чем похожи белка и ворона
Урок литературного чтения во 2-м классе. Э.Шим. «Белка и Ворон», Е.Трутнева. «Осень»
Оборудование: учебник «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», 2 класс (часть 1), схема, модель, цветные карандаши.
I. Проверка уровня начитанности учащихся.
1. Работа со схемой
– Ребята, у каждого на парте лежат схемы.
– Вы должны вспомнить фамилии авторов, которые писали о природе.
– Работайте.
Учитель на доске заполняет такую таблицу после ответа детей.
Проверка выполненной работы.
– Так кто писал произведения о природе?
– Пушкин.
– Поставьте + те, у кого есть такая фамилия в схеме.
– Какие произведения Пушкина мы изучили?
– «Уж небо осенью дышало».
– А можешь прочитать это стихотворение наизусть или по учебнику?
– А кто может?
Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».
Вопросы отвечающему дополнительно.
– Так какое произведение ты читал?
– Пушкин «Уж небо осенью дышало».
Выставление оценок с комментированием.
– Серёжа читал стихотворение выразительно, правильно назвал произведение, поэтому получает оценку «5» или были ошибки, прочитал не очень выразительно, допустил при чтении ошибки, поэтому оценка только пока «4».
– Назовите другого писателя, который писал о природе.
– Скребицкий.
– Поставьте +, у кого есть такая фамилия в схеме.
– А кто назовёт произведение, которое мы читали?
– «Осень».
– Откройте учебники на стр. 107, прочитаем это произведение по абзацам.
– А что такое абзац?
– А что нам поможет ответить на этот вопрос?
– Книга «Книгочей».
– Найдите определение, прочитайте.
– Начинаем читать по абзацам.
– Какое произведение мы читали?
– Скребицкий «Осень».
– Назовите ещё одну фамилию, которую вы вписали в схему.
– Пришвин.
– У кого записана такая фамилия, поставьте +.
– Как называется это произведение?
– «Осеннее утро».
– А где находится это произведение?
– В хрестоматии.
II. Постановка темы и цели урока
– Ребята, а теперь я поставлю перед вами трудную учебную задачу.
– Вы будете работать с новым произведением.
– Сейчас самостоятельное первичное чтение. (учим самостоятельно работать с текстом произведения)
– Кто прочитает – не забудьте перевернуть кружочки (переворачивают на цветную сторону, кто уже прочитал).
– С каким произведением вы работали?
– «Белка и Ворон».
– Найдите и прочитайте фамилию автора.
– Шим.
– Прочитайте заголовок.
– «Белка и Ворон».
– А кто правильно назовёт произведение?
– Шим «Белка и Ворон»
– А что это?
– Сказка.
– Докажите. – О ком или о чём произведение?
– О животных.
– В нём животные разговаривают и умеют считать.
– В произведении главными действующими лицами являются животные, а они разговаривают.
– В тексе вам встретилось слово торопыга.
– А кто может объяснить значение этого слова?
Торопыга – тот, кто всегда очень спешит.
1. Работа с текстом
– Ребята, сейчас мы будем читать и наблюдать за текстом.
– Когда вы читали, что необычного заметили в этом тексе?
– Текст написан в форме диалога.
– А что такое диалог?
– Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
– В учебнике или в книге «Книгочей».
– Найдите, прочитайте определение.
– Сейчас мы будем читать сказку по ролям.
– Я буду вороном, а белкой будет (любой ученик).
– А теперь будете читать сказку по ролям в парах, друг другу.
2. Работа в тетрадях
– Откройте тетрадь, выполним задание № 1.
– Прочитай задание к 1 упражнению.
– Прочитай и укажи стрелочкой самостоятельно.
– Белка какая? Докажи словами из текста.
– Самостоятельно выполните 2 задание в тетради.
– Проверим работу.
– Читай, о каком времени года говорится в тексте?
– Об осени.
– Докажите, что всё происходило осенью?
– Запасы делают только осенью.
3. Литературная пауза
Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день,
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-влево целый день
Прыгать белочке не лень.
Прыжки в стороны чередуются с приседанием и бегом по маленьким кругам.
III. Работа со стихотворением Трутневой «Осень»
1. Знакомство со стихотворением
– Послушайте стихотворение (чтение учителем), не называть заголовок и автора.
– Смоделируйте обложку.
– Почему зелёный треугольник?
– Стихотворение о природе.
2. Чтение стихотворения по картинкам
– Прочитайте стихотворение по картинкам.
– Подберите строчки из стихотворения, которые подходят к рисунку.
–Прочитайте задание к тексту (работа по вопросам)
– С кем поэт сравнивает берёзку?
– Подтвердите словами из текста.
– Прочитайте стихотворение выразительно.
– Что значит читать выразительно?
– Это значит соблюдать знаки препинания и делать разные паузы.
– Какой знак препинания здесь необычный?
– Многоточие …
– Значит, читать надо так (показать)
– Прочитайте выразительно это стихотворение.
– Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
– Вот мы и потренировались читать стихотворение выразительно, дома вы продолжите работать над выразительным чтением: хотите по учебнику, хотите наизусть, по вашему выбору (задание по возможностям каждого ученика, дифференцированно).
– Найдите в стихотворении рифмы?
– Что такое рифма? Найдите ответ в Книгочее и прочитайте.
Литературная пауза
Мы листики осенние
Ветер снова набежал
На ветках мы сидим.
И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели.
Закружились, полетели
Мы летели, мы летели
И на землю снова сели.
И на землю тихо сели.
3. Сравнение двух произведений
– С какими произведениями вы работали сегодня на уроке?
– Шим «Белка и Ворон» и Трутнева «Осень».
– Заполняем вместе с вами таблицу: я на доске, а вы в своих табличках (у каждого на парте лежит заранее заготовленная таблица).
Фамилия автора | Заголовок | Жанр | Тема |
Фамилия автора | Заголовок | Жанр | Тема |
Шим | Белка и Ворон | сказка | о природе |
Трутнева | Осень | стихотворение | о природе |
– Назовите автора первого произведения? Второго произведения?
– Назовите заголовки.
– Определите жанр.
– Определите тему.
– Глядя в таблицу, скажите, что общего у этих произведений?
– Темы.
– Чем различаются?
– Фамилиями, заголовками и жанрами.
4. Домашнее задание
Выполните 2–3 задание к стихотворению «Осень».
Конспект занятия «Птицы, кто они такие»
Конспект занятия: «Птицы, кто они такие»
Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.
формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров., различать особенности поведения птиц.
развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера.
воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.
Интеграция образовательных областей:
• социально- коммуникативное развитие
словесные: загадывание загадок о птицах, беседа о птицах, вопросы, рассказ.
наглядные: рассматривание иллюстраций о птицах, д / и «Покорми птичку», «Кого не стало?»
практические: упражнение, движения детей, имитирующие поведение птиц
активизация словаря: снегирь, синица, зёрнышки, лучи, корм, тёплые края, конверт.
обогащение словаря: запрокидывая, перелётные, зимующие, чёрнокрылый, рябина.
Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, чтение произведений о птицах, заучивание стихотворений о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций.
Педагогические средства: иллюстрации с изображением птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла.) Аудиозапись с голосами птиц.
собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза 1,2,3 открывайте. Ребята я птичья фея, ой а где же мой волшебный чемоданчик, ах вот он. Ребята в этом чемоданчике лежат интересные задания, но что бы его открыть и узнать, что там лежит нужно отгадать загадку.
У них есть крылья, голова.
Две лапки клюв и перья
Все появляются с яйца
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
Воспитатель: правильно ребята птицы. Говорить мы сегодня будем о птицах. Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.
Воспитатель: Эту птицу каждый знает,
В тёплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
Громко с самого утра:
Всех торопит (Воробей)
Воспитатель: правильно ребята это воробей.
Воспитатель: Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Воробьи летают стайкой. Вместе легче заметить опасность, быстрее найдёшь корм.Они всегда прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой держатся ближе к жилью человека. Воробьи между собой перекликаются «чив – чив».В народе говорят: «мал воробей, да удал» Ворону, воробья, мы видим в городе круглый год.
Воспитатель достаёт из конверта иллюстрации птиц и предлагает детям из иллюстраций найти воробья. Дети вместе с воспитателем рассматривают внешний вид воробья.
-Чем покрыто тело воробья?
-Как кричит воробей?
— Где легче найти корм воробью?
-Воробей зимующая птица?
Воспитатель: отгадайте ещё одну загадку
Особа всем известная,
Увидит тучку тёмную
Взлетит на ель зелёную.
И смотрит, словно с трона.
Воспитатель: правильно ворона. Ребята покажите её на картинке
Воспитатель: ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.
— Ребята что вы запомнили о вороне?
-Какого цвета у неё перьевой покров?
— Какой у вороны клюв?
-Чем отличается ворона от воробья?
Речевая подвижная игра со звуком Р «Вороны».
Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:
«Как под елочкой зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло раскричались.
Вот собака прибегает,
И зимой ей не сидится:
Под моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку (Синица)
Воспитатель: правильно ребята синица. Покажите её на картинке.
Воспитатель: синичка живёт там где холодно, тепло она не любит. Она маленькая, шустрая. У неё чёрная головка и жёлтая грудка, коричневые пёрышки. Назвали её так за песенку «синь-синь».
Воспитатель: ребята давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?
-Какого у неё цвета грудка?
— Почему её так назвали?
Скачет шустрая синица
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы влево- вправо)
И с дорожки – на плетень,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять (Снегирь)
Воспитатель: правильно ребята снегирь. Красавец снегирь прилетает перед первым снегом.И народ заметил: снегири прилетели- значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём. Свист снегирей похож на звук флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами.
— Какого цвета у снегиря грудка?
— Чем питается снегирь?
— В какое время года прилетает снегирь?
-На что похож свист снегирей?
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Воспитатель: дятел – птица умная, у него острый клюв, стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы.
-Ребята, какой у этой птицы клюв?
-Чем покрыто тело воробья?
— Чем отличаются птицы друг от друга?
Д / и «Кого не стало»
Педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из птиц, а затем предлагает отгадать, какой птицы не стало.
Воспитатель: многие виды птиц издают очень приятные для человеческого уха звуки. Пение служит птицам для общения друг с другом
Психогимнастика «Птички» (с сопровождением аудиозаписи)
Воспитатель: ребята давайте представим с вами, что мы птицы.
Ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки.Им снятся приятные сны: о лете, о тёплом солнышке, как они поют. Утром когда лучи солнышка касаются их, птички просыпаются, расправляют сначала одно крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь во круг. А потом принимаются за дело летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои крылышки к его тёплым лучам.
Рефлексия: дети садятся на ковре по кругу.
— О каких птицах мы говорили?
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Такие разные матрешки» в рамках проекта «Страна народных мастеров» Интеграция образовательных областей: познание, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие. Методические.
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на тему: «Такие разные цветы» Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему:«Такие разные цветы» Интеграция.
Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.
Конспект занятия «Кто такие животные» Цель. Углубить и обобщить представления детей о разнообразие животного мира (насекомые, птицы, звери, рыбы). Задачи. Способствовать развитию.
Конспект занятия по познавательному развитию «Такие разные фрукты» с детьми первой младшей группы Конспект занятия по познавательному развитию «Такие разные фрукты» с детьми первой младшей группы (2–3 года) Направление: познавательное,.
Конспект занятия по предметной аппликации во второй младшей группе «Флажки такие разные» Цель: составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету и форме. Задачи: учить детей составлять линейную композицию из флажков,.
Конспект урока по литературному чтению 2 класс на тему: Э.Шим «Белка и Ворон», Е.Трутнева » Осень», Н.Сладков «эхо»
3)рассказ об авторе
4.знакомство с произведением Шим «Белка и Ворон»
5. подготовка к чтению
6. чтение и анализ произведения Шима
7. работа с рабочей тетрадкой
8. Знакомство со стихотворением «Осень»
9. словарная работа
11. Работа с рабочей тетрадью
12. знакомство с произведением Сладкова «Эхо»
13) анализ произведения
14) работа с рабочей тетрадкой
Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут, Екатерина Михайловна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда догадайтесь сами.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем.
Да, мы сегодня совершим путешествие в красочный мир осени. Познакомимся с новыми произведениями о родной природе, познакомимся с лесными жителями, посмотрим, как они живут осенью.
Сегодня мы познакомимся с произведением Э.Шима.
Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт ) (1930—2006) — русский писатель, драматург. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. Начав печататься с 1949 года, Эдуард Шим писал преимущественно для детей, и о природе.
Ребята догадайтесь, как называется наше первое произведение?
ЦБЖЕТЛУКМА И ПВШОСРИОХН
Да правильно, это произведение называется «Белка и Ворон»
Откройте учебник на странице 111. Это произведение вы прочитаете самостоятельно. Но прежде чем вы приступите мы разберём те слова, которые могут быть вам не знакомы.
Слова ТОРОПЫГА кто-нибудь знает что это?
ТОРОПЫГА – это тот, кто всегда спешит.
Теперь прочитаем это произведение. Читаем по одному предложению.
1)Можно ли назвать героиню произведения торопыгой?
2) Как можно назвать ворона?
2) Вам понравилось это произведение?
4) Ребята, а что это сказка или рассказ?
5 ) Докажите. О ком или о чём это произведение?
Правильно это сказка. В ней главные герои животные, а они разговаривают.
Теперь давайте почетам по цепочке. Читаем по одному предложению, начиная с первой парты.
Когда вы читали, что необычного вы заметили?
А что такое диалог?
Давайте прочитаем на слайде что это.
1) Кто главный герой сказки Э.Шима?
2) Как Ворон и Белка обращаются друг к другу? Прочитайте.
3) Какие вопросы задавала Белочка?
4) Какая она по характеру?
5) Каким вы представляете ворона?
Теперь отложите учебник в сторону. Возьмите рабочую тетрадку, откройте страницу 46 №1
Вам нужно указать стрелками, какими были Ворон и Белка.
Выполняйте самостоятельно, после чего мы проверим.
Какая были белка и ворон?
Белка : вежливая, запасливая, бойкая.
Ворон: умный, важный, ворчливый.
Задание номер 2. Напишите, о каком времени года говорится в сказке?
Осень — это всегда интересные изменения. Это не только нарядные желтые листья, но и холодные ветры, словно дыхание северной стороны, несут первый снег, первые морозы. Месяц другой, и далеко ушло теплое лето. Об этом мы прочитаем в произведении Е.Трутневой «Осень».
Евгения Федоровна Трутнева. писатель, поэт. Известная детская поэтесса. Воспитывалась приемными родителями. После окончания в 1904 г. гимназии в г. Перми работала в конторе Пермской железной дороги, в канцелярии губернского земства, секретарем и классной наставницей в перм. женской гимназии имени. Стихи начала писать, когда училась в гимназии. В 1940 г.
Стихи начали печататься в свердловской детской газете «Всходы коммуны» В годы Великой Отечественной войны находилась на общественной работе – вела переписку с бойцами, ее стихи печатались во фронтовых газетах. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
Давайте прослушаем стихотворение «Осень»
1)Понравилось ли вам это произведение?
2) Какими впечатлениями вам хочется поделиться?
3) Какое настроение вызвало у вас это произведение?
Давайте прочитаем так, чтобы передать радостное настроение, чтобы все почувствовали красоту осени.
Как вы понимаете слова вдвое?
Читаем по 4 строчки.
1) С кем сравнивает поэт березку?
2)автор пишет «Это платье золотое У берёзки на плечах.» почему именно золотое, а не красное, фиолетовое?
3)А калина это дерево или кустарник?
4)чем она популярна?
5)ребята о почему дрозды стаями вьются?
6) Прочитайте, что происходит с листьями?
( листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…)
7) А почему листья сыплются дождём?
8) Что делают журавли? Прочитайте.
9)куда они полетели мы можем предположить?
Ребята откройте рабочие тетради на странице 46 №1
Вам нужно дописать слова из текста.
Выполняйте, после чего мы проверим.
Стало вдруг светлее _____________,
Двор как в солнечных ___________-
Это платье _____________________
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Последнее произведение, с которым мы сегодня познакомимся, написал Николай Иванович Сладков.
Николай Иванович Сладков родился в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, богатый тайнами природы. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия. Вместо неё стал заниматься фотоохотой.
А как называется наше произведение, вы узнаете, отгадав загадку.
Что такое эхо? Как вы понимаете?
( Эхо- отражение звуков от разных предметов, когда то слово, которое мы произнесли, снова услышим, но не полностью, а только его окончание).
Ребята, как вы уже поняли наше произведение, называется «Эхо»
Сейчас прослушаем это произведение.
2) Каким вы представляете лес?
3) Какое настроение вызывает этот разговор с лесом?
Ребята, а вы знаете, что такое ИЛ ?
Теперь мы с вами ещё раз прочитаем этот рассказ.
Читаем по цепочке по 1 предложению.
1) К кому сначала обратился автор? (к эхо).
2) Куда же пропали лесные листья? (опали).
3) Когда полностью опадают листья с деревьев ранней осенью или поздней?
4) Как вы понимаете, трава лесная « ниже, ниже, ниже»?
5) Как вы думаете, а куда улетели птички?
6) Все ли птицы улетают в тёплые края?
7) Как речные обитатели подготовились к зиме?
8) Что нам рассказало лесное эхо про белочек и зайчиков?
8) К нам пришли два зайчика. Какой из них поменял шубку на зимнюю, какой из этого рассказа?
9) Почему наш зайчик в белой шубке?
10) С чем сравнивает автор лес? Найдите и прочитайте это предложение в тексте.
11) Найдите и правильно прочитайте восклицательное предложение.
12) Найдите в тексте слово-обращение в уменьшительно-ласкательном значении?
13) Почему так ласково обращается к ним автор?
Молодцы ребята,вы хорошо справились.
Теперь откройте рабочую тетрадку страница в чем разница» rel=dofollow»>страница 47 №1. Напишите ФИО автора самостоятельно.
Давайте проверим, правильно ли вы сделали.
Теперь задание №2 выполните самостоятельно, мы потом проверим.
— Куда это листья лесные пропали?
-Птички-певички, давно ли вы пели?
-Так что же случилось в лесу? – мы спросим.
У вас на партах лежат листочки. Подпишите их. Это тест если вы внимательно слушали, то вы ответите на все вопросы.
1)Укажи стрелочками автора каждого произведения.
Э.Шим «Белка и Ворон»
2)какой была белочка в сказке «Белка и Ворон»?
4) куда полетели дрозды и журавли из стихотворения «Осень»
5) Кто отвечал автору на его вопросы в произведении «Эхо»
Ребята кто закончил, положите на край парты. Как урок закончится, положите на стол учителя свои работы.
Ребята давайте вспомним, что сегодня проходили на уроке.
С какими произведениями мы сегодня познакомились?
Про каких писателей мы сегодня говорили?
Ребята у вас на партах лежат квадратики.
Зелёный – я понял тему урока и я не допускал ошибки
Жёлтый- я понял тему урока, но были незначительные ошибки
Красный – я не понял тему и было много ошибок.
Наш урок подошёл к концу, спасибо за урок, мне было приятно с вами работать