чем регламентируется формирование товарной партии
Ведение партионного учета
Вести складской учет нужно для того, чтобы контролировать движение и сохранность хранящихся объектов. Существует два способа учета: сортовой и партионный. Рассмотрим подробнее второй метод.
Что собой представляет партионный учет
Партионный учет представляет собой учет продукции, при котором во внимание принимается каждая партия. К каждой партии прикрепляется товарный ярлык. В дальнейшем в расходные бумаги вписываются соответствующие номера. В товарных ярлыках должны содержаться номера документов, а также число отпущенной продукции.
Для каждой партии заводится отдельный аналитический счет. Необходим он для внесения записей о движении. Каждый месяц на основании заведенного аналитического учета формируется оборотная ведомость. В нее вносится номер партии для каждой группы продукции, а также сумма и число тарных мест к каждому из них.
Общие положения
Способы ведения учета оговорены в Методических указаниях, утвержденных Приказом Минфина №119н от 28 декабря 2001 года. В сущности, единственное отличие сортового от партионного метода – учет по каждой партии продукции.
Партия представляет собой однородную продукцию, которая пришла от одного поставщика. Товар может быть поставлен на основании как одного, так и нескольких документов. Однако должны соблюдаться эти условия:
Рассматриваемый метод актуален как для бухгалтерии, так и для склада. Приведем его основные особенности:
Правила учета, не оговоренные в законах, можно самостоятельно сформулировать. Для этого соответствующие положения указываются в нормативных актах.
ВАЖНО! После выбытия всей партии карточка закрывается. Затем оформляется акт израсходования запасов. Все сопутствующие документы направляются в бухгалтерию.
Разновидности партионного учета
Партионный учет подразделяется на эти типы:
Метод FIFO наиболее распространен. Его главная особенность – списание партий в соответствии с порядком оприходования. В рамках FIFO можно вносить сведения задним числом. LIFO предполагает первоочередное списание партий, которые были оприходованы позже. Это благоприятный метод в рамках инфляции. Связано это с тем, что, если закупочная стоимость увеличивается, возможно уменьшать наценку, прибыль и НДС. Однако вводить сведения задним числом в рассматриваемом случае нельзя.
Какую форму учета выбрать
Если выбирается ручной метод, нужно учитывать следующие его недостатки:
Из-за всех недостатков ручной системы наиболее распространенной является автоматизированная система.
Задачи партионного учета
Рассмотрим все задачи приведенного метода:
Это неполный перечень задач, которые стоят перед партионным учетом.
Когда подходит или не подходит партионный метод
Рассмотрим случаи, в которых следует использовать партионный учет:
Партионный учет не подходит при реализации уникальной продукции. К примеру, организация продает автомобили. В этом случае выбирается сортовой метод. Связано это с тем, что при реализации такого товара составляется только один документ – приходно-расходной.
Особенности организации учета
Для партионного учета нужно выстроить соответствующий алгоритм. Формируется он исходя из задач учета, особенностей деятельности организации. Алгоритм может быть как простым, так и сложным. Как правило, составляется он самими представителями компании. Однако можно воспользоваться и тем алгоритмом, который приведен в интернете. Метод можно организовать по этим направлениям:
При организации учета нужно выбрать, что именно является его объектом: сама продукция или ее поставка. Возможен комбинированный вариант.
Преимущества и недостатки партионного учета
Рассмотрим основные преимущества партионного метода:
Партионный учет используется в большинстве случаев предприятиями, производящими продукты питания. Однако данный метод не лишен минусов:
ВАЖНО! Выбранный метод учета нужно указать в учетной политике.
Письмо ФТС России от 27.05.2008 № 01-11/20880 «О применении отдельных положений Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. N 1057»
1. По вопросу определения «партия товаров» при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и применения положений пунктов 5 и 7 Инструкции в отношении товаров, поставляемых в несобранном либо разобранном виде.
Пунктом 7 Инструкции установлено, что как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД России, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества или страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и применения запретов и ограничений, размеры ставок пошлин, налогов.
Пунктом 5 Инструкции предусмотрено, что в одной ГТД могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под один и тот же таможенный режим.
При этом подпунктом «а» пункта 5 Инструкции установлено, что как одна товарная партия при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации рассматриваются товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя на таможенной территории Российской Федерации в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки (или по одному разрешению на переработку товаров при декларировании продуктов переработки) или по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки, при одновременном выполнении в отношении этих товаров следующих условий:
— товары находятся (находились) на временном хранении в одном и том же месте, если в отношении декларируемых товаров применялась процедура временного хранения.
Исходя из положений подпункта «а» пункта 5 Инструкции для целей отнесения товаров к одной товарной партии необходимо выполнение условия предъявления товаров таможенному органу в один и тот же день либо в течение периода времени, установленного на подачу таможенной декларации, если декларирование производится с подачей периодической таможенной декларации.
При этом товары, поставляемые в течение периода времени, установленного на подачу ГТД в отношении первой поставки, могут рассматриваться как единый товар и классифицироваться в единой подсубпозиции при условии соблюдения правил и принципов классификации товаров, установленных Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России.
Кроме этого, декларируемые товары должны находиться на временном хранении в одном и том же месте (на складе временного хранения либо в зонах таможенного контроля, созданных в соответствии со статьей 116 Кодекса, либо на складе получателя товаров в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 117 Кодекса).
2. По вопросу применения статей 135, 136 и 138 Кодекса и положений Инструкции.
Инструкцией не предусмотрены особенности заполнения граф ГТД в случае периодического временного декларирования российских товаров в соответствии со статьей 138 Кодекса либо при декларировании товаров путем подачи неполных либо неполных периодических ГТД согласно статьям 135 и 136 Кодекса.
Особенности заполнения данных видов таможенных деклараций содержатся непосредственно в указанных статьях Кодекса.
Так, пунктом 1 статьи 135 Кодекса предусмотрено, что, если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по не зависящим от него причинам, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
Пунктом 1 статьи 138 Кодекса определено, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
Пунктом 4 статьи 138 Кодекса предусмотрено, что во временной таможенной декларации допускается заявление сведений, исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Таким образом, вне зависимости от наличия в Инструкции особенностей правил заполнения граф ГТД, на основании Кодекса в неполных, неполных периодических, временных, временных периодических таможенных декларациях отдельные сведения, перечисленные в статьях 135 и 138 Кодекса, могут не указываться либо указываться, исходя из намерений о вывозе товаров (пункт 4 статьи 138 Кодекса).
Например, Инструкцией предусмотрено, что при декларировании товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, в графе 17 «Страна назначения» ГТД должны быть указаны сведения о стране назначения товаров по общероссийскому классификатору стран мира, известной на день подачи ГТД в качестве страны назначения, в которой товары будут потребляться, использоваться или будут подвергнуты дальнейшей переработке. Если такая страна неизвестна, то указывается краткое название той последней известной на момент декларирования страны, в которую должны быть доставлены товары.
При декларировании вывозимых товаров путем подачи неполных, неполных периодических, временных, временных периодических таможенных деклараций сведения о стране, в которую должны быть доставлены товары, могут быть декларанту неизвестны. Данная графа может не заполняться либо сведения о стране назначения могут быть указаны ориентировочно (например, может быть указана страна регистрации иностранного участника внешнеторгового договора).
Однако при подаче полной ГТД, если применялось временное периодическое декларирование (статья 138 Кодекса) либо при заявлении таможенным органам недостающих сведений, если товары декларировались путем подачи неполных либо неполных периодических ГТД, таможенному органу должны быть заявлены точные сведения о стране назначения товаров в соответствии с правилами, предусмотренными Инструкцией.
3. Относительно отказа в принятии таможенной декларации при применении Инструкции.
Отказ в принятии ГТД может быть только по основаниям, перечисленным в пункте 2 статьи 132 Кодекса. Иных оснований для отказа в принятии ГТД Кодексом не предусмотрено. В связи с этим основанием для отказа в принятии ГТД не может являться то обстоятельство, что ГТД подана не на всю партию ввозимых товаров.
4. Относительно указания в ГТД сведений с использованием букв латинского алфавита.
В соответствии с пунктом 10 раздела II Инструкции сведения, служащие для индивидуализации товаров (товарный знак, артикул, модель и тому подобное), а также коды условий поставки, номера транспортных средств, номера рейсов, номера документов и тому подобная информация указываются на языке оригинала, в том числе с использованием букв латинского алфавита.
Данное требование Инструкции не относится к традиционному наименованию и названию транспортного средства, указываемым при заполнении графы 21 ГТД «Идентификация и страна регистрации активного транспортного средства на границе». В связи с этим разъясняем, что название морского (речного) судна в графе 21 ГТД должно быть указано с использованием букв русского алфавита.
В целях обеспечения единообразного применения норм таможенного законодательства и положений Инструкции на всей территории Российской Федерации прошу довести данную информацию до сведения подчиненных таможенных органов.
Приказ ФТС России от 07.05.2021 № 384 «Об утверждении Порядка отбора проб и (или) образцов товаров для проведения таможенной экспертизы»
В соответствии с частью 12 статьи 335 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082), пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27 апреля 2021 г.), ПРИКАЗЫВАЮ:
2. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (Васильев Д.А.) и Главному управлению информационных технологий (Скиба В.Ю.) в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего приказа обеспечить доработку информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях реализации Порядка.
3. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 20 ноября 2014 г. N 2264 «Об утверждении Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, Порядка приостановления срока проведения таможенной экспертизы» (зарегистрирован Минюстом России 13.03.2015, регистрационный N 36420).
4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России, ответственного за соответствующее направление деятельности.
3. Пробы и (или) образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.
Минимальное количество проб и (или) образцов товаров (в массе, объеме, штуках) указано в Сведениях о минимальном количестве проб и (или) образцов товаров, необходимом для проведения таможенной экспертизы (приложение к Порядку).
4. Отбор проб и (или) образцов товаров осуществляется не позднее 3 рабочих дней со дня уведомления таможенным органом декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров (если они установлены), о назначении таможенной экспертизы.
Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 2 июня 2010 года; является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 632); Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310), с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 676 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 29 июня 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 136 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23 августа 2012 г.), от 18 декабря 2014 г. N 238 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 19 декабря 2014 г.), от 11 июля 2017 г. N 84 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 17 июля 2017 г.), от 17 апреля 2018 г. N 58 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 4 мая 2018 г.).
Оформление акта уполномоченным должностным лицом таможенного органа в соответствии требованиями, установленными абзацем 1 настоящего пункта, осуществляется также в случае проведения осмотра и исследования таможенным экспертом (экспертом) образцов товаров в месте их нахождения (хранения) при невозможности транспортировки образцов товаров в таможенный орган, уполномоченный на проведение таможенной экспертизы, или в иную экспертную организацию (эксперту).
6. Первый экземпляр акта на бумажном носителе вместе с отобранными пробами и (или) образцами товаров таможенный орган, производивший отбор проб и (или) образцов товаров, доставляет в таможенный орган, уполномоченный на проведение таможенной экспертизы, или иную экспертную организацию (эксперту).
В случае невозможности транспортировать образцы товаров в таможенный орган, уполномоченный на проведение таможенной экспертизы, или в иную экспертную организацию (эксперту) таможенный орган, производивший отбор проб и (или) образцов товаров, направляет в таможенный орган, уполномоченный на проведение таможенной экспертизы, или иную экспертную организацию (эксперту) первый экземпляр акта на бумажном носителе и обеспечивает возможность исследования образцов товаров в местах их нахождения (хранения).
Второй экземпляр акта на бумажном носителе остается в таможенном органе, производившем отбор проб и (или) образцов товаров.
В случаях, установленных пунктом 6 статьи 393 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843), если отбор проб и (или) образцов товаров производился в отсутствие декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, акт в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа, при наличии штатных информационно-программных средств ЕАИС ТО, направляется в день его составления декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товара (если они установлены), с последующим досылом почтовой связью не позднее трех рабочих дней, следующих за днем составления акта.
Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12 апреля 2017 г. является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 632); Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310);
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил в силу 1 января 2018 г.
В случае если декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товара, не установлены, третий экземпляр акта на бумажном носителе остается в таможенном органе, производившем отбор проб и (или) образцов товаров.
7. В случае назначения таможенной экспертизы в отношении всех образцов товаров, перемещенных в международном почтовом отправлении в одной транспортной упаковке, отбор образцов таких товаров производится вместе с транспортной упаковкой.
В случае назначения таможенной экспертизы в отношении отдельного товара, перемещенного в международном почтовом отправлении, отбор образца такого товара производится вместе с индивидуальной упаковкой без транспортной упаковки.
8. Если товаром является химическое вещество, то пробы и (или) образцы представляются в таможенный орган, уполномоченный на проведение таможенной экспертизы, вместе с копиями сопроводительных документов, содержащих сведения о свойствах вещества, классе опасности, токсичности, мерах безопасности, индивидуальных средствах защиты. При отсутствии этой информации вместе с пробой и (или) образцом такого товара в таможенный орган, уполномоченный на проведение таможенной экспертизы, представляется индивидуальная упаковка с указанной информацией или цветная фотография индивидуальной упаковки.
9. При направлении на таможенную экспертизу проб и (или) образцов товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа, осуществляющего отбор проб и (или) образцов, помещает пробы и (или) образцы товаров в одну упаковку, накладывает (применяет) средства таможенной идентификации, указанные в пункте 11 Порядка, и наносит информационную этикетку способом, исключающим вскрытие упаковки проб и (или) образцов товаров без нарушения целостности средств таможенной идентификации.
10. Информационная этикетка формируется с применением технологии штрих кодирования и содержит следующие сведения:
наименование таможенного органа;
номер пробы и (или) образца;
наименование, краткое описание и количество пробы и (или) образца;
номер таможенной декларации (транспортного (перевозочного), коммерческого и (или) иного документа, представленного в качестве декларации на товары (при наличии);
наименование (фамилия, имя, отчество (при наличии) декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товара (если они установлены);
фамилию, имя, отчество (при наличии) уполномоченного должностного лица таможенного органа, осуществившего отбор и упаковку проб и (или) образцов;
дата упаковки проб и (или) образцов.
11. В качестве средств таможенной идентификации при направлении проб и (или) образцов товаров на таможенную экспертизу применяются:
б) пломбы свинцовые с оттиском;
в) скотч индикаторный (пломбировочный) с наименованием и кодом таможенного органа, осуществившего отбор проб (или) образцов;
г) одноразовые (контрольные) номерные пломбы с наименованием и кодом таможенного органа, осуществившего отбор проб (или) образцов;
д) защитные марки-наклейки с наименованием и кодом таможенного органа, осуществившего отбор проб (или) образцов.
Оттиск номера пломбиратора на пломбе должен полностью читаться без применения дополнительных средств.
Сейф-пакеты применяются в качестве упаковки в отношении следующих проб и (или) образцов товаров:
ювелирных изделий, часов;
пуль, гильз, патронов;
кусковых продуктов, твердых масел;
продукции бумажной промышленности;
химических твердых веществ;
продукции фармацевтической промышленности.
12. При отборе таможенными органами пробы, извлеченной из общего объема продукта и содержащей его компоненты в тех же пропорциях, в которых они присутствуют в общем объеме (за исключением штучного товара, не подлежащего разделению на части), уполномоченное должностное лицо таможенного органа, осуществляющего отбор проб и (или) образцов, разделяет ее на три равные части, помещает в упаковку одинаковой формы, объема и цветовой гаммы, наносит информационную этикетку способом, исключающим вскрытие упаковки части пробы и (или) образца товара без нарушения целостности упаковки.
13. Пробы и (или) образцы товаров (материалы, документы), необходимые для проведения таможенной экспертизы, доставляются уполномоченным должностным лицом таможенного органа не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем оформления акта, в структурное подразделение таможенного органа, уполномоченного на проведение таможенной экспертизы, либо в иную экспертную организацию (иному эксперту).
Доставка отобранных проб и (или) образцов товаров, подвергающихся быстрой порче, или иных товаров, требующих особых условий доставки и хранения, в отношении которых в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации применяются запреты и ограничения и (или) меры защиты внутреннего рынка, осуществляется с соблюдением условий транспортировки, обеспечивающих неизменность свойств и состава отобранных проб и (или) образцов товаров, не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем их отбора.
14. На пробы и (или) образцы товаров размером более 100 см по любому из параметров (ширина, высота, длина) наносится информационная этикетка. При этом допускается не помещать такие пробы и (или) образцы в единую упаковку.
15. В случае невозможности транспортировки образцов товаров в таможенный орган, уполномоченный на проведение таможенной экспертизы, таможенный орган, осуществляющий отбор проб и (или) образцов, производит фотографирование объектов исследования в графическом формате хранения изображений с минимальным размером изображения в пикселях по ширине и высоте 1600 x 1200 px и глубиной цвета не менее 24 бит и направляет в таможенный орган, уполномоченный на проведение таможенной экспертизы, посредством ЕАИС ТО для организации осмотра и исследования таможенным экспертом (экспертом) образцов товаров в месте их нахождения (хранения).
16. Результаты таможенной экспертизы обязательны для применения таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, за исключением случаев назначения дополнительной и (или) повторной таможенной экспертизы.
Товар, расфасованный в потребительскую упаковку массой брутто от 100 до 1000 граммов, предоставляется для проведения исследований в количестве трех упаковок.
Товар, расфасованный в потребительских упаковках свыше 1000 граммов, предоставляется для проведения экспертных исследований в количестве одной упаковки.
Товар, не разрушаемый в процессе экспертных исследований (меховое изделие, телевизор), предоставляется в одном экземпляре.
Количество (объем) проб и (или) образцов товаров, необходимое для проведения экспертных исследований, представлено в таблице: