чем смазывать подшипники скольжения вентилятора
Смазка мотора вентилятора отопителя
Многие знают, какие душераздирающие звуки издаёт моторчик печки, когда в нём высыхает смазка. Доводить до этого состояния нельзя! «Визг» моторчика – это свидетельство износа втулок подшипников, которые работали без смазки.
Моторы вентилятора отопителя имеют подшипники скольжения в виде бронзовых втулок. Почему не шариковые подшипники? Да очень просто: подшипники скольжения в отличие от шариковых – обеспечивают плавность и бесшумность работы мотора. Кто сталкивался с компьютерными вентиляторами – знает это. По этой же причине подшипники скольжения применяют в элементах лентопротяжных механизмов магнитофонов, приводах проигрывателей виниловых пластинок, бытовых вентиляторов и т.п.
Недостаток таких подшипников – они не рассчитаны на высокую нагрузку, впрочем, в перечисленных мною местах их применения нагрузка на вал минимальна. Ну и второе, они не удерживают запас смазки, поэтому их необходимо регулярно смазывать, иначе они быстро выйдут из строя. Этим мы и займёмся.
В последнее время стал замечать, что после запуска двигателя, когда климат-контроль включает вентилятор отопителя на минимальную скорость, стало слышно едва заметное «жужжание». Это признак того, что нужно срочно принимать меры…
Мотор вентилятора отопителя Subaru расположен под торпедой за бардачком. Снимается он очень просто: достаточно залезть снизу, отсоединить разъём от двигателя, скинуть гофрированную трубку и открутить 3 самореза:
Вынимаем его из корпуса отопителя и несём на стол.
Первое, что нужно сделать, снять крыльчатку с вала мотора. Сначала снимается хомут. Сама крыльчатка сидит плотно на валу – раскачивая её из стороны в сторону, помогая отвёрткой она, наконец, поддаётся и снимается.
Пыли внутри немало, поэтому самое время отмыть крыльчатку. Я отмыл с помощью жёсткой кисти – выглядит, как новая!
Далее, отвернув два самореза под ней, снимите верхнюю крышку мотора.
Остаётся, вытащить мотор из корпуса. Для этого с обратной стороны крышки нужно отвернуть два винта.
Просто так вытащить мотор не получается: ухватиться не за что, кажется, что он сидит мёртво. Я вместо штатных винтов вкрутил длинные винты с резьбой M4, и уперевшись ими в стол, надавил на крышку и она «поползла» вниз.
Меня сразу удивило, что там стоит обычный коллекторный электродвигатель – я надеялся там увидеть трёхфазный безколекторный мотор… Второе, что я увидел – это капиллярная система смазки (фетр, пропитанный маслом), которую я помню ещё с детства: встречал не раз такую систему в моторах магнитофонов и бытовых вентиляторов. Ну и отлично: старые проверенные технологии!
Верхний подшипник закрыт крышкой – снимаем её. Снимается без труда.
Видим с обеих сторон вала бронзовые втулки, окружённые фетровым кольцом. Фетр уже сухой, но следов износа ещё нет. Вовремя! Проверяем люфт вала мотора. Поперечный люфт не должен ощущаться. Продольный около 0,3 – 0,4 мм. Его можно отрегулировать нижней пружинной шайбой.
Для смазки я использовал моторное масло (0W-40), налитое в маленькую маслёнку. Сначала капните масло непосредственно в зазор между шайбами и втулками. Повращайте вал и удивитесь, насколько легче стал вращаться ротор! После чего поставьте мотор вертикально и накапайте масло на фетр равномерно со всех сторон. Когда масло впитается, снова закапайте. И так до тех пор, пока оно не перестанет впитываться. Излишек масла вытрите. Затем переверните мотор другой стороной и проделайте со вторым подшипником аналогичные операции.
Как и чем смазать вентилятор
Вентиляторы включаются часто и работают подолгу, а обслуживаются почти никогда. Это не от недостатка времени или халатности владельца, а от того, что этот механизм так прочно вошёл в повседневную жизнь, что уже не замечается, и мало кто задумывается о том, как и чем смазать напольный вентилятор. Но, как и все механизмы, вентилятор может сломаться в самый неподходящий момент. Предотвратить это можно только своевременным уходом.
Смазка напольного бытового вентилятора
Подавляюще большинство напольных моделей устроены одинаково: лопасти крыльчатки вращаются асинхронным двигателем с редуктором. Все подвижные трущиеся части находятся в двигателе, именно в него и надо заливать смазку. Смазывать детали двигателя нужно хотя бы 1 раз в год.
Как понять, что напольный вентилятор пора смазать?
Всё это указывает на то, что масло полностью вышла из узлов вращения и сила трения не даёт мотору нормально работать.
Смазка вращающихся частей асинхронного двигателя
Перед смазкой нужно снять все навесные части и добраться до двигателя. Двигатель должен быть отключен от электросети. Сняв защитный кожух и разобрав пластиковый корпус, откроется двигатель. Перед смазкой двигатель очищается от загрязнения.
Порядок выполнения работы:
Бытовой напольный вентилятор
Некоторые смазки могут разъедать пластик, от этого прибор сломается и придётся нести в ремонт или выбрасывать его. Перед нанесением нужно читать инструкцию
Смазка подшипника асинхронного двигателя
Смазка неразборного вентилятора
Неразборные вентиляторы чаще всего можно встретить внутри системного блока компьютера или корпуса ноутбука. Они крепятся на видеокартах и кулерах, на которые наносят термопасту. Неразборным он потому и называется, что статор и первичные обмотки наглухо запечатаны в пластиковом кожухе, который привинчивается к радиатору охлаждения. Несмазанные и забитые пылью моторчики начинают сильно шуметь и раздражать владельца компьютера.
Для смазки неразборного моторчика нужно получить доступ к подшипнику. В некоторых моделях он закрыт наклейкой, а в других намертво запаян пластмассой.
Как смазать неразборный вентилятор с наклейкой
Как смазать неразборный вентилятор, запаянный пластмассой
Смазка подшипника неразборного двигателя
При сверлении мелкая пластмассовая стружка может попасть в подшипник. Если будет ощущаться, что вал немного заедает, то придётся промыть подшипник WD-40 и только потом уже закапать внутрь смазку.
Смазка вытяжного вентилятора
Вытяжные двигатели из-за недостатка смазки не только выходят из строя. В них установлены мощные двигатели и крыльчатки большого размера, поэтому неисправные вытяжной мотор начинает издавать громкие неприятные звуки. Плюс ко всему этому двигатель начинает перегреваться и клинить.
Смазка вентиляционного вытяжного вентилятора
Вытяжной вентилятор в разобранном состоянии
Смазка кухонного вытяжного вентилятора
Если смазка не помогает
Иногда смазка может не принести результата, крыльчатка по-прежнему будет крутиться с трудом. Это значит, что шарики в подшипниках исчерпали свой ресурс и начинают клинить. Здесь поможет только замена подшипников на новые. Такое случается редко, это либо очень старые модели, либо это приборы, которые хранились без предварительной консервации и от коррозии пришли в негодность.
Как и чем смазывают кулер компьютера и ноутбука?
Свойства смазочных материалов, применяемых в вентиляторах компьютерных кулеров, во многом определяют износостойкость последних. Неправильно подобранная смазка грозит шумами, вибрацией, выходом узла из строя. Чтобы этого не случилось, важно знать, чем и как смазать кулер компьютера или ноутбука.
Как выбрать смазку для кулера?
Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.
Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.
Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.
Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:
Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.
Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.
И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.
Графитовая смазка
Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:
Какое выбрать масло?
Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:
Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:
Густые смазывающие составы плохо проникают, но принудительное вдавливание в зазоры может на какое-то время (до покупки нового вентилятора) помочь запустить почти «убитое» устройство. Небольшие и микровентиляторы в ноутбуках смазывать такими составами нельзя.
Как смазать кулер?
В компьютере может быть установлено как минимум два кулера: в блоке питания и на центральном процессоре. Также системы охлаждения устанавливают на производительные видеокарты. Непосредственно воздушная среда внутри системного блока может охлаждаться одним или двумя дополнительными вентиляторами.
Обычно кулерам не требуется профилактическая смазка, достаточно бывает прочистить (продуть) вентилятор и радиатор. Но если устройство сильно вибрирует и шумит, его нужно либо срочно менять, либо смазывать. Но прежде необходимо определить проблемное устройство.
Для этого вентиляторы попеременно (кратковременно!) притормаживают пальцем в центре крыльчатки. Не следует браться за лопасти, можно поранить руку. Методом исключения вычисляют проблемный узел. Последний в этом звене — кулер блока питания, так как обычно до него невозможно добраться без разборки.
Вентиляторы блока питания, процессора и видеокарты, так же как и дополнительные, установленные на корпусе, конструктивно устроены и разбираются одинаково. Различия могут быть в вариантах крепления и габаритах.
В некоторых случаях вентилятор не нужно снимать с радиатора или откручивать от корпуса. Обычно такое возможно, когда устройство гонит поток воздуха от радиатора или корпуса, а не на них. Если же наблюдается обратная ситуация, для того, чтобы снять узел, придётся обратиться к описанию конкретного компонента.
Как правило, на радиаторах центрального процессора и видеокарты вентилятор крепится на специальных защёлках. В блоке питания и на корпусе охлаждающее устройство прикручено винтами. Чтобы добраться до кулера в блоке питания, последний придётся снять и разобрать.
Чтобы добраться до подшипника, осторожно отклеиваем наклейку (круглая, расположена со стороны выхода проводов). Старайтесь не повредить её и не испортить липкий слой клея.
Дополнительно устройства снабжены резиновой или пластиковой заглушкой, что существенно облегчает процесс. Пробку нужно аккуратно поддеть острым шилом и вынуть.
Непосредственно крыльчатку вентилятора держит маленькая плоская разрезная шайба из пластика. Её нужно снять, воспользовавшись шилом и отвёрткой. Нужно быть предельно осторожным — данный элемент крепежа очень хрупкий. Теперь, чтобы извлечь крыльчатку, снимите резиновое кольцо с вала.
Перед смазыванием требуется убрать с поверхностей узла грязь и старую смазку. Для этого применяют чистый спирт или специальные очистители. Для данных целей не следует использовать ацетон и другие средства с агрессивными составами. Они могут повредить пластиковые и резиновые элементы вентилятора и нанести вред электронным компонентам двигателя.
После полного испарения очистителя поставьте крыльчатку на место и нанесите небольшое количество смазки (буквально каплю с иглы). Покрутите элемент за лопасти, чтобы масло распределилось. Крыльчатка должна свободно вращаться по инерции. После манипуляций закрепите кольцо и шайбу.
Протрите очистителем верхнюю часть крыльчатки и приклейте наклейку. Если последняя не держится, воспользуйтесь скотчем.
Смотрите видео, где домашний мастер показывает, как смазать кулер и рассказывает чем лучше это сделать:
Как часто нужно смазывать вентилятор компьютера?
Изначально в подшипниках кулеров заложено достаточное количество заводской смазки, она конструктивно защищена от воздействия негативных факторов извне и не требует профилактических мероприятий по замене или добавлению смазывающего состава. Однако тяжёлые условия эксплуатации, особенно непрерывная работа и высокий температурный режим снижают гарантийный срок действия смазки.
По этой причине обработку элементов вентиляторов в компьютерах и ноутбуках проводят по факту, когда появляются шумы или вибрации, генерируемые кулером. Однако, зачастую проблема решается заменой устройства на новое.
Наиболее подходящими для смазывания подшипников вентиляторов ПК являются синтетические машинные масла, например, автомобильное или состав для смазки швейных машин. Не стоит для этих целей использовать густые смазки, средства с обильным содержанием графита и агрессивные составы типа WD-40. Смазывать кулеры животным жиром или растительным маслом категорически противопоказано.
О смазке подшипников вентиляторов систем охлаждения
При эксплуатации вычислительного оборудования одним из важных условий обеспечения его надежной работы является хорошее охлаждение. Самым главным компонентом, отвечающим за отвод тепла от греющихся компонентов, является система охлаждения. Она требует периодического обслуживания, во время которого производится очистка от грязи и, при необходимости, смазка подшипников.
Частично этот вопрос рассматривался в статье » Ремонт и профилактика механической части вентиляторов видеокарт«. В данной статье вопрос смазки подшипников рассматривается боле подробно, затрагиваются факторы, влияющие на работу подшипников, вопросы выбора смазочных материалов, способы восстановления работоспособности закрытых подшипников и другие вопросы, связанные с этой темой.
Что влияет на продолжительность работы подшипников до очередного периода обслуживания или замены?
В большинстве случаев на производительном вычислительном оборудовании устанавливаются активные узлы охлаждения, состоящие из массивного радиатора, обдуваемого вентилятором с подшипниками скольжения или качения.
Основные детали подшипника скольжения:
Подшипники скольжения имеют следующие достоинства:
В то же время они имеют и некоторые недостатки, среди которых большое трение и быстрый износ втулок подшипников при эксплуатации.
Основные детали шарикоподшипника:
Более качественные шарикоподшипники имеют наружные защитные шайбы (shields или seals):
Подшипники качения (шариковые) имеют ряд достоинств, среди которых:
В то же время они имеют и некоторые недостатки, среди которых:
Когда нужно производить смазку подшипников вентиляторов?
При круглосуточной эксплуатации охлаждаемого оборудования рано или поздно вырабатывается смазка, содержащаяся в подшипниках вентиляторов. При этом появляются посторонние шумы, вентиляторы начинают вращаться с меньшей скоростью, либо вообще останавливаются. Из-за увеличения трения в движущихся узлах происходит повышенный износ, сопровождающийся выделением мелкодисперсных металлических частиц. Это еще больше усугубляет ситуацию, разбивает втулки подшипников скольжения и деформирует шарики в подшипниках скольжения.
Основные факторы, влияющие на продолжительность работы подшипников (состояние смазки):
Для борьбы с износом и другими негативными явлениями, вызванными выработкой смазки в подшипниках вентиляторов систем охлаждения нужно периодически производить их чистку и повторную смазку. В смазке нуждаются и новые дешевые китайские подшипники, так как они ее содержат очень мало (если вообще содержат). Отсутствие смазки в таких подшипниках обычно проявляется их повышенной шумностью (стрекотом) и значительным нагревом. Повышение шума от работающей системы охлаждения, а также нарушения в работе вентиляторов, выявляемые визуально (остановка вращения лопастей) являются индикаторами, свидетельствующими о необходимости проведения профилактических работ по очистке и смазывании подшипников.
От чего зависит продолжительность работы подшипника?
Продолжительность работы подшипников на одной смазке зависит от использующегося смазочного материала, типа подшипников (качества), условий их работы (вид осевой нагрузки, крутящий момент и т.д.), а также условий, определяемых окружающей средой (температура, пыль, грязь и т.д.).
График, иллюстрирующий продолжительность работы подшипников с минеральным маслом и литиевой смазкой в зависимости от частоты вращения при температуре 70 градусов по Цельсию:
Из-за чего шарикоподшипник может выйти из строя?
Основные причины поломки шарикоподшипников:
Шарикоподшипник с загустевшей (засохшей) смазкой:
Как смазывать подшипники вентиляторов систем охлаждения?
Радиальные шарикоподшипники без защитных шайб (открытые) смазывать очень просто: достаточно просто капнуть немного смазки на шарики подшипников. После их прокручивания смазка сама распределиться по поверхности шариков и обеспечит уменьшенное трение при их работе.
Подшипники качения с шариками, закрытыми с обеих сторон защитной металлической шайбой, смазывать немного сложнее.
Высоконадежный закрытый однорядный радиальный шарикоподшипник:
Если просто капнуть на такой подшипник смазку, только небольшое ее количество пройдет в рабочую область — к шарикам. О стальная смазка, оставшаяся снаружи подшипника станет способствовать накоплению пыли на подшипнике, что ухудшит его рабочие характеристики у уменьшит продолжительность периода времени до очередного обслуживания.
Чтобы более качественно смазывать закрытые шарикоподшипники, можно снять защитные шайбы, либо производить этот процесс с помощью ультразвукового оборудования и/или специального вакуумного насоса. Чистка и смазка подшипников в ультразвуковой ванне дает очень хорошие результаты, но требует наличия соответствующего оборудования.
Так как подшипники, использующиеся в вентиляторах систем охлаждения вычислительного оборудования очень малы, то снимать их защитные шайбы не очень удобно.
В связи с этим, для качественного обслуживания подшипников качения вентиляторов желательно использовать способы смазывания, обеспечивающие более глубокое проникновение смазочного материала внутрь пространства, в котором находятся шарики. Для этого нужно использовать смазки глубокого проникновения, наносить их под давлением, а также использовать нагревание смазочного материала, что увеличит активность его просачивания внутрь закрытого подшипника и улучшает смачиваемость. Кроме того, можно оставить шариковые подшипники на несколько часов в пробирке со смазкой, что обеспечит гарантированное проникновение во все его внутренние части. Если используется изначально густая смазка, перед нанесением ее можно разогреть для придания лучших проникающих свойств.
Перед смазкой подшипники обязательно нужно очищать от накопившейся грязи. Это можно делать с помощью бензина «Галоша», средства для очистки карбюратора, смазки WD-40 и других подручных материалов.
В кустарных (домашних) условиях для смазки маленьких подшипников, имеющих диаметр всего несколько миллиметров, можно использовать использованные(очищенные) шприцы для нанесения флюса/термопасты с закручивающимся защитным колпачком или немного доработанные медицинские шприцы.
Смазка небольших шарикоподшипников с помощью масленки, сделанной из шприца
Для улучшения качества смазывания закрытых шарикоподшипников малого диаметра можно использовать шприцы, в которых закрыто выходное отверстие, через которое выходит залитое в них вещество. Обычно для этих целей без какой-либо доработки можно использовать предварительно очищенные шприцы для нанесения флюса/термопасты.
Если таковые отсутствуют, можно использовать немного модернизированный медицинский шприц. В нем нужно обеспечить закрытие выходной части, в качестве которой в обычном режиме используется инъекционная медицинская игла. От пластиковой части медицинского шприца с иголкой нужно аккуратно отломать последнюю и закрыть образовавшееся выходное отверстие, например, заполнив его расплавленной пластмассой с помощью зажигалки.
В цилиндрическую тубу шприца, из которой вынут поршень вставляются очищенные от грязи подшипники, вставляется поршень, всасывается немного смазки (на 2-3 мм выше уровня подшипников) и производится вытравливание излишнего воздуха. Шприц при этом нужно держать поршнем вниз. Затем закрывается выходное отверстие шприца, он переворачивается поршнем вверх, которым затем производится сдавливание подшипников и смазки, находящихся внутри.
Какие ошибки чаще всего допускают при смазывании подшипников?
При смазке подшипников вентиляторов не следует допускать следующих ошибок:
Какие смазки лучше использовать для вентиляторов систем охлаждения?
Любой смазочный материал, добавленный в узел, в котором происходит трение из-за движения близко расположенных частей механизма, уменьшает терние, что способствует его уменьшению. Дальнейшие процессы, происходящие внутри подшипника зависят от качества самих подшипников (качество шариков, гладкость поверхности и т.д.), свойств залитой в них смазки, частоты вращения движущихся узлов и чистоты окружающего пространства.
Смазки имеют различающиеся между собой основу, состав присадок, которые влияют на их густоту, рабочий диапазон температур, долговечность, взаимодействие с другими веществами, электропроводимость и другие свойства. Чаще в сего в качестве основы смазочных материалов используют:
Базовое масло и присадки, использующиеся в смазках для подшипников:
Более жидкие смазочные материалы хорошо проникают внутрь движущихся узлов, что значительно уменьшает трение, но в то же время они быстрее вырабатывают свой ресурс. Густые смазки более долговечны, но имеют немного более высокий коэффициент трения. Самая лучшая смазка для подшипников имеет консистенцию, подобную немного разжиженному вазелину.
Неплохой вариант для смазки подшипников вентиляторов систем охлаждения — это такая смазка, которая в начальный момент имеет низкую густоту, что помогает ее проникновению в движущиеся части, а затем немного густеет (но не засыхает), что увеличивает период времени до следующих ремонтно-профилактических работ. Примером такой смазки является состав, предназначенный для велосипедных цепей (обычно она продается в аэрозольных баллонах), например, Mottec Grease For Bicycle Chains. Недостатком таких смазок является
Проникающая смазка для велосипедных цепей Liqui Moly Bike Kettenspray:
Это достаточно густая смазка, разбавленная эфирами, благодаря чему она легко попадает внутрь смазываемого участка. Через пару минут эфиры, содержащиеся в смазке, испаряются и она приобретает более густую консистенцию.
Таблица с информацией о назначении смазки и уплотнительных элементах подшипников качения:
Для использования в подшипниках качения и скольжения вентиляторов лучше всего использовать специальные силиконовые инертные смазки, например, ОМЛ-2. Они обладают высокой текучестью, что способствует их проникновению в трущиеся узлы и образованию на них тонкой пленки, уменьшающей трение.
Смазка OML-2 для подшипников вентиляторов систем охлаждения, продающаяся на Aliexpress по цене примерно 2.3USD за шприц с 2 мл. полезного вещества (Fan Lubricant):
Силиконовая смазка для подшипников OSL:
Синтетическое масло для смазки дронов и радиоуправляемых машинок хорошо подходит для подшипников:
Силиконовая смазка для подшипников с АлиЭкспресс:
Машинное масло не очень хорошо подходит для смазки подшипников, так как оно слишком жидкое и очень быстро вырабатывается.
Широко распространенная смазка WD-40 хорошо проникает в подшипники, но очень быстро вырабатывается (высыхает). По сути это керосиновый растворяющий состав для разблокирования закисших соединений и вытеснения влаги, содержащий лишь небольшое количество смазки. Ее можно использовать для очистки загрязненных подшипников перед основным смазыванием.
Хорошо подходят для подшипников специальные аэрозольные смазки для подшипников, а также консистентные смазочные материалы (например, автомобильные литиевые смазки, варианты с кальцием, дисульфидом молибдена и т. д).
Исходя из практики хорошие результаты дают смазки Hydra-2 Anderol, МС-1000, неплохо себя показывают варианты МС-1510, 1520
Литол и ему подобные смазки для ступичных подшипников для вентиляторов подходят не очень хорошо, так как слишком густые, что затрудняет их нанесение. При эксплуатации вращающихся на высокой скорости подшипников, смазанных густой смазкой, быстро происходит ее вытеснение из рабочей области, что приводит к повышению трения. Кроме того, некоторые из них имеют небольшую допустимую рабочую температуру, при превышении которой они распадаются на составные компоненты, что еще больше ухудшает ситуацию.
Заключение
Периодическая очистка и смазывание трущихся частей вентиляторов увеличивают их ресурс, уменьшают шум от работающего оборудования. Их необходимо выполнять при обнаружении проблем с работой системы охлаждения, проявляющихся повышенным шумом или остановкой вращения вентилятора.
При смазывании небольших подшипников вентиляторов не требуется использовать большое количество смазки, поэтому лучше использовать качественные, хотя и дорогостоящие образцы.