чем покрывают глиняную посуду
Глазурь для керамики
Что представляет собой глазурь для керамики?
Под глазурью понимают тонкий слой стекловидного покрытия, которое наносится на поверхность глиняного изделия. Данный слой образоуется при проведении процедуры политого обжига.
Глазурь можно разделить на две большие группы, которые состоят из сырых и нефриттованных и сплавленных фриттованных (спеченных) видов глазури:
Глазурь первой группы используют при процедуре политого обжига фарфоровых или полуфарфоровых изделий, каменных масс, фаянса. Глазурь, относящаяся ко второй группе, используется при политом низкотемпературных керамических масс (гжельская красная глина, МКФ2 и пр).
Глазурь для керамики может быть прозрачной или глухой (непрозрачной). Непрозрачная глазурь или эмаль получается в результате смешивания прозрачной глазури с нерастворимыми или полурастворимыми соединениями, или же путем развития в самой глазури (при определено температурном показателе) тонкодисперсных, кристаллических или газовых фаз. Глазурь также может быть блестящей или матовой, бесцветной или цветной.
Процесс глазурования производится путем окунания предмета окраски в емкость в глазурью, или же путем полива изделий глазурью. Также можно распылять глазурь на поверхность изделия или наносить кистью.
Некоторые особенности воздействия окислов на свойство глазури
Под влиянием кремнезема увеличиваются тугоплавкие и вязкие свойства глазури, можно наблюдать снижение коэффициента температурного расширения. Кремнезем можно ввести в виде кварцевых песчинок, глиняных включений или каолина. Если кварц слишком тонко смолот, возможно появятся небольшие, утонченные трещины на покрываемой поверхности. Это в народе называется «цек».
Если включить в глазурь окись титана, который может повысить химические свойства устойчивости, а также оказывает содействие в процессе кристаллизации, глазурь может стать приглушенной.
При добавлении в глазурь окиси циркония повышаются свойства химической устойчивости и плавкости. Также можно вводить под видом циркона (силикат циркония) и окись циркония.
В случае добавления в глазурь окиси олова, можно проследить сильное приглушение глазури. Но в месте с этим, можно отметить повышение влагоустойчивости глазури.
Если вы добавите окиси церия, он будет очень сильно глушить глазурь.
Борный ангидрид выступает в роли плавня, который имеет свойство придавать блестящий вид изделию и повышать твердость, а также значительно понижать предрасположенность к появлению цеков. Зачастую, мастера его вводят в виде борной кислоты или бора.
Добавка в виде глинозема может повысить показатель тугоплавкости, а также снизить вероятность образования цеков.
Окись железа является красящим окислом и сильным плавнем. Наличие в глазури данной добавки вообще не приветствуется.
Из красящих окислов окись хрома является благоприятным добавлением для глазури – повышение химической стойкости, появление укрывистости и гладкости поверхности изделия.
Наиболее сильным плавнем является окись свинца, который может поспособствовать более продолжительному интервалу времени плавления при проведении обжига. К тому же, данный сегмент заставляет изделие выблескивать и улучшает розлив глазури. Но с этим элементом необходимо быть особенно осторожным – он довольно ядовитый. Вводить его нужно в шихту, специальный раствор из сырых составляющих, в виде суриков.
Медная окись схожа по легкоплавкости с некоторыми добавками, но ее влияние на степень блеска и розлив довольно мало. Данная добавка позволяет окрашиваться глазури в синий цвет, а также в красные оттенки.
Особым плавнем в глазури является окись кальция, который образует матовость. Это добавление будет слабым плавнем в легкоплавкой глазури, и наоборот, сильным плавнем в тугоплавкой глазури. Он обладает свойством уменьшать расположенность к появлению цека, а также может поспособствовать кристаллизации. Тем не менее, окислы кальция могут снизить температурный режим при плавлении глазури в момент обжига. Вводить в шихту его можно как мрамор или опоки, а также как меловое включение.
Еще более сильным плавнем, нежели окись кальция, является окись магния, который позволяет глазури стать более твердой и прочной, а также быть эластичной при розливе.
Не худшими свойствами обладает окись цинка, который является хорошим плавнем, приглушающим глазурь с добавлением магниевого окисла и повышающим коэффициент температурного роста (к.т.р.).
Также повышению коэффициента температурного роста способствует добавление в глазурь окиси натрия. Это тоже не менее сильный плавень, который может увеличить показатель склонности к образованию цека, а также снижает свойство твердости и может ослабить противостояние химическому воздействию. Вводить удобнее в шихту данную добавку в виде буры или соды.
Глазурью восстановительного огня принято называть глазурь, которая может образовывать при проведении обжига красивый металлический отблеск до уровня металлических окисей, находящихся в составе данной глазури. Самая большая вероятность получения данного эффекта это использование глазури, которая содержит соединения серебра и медные включения. Эти составляющие могут восстановится практически до натуральных оттенков указанных металлов.
Фриттоваться или спекаться могут абсолютно все добавки, исключением является только каолин, который вводят в состав глазури при перемалывании фритты.
Материалами, которые при определенной температуре нагревания освобождаются от углекислых газов и воды, образовывая нужные окиси, являются добавки борной кислоты, буры, свинцового сурика, а также соды, поташа, мела, полевого шпата.
Приготовление глазури
Если вам необходимо изготовить прозрачную глазурь, это возможно сделать даже в домашней гончарной мастерской. Вам понадобится измельчить стекло и в горячем состоянии окунуть его в подготовленную воду. Кусочки стекла должны помутнеть и покрыться маленькими трещинами. В этом случае вы получили фритту, из массы которой впоследствии на предприятиях изготавливают глазурь.
Следующий шаг-данная стеклянная масса должна быть истолчена до состояния белой муки. Это удобно будет осуществить при помощи ступки или шаровой мельницы. Полученная мука должна просеяться через сито с очень мелкими отверстиями (для удобства можно использовать чулок из капрона). После смешивания стеклянной муки с некоторым количеством клейстера или силикатного клея у вас в итоге должна получиться густая жидкость белого цвета – это и есть глазурь.
Если вам необходимо получить белую глухую эмаль необходимо добавить в подготовленную массу 5 или 6 % окиси цинка, двуокись сернокислого бария или олова. Если же, наоборот, вы пожелаете изготовить прозрачную глазурь, добавьте некоторую часть окисей различных металлов, что дает возможность в итоге получить глазурь разных цветов.
Матовая глазурь получается вследствие недостаточного жжения. Как правило, верхняя часть глазури должна покрыться мелкими выступами и ямочками.
К сожалению или к счастью, на сегодняшний день мало кто занимается приготовлением глазури ручным способом – разнообразные оттенки глазури можно приобрести в специализированном магазине.
Глазурование керамики
Глазурование – самый популярный прием, используемый для декорирования керамических изделий. Под глазурью в данном случае подразумевается стекловидный тонкий слой, толщина которого составляет от 0.1 до 0.3 мм.
Глазури для керамики – это порошкообразные смеси с оксидами и пигментами. Порошок перед применением разводят водой согласно техническим нормам.
Покрытие глазурями осуществляется после первого (то есть утильного) обжига. Глазурование увеличивает влагонепроницаемость изделий, повышает их прочность, стойкость к загрязнениям, химическим препаратам, улучшает внешний вид. Оно подходит для расписанных подглазурными красками и для не расписанных изделий.
Глазурь наносится на поверхности керамики кистью, окунанием, поливом и распылением.
Особенности глазурования
Глазурью покрывают поверхность керамического изделия полностью либо отдельные его части. Стандартный восстановительный процесс занимает около 6 часов. Керамические изделия из печи для обжига всегда вынимаются после полного остывания – в противном случае металлизация будет приостановлена.
Для изготовления глазурованных поливных смесей используются те же виды сырья, что для керамических масс – кремнезем, кварцевый песок, кварц, каолин, глина, шпат полевой. Для повышения показателей эластичности, вязкости, снижения рисков появления мелких трещинок в глазурь добавляется глинозем. Чтобы повысить термостойкость, придать поливной смеси блеск, в нее водятся борная кислота и бура. Прозрачность глазурей уменьшается за счет использования диоксидов циркония и титана.
Типы составов
С учетом степени растворимости основных компонентов, способа приготовления глазури смеси делятся на полуфриттованные, фриттованные и сырые.
Сырые – это сложные составы, которые в воде не растворяются, используются в основном для обработки изделий из фарфора. Они просты в приготовлении.
Фриттованные глазури получают из веществ, которые растворяются в воде частично либо полностью. Их предварительно плавят в печах, потом охлаждают водой, сушат и измельчают. Те фриттованные глазури, которые были соединены с мелом, шпатом полевым, глиной, каолином, называются полуфриттованными.
Способы нанесения
Перед нанесением глазури изделия нужно тщательно обжечь на утиль и очистить от пыли. Максимальная толщина глазури составляет 2-3 мм. Те составы, которые используются для декорирования, должны подходить по температуре и ТКР к основной керамической массе.
Оптимальная плотность состава для набрызга, пульверизации и определяется исходя из вязкости.
Рассмотрим особенности каждого способа глазурования:
Пульверизация – обожженное изделие устанавливается в камеру, оснащенной вытяжкой на турнетку. В пульфон набирается глазурный шликер, затем с помощью сжатого воздуха, который поступает от компрессора, вращается турнетка, и наносится ровный слой глазури. Действия следует выполнять сверху вниз по кругу. Операция повторяется от 3 до 5 раз, пока покрытие не станет идеально ровным. Каждый слой глазури подсушивается. Можно применять ручные и губные пульфоны.
Набрызг – на изделие, которое было предварительно обожжено в печи, кистью или щеточкой с иголкой наносится 3-5 слоев покрытия требуемого оттенка. Щеточка с глазурью вращается пальцами вокруг оси, щетинки ударяются об иглу, и глазурь распределяется по поверхности изделия. Первый слой делайте белым эмалевым, последующие обрабатывайте набрызгом.
Покрытие внутренних поверхностей производится в тех случаях, когда соответствующие работы необходимы для использования в быту либо для достижения декоративного эффекта. Изделие заполняется глазурью примерно на треть, затем наклоняется в сторону и быстро вращается в руках над специальной емкостью (в нее будут стекать излишки рабочей смеси). Нужно стараться как можно более равномерно захватить глазурью всю внутреннюю поверхность изделия, поскольку исправления в будущем вносить будет проблематично. Если глазурь затекла на внешнюю поверхность, просто аккуратно зачистите ее.
Окунание – обожженное изделие частично или полностью окунают в глазурь и держат до 15 секунд, после чего вынимают. В глазурный шликер погружение выполняется с помощью железных щипцов.
Полив – утильные изделия удерживают щипцами и ставят на подставки требуемого диаметра, высоты, которые устанавливаются в чистые пустые емкости. Сверху керамика поливается глазуровочным составом из ковша.
Тампонирование – первый слой наносится белой эмалью путем окунания, последующие — губками разных текстур и конфигураций. Губки окунают в густой шликер, после чего используют для обработки изделий. Сверху поверхность керамики слегка припыляется бесцветным глазурным составом с помощью пульфона. Это позволяет получать максимально ровные поверхности.
С помощью кисти – используются глазурный шликер, кисти с натуральным ворсом, в редких случаях нейлоновые. Флейцы и щетина применяются для создания эффектарных покрытий – полос, набрызгов, разводов. Сначала на кисть набирается шликер, затем он наносится на изделие в 1-5 слоев. Перед каждым последующим нанесением глазури предыдущий слой должен быть тщательно просушен. Слои наносятся по отношению друг к другу перпендикулярно, иначе покрытия получатся неровными.
Основные методы глазурования керамики
При декорировании изделий из керамики используется такой прием, как глазурование. Поверхность керамического изделия покрывается тонким слоем стекловидного вещества. Толщина слоя зависит от свойств глазури и конечной цели керамиста. Обычно она составляет от 0,1 до 0,3 мм, хотя нередко встречаются изделия с толстым слоем глазури.
В исходном состоянии глазурь может представлять собой порошкообразное вещество, в состав которого входят пигментные оксиды. Существует определенная технология приготовления глазурей, но сегодня ее можно приобрести уже в готовом виде. Стекловидное вещество принимает свои свойства после термической обработки, а для нанесения глазури на поверхность порошок разводят водой.
Глазурь наносится на поверхность после первого обжига черепков. Его еще называют утильным обжигом. За счет глазурования удается достичь оригинальных визуальных эффектов. Заготовке можно придать фактуру и рельеф. Но существуют и практические предпосылки нанесения глазури.
Глазурованная керамика обладает высоким показателем водонепроницаемости, становится более прочной и устойчивой к различным загрязнениям.
Необходимо отметить, что глазурь наносится на расписанные подглазурными красками изделия, а также на не расписанную керамику. Разные способы нанесения глазури на поверхность и определяют основу методик глазурования.
Основные особенности глазурования
Стекловидным веществом может покрываться, как вся керамическая поверхность, так и определенная ее часть. Тривиальный процесс глазурования, не осложненный многоэтапными работами, может длиться не более 6-7 часов. Независимо от способа нанесения глазури, все заканчивается процедурой обжига, причем готовое изделие не извлекается из печи до тех пор, пока полностью не остынет.
В составе поливных смесей присутствуют практически те же химические элементы, что и в керамических массах, это кварцевый песок, кремнезем, каолин, кварц, полевой шпат. Глинозем добавляется в глазурь, как модификатор. Он позволяет повысить показатель вязкости и эластичности, а также препятствует возникновению трещинок на прозрачной поверхности. Бура и борная кислота влияют на блеск поливы. Показатель прозрачности регулируется добавлением диоксида циркония и диоксида титана.
Глазури имеют сложный состав. Их компоненты обладают различной растворимостью, влияют на способ приготовления поливы, определяют ее физические свойства. Все глазури можно разделить на три вида.
Можно посмотреть, как делает глазурование керамических изделий Наталья Ковалева, на примере скульптуры «Кактус» и «Эльф» с поясняющими комментариями:
Что дает глазурование
Каждый мастер-керамист даст несколько ответов на вопрос о необходимости покрытия керамических изделий глазурью. Все эти ответы, наверняка, не лишены основания, так как стекловидная полива, действительно, выполняет несколько функций.
Из всех качеств глазурованной керамики, прежде всего, следует выделить практичность. Глазурь дает влагонепроницаемую и прочную поверхность. Особенно это ценится при изготовлении кухонной посуды. Она получается красивой, термостойкой и прочной. Покрытие не портится даже при контакте со столовыми приборами.
Глянцевый слой придает посуде своеобразный шарм. Даже если керамические изделия покрыты прозрачной бесцветной глазурью, они имеют более эстетичный вид. Различные способы колеровки покрытия дают широкие возможности художнику-керамисту, чтобы воплотить в жизнь все свои дизайнерские фантазии. Черепки могут покрываться глянцевыми или матовыми глазурями, подкрашиваться, передавая всю гамму оттенков. При работе с керамикой считается, что этап глазурования является одним из основных этапов при создании шедевров.
Этапы глазурования керамики
Перед тем, как приступать к глазурованию, необходимо составить алгоритм действий, так как работа с материалом требует четкого выполнения инструкций. Опытные мастера могут экспериментировать, чтобы получать те или иные визуальные эффекты, а также для изменения характеристик изделия. Новичкам же рекомендуется придерживаться определенных правил.
Целесообразно рассмотреть сам процесс, разделив его на четыре этапа:
Перечисленные этапы необходимо реализовывать последовательно. Только после завершения одного из них рекомендуется приступать к следующему.
Подготовка глазури
Часто можно столкнуться с тем, что мастера называют глазурь шликером, хотя шликер в основном используется для соединения деталей. Глазурь должна быть по составу похожа на основной материал. В нее добавляется глина, полевой шпат, кварцевый песок. Помимо основы полива может содержать в себе различные модификаторы, подчеркивающие или ослабляющие некоторые характеристики.
К примеру, оксид алюминия делает глазурь вязкой и эластичной. В условиях вибрационных нагрузок повышенная эластичность покрытия увеличивает срок использования поделки.
При добавлении борной кислоты можно повысить прозрачность глазури. Покрытие с данным модификатором будет обладать повышенной термостойкостью. Но сегодня лучшие традиции приготовления поливы уходят в прошлое. В любом интернет-магазине, где продаются аксессуары для гончарного искусства, можно встретить готовые глазури и модификаторы к ним. Они могут продаваться в порошках, поэтому керамисту придется лишь разбавить порошок водой. Но встречаются и жидкие глазури, готовые для нанесения на керамическую поверхность.
К методам глазирования мы перейдем, так как выбор подходящего метода является одним из этапов работы. Но, забегая вперед, отметим, что еще на стадии подготовки материала следует задуматься о способе нанесения глазури на поверхность, так как от этого зависит плотность поливы. Наиболее жидкий шликер должен получиться при разбрызгивании и окунании. Его в равных пропорциях разводят с водой. Тампонирование или работа кистью требуют более густого раствора. Более точная пропорция высчитывается, исходя из поставленных задач.
Методы глазурования
Глазурь всегда наносится на чистую и предварительно обожженную поверхность. Толщина слоя поливы не превышает 2-3 мм. Важно подобрать такие материалы, чтобы они были совместимы по температурному коэффициенту расширения и по температуре обжига. Существует несколько способов нанесения глазури на керамическую поверхность, и в каждом способе предусмотрена своя технология.
В перечисленных выше методах глазурования нет специальных инструментов. Некоторые приспособления, такие как пульфон или турнетка, не всегда оказываются под рукой. Художники со стажем уже обзавелись нужным инструментарием. Для начинающих керамистов достать такие инструменты тоже не составит труда, так как в интернет-магазинах можно приобрести любые аксессуары. Разнообразие методов дает определенный простор для проявления фантазии. Интересные поделки получаются при комбинировании методов декорирования.
Еще раз следует заострить внимание на четком соблюдении всех технологий, так как в процессе обжига могут образовываться дефекты поверхности. При недостаточно высокой температуре наблюдается помутнение прозрачной поливы, а гладкая ранее поверхность содержит впадины или выпуклости. Если выделяющиеся при обжиге газы не выходят из толщи материала, то могут образовываться пузыри. Однако зачастую художники специально провоцируют появление перечисленных дефектов, представляя их частью декора.
Фритты и их использование в керамике, что такое фриттование
Одним из самых распространенных приемов декорирования керамических изделий является покрытие их глазурями.
Глазурь – это очень тонкий стекловидный слой. Его толщина колеблется в пределах 0.1– 0.3 мм. Покрытие глиняного изделия глазурью так же способствует увеличению его прочности, стойкости от воздействия агрессивных сред, а так же защищает от чрезмерного загрязнения. Кроме этого, изделие, покрытое глазурью, имеет более этетический вид.
Для декорирования керамики краски на основе органических соединений не имеют практического применения, так как во время обжига вся органика просто сгорит.
Поэтому применяют глазури, которые в своем основе могут имеют кварцевый песок, буру, соединения свинца, борную кислоту, поташ и целый перечень химических соединений.
Чтобы получить нужный цвет, в качестве красящих пигментов применяют оксиды таких металлов, как железо, кобальта, меди, хрома, марганца, никеля. Одним из основных составляющих компонентов глазури является фритта.
Этимология и значение слова «фритта»
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона дает следующее определение. «Фритта – это богатый кремнеземом стеклянный состав, обожженный на малом огне до спекания, но не до сплавления».
Смысл такого предварительного спекания состоит в том, чтобы все растворимые и токсичные соединения стали нерастворимыми и вступили во взаимодействие с различными оксидами, в том числе с диоксидом кремния.
Согласно Оксфордскому словарю английских языка (OED), в 1662 году под словом «фритта» понималось «кальцинированная смесь песка и флюсов, готовая к плавлению в тигле для изготовления стекла».
Если простыми словами, то фритта – это такой полуфабрикат для изготовления глазури, а в древности – это фарфоровая масса.
Среди ученых в профессиональной среде слово «фритта» создавало определенные сложности, так как в разные эпохи меняло свое значение.
Фритта — это существительное женского рода. Синонимом будет являться слово «состав».
Внешний вид фритты
По внешнему виду фритта представляет собой стекловидный продукт. Результатом водного гранулирования расплава которого являются гранулы, размер которых не должен превышать 10мм, а сухого – волокна или тонкие пластины, размер которых не должен быть более 1.5 мм в толщину и 20 мм в длину. Порошкообразные фритты имеют размер частиц около 20 мкм.
Фритта может быть прозрачная, полупрозрачная, белая и различных цветов при добавлении к ней красящих пигментов в виде оксидов металлов.
В продажу фритта должна поступать с влажностью не более 3%, либо условия поставки обговариваются дополнительно.
Свойства фритты
В процессе приготовления глазури фритты играют большую роль:
Применение фритт
Именно будучи компонентом глазурей и эмалей, фритты имеют достаточно большую сферу применения.
Это производство керамической плитки, как для стен, так и для пола. Фритты являются компонентами смеси для производства фаянсовой посуды.
Их используют в изготовлении керамических изделий из майолики. А так же входят в состав защитного слоя для металлических поверхностей, таких как, например, чугун, сталь, аллюминий.
Классификация фритт
По способу гранулирования:
По способности плавиться во время обжига изделия:
По видам глазируемой продукции:
По цвету покровного покрытия:
Требования безопасности при работе и производстве фритт
При производстве фритт, рабочие должны иметь средства индивидуальной защиты, такие как перчатки или рукавицы для защиты рук, индивидуальные респираторы для защиты органов дыхания, средства индивидуальной защиты глаз и специальная защитная одежда.
Требования к фриттам
Фритты для посуды, предназначенной для контакта с продуктами, должны соответствовать всем требованиям Роспотребнадзора.
Они должны обладать термостойкостью, ударопрочностью, не иметь пористости, должны быть стойкими к коррозии и адсорбции красящих пигментов, находящихся в пищевых продуктах, дролжны иметь хорошую яркость и внешний вид в целом.
Транспортировка и хранение фритты
При транспортировке и хранении упаковка фритт должна обеспечивать полную их сохранность. Поэтому допускается упаковка, как в полиэтиленовые, так и в многослойные бумажные мешки или контейнеры для сыпучих продуктов пищевого или непищевого назначения.
При этом на упаковке обязательно должна быть нанесена маркировка товара содержащая информацию об изготовителе, названии товара, номер партии, масса и дата производства.
Маркировка может быть нанесена непосредственно на упаковку или на бумажном или ином ярлыке и вложена или прикреплена в упаковку. Обязательно должна присутствовать маркировка «Беречь от влаги».
Транспортируют фритты любым видом транспорта в закрытом состоянии.
В среднем срок хранения фритт составляет два года с момента изготовления. По его истечении нужно провести пробные испытания и продолжать их применение.
Материалы для изготовления фритты
Поэтому производство фритты требует очень тщательного контроля на всех стадиях производства.
Такой состав придает фриттам не только устойчивость к агрессивным средам, но и соответствует всем заявленным требования Роспотребнадзора.
Над созданием новых рецептов для фритт и поиском наилучших пропорций входящих в нее компонентов трудятся и в настоящее время.
Технология производства фритты
Технологическая схема производства фритты состоит из нескольких этапов:
Все компоненты для производства фритты должны соответствовать требованиям нормативной документации для каждого конкретного вещества.
Фритты готовятся по заранее известной технологии, смешивая определенные ингредиенты, которые могут сразу быть в виде окисей, либо возможно применение карбонатов или нитратов. Последние в процессе производства за счет химических реакций самостоятельно примут форму окиси.
Сам технологический процесс направлен на сплавление всех ингредиентов друг с другом при определенных условиях, например при температуре 1200-1300 градусов в течение от одного часа до трех. Далее следует охлаждение массы до состояния твердого стекла с последующей грануляцией.
Фриттование
Фриттование (Frittung), стеклование или прожаривание – это процесс сплавления и перемешивания компонентов шихты и последующим резким охлаждением готовой массы путем ее выливания в холодную воду.
Принцип процесса фриттования сводится к тому, что в ходе прокаливания массы, происходит вступление соединений между собой в химическую реакцию с образованием новых химических веществ.
Ход всех операций сводится к следующему. Шихтовая смесь из бункера через загрузочное окно подается в варочное пространство в тигель (специальная емкость, в которой происходит непосредственно плавление).
Смесь, под действием высоких температур плавится и через специальное окно сливается в подготовленный резервуар. Резервуар в вою очередь наполнен холодной водой, где происходит грануляция горячей расплавленной фритты.
Во время водной грануляции расплавленная масса тонкой струйкой направляется в стальной желоб, который постоянно омывается водой с температурой от 20 до 50 градусов. Расплавленная масса проходит сквозь специальную сетку, имеющую определенный диаметр ячеек.
Для того чтобы процесс шел быстрее, необходимо, чтобы компоненты шихты были хорошо перемешаны, смесь стала гомогенной, с частицами определенного размера.
Чтобы избежать разбрызгивания шихты, тигель заполняют немногим более половины объема.
Красящие пигменты могут добавлять в шихту и плавить их совместно, а могут добавлять уже во время помола готовой фритты.
Готовая фритта очень легко подвергается помолу, даже в простой фарфоровой ступке.
Чтобы во время приготовления глазури не произошло нарушение ее однородности, во время фриттования важно не допустить спекание шихты.
Важен именно момент ее полного плавления.
Главная задача процесса фриттования – это перевести все растворимые в воде вещества в нерастворимые, для дальнейшего приготовления глазурей.
Если компоненты для приготовления глазури, такие как, например, сода, бура, сохранят способность растворяться в воде, то нарушится химический состав глазури, что повлечет за собой изменение ее свойств и внешнего вида.
Фритта в древности
Как уже отмечалось выше, первые упоминания слова «фритта» датируются 1662 годом. Тогда фритту измельчали и применяли для того, чтобы получить красящий пигмент.
Территориально археологами установлено присутствие фритт в Египте, Европе, средиземноморье и Месопотамии. Древние фритты были двух цветов – зеленой и синей.
Синяя фритта
Синяя египетская фритта или голубая фритта, как ее еще могут называть, имеет в своем составе соединения медь, известь, кварц. Заготовленную массу нагревали до температуры 850-1000 градусов.
По соотношению массовых долей количество извести должно было быть меньше количества меди. В итоге, конечный продукт, голубая фритта, состоял из кристаллов купрореваита.
2900 годом до н. э. датируется самая ранняя находка синей фритты на могиле в Саккаре. Голубую фритту так же нашли в Уре, в гробницах царей. А так же в период среднего бронзового века в Средиземноморье.
Зеленая фритта
На сегодняшний день есть доказательства нахождения зеленой фритты только в Египте. Для росписи надгробий в качестве зеленого пигмента вместе с малахитом использовали и зеленую фритту. Самая ранняя находка датируется периодом правления 18 династии, это период с 1550 по 1292 год до нашей эры.
Производство зеленой фритты происходило из того же сырья, что и синей, но только с разными пропорциями составных частей. Для зеленой фритты массовая доля извести превышала массовую долю меди. Так же немного увеличивалась и температура обжига. Для зеленой фритты она составляла 950-1100 градусов.
Некоторые древнеегипетские изображения, ранее бывшие синими, теперь стали зелеными.
Ученые пришли к выводу, что синяя фритта может видоизменяться. Для этого они провели ряд исследований. И в ходе определенных преобразований выяснили, что действительно получить синюю фритту можно из предшественника зеленой фритты – купрориваита.
Готовим фритту самостоятельно
В некоторых случая изготовить фритту можно самостоятельно в домашних условиях. Для этого пригодится обычное стекло.
Для работы обязательно потребуются средства индивидуальной защиты – очки, перчатки, фартук.
Самый простой способ – это как можно мельче, например, молотком, измельчить нужное вам стекло.
Можно списать для дробления стекла старенькую кофемолку, только не пластиковую.
Важно не применять ее больше в последующем для пищевых нужд.
Другой способ – это когда стекло измельчают за счет резкого перепада температуры. При температуре около 750 градусов стекло спекают, затем, специальными клещами берут сплав и опускают его в холодную воду. Емкость должна быть всего на 2/3 заполнена водой.
Такой перепад температуры приводи к тому, что стекло мгновенно разлетается на множество мелких осколков. Растрескивание стекла происходит практически мгновенно, поэтому погружайте его в воду как можно быстрее, чтобы разлетающиеся осколки не повредили вас.
Еще один домашний способ, когда битое стекло ссыпают в тигель, нагревают печь до 950 градусов, и так же выливают массу в холодную воду.
За счет того, что температура нагрева увеличена на 200 градусов, частички формируются значительно меньшего размера.
Дробленое различными способами стекло получается с различным размером крупинок. Для того, чтобы их поделить на фракции можно использовать обычное сито с различным диаметром ячеек. Таким образом, вы сможете отделить почти пыльцу от небольших камушков. В дальнейшем вам проще будет использовать эти размеры для декорирования работы.
Делаем картины из фриттованного стекла
Эта техника имеет очень красивое название – «рисование светом».
Хотите владеть искусством рисования фриттами и получить стеклянную картину, тогда нужно ознакомиться с некоторыми ее аспектами.
Сначала на обычном листе бумаги делаете рисунок. Подбираете те цвета, которые вам необходимы. В качестве опорной пластины используйте стекло. Переносите ваш рисунок на базовое стекло.
Хорошо, если оно будет прозрачным, тогда, положив его сверху рисунка можно легко перенести изображение с бумаги. Стекло переворачиваете вниз изображением, не забудьте это учесть, когда будете переводить рисунок. Теперь наносите фритты в соответствии с задумкой по декорированию. Готовое изображение отправляете в печь для запекания.
Внимание, пока ваша работа не остынет до комнатной температуры, не вынимайте ее из печи, чтобы она не потрескалась.
Современное использование фритты
В настоящее время слово «фритты» имеет несколько различных значений в различных отраслях народного хозяйства.
Фритты широко применяются в приготовлении керамических глазурей. Фритта – это промежуточный элемент в изготовлении стеклянного сырца.
Фритты используют в качестве эмалей для стальных труб.
Фритты — это биоматериалом, они становятся или частью живого механизма, или вступают с ним во взаимосвязь.
Натриево-кальциево-силикатное стекло расплавляют, выливают в воду для получения фритты, затем измельчают в порошок, который затем служит материалом для изготовления каркаса, заменяющего кость.
Фриттами называют черные точки по периметру стекла в автомобиле. Они выполнены специальной керамической краской с последующим запеканием в печи.
В результате слой не смывается, и имеет шероховатую поверхность. Из-за своей шероховатости на стекле лучше держится герметик, а так же эти фритты прикрывают следы клея, которым приклеено стекло от глаз пассажиров и водителя. С другой стороны фритты защищают герметик от воздействия ультрафиолета, который действует на него разрушающе.
Прошли те времена, когда изделия из глины носили лишь бытовой характер. Сегодня керамика – это высочайшего мастерства произведения искусства, где художник-керамист за счет цветового решения при глазуровании стремиться передать всю неописуемую красоту окружающего нас мира.
Это и синева дождливой тучи, и мерцание ночных звезд, и переливы северного сияния, и разноцветные радужные разводы на голубом небосводе, и серебристый блеск снежинок, и многое другое.
В процессе работы глазурь может повести себя совершенно неожиданным образом и показать в итоге непредсказуемый результат. Поэтому мастерская художника-керамиста – это не только гончарный круг и глина с красками, а настоящая химическая лаборатория.