чем тем вид придаточного
2.3.1. Придаточные сравнительные
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.
2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем. тем и др.
Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:
Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).
Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.
Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели :
В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов).
Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский).
Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.
3. Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).
С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).
Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).
2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.
Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.
Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.
► Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:
2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
Придаточные сравнительные
Придаточные сравнительные
Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные, следствия и присоедини тельные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных — невозможность, как правило, задать вопрос от главного предложения к придаточному.
1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [слетались хлопья со двора к оконной раме] (К. Пастернак] (как), [‘].
2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют], (словно кто их вымыл и лак на них навёл) (И. Тургенев) — [ ], (словно).
3) [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы) (А. Пушкин) — [ ], (как будто).
1) (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нра вимся мы ей] (А. Пушкин) — (чем), [тем].
2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) (М. Горький) — [сравн.степ.нар.], (чем).
Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения. Например:
[Существование его заключено в эту тесную программу], (как яйцо в скорлупу) (А. Чехов) — [ ], (как).
О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого — в скорлупу.
Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.
Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам
Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по партнерским отношениям к Вам в офис
или приехать к нам в офис по адресу:
РФ, г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, стр. 1, этаж 3
помещение № IV
Переводчикам и редакторам предлагаем заполнить анкету
Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам
Придаточные сравнительные
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.
2.Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложениюсоюзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем. тем и др.
Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:
Ветеррвалшинельтак [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).
Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.
Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели:
В твоём сознании заключено гораздобольшемыслей, чувств и поэтической силы,чемты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из домуболее, нежелидолжен был ожидать (Пушкин); Чемна мост нам идти, поищемлучшеброду (Крылов).
Вместо формы сравнительной степени употребляются также местоимения иной, другой, местоимённое наречие иначе:
Конечно, Крым оказался совсемдругим, чемя о нём думал (Паустовский).
Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.
Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем. тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением:
Чемменьше женщину мы любим,темлегче нравимся мы ей (Пушкин).
3.Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
1. Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).
2. С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).
3. Чемближе подходит дневная съемка к концу,тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).
Обратите внимание!
1) Как уже отмечалось, придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени. К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как?. В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего – указательное слово так. Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном – союзом.
2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.
Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) – опущено сказуемое ходят.
Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.
Ср.: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу.
Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.
Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную (М. Горький).
3) Средства связи чем, чем. тем в сравнительных придаточных являются союзами, а не союзными словами (это не местоимения в творительном падеже!).
Придаточные места
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?
2.Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами: где, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.
3.Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения.
1. Нет величиятам [где?], где нет правды (Л. Толстой).
[ указ. слово], (где – союз. слово).
2. [Куда?] Куда иголка,тудаи нитка (пословица).
(куда – союз. слово), [указ. слово ].
3. Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).
[ указ. слово], (откуда – союз. слово).
Обратите внимание!
1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова.
2) Эти союзные слова (где, куда, откуда) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.
Ср.: Он едеттуда [куда?], гденикто не бывал – придаточное места; Он приехалв тот город[какой?], гденикогда не бывал – придаточное определительное; Яне знаю [чего?], гдебуду ночевать – придаточное изъяснительное.
Придаточные времени
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
2.Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами:когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.
Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде и др.; вторая часть составного союза (как) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
1. [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Ивановичотошёл душой (Копяева).
(после того как – союз), [ ].
2. И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны, он снова и снова возвращается к ним (Чуковский).
3.Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
1. [Когда?] Когда я был моложе, я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).
2. Песни, сказки, былины будут читать [до каких пор?], пока будет русский народ (Л. Толстой).
Обратите внимание!
Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном.
Ср.: [Когда?] Когданетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) – придаточное времени; когда – союз; Подошёлмомент [какой?], когданадо прощаться – придаточное определительное; когда – союзное слово.
Придаточные причины
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?
2.Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами: так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др.
Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством причины: из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.; вторая часть составного союза (что) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
3.Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
1. В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому чтов русскую жизнь вошло множество иностранных понятий (Белинский).
2. [Почему?] Оттого чтовыпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругомстало светло, как в операционной (Полевой).
3. Бомбы падают в воду, в песок, в болотопотому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайдар).
4. Вследствие того [почему?], что перестали по его приказу посылать ребятниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине (Л. Толстой).
Союз так как полностью входит в состав придаточного и не может разбиваться на две части – указательное слово в главном предложении и простой союз в придаточном. |
Придаточные цели
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?
2.Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы и др.
Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
3.Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
1. Для того [с какой целью?], чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлитьтечение своей души (Солоухин).
2. Он употребил свое красноречие [с какой целью?], дабы отвратить Акулину от её намерения(Пушкин).
3. Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета [с какой целью?], с тем чтобык утру подтянуть резервы (Шолохов).
Придаточные условия
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?
2.Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами: если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.
В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если. то; если. так; раз. так; как. так и др.
В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:
Разуж вы согласились,такуж нельзя вам отказываться (Даль).
3.Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением.
1. [При каком условии?] Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).
2. [При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин).
3. Не на пользу книги читать [при каком условии?], когдатолько вершки с них хватать(пословица).
4. [При каком условии?] Как душа черна,так имылом не смоешь (пословица).
Придаточные сравнительные предложения. Примеры
Придаточное сравнительное предложение — это зависимая часть, в которой сопоставляется явление, описанное в главном предложении, со сходным в чем-либо предметом.
Узнаем, что такое придаточное предложение сравнения, выявим его особенности. Научимся отличать придаточное сравнительное предложение от сравнительного оборота.
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
В составе сложноподчиненных предложений по смыслу различают обстоятельственные придаточные части. Среди обстоятельственных придаточных предложений укажем сравнительную придаточную часть. В таких сложных предложениях осуществляется сравнение, сопоставление явлений действительности на основе ассоциативных связей со сходным в чем-либо предметом, действием и пр.
Наступила тёмная ночь, словно бархатное чёрное покрывало опустилось на весь мир.
В этом предложении наступившая ночь с помощью придаточного предложения сравнения уподобляется бархатному покрывалу, которое опустилось на весь мир.
Придаточная часть сравнения, как правило, характеризует всё главное предложение. Этот тип придаточных предложений присоединяется к главной части с помощью сравнительных подчинительных союзов:
Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы (А. Пушкин).
Мы не спеша шли по лесу, оглядываясь и осматриваясь, точно впервые пришли сюда.
Подобно тому как первый луч солнца заиграл на окне, свет фар автомобиля озарил тёмный дом.
Придаточное сравнения и сравнительный оборот
Придаточные предложения сравнения могут находиться на любом месте по отношению к главной части. Особенностью сложного предложения с придаточным сравнения является то, что зависимая часть часто представляет собой неполное предложение с пропущенным сказуемым, которое легко восстанавливается из главной части. Это можно определить по наличию в придаточном предложении сравнения состава пропущенного сказуемого — дополнения или обстоятельства. По этим синтаксическим приметам научимся отличать неполное придаточное сравнения с союзом «как» от обычного сравнительного оборота, в котором нет грамматической основы.
Например, сравним предложения:
Сорт растений надо выбирать, как людей в экспедицию (К. Паустовский)
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела (А. Пушкин)
Во втором предложении имеется несомненно сравнительный оборот с сравнительным союзом «как» (луна как пятно), а вот состав первого предложения заставит задуматься: сравнение это или сравнительная придаточная часть? Выберем ответ, что первое предложение является сложноподчиненным с придаточным сравнения, так как во второй его части пропущен глагол-сказуемое «выбирают» и имеется налицо состав сказуемого:
Прочтем примеры предложений из художественной литературы и определим неполные придаточные предложения сравнения.
Видеоурок
Примеры предложений
Исчезло счастье юных лет, как на лугах ваш лёгкий след (А. Пушкин).
И он своей огромною рукой схватил мою руку сверху, как хищная птица хватает добычу (В. Гаршин).
Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы (Лев Толстой).
Корабли заблудились в густом тумане и шли, держась берега, как слепой держится за стенку.
Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла (А. Чехов).
Толпа подхватила её, как подхватывает широкий, бурный ручей маленькую щепку, и понесла, понесла неизвестно куда по течению (В. Осеева).
На мысу, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов (К. Паустовский).
Прибрежные кусты склоняются над самой водой, точно хотят погладить её, но она не даётся и бежит всё дальше (В. Инбер).
Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то вдаль верхушками (Л. Леонов).
А небо все чернело, будто чугунная стена росла из-под земли (К. Паустовский).
Шлюпку швыряло, как пробку в водопаде (К. Паустовский).
Сквозь эту скважину просвечивало пламя свечи, проникавшей на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало (Борис Пастернак. Доктор Живаго).