чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация

Чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация

Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности коррекции, реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные затраты, как выражение трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.

1. Что представляют собой компенсаторные процессы?

2. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?

3. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторного процесса.

4. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?

5. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?

6. Что представляет собой реабилитационный процесс?

7. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенсация и реабилитация?

8. Что представляет собой процесс абилитации?

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.;

2. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1963.

3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

4. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

5. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

6. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблема дефектологии. М.,1996.

7. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

8. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.

9. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.

10. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.

Источник

Чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация

Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.

Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.

В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.

Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни. Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации. При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.

Статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».

Таким образом, абилитация и реабилитация преследуют достижение одной и той же цели

чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть картинку чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Картинка про чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация

Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются. К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни с помощью занятий физкультурой и спортом.

Закрепление понятия абилитации инвалида на законодательном уровне имеет большое значение, так как понятие реабилитации, закрепленное законодательно гораздо раньше, более применимо к человеку с сохраненным интеллектом, с образованием и профессией, чья инвалидность вызвана травмой. А между тем, значительная часть инвалидов, в том числе – детей – имеют нарушения интеллекта и нуждаются именно в абилитации, в обучении с нуля, «с чистого листа».

Законодательное закрепление понятия абилитации инвалида сопровождается появлением индивидуальной программы абилитации (ИПА). Закон дает возможность включать в такие программы меры по психологической, педагогической и социальной адаптации. Законом предусматривается также бюджетное финансирование на указанные цели.

Абилитация и реабилитация детей-инвалидов в медицинском центре «Первый шаг» проводится большим коллективом профессионалов в области медицины, реабилитологии, психологии, педагогики. Мы используем самые современные методы лечения, восстановления и обучения, лучший опыт европейской медицины и тысячелетние традиции китайской медицины.

Двигательная реабилитация и абилитация детей и взрослых, лечение различными не инвазивными методами, занятия с логопедом и дефектологом позволяют нашим пациентам сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, к тому, чтобы стать полноправным членом общества, материально независимым состоявшимся человеком.

Источник

Сравнение понятий «Абилитация» и «Реабилитация»

Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности. То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Абилитация – это определенная система педагогических и оздоровительных мероприятий, которые проводятся с целью предупреждения и непосредственного лечения патологических состояний у маленьких детей, еще не адаптированных к социальной среде. Такие социальные и оздоровительные мероприятия проводятся не только по отношению к детям-инвалидам, но и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным и пр.).

Существуют определенные патологические факторы, когда возникает вопрос о необходимости абилитации. Среди них следует особенно выделить поражения нервной системы в утробе матери, а также какие-либо родовые травмы, в частности черепно-мозговые. В раннем возрасте к подобным факторам можно отнести травматические, воспалительные и другие отклонения ЦНС. Что касается детей более старшего возраста, то к таким поражениям чаще всего приводят травмы спинного и головного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных арахноидитов, энцефалитов, полиомиелита, менингита) и дегенеративные патологии нервно-мышечной системы. Возвращаясь к раннему возрасту, следует отметить, что среди таких малышей наиболее распространена абилитация детей с церебральными параличами.

Реабилитацией называют систему оздоровительных и педагогических мероприятий, которые направлены на лечение и предупреждение отклонений, приводящих к стойкой или временной утрате трудоспособности.

Другими словами, данный термин подразумевает под собой определенные действия, при помощи которых человек может быстро восстановить свою способность к нормальной жизни и труду в обычной среде.

В.Г.Помников, Г.О.Пенина, О.Н.Владимирова

Термин «абилитация» применим преимущественно в отношении детей-инвалидов с врожденными заболеваниями и последствиями травм, полученных во время родов, нуждающихся как можно в ранние сроки в восстановительном лечении, психическом и физическом развитии, социализации, социальной адаптации и интеграции в общество.

В отношении детей-инвалидов с приобретенными заболеваниями и последствиями травм в большинстве случаев следует, как и для взрослых инвалидов, применять термин «реабилитация».

Система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Ситуация, в которой человеку помогают восстановить имевшиеся, но утраченные в силу инвалидности навыки и умения характеризуется понятием реабилитация.

Абилитация это адаптивно развивающая деятельность, стимулирующая потенциальные возможности детей с дефектами развития и направленная на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Адаптация, коррекция, компенсация, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть картинку чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Картинка про чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть картинку чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Картинка про чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть картинку чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Картинка про чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть картинку чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Картинка про чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация

Адаптация в широком смысле в психологии понимается ка приспособление человека к окружающим условиям.

Адаптация человека имеет два аспекта:

1) биологический (приспособление организма);

Своеобразие адаптационных процессов при нарушениях развития характеризуется:

— недостатками определенных функциональных систем, вызванными органическими повреждениями анализаторов или ЦНС;

а) трудности взаимодействия с окружающими людьми и

б) замедленная скорость приема и переработки информации.

— своеобразием адаптации органов чувств, функции которых частично нарушены.

Процессы адаптации у детей с недостатками развития протекают медленнее, состояние дезадаптации возникают легче, чем у нормально развивающихся детей.

Уменьшение трудностей адаптации и максимально возможное приближение психического развития аномальных детей к нормальному (нормализация) достигаются путем коррекции и компенсации недостатков развития.

В отечественной дефектологии термин “коррекция” (педагогическая коррекция) впервые применен В.П. Кащенко по отношению к детям с отклонениями в поведении. Затем он был распространен на умственно отсталых детей. Сейчас коррекционная направленность обучения рассматривается как один из основных принципов работы всех специальных образовательных учреждений.

Психологами и педагогами (итальянский педагог М. Монтессори (1870-1952), бельгийский педагог Декроли (1871-1933), российский педагог А.Н. Граборов (1885-1949), Г.М. Дульнев) разрабатывались системы коррекционной работы с детьми с отставанием в развитии, с умственной отсталостью.

В программы включались:

1) сенсомоторная коррекция :

— сенсорное развитие (обогащение чувственного опыта);

2) овладение родным языком, речью;

3) изучение общеобразовательных предметов;

4) специальные занятия по воспитанию культуры поведения,

5) учной труд, 6) игры, 7) рисование, 8) пение, 9) движения,Þ формирование сенсорной культуры; Þ формирование культуры действий

10) развитие процессов памяти,

11) формирование мыслительной деятельности (сенсомоторика, речь, общеобразовательные предметы и др. способствуют развитию мышления);

Как отмечал Л.С. Выготский, коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития, первичные же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррекционных (психолого-педагогических) воздействий.

Компенсация. Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью “прочности”, т.е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случае воздействия различных патогенных факторов. Способность к восстановлению называется компенсацией (лат ”возмещение”).

Пластичность психики лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть картинку чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Картинка про чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация

Все компенсанаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях (В.М. Сорокин)

чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть картинку чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Картинка про чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация

чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть картинку чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Картинка про чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть картинку чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Картинка про чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть картинку чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Картинка про чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитацияСОЦИАЛЬНЫЙ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ

Уровни реализации компенсаторных процессов

чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть картинку чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Картинка про чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация

Выделяют 2 вида компенсации нарушенной функции (уровни):

Компенсация играет более значительную роль в преодолении первичных недостатков, особенно недостатков зрительного и слухового восприятия, а также моторики.

Компенсация сложных психических функций осуществляется путем сознательного переобучения. Например, компенсация недостаточности запоминания производится путем рациональной организации запоминаемого материала, введением приемов запоминания (мнемотехники).

При нарушениях развития, связанных с дефектами анализаторов (например, зрения) процесс компенсации осложняется отрицательным влиянием сенсорной депривации. Сенсорная депривация вызывает при длительном действии значительные изменения в деятельности нервных центров анализатора (вплоть до дегенерации нервных клеток). Такое влияние может быть преодолено через активное и более раннее обучение. Компенсация недостатков познавательной деятельности осуществляется путем развития (в ходе специальных занятий) незначительных остатков зрения, которые обычно не используются детьми.

Компенсация полностью утраченных функций достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Утраченное зрение значительно компенсируется развитием осязательного восприятия с опорой на речь и мыслительную деятельность, что обеспечивает формирование адекватной картины мира.

В процессе компенсации выделяют два этапа:

Во многих случаях одним из условий успешности компенсации является применение медицинских мероприятий, психотерапия.

Применение психотерапии в специальной психологии долгое время ограничивалось в связи с представлением о том, что все психотерапевтические процедуры основаны на приемах, требующих от клиента вербальной коммуникации, участие интеллекта и др. компонентов, присущим людям с нормальным интеллектом.

В настоящее время взгляд на использование психотерапии в работе с нарушенным развитием изменился:

— в работе могут быть использованы несловестные средства психотерапии (арттерапия);

— умственно отсталым детям свойственна повышенная внушаемость, что связано с недостаточным взаимодействием первой и второй сигнальных систем мозга.

Успешные результаты были получены в психотерапевтических занятиях с детьми-олигофренами, с ЗПР.

Н.П. Вайзман (1992) проводил занятия в форме словестного внушения; дети находились в состоянии бодрствования.

Было установлено, что после психотерапевтических занятий у школьников-олигофренов:

— восприятие (зрительное и слуховое),

— увеличивается объем памяти,

— улучшаются показатели психомоторики

— улучшаются показатели учебной деятельности.

С помощью психотерапии можно также воздействовать на личностные установки школьников, менять их поведение, формировать самоконтроль.

Источник

Абилитация и реабилитация: в чем разница?

чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Смотреть картинку чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Картинка про чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация. Фото чем похожи и чем отличаются понятия адаптация и реабилитация

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.\

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *