чем полезен лук для детей
Репчатый лук детям: польза и вред
Знакомый каждому репчатый лук известен человечеству более 6 тысячелетий. По мнению одних исследователей, родиной этого весьма полезного растения является Китай, другие считают, что впервые его стали выращивать в Средней Азии. Жители Древней Руси стали его употреблять с ХII столетия. В настоящее время он используется во всем мире.
Полезные свойства
О пользе лука было известно еще в давние времена. Древние греки использовали его в лечебных целях, римские воины считали, что этот овощ придает мужество и смелость.
В наше время репчатый лук находит широкое применение как в кулинарии, придавая особый вкус блюдам, так и в качестве лекарственного средства в традиционной и народной медицине. И это не случайно.
Полезные свойства репчатого лука связаны с его составом:
Лечебные свойства репчатого лука
Репчатый лук оказывает на организм ребенка множество полезных эффектов.
Воздействие лука на организм многогранно:
Богатый фолиевой кислотой лук способствует нормальному развитию малыша еще на внутриутробном этапе.
Вне зависимости от того, в каком виде ребенок будет употреблять лук (сырым, печеным или вареным), обеспечен положительный эффект при лечении железодефицитной анемии.
Бактерицидное или дезинфицирующее действие лука за счет содержащихся в нем фитонцидов и эфирных масел используется как в лечении, так и для профилактики вирусных инфекций. Лук называют растительным антибиотиком.
Учитывая низкую калорийность лука (100 г овоща содержат всего лишь 41 ккал), диетологи рекомендуют включать его в рацион при избытке веса тела у детей.
Лук щедро обеспечит организм калием, необходимым для работы сердца. При выпадении и ломкости волос рекомендуется использовать маски из луковой кашицы на волосистую часть головы. Содержащийся в овоще цинк поможет укрепить не только волосы, а и ногти.
Обработка кожи лица срезом лука поможет обесцветить веснушки, способные вызвать комплексы у подростков.
Специфический запах после употребления лука легко удалить: необходимо почистить зубы, затем пожевать веточку петрушки или ядро грецкого ореха, поджаренную корку ржаного хлеба.
Фармацией выпускаются лекарственные препараты на основе репчатого лука, которые назначаются врачами при ряде заболеваний:
«Луковое горе» или вред от лука
Употребление репчатого лука в свежем виде может вызывать раздражение слизистой желудка и повышать кислотность желудочного сока. Как раз поэтому при наличии у ребенка заболеваний пищеварительных органов лук следует им давать тушеный, печеный или вареный.
Чрезмерно частое употребление этого овоща может привести к нарушению сердечного ритма и повышению артериального давления у детей.
Как и любое растение, лук способен вызвать аллергию у ребенка. У детей-аллергиков обострение болезни может спровоцировать употребление лука не только в сыром виде, а и после его термической обработки.
Осторожное отношение к этому овощу потребуется и при заболевании ребенка бронхиальной астмой: приступ может вызвать даже запах лука.
Употребление сырого лука вызывает усиление аппетита. Это следует иметь в виду при диетпитании ребенка с избыточным весом тела.
Советы народной медицины
Рецептов народной медицины по применению репчатого лука в лечении различных болезней множество. Понятно, что лук не является панацеей для всех случаев заболеваний, но избавиться от боли или некоторых других симптомов на время этот овощ поможет.
Но использовать сырой лук можно только после 3 лет и при отсутствии патологии ЖКТ у ребенка. Для уменьшения негативного влияния на слизистую желудка лук рекомендуется принимать с молоком, медом, сахаром. Курс лечения длится от 4 до 7 дней.
Когда начинать давать детям лук, и в каком виде
Вводить в питание малыша лук можно, по мнению педиатров, с 8 месяцев. Он добавляется в супы или овощные пюре, то есть употребляется в вареном (или печеном, или приготовленном на пару) виде.
Лук прекрасно сочетается с пюре из овощей (кабачка, картофеля, тыквы, моркови, капусты) и улучшает его вкус. Начинать вводить лук нужно с небольшого количества (1/4 части небольшой луковицы).
Несмотря на то, что при термической обработке овоща происходит разрушение витаминов (частичное) и фитонцидов (полное), польза от употребления лука ребенком будет:
Сырой лук можно предлагать детям после 3 лет, но не в чистом виде, а с первым или вторым блюдом либо добавляя его в салат. Рекомендуется 1 среднего размера луковицу разделять на 3-4 приема пищи в день. Заболевания органов пищеварения являются противопоказанием к употреблению лука.
Каротин и витамин Е в составе лука лучше усваиваются в сочетании с жирами. К тому же при этом уменьшается раздражающее действие сырого лука на слизистую ЖКТ.
Употреблять лук можно в течение дня в любое время. При приготовлении салата желательно оставить нарезанный лук минут на 15: контакт с воздухом за это время способствует максимальному накоплению полезных свойств в продукте.
Пожевать зеленые луковые перья тоже лучше не на пустой желудок, а после приема пищи. При таком употреблении не только снижается раздражающий эффект на желудок, а и достигается санация полости рта после еды (уничтожаются вредные для зубов микробы).
Как выбирать и как хранить лук
Чтобы лук имел и полезные свойства, и хорошие вкусовые качества, следует правильно его выбирать:
Желтый лук-репка – самый острый. Менее острым является красный лук, еще меньше – белый.
Важно то, что при правильном хранении лука не происходит потеря его полезных свойств.
Для сбережения пищевой ценности лука необходимо обеспечить температуру воздуха 10-12 ⁰С и хорошую вентиляцию. Следует обратить внимание и на влажность в помещении: луковицы быстро высохнут в случае низкой влажности или покроются плесенью при высокой.
Резюме для родителей
Горький на вкус, но такой полезный репчатый лук можно и нужно давать детям. Но малышам с 8 месяцев до 3 лет его следует употреблять только после термической обработки.
Более полезный сырой лук в составе салатов разрешается давать детям с 3 лет при отсутствии заболеваний ЖКТ.
Широко используется лук-репка с лечебной целью по назначению врача и рекомендациям народной медицины.
О свойствах лука в программе «Жить здорово!» с Еленой Малышевой:
Работа по профилактике простудных заболеваний в ДОУ
Светлана Николаевна Фадеева
Работа по профилактике простудных заболеваний в ДОУ
Часто или редко, но все дети болеют простудными заболеваниями. Сокровенная мечта родителей и педагогов – всегда здоровые дети, особенно в канун предстоящих праздников. Например, как сейчас, 23 февраля, 8 Марта. Мы знаем, что дети дошкольного возраста чаще подвержены простудным заболеваниям, чем мы, взрослые.
Чтобы обезопасить детей от постоянных ОРВИ и ОРЗ, в нашем дошкольном учреждении проводится профилактика простуды у детей. Прежде всего, это закаливающие процедуры, соблюдение личной гигиены, проветривание помещений, следование строгому режиму сна и бодрствования детей, частая ежедневная влажная уборка, кварц, фиточай, полоскание рта, массаж и другие. Кроме того, ежедневные прогулки на свежем воздухе, физкультурные занятия, туристические походы, Дни Здоровья.
Наряду с этими профилактическими мероприятиями мы с детьми не забываем и о народных средствах, таких, как лук и чеснок. Ни для кого не секрет, что чеснок и лук для всех детей и взрослых – фаворит в борьбе с простудными заболеваниями. Профилактику простудных заболеваний невозможно представить без этих пряностей. Ведь содержащиеся в чесноке и луке фитонциды эффективно убивают бактерии и повышают сопротивляемость организма к простуде.
О том, что лук и чеснок обладают уникальными лечебными свойствами, знает, наверное, каждый, в том числе и ребёнок из сказок, рассказов. Особенно подробно мы рассказываем о чудодейственных овощах, обладающих антивирусными, противомикробными, обезболивающими, ранозаживляющими свойствами в период тематических недель, например, знакомя детей с темой «Овощи».
Многие мамы доверяют мнению доктора Комаровского, известного педиатра и автора многочисленных книг о детском здоровье и воспитании. Для поддержания иммунитета и профилактики простудных заболеваний он предлагает раскладывать дольки чеснока по комнате.
В качестве профилактики блюдца с чесноком и луком мы расставляем в местах, где находятся наши воспитанники, включая спальную и приёмную. Дети вдыхают фитонциды – целительные ароматические вещества, которые уничтожают болезнетворные бактерии.
Ещё один популярный способ использования чеснока, многим известный, изготовление чесночных бус. Их называют также амулетами, талисманчиками. Самые удобные бусы выйдут из пластикового яйца, капсулы от Киндер – сюрприза. Шилом, лучше раскалённым, чтобы края отверстий не растрескались, в нём проделывают отверстия диаметром с обычный стержень. Сверху крепят шнурок, так, чтобы яйцо висело у ребёнка на уровне груди.
Для одного использования бус понадобится 2 чесночных зубчика. Однако правильные чесночные бусы делают, (и это важно, не из цельного зубчика, (он практически не даёт запаха, его следует разрезать на несколько частей. К сведению! Многие считают, что чесночные бусы действенны до тех пор, пока источают характерный запах. Это не так.
Для того, чтобы фитонциды эффективно «работали» и создавали вокруг ребёнка необходимый противопростудный барьер, их необходимо менять каждые 2-3 часа или регулярно обновлять срезы, чтобы чесночные кусочки не заветривались.
Несомненно, вся наша оздоровительная, профилактическая работа проводится в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года на первой встрече, посвящённой Здоровому Образу Жизни, мы познакомили родителей с проектом «Огород на подоконнике». Убедились после опроса родителей, что у наших детей нет аллергии на лук и чеснок.
Подготовили для родителей консультацию о пользе лука и чеснока. Познакомили их с информационным материалом «Здоровое питание дошкольников».
Оформили стенгазету «Знаете ли вы?» со сменяемыми текстами. Вывесили тематический материал на информационном стенде для родителей «Быть здоровым – здорово!». На странице группы в сети в Контакте выложили презентацию «Чеснок и лук от всех недуг».
Приобрели с родителями контейнеры для посадки лука, чеснока, землю.
И мамы, и папы охотно приносили луковицы в группу.
А также многие попробовали вырастить зелёный лук и чеснок у себя дома на подоконнике, рассказывали, как ухаживали за ними в домашних условиях.
А мама одного из воспитанников, повар по профессии, очень интересно провела познавательное занятие «Детское кафе».
Расширять представление детей о применении лука и чеснока в пищу, продолжать учить подмечать пользу и красоту зелёного лука зимой нам помогала медицинский работник Кошелева Е. Н., которая проводила с детьми интересные беседы о витаминах и полезных продуктах.
Для пополнения знаний о пользе лука и чеснока нам, педагогам, пришлось обратиться к справочникам и энциклопедиям, методическим пособиям. Мы узнали много нового, интересного материала. Например, что существует около четырёхсот видов лука, что в России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке, что даже в бедной семье суп не варили без луковицы, а чеснок – не только приправа, но и защитник от многих болезней.
Мы подобрали художественную литературу по теме: стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки.
Со мной общаться вам бывает сложно.
Без слёз очистить даже невозможно.
Но я полезен очень –вот так штука:
Нет от простуды средства лучше лука!
В своей работе мы стараемся использовать различные технологии, в том числе и информационно-коммуникативную технологию. Помогает нам активизировать детей, вызвать интерес к новым знаниям Детский Интерактивный Развивающий Журнал, в котором представлены развивающие игры по темам, видеоматериалы. Дети с удовольствием смотрели и обсуждали затем увиденный мультфильм «Чипполино».
Продолжали расширять знания детей через различные виды деятельности. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Закрепляли полученные знания в Непосредственно Образовательной Деятельности. Проводились беседы, дидактические игры «Где растёт?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь» в игре «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?».
Были использованы таблицы по мнемотехнике на тему «Овощи».
Любимые игры детей – игровые пазлы «Составь целое из частей». В группе накоплен большой материал по всем лексическим темам.
Отражается тема здорового, полезного питания и в театральной деятельности, в проведении развлечений. Дети с удовольствием инсценировали сказку «Репка».
Любят играть в сюжетно- ролевые игры : «Дом», «Магазин –«Овощи. Фрукты» подвижные игры («Огуречик»).
А также музыкально-дидактические, хороводные игры,например: «Есть у нас огород…в нём зелёный лук растёт…» и другие.
Дети охотно рисовали лучок в подарок для Чипполино и принимали участие в оформлении выставки рисунков и поделок на тему: «Чеснок и лук – мой лучший друг!».
Но самый большой интерес у детей, конечно, по-прежнему, вызывает наш огород на подоконнике. Дети наблюдают за ростом лука и чеснока. Ухаживают за ними, поливают. Сравнивают их по внешнему виду, по скорости роста.
Проводят опыты и эксперименты. Охотно помогают чистить чеснок, делить его на дольки, разрезать безопасными стеками и раскладывать на блюдца.
И обязательно на обед, употребляют его в пищу. Обязательно в сыром виде. Это стало уже нашей славной традицией – есть днём супчик с лучком и чесночком.
Говорят, я горький. Говорят, я сладкий.
Стрелочкой зелёной я расту на грядке.
Вот зелёная стрела к свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп, ведь приправа эта – лук.
Сегодня мы рассказали вам лишь о маленькой крупице того, что делается у нас для здоровьесбережения наших детей. Но мы уверены, что благодаря и этому способу профилактики простудных заболеваний, наряду с другими оздоровительными мероприятиями, наши воспитанники хорошо посещают детский сад и почти не болеют. Нас радует и тот факт, что в группе – один из самых низких показателей по заболеваемости детей в дошкольном учреждении.
Спасает нас от всех недуг чеснок и лук – наш лучший друг!
Пусть и у вас всех будет много верных, надёжных друзей!
И крепкого вам здоровья!
Профилактика простудных заболеваний посредством закаливания организма «Профилактика простудных заболеваний через закаливание организма» Если ребенок часто болеет – родители очень переживают, но не знают, что.
Роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний Дыхательные и голосовые упражнения Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на всех детей. Цель дыхательных упражнений.
Фотоотчет «Детям о прививках и профилактике заболеваний» 24 апреля мы с детьми провели ряд мероприятий по проведению европейской недели иммунизации. Цель: углубление представлений о профессии врача,.
Консультация для родителей и педагогов «Использование метода ароматерапии для профилактики вирусных и простудных заболеваний» Приближается холодное время года, опасное увеличением респираторных заболеваний. В детском саду сосредоточено большое количество детей,.
Консультация для родителей «О профилактике простудных заболеваний у дошкольников в холодное время года» Консультация для родителей : О профилактике простудных заболеваний у дошкольников в холодное время года. Дети в холодное время года и межсезонье.
Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний посредством закаливания организма» Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний через закаливание организма» Если ребенок часто болеет – родители очень.
Памятка для родителей «Профилактика простудных заболеваний» Не такой упорный недуг респираторный. В горле зарершило, из носа потекло, а через два дня появляется кашель. Это отек, который поразил.
Презентация «Мероприятия по профилактике простудных заболеваний в осенний период» Основное условие в период эпидемии гриппа (и не только) – чистота и гигиена. Заболевший ребенок может принести вирусы в группу еще до того,.
Профилактика простудных заболеваний. ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. Последовательность времен года всегда остается одной и той же. И такими же остаются ежегодно сопутствующие.
Польза лука для детей, можно ли давать лук ребенку
С древних времен он известен как невероятно полезный продукт, но все-таки лук в меню ребенка вызывает у родителей много вопросов и сомнений.
Польза и вред лука
Пользу от присутствия овоща в еде трудно переоценить:
Чем может быть вреден лук :
Можно ли давать ребенку лук?
Лук — сложный по составу овощ. Организма малыша расходует много энергии при переваривании и усвоении данного продукта и поэтому лук в прикорме должен появиться намного позже других «общепринятых» овощей.
В ажно следовать некоторым рекомендациям:
С какого возраста можно лук ребенку ?
Как приготовить лук для прикорма малыша ?
Под действием нагрева лук хоть и теряет большую часть полезных веществ, но очень важная клетчатка в нем остаётся.
После 3-х лет в меню малыша лук уже можно добавить в свежем, необработанном виде. Но это только при условии, что у ребенка все хорошо с пищеварением. Можно делать овощные салатики с лучком, а также супы и вторые блюда с добавлением овоща.
Врачи-педиатры считают нормой для ребенка максимум 1 луковицу небольшого размера в сутки, кушать ее нужно не сразу, а за несколько приёмов.
Запечённый овощ сохраняет гораздо большее количество ценных веществ, нежели варёный, а также его аромат и вкус не настолько жгучие и интенсивные. Лук в таком виде можно употреблять уже как отдельное, самостоятельное блюдо.
Луковый сок давно популярен среди народа. Сок лука детям также полезен, ибо он буквально «зашкаливает» по уровню содержания полезных веществ, например, что касается слизистой носа, лук ликвидирует отёк, останавливает воспалительный процесс, уменьшает выработку слизи, убивает вредные микроорганизмы.
Для снижения жгучего раздражающего эффекта луковый сок смешивают с обычной водичкой, медом или растительным маслом. Использовать можно только для двухлеток и старше.
Народные целители утверждают, что лук помогает даже при растяжении связок у детей после слишком активных игр. Для этого используется компресс из луковой кашицы с сахаром.
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый: польза и вред»
надежда царегородцева
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый: польза и вред»
Тема: «Лук репчатый – польза и вред».
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование знаний детей о пользе лука.
— формировать знания детей о полезных свойствах репчатого лука;
— воспитывать бережное отношение к природе;
— воспитывать положительное отношение к труду людей.
Форма организации: групповая.
Предварительная работа: чтение сказки Джанни Родари «Чиполлино», просмотр мультфильма «Чиполлино», беседа о пользе овощей.
— наглядные: картинки с изображением лука.
— литературные: загадывание загадки, чтение стихотворения, проведение физкультурной минутки.
Подготовка воспитателя к НОД: разработка конспекта.
Словарная работа: обогащение активного словаря детей.
Ход НОД.
Дети присаживаются на коврик и внимательно слушают воспитателя.
Воспитатель: Ребята, вот и лето закончилось. Скажите, пожалуйста, какое наступило время года?
Воспитатель: Верно. Осень золотая! А почему осень называют золотой?
Ответы детей.
Воспитатель: Всё верно. Листья становятся жёлтыми, и нам кажется, что лес одет в золото. Ребята, а что осенью, взрослые делают в огороде?
Дети: Убирают овощи!
Воспитатель: Правильно! Убирают овощи на зиму. Предлагаю и нам с вами собрать все овощи.
Воспитатель проводит д/и: «Овощи и фрукты».
Дети отделяют овощи от фруктов и складывают их в корзинку.
Воспитатель: Молодцы! Все овощи собрали!
Воспитатель: Ребята, все овощи очень полезны, в них много витаминов, но сегодня я хочу вам рассказать подробней об одном овоще. А о каком именно, вы узнаете, отгадав мою загадку. Слушайте внимательно.
Воспитатель загадывает загадку:
Витаминов просто море,
Правда, он не виноват,
Что немножко горьковат.
Круглый год, зимой и летом,
В шубку теплую одетый.
А раздеть нельзя иначе.
Догадался, юный друг?
Ну, конечно, это. (Лук)
Воспитатель: Верно! Молодцы! Именно о нём мы сегодня и поговорим. Репчатый лук горький овощ, когда его чистят, то плачут и поэтому его не все любят, а зря! Лук очень полезный овощ!
Воспитательчитает стихотворение: Е. Борисова «Лук»
За обедом лучший друг!
Ну, какой же это друг,
Если плачут все вокруг?
Режут, режут, режут лук,
Плачут, плачут, все вокруг.
Плачут бабушка и внук,
У окошка плачет жук.
Даже кошка прячет нос,
Кто ответит на вопрос?
Отчего же лучший друг,
Плакать всех заставил вдруг?
Воспитатель: Лук – растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют и в салаты, и впервые блюда, и во вторые. В ход идут и зеленые «прышки», и сами луковицы. Однако многие забывают о том, что некоторые продукты могут не только приносить пользу, но и вред. В этот список попадает и лук. Конечно, пользы от него гораздо больше, чем вреда. Однако лучше не кушать лук при некоторых заболеваниях. Основной вред репчатого лука заключается в том, что его употребление плохо сказывается на работе сердца, а ещё лук способен вызвать приступ астмы, а также повысить кровяное давление. К тому же этот овощ может вызвать сильное недомогание и нагнать сон.
Воспитатель: Не уснули ещё? Предлагаю нам немного отвлечься и взбодриться.
Воспитательпроводит физкультминутку: «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Дети выполняют движения по тексту.
Для борьбы с простудой, а также для профилактики гриппа врачи рекомендуют примерно раз в семь дней нюхать нарезанный лук. Стоит отметить, что в составе продукта имеется витамин С, который прекрасно укрепляет иммунную систему. Свежий лук способен удовлетворить потребности нашего организма при авитаминозе. По мнению ученых, пользы репчатого лука для организма намного больше, чем вреда. Ведь в 150 граммах данного продукта содержится суточная норма витаминов А и С, пятая часть суточной нормы кальция и калия. Данные компоненты улучшают работу здорового сердца, а также укрепляют костную систему. Стоит отметить, что в репчатом луке содержится много сахара. Сахара в луке больше, чем в яблоках и грушах.
Очень часто против укуса ос применяют именно лук репчатый. После того как насекомое ужалило, необходимо смазать место укуса свежим соком. Средства на основе лука широко используют при различных воспалениях и нарывах, а также для заживления ран. Сок репчатого лука часто применяют против перхоти, выпадения волос, отеков, лишаев, ревматических болей. Достаточно регулярно смазывать больное место. Помимо этого, продукт позволяет быстрее адаптироваться после смены часового пояса. Такое средство идеально подходит для стюардесс и пилотов.
Воспитатель: Ребята, как видите, репчатый лук обладает множеством положительных качеств. Конечно, есть и противопоказания. Однако стоит помнить, что вареный или же тушеный лук не представляет опасности. В таком виде его могут кушать все.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Спасибо!
Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Вступительное слово:Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические.
«Юные экологи». Конспект музыкального занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 1. Направление деятельности: художественно- эстетическая, игровая 2. Образовательная область: художественно- эстетическая 3. Тема: «Юные.
Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных и наиболее интересных для.
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр, направленных на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации Возраст.
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лебеди» Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Лебеди» Возрастная.
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Польза крапивы». Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Польза крапивы». Тема: «Польза крапивы». Возрастная группа:.
Опытно-экспериментальное занятие в группе раннего возраста «Репчатый лук — зеленый друг» Участники совместной работы детскогого сада с. Прохоры: дети группы раннего возраста, воспитатель МБДОУ №3 «Рябинка». Данный проект называется.
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Перелетные птицы» Экологический проект «Перелетные птицы» Старшая группа № 7 Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет,родители, воспитатели.
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Осенний десант» БМОДОУ Динской район Детский сад комбинированного вида № 27 Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного.
Программа «Ручеек» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Программа.