чем тем вид придаточного

2.3.1. Придаточные сравнительные

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем. тем и др.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели :

В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов).

Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский).

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.

3. Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).

С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).

Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).

2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.

Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.

Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.

Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Источник

Придаточные сравнительные

Придаточные сравнительные

Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные, следствия и присоедини тельные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных — не­возможность, как правило, задать вопрос от главного пред­ложения к придаточному.

1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [сле­тались хлопья со двора к оконной раме] (К. Пастернак] (как), [‘].

2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют], (словно кто их вымыл и лак на них навёл) (И. Тургенев) — [ ], (словно).

3) [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы) (А. Пушкин) — [ ], (как будто).

1) (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нра­ вимся мы ей] (А. Пушкин) — (чем), [тем].

2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) (М. Горький) — [сравн.степ.нар.], (чем).

Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуе­мым главного предложения. Например:

[Существование его заключено в эту тесную програм­му], (как яйцо в скорлупу) (А. Чехов) — [ ], (как).

О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого — в скорлупу.

Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.

Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по партнерским отношениям к Вам в офис

или приехать к нам в офис по адресу:

РФ, г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, стр. 1, этаж 3
помещение № IV

Переводчикам и редакторам предлагаем заполнить анкету

Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

Источник

Придаточные сравнительные

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2.Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложениюсоюзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем. тем и др.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Ветеррвалшинельтак [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели:

В твоём сознании заключено гораздобольшемыслей, чувств и поэтической силы,чемты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из домуболее, нежелидолжен был ожидать (Пушкин); Чемна мост нам идти, поищемлучшеброду (Крылов).

Вместо формы сравнительной степени употребляются также местоимения иной, другой, местоимённое наречие иначе:

Конечно, Крым оказался совсемдругим, чемя о нём думал (Паустовский).

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем. тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением:

Чемменьше женщину мы любим,темлегче нравимся мы ей (Пушкин).

3.Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

1. Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).

2. С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).

3. Чемближе подходит дневная съемка к концу,тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).

Обратите внимание!

1) Как уже отмечалось, придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени. К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как?. В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего – указательное слово так. Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном – союзом.

2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.

Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) – опущено сказуемое ходят.

Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.

Ср.: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу.

Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.

Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную (М. Горький).

3) Средства связи чем, чем. тем в сравнительных придаточных являются союзами, а не союзными словами (это не местоимения в творительном падеже!).

Придаточные места

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

2.Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами: где, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.

3.Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения.

1. Нет величиятам [где?], где нет правды (Л. Толстой).

[ указ. слово], (где – союз. слово).

2. [Куда?] Куда иголка,тудаи нитка (пословица).

(куда – союз. слово), [указ. слово ].

3. Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).

[ указ. слово], (откуда – союз. слово).

Обратите внимание!

1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова.

2) Эти союзные слова (где, куда, откуда) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.

Ср.: Он едеттуда [куда?], гденикто не бывал – придаточное места; Он приехалв тот город[какой?], гденикогда не бывал – придаточное определительное; Яне знаю [чего?], гдебуду ночевать – придаточное изъяснительное.

Придаточные времени

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

2.Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами:когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.

Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде и др.; вторая часть составного союза (как) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

1. [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Ивановичотошёл душой (Копяева).

(после того как – союз), [ ].

2. И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны, он снова и снова возвращается к ним (Чуковский).

3.Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

1. [Когда?] Когда я был моложе, я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).

2. Песни, сказки, былины будут читать [до каких пор?], пока будет русский народ (Л. Толстой).

Обратите внимание!

Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном.

Ср.: [Когда?] Когданетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) – придаточное времени; когда – союз; Подошёлмомент [какой?], когданадо прощаться – придаточное определительное; когда – союзное слово.

Придаточные причины

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?

2.Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами: так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др.

Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством причины: из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.; вторая часть составного союза (что) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

3.Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

1. В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому чтов русскую жизнь вошло множество иностранных понятий (Белинский).

2. [Почему?] Оттого чтовыпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругомстало светло, как в операционной (Полевой).

3. Бомбы падают в воду, в песок, в болотопотому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайдар).

4. Вследствие того [почему?], что перестали по его приказу посылать ребятниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине (Л. Толстой).

Союз так как полностью входит в состав придаточного и не может разбиваться на две части – указательное слово в главном предложении и простой союз в придаточном.

Придаточные цели

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

2.Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы и др.

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

3.Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

1. Для того [с какой целью?], чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлитьтечение своей души (Солоухин).

2. Он употребил свое красноречие [с какой целью?], дабы отвратить Акулину от её намерения(Пушкин).

3. Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета [с какой целью?], с тем чтобык утру подтянуть резервы (Шолохов).

Придаточные условия

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?

2.Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами: если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.

В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если. то; если. так; раз. так; как. так и др.

В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:

Разуж вы согласились,такуж нельзя вам отказываться (Даль).

3.Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением.

1. [При каком условии?] Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).

2. [При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин).

3. Не на пользу книги читать [при каком условии?], когдатолько вершки с них хватать(пословица).

4. [При каком условии?] Как душа черна,так имылом не смоешь (пословица).

Источник

Придаточные сравнительные предложения. Примеры

Придаточное срав­ни­тель­ное пред­ло­же­ние — это зави­си­мая часть, в кото­рой сопо­став­ля­ет­ся явле­ние, опи­сан­ное в глав­ном пред­ло­же­нии, со сход­ным в чем-либо предметом.

Узнаем, что такое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние срав­не­ния, выявим его осо­бен­но­сти. Научимся отли­чать при­да­точ­ное срав­ни­тель­ное пред­ло­же­ние от срав­ни­тель­но­го оборота.

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний по смыс­лу раз­ли­ча­ют обсто­я­тель­ствен­ные при­да­точ­ные части. Среди обсто­я­тель­ствен­ных при­да­точ­ных пред­ло­же­ний ука­жем срав­ни­тель­ную при­да­точ­ную часть. В таких слож­ных пред­ло­же­ни­ях осу­ществ­ля­ет­ся срав­не­ние, сопо­став­ле­ние явле­ний дей­стви­тель­но­сти на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей со сход­ным в чем-либо пред­ме­том, дей­стви­ем и пр.

Наступила тём­ная ночь, слов­но бар­хат­ное чёр­ное покры­ва­ло опу­сти­лось на весь мир.

В этом пред­ло­же­нии насту­пив­шая ночь с помо­щью при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния срав­не­ния упо­доб­ля­ет­ся бар­хат­но­му покры­ва­лу, кото­рое опу­сти­лось на весь мир.

чем тем вид придаточного. Смотреть фото чем тем вид придаточного. Смотреть картинку чем тем вид придаточного. Картинка про чем тем вид придаточного. Фото чем тем вид придаточного

Придаточная часть срав­не­ния, как пра­ви­ло, харак­те­ри­зу­ет всё глав­ное пред­ло­же­ние. Этот тип при­да­точ­ных пред­ло­же­ний при­со­еди­ня­ет­ся к глав­ной части с помо­щью срав­ни­тель­ных под­чи­ни­тель­ных союзов:

Мы втро­ем нача­ли бесе­до­вать, как буд­то век были зна­ко­мы (А. Пушкин).

Мы не спе­ша шли по лесу, огля­ды­ва­ясь и осмат­ри­ва­ясь, точ­но впер­вые при­шли сюда.

Подобно тому как пер­вый луч солн­ца заиг­рал на окне, свет фар авто­мо­би­ля оза­рил тём­ный дом.

Придаточное сравнения и сравнительный оборот

Придаточные пред­ло­же­ния срав­не­ния могут нахо­дить­ся на любом месте по отно­ше­нию к глав­ной части. Особенностью слож­но­го пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным срав­не­ния явля­ет­ся то, что зави­си­мая часть часто пред­став­ля­ет собой непол­ное пред­ло­же­ние с про­пу­щен­ным ска­зу­е­мым, кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из глав­ной части. Это мож­но опре­де­лить по нали­чию в при­да­точ­ном пред­ло­же­нии срав­не­ния соста­ва про­пу­щен­но­го ска­зу­е­мо­го — допол­не­ния или обсто­я­тель­ства. По этим син­так­си­че­ским при­ме­там научим­ся отли­чать непол­ное при­да­точ­ное срав­не­ния с сою­зом «как» от обыч­но­го срав­ни­тель­но­го обо­ро­та, в кото­ром нет грам­ма­ти­че­ской основы.

Например, срав­ним предложения:

Сорт рас­те­ний надо выби­рать, как людей в экс­пе­ди­цию (К. Паустовский)

Луна, как блед­ное пят­но, сквозь тучи мрач­ные жел­те­ла (А. Пушкин)

Во вто­ром пред­ло­же­нии име­ет­ся несо­мнен­но срав­ни­тель­ный обо­рот с срав­ни­тель­ным сою­зом «как» (луна как пят­но), а вот состав пер­во­го пред­ло­же­ния заста­вит заду­мать­ся: срав­не­ние это или срав­ни­тель­ная при­да­точ­ная часть? Выберем ответ, что пер­вое пред­ло­же­ние явля­ет­ся слож­но­под­чи­нен­ным с при­да­точ­ным срав­не­ния, так как во вто­рой его части про­пу­щен глагол-сказуемое «выби­ра­ют» и име­ет­ся нали­цо состав сказуемого:

Прочтем при­ме­ры пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры и опре­де­лим непол­ные при­да­точ­ные пред­ло­же­ния сравнения.

Видеоурок

Примеры предложений

Исчезло сча­стье юных лет, как на лугах ваш лёг­кий след (А. Пушкин).

И он сво­ей огром­ною рукой схва­тил мою руку свер­ху, как хищ­ная пти­ца хва­та­ет добы­чу (В. Гаршин).

Князь Василий гово­рил все­гда лени­во, как актер гово­рит роль ста­рой пье­сы (Лев Толстой).

Корабли заблу­ди­лись в густом тумане и шли, дер­жась бере­га, как сле­пой дер­жит­ся за стенку.

Налево, как буд­то кто чирк­нул по небу спич­кой, мельк­ну­ла блед­ная, фос­фо­ри­че­ская полос­ка и потух­ла (А. Чехов).

Толпа под­хва­ти­ла её, как под­хва­ты­ва­ет широ­кий, бур­ный ручей малень­кую щеп­ку, и понес­ла, понес­ла неиз­вест­но куда по тече­нию (В. Осеева).

На мысу, над морем, белел песок, как буд­то чай­ки сели отдох­нуть сре­ди куд­ря­вой зеле­ни садов (К. Паустовский).

Прибрежные кусты скло­ня­ют­ся над самой водой, точ­но хотят погла­дить её, но она не даёт­ся и бежит всё даль­ше (В. Инбер).

Лес сто­ит мол­ча, непо­движ­но, слов­но всмат­ри­ва­ет­ся куда-то вдаль вер­хуш­ка­ми (Л. Леонов).

А небо все чер­не­ло, буд­то чугун­ная сте­на рос­ла из-под зем­ли (К. Паустовский).

Шлюпку швы­ря­ло, как проб­ку в водо­па­де (К. Паустовский).

Сквозь эту сква­жи­ну про­све­чи­ва­ло пла­мя све­чи, про­ни­кав­шей на ули­цу почти с созна­тель­но­стью взгля­да, точ­но пла­мя под­смат­ри­ва­ло за еду­щи­ми и кого-то под­жи­да­ло (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *