чем полезны эстафеты для детей
Игры-эстафеты как средство физического развития детей дошкольного возраста
Елена Чеблокова
Игры-эстафеты как средство физического развития детей дошкольного возраста
Среди разнообразных средств физического воспитания дошкольников большое место занимает игра. Согласно ФГОС детского сада предусмотрено широкое использование подвижных игр. Их рекомендуется проводить в разное время дня. С помощью подвижных игр у детей можно развивать важнейшие физические качества: ловкость, силу, выносливость, воспитывать выдержку, настойчивость, смелость, решительность, находчивость.
В деле совершенствования двигательных умений и навыков, формирования морально-волевых черт личности, особая роль отводится играм-эстафетам.
Игра-эстафета – одна из разновидностей бессюжетных подвижных игр с элементами соревнования. Они вполне доступны детям дошкольного возраста.
В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач: а) закрепление и совершенствование навыков основных движений; б) развитие ориентировки в пространстве; в) воспитание смелости, решительности, организованности, дисциплинированности. Формирование таких свойств ловкости, как точность, быстрота, координация.
Соревновательный момент усиливает интерес детей к играм, способствует их вниманию, позволяет повышать двигательную, эмоциональную и творческую активность детей. Таким образом, в каждой игре происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.
Отличительным признаком игр-эстафет является выполнение комбинированных действий поточно, по одному или по двое детей одновременно от каждой команды.В играх преобладают следующие виды движений и их сочетания: бег с метанием, подлезанием или перелазанием, бег с сохранением равновесия на различных снарядах; бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в ящик или корзину и т. д. В каждой игре, в зависимости от её сложности, содержится в определённом сочетании три, пять, десять и более видов основных движений, знакомых детям.
Для организации игры-эстафеты обязательно деление детей на команды, между которыми происходит состязание.
Правила игр-эстафет составлены так, что они способствуют проявлению инициативы и находчивости каждого ребёнка, поэтому воспитатель должен добиваться добросовестного их выполнения.
В играх-эстафетах дети более самостоятельны и активны, чем во время выполнения физических упражнений. Участвуя в играх, дети усваивают нормы взаимоотношений в коллективе, учатся справедливо оценивать действия товарищей, добиваться победы в соревнованиях, преодолевать собственную робость, выполнять преодолеваемые требования.
Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды двигательной активности чередуются с интервалами отдыха. Но эмоциональная насыщенность этого периода остаётся высокой, так как внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает.
Игры-эстафеты основаны на решении ряда дидактических задач, требующих от детей значительных усилий. В связи с этим, детей следует знакомить сначала с более простыми играми, а затем переходить к сложным. На начальных этапах разучивания игр-эстафет следует добиваться правильности, чёткости выполнения движений, постепенно увеличивая их скорость.
Усложнения игр-эстафет нужно проводить таким образом: постепенно увеличивая количество препятствий в игре, изменяя их расположение и способы выполнения заданий, вводить дополнительные, предварительно разученные движения, увеличивая площадку для игр, усложнять правила, регулирующие взаимодействие детей.
Величина нагрузки в игре зависит не только от её продолжительности, качества препятствий, сложности сочетаемых движений, точности выполнения, но и от темперамента детей, их подготовленности. В большой степени нагрузка зависит и от того, где проводится игра – в зале, или на участке на дорожке препятствий. Всё это делит игры-эстафеты на три группы: а) малой; б) средней; в) большой интенсивности.
К первой группе, играм малой интенсивности, относятся игры-эстафетынесложного характера со следующими видами движений: ходьба и бег с перелазанием, пролезанием, подлезанием, перешагиванием, влезанием и спрыгиванием. В таких играх дети усваивают очерёдность выполнения движений и правила передачи эстафеты.
Приведу пример одного варианта игры «Не сбей кеглю».
Три, равные по количеству и силам, команды выстраиваются в одну колонну по одному за линией, интервал между командами не менее 1 м. Напротив каждой команды и линии, на расстоянии 1м друг от друга поставить 3 ящика /65х55 см. глубина 40 см/; впереди к ящикам приставить кубы /40х40х40 см/; в полутора метрах от кубов, расставить на расстоянии 1 метра друг от друга 5 кеглей. В противоположном конце зала, или площадки, в 10 метрах от линии, положить в колечки 3 резиновых мяча /диаметром 20 см/. По сигналу воспитателя первые игроки влезают в ящик, затем вылезают из него и поднимаются на куб, спрыгивают с куба, пробегают змейкой между кеглями и, взяв мяч, возвращаются обратно, также бегая между кеглями, но не влезая в ящик и не поднимаясь на куб, дальше передают мяч следующему игроку своей команды.
Очередной игрок выполняет задание с мячом в руках и, положив мяч в колечко, возвращается обратно, огибая змейкой кеглю. Он передаёт эстафету следующему игроку, касаясь его плеча рукой и т. д. Побеждает команда, игроки которой первыми и без нарушения правил закончили игру.
Ко второй группе, играм средней интенсивности, относятся игры-эстафеты более сложного характера. В них увеличивается количество препятствий, используется крупный и мелкий инвентарь и оборудование, вводятся дополнительные движения и т. д. Во время выполнения задания, дети преодолевают препятствия, сочетая бег с перепрыгиванием, ведением мяча одной рукой и броском его в ящик или в корзину и т. п. В играх средней интенсивности исходные положения детеймогут быть различными: стоя в колонне по одному; по двое; сидя, лицом по направлению движения. От построения зависит прядок и способы выполнения движений.
К таким играм относятся игры-эстафеты: «Эстафета с обручами и мячами», «Кто скорее снимет ленту?», «Быстрые баскетболисты» и многие другие.
Игры-эстафеты большой подвижности (третья группа) рассчитаны на физически хорошо подготовленных детей. Количество препятствий в игре увеличивается до десяти и более. К исходным положениям добавляются положения сидя спиной по направлению движения. Значительно возрастает скорость выполнения игрового задания. Так, дети могут преодолевать дистанцию 50-70 метров, сочетая бег с препятствиями пробегание по бревну и по качающейся доске, метанием в цель и т. д. Игровое задание может выполняться без пауз или с интервалами 5-10 секунд. Игры большей подвижности лучше проводить в большом зале или на площадке не более трёх раз.
Игры-эстафеты третьей группы отличаются от предыдущих предъявлением значительных требований к органам дыхания, кровообращения, нервной системы. Эти игры проводятся с большой амплитудой с нагрузкой на все мышцы. Большинство игр этой группы следует проводить в летнее время на дорожке препятствий.
Для таких игр нужно использовать дорожку длиной 50метров и шириной 2,5метра. На ней располагаются 1. Забор /высота 65 см, ширина 2м/;2. Башня для пролезания /высота 65см, ширина пролётов 1метр, расстояние 22см и 45см/;
3. Барьеры /высота стоек 65 см, расстояние между ними 70 см/; 4. Качающиеся доски /длина 2метра, ширина 20 см, толщина 5 см/, которые кладутся на чурбачок /диаметр 20 см, длина 40 см/. Пенёчки разной высоты /20, 30,40,50 см/, по четыре штуки и по два пенька, высотой 60 см, диаметр всех пеньков 35 см.
На дорожке препятствий устанавливается также стационарное оборудование: бумы, перекладины для подвесных снарядов, верёвочных лестниц, колец; комплексная гимнастическая стенка, состоящая из 4 наклонных лестниц и двух пролётов вертикальной гимнастической стенки; стенка для метания. На стенке закрепить мишень и два баскетбольных щита с корзинами.
Дорожку препятствий целесообразно использовать не только для проведения игр-эстафет, но и для выполнения упражнений, способствующих формированию и совершенствованию различных двигательных навыков. К третьей группе относятся такие игры: «Чья команда быстрее соберётся?», «Чья команда возвратится раньше?» и многие другие. В таких играх побеждает команда, игроки которой первыми и правильно выполняли упражнения. В организации и проведении игры-эстафеты особая роль отводится воспитателю. Воспитатель должен хорошо знать содержание игры и её правила, чтобы чётко, ясно и последовательно объяснить их детям, а также объяснить условия определения победителя. Педагогу необходимо тщательно продумывать, как разместить инвентарь в зале, на площадке, чтобы во время занятия не было никаких задержек.
Важным моментом организации игр-эстафет является распределение детей на команды, равные по силам. На начальных этапах разучивания игры ведущее место отводится показу движений, который обязательно должен подкрепляться объяснением. Даже старшим детям легче копировать образец педагога, поэтому при разучивании сложных игр-эстафет иногда можно использовать приём практического выполнения игрового задания вслед за воспитателем. По ходу игры ребёнку нужно несколько раз самостоятельно переключаться с одного вида движений на другой, одновременно преодолевая различные препятствия. Педагог при этом должен ободрить детей, у которых что-то не получается, подсказать, как следует выполнять задание.
Во время игры педагог должен находиться у препятствия, чтобы оказать помощь и подстраховку некоторым детям.
В конце игры объявить итоги: «победа» или «ничья», кратко проанализировать исход игры, раскрыть ошибки детей и причины неудачи команды в целом, поощрить победителей; вручить знаки отличия /флажок/; присвоить звание /чемпион игры-эстафеты/, предоставить победителю право уборки инвентаря и т. д.
При подведении итогов можно предлагать детям самим оценивать свои действия и действия товарищей. Это воспитывает у детей чувство коллективизма, самостоятельность, ответственность за свои поступки. Целенаправленное проведение игр-эстафет на физкультурных занятиях под руководством инструктора по физической культуры, воспитателя способствуют у детей развитию ловкости, быстроты, выносливости. А также оказывает положительное влияние на улучшение деятельности организма ребёнка и повышения его физической подготовленности.
Якутские настольные игры как средство развития детей дошкольного возраста МБДОУ Детский сад № «Сардана» с. Дюпся свою воспитательно – образовательную деятельность осуществляет на национально – традиционных аспектах,.
Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста» (Слайд 2) Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.
Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, в последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают,.
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста. Пальчикоаые игры как средство развития речи детей раннего возраста. У детей в возрасте от 2-3 лет еще только начинает развиваться речь,.
План по самообразованию по теме «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Этап работы над темой:1 год. Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи:1. Интегрировать.
Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым, необходимо с раннего детства уделять большое внимание физическому воспитанию, потому что.
Самообразование «Народные игры как средство физического развития детей» Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу,.
Статья «Игры-имитации как средство развития креативности детей дошкольного возраста» Музыкальные игры-имитации как средство развития креативности детей дошкольного возраста Подготовила: музыкальный руководитель Границына.
Игры-эстафеты как средство физического развития ребенка формирование его эмоциональной сферы ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ В МАДОУ Мечта Группа «Логовичок» Игры-эстафеты для детей 5лет. Подгготовила: воспитатель Иванова А. В. Тема: «Игры-эстафеты.
Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста На первом этапе мы определили уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы. База проведенного исследования: Детский сад № 10.
Автор: Гейм Наталья Сергеевна
В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
В детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, в последствии формируется вся двигательная деятельность человека. Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание.
На шестом году жизни у детей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут самостоятельно соблюдать простые правила, играя вначале небольшим коллективом, а затем уже всей группой. Постепенно детям данного возраста становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал.
♦ Побуждать детей к активности к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности);
♦ Повышение эмоционального тонуса каждого из детей;
♦ Учить детей правильно выполнять эстафеты.
Так же для разнообразия занятий по физической культуре и игр-эстафет используется мультимедийная презентация:
1. мультимедийная презентация делает процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;
2. оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;
3. обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
4. делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
5. способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
6. используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями;
7. позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы;
8. повышают качество педагогического труда.
С детьми старшей группы провела работу:
С сентября 2013- по май 2015уч.год
Проведение мероприятий за 2 года
1.Утренняя гимнастика, гимнастика на улице и гимнастика после сна
2.Занятия, с использованием нетрадиционного оборудования
3.Физкультурные занятия на прогулках и в спортивном зале
4.Игры-эстафеты в вечернее время
5.Досуг с участием родителей и детей
6.Мастер класс для родителей «Фитбол»
6.Открытое мероприятие «Путешествие в Африку»
7.Мероприятие с участием родителей «папа, мама, я – спортивная семья»
8..Открытое занятие «Мой веселый звонкий мяч»
9. «День защитника отечества» спортивный праздник
10. Праздник «Спелых бананов»
11. «В здоровом теле, здоровый дух»
12. «Путешествие в Африку»
Позитивная динамика достижений воспитанников
Об эффективности моей работы говорят результаты диагностических исследований за 2 года. Благодаря внедрению игры-эстафеты у детей наблюдается положительная динамика в развитии физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости. Диагностика развития физических качеств детей проводится на основе методики М.А. Руновой «Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет». При использовании в учебно-воспитательном процессе игр-эстафет у детей повысился уровень физического развития. Это прослеживается не только до результатам диагностики, но и в активном участии детей в спортивных праздниках.
Консультация «Игры-эстафеты как средство развития интереса дошкольников к физической культуре»
Игры-эстафеты как средство развития
интереса дошкольников к физической культуре
В педагогической науке игры-эстафеты рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка, которое способствует развитию физических и умственных норм, этических ценностей общества, правил поведения.
Игры-эстафеты, с использованием спортивных элементов, относятся к такому виду игровой деятельности ребенка,которая способствует формированию различных двигательных способностей: выносливости, силы, гибкости, скоростно-силовых, координационных качеств. В играх-эстафетах развиваются чувства пространства, времени, мышечных усилий, совершенствуются функции различных анализаторов.
Игры-эстафеты являются одним из лучших условий для выработки у детей устойчивых навыков ориентировки. Так, например, с детьми используются специальные игры-эстафеты, в которых выделяются задания на ориентировку в пространстве.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к играм-эстафетам. Увлекательными для них является разнообразие движений в одной игре, в которой они бегают, перелезают, подлезают, проходят по скамье, вспрыгивают и спрыгивают с ящика и т. д., соревновательный характер. В то же время разнообразие заданий, необычность обстановки возбуждают детей и они не всегда слушают внимательно воспитателя.
В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, а игры-эстафеты построены на знакомом материале.
Таким образом, игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей двигательным навыкам и при формировании у них физических качеств.
Выделяют следующие социально-психологические основные функции игры-эстафеты:
1. Социокультурная функция. Ребенок в игре-эстафете ощущает себя одновременно и личностью и членом коллектива и, таким образом, выполняют важные социальные функции.
2. Коммуникативная функция. Игры-эстафеты обязательно содержат в себе общение. Эти игры помогают им найти общий язык, способствует их объединению.
3. Диагностическая функция. Игры-эстафеты помогают определить отклонения в поведении ребенка. Так, например, ребенок, играя, может нарушать правила, в ответственный момент выходит из игры. Если такое поведение повторяется часто, то это заставляют педагога пристальнее понаблюдать за ним, с целью найти причину возникших отклонений. Игры позволяют и самому ребенку диагностировать свои физические силы и способности, личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию.
4. Игротерапевтическая и коррекционная функции. Игра для детей является важным психотерапевтическим средством для снятия стрессовых ситуаций, страхов, интеллектуальных и эмоциональных напряжений.
5. Развлекательная функция. Игры-эстафеты сопровождаются громкими криками, топаньем, смехом, резкими движениями, толканием, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает, он испытывает радость и ему комфортно. Игры-эстафеты способствует созданию защитных механизмов, осуществляющих мощную психоэмоциональную разрядку, которые способствуют возникновению положительных эмоциональных ощущений.
Таким образом проведение игр-эстафет с детьми старшего дошкольного возраста имеет важное значение для развития:
— физических навыков (силы, ловкости, быстроты, выносливости);
— психологических качеств (внимания, мышления);
— эмоционально-волевых (целеустремленности, настойчивость, самооценки) и коммуникативных (умение общаться в группе сверстников, справляться с конфликтными ситуациями, формирование чувства дружбы и т. д.) характеристик.
В практике работы с детьми дошкольного возраста игры-эстафеты проводятся в конце основной части физкультурного занятия вместо подвижной игры, на физкультурных развлечениях, на спортивных праздниках, на прогулках, в походах.
Все игры-эстафеты составляются из движений, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», т. е. выполнение их вполне доступно и интересно детям. Вместе с тем часто меняющееся расположение препятствий в играх, смена способов выполнения игровых заданий, введение дополнительных движений повышают интерес детей, стимулируют проявление различных свойств ловкости.
Все это дает основание разделить игры-эстафеты на 3 группы: малой, средней и большой подвижности.
1.К играм-эстафетам малой подвижности относятся эстафеты со следующими движениями: ходьба и бег с подлезанием, перелезанием, пролезанием, перешагиванием, ползанием, влезанием и спрыгиванием.Основная задача таких игр-эстафет: усвоение детьми очередности выполнения движений и правил передачи эстафеты. Задания выполняются по одному с небольшой скоростью и амплитудой движений. Продолжительность игровых заданий не более 20 сек., повторяется такая эстафета до 5 раз.
2. Средней подвижности: в этих играх увеличивается количество препятствий до 8, используется крупный и мелкий инвентарь и оборудование, вводятся дополнительные движения. Во время выполнения заданий дети сочетают бег с перепрыгиванием, с ведением мяча (одной или двумя руками, броском в корзину и т. д. В играх-эстафетах средней подвижности исходные положения детей могут быть в колонну по одному, по двое, сидя лицом по направлению движения и т. п. Продолжительность игрового задания около 30 сек., повторяется эстафета не более 3 раз.
3.Большой подвижности: это игры-эстафеты для хорошо физически подготовленных детей. Количество препятствий увеличивается до 10. К исходным положениям добавляются — сидя, спиной по направлению движения, лежа на животе и другие. Дети в таких эстафетах пробегают 25-30 м за 45-90 сек. И повторять эти задания можно не более 1-2 раз.
Игры-эстафеты классифицируются по различным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчать подбор игровых заданий для детей дошкольного возраста.
1.По количеству включаемых заданий: делятся на простые и сложные эстафеты.
Простые эстафеты —включают одно или два несложных задания: ведение мяча, перенос предметов, пролезание в обруч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия, перешагивание и пр.
Сложные эстафеты — включают более двух заданий. С учетом содержания заданий могут выступать как полосы препятствий.
2. По требованиям к выполняемым заданиям эстафеты делятся на строго регламентированные и произвольные.
Строго регламентированные эстафеты выполняются заранее утвержденным способом. Педагог во время объяснения заданий игры-эстафеты указывает, каким способом выполняются задания (например, пролезание в обруч, ходьба по веревочке, приставляя пятку к носку, ведение мяча правой рукой и пр.). Такой вариант эффективен при повторении и закреплении упражнений.
3. По характеру перемещений эстафеты делятся на линейные, встречные и круговые.
Линейные. Участники перемещаются прямолинейно или по цепочке, выстроившись в колонну или в шеренгу. Дети передвигаются, выполняя игровые задания, до линии поворота, затем бегом возвращаются в свою команду, передают эстафету и встают в конец строя. Игра-эстафета продолжается до тех пор, пока все участники команды выполнят игровые задания.
Во встречных эстафетах дети каждой команды делятся на две равные части и располагаются на противоположных сторонах площадки. По сигналу педагога выполнение игровых заданий начинает один из участников части команды, стоящей за линией старта. Перемещается игрок на противоположную сторону площадки, передает эстафету первому игроку второй части своей команды и встает в конец строя. Игрок, получивший эстафету, передвигается на противоположную сторону площадки. Игра-эстафета может проводиться до тех пор, пока части команд поменяются местами или пока части команд окажутся на своей стороне — в первоначальном построении.
В круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу, или построены в круг, или, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону, или передают эстафету по кругу.
4. По способу действий участников эстафеты делятся на индивидуальные и коллективные.
В коллективных эстафетах участники передвигаются группами: успех решает согласованность действий всех участников команды; используется поочередное движение, сочетаемое с коллективными действиями.
5.Группируются эстафеты и с учетом вида упражнений: гимнастические; легкоатлетические; игровые (бег, прыжки пр.); лыжные; водные.
Также эстафеты могут быть тематическими (сюжетными) и комическими.
Для того чтобы решить все поставленные задачи, необходимо знать методику проведения игр-эстафет.
В качестве примера рассмотрим методику проведения игры-эстафеты для детей в возрасте 6-7 лет.
При подготовке к проведению игры-эстафетытребуется подготовить площадку:
— обозначить линию старта (стартовая линия цветная, для каждой команды свой цвет); линию поворота (не менее чем в 1,5 м от стены);
— подготовить необходимый инвентарь для эстафет (мячи различных размеров, палки, кегли, обручи, скакалки, веревочки, кольца, флажки, гимнастические скамейки и т. п.) Он должен быть безопасным и ярким, заметным в игре, а его размер и масса должны соответствовать возрасту и функциональным возможностям детей;
— отметить места для построения команд;
— продумать награды (жетоны, медали, грамоты); музыкальное сопровождение.
Перед проведением игр-эстафет педагогу необходимо выучить правила эстафет, последовательность движений в каждой игре-эстафете и разучить с детьми девизы, речевки, познакомить со сложными сочетаниями движений в игре.
Подготовка к эстафетам проходит заранее.
Дети делятся на две-три команды. Команды составляются с одинаковым количеством игроков и приблизительно равные по силам. Деление на команды мальчиков и девочек нежелательно. Заранее выбирают капитанов команд, они дают название своей команде под умелым косвенным руководством воспитателя. Девиз команды выбирается детьми с подачи воспитателя (девизов предлагается несколько, из них выбирается один). Также детьми изготавливается коллективная эмблема, а для каждого ребенка эмблему делают воспитатели. Капитану надевается нарукавная повязка. Воспитателям необходимо заранее подготовить «подарки» участникам эстафет. Команде-победителю готовится большой приз (мяч, скакалки, настольная игра, книга сказок и пр.) и грамота за первое место, проигравшей команде — приз и грамоту за второе/третье место. Всем детям, участвовавшим в играх-эстафетах, готовятся индивидуальные призы (медали, сувениры, жетоны, значки).
Необходимо продумать способ построения участников. Для того чтобы детям было удобно следить за действиями товарищей,можно изменить привычное построение в колонну по одному на другие виды: в колонну по одному, но за детьми более низкого роста; в шахматном порядке; полукругом; в шеренгу (если мало участников).
Объяснение эстафет должно быть очень кратким, четким, понятным. После расстановки детям сообщается название и цель эстафеты, затем содержание (т. е. перечень заданий в за-планированной последовательности их выполнения) и в конце объяснения перечисляются основные правила. Второстепенные замечания, детали и уточнения можно давать по ходу ее проведения. После всех указаний следует ответить на вопросы играющих, если они возникли. Первичное объяснение сопровождается показом движений капитанами или вторым судьей; ребенок, показывающий движения, первый выполняет эстафету.
Руководство процессом игры. Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависят от правильного руководства ею. Необходимо начать игру организованно и своевременно. Задержка снижает эмоциональный настрой участников, уменьшает готовность детей к игре. Во время проведения эстафеты взрослый двигается между линиями препятствий лицом к детям, шагами назад и вперед и словесно помогает выполнению движений — подбадривает детей, подсказывает рациональный способ выполнения задания и последовательность выполнения движений. Далее руководитель внимательно следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков и направляет их действия. Руководитель делает поправки и замечания, не останавливая ход игры. Если большинство участников допускают одинаковую ошибку, то после окончания эстафеты педагог указывает на общие ошибки и вносит поправки.
Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. Сознательная дисциплина содействует лучшему усвоению игры, хорошему настроению ее участников. Необходимо воспитывать у детей сознательное отношение к своему поведению в игре,направлять их на товарищеские поступки: «выручай товарища!», «помогай отстающему!», «добивайся цели вместе со своими товарищами!», «выполни свое задание до конца, иначе проиграет команда!».
В процессе игры надо учитывать наиболее опасные моменты (перепрыгивание через сложное препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, ходьба и бег по гимнастической скамейке, препятствия) и быть готовым к страховке. К этому можно привлекать и детей, не участвующих в игре.
В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Поэтому не рекомендуется сразу проводить игру-эстафету большой подвижности, т. к. это может вызвать чрезмерное мышечное напряжение. Надо обеспечить оптимальные нагрузки каждому ребенку. Интенсивные периоды физической нагрузки следует чередовать с отдыхом, который организуется между играми-эстафетами. Надо учитывать, что с повышением эмоционального состояния играющих нагрузка возрастает. Дети, увлеченные игрой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрягаются. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свое самочувствие. Дошкольникам свойственно переоценивать свои силы, поэтому педагог должен помнить о возрастных и индивидуальных особенностях детей, их состоянии здоровья, не полагаться на желание детей продолжать соревнование.
Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников. Существуют различные методические приемы для изменения нагрузки. Можно увеличивать перерывы между эстафетами, используя их для разбора общих и индивидуальных ошибок, подсчета очков каждой команды, уточнения правил передачи эстафеты, назначения помощников для судейства, сокращать дистанции для пробежек, уменьшать число игровых заданий в последующих эстафетах, менять уставших детей на запасных игроков и т. п. Можно увеличивать подвижность участников игры, добавляя препятствия, увеличивая дистанции пробежек, разделяя команды на части и включая в соревнования встречные эстафеты для повышения активности, изменять исходные положения игроков на старте, делить зал по диагонали.
Продолжительность игры зависит от количества участников, их возраста, содержания игры, от места проведения, темпа, предложенного руководителем. Заканчиваются игры-эстафеты общей ходьбой на месте, упражнениями на восстановление дыхания, пальчиковой гимнастикой, спокойными заданиями (отгадать загадки, собрать головоломку; игры малой подвижности на внимание и др.). Задача этих упражнений — постепенно снизить физическую и эмоциональную нагрузку.
По окончании игры подводятся итоги и оценка игры-эстафеты.
При оценке игры-эстафеты воспитатель отмечает ее положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших игровые задания, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь, и, наоборот, порицает нарушения правил и связанные с этим действия детей. При разборе игры-эстафеты лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты.
Подведение итогов в конце соревнований начинается с проигравшей команды, а команда-победитель объявляется последней. Призы командам вручаются публично. Чтобы сгладить переживания детей проигравшей команды, желательно провести ритуал рукопожатия между командами. Необходимо учить детей переживать неуспех и справляться с негативными эмоциями, однако следует отметить, что игры-эстафеты должны приносить детям радостные переживания. Педагогу необходимо подбадривать детей, вспоминать их успехи и строить планы на дальнейшие победы. Всем детям, участвовавшим в соревновании, вручаются индивидуальные призы (медали, сувениры, жетоны, значки). В группе можно оформить альбом наград с фотографиями, а также может быть оформлена Стена славы «Наши чемпионы» и многое другое.
Элементы соревнований побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности, настойчивости).
Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что прекрасный результат развития физических способностей проявляется в играх-эстафетах – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры-эстафеты, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше, чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют развитию двигательных способностей у дошкольников.
Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края» Интегрированное занятие «Игры Есенинского края»(подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое.
Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.
Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.
Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.
Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.
Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот’ В цетре круга водящий(‘солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.
Сотрудничество с библиотекой как средство развития читательского интереса у детей Неподалёку от нашего садика есть чудесная библиотека – Центральная муниципальная детская библиотека имени Максима Горького. С ней мы познакомились.
Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте «Посткроссинг» еще и.