что дает креативное мышление ученикам
Что дает креативное мышление ученикам
Практикующий социальный психолог. Знает, как пробудить в ребёнке желание творить.
Зачем вообще нужно творчество
Психологи утверждают, что творческие хобби положительно влияют на людей вне зависимости от возраста, но особенно важны для детей в познании мира. Вот несколько причин включить творчество в повседневную жизнь и развить креативность у детей.
Творчество полезно для психики. Арт-терапия успокаивает, избавляет от стресса и страха, отвлекает от негативных эмоций, снижает уровень агрессии.
Творчество помогает в учёбе. Оно разгружает мозг, помогает найти решение трудной задачи, развивает эмпатию. Всё это пригождается в школьных делах.
Творчество — способ самовыражения. Через него можно познавать мир и себя, экспериментировать, создавать что-то новое.
Как приобщить ребёнка к творчеству
Вот несколько рекомендаций, как развить креативность у ребёнка.
Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.
Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.
Совет 3. Не критикуйте творческие работы ребёнка. Французский уличный художник Тьерри Гетта утверждал: «Искусство не может быть подвергнуто критике, поскольку каждая ошибка является новым творением». Если требовать от детского творчества результатов и достижений, можно отбить тягу к креативности вообще. Поэтому творчество должно вдохновлять и окрылять, а не давить и нервировать.
Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать. Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.
Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше.
Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома — пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.
Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает YouTube, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджете (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, связать крючком.
Совет 6. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки.
Совет 7. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.
В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют.
А в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» созданы такие условия, чтобы у ребят было достаточно времени на личные творческие хобби: здесь можно учиться через интернет и в удобном темпе. Не надо тратить время на дорогу до школы и обратно — лучше порисовать, слепить что-то или сходить в любимый кружок. В «Экстернате Фоксфорда» регулярно проходят творческие онлайн-курсы, где дети могут развивать креативность и учиться самовыражению.
Особенности креативного мышления у школьников
Психологические науки
Похожие материалы
Современный мир меняется с такой скоростью, что успеть меняться вместе с ним иногда кажется непосильной задачей. Ведь жизнь богата на неожиданные проявления, и нужно быть готовым «включить мозг» по совершенно разным поводам. К тому же современное общество нуждается в активной, инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию.
Конечно, в каждой школе создаются условия для того, чтобы ученики развивали свой кругозор, эрудицию, интеллектуальные способности на уроках. Но сама жизнь ставит перед ними разнообразные задачи, решить которые школьные науки не всегда смогут помочь: как отучить любимого котенка грызть карандаши, как нестандартно украсить дом к Новому году, как собрать брату вертолет из того, что есть под рукой. Вот тогда на помощь приходит умение мыслить творчески, креативно. Поэтому стандарт второго поколения одной из задач ставит развитие творческого мышления учащихся не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Определим, что такое «мышление», «творчество» и «креативность».
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной и оригинальностью, уникальностью. Креативность — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [1].
Обратимся к природе креативности. Создание новых идей невозможно без участия в процессе мышления других психических познавательных процессов. В основе творческого мышления лежат три психических процесса. Воображение как умение создать образ, визуализировать идею. Внимание как умение видеть нестандартно привычные вещи. Память как умение вспомнить и проанализировать накопленный человеком опыт. Развивая воображение, внимание и память, человек развивает креативность и творческие способности [1].
Одним из первых ученых, изучавших креативность, стал американский психолог Джой Гилфорд. Он пришел к выводу, что креативное мышление позволяет человеку находить сразу несколько решений проблемы, что приводит к неожиданным выводам и результатам [1, 2]. И это очень хорошо, потому что креативность — важное умение для самых разных сфер жизни. В работе и учебе оно помогает видеть решения сложных задач. В общении с близкими людьми помогает лучше понимать их и находить к ним подходы. Причем, по мнению Дж. Гилфорда, стать креативным может абсолютно каждый человек. [1,2]
Американский психолог Пол Торренс выделил четыре особенности креативного мышления:
Творческое мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые выдвигаются перед людьми. Решая задачи, человек размышляет, делает выводы, творит и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству — это открытость новому опыту. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека. Кроме того, открытые к новому опыту люди характеризуются любопытством. Творческой личности присущи также следующие качества:
Для того чтобы определить, насколько креативны современные школьники, нами в декабре 2017 года было проведено исследование обучающихся 5-х классов МБОУ СОШ № 36 г. Пензы. За основу был взят тест американского психолога Пола Торренса для определения творческой активности человека «Незавершенные фигуры» [3].
Цель эксперимента: изучение степени развития креативных способностей при решении открытой задачи.
Методы исследования: тест-рисунок «Незавершенные фигуры».
Учащимся были предложены незавершенные фигуры и дан следующий инструктаж: «На этой странице нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, то у вас получатся интересные картинки или даже целые сюжеты. Постарайтесь придумать такую картинку, которой не будет ни у кого. Подпишите каждую картинку. На выполнение этого задания вам дается 20 минут».
Рисунок 1. Бланк для выполнения задания.
Результаты теста мы оценили по трем показателям:
Креативность в образовательной среде: что это такое и можно ли её развивать?
Вхождение в новый этап развития общества — информационное общество — совместно с развитием идей постмодернизма неизбежно влечёт за собой повышение значимости образования, творческого подхода к обучению и личностной креативности каждого отдельного члена общества. В связи с наблюдаемыми изменениями от учителей как никогда требуется понимание ценностей современной информационной эпохи. Поскольку креативность в XXI веке выходит на лидирующие позиции в разных областях человеческой деятельности по всему миру, то значимость творческого подхода в образовательном процессе возрастает.
Одной из целей современного образования в России, зафиксированной на уровне ФГОС, является развитие творческих способностей учеников. Учитель в таком случае попадает в очень непростую ситуацию, так как система образования ставит перед ним цель, но обнаруживает затруднения в организации условий для её реализации. В качестве иллюстрации можно привести данные одного из исследований, проведённого на территории Великобритании в 2005 году. Я заранее приношу извинения за то, что привожу данные зарубежного исследования, но аналогичных данных в отечественной науке у меня нет. В данном исследовании было продемонстрировано, что подавляющее большинство учителей согласны с тем, что креативность можно развивать в рамках школьной среды (80,6%) и что развитие креативности является необходимым условием повышения успеваемости учащихся (77,6%). Однако большинство учителей (67%) не считают, что они каким-либо образом несут ответственность за развитие творческого потенциала детей.
Данный факт можно интерпретировать по-разному. На мой взгляд, одна из причин подобных результатов кроется в том, что в связи с необходимостью развития творческих способностей учеников у учителей закономерно возникают два вопроса, на которые современные законодатели не способны дать ответы:
В настоящей мини-статье я хотел бы осветить эти два вопроса с позиции современных знаний в области психологии креативности. Я заранее хотел бы обратить внимание читателя на то, что слово «осветить» вовсе не является в данном случае метафорой. Речь действительно идёт о том, чтобы только очень поверхностно коснуться этих двух фундаментальных вопросов. Как остроумно заметил Стендаль: «Одинаково трудно удовлетворить интерес читателей, когда пишешь о предметах малоинтересных, либо представляющих слишком большой интерес». Далее я последовательно постараюсь рассмотреть оба вопроса, предлагая одну из возможных точек зрения.
1. Что такое креативность?
Креативность можно определить как способность кого-либо создавать нечто оригинальное и полезное в определённых условиях среды.
Давайте рассмотрим данное определение по частям, чтобы лучше понять, что оно означает.
2. Можно ли развивать творческие способности?
Данный вопрос нередко трансформируется в другую форму: какова роль генетических и социальных факторов в развитии креативности? Одной из научных дисциплин, которая стремится дать ответ на поставленный вопрос, является психогенетика. С современной точки зрения под психогенетикой понимают научную дисциплину, занимающуюся изучением молекулярно-генетических закономерностей, лежащих в основе формирования психологических признаков. Одним из традиционных методов психогенетики является близнецовый метод. В нескольких близнецовых исследованиях было продемонстрировано, что, хотя генетические факторы влияют на развитие определённых компонентов креативности, средовые факторы (семья, школа, учителя, общение со сверстниками и т. д.) берут верх. Таким образом, социальные факторы оказываются ведущими в развитии творческого потенциала человека.
Из этого следует, что образовательная среда как один из социальных факторов может способствовать развитию творческих способностей детей. Однако каким образом можно подойти к процессу развития творческих способностей? Каким образом можно было бы представить себе схему самого процесса? Я приведу лишь один из возможных подходов к рассмотрению данной проблемы, который был предложен американскими психологами Дж. Кауфманом и Р. Бегетто.
Концепция четырёх уровней креативности
Концепция четырёх уровней креативности может быть полезна для понимания двух аспектов: (1) этапов развития креативности в жизни каждого отдельного человека и(2) уровней креативности, которые доступны для развития в рамках школьной образовательной среды. Если учитель фокусируется на интуитивном и всеобъемлющем понимании того, что такое креативность (творчество), то задача развития творческих способностей кажется абсолютно нереалистической. Однако концепция четырёх уровней позволяет провести более дробное деление и сосредоточить внимание учителя на тех уровнях, которые действительно можно стимулировать на уровне школьного образования. О каких четырёх уровнях идёт речь? С позиции концепции Дж. Кауфмана и Р. Бегетто каждый человек может проявлять свои творческие способности на следующих уровнях:
Взгляд на развитие творческих способностей через призму концепции четырёх уровней
Каким образом выше описанная концепция может быть полезна при выстраивании собственных представлений о развитии творческих способностей и выстраивании образовательного процесса? Ниже я постараюсь представить несколько важных приложений данной концепции для образовательной среды.
Следствие 1. Развитие творческих способностей человека/ученика происходит путём продвижения по ступеням от мини-креативности к более высоким уровням креативности. Другими словами, иерархия четырёх уровней представляет собой совокупность стадий развития творческих способностей. Например,при получении поддержки и необходимой обратной связи от учителя, ученик может развить свою мини-креативность до малой креативности.
Следствие 2. В условиях образовательной среды школы наиболее реалистичным и значимым оказываются два уровня креативности: мини-креативность и малая креативность. Мини-креативность акцентирует внимание на переживании озарений (инсайтов) в понимании и построении интерпретаций изучаемого материала (базовые понятия, теории, алгоритмы решений и т. д.), что однозначно свидетельствует в пользу того, что творческая составляющая всегда присутствует в жизни школьника на протяжении всего образовательного процесса. С другой стороны, малая креативность в большинстве случаев представляет собой вершину, которую требуется достичь (зона ближайшего развития). Поэтому если конкретизировать цель, поставленную на уровне образовательного стандарта, в терминах рассмотренной концепции, то можно было бы сказать так: стимулирование мини-креативности учащихся и продвижение к уровню малой креативности.
На мой взгляд, подобный подход может дать «полезный выхлоп». Если ученики в процессе обучения имеют возможность открывать для себя что-то новое и личностно значимое (мини-креативность), то они с большей вероятностью смогут прийти к более глубокому пониманию изучаемого материала. Другими словами, он начнёт иметь для них какое-то значение. Когда процесс обучения личностно значимый, ученики в большей степени склонны быть внутренне мотивированными. Иначе говоря, ученики оказываются вовлечёнными в процесс обучения на основе собственного интереса в противовес внешней мотивации получения более высокой оценки. В нескольких исследованиях было показано, что внутренняя мотивация (т.е. интерес к деятельности самой по себе, а не по причине получения за неё какой-либо награды) напрямую связана с более высокими показателями успеваемости и креативности. Таким образом, переживание опыта творческой деятельности (мини-креативности) выступает в качестве мотиватора для последующих академических и творческих достижений.
Несмотря на то, что простого ответа на вопрос «как развивать творческие способности учащихся?» нет, нам следует помнить о том, что у каждого ребёнка есть врождённый интерес к познанию мира. Следовательно, он есть и у школьника. Задача лишь в том, как говорил древнегреческий мудрец, чтобы зажечь факел познания. Несомненно то, что переживание процесса обучения как творческой деятельности является одним из источников, способных зажечь факел познания!
«Креативное мышление учащихся в учебном процессе»
Креативное мышление учащихся в учебном процессе
МКОУ «Средняя школа №3»
городского округа город Фролово
Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Все выдающиеся педагоги обращали внимание на проблему взаимосвязи обучения детей и их умственного и нравственного развития. В отечественной и зарубежной педагогике разработаны различные теории обучения, затрагивающие проблему творческого развития школьников. Так, Я.Л. Пономарев и А.З. Рахимов являются авторами теории творческого развития учащихся, М.И. Махмутов и Л.М. Матюшкин разработали теорию проблемного обучения, где творчеству отводится значительное место в общей системе обучения. Большой вклад в педагогику внес Л.В. Занков, разработавший теорию развивающего обучения.
Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Зачастую скрытый потенциал креативности делает человека талантом в какой-то сфере деятельности. Креативность необходима человеку для развития профессиональной компетентности, работоспособности; образованности; коммуникабельности (способность к сотрудничеству, взаимодействию), и в какой-то степени даже нравственности.
Постоянное развитие креативности возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на полную самореализацию в труде, общении, познании; высоким уровнем интеллектуальных способностей, открытостью ко всему новому, гибким критическим мышлением, высокой работоспособностью человека, физической силой и энергией, уровнем психофизических возможностей. Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Поэтому на образовании лежит ответственность за то, чтобы сегодняшние дети достигали успеха не только в школе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности, уже, будучи взрослыми.
— дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,
— ищут стимулы и находят для себя проблемы,
— обладают широким восприятием, богатым воображением,
— легко и гибко меняют идеи, способы мышления,
— испытывают интерес и увлечены своими действиями.
При этом, конечно, не стоит забывать, что сделать кого-то креативным нельзя: нет возможности научиться творчеству по чьим-то рецептам. И вопросы, и действия должны быть собственными.
Вопрос о том, как воспитывать творческое отношение и способности,- трудный и сложный. Образование, направленное на развитие креативности,- это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время; оно имеет дело с личностью в целом и всем личностным развитием. Безусловно, школа должна и может создать условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающие творческое мышление и действия, а учителя должны стать образцами такого отношения и поведения, такого стиля мышления и действий, которые они должны воспитывать в школьниках. В идеале эти условия могут быть следующими:
— создание свободных условий для работы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать, не испытывая страха перед неверными решениями и ошибками;
— принятие и поощрение оригинальных идей;
— использование материала, вызывающего интерес к учебе;
— одобрение и положительная оценка исследовательского поведения, поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление;
— обеспечение условий, при которых ребенок не отделяет себя от школьной деятельности, что достигается благодаря поощрению, ответственности за работу, развитию положительной самооценки;
— приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами;
— увлеченность задачей благодаря высокой мотивации к самостоятельно выбранной теме;
— создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть;
— обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы.
На основе этих условий можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания креативности в школе.
1. Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнер, помощник, инициатор и эксперт.
2. Необходимо обеспечить условия, чтобы активные периоды сменялись расслаблением, что даст возможность учащимся размышлять над поставленным вопросом.
3. Проявлять самим и ценить юмор.
5. Поощрять стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
6. Организовывать ситуации, требующие творческого отношения.
7. Стараться избегать вопросов, на которые предполагается однозначный ответ: «да» или «нет».
8. Позволять учащимся делать ошибки. Недаром говорят, что на ошибках учатся, поскольку они представляют собой активный поиск решения.
9. Воспитывать в учениках адекватное отношение к критике и похвалам со стороны окружения.
10. Учить школьников принимать и ценить собственное и чье-то еще творческое мышление и достигнутые результаты.
11. Поддерживать полную разработку и реализацию творческих идей учащихся. Идеи, которые остаются в голове, не имеют большой ценности: их нужно довести до сведения других.
12. Применять конструктивную критику (она должна сочетаться с личным одобрением, тогда критика воспринимается положительно и не приносит вреда)
В образовании, направленном на развитие креативности, полное признание потенциала индивидуальной личности должно быть ведущим принципом.
Таким образом, образование, направленное на развитие творчества учащихся, должно предусматривать:
— открытость всей системы, гибкость организации,
— общее творческое отношение учителей и администраторов,
— планирование и реализацию больших, длительных проектов, в которых все участники смогут принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни детей.
Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Педагогический опыт позволяет конкретизировать понятие творческая деятельность школьников. Это продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Для успешности реализации креативности целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определение соотношения различных видов творческой деятельности. Личностный подход педагога предполагает развитие креативных способностей школьников в процессе деятельности, в ходе которой учитель не ограничивает свободу выбора метода выполнения творческих заданий, поощряет разработку каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает опыт учащихся, индивидуальные психологические особенности школьников, который осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником.
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. В традиционном же обучении в основном используют задачи конвергентного типа: условия таких задач предполагают существование лишь одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений на основе использования усвоенных правил, алгоритмов, законов.
По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода. Это, по сути, замаскированные под задания реальные научные проблемы, требующие серьезного размышления.
Задания творческого характера, направленные на развитие индивидуальности учащихся, могут служить и средством диагностики. Творческие задания, включенные в текущий, промежуточный и итоговый контроль, оцениваю отдельно от других контрольно-диагностических заданий, они не влияют на общую отметку ученика по истории и обществознанию.
Составление оценочной шкалы уровня развития творческих способностей класса представляет собой задачу повышенной трудности.
1. Это связано с тем, что результат развития творческого потенциала школьников зависит от наличия этого потенциала, то есть от психических, культурных задатков учащихся. Трудно развивать то, чего, быть может, нет.
К тому же, по некоторым данным психолого-педагогических исследований, в обществе истинно творческие люди составляют не более 20%, поэтому к развитию творческого мышления учащихся можно лишь стремиться.
2. Отсутствует единство учителей в понимании сути заданий творческого характера: в школьной жизни под творчеством учащихся зачастую понимают красивое оформление кроссвордов, театральную инсценировку, поиск информации для подготовки сообщения на уроке, удачные детские рисунки и так далее. В моем понимании экспертная деятельность учителя должна быть ориентирована на оценку развития нетривиального мышления учащегося, его научно-исследовательских навыков, умений выполнять творческие задания по предмету.
Опыт работы показывает, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе заданий творческого характера. Подобные задания я предлагаю всем учащимся, а не только отличникам, потому что нет прямой связи между отличными академическими успехами и высокой креативностью. Человек может обладать высокими интеллектуальными способностями, измеряемыми по обычным тестам, и более чем скромными способностями к нестандартному мышлению. И наоборот, люди, на первый взгляд не проявляющие особых талантов, могут обладать весьма ярко выраженной способностью к озарению.
Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности предполагает использование сочетания индивидуальных и коллективных форм работы на всех этапах выполнения заданий, позволяющего обеспечить гибкий подход к индивидуальным особенностям учеников со стороны преподавателя и высокую продуктивность творческой деятельности со стороны учащихся; учитывать особенности различных организационных форм обучения, оказывающих положительное влияние на процесс развития креативных способностей учащихся в ходе выполнения творческих заданий.
Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта применения способов решения поставленной задачи. Творческие задания предполагают применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. В качестве ведущего в организации творческой деятельности учащихся выбран ситуационный метод преподавания, позволяющий использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, принимать нестандартные решения, предвидеть предполагаемые последствия, гибко подходить к достижению намеченных целей.
В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:
— умение сформулировать учебно-познавательные проблемы;
— стимулировать к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем;
— поддерживать ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям;
— создавать атмосферу творчества посредством моделирования ситуации успеха;
— стремиться к выполнению принципов гуманности и саморазвития.
В линии поведения учащегося творческий стиль проявляется в росте степени активности и самостоятельности, в адекватной самооценке собственной творческой деятельности и деятельности товарищей.
Список использованной литературы