение и анализ бухгалтерской отчетности организации, на примере которых рассматриваются экономические проблемы, связанные с деятельностью этих предприятий [1]. В ходе подобной практики внимание студентов, как правило, в основном обращается на финансовые проблемы предприятия, которые тесно связаны с его особенностями.

Наличие разработанных программ практики в учебном плане не свидетельствует об ее эффективности. Получение студентами навыков, значимых для будущей специальности, должно осуществляться также и в учебном процессе. То есть, при детальном изучении этого вопроса, важно исследовать этапы организации практики: этап подготовки, этап проведения практики и заключительный этап. Из них первый и третий проводятся на базе Хакасского государственного университета, а второй – на предприятии, которое определено согласно программе, возможностям кафедры и желанию студента.

До начала практики кафедра экономики проводит собрание со студентами, где вместе с заведующим кафедрой и руководителем практики обговаривается программа практики, проводится инструктаж по технике безопасности, напоминаются правила охраны труда, санитарии и пожарной безопасности, а также выдаются индивидуальные задания студентам.

С целью ознакомления со специальностью выбирается целесообразная форма организации практики. Студенты приобретают навыки работы в команде, самостоятельной работы, составления отчетности.

Студенты во время учебной экономической практики изучают бухгалтерию предприятия: отчеты, балансы, накладные, а также другие виды документов. Тем самым студентам предоставляется возможность, с одной стороны, ознакомиться с уникальными экономическими моделями. С другой стороны, знания по изученным ранее дисциплинам, закрепляются через использование такого приема «анализ». При прохождении практики студент закрепляет знания, полученные в учебном процессе. Именно эти знания используются при организации самостоятельной работы, которая состоит в подготовке и написания отчета по итогам практики.

На эффективность прохождения студентом учебной практики влияют различные факторы. Это уровень общей подготовки по специальности «Экономика» и знание материала по соответствующей дисциплине, с которым студент выходит на практику. Также, важны личностные факторы студента: ответственность, желание и стремление работать самостоятельно, умение слушать и анализировать информацию.

Также важно наличие у студента интереса к практике, желание получить знания и освоить навыки, которые предоставляет ему прохождение практики. Здесь важна роль студента как субъекта образования, так и роль руководителя практики.

Важно конкретизировать требования, которые предъявляются к студентам на практике. Студент должен выполнять целый комплекс обязанностей. Прежде всего, к ним относится входит выполнение программы практики и индивидуального задания руководителя от кафедры и предприятия. Также студент обязан вести дневник и написать отчет по итогам пройденной практики, оформив его по необходимым требованиям. Процесс составления укрепляет имеющиеся знания, являясь при этом основой для формирования профессиональной компетенции. Защита отчета проводится на кафедре по окончанию учебной практики.

В соответствии со стандартом, руководитель практики от кафедры обеспечивает ее реализацию в ряде этапов. На начальном этапе он связывается с предприятиями, заключает договора на проведение практик, оформляет приказ, проводит организационные мероприятия перед началом практики. Также руководитель уточняет календарный план выполнения и содержание программы практики. Кроме того, он разрабатывает индивидуальное задание для каждого студента. Во время практики он следит за выполнением студентами распорядка дня, оказывает им методическую помощь, отвечает за соблюдение правил техники безопасности. По завершении практики руководитель от кафедры оценивает результаты выполнения студентами индивидуальных заданий и отчет.

В условиях учебной экономической практики, роль руководителя от предприятия на этапе собственно практики сводится к следующему:

— встретить студентов во главе с руководителем от вуза и обеспечить им доступ на предприятие;

— ознакомить студентов со структурой предприятия, особенностями его деятельности, отделами, задачами, планами и мероприятиями по их выполнению;

При написании данной статьи было дано следующее обоснование: чтобы организовать и обеспечить студентам процесс прохождения практики, руководитель кафедры должен быть высококвалифицированным специалистом. В связи с количеством студентов, возрастает значение индивидуального подхода, наличие опыта работы в индивидуальном порядке.

Как справедливо отмечает З.С. Жиркова, в условиях практики проверяются качества подготовки студента в реальной ситуации [2].

Учебная практика имеет большое значение в реализации образовательной программы по специальности «Экономика». Поэтому необходимо решить следующий вопрос: какими качествами должен обладать руководитель практики от кафедры? Можно выделить профессиональные и личностные характеристики. К профессиональные характеристики должны включать компетентность, наличие опыта работы со студентами, знание самого предмета практики. Личностные характеристики подразделяются на профессионально-значимые, т.е. сотрудничество со студентами и знание психологии, и на личностные качества– это, на мой взгляд, ответственность, толерантность, а также корректность и доброжелательность. Именно это является основой успешного сотрудничества преподавателя и студента.

Проведя данное исследование, можно сказать, что на учебной практике, студент получает первичные основы для того, чтобы в будущем стать специалистом. Именно от качества и правильности программы практики зависит подготовка студента к самостоятельной творческой работе на производстве и в научных учреждениях.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *