чем троллейбус лучше электробуса

Троллейбус стал историей. Почему в Москве один электрический транспорт меняют на новый, но автобусов становится больше

В Москве закрылись последние маршруты троллейбусов, много лет курсировавших по городу — «на память» москвичам оставили всего одну линию. Теперь на место троллейбусов придут более современные электробусы — такой проект мэрия продвигает уже не первый год. Но действительно ли новый электрический транспорт лучше привычного?

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса

30 августа общественная организация Архнадзор, которая занимается защитой памятников архитектуры и исторического наследия Москвы, выпустила «некролог» московскому троллейбусу. В ночь на 25 августа старейший электрический транспорт покинул улицы города, оставили только «исторический маршрут» из трех остановок от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, где скоро должен будет открыться Музей транспорта Москвы.

В Архнадзоре уверены, что убирать с улиц «автобусы с рогами» — ошибка городских властей.

Дорого и бессмысленно

О том, что электробусы — неоправданно дорогой общественный транспорт в том виде, в котором сегодня его внедряют московские власти, «360» уже писал в феврале этого года. Основная проблема этой замены в том, что дорогостоящими электробусами (один стоит порядка 57 миллионов за штуку) заменяют уже работающие и экологически чистые троллейбусы (20 миллионов за штуку).

При этом контактная сеть для троллейбусов уже существует, дополнительные средства требуются только на ее обслуживание. В случае с электробусами строить сеть зарядных станций еще только предстоит — сейчас есть лишь несколько точек подзарядки, каждая новая тоже будет стоить денег.

Урбанист и соучредитель фонда «Городские проекты» Максим Кац уверен, что никаких рациональных причин для того, чтобы менять троллейбусы на электробусы, на самом деле нет.

На самом деле сравнивать надо троллейбус и дизельный автобус — именно на них заменяют 80% троллейбусов

О том, что московские власти поступают нелогично, избавляясь от троллейбусов, говорил и известный урбанист и профессор Пенсильванского университета Вукан Вучик еще в 2018 году, в самом начале московской истории использования электробусов.

«Нынешний план заменить четыре троллейбусных маршрута — это ошибка, потому что это не отвечает цели перехода с дизельного на электротранспорт», — писал он в своем отчете после пребывания в Москве и обследования готовящейся сети электробусов.

В Мосгортрансе на запрос «360» к моменту публикации материала не ответили.

Электробус с секретом

Одной из ключевых претензий Архнадзора к замене троллейбусов на электробусы стал пункт 9.1 технического задания в планах закупки этого вида транспорта. Там указано, что при температуре ниже нуля градусов включается «автономный дизельный отопитель» и топливный бак — на 20 часов работы. В Архнадзоре посчитали, что таким образом электробус «будет дымить, как обычный автобус».

Однако директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин объяснил «360», что на самом деле от горючки будет работать только небольшая часть электробуса — система обогрева салона.

Это не для того, чтобы он ездил, а чтобы пассажиров греть. Аккумуляторной батареи сейчас недостаточно, чтобы еще и греть. Этот дефект будет устранен с появлением более мощной батареи

При этом батареи для электробусов стоят как половина троллейбуса, а менять их, судя по подсчетам экспертов, придется раз в семь с половиной лет, хотя разработчики заявляли срок службы в 15 лет. Об этом «360» рассказывал старший редактор интернет-издания «Транспорт в России» Павел Яблоков.

В троллейбусе вопрос отопления решался без дизеля. Из-за того что этот вид транспорта заряжается постоянно — от сети, — дополнительные мощности аккумулятора для обогрева пассажиров не нужны.

Автобусы нового поколения

В мире же, по словам Блинкина, эпоха троллейбусов закончилась давно — Москва завершает ее едва ли не последней. В европейских городах, которые раньше использовали троллейбусы, сегодня либо существенно сократили количество такого транспорта, заменив его на электробусы, либо убрали вовсе, оставив одну линию в знак того, что когда-то этот транспорт служил жителям верой и правдой.

«Вот эти представления — экологически грязные автобусы и экологически чистые троллейбусы — относятся к понятиям 40-летней давности, потому что сегодня в Москве нет дизельных автобусов, ездят машины лучших экологических классов», — уверен Блинкин.

При этом Сергей Собянин заявлял о том, что закупки дизельных автобусов в Москве прекратятся только в 2021 году, тогда, по планам мэра, столица должна полностью перейти на электробусы.

По словам Блинкина, в потоке современный автобус и троллейбус имеют одинаковый вред — другим участникам движения приходится много маневрировать, тормозить и обгонять их, что создает существенное количество выбросов.

При выделенной полосе, уверен Блинкин, пускать троллейбусы нерационально, так как их вместительность меньше, чем у современного сочлененного автобуса с «гармошкой». Тем более что в ближайшем будущем на маршруты должны выйти и сочлененные электробусы.

Однако о существовании троллейбусов с «гармошкой» сторонники электробусов почему-то не говорят, так же как и о том, почему все-таки чистые электробусы заменяют абсолютно аналогичный электрический транспорт, а не автобусы, работающие на горючем.

Источник

Смерть московского троллейбуса. За что ругают собянинские электробусы

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса

В Москве окончательно отказались от использования троллейбусов, заменив их на дизельные автобусы и электробусы на батареях. Ликвидировать троллейбусную сеть начали в 2010 году, когда мэром столицы стал Сергей Собянин. В программе нового мэра по борьбе с пробками было сказано, что необходимо «ликвидировать троллейбусы в центре города». Затем троллейбусы стали ликвидировать по всей Москве.

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса

Чем хорош троллейбус

Первый троллейбусный маршрут был запущен в Москве в конце 1935 года. К началу 90-х годов троллейбусная система насчитывала 86 маршрутов, 8 парков, два ремонтных завода, почти 2000 машин и более 1000 километров линий.

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса

Троллейбусы были отличительной особенностью Москвы от других мировых столиц, где троллейбусы были не так распространены.

Как отмечают специалисты, в перерасчете на цену перевозки одного пассажира, троллейбус выгоднее автобуса для операторов, ему не нужно заезжать на заправки или заряжаться на конечных станциях.

На что заменили троллейбусы

В Москве троллейбусе решили заменить обычными автобусами и электробусами.

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробусаФото: Департамент транспорта Москвы

Однако активисты отмечают, что большинство троллейбусных маршрутов в столице заменили на дизельные автобусы «далеко не первой свежести». По данным транспортного активиста Семёна Полосова, 79% троллейбусных маршрутов (66 из 84), были заменены на автобусы. Их пустили даже на особо охраняемые природные территории, например, в Серебряный бор.

При этом мэр Москвы Сергей Собянин еще в 2019 году сообщал, что с 2021 года Москва планирует практически полностью отказаться от закупок дизельных автобусов.

Минусы электробусов

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробусаФото: Департамент транспорта Москвы

Варламов отмечает, что время, потраченное на зарядку батареи электробуса и есть его главный минус.

Фонд « Городские проекты » Ильи Варламова и Максима Каца посчитал, что на обслуживание маршрута №73 требуется 26 троллейбусов с 52 водителями или 48 электробусов с 96 водителями.

А как у них?

Многие города в Европе отказались от троллейбусов еще в середине 20 века. Однако сейчас в Берлине и Праге начинают восстанавливать троллейбусные сети. Там используют динамические электробусы или троллейбусы с аккумуляторами. Они часть маршрута едут под проводами и заряжаются в это время, а после едут на батарейках.

Такие же троллейбусы используют и Санкт-Петербурге. Динамические электробусы не требуют новой инфраструктуры, не требуют подзарядки на конечных станциях, позволяют быстро расширять сеть маршрутов и экологичнее автобусов.

Источник

Что лучше: ЭЛЕКТРОБУС, троллейбус или автобус?

Общественным транспортом пользуется большая часть населения. В основном, это различные виды автобусов. Давайте разберемся, какие они бывают и что лучше?

Они могут получать энергию с помощью контактных проводов, вы их знаете как троллейбусы, а также из топливного генератора или из аккумуляторов.

В современных электродвигателях нет трущихся деталей, что значительно повышает ресурс безотказной работы по сравнению с двигателями внутреннего сгорания.

Благодаря отсутствию шумов, вибраций и запахов, таким транспортом комфортно пользоваться.

Во время простоя в пробках, электротранспорт не тратит энергию и не выделяет вредных веществ, а при движении по спускам и торможении, преобразовывает кинетическую энергию в электрическую, тем самым экономя заряд аккумулятора.

На сегодняшний день, крупные города стараются переходить на электробусы с аккумулятором, так как они маневренные, для них не требуется контактная сеть,

которая портит вид города, а также которую необходимо обслуживать.

Московские электробусы нуждаются в подзарядке несколько раз в день, а питерские могут ездить весь день и заряжаться только ночью.

Троллейбус. Такой же экологичный, бесшумный, более дешевый, но менее быстрый и маневренный. Не может эксплуатироваться за пределами контактной сети, а при ее обледенении возникают проблемы. При отсутствии аккумулятора не может объезжать внезапно возникшие препятствия.

Но в большинстве городов еще долгое время будут доминировать обычные автобусы с ДВС. В качестве топлива они используют дизель и газ. Есть попытки сделать массовыми автобусы на водороде, но это не вопрос завтрашнего дня.

Неплохой альтернативой им являются газомоторные автобусы. Они более экологичны, имеют больший ресурс работы. Государство пытается продвигать использование именно таких автобусов, но их распространение сдерживает отсутствие большого количества газовых заправок.

Источник

Что дешевле — троллейбус или электробус?

20 августа 2018 года руководитель Дептранса Максим Ликсутов заявил: «Электробус в пятнадцатилетнем цикле дешевле троллейбуса почти на 10% за счет того, что в цену троллейбуса корректно считать и стоимость машины, и сервис, и затраты, которые мы тратим, и содержание контактной сети, которое некоторые наши критики просто не считают, убирая со счета». Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса

Для начала стоит понять, какие цифры по электробусам вообще существуют в открытом доступе и как ими может оперировать Ликсутов. В первую очередь это данные по закупкам электробусов и зарядных станций. Для примера возьмём закупку КамАЗов на 6,3 миллиарда рублей. По ней один электробус стоит около 33 миллионов рублей. В этой же закупке рассчитаны траты на обслуживание за километр пробега на 2018 год — 22,22 рубля.

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса Стоимость закупки электробуса и зарядки. Источник: сайт госзакупок

А что насчет троллейбусов? Вот, к примеру, в Петербурге успешно работают троллейбусы с автономным ходом, и это именно тот общественный транспорт, который нужен Москве, а не электробусы. По закупкам стоимость такого троллейбуса — около 20 миллионов рублей. Уже выходит разница в 13 миллионов. Стоимость обслуживания за километр пробега у троллейбуса в целом, не только у питерского, не может стоить больше 20 рублей (по данным источника из Мосгортранса), контрактов жизненного цикла на большую цену просто нет, и в среднем это около 18 рублей за километр. Даже если взять автобусный пример, который по статистике явно дороже троллейбуса, КЖЦ ЛиАЗа в 17 автобусном парке составляет 14 рублей за километр, даже с учетом включения капитального ремонта в стоимость, она не может превышать 17 рублей. И даже если взять предельно допустимые 20 рублей за километр, выходит все равно дешевле электробуса.

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса
Стоимость обслуживания электробуса. Источник: сайт госзакупок

Теперь о контактной сети, которую «критики убирают со счетов», её антонимом в нашем случае будут зарядные станции для электробусов, которые по закупке стоят почти 13 миллионов. Чтобы узнать стоимость контактной сети, возьмём недавний тендер по её реконструкции на Полянке по программе «Моя улица». Стоимость практически полного переустройства составила 8 миллионов рублей на километр.

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса

Помимо этого, нынешним троллейбусам с автономным ходом, вроде питерских, не нужны провода на протяжении всего маршрута, достаточно даже чуть меньше половины, то есть это ещё меньшие деньги. А учитывая постоянные поломки зарядных станций из-за несовершенства технологии, необходимы резервные и аварийные станции.

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса
Стоимость питерского троллейбуса с автономным ходом. Источник: сайт госзакупок

По информации наших источников из Мосгортранса, на обслуживание километра контактной сети тратится 5 тысяч рублей в месяц — в основном это замена мелких деталей, которые портятся из-за климата, а обслуживание зарядной станции стоит 44,6 тысяч рублей на километр в месяц. Опять же, для стабильной работы маршрута 73, на обслуживание контактной сети нужно тратить 1,44 миллионов рублей в год, а на обслуживание зарядных станций — 18,2 миллиона рублей в год. Конечно же троллейбусная инфраструктура гораздо дешевле, причем мы не учитываем стоимость монтажа зарядных станций, так как этих данных попросту нет. Можно возразить, ведь нужно подсчитать стоимость подстанции, которая должна питать провода. Но дело в том, что подстанции питают не только контактную сеть троллейбусов, но и зарядные станции электробусов, поэтому ее стоимость не имеет значения для сопоставления. Аргумент о дороговизне сети отпадает.

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса
Стоимость обслуживания зарядки. Источник: сайт госзакупок

Как известно, электробус работает не только на электричестве. Внутри есть дизельная печка для отопления. Примерный её расход топлива — 3.5-4 литра в час, то есть за 15-16 часов работы электробус превращается в эквивалент малолитражной машины и почти половины автобуса. Это дополнительные траты и на заправку и на само топливо. И даже не будем упоминать об обещанном «экологичном виде транспорта».

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса

Основная часть расходов в любом предприятии — заработная плата персонала. Согласно ответу Мосгортранса на публичных слушаниях, на 73 маршруте планируется выпуск 34 электробусов вместо 22 троллейбусов, чтобы сократить интервал ожидания между ними — электробусам требуется время на подзарядку. Это не только большие траты за счет использования большего количества машин, но и гораздо большие траты на заработную плату водителям. Даже если действительно предположить что электробус дешевле на 10%, все эти подсчеты рассыпаются только лишь из увеличения количества машин на 12 единиц и большего фонда заработной платы. Водителям, безусловно, хорошо, по сути, им платят за простой во время ожидания зарядки, но разве это эффективное расходование средств?

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса

Все это цифры, перейдем к практике. А она показывает, что такая нерабочая технология в перспективе может потребовать еще больше денег на ремонт и доработку. Ни одного ГОСТа на зарядные станции не существует, как их будут согласовывать непонятно. Мосгортранс ссылается на то, что это новая технология и никаких требований к ней нет, но это не так. Существуют ГОСТы на электроустановки, поэтому ситуация складывается так, что установленные станции по сути нелегальны. И так как на них нет никакой сертификационной информации, узнать, сколько энергии они потребляют, нельзя. Но, судя по тому, как они нагреваются и ломаются, не выдерживая напряжения — потребляют больше, чем могут. Установлены они максимально странно — практически на проезжей части, если выпадет снег и поедет снегоуборочная машина, то она либо снесет станцию или завалит снегом, что затруднит зарядку электробуса, или просто повредит ее. Помимо этого, по информации специалистов по укладке кабеля, стоящие сейчас зарядные станции в Бибирево запитаны от проводов троллейбуса, так как кабель там не прокладывался, а на ВДНХ во время прокладки кабеля все залило водой, несколько машин занимались откачиванием воды, но не смогли выкачать всю воду. По сути, кабель частично находится в воде. В любой момент это может привести к аварии и очередным тратам на ремонт.

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса

Точно так же в песок закапывают деньги, которые были потрачены на реконструкцию контактной сети и на этих маршрутах позже решили запустить электробус. Например, как на троллейбусном 76-ом маршруте. В 2016 году там была проведена замена опор и проводов, теперь же там планируется запустить электробус. По программе реконструкции вылетных магистралей была реконструирована троллейбусная инфраструктура Щелковского шоссе, но маршрут 83 тоже собираются менять на электробус. Деньги потрачены впустую. И таких участков достаточно много, какая уж тут экономия?

чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть фото чем троллейбус лучше электробуса. Смотреть картинку чем троллейбус лучше электробуса. Картинка про чем троллейбус лучше электробуса. Фото чем троллейбус лучше электробуса

По сути, мы имеем неиспытанную, сырую и неэффективную технологию электробуса, расчеты по которой велись непонятно каким образом. Откуда берутся 10% дешевизны по сравнению с троллейбусом — сказать трудно, все разбивается об цифры самого же Мосгортранса. Более того, нынешний троллейбус можно сделать еще дешевле и не потерять в эффективности. Например, если брать недорогие опоры для контактной сети, не использовать дорогие ребристые изоляторы, когда во всем мире уже давно и эффективно используют древесину и необходимости в дорогих изоляторах нет. Замена мелких деталей у нас происходит очень часто, из-за того, что Мосгортранс закупает уже самые дешевые детали, в то время как в Европе используются более дорогие детали, которые не требуют постоянного ремонта, но у нас все выходит гораздо дороже. И все это ведет к тому, что власти продолжают уничтожать троллейбус, и не стесняются подгонять под свои цели все цифры, делая все, чтобы троллейбус стал в глазах общественности неэффективным.

Нравится такой формат? Помогайте, напишем еще.

Источник

Что не так с электробусами?

Вы наверняка слышали, что прямо перед выборами мэрия Москвы запустила на некоторые маршруты электробусы. Город закупил уже 200 электробусов, 100 от «КамАЗа» и 100 от «Группы ГАЗ» (на базе «ЛиАЗа»). Ближе к зиме пройдёт третий конкурс на закупку ещё 100 штук. Стоимость одного электробуса составила в среднем 33 миллиона рублей. До 2021 года власти собираются закупать ежегодно 300 электробусов, а с 2021-го – 800 единиц этой техники в год.

На своём официальном портале и в комментариях для СМИ правительство Москвы рассказывает о плюсах электробусов и минусах троллейбусов, которые те вроде как призваны заменить. Но не всё так однозначно.

Московские власти с помпой объявили о запуске в городе электробусов вместо троллейбусов на маршруте 73, однако запуск провалился: машины постоянно ломаются, высаживают пассажиров и уходят в парк или уезжают на тягаче.

Что говорят эксперты

Эксперты предупреждали задолго до запуска: технологии электробусов с подзарядками на конечных станциях ещё недостаточно развиты, чтобы запускать на них загруженные городские маршруты. Даже в случае успешной работы простои у такого транспорта такие огромные, что использовать его невозможно.

Сообщают, что подвижной состав очень сложный и сейчас устраняются «детские болезни».

А что в других странах?

99% существующих электробусов ездят в Китае. Там настолько озабочены экологией, что полностью субсидируют городам закупку такого транспорта вместо дизельных автобусов. Однако даже в Китае по такой технологии, как в Москве, электробусы практически не работают.

В других странах, таких как Норвегия, Швеция и Англия, ведётся опытная эксплуатация небольших парков электробусов. Технологии недостаточно развиты, пока не рационально использовать электробусы: слишком дорого и сложно. Все ждут прорыва в деле исследования батарей. Сегодня ни в одной стране не практикуется массовое использование электробусов, тем более в странах с холодным климатом.

Но ведь электробус – это будущее! Посмотрите на «Теслу»!

Электробусы существуют с 1906 года, и с тех пор примерно раз в 20 лет происходит попытка перейти на них. Это один из самых старых видов транспорта. Главная проблема электробуса – батарея слишком тяжёлая и слишком долго заряжается. С середины 60-х ожидается, что уже вот-вот изобретут лёгкую и компактную батарею, но этого не происходит.

Личный автомобиль – это совсем другое дело. Он едет 40 минут, потом стоит много часов, потом ещё раз едет 40 минут и везёт максимум 1-5 человек.

Электробус же (как троллейбус или автобус) должен ездить 12-15 часов без перерывов и перевозить 70-120 человек. Поэтому с «Теслой» нельзя сравнивать.

А что если всё наладят, и электробус поедет?

Всё равно будет плохо. Сейчас по плану электробус едет 40 минут, а потом стоит и заряжается 30 минут. При таком расписании, чтобы обслужить 73-й маршрут, понадобится 48 электробусов вместо текущих 26 троллейбусов.

Если сейчас 26 троллейбусов ездят по маршруту, то в случае замены, даже если ничего не будет ломаться, 26 электробусов будут ездить по маршруту, а ещё 22 будут стоять на конечных и заряжаться. Это просто безумие. И места займёт много, и стоит дорого, и не имеет никаких преимуществ.

Что же делать Москве?

Москве нужно использовать электробусы с зарядкой на ходу, как делают в Петербурге. Такие электробусы не простаивают на конечных, у них нет слишком тяжелой батареи, но часть маршрута, до 50%, они могут проходить без проводов.

«Городские Проекты» сделали карту, по которой видно, какие маршруты автобусов можно было бы заменить на такие электробусы. 1294 автобуса можно было бы сделать электрическими:

Потребуются небольшие доработки контактной сети, но по сравнению с новой инфраструктурой зарядок на остановках это намного дешевле и проще.

Рациональный план перехода на электробусы в Москве такой:

А почему так не делают?

Этому нет объяснения. Возможно, дело в том, что Собянин считает зарядку от проводов «несовременным» способом получения энергии.

Но ведь провода портят вид!

Современные троллейбусные провода практически незаметны, выглядят красиво и символизируют заботу города об экологии и здоровье горожан. Отказываться от проводов и дышать выхлопами от дизельных автобусов глупо. Вот пример современной контактной сети в Москве:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *