чем похожи башкиры и казахи
Башкиры в Казахстане о том, почему башкиры, казахи и узбеки понимают друг друга, не зная языка
Дамира Калимуллина, 23 года, родной город — Астана, инженер
В 1888 году наш прадед был выслан из Башкирии в Казахстан, с тех пор наша семья живет здесь. Я и мои родители родились в Казахстане.
Папа работает в шахте, мама —хранительница очага. Я оканчиваю университет и планирую работать по специальности в нефтегазовой отрасли.
Последние шесть лет я прожила в России. Каждый раз, когда приезжала в Казахстан, меня переполняли чувства, я понимала, что я дома. Мне здесь спокойно и по-домашнему уютно.
Я люблю Казахстан за его менталитет, за то, что люди здесь готовы помогать ближним. Важно, чтобы у людей были подобные качества, и я рада, что у казахстанцев это есть.
Я люблю Казахстан за его менталитет, за то, что люди здесь готовы помогать ближним
Мы живем в Астане. Город красивый, не стоит на месте, постоянно развивается. Астанчане — вежливые и гостеприимные люди. У меня нет любимых мест в городе, так как считаю, что все его части прекрасные. Для меня важно выбираться со своей семьей на прогулки или собираться за праздничным столом.
Башкир в Казахстане немного. В Астане есть небольшое сообщество башкир — «Акбузат», где мы встречаемся, знакомимся, а преподаватели дают уроки башкирского языка и обучают молодых ребят традициям и обычаям.
О сходствах и различиях
И в Казахстане, и в Башкортостане я встречала простых людей. Это те качества, которые объединяют наши народы.
Отличительная черта казахстанцев — они всегда придут на помощь, встретят и плотно накормят.
Также башкирский и казахский язык довольно созвучны, так как вышли из одной языковой семьи — тюркской.
Самым главным отличием между культурой казахов и башкир являются традиции. Например, у казахов есть поверье — мушель жас, где каждые 12 лет у человека наступает тяжелый жизненный период. У башкир нет подобной традиции, она присуща только казахскому народу.
В ближайших планах найти работу по своей специальности и внести вклад в развитие нашей страны.
Роберт Зайнуллин, 43 года, Дуанский район, поселок Аяз, предприниматель
Мы с семьей переехали в Казахстан в 1986 году. Причиной переезда послужила болезнь моего деда, влажный климат Башкирии вредил его здоровью. А в Казахстане из-за сухого и теплого климата Алматы у моего деда прошли все боли.
Сложностей во время переезда не было. Нам все помогали, даже незнакомцы предлагали помощь в разгрузке вещей.
Я живу в Астане, так как тут живет мой сын, а моя работа связана с этим городом. Астана — молодой, быстроразвивающийся город. В нем виден потенциал, который с каждым годом все больше дает о себе знать.
Мне нравится климат Астаны, сильные ветра, холодные зимы. Так как я родом из Башкирии, а там достаточно холодно, мне комфортно именно в Астане.
Я прожил достаточно времени в Алматы и могу сказать, что это тоже прекрасный город с отличным расположением. Рядом горы, БАО, Чарынский каньон, в относительной близости озеро Балхаш. Я, как охотник и рыбак, вижу в этом только плюсы.
Казахстан — многонациональная страна, где каждый человек, вне зависимости от своей национальности, чувствует себя комфортно. Я не раз слышал замечание своих друзей из других стран, которые сразу отмечали гостеприимство и доброту казахстанцев. Казахстан должен продвигать и популяризировать это и сделать из казахстанского гостеприимства уникальный бренд.
О сходствах и различиях
Все тюркские народы связаны между собой, и многие элементы культуры находят сходства в традициях и обычаях. Например, кочевой образ жизни, который вели мои предки и предки казахского народа. Мы также когда-то жили в юртах, у нас была примерно одинаковая еда. Есть некоторые исключения, но они связаны лишь с географическим положением стран.
Все тюркские народы связаны между собой, и многие элементы культуры находят сходства в традициях и обычаях
Самым главным сходством башкир и казахов является язык. Моя бабушка могла спокойно разговаривать с казахами, узбеками, киргизами и турками, при этом не зная их языка. Она разговаривала на башкирском, а казахи на казахском, но все друг друга понимали.
С недавних пор я стал участником башкирского сообщества «Акбузат», где начал изучать башкирский язык и заниматься стрельбой из лука. С возрастом приходит осознание важности семейной истории. В будущем планирую исследовать и восстановить родословную, так как семья — это главное.
Гиззатуллин Ринат, 29 лет, родной город — Карагай, инженер-электрик
В 50-х годах мои бабушка и дедушка переехали в Казахстан. Старшая сестра мамы переехала в Казахстан, а бабушка с дедушкой решили не оставлять ее одну и поехали за ней.
Я живу в Казахстане с двух лет. Именно тут я нашел своих друзей, впитал в себя казахскую культуру и менталитет. Казахстан — моя Родина.
В 2008 году я переехал в Астану, сразу после выпуска из техникума. Жить в Астане мне не совсем комфортно, так как ритм жизни здесь совсем другой. Моей душе ближе Кокшетау, так как там тихая и спокойная жизнь, больше зелени, чувствуется связь с природой. Наверное, это оттого, что я занимаюсь сельским хозяйством, а точнее птицеводством, а такой город, как Астана, не совсем подходит для любителя природы.
Казахстанцы — веселый, простой и добрый народ
Казахстанцы — веселый, простой и добрый народ. Когда-то сюда приезжали энтузиасты со всего Советского Союза, которые хотели построить что-то новое и инновационное. Этот дух живет в казахстанцах и по сей день. Когда я езжу в Россию, то замечаю, что люди там грустные по сравнению с нами.
О сходствах и различиях
Казахи и башкиры похожи. Башкиры, как и казахи, едят бешпармак, пьют кумыс, и основные традиционные блюда состоят из мясных и молочных продуктов. Башкиры тоже когда-то жили в юртах, а также составляли и составляют шежире.
Четыре года назад я посетил Башкортостан и с тех пор езжу туда каждое лето. В будущем хочется построить дом в Башкортостане, где-нибудь на берегу реки, в деревне, чтобы чувствовать полное единение с природой.
Казахи и башкиры: чем схожи культура и традиции народов
— башкирский язык похож на казахский, многие слова звучат одинаково. В языках также много диалектов в зависимости от региона
— башкиры и казахи держат пост Ураза-байрам и празднуют Курбан-байрам
— культура схожа тем, что два народа вели кочевой образ жизни. Традиционное жилище башкир тоже юрта
— в национальной кухне преобладают молочные и мясные блюда. На столе всегда есть конина, баранина, казы, кумыс и айран
— главное традиционное блюдо — бешбармак, но чаще его подают с отварной картошкой
— чай предлагают в основном с молоком. Башкир отличает наличие большого количества выпечки и сладостей, сделанных из меда
— в семьях принято иметь много детей. И большинство национальных обрядов связано с детьми
— также схожа традиция с казахским суйiншi — за добрую весть вручают подарок, награду
— у обоих народов почитают старших. Особое место и уважение оказывают бабушкам и дедушкам
— башкиры, как и казахи, любят встречать гостей. Хозяева обязаны встретить и накормить даже незваного гостя. У пришедших гостей есть особое место за столом. А также детям всегда дарят подарки
— башкирские национальные песни похожи на казахские. Этот народ также любит музыку и танцы. К традиционным музыкальным инструментам относятся домбра и кобыз, или кубыз
— башкир с детства учили кататься на лошади, быть наездниками. На больших праздниках устраивают скачки
— в башкирских и казахских именах есть сходства в частицах, которые добавляют в начале или в конце. В основном они означают небесные светила и качества людей
— свадебные традиции отличаются этапами. У башкир сначала идет сватовство, затем бракосочетание и сама свадьба. Свадьба длится три дня. В первый день всех угощает сторона невесты, во второй — жениха. Также в первый день свадьбы проводились национальные игры, скачки. За свадебным столом гостей рассаживали в строго определенном порядке.
За помощь в создании материала выражаем благодарность: Валерию Драгину, Диане Гизятовой, Камилле Ибрагимовой.
Общее в этнической истории башкир и казахов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:19, реферат
Краткое описание
Таким образом, межэтнические связи башкир с казахами устойчиво сохранялись до второй половины XIX в. Об этом свидетельствует широко распространенный в юго-восточной Башкирии этноним «казах». Смешанные браки были естественным явлением между башкирами и казахами. Недаром царизм запретил известным указом 1747 г. браки между башкирами и казахами. Сближению и тесным контактам послужила сама историческая обстановка. Башкиры и казахи совместно выступали в антифеодальных движениях XVIII века, нередко казахские степи служили убежищем для башкир, преследуемых царизмом. В первой половине XIX в. частыми были переходы казахов Младшего жуза на башкирские земли, что было вызвано внутриполитической борьбой и сильнейшими джутами.
Прикрепленные файлы: 1 файл
казахи и башкиры.docx
Общее в этнической истории башкир и казахов
История этнических связей между казахами и башкирами уходит своими корнями в эпоху бронзы. В этот период обширные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана, и Средней Азии были заселены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами андроновской культуры.
Контакты, которые зародились в эпоху бронзы, окрашиваются в новые тона в тюркский период. В этнической истории населения Башкирии с древнейших времен до XIII в. исследователями выделены разные этапы. Р. Г. Кузеев разделил этот отрезок времени на два этапа: 1) с древнейших времен до IV в. н. э.; 2) с IV по XIII в. Первый этап связывается им в основном с местными финно-угорскими, сармато-аланскими и, частично, с монголоидными племенами древнетюркского происхождения. Второй этап характеризуется как время наиболее интенсивного проникновения в местную среду тюркоязычных кочевников, связанных с гуннами, волжскими булгарами, печенегами, огузами, половцами. В этногенетическом аспекте важной, и в тоже время весьма сложной темой является история миграций и расселения тюркских и тюркизированных племен в эпоху средневековья, начиная с I вв. н. э. почти до середины II тысячелетия, когда передвижения тюркских и других племен захватывали значительную часть Евразийского континента. Одним из крупных результатов этноисторических процессов указанной эпохи стало распространение тюркских языков на огромной территории и появление тюркских государств. Физический тип башкир сложился в результате смешения как европеоидных, так и монголоидных племен, при антропологической характеристике различных групп населения отмечаются заметные локальные особенности. Для башкир восточной области характерна интенсивная пигментация, ярко выраженная монголоидность. В южной части области (юго-восток Республики Башкортостан) распространен южносибирский тип, связывающий башкир с казахами. Южносибирский расовый тип охватывает большую часть казахов, части узбеков, каракалпаков, что указывает на общность расогенетических корней этих народов. Формирование комплекса признаков этого расового типа наиболее активно происходило в эпоху Золотой Орды в XIII-XIV вв. А. И. Добросмыслов отмечал сходство в чертах лица казахов-джагалбайлинцев с башкирами. А. Н. Харузин, опираясь на цифровые данные П. С. Назарова, выдвинул предположение о близости тунгаурских башкир к киргизам, а бурзянских, усерганских и отчасти кыпчакских –изучая быт, хозяйство «некоренных» народов России, обращает внимание на их этнический состав. Представитель этой эпохи Н. А. Аристов ознакомившись с трудом П. И. Рычкова «Топография Оренбургской губернии» высказал мысль, что в период образования башкирского народа часть казахских родов влилась в их состав и что в дальнейшем по названиям казахских родов были названы башкирские волости и тюбы.
Каждой из основных башкирских тамг можно подыскать одну или несколько совпадающих с нею тамг у казахских племен. Казахско-башкирские этнонимические параллели, их более 20-ти, позволяют установить этническую близость башкир не только с племенами соседнего Башкирии Младшего Жуза казахов (табын, теляу, таз-тазлар, тама-тана, ягалбай, байулы, кереит, маскар, жети-уру), но и Среднего (кыпчак, кара-кыпчак, кара-герей, ктай, найман) и Старшего (канглы, дулат, усунь, кармыш, бадрак, тастар, байдар, бесъ-тэнъ-бала) Жузов. В XVIII-XIX вв. происходит постепенное исчезновение этнографических связей с Азией и активизируется контакты с тюркскими и финно-угорскими народами Поволжья и Приуралья. Но, несмотря на это, южный и юго-восточный Башкортостан является в рассматриваемый период наиболее активной зоной взаимодействия с казахами. Ряд родовых отделений имеют названия этнонимического характера, которые относятся к группам семей инонационального вкрапления в состав башкир: «казах», «калмак». Этноним «казах» отмечается в составе башкирских племен бурзян – 11, усерган – 9, тамьян – 4, тангаур – 2, кыпсак
В. Н. Татищев и А. В. Попов пишут что, «киргизы называют башкир истяк. По словам ахуна Абульмениха Абульфеизова некой хан нугайской пошел войною на остяков (иштяков) и правил покоренными. Когда нугайцы с Джанибек-ханом пошли к Кубань-Дарье, они остались и от них происходит нынешний народ башкирский». Иштяк является и этнонимом и антропонимом. Среди казахов есть группа родов «естек», которые свое происхождение связывают с башкирами. Казахи-естеки компактно проживают в Западном Казахстане. В своих работах Р.Г. Кузеев отмечает, что в объединение «естек» входят племена, большинство которых связывают с Приаральем, долиной Сырдарьи, и вообще со Средней Азией. Распространение антропонима в форме имен и фамилий среди казахов можно проследить по архивным данным. Наличие антропонима Иштакбай в юго-восточных районах Башкирии подтверждает мысль о значительной степени взаимодействий башкир и казахов. В XVIII-первой половине XIX вв. наблюдается возвращение из казахской степи башкирских семей, скрывшихся там после восстаний 1739-1740 гг. 1755 г. Из плена 1761 г. возвратились 6529 человек. В современных башкирских деревнях Баймакского, Абзелиловского, Хайбуллинского, Зилаирского, Зианчуринского районов бывших волостей 6-го, 7-го кантонов Верхнеуральского уезда есть башкирские семьи, которые свое происхождение связывают с казахами, т. е. «казак токомо». С предком казахом связывают происхождение своего рода и основание деревень (сел) жители Акьяра, Байгускара, Карьяна Хайбуллинского района. К предку казаху восходит, согласно преданиям, история деревень Аркаул, Ахун, Бадрак, Идельбай, Ильтаево, Махмут, Мечетли, Мусат, Мукаево в Салаватском районе. Кусимово в Абзелиловском районе и ряд аймаков с. Темяс в Баймакском районах. Выход в мае 1808 года указа, по которому разрешалось «всем казенным, наипаче магометанского закона селениям, внутри линии расположенным, принимать к себе киргизов по их собственному желанию, обращать в поселения на равных правах и обязанностях со старожилами тех селений», способствовало массовому переходу через линию казахских семей и причисление к «башкирцам». А. И. Добросмыслов пишет, что «вследствие неурядиц и обеднения многие киргизцы проявили большое стремление к переходу на жительство в Башкирию; особенно много бежало сюда семейств, членами которых были башкирские женщины, захваченные киргизами в плен, в разное время. Преимущественно киргизы бежали в 9-й, 6-й и 4-й башкирские кантоны. Многие из беглецов испрашивали разрешение пограничного начальства на водворение. Башкиры, а их еще больше, селилось там тайно, без всякого вопроса». Казахские семьи, переселившиеся на башкирские земли, можно проследить по материалам переписей XIX века. Так, в 1808 г. перешло на жительство 86 казахов в 9-й башкирский кантон, в 4-й – 22 человека, в 6-й – 38. В основном, это были казахи из рода жагалбайлы, тама, шекты Младшего жуза и рода кыпчак Среднего жуза. К 1816 г. в Оренбургском уезде (9-й кантон) уже насчитывалось 326 душ обоего пола башкир из «казахов». По данным Оренбургской пограничной комиссии, из казахов, зачисленных в «башкирское сословие» за 1799-1815 гг. было 1226 (863 муж. и 363 жен.) душ.
Таким образом, межэтнические связи башкир с казахами устойчиво сохранялись до второй половины XIX в. Об этом свидетельствует широко распространенный в юго-восточной Башкирии этноним «казах». Смешанные браки были естественным явлением между башкирами и казахами. Недаром царизм запретил известным указом 1747 г. браки между башкирами и казахами. Сближению и тесным контактам послужила сама историческая обстановка. Башкиры и казахи совместно выступали в антифеодальных движениях XVIII века, нередко казахские степи служили убежищем для башкир, преследуемых царизмом. В первой половине XIX в. частыми были переходы казахов Младшего жуза на башкирские земли, что было вызвано внутриполитической борьбой и сильнейшими джутами.
«Особенности материальной культуры башкир и казахов, обусловленные кочевым образом жизни» основное внимание уделено кочевому скотоводческому хозяйству башкир и казахов. Много общего наблюдается в скотоводстве башкир и казахов. Это отразилось в содержании скота, в составе стад, системе кочевок, распределении пастбищных угодий, порядке выпаса скота, устройстве зимовок, выделке и обработке продуктов скотоводства. Путем сопоставлений известий И. Г. Георги, П. С. Палласа, А. И. Лепехина со сведениями других, более ранних источников, легко восстанавливается характер башкирского и казахского скотоводческого хозяйства. Они обратили внимание на сходство башкирского и казахского хозяйства. Как писал Георги: «Скотоводство их вообще башкирскому подобно. Да и самый род лошадей и рогатого скота таков же». Скотоводство казахов и башкир основывалось, по наблюдениям И. Г. Георги, на разведении лошадей, верблюдов, крупного рогатого скота, овец и коз. В отличие от Аравии и Сахары в евразийских степях не было ни чистых верблюдоводов или коневодов, ни чистых овцеводов. Это объясняется умеренной климатической зоной, в которой находился евразийский степной номадизм, а также проблемой корма в зимний период, который скот вынужден был добывать из-под снега.
По своему характеру башкирское скотоводство в восточной, зауральской части Башкирии, а ранее и в степной, юго-западной, практически не отличалось от скотоводства соседящих с ними степных кочевников – казахов. Несмотря на отдельные отличия в системе кочевания (башкирам присуще вертикальное, казахам меридиальное кочевание), наблюдаются одинаковые способы в распределении пастбищных угодий и ухода за скотом. По мнению Р. Г. Кузеева, древние районы кочевого скотоводства возникли и развивались примерно в аналогичных с Южным Уралом природно-географических условиях: на Алтае, предгорьях Тянь-Шаня, в Монголии, Северном Кавказе. Есть серьезные основания полагать, что примерно с середины I тысячелетия н.э. юго-восточный Урал, а позднее южное и юго-западное Приуралье входили в единый территориально-хозяйственный комплекс с северным Приаральем и низовьями Сырдарьи. Здесь установился круглогодовой цикл кочевки с учетом климатических особенностей отдельных частей этого огромного региона. Как отмечает С. М. Ахинжанов, вероятно, уже в середине XI в. среди кыпчаков сложилась та пастбищно-кочевая система с сезонной перекочевкой на лето к Иртышу – Ишиму и на зиму к Сырдарье на юг, которой пользовались казахи в изучаемое нами время. Конец XVIII в. характеризуется переходом башкир от кочевого скотоводства к полукочевому с более или менее длительным пребыванием в зимнее время на одном месте. Основные внешние параметры развития кочевого хозяйства в начале XIX в. проявляются в следующих особенностях. В отличие от предыдущих эпох, идет поступательный процесс определенности кочевых общин в системе земельных отношений и усиливается процесс оседания башкир и казахов. Однако, несмотря на изменения, до второй половины XIX в. ведущим направлением в хозяйстве башкир и казахов оставалось кочевое и полукочевое скотоводство.
Господство кочевого натурального хозяйства у башкир и казахов способствовало развитию различных видов домашнего ремесла: ткачества, кошмоваляния, обработки дерева, кожи и т.д. Домашние промыслы башкир и казахов, обусловленные кочевым образом жизни, имели общие черты.
Самыми многочисленными изделиями в кочевническом хозяйстве были различные войлоки. Это объясняется кочевым образом жизни и существованием юрты как основного жилища у башкир и казахов. Войлоком крыли жилище – юрту, застилали пол, завешивали ее решетчатые стены.
«Духовная культура башкир и казахов и их общность» рассматриваются обычаи, верования и обряды башкир и казахов. Большое влияние на быт башкир и казахов оказывали ислам в сочетании с доисламскими верованиями – культом неба, культом предков, культом огня. Традиционная демонология и связанные с ней обряды, сакральные приемы охраны детей, магическая практика, фетишизм, шаманские способы «лечения», культ умерших и предков – все это коренилось в рамках семьи. Широко бытовали у башкир и казахов и дожили до наших дней различные обряды вызывания дождя, связанных с древнетюркским божеством. Моления устраивались в тех случаях, когда не было дождя, наступала засуха. Хотя представления башкир и казахов о божестве Ер-Хыу были сильно исламизированы и имели крайне расплывчатый характер, нетрудно видеть, что они сохранили общие черты с верованиями древних тюрков.
Согласно показаниям источников, кыпчаки в начале II тысячелетия н. э. почитали солнце, огонь. Ибн ал-Асир свидетельствует, что кыпчаки почитали солнце и «поклоняются солнцу при выходе его». Огонь у башкир и казахов использовался в лечебных, магических, семейно-культовых целях. Очищающее свойство огня проявлялось у них в обряде, связанном с переходом с одного кочевья на другое: люди и скот проходили между двумя кострами. Нравы и обычаи башкир и казахов имеют общетюркские корни. Среди них выделялись категории духов-хозяев гор, рек и т. д. Культ гор очень древен, и, во всяком случае, в древнетюркской среде он был, безусловно, известен. Башкиры «хозяевам гор» дарили разноцветные ленточки из ткани, которые молодые девушки вешали на одинокое дерево. Подобное явление отмечено и у казахов. Паллас отметил почитание гор у казахов Младшего жуза: «Около 40 сажен от крепости в юго-западную сторону находится холм… Киргисцы почитают сию гору за святую… почитая за жертвоприношение…приходят туда праздновать, совершают по их обыкновению хождение околы горы, и притом молятся стоя на коленях, омывшись на передь в близ находящихся болотинах». Сравнительный анализ сохранившихся у этих народов поверий об албасты, дэвах и других мифологических и демонических существах показывает, что имеется очень много близкого в описании их внешних черт, их действий. На наш взгляд, можно предположить, что их распространение у башкир, так же как и у казахов, связано с общим тюркским слоем, вошедшим в состав обоих народов. Мы утверждаем, что часть башкирских племен связана генетически с казахскими племенами. Именно этим обстоятельством, а не просто заимствованием отдельных элементов культуры, можно объяснить коренные черты общего в фольклоре, в религиозных пережитках башкир и казахов. Конечно, нельзя забывать и весомость всего последующего исторического контактирования народов.
Башкиры ближе к хантам и прото-венграм, татары — к европейцам
Ученые изучили генотип и проанализировали результаты по 1076 представителям 30 групп, проживающих от Балтийского моря до Байкала. Издание BioMed Central (BMC), специализирующееся на публикациях об исследованиях в области биологии, медицины, онкологии и других наук, обнародовало материал об исследовании ДНК этих народов, сделав особый акцент на регион Идель-Урал. «Idel.Реалии» решили изучить материал и рассказать своим читателям об основных выводах ученых об этногенезе народов Поволжья.
Мобильное приложение Idel.Реалии
Ученые обнаружили необычно высокий уровень сходства на уровне генетики между представителями нескольких этнических групп Сибири, таких как ханты и кеты, с носителями большого количества различных языков на огромных географических просторах. Оказалось, что существует значительное генетическое родство между хантами и тюркоязычными жителями Урала, то есть башкирами. Такое открытие усиливает аргументы сторонников, выступающих в пользу «финно-угорского» происхождения башкир. Исследование также показало, что в башкирском генетическом ряде отсутствует главный «ядровой» ген какой-либо группы, и он представляет собой смесь тюркских, угорских, финнских и индоевропейских генов. Это указывает на многосложное переплетение генетического ряда тюркских и уральских групп населения.
Сравнение с генетическими структурами народов Сибири и географией региона, который они населяют, показывает, что имело место «Великое переселение народов Сибири», приведшее к взаимному «генетическому обмену» в Сибири и части Азии.
Восточные славяне на генетическом уровне оказались похожими друг на друга. Носители славянских языков Восточной Европы в целом имеют схожий генетический набор между собой. Украинцы, белорусы и русские имеют почти одинаковые «пропорции» генов народов Кавказа и Северной Европы, при этом практически не имеют азиатского влияния.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На что обижаются народы России
В Центральной Азии у носителей тюркских языков, включая казахского и узбекского, доминирует центрально-азиатский ген (>35%). У башкир его оказалось меньше (
20%). У чувашей и татар Поволжья центрально-азиатского компонента еще меньше (
Доминирующий ген у народов Западной и Центральной Сибири (ханты, манси, кеты и селькупы) представлен также в западной части Уральских гор. Так, он выявлен у коми (16%), удмуртов (27%), которые относятся к пермской ветви уральских языков. Тот же компонент представлен у чувашей (20%) и башкир (17%), тогда как у татар его доля значительно ниже (10%). Интересно, что этот же ген имеется на незначительном уровне у тюркских народов Центральной Азии (5%).
Восточно-сибирский компонент представлен у носителей тюркских и самодийских языков Центральной Сибирской равнины: у якутов, долган и нганасанов. Этот же компонент обнаружен у носителей монгольских и тюркских языков в районе Байкала и Центральной Азии (5-15%), в меньшей степени (1-5%) — у носителей тюркских языков региона Идель-Урал.
РАЗНЫЙ ИДЕЛЬ-УРАЛ
Регион Идель-Урал населен, как известно, в основном тремя группами народов: уральские, тюркские и славянские. Башкиры и татары являются представителями главных тюркоязычных этносов региона. Несмотря на то, что эти народы живут в одном регионе, имеют взаимопонимаемые языки, генетически они значительно отличаются. У татар много общего в генетике с соседними народами, тогда как у башкир — с проживающим в других регионах. Поэтому это дает основание говорить о том, что башкиры изначально не тюрки, а этническая группа, перешедшая на тюркский язык.
Есть три основные версии происхождения башкир: тюркская, финно-угорская и иранская. Согласно тюркской версии большинство предков башкир формировались из тюркских племен, мигрировавших из Центральной Азии в первом тысячелетии нашей эры. Финно-угорская версия держится на предположении, что башкиры произошли от мадьяр (венгров), а потом были ассимилированы тюрками. По иранской версии башкиры являются потомками сармат из Южного Урала.
В целом исследование усиливает аргумент в пользу финно-угорского происхождения башкир. Много компонентов в генетическом ряду башкир совпадает с таковыми хантов, этнической группы родственной венграм. Интересно и то, что некоторые исследователи указывают на использование этнонима «башкиры» в отношении венгров XIII века. Известно, что мадьяры (венгры) формировались между Повольжем и Уральскими горами. В VI веке они переместились в степи Дон-Кубани, покинув прото-булгар, а затем переселились в места, где проживают и ныне.
Башкиры, несмотря на свою тюркоязычность, были подвержены влиянию древних северных евро-азиатских народов. Таким образом, генетический ряд и культура башкир разные. В свою очередь народы Восточной Европы, говорящие на уральских языках, имеют генетическое родство с хантами и кеттами.
Следует отметить, что геном близких по языку башкир и татар Поволжья имеет мало общего с их «предками» из Восточной Азии или Центральной Сибири. Татары Поволжья представляют собой в генетическом плане смесь булгар, имеющих значительный финно-угорский компонент, печенегов, куман, хазар, местных финно-угорских народов и алан. Таким образом, татары Поволжья в основном являются европейским народом с незначительным влиянием восточно-азиатского компонента. Генетическое родство татар с различными тюркскими и уральскими народами региона Идель-Урал очевидно. После завоевания региона тюркскими народами предки татар и чувашей испытали значительное влияние на язык, при этом сохранили свой оригинальный генетический ряд. Скорее всего эти события произошли в VIII веке нашей эры, после переселения булгар в низовьях Волги и Камы и экспансии тюркских племен.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Для меня национальное самосознание и демократические устремления — вещи неразделимые»
Авторы исследования предполагают, что башкиры, татары, чуваши и носители финно-угорских языков имеют общий тюркский ген, который в Идель-Урале возник в результате тюркской экспансии на регион. Однако финно-угорский субстрат не был однородным: у татар и чувашей финно-угорский субстрат состоит в основном из «финно-пермского» компонента, тогда как у башкир он «мадьярский» (венгерский). Тюркский компонент у башкир без сомнения довольно значимый, и он отличается от тюркского компонента татар и чувашей. Башкирский тюркский компонент свидетельствует о влиянии на эту этническую группу со стороны Южной Сибири. Таким образом, тюркские гены башкир делают их ближе к алтайцам, киргизам, тувинцам и казахам.
Анализ по принципу генетического родства недостаточен, чтобы категорично утверждать о финно-угорском происхождении башкир, однако он указывает на раздельность по периодам генетичских компонентов башкир. В своем исследовании ученые показали, что генотип башкир многогранен, разнокомпонентен, и у этой этнической группы отсутствует какой-то главенствующий генотип. Как отмечалось, башкирский генотип включает тюркские, угорские, финнские и индоевропейские гены. В этой мозаике нельзя точно сказать о каком-то главном компоненте. Башкиры — единственный народ в регионе Идель-Урал с таким разнообразным набором генов.
Ранее «Idel.Реалии» писали о том, что российские СМИ (в том числе, и татарстанские) растиражировали новость о том, что крымские, казанские и сибирские татары являются генетически разными группами, и поэтому никак не могут быть частями единого татарского этноса, сформировавшегося в средние века.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Администратор татарского ДНК-проекта Максум Акчурин — о дискуссии вокруг происхождения татарского этноса
Тогда еще старший научный сотрудник Центра этнологии Института истории, доктор исторических наук Дамир Исхаков также озвучил свою позицию по данному вопросу.
Он заявил, что «с биологической стороны результаты генетического исследования верны, но определение наций по этим результатам может привести к ошибочным последствиям, потому что нация рождается в ходе языковых, культурных и политических процессов». Исхаков, как и Рафаэль Хакимов, говорил о политической подоплеке организованного тогда исследования.
Более детально с результатами исследования BioMed Central (BMC) на английском языке можно ознакомиться здесь.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.
рамазан алпаут
Журналист «Idel.Реалии». Пишет о Поволжье сквозь призму федеральной и международной повестки, освещает межрегиональные связи субъектов ПФО с другими регионами России. Один из ведущих видеопроекта «Реальные люди 2.0».