чем регламентируется деятельность гск
Бухгалтерская правда о жизни ГСК
Гаражно-строительные кооперативы – заметный элемент городской инфраструктуры. На стадии строительства кооператив выступает инвестором. Его текущая некоммерческая деятельность связана с эксплуатацией гаражей. Однако ГСК вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность. Расскажем об основных документах ГСК и особенностях учета в этих организациях.
Как правило, широкое распространение каких-либо организационных форм порождает целый ворох регулирующих документов. Нормативные акты детально регламентируют их деятельность. С ГСК дело обстоит иначе.
Почти правовой вакуум
Вести деятельность ГСК в рамках закона – задача не из легких. Для начала необходимо написать полноценный устав. Несоответствие устава требованиям законодательства может повлечь ликвидацию ГСК по иску налоговых органов. Это возможно, если суд сочтет, что при создании юридического лица были допущены грубые нарушения, носящие неустранимый характер (п. 2 ст. 61 ГК РФ). И тогда впереди сюжет «покруче», чем в кинокомедии Эльдара Рязанова «Гараж», с участием «звезд» налоговых и прочих солидных инстанций.
Чтобы составить представление о ГСК, настойчивый исследователь вопроса вынужден по крохам собирать элементы правовых норм.
ГСК – разновидность потребительского кооператива. Цель создания ГСК – удовлетворение потребности его членов в хранении автомобилей. Гражданский кодекс характеризует потребительский кооператив как некоммерческую организацию. Но к потребительским кооперативам закон «О некоммерческих организациях» не применяется (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).
Гражданское законодательство устанавливает, что правовое положение потребительского кооператива, права и обязанности его членов определяются специальными законами (п. 6 ст. 116 ГК РФ). Однако для гаражно-строительных кооперативов в отличие от жилищных или садоводческих отдельный закон не принят. А действие закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» на ГСК не распространяется (ст. 2 Закона РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1). Кроме Гражданского кодекса для гаражных кооперативов применяется Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. № 8998-XI. Этот закон содержит ответы на некоторые принципиальные вопросы для ГСК. Например, пункт 1 статьи 11 определяет, что численность членов кооператива не может быть менее трех человек. А в пункте 2 статьи 14 прямо говорится, что участие члена кооператива в принятии решений на общем собрании не может быть поставлено в зависимость от размера его имущественного взноса.
Взносы членов кооператива
Кроме того, ГСК характеризуется специфическими отношениями собственности на недвижимое имущество. Источником имущества вновь созданного ГСК являются взносы его членов. При этом Гражданский кодекс выделяет лишь паевые и дополнительные взносы. Характеристики взносов подлежат раскрытию в уставе. Определения вступительного и паевого взносов можно «позаимствовать» из Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (п. 4, 5 ст. 2). Термин «целевые вносы» применяется садоводческими, огородническими и дачными объединениями граждан (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ).
Размер паевых взносов определяется как частное от деления стоимости строительства по смете на число машиномест. В уставе необходимо предусмотреть возможность изменения размера паевых взносов по мере уточнений сметной стоимости на этапах строительства.
Два последних способа инвестирования для ГСК неприемлемы. В договоре простого товарищества, заключаемого заказчиком-застройщиком для осуществления предпринимательской деятельности, не вправе участвовать некоммерческая организация (п. 2 ст. 1041 ГК РФ). А предоставление займа строительной организации может быть расценено налоговыми органами как нецелевое использование взносов. И тогда эти средства в качестве внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ) будут признаны объектом обложения налогом на прибыль (письмо УМНС России по г. Москве от 2 июля 2003 г. № 26-12/35565).
Что касается договора участия в долевом строительстве, то его заключение предъявляет повышенные требования к застройщику. Эти сделки пока не имеют широкого распространения.
Практически самой доступной для ГСК формой остается предварительный договор купли-продажи (ст. 429 ГК РФ). Такой договор для строящегося объекта недвижимости в государственной регистрации не нуждается (п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. № 59).
Инвестиционные контракты заказчиков-застройщиков могут иметь различные обременения – скажем, условие о выделении в строящемся объекте доли города. Финансирование доли города будет осуществляться за счет целевых взносов членов кооператива. При этом безвозмездная передача объектов основных средств органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления не признается объектом обложения НДС (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).
И наконец построили
До ввода в эксплуатацию имущество находится в собственности ГСК как юридического лица (при условии государственной регистрации прав на него). А вот у членов кооператива не возникает необходимости изначально оформлять государственную регистрацию перехода права собственности, как это предписывает Гражданский кодекс в других случаях (п. 2 ст. 223 ГК РФ). Законодательством установлено, что машиноместа в функционирующем гараже принадлежат участникам кооператива, полностью внесшим за них паевой взнос (п. 4 ст. 218 ГК РФ). Таким образом, право собственности члена кооператива не зависит от факта его государственной регистрации. Хотя госрегистрацию своих прав члены ГСК все же проводят.
На балансе ГСК остаются лишь площади общего пользования. Гараж становится объектом долевой собственности (ст. 244 ГК РФ).
На практике с членов кооператива взимают не только членские, но и вступительные, а также разнообразные целевые взносы. Все эти сборы по сути источник финансирования административно-хозяйственной деятельности и ряда целевых программ, способ предотвращения убытков по окончании календарного года. За основу структуры финансирования можно принять понятия паевого фонда и неделимого фонда, введенные названным выше законом о потребительской кооперации.
Целевое финансирование ГСК за счет взносов его членов отражается на синтетическом счете 86 «Целевое финансирование», учет которого ведется в разрезе субсчетов «Организационные расходы», «Текущая деятельность», «Капитальные вложения в строительство».
Начисление же членских взносов проводкой «Дебет 76 Кредит 86» бухгалтер делает только в отношении принятых членов кооператива: обязательства будущих, неизвестных участников отразить невозможно. В этом случае убыток ГСК на конец отчетного периода возникает, если дебетовое сальдо счета 26 «Общехозяйственные расходы» превышает кредитовое сальдо счета 86 по статье «Текущая деятельность». Тогда для закрытия счета 26 приходится привлекать счет 91 (субсчет «Прочие расходы»), который и сформирует кредитовый остаток по счету 99. Убытки кооператива подлежат покрытию за счет дополнительных взносов его членов. Члены ГСК солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах дополнительного взноса. Субсидиарная ответственность означает, что кредитор вправе предъявить требования к членам кооператива, если последний его требование не удовлетворит (ст. 399 ГК РФ). Кредитор, который не получил полного удовлетворения, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Они остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
Текущая деятельность ГСК связана с эксплуатацией гаража и не преследует цели извлечения прибыли. Однако ГСК вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность.
Предпринимательская деятельность кооператива может быть связана с предоставлением в аренду свободных помещений общего пользования, оказанием индивидуально возмездных услуг автовладельцам по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств. В этом случае бухгалтерия должна обеспечить раздельный учет расходов ГСК, относящихся к коммерческой и некоммерческой деятельности. А если раздельный учет не ведется, то целевое финансирование в виде взносов членов кооператива попадет под налогообложение по налогу на прибыль (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Выплаты наемным работникам кооператива облагаются ЕСН и взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.
И бухгалтеру ГСК, и его членам важно знать, что доходы кооператива от предпринимательской деятельности подлежат распределению между его членами (п. 5 ст. 116 ГК РФ). В законе о потребительской кооперации применительно к такой ситуации используется понятие «кооперативные выплаты». Не следует забывать, что доходы членов ГСК подвергаются дополнительному налогообложению: для граждан производится удержание НДФЛ по ставке 13 процентов. А вот для своих членов-организаций ГСК налоговым агентом не выступает – эти доходы в целях налогообложения прибыли организации учитывают самостоятельно (в составе внереализационных доходов).
Налог на имущество ГСК платит только за то имущество, которое находится на его балансе. В пассиве баланса в соответствие этой доле ставится добавочный капитал по счету 83 (письмо Минфина России от 14 августа 2001 г. № 16-00-14/390). За машиноместа, находящиеся в собственности членов кооператива, налог на имущество должны уплачивать собственники.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Гаражно-строительные и погребные строительные кооперативы
Правовые основы деятельности.
Согласно сложившейся практике для приобретения гаражей и погребов граждане объединяются в потребительские гаражно-строительные (ГСК) и погребные строительные кооперативы (ПСК), правовую основу деятельности которых составляют нормы гражданского законодательства. Потребительским кооперативом (далее — Кооператив) признаётся добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Порядок создания, организации и деятельности Кооператива регламентируется:
Уплата паевых взносов членами Кооператива относится к числу недоговорных способов привлечения денежных средств граждан для строительства нежилых помещений, не предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 214-ФЗ). В отличие от правоотношений по поводу долевого строительства объектов недвижимости, которые основаны на договоре двух лиц — гражданина (физ.лицо) и застройщика (юр.лицо), отношения между Кооперативом и его членами основаны на Уставе этого кооператива (Кооператив — юр.лицо, а граждане — его участники).
Прием в члены Кооператива.
Прием гражданина в члены Кооператива осуществляется в порядке, определенном в Уставе Кооператива.
На практике приобретение статуса члена Кооператива осуществляется по аналогии с порядком, установленным нормами Жилищного кодекса РФ (ст. 121) для жилищно-строительного кооператива. Порядок приема в члены Кооператива, после соблюдения которого гражданин приобретает статус члена Кооператива, устанавливается в Уставе. Как правило, прием в члены Кооператива производится путем принятия общим собранием членов Кооператива соответствующего решения, в результате рассмотрения поданного гражданином заявления о вступлении в члены Кооператива.
Членство в Кооперативе может быть подтверждено справкой (выпиской из решения) Кооператива, выдаваемой по заявлению его члена.
Права и обязанности членов Кооператива.
Права и обязанности членов кооператива определяются уставом Кооператива. В связи с этим до вступления в члены Кооператива необходимо ознакомиться с его Уставом.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 116 ГК РФ члены Кооператива:
• обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов;
• совместно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Основные риски, связанные с членством в Кооперативе.
Вступая в Кооператив для строительства нежилых помещений (гараж, погреб) гражданин несет определенные риски:
1) Члены Кооператива прежде всего несут риск того, что главная цель создания кооператива — постройка нежилого помещения может быть не достигнута по каким-либо причинам (невозможность получения разрешительных документов, проблемы реализации проекта, включая финансовые и т.п. трудности);
2) Риск удорожания строительства также несут члены Кооператива;
3) Если сроки строительства сорваны по вине самого Кооператива, то перед своими членами ответственности он нести не будет.
4) Кооператив, являясь застройщиком или инвестором строительства, непосредственно не несет гарантийных обязательств по поводу построенных нежилых помещений перед своими членами;
5) Специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за деятельностью Кооперативов, отсутствует.
Данные риски являются существенными и влияют на защиту прав и законных интересов членов Кооператива и усиливаются в несколько раз, когда органы управления Кооперативом связаны со строительными, инвестиционными и т.п. компаниями, участвующими в строительстве объекта, а так же когда члены Кооператива самоустраняются от участия в его деятельности.
Возможные нарушения Кооперативом порядка привлечения денежных средств граждан для строительства нежилых помещений.
В случае несоблюдения порядка приема в члены Кооператива, установленного его Уставом, денежные средства, внесенные гражданином, не являются паем, а он не является членом Кооператива. В данном случае Кооператив неправомерно привлекает денежные средства граждан для целей создания объекта недвижимости.
Следует отметить и другой способ привлечения денежных средств. Гражданин вступает в члены Кооператива в соответствии с Уставом, но при этом с данным лицом заключается какой-либо договор (соглашение), содержащий условия включения его в члены Кооператива, оплаты членских взносов, внесения паевых взносов и т.п. При этом денежные средства от гражданина принимаются Кооперативом на основании указанного договора (соглашения).
Согласно ч. 2 ст. 116 ГК РФ условия о размере, составе и порядке внесения паевых взносов членами Кооператива должны содержаться в его Уставе. Таким образом, для возникновения правоотношений между Кооперативом и его членами не требуется заключение каких-либо договоров (соглашений), а принятие денежных средств граждан для строительства объекта на основании таких договоров противоречит нормам действующего законодательства.
Встречаются случаи, когда заключение договора (инвестирования, строительного подряда, паенакопления и т.д.) с гражданином, желающим вступить в члены Кооператива, приравнивается последним к приему в члены Кооператива. В действительности в данном случае лицо, заключившее договор с Кооперативом, не становится его членом, а вступает в правоотношения с Кооперативом в соответствии с предметом договора, нередко на незаконных основаниях. Таким образом, в сравнении с участием в Кооперативе, правоотношения, основанные на договорах участия в долевом строительстве, подлежащих государственной регистрации, являются более защищенными с правовой точки зрения.
При вступлении граждан и (или) юридических лиц в правоотношения, основанные на членстве в Кооперативе и внесении ими денежных средств на строительство объектов недвижимости должно соблюдаться в полном объеме гражданское законодательство Российской Федерации. Только в этом случае граждане и юридические лица будут полноценными участниками указанных правоотношений.
В случае нарушения гаражно-строительным (ГСК) или погребным строительным кооперативом (ПСК), с которым Вы заключили какой-либо договор, Ваших прав и законных интересов, а также законодательства об участии в долевом строительстве Российской Федерации, Вы можете обращаться в Государственную инспекцию Алтайского края, либо в правоохранительные органы.
Чем регламентируется деятельность гск
1. Одноэтажные гаражи, которые блокированы общими стенами с другими одноэтажными гаражами, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости как о помещениях в здании или сооружении, признаются самостоятельными зданиями. Внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости осуществляется путем указания на вид объекта «здание» и на его назначение «гараж» на основании заявления:
1) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, по месту нахождения такого гаража;
2) собственника такого гаража;
3) гражданина, которому предоставлен земельный участок, занятый таким гаражом;
4) лица, уполномоченного решением общего собрания членов гаражного кооператива, членом которого является гражданин, использующий такой гараж.
2. При внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в соответствии с частью 1 настоящей статьи:
1) здания или сооружения, в которых в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости были расположены указанные помещения, снимаются с государственного кадастрового учета при условии, что права на эти здания или сооружения не были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) сведения о назначении или наименовании указанных помещений исключаются из Единого государственного реестра недвижимости.
3. Органы местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов вправе осуществлять мероприятия, направленные на выявление лиц, использующих расположенные в границах соответствующих муниципальных образований гаражи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, и оказывать содействие гражданам в приобретении прав на них и на земельные участки, на которых расположены гаражи. Состав указанных мероприятий и порядок их осуществления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Мероприятия, направленные на выявление указанных лиц и оказание содействия гражданам в приобретении прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены, вправе осуществлять органы местного самоуправления муниципальных районов. Органы местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечить выполнение кадастровых работ или комплексных кадастровых работ в отношении объектов, указанных в настоящей части. При этом отсутствие прав на указанные объекты не является препятствием для выполнения кадастровых работ или комплексных кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета указанных объектов на основании документов, подготовленных по результатам таких работ.
4. Для целей настоящего Федерального закона понятия «гаражный кооператив», «гаражно-строительный кооператив» и «гаражный потребительский кооператив» признаются равнозначными. Особенности создания и деятельности гаражного кооператива, гаражно-строительного кооператива или гаражного потребительского кооператива определяются законом о гаражных объединениях.
5. Объекты, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, которые в соответствии с правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами либо в соответствии с записями Единого государственного реестра недвижимости имеют наименование или назначение «гаражный бокс», признаются гаражами.
6. В предусмотренную статьей 39.36-1 Земельного кодекса Российской Федерации схему размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, могут быть включены гаражи, являющиеся некапитальными сооружениями, возведенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также места стоянки для технических и других средств передвижения инвалидов, предоставленные им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
7. В период рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка, на котором расположен гараж, в соответствии со статьей 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления не вправе принимать решения, предусмотренные пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правительство РФ предлагает систематизировать правовое положение и деятельность гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также оформление прав на объекты гаражного назначения
Проект регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием индивидуальных гаражей, коллективных гаражей, машино-мест, созданием гаражных кооперативов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц, связанных
с хранением транспортных средств, и устанавливает особенности возникновения прав граждан на созданные (создаваемые) индивидуальные гаражи, машино-места, предоставления земельных участков, на которых расположены индивидуальные гаражи, коллективные гаражи, а также особенности гражданско-правового положения гаражных кооперативов.
Оговаривается, что проект не регулирует правоотношения, связанные, в частности, с созданием и использованием гражданами и юридическими лицами гаражей:
являющихся объектами вспомогательного использования по отношению
к объектам индивидуального жилищного строительства, садовым домам, объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения, в том числе связанных с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств;
предназначенных для хранения техники и оборудования, необходимых для обеспечения деятельности государственных органов, их территориальных органов, органов местного самоуправления, организаций, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления, а также транспортных организаций;
находящихся в многоквартирных домах и объектах коммерческого назначения, а также подземных гаражей.
Проектом в числе прочего:
закрепляются понятия «индивидуальный гараж», «коллективный гараж», «некапитальный гараж», «машино-место» и др.;
устанавливается механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, определяется перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими объектами гаражного назначения;
определяются правовое положение гаражных кооперативов и их членов, особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены индивидуальные, коллективные гаражи;
устанавливается порядок размещения некапитальных гаражей на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
уточняется, что инвалиды имеют право на внеочередное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства индивидуального гаража или на использование земель или земельного участка для размещения некапитального гаража без предоставления земельного участка и установления сервитута, в порядке, установленном Земельным кодексом РФ;
субъектам РФ предоставляется право определять перечень документов, необходимых для приобретения гражданами прав на земельный участок, на котором расположен объект гаражного назначения.
Проект включает в себя ряд переходных положений.
В частности, предусматривается, что понятия «гаражный кооператив», «гаражный потребительский кооператив» и «гаражно-строительный кооператив» являются равнозначными.
Учредительные документы, а также наименования указанных организаций, подлежат приведению в соответствие с соответствующим федеральным законом при первом изменении учредительных документов указанных организаций.
Объекты недвижимости, являющиеся одноэтажными зданиями, сооружениями, помещениями в одноэтажном здании, в котором нет иных помещений, за исключением помещений, предназначенных для размещения транспортных средств и иных материальных ценностей, необходимых для эксплуатации транспортных средств, признаются индивидуальными гаражами.
Объекты недвижимости, предназначенные исключительно для размещения транспортного средства и являющиеся помещениями в зданиях, индивидуально-определенными частями здания или сооружения, которые не ограничены либо частично или полностью ограничены строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которых описаны в установленном законодательством
о государственном кадастровом учете порядке, являются машино-местами.
Объекты недвижимости, являющиеся зданиями, имеющими два и более этажа, состоящие из машино-мест и иных помещений, а также одноэтажными зданиями, состоящими из не имеющих между собой стен машино-мест, являются коллективными гаражами.
Собственнику машино-места принадлежит доля в праве собственности на имущество общего пользования в коллективном гараже, за исключением земельных участков общего пользования в границах территории гаражного назначения, пропорционально площади такого машино-места со дня регистрации права собственности на машино-место.
До 1 января 2022 года органы местного самоуправления поселений или городских округов осуществляют мероприятия, направленные на выявление правообладателей расположенных в границах соответствующих муниципальных образований индивидуальных гаражей и машино-мест, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, и оказание содействия гражданам в приобретении прав на них и на земельные участки, на которых расположены индивидуальные или коллективные гаражи. Состав указанных мероприятий и порядок их осуществления устанавливаются законами субъектов РФ.