чем регламентируется физическая нагрузка в туристском походе

Чем регламентируется физическая нагрузка в туристском походе

Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися

1. Общие положения

В части содержательного наполнения туристско-краеведческой деятельности настоящие рекомендации могут быть дополнены документами, разрабатываемыми организациями, определенными в качестве ответственных за развитие туристско-краеведческой работы с обучающимися, в т.ч. ресурсных центров развития системы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности на федеральном (ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»), региональном и муниципальном уровнях.

Не рекомендуется принятие на региональном и муниципальном уровнях документов, ограничивающих возможности для организации туристско-краеведческой деятельности с детьми.

Основные понятия, используемые в настоящих рекомендациях:

В зависимости от сложности, продолжительности и протяженности маршрута походы подразделяются на некатегорийные и категорийные.

Некатегорийные походы подразделяются на походы выходного дня и степенные походы.

Степенные туристские походы подразделяются на три степени сложности. Рекомендованные нормативы степенных походов изложены в приложении 1.

Прохождение маршрутов категорийных походов дает возможность выполнения нормативов на присвоение спортивных разрядов по спортивному туризму.

2. Организация походов с обучающимися

В качестве организаторов походов с обучающимися могут выступать организации, осуществляющие образовательную деятельность; организации, оказывающие услуги в области туризма.

Рекомендуется привлечение к организации походов с обучающимися общеобразовательных организаций профильных образовательных организаций системы дополнительного образования детей.

В целях формирования системного подхода к организации походной деятельности с обучающимися рекомендуется оснащение образовательных организаций и туристско-краеведческих лагерей необходимым оборудованием и инвентарем, минимальный перечень которого приведен в приложении 9.

Финансирование походов осуществляется из федерального, регионального и муниципального бюджетов в соответствии с действующим законодательством и утвержденными планами работы образовательных организаций, а также за счет средств родителей, спонсоров и пожертвований физических и юридических лиц.

Порядок отчётности по использованным средствам всех видов бюджетов определяется действующими нормативно-правовыми актами.

Порядок отчетности по расходованию средств, выделяемых родителями или законными представителями обучающихся на участие в походе, определяется по согласованию родителей или законных представителей и руководителя похода либо по решению родительского комитета образовательной организации.

Администрация образовательной организации, проводящей поход, обязана провести целевой инструктаж по обеспечению безопасности обучающихся в походе с руководителем похода и его заместителем (помощником). Записи о проведении инструктажа производятся в соответствующих журналах (приложение 2).

В случае нарушения группой на маршруте контрольных сроков оповещения администрация организации, проводящей путешествие, обязана незамедлительно связаться с подразделением МЧС РФ, в котором группа была поставлена на учет, для выяснения местонахождения группы и оказания ей необходимой помощи.

3. Документы, необходимые для организации туристских походов с обучающимися

Для оформления выхода в поход руководитель группы предоставляет руководителю образовательной организации следующие документы:

1. Маршрутный лист (приложение 3) или маршрутную книжку (приложение 4)* туристской группы.

2. Письменное разрешение родителей (законных представителей), с указанием особенностей детей, которые необходимо учесть в походе (приложение 5).

3. Медицинский допуск на участие в походе продолжительностью свыше трёх дней (приложение 6). Обучающимся, допущенным к занятиям физической культурой по основной группе без ограничений, медицинский допуск для участия в походе продолжительностью до 3 дней не требуется. Предоставление иных документов для решения вопроса о проведении туристского похода не требуется.

Руководитель образовательной организации на основании этих документов издает приказ о проведении мероприятия (приложение 7) с указанием планируемого маршрута, сроков проведения, состава туристской группы.

Руководитель группы проводит инструктаж с обучающимися о мерах для обеспечения безопасности при использовании транспорта и в походе, о чем производится запись в «Журнале регистрации инструктажа по технике безопасности в туристских походах».

Для проведения однодневных туристских прогулок, ближних экскурсий, практических занятий на местности, включенных в утвержденные образовательные программы объединений, оформление вышеуказанных документов не требуется.

При необходимости администрацией образовательной организации может быть принято решение об информировании о времени и маршруте похода (по телефону, электронной почте) подразделения МЧС, организации, ответственной за развитие детского туризма в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Почтового или нарочного дублирования вышеуказанной информации не требуется.

Администрация организации, проводящей поход, а также члены маршрутно-квалификационных комиссий (МКК), давшие положительное заключение о возможности совершения группой заявленного путешествия, не несут ответственности за происшествия, которые явились следствием неправильных действий руководителя и участников путешествия.

При проведении путешествия с использованием услуг туристско-экскурсионных и других организаций (туристские фирмы, спортивные клубы, индивидуальные предприниматели и т.д.) администрация образовательной организации заключает договор, в котором должна предусмотреть наличие требований к квалификации инструкторов (гидов-проводников), проводящих поход с обучающимися.

Маршрутными документами туристской группы обучающихся является маршрутный лист и маршрутная книжка. Маршрутный лист является документом для некатегорийных походов, в маршрутах которых отсутствуют классифицированные локальные и протяженные препятствия, а для остальных походов используется маршрутная книжка. В них по возможности делаются отметки на маршруте (в местных органах власти, отделениях связи, магазинах, школах, остановочных пунктах транспорта) с указанием населенного пункта и даты прохождения.

Маршрутный лист выдаётся направляющей образовательной организацией. На основании оформленного маршрутного листа производится учёт работы педагогов, подтверждение туристского опыта обучающихся.

Маршрутная книжка выдается и заверяется штампом полномочной МКК.

4. Требования к руководителям, заместителям (помощникам) руководителей и участникам походов

Группы для проведения походов формируются из обучающихся, объединенных на добровольных началах общими интересами на основе совместной учебы, занятий в объединениях дополнительного образования, секциях, трудовой деятельности, места жительства и пр., обладающих необходимым опытом и осуществляющих подготовку и организацию похода.

Руководителем похода назначается педагогический работник образовательной организации, проводящей поход, имеющий необходимый опыт организации и проведения туристских путешествий.

Руководители некатегорийных походов, в маршруты которых включены классифицированные локальные и протяженные препятствия, должны иметь туристский опыт, предусмотренный «Регламентом соревнований по группе дисциплин «маршрут» вида спорта «спортивный туризм».

В случае проведения похода коммерческой организацией все права и обязанности участников и организаторов похода определяются договором между данной коммерческой организацией и родителями (законными представителями) участников похода.

5. Права и обязанности руководителя и заместителя руководителя похода

Руководитель похода и его заместитель несут ответственность за жизнь, здоровье обучающихся и безопасное проведение похода, за выполнение плана мероприятия, содержание образовательной, оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.

Руководитель похода обязан

— в соответствии со сложностью и целями прохождения маршрута обеспечить комплектование группы с учетом интересов, интеллектуальной, физической и технической подготовленности обучающихся;

— подготовить документы, необходимые для проведения похода;

— провести инструктаж по безопасному поведению участников похода, организовать всестороннюю подготовку участников похода, проверить наличие необходимых навыков и знаний, обеспечивающих безопасность, умение плавать (в водных походах, если планируются переправы вброд, купание);

— организовать подготовку и подбор необходимого снаряжения и продуктов питания, выявить возможность пополнения запасов продуктов на маршруте; при необходимости составить смету расходов;

— подготовить картографический материал, средства навигации и связи (при наличии), разработать маршрут и график похода, план краеведческой, общественно полезной работы и других мероприятий, проводимых группой на маршруте;

— ознакомиться с условиями похода, определить все находящиеся на пути медицинские организации и отделения связи, органы МЧС и МВД, изучить сложные участки маршрута и наметить способы их преодоления, при необходимости получить консультацию у опытных туристов и краеведов;

— ознакомиться с информацией о состоянии здоровья каждого из предполагаемых участников похода, получить допуск врача (школьного, медицинской организации) на участие в походе обучающихся; подготовить аптечку первой помощи с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами, провести инструктаж по оказанию первой помощи;

— руководствоваться нормативными и правовыми актами, регламентирующими безопасное проведение мероприятий с обучающимися;

— соблюдать утвержденные маршрут и график движения;

— принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения маршрута в сторону упрощения или прекращения похода в связи с возникшими опасными природными, техногенными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи пострадавшему или заболевшему участнику похода;

— оказывать первую помощь и принимать срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников похода в ближайшее медицинское учреждение; информировать при необходимости родителей ребёнка и образовательную организацию, проводящую данный поход;

— организовывать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в данном районе (по возможности);

— по возможности делать отметки в маршрутном листе или маршрутной книжке о прохождении маршрута.

6. Обязанности и права участников похода

Участник похода обязан:

— активно участвовать в подготовке, проведении похода и составлении отчета о походе;

— строжайше соблюдать дисциплину, а также выполнять возложенные на него поручения;

— своевременно и качественно выполнять указания руководителя и его заместителя (помощника);

— знать и неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности, обращения с взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами, правила безопасности на воде, уметь оказывать первую помощь;

— бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, уважительно относиться к руководителям и товарищам, местным жителям;

— своевременно информировать руководителя и его заместителя (помощника) об ухудшении состояния здоровья или травмировании.

Участник похода имеет право:

— пользоваться туристским снаряжением и спортивными сооружениями организации, проводящей поход;

— участвовать в выборе и разработке маршрута;

— после окончания путешествия обсуждать на собрании группы действия любого из участников, публиковать свои дневники похода, фото- и видеоматериалы, обсуждать поход в социальных сетях.

Источник

Дозирование нагрузки в туристском походе

Главные особенности физической подготовки туристов. Нагрузка в туризме: понятие, классификация, уровни. Экспериментальное исследование подготовки детей 12-13 лет к туристским походам в лагере санаторного типа «Солнечный-С». Показатели ЧСС во время похода.

РубрикаСпорт и туризм
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления28.09.2012
Размер файла62,3 K

чем регламентируется физическая нагрузка в туристском походе. Смотреть фото чем регламентируется физическая нагрузка в туристском походе. Смотреть картинку чем регламентируется физическая нагрузка в туристском походе. Картинка про чем регламентируется физическая нагрузка в туристском походе. Фото чем регламентируется физическая нагрузка в туристском походе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Обзор научно-методической литературы

1.1 Особенности физической подготовки туристов, физические качества необходимые туристу

1.2 Интегральная подготовка

1.3 Нагрузка, ее классификация и уровни нагрузки, принятые в туризме

Глава 2. Методы и организация исследования

2.1 Методы исследования

2.2 Организация исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Часто в походе переутомлению способствует чрезмерный вес снаряжения. Иногда туристы становятся «рабами», изнемогая под тяжестью груза. Таким образом, нагрузка, которую получают участники похода, для некоторых является чрезмерной и приводит к травмам, а для некоторых может быть недостаточна [16].

В настоящее время недостаточно отражено влияние физической подготовленности участников похода на дозирование нагрузки, в частности на распределение веса переносимого снаряжения. В основном авторы предлагают при подборе веса рюкзака руководствоваться процентным отношением веса груза к весу туриста (35-40 % для мужчин и 20-30 % для женщин). При этом вес рюкзака у женщин должен быть на 30 % меньше чем у мужчин. Недостаточно отражены способы определения оптимальной скорости движения и продолжительности интервалов отдыха.

Таким образом, изучение данной вопроса является актуальной темой научных исследований.

Объектом нашего исследования является организация и проведение туристического похода.

Предметом, способы дозирования нагрузки в туристском походе.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что шкала распределения веса снаряжения, разработанная с учетом физической подготовленности занимающихся, позволит более эффективно распределить вес снаряжения.

Цель работы: изучение способов дозирования нагрузки в туристском походе у школьников.

В работе были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности физической подготовки туристов.

2. Изучить способы дозирования нагрузки принятые в туризме.

3. Разработать шкалу распределения веса снаряжения с учетом физической подготовленности у школьников.

4. Определить эффективность разработанной шкалы распределения веса снаряжения.

В работе мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ литературных источников, методы математической обработки данных, тестирование, пульсометрия, педагогический эксперимент.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы инструкторами и тренерами, а также организаторам туристских походов выходного дня у школьников, для более эффективного распределения веса между участниками похода.

Глава 1. Обзор научно-методической литературы

1.1 Особенности физической подготовки и физические качества необходимые туристу

Если группа средней подготовленности проходит по среднепересеченной местности 20-25 км в день со скоростью 4-4,5 км в час, то в тренировочных походах при скорости 5-5,5 км в час дневной километраж может достигать 30-35 км. Предельным весом рюкзака для туриста, не имеющего отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, следует считать: у мужчин 35-40% от веса тела, Женщин и юношей-20-25%. Тренировочные походы также должны проводиться с увеличением веса переносимого груза.

К специальной физической подготовке туриста-лыжника относится умение передвигаться в различных условиях снежного покрова (глубокий и рыхлый снег, наст). Существуют некоторые различия в технике передвижения на лыжах без рюкзака и с рюкзаком. Поэтому тренировочные походы следует совершать с рюкзаком. Необходимо совершенствовать способы передвижения на лыжах с рюкзаком в лесу по пересеченной местности, отрабатывать подъемы и особенно спуски, повороты и торможения. Вес рюкзака в лыжном походе, как правило, соответствует весу в пешеходном, но необходимость дополнительного снаряжения иногда увеличивает его вес на 5-10%. Особого совершенствования требует способ передвижения на лыжах нартами по различному рельефу.

Физическая подготовка туриста-водника независимо от способа передвижения (байдарка, лодка, плот, моторная лодка) связана в первую очередь с умением плавать в различных условиях (а спокойной воде, на быстрой рожистой реке, на волне, в плавательном кости повседневной одежде), умением спасти утопающего выплыть.из-под перевернувшегося судна и подвести его берегу, нырять и доставать со дна предметы снаряжения. Особые требования походы на гребных. предъявляют к силе и выносливости рук и туловища также подготовке ладоней гребца к длительной физической работе. Путешествия по воде во многом связаны с переносом тяжестей (перенос байдарки, лодки, проводка судна через пороги и перекаты, движение вверх по течению реки, постройка ‘плота, стаскивание его с мели). Физическая подготовка туриста водника должна включать тренировки с гантелями, гирями, штангой.

Велосипедный поход, особенно по гористой и, пересеченной местности, также предъявляет к физической подготовке туриста особые требования, Турист должен уметь садиться на велосипед и сходить с него при наличии груза на багажнике, уметь двигаться по различным дорогам, при боковом и встречном ветре под дождем. Высокий уровень тренированности необходим при преодолении естественных препятствий (переправы через реки, горные пере валы и т.п.).

В процессе тренировочных походов должны вырабатываться оптимальная скорость движения группы, умение» двигаться, сохраняя дистанцию между велосипедами в зависимости от условий местности. Если группа средней подготовленности проходит в день по малопересеченной местности в путешествии 50-60 км со скоростью 10-15 км в час, то в тренировочных походах перед путешествием следует протяженность дневного маршрута доводить до 80-90 км.

Спелеотуризм предъявляет к участникам исключительно высокие требования в специальной физической подготовке. Сюда входят все элементы альпинистской подготовки (скалолазание, пользование веревкой при подъемах и спусках, умение проходить ледовые стенки и склоны), спелеолог должен уметь плавать и нырять. И все это в специфических условиях пещеры.

Особенность физической подготовки туристов в условиях вуза заключается в том, что студенты имеют широкие возможности участия в течение учебного года в спортивных соревнованиях. Независимо от вида туризма рекомендуется участие в соревнованиях по лыжному спорту, легкой атлетике, ориентированию, плаванию, велосипедному спорту, спортивным играм. Наряду со специальной подготовкой такие занятия и соревнования обеспечат хорошую общую подготовку к дальним туристским путешествиям.

Нередко в составе студенческих туристских групп на маршруты выходят сотрудники и преподаватели вуза. Это туристы, имеющие, как правило, большой опыт участия в туристских путешествиях, но не занимающиеся регулярно физическими упражнениями. Очень важно, чтобы в тренировочные пригородные походы группа выходила в таком составе, который отправится в дальнее путешествие. В таких походах устанавливается оптимальный режим и скорость движения группы, участники привыкают друг к другу и достигается та слаженность группы, которая обеспечивает успех в самом сложном путешествии [6,13].

Физические качества необходимые туристу

Развитию общей выносливости, или способности длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности, служат: бег на длинные дистанции, лыжи, велосипед, спортивные игры (футбол, баскетбол), гребля, плавание и др. Основной метод тренировки общей выносливости туристов в начальный период занятий равномерный, с длительностью выполнения упражнений в однократном режиме не менее 30 мин. Дальнейшее спортивное совершенствование туристов и развитие выносливости требуют использования переменного и повторного методов. Упражнения, выполненные этими методами, заставляют туриста переносить различные нагрузки в течение 1-2 часов. Кроме того, выносливость развивают: бег по пересеченной местности (не менее 5 км), туристские походы однодневные (не менее 20 км) или двухдневные (не мене 30 км), при этом низкий уровень нагрузок можно планировать и выдерживать на тренировках в течение многих часов. Тренировки на развитие выносливости при среднем уровне нагрузки не следует проводить более 3 часов. Высокий уровень нагрузки используется только в тренировках высококвалифицированных туристов. При спортивном совершенствовании этот уровень нагрузок необходим в интервальном и повторном методах тренировок с обязательным медицинским контролем и самоконтролем [21]. Развивать выносливость нужно с учетом основных физиологических показателей туриста: частотой сердечных сокращений (ЧСС) и максимальным потреблением кислорода (МПК).

При больших по интенсивности нагрузках ЧСС повышается до 300% и более по отношению к нормальной (60 уд./мин), но при снятии нагрузки наблюдается восстановление нормальной ЧСС.

У достаточно тренированных туристов восстановление происходит в течение нескольких минут. В туризме принято выделять следующие уровни интенсивности нагрузки по ЧСС:

Специальная выносливость туриста выявляется в условиях преодоления препятствий, близких к реальным. В горном туризме турист должен пройти 100-300 м по вертикали. например, на скалах средней трудности с отягощением 5-10 кг. Подъем свободным лазаньем (5-8 раз по 40 м) и спуск по веревке чередуются без отдыха. Подъем лазаньем можно заменить преодолением отвесных скал по веревке с помощью двух зажимов с рюкзаком до 20 кг (3-5 раз по 40 м). Желательно, чтобы уровень интенсивности нагрузки при этом был средним (ЧСС 130-170 уд./мин). В таком случае уровень интенсивности нагрузки определяется скоростью преодоления препятствия. Время прохождения контролируется и определяет специальную выносливость туриста на скалах. Аналогичным способом определяется специальная выносливость туриста на других формах горного рельефа.

Большие километраж и вес рюкзака относятся к высоким разрядам по туризму. Развитие выносливости нужно начинать с бега. В этих целях можно использовать известную дозировку беговой нагрузки для практически здоровых людей различного возраста, ранее не занимавшихся спортом. Темп бега рекомендуется невысокий и равномерный. Немецкие специалисты считают, что лучше всего бегать по утрам (но не раньше чем через 10 мин после сна) и каждый день. В таком режиме можно бегать и через день, но минимальная норма два раза в неделю. Интенсивность нагрузки следует контролировать по ЧСС и постепенно переходить от низких нагрузок к средним. При этом за то же время нужно увеличивать длину пробега. После 4 месяцев таких занятий рекомендуется время бега постепенно увеличивать, но сохранять равномерность.

В туристской практике наибольшее значение имеет динамическая сила мышц ног. Однако физическое совершенствование предусматривает гармоничное развитие всех групп мышц. Сила туриста характеризуется способностью его мышц выдерживать умеренные напряжения в течение длительного времени, а также способностью многих мышечных групп (ног, рук, спины и т. д.) к предельным кратковременным напряжениям. При любых физических упражнениях особенно силовых, мышечная масса увеличивается, что приводит к усилению кровообращения и увеличению запасов энергетических веществ [20].

Преодоление собственного веса в тренировках туристов высоких разрядов сопровождается дополнительным отягощением (специальные жилеты, тяжелая обувь, дополнительный груз, сопротивление партнера и т.п.). В упражнениях на развитие статической силы используются фиксированные положения: вис на перекладине для развития мышц кистей рук, удержание ног «углом» сидя на полу или в висе на шведской стенке для развития брюшного пресса, стояние на носках для развития мышц пальцев ног.

Для развития силы на тренировках в спортзале рекомендуется использовать гимнастические снаряды и набивные мячи, применять игровые методы развития силы (перетягивание каната, «скачки всадников» и др.).

Подвижность в суставах определяет гибкость тела, быстроту движений и ловкость. Все эти качества нужны в туристских походах и соревнованиях. Подвижность можно развить систематическими упражнениями, направленными на увеличение эластичности связок и мышц. Важную роль при этом играют упражнения на гибкость, которые позволяют выполнять движения в суставах с большой амплитудой, развивающие подвижность плечевого пояса, позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов [20].

Выполнение этих упражнений требует соблюдения следующих приемов: маятникообразные движения телом, пружинящие сгибания, приседания, выпады, захват руками внешней опоры, удержание ногами гимнастической стенки; использование дополнительных отягощений, а также эспандеров или амортизаторов; фиксация отдельных положений (полушпагатов, виса) до 20-30 с. В период разминки, основной и заключительной частях занятия широко применяются маятникообразные, круговые или рывковые движения: плечевыми и тазобедренными суставами, прямыми и согнутыми руками, «махи ногами, движения головой (для развития мышц шеи), сгибания и разгибания верхней половины тела, пружинистые движения в полушпагате [3,7].

Подвижность голеностопных суставов отрабатывается ходьбой на пятках и носках, на внутренней и внешней сторонах стоп приседанием и подъемом на скрещенных ногах. Горным туристам особое внимание следует уделять развитию подвижности голеностопных суставов, поскольку многие технические приемы скалолазания, передвижения на кошках по льду, движения на осыпях и других формах горного рельефа связаны с большими нагрузками на голеностопные мышцы и связки, которые должны быть сильными и эластичными.

Быстрота движений определяется эластичностью мышц и подвижностью в суставах, кроме того, зависит от силы, технической подготовленности и реакции спортсмена. Быстроту движений у туристов целесообразно развивать игровым и соревновательным методами, основное внимание уделяя при этом умению оперативно и правильно решать двигательные и специальные технические задачи. Три комплекса общеразвивающих физических упражнений для занятий с туристами на местности Продолжительность одной тренировки по видам подготовки рекомендуется планировать следующим образом:

В планы тренировок следует включать:

В скальной подготовке туристов проверка тренированности на скорость проводится на легких трассах, с учетом того, что она не является решающим фактором. Важнее в данном случае проходимость, т. е- способность преодолевать различные труднопроходимые участки скал. Проверку этого качества нужно проводить на предельно сложных участках скал. Преодоление карнизов, крутых плит, внутренних и наружных углов, каминов, расщелин с заглаженным рельефом требует от туриста высокой проходимости и часто решает судьбу команды в соревнованиях на скальном рельефе. Одинаково высокой проходимости всех членов команды не всегда можно добиться. Однако два-три члена команды по этому показателю должны соответствовать самым высоким современным требованиям, приравненным к подготовке кандидатов в мастера спорта по скалолазанию.

Основное внимание в подготовке команд туристов к соревнованиям следует уделять групповому преодолению элементов природного рельефа. Групповое преодоление скал во многом отличается от скалолазания и требует, прежде всего, взаимодействия всех участников команды («схоженности») в сочетании с высокой индивидуальной техникой скалолазания и страховки на скалах.

Контрольные соревнования по групповому преодолению скал рекомендуется проводить на новых трассах. Хорошим объективным показателем следует считать лишь первое прохождение маршрута. В тех случаях. когда команда после двух-трех прохождений маршрута значительно улучшает время, можно говорить о недостаточной ее «схоженности». Периодическую проверку индивидуальной скальной подготовки туриста рекомендуется делать на одной трассе для оценки роста результатов, но при этом нужно исключить многократное лазанье по этой трассе для ее изучения. Тогда проверка покажет рост технического мастерства, а не механическое запоминание данного маршрута.

Очевидно, что каждая тренировка будет иметь свои особенности, которые необходимо учитывать в дневнике контроля-самоконтроля. В целом постепенное нарастание нагрузок и чередование периодов отдыха должны быть общими требованиями к тренировкам туристов. Продолжительность одной тренировки у туристов часто составляет 6-8 ч, а в контрольных тренировках достигает 10 ч, поэтому большое значение придается умению организовать контроль и самоконтроль состояния организма туриста в тренировочном процессе.

Простейший вид контроля основан на измерении частоты сердечных сокращений и наблюдении симптомов утомления после нагрузок различной величины. Каждой турист должен знать эти симптомы. В периоды особо напряженной трудовой деятельности (экзаменационная сессия студентов и т. п.) тренировочные нагрузки нужно снижать. В этом случае рекомендуется шире использовать индивидуализацию нагрузок по специальным планам для обеспечения рационального чередования трудовой деятельности. тренировок, отдыха. Следует учитывать, что в течение дня работоспособность человека периодически меняется, достигая самого высокого уровня к 11-12 ч. В дальнейшем она снижается, но после обеда наблюдается ее постепенное повышение. После 20 ч происходит падение работоспособности, особенно выражено оно после 22 ч. Тренировочные занятия после 20-22 ч малоэффективны.

Для оценки общефизической подготовленности туристов можно использовать контрольные нормативы, ориентированные на участников и руководителей горных походов различных категорий сложности. Эти нормативы отражают современные требования МКК и не являются предельными. Например, высокая проходимость на скальном рельефе может быть обеспечена только при условии выполнения нормативов подтягивания на перекладине 15-20 раз и приседаний на одной ноге не менее 30 раз. Именно такие нормативы рекомендованы тренерским советом по спортивному скалолазанию для спортсменов 1 разряда и выше.

Для определения степени физической подготовленности туристов, можно рекомендовать кросс-тест на дистанции 8 км. Эта дистанция выработана исходя из модели туристского перехода, который длится в пределах 45-50 мин. Тренировки туристов на такой дистанции позволяют помимо развития общей выносливости тренировать организм для непрерывной работы в течение одного туристского перехода [21].

В спортивном туризме реализуются различные варианты периодизации годичного цикла подготовки туристов. Эти варианты связаны, во-первых, с видами туризма, во-вторых, с календарными сроками спортивных походов и их количеством в годичном цикле. На примере типичного варианта планирования в год двух походов (зимой и летом) можно представить динамику приобретения сохранения и утраты спортивной формы в годичном цикле подготовки туристов

Интегральная подготовка в спортивном туризме в основном ориентирована на соревнования спортивных туристских походов или на соревнования по туристскому многоборью [7,21].

К основным особенностям интегральной подготовки, ориентированной на соревнования туристских походов, относятся:

* особые условия спортивных походов;

* особые режимы спортивных походов;

* опасности спортивных походов, объективные и субъективные.

Особые условия спортивных походов встречаются практически во всех районах туристских путешествий, но проявляются, но проявляются в горах. К характерным особенностям гор относятся их рельеф и климат. Первый определяет характер естественных препятствий и объективные опасности гор.

В начале спуска по отвесной стене на веревке даже мастера спорта по альпинизму в 25% случаев испытывают трудности. А как чувствуют себя начинающие туристы в горном и других видах туризма? Подобные исследования на различных формах рельефа для различных видов туризма вполне доступны студентам и могут служить основой выполнения курсовых и квалификационных работ по специализации.

Горный климат определяется комплексом факторов внешней среды. Важнейшим из них является понижение атмосферного давления и соответственно пониженное парциальное давление кислорода в атмосферном воздухе.

В целом в условиях горных походов и восхождений можно наблюдать нормальную реакцию организма на комплексное воздействие горного климата. При этом происходит процесс естественной многодневной акклиматизации. Но существует определенный предел высоты и человеческих возможностей. когда наблюдается истощение адаптивных реакций и наступает прогрессирующее ухудшение общего состояния организма.

Особые режимы спортивных походов связаны в первую очередь с энергетическими затратами туристов. При этом имеют значение объемы нагрузок в часах и их интенсивность, которую можно определять по скорости передвижения или по динамике ЧСС туристов.

Среднюю нормативную скорость (км/день) в различных видах туризма можно получить, разделив нормативный минимум протяженности пути (км) на нормативный минимум продолжительности пути (дни).

Например, для горного туризма получим среднюю нормативную скорость (с округлением до целых);

Как показывают расчеты, средненормативные скорости (км/день) минимальны в горном туризме и имеют четко выраженную тенденцию к снижению от первой до шестой категории сложности включительно. Это связано с большим количеством достаточно жестко регламентированных препятствий в горном туризме, сложность и количество которых увеличивается по мере возрастания сложности походов. Кроме того, в горном туризме принято оценивать километраж по карте и фактически в походе. Коэффициент превышения фактической длины пути к картографическому пути обычно колеблется от 1.2 до 2 и. как правило, возрастает при прохождении сложных препятствий типа сильно разорванных ледопадов, где фактический путь «петляет» по необходимости. Поэтому при учете интенсивности нагрузок следует различать среднюю нормативную скорость и среднюю фактическую скорость, так как последняя определяет фактическую интенсивность нагрузки.

1.3 Нагрузка, ее классификация и уровни нагрузки, принятые в туризме

Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку [21].

Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть разделены на развивающие, поддерживающие и восстановительные.

К развивающим нагрузкам относятся большие и значительные нагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по итегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80%. После таких нагрузок требуется восстановительный период для наиболее задействованных функциональных систем соответственно 48-96 и 24-48 ч.

К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсмена на уровне 50-60% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24.

К восстановительным нагрузкам относятся малые нагрузки и на организм спортсмена на уровне 25-30% по отношению большим и требующие восстановления не более 6 ч.

Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован прежде всего с позиций эффективности. К числу наиболее существенных признаков эффективности тренировочных нагрузок можно отнести:

1) специализированность, т.е. меру сходства с соревновательным упражнением;

2) напряженность, которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при задействовании определенных механизмов энергообеспечения;

3) величину как количественную меру воздействия упражнения на организм спортсмена.

Специализированность нагрузки предполагает их распределение на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательными. По этому признаку все тренировочные нагрузки разделяются на специфические и неспецифические. К специфическим относят нагрузки, существенно сходные с соревновательными характеру проявляемых способностей и реакциям функциональных систем.

В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распространенные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных случаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая на три в соответствии с продолжительностью соревновательной деятельности и мощностью работы. Для квалифицированных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики.

Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями: а) характером упражнений; б) интенсивностью работа при их выполнении; в) объемом (продолжительностью) работы г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями. Соотношения этих показателей в тренировочных нагрузках определяют величину и направленность их воздействия на организм спортсменах [11]. |

С помощью упражнений глобального воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повышения функциональных возможностей отдельных систем и кончая достижением оптимальной координации двигательной и вегетативных функций в условиях соревновательной деятельности.

Диапазон использования упражнений регионального и локального воздействия значительно уже. Однако, применяя эти упражнения, в ряде случаев можно добиться сдвигов в функциональном состоянии организма, которых нельзя достичь с помощью упражнений глобального воздействия.

Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифицировать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

Интенсивность работы тесно взаимосвязана с развиваемой мощностью при выполнении упражнений, со скоростью передвижения в видах спорта циклического характера, плотностью проведения тактико-технических действий в спортивных играх, поединков и схваток в единоборствах.

В разных видах спорта проявляется следующая зависимость увеличение объема действий в единицу времени, или скорости передвижения, как правило, связано с непропорциональным возрастанием требований к энергетическим системам, несущим преимущественную нагрузку при выполнении этих действий.

Наиболее приемлемыми являются кратковременные нагрузки (5-10 с) с предельной, для повышения алактатных анаэробных интенсивностью. Значительные паузы (до 2-5 мин) позволяют обеспечить восстановление. К полному исчерпанию алактатных анаэробных источников во время нагрузки, а следовательно, и к повышению их резерва приводит работа максимальной интенсивности в течение 60-90 с, т.е. такая работа, которая является высокоэффективной для совершенствования процесса гликолиза. Учитывая, что максимум образования молочной кислоты в мышцах обычно отмечается через 40-50 с, а работа преимущественно за счет гликолиза обычно продолжается в течение 60-90 с, именно нагрузки такой продолжительности используются при повышении гликолитических возможностей. Паузы отдыха не должны быть продолжительными, чтобы величина лактата существенно не снижалась. Это будет способствовать совершенствованию мощности гликолитического процесса и увеличению его емкости.

Продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковременных упражнений.

Следует учитывать, что по мере выполнения длительной работы различной интенсивности происходят не столько количественные, сколько качественные изменения в деятельности различных органов и систем.

Соотношение интенсивности нагрузки (темп движений, скорость или мощность их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина отягощений, преодолеваемых в процессе воспитания силовых качеств и т.п.) и объема работы (выраженного в часах, в километрах, числом тренировочных занятий, соревновательных стартов, игр, схваток, и т.д.) изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционально состояния спортсмена, индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной вегетативной функций. Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации.

Продолжительность и характер интервалов отдыха. Продолжительность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную направленность. Длительность интервалов отдыха необходимо планировали зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд/мин. Это позволяет вызвать в деятельности системы кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца.

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления работоспособности.

При воспитании силы, быстроты и ловкости повторные нагрузки сочетаются обычно с полными и «минимакс»- интервалами. При воспитании выносливости используются все типы интервалов отдыха.

По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы отдыха между занятиями более существенно влияют на процессы восстановления, долговременной адаптации организма к тренировочным нагрузкам [11,21].

Уровни нагрузки принятые в туризме

В туризме принято выделять следующие уровни интенсивности нагрузки по ЧСС:

Дыхание при таких нагрузках только через нос практически невозможно, поэтому в настоящее время специалисты рекомендуют дыхание через рот и нос одновременно[33].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *